Развитие навыков общения ребенка
Трудно назвать хотя бы один полезный навык, который не нужно было бы развивать с детства, ведь дети отлично впитывают информацию. И один из самых важных навыков, который стоит привить ребенку – это умение общаться с людьми и грамотно доносить свои мысли. Это позволит ему успешно социализироваться и благодаря этому стать успешным человеком.
Коммуникативные способности – это индивидуальные психологические особенности личности, которые обеспечивают эффективное взаимодействие между людьми в процессе общения. Их можно улучшать при помощи грамотных методик, настойчивости и практики.
По мнению Ларисы Чернецкой, автора книги «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников», в ребенке необходимо развить три основные составляющие навыки коммуникации.
Первая составляющая: «область желания». Это значит, что нужно выработать потребность в общении, которая определяет желание ребенка общаться с окружающими. Без него не будет никакого прогресса. Если взрослый человек может себя мотивировать самостоятельно, то ребенок этого пока делать не умеет.
Если ребенок не проявляет интереса к общению с ровесниками, это может быть вызвано одной из двух причин:
- физиологические причины: нарушение функций головного мозга;
- психологические причины: проблемы в семье, неудачный опыт общения с ровесниками, то есть эмоциональные травмы.
Вторая составляющая: «область знания». Это то, насколько ребенок имеет представление о правилах и нормах эффективного общения. Так как сам он понятия не имеет об этих нормах, задача их объяснения и демонстрации ложится на плечи родителей. Вы должны показать ему основные приемы: как поддерживать разговор, как разрешать конфликты, выпутываться из трудных ситуаций.
Третья составляющая: «область умений». Эта составляющая делится на несколько компонентов:
- умение адресовать сообщение;
- умение привлечь к себе внимание собеседника;
- аргументированность сообщения;
- доброжелательность;
- умение принять точку зрения собеседника;
- умение заинтересовать собеседника своим мнением;
- активное слушание;
- проявлять эмпатию (сопереживать);
- разрешать конфликтные ситуации.
Если у ребенка развиты все три составляющие, можно говорить о том, что у него развитые коммуникативные навыки.
Вернемся к первой составляющей. Как вызвать «область желания»? Ответ прост: при помощи игр. Все мы знаем, что дети любят играть. Они позволяют им социализироваться, а также проявлять лидерские способности, творческое воображение и умение работать в коллективе.
Поэтому ваша основная задача – найти такие игры и упражнения, которые развивают коммуникационные навыки ребенка и при этом вызывают неподдельный интерес. Вот некоторые из них.
Важно: данные игры подойдут для детей 3-7 лет.
Упражнения и игры для детей на развитие коммуникативных навыков
1
Закончи историю
Это упражнение поможет не только развить коммуникативные навыки у детей, но и поднимет им настроение. Начните рассказ и предложите ребенку закончить его. Данное упражнение пусть и не основано на диалоге, однако научит выражать мысли, причем связно, логически. Так ребенок научится размышлять и делать выводы.
2
Избавление от слов-паразитов
Если ваш ребенок уже употребляет слова-паразиты наподобие «ну», «эм», «как его» и прочие, нужно разобраться с этой проблемой, пока она не перекочевала во взрослую жизнь и не стала укоренившейся привычкой.
Попросите ребенка рассказать сюжет любимой сказки или мультфильма. Заранее скажите, каких слов не стоит произносить и пообещайте маленькие награды, если ему это удастся.
Данное упражнение научит его осознанно относиться к своим словам, а также очистит речь от мусора.
3
Что происходит на картинке?
Это одно из тех упражнений, которые позволяют грамотно выражать свои мысли, структурировать рассказ и быть хорошим собеседником.
Попросите ребенка объяснить, что он видит на картинке. Поощряйте его описывать цвета, людей, декорации и каждую деталь, которую он видит. У старших детей спросите, что, по их мнению, могло произойти до сцены, и что, по их мнению, произойдет позже.
4
Угадывание эмоций
Возьмите сказку или историю с эмоциональным содержанием. Начните читать ее ребенку. Задавайте подобные вопросы:
- Почему главный герой рассердился?
- Что чувствует сейчас этот персонаж? Почему?
Повышение эмоционального интеллекта научит вашего ребенка считывать эмоции других людей и реагировать соответствующе. Лучшие собеседники – именно те, которые понимают чувства других.
5
Импровизация
Это упражнение замечательно для детей всех возрастов. Выберите тему, с которой ваш ребенок знаком или просто любит, и попросите его рассказывать о ней 2 минуты. После этого усложните задачу: выберите другую тему и увеличьте время до 3 минут.
6
Ролевая игра
Составьте карты с различными видами деятельности. Ориентируйтесь на возраст ребенка. Карты могут включать:
- игру с другом, где надо поделиться игрушкой;
- спор с другом;
- быть учителем;
- быть напуганным чем-то.
Вытаскивайте карты. Пусть ваш ребенок изображает то, что находится на карточке. Это поможет ему научиться смотреть на ситуацию с других точек зрения, а также понимать людей.
А теперь – несколько советов, которые помогут повысить навыки общения вашего ребенка.
Советы родителям
Некоторые советы могут показаться очевидными, но это лишь докажет, насколько они важны и нуждаются в воплощении в жизнь.
Регулярно разговаривайте со своим ребенком. Если ребенок не очень общителен, нужно в первую очередь провоцировать его на диалоги с вами. Придумывайте интересные темы, которые могут быть ему интересны, задавайте открытые вопросы, поощряйте длительные размышления.
Не стоит философствовать и пытаться заинтересовать ребенка чем-то далеким ему. Говорите о том, что находится вокруг него, сделайте диалоги актуальными. При этом постоянно вводите новые слова и концепции.
Попросите ребенка описать свой день. Поощряйте своего ребенка рассказывать о том, что произошло с ним в этот день. Вы знаете, что зачастую школьники-подростки на вопрос «Как дела в школе?» отвечают «Нормально» и идут в свою комнату.
Спросите лучше у них «Что тебе понравилось сегодня в школе, а что нет?». Это научит его анализировать прожитый день и описывать свои чувства.
Дополняйте сказанное ребенком. Не стоит общаться в режиме интервью – это выглядит фальшиво и уныло. Вместо этого возьмите за правило дополнять последнюю фразу ребенка.
Если ребенок похвалился своим рисунком, скажите ему: «Вау, похоже, ты очень постарался и проявил много терпения. Что бы ты хотел нарисовать в следующий раз?».
Научите ребенка языку тела. Мы знаем, что большее количество информации во время разговора передается при помощи языка тела, поэтому этот навык нужно развивать с детства.
Скажите ребенку: «Я скрестил руки, потому что немного зол на тебя» или «Я бы хотел, чтобы ты смотрел мне в глаза, когда разговариваешь со мной».
Вы также можете попросить ребенка показать, как двигаются его любимые персонажи из сказок и мультфильмов. Особенно важно, чтобы это были моменты, когда персонажи выражают какие-либо сильные эмоции.
Читайте вместе. Не имеет значения, что вы будете читать. Но желательно, чтобы в книге было много диалогов. Даже если ваш ребенок выбирает одни и те же книги каждую ночь, он развивает лучшее понимание персонажей, сюжета и используемых слов.
Спрашивайте мнение. Эффективное общение требует умения размышлять о своих чувствах. Поэтому попросите ребенка взвешивать ежедневные решения.
Это может быть что-нибудь простое вроде: «Как думаешь, когда нам следует пойти в библиотеку?», – или сложное: «Как считаешь, куда бы нам лучше поехать в отпуск?». При этом научите ребенка взвешивать «за» и «против».
Поощряйте ребенка вести дневник. Лучший способ научить ребенка правильно выражать свои мысли – поощрять его вести дневник.
Запись в дневнике о повседневных действиях и чувствах поможет вашему ребенку формировать мысли. Это позволит ему почувствовать себя более подготовленным к ответам на вопросы.
Книги
Если хотите детальнее разобраться в теме развития коммуникативных навыков детей, обратите внимание на следующие книги:
- «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников» Лариса Чернецкая.
- «Общение с трудными детьми» Антон Макаренко.
- «Педагогическая поэма» Антон Макаренко.
- «Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраст» Светлана Коноваленко, Мария Кременецкая.
- «Развиваем память с нейропсихологом» Анастасия Сунцова, Светлана Курдюкова.
- «Не рычите на собаку!» Карен Прайор.
- «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Адель Фабер, Элейн Мазлиш.
Желаем вам удачи!
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook
Источник
Эпова Галина Петровна
Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений. Следовательно, такая проблема, как проблема развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста продолжает быть актуальной проблемой, которую необходимо решить многим специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста.
Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным и отвергнутым,что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.
Коммуникация – это процесс передачи осмысленной информации, её эмоционального и интеллектуального содержания от отправителя к получателю, т. е. от человека, группы к другому человеку, группе.
Коммуникативные навыки крайне важны, поскольку все мы живем в рамках общества и, так или иначе, взаимодействуем с ним и другими его представителями. Для того чтобы достичь успеха в работе и личной жизни, нам необходимо уметь правильно и корректно общаться, вести диалог, хорошо распознавать свои и чужие эмоции и так далее.
Ребенок постигает мир и его закономерности в значительной степени через общение с окружающими его взрослыми. Таким образом, на родителях и воспитателях лежит основная ответственность за развитие, в том числе, и коммуникативных навыков у дошкольников.
Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая.
От уровня развития коммуникативных навыков во многом зависит процесс адаптации ребенка в дошкольном учреждении, в частности его эмоциональное благополучие в коллективе. Их реализация подразумевает использование различных коллективных (коммуникативных) приемов работы. Коммуникативные навыки дошкольников могут рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ребенка, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Структура коммуникативных навыков.
Коммуникативные навыки – обширная категория навыков, которые необходимы малышу для познания окружающего мира и взаимодействия с другими людьми. Развитие ребенка в этом направлении предполагает формирование ряда навыков,среди которых:
– хорошо поставленная речь;
– связное выражение мыслей и чувств;
– понимание невербальных сигналов, то есть мимики, движений и поз;
– начальные навыки работы в команде;
– распознавание эмоций, эмпатия;
– внимание к словам собеседника;
– способность вести конструктивный диалог;
– отвечать на вопросы ровесников и людей старшего возраста;
– знание основ этикета.
Дети, у которых эти качества развиты неравномерно, испытывают определенные трудности в общении. Обучающие мероприятия должны быть направлены на формирование всех перечисленных умений одновременно, ведь только комплексный подход поможет малышу почувствовать себя полноценным участником коллектива и интересным собеседником.
Развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в норме включает:
– развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми) с ориентацией на ненасильственную модель поведения;
– развитие у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения;
– выработку у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения;
– развитие творческих способностей и выражения в процессе коммуникативной деятельности;
– развитие активности, самостоятельности, организаторских способностей ребенка в процессе коммуникативной деятельности;
– коррекцию нежелательных черт характера и поведения, т. к. для детей младшего дошкольного возраста характерно недостаточное развитие эмоционально-выразительных средств, которое осложняет овладение навыками коммуникативной деятельности. Они не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с окружающими, испытывают серьезные трудности в общении, особенно со сверстниками.
Формирование звукопроизношения, как правило, завершается к 4–5 годам. Началом овладения слоговой структурой слова считается конец этапа гуления, когда у детей начинает формироваться устойчивый слог.
В процессе овладения синтаксической стороной речи, процесс развития слоговой структуры слова продолжается. Логопедом А. Н. Гвоздевы, была установлена связь между формированием предложения и развитием слоговой структуры. Так, согласно мнению ученого, дети начинают ранее произносить предложения, что состоят из трех и более слогов, нежели трехсложные слова. До этого многосложные слова могут быть сокращены. Процесс усвоения слоговой структуры предложения происходит довольно интенсивно в возрасте 2–2,5 года, после 2,5 лет сокращение слогового состава является крайне редким явлением.
По мнению A.Н. Гвоздева, языковое сознание имеет механизм, который является отражением словообразовательного уровня языка, состоящего из двух уровней.
1. Уровень собственно словообразовательный – обобщенное отражение способов образования новых слов; единица – универб (модель-тип у детей).Здесь могут быть выделены два подуровня: синтагматический, единица данного уровня – номинализованные предикативные синтагмы, и подуровень универбов.
2. Лексический уровень, который представлен совокупностью лексических единиц языка. Единицы – лексемы – представляют собой результат как действия словообразовательных механизмов, так и результат отражения и закрепления лексем.
Правила словообразования и, собственно, развитие коммуникативных умений формируются в результате взаимодействия этих уровней, при этом, в разном возрасте степень доминирования каждого из уровней является различной. На более поздних этапах лексический уровень занимает ведущее место, а посредством словообразовательного – обеспечивается актуализация закрепленных в сознании универбов.
Как и при нормах, так и при патологиях, развитие детской речи, развитие коммуникативных умений является сложным и многообразным процессом. Дети не сразу могут овладеть звукопроизношением, слоговой структурой слов, лексико-грамматическим строем, словоизменением и так далее. Так, одни языковые группы могут ими быть усвоены раньше, другие намного позже. Поэтому на тех или иных стадиях развития детской речи одни элементы языка могут быть уже усвоенными, а другие еще не усвоенными или усвоенными только частично. Отсюда проявляется такое разнообразие нарушений разговорных норм детьми.
В процессе развития коммуникативных умений ребенка,в процессе образования им слов с течением времени многое меняется: так, меняются средства и способы образования новых слов, словообразовательный характер ранее образованных слов, и так далее.
К началу дошкольного возраста ребенок в норме уже способен реализовывать различные коммуникативные действия и соответствующие им формы речевых высказываний. В этом возрасте начинается усвоение более сложных типов коммуникации, таких как рассказывание или совместное планирование. Также в возрасте от 3 до 6 лет происходит переход от одиночных или параллельно разворачивающихся игр к объединённым и корпоративным формам игры, которые тесно связаны с развитием совместного планирования – данный факт подтвержден в исследованиях М. И. Лисиной, Т. А. Репиной.
Большинством авторов, такими, как Р. Е. Левина, А. Н. Гвоздев, А. К. Маркова, Н. Х. Швачкин и многими другими были выделены следующие нарушения в развитии коммуникативных навыков нормально развивающихся детей: ошибки при добавлении количества слогов, пропуски слогов и звуков в слове, ошибки при сокращении групп согласных, перестановка звуков и слогов в слове.
Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.
Источник
Родители играют важнейшую роль в развитии навыков общения у ребенка. Исследования показывают, что родители, которые читают книжки и много общаются со своим ребенком, развивают у него более высокие навыки общения и больший запас слов.
Быть хорошим оратором дети учатся «с пеленок».
Вот несколько простых способов, как помочь малышу развить навыки общения:
Общайтесь, общайтесь и еще раз общайтесь.
Каждый день проговаривайте даже самые банальные вещи. Например: “Сейчас мы пойдем в ванную, что мы там будем делать? Какая там будет водичка? А после ванной мы оденемся и пойдем прогуляемся”.
Читайте, читайте и еще раз читайте.
Никогда не рано начинать читать своему ребенку книги. Начните с простых книжек с картинками, затем перейдите к небольшим сказкам, а когда он подрастет можно постепенно приступать к чтению больших рассказов. Время, проведенное в библиотеке и книжном магазине, еще больше прививает любовь к книгам. Конечно туда нужно приходить и читать или выбирать книгу для чтения, а не просто показывать ребенку, сколько тут книг.
Помните, то количество времени, которое Вы проведете со своим чадом напрямую отразиться на его навыках не только в общении.
Слушайте музыку вместе.
Маленькие дети очень любят не только слушать музыку, но и танцевать под нее. Выберите несколько добрых песен про животных и природу. Это позволит крохе познакомиться с окружающим миром. Существует множество прекрасных советских мультфильмов про животных, которые сопровождаются красивой музыкой. Конечно и сейчас выходят качественные мультфильмы, но перед просмотром необходимо изучить их самостоятельно.
Рассказывайте истории.
Если у Вас нет подходящих историй, то всегда можно что-то придумать или приукрасить. Истории, рассказанные из ваших уст, а не прочитанные где-то, будут стимулировать ребенка общаться. Особенно хорошо, если Вы насытите историю приключениями, различными необычными ситуациями и не забывайте о счастливом конце.
Слушайте.
Кроме того, что говорите Вы, обращайте внимание и на то, что говорит ребенок. Если его заинтересовали, например, кораблики, расскажите о них больше, развивайте тему. Задавайте уточняющие вопросы и взаимодействуйте с ребенком. Общение не должно быть “в одни ворота”.
Не критикуйте произношение.
Вместо этого просто повторите правильно, а если у малыша не получается, то аккуратно объясните. Не забывайте хвалить его за старания и особенно в те моменты, когда каверзное слово получилось выговорить правильно.
Дозируйте телевизор и цифровые развлечения.
Американская академия педиатрии рекомендует отказаться от телевизора детям до двух лет, а после двух смотреть не более двух часов в день. Конечно имеется множество образовательных телепередач, но далеко не все они взаимодействуют с ребенком. Это же касается и компьютерных игр, они хоть и интерактивны, но не используют идеи ребенка в полной мере.
Следите за гигиеной ушей.
Дети, ввиду своих анатомических особенностей, более склонны к инфицированию ушных ходов, а насыщенная жизнь повышает этот риск. Если инфекция уже развилась, то немедленно обращайтесь к педиатру. Когда лекарственные препараты назначены, внимательно следите за дозировками и правильным использованием лекарства.
В некоторых случаях, инфекция на которую не обратили внимания приводила к снижению слуха, а иногда и вовсе к его потере. А это в дальнейшем препятствовало развитию навыков общения у ребенка.
Побывайте в интересных местах.
Всегда увлекательно побывать с ребенком в зоопарке, океанариуме, музее и других подобных местах. Это развивает его языковые навыки и вызывает любопытство, которое стимулирует развитие и умственную деятельность.
Хорошим решением будет сводить ребенка в контактный зоопарк.
Более детальную консультацию Вы можете получить у своего педиатра. Он также обратит внимание на конкретные моменты.
Но главным всегда остается количество времени и внимания уделяемого малышу.
А еще у нас есть группа VK, каналы в Telegram и Instagram. Заходите и оставляйте свои вопросы и пожелания для следующих статей.
Источник