Развитие навыков общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми

I.        Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

1.        Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности

Происходящие в последние годы социально — экономические изменения повлияли на развитие и совершенствование системы образования. В дошкольном образовании четко прослеживается тенденция внедрения вариативных программ в практическую деятельность дошкольных учреждений. И хотя большинство наиболее известных и распространенных программ являются комплексными, тем не менее, мы можем отметить, что задачи и условия речевого развития в них представлены не равноценно.

Во многих программах речь идёт лишь о речевом развитии ребёнка, которое отчасти включает в себя формирование на базе имеющихся знаний навыков общения.

Умения и навыки, в том числе и коммуникативные, не приходят к человеку сами собой, они приобретаются ценой усилий, затраченных на обучение. Однако родители, воспитатели и специалисты детского сада, как первые учителя ребёнка, могут во многом помочь ему в этом нелёгком труде, если начнут прививать навыки общения уже в самом раннем возрасте и применяя верные методы.

Современные изменения в обществе находят отражение и в постановке целей образования, на первый план выступает задача формирования человека, способного неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи. Согласно требованиям Государственного стандарта, одним из ведущих приоритетов образования сегодня является коммуникативная направленность педагогического процесса, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает ее успешную адаптацию в современном социокультурном пространстве.

Общение — одна из форм взаимодействия людей, в процессе которого происходит обмен деятельностью, информацией, опытом.

Общение — это прежде всего взаимопонимание. Никакое результативное общение невозможно без ориентировки на другого человека. Это особенно проявляется в педагогическом общении, цель которого — воспитание личности.

Выпускник детского сада (по ФГОС) должен уметь:

1.  Проявлять чувство собственного достоинства.

2. Активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх.

3. Договариваться, учитывать интерес и чувства других, сопереживать неудачам, радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства.

4. Быть толерантным к себе, другим людям, к обществу.

5. Быть  инициативным и самостоятельным в общении со сверстниками и взрослыми.

На основании вышеизложенного приходим к выводу, что в течении дня дети непрерывно общаются между собой. Играя и занимаясь, обмениваясь мнениями и обсуждая дела, споря и уступая, радуясь и сочувствуя, они под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения.

Анализ практической деятельности выявил недостатки:

Недостатки в результатах

Недостатки в процессе

Недостатки в условиях

— Не проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении и др

— не чувствуют и не понимают сверстника, т. е. недостаточно опыта владения навыками общения;

— не владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми

неумение детей участвовать в играх-диалогах, в которых сочетаются игровая ситуация, беседа, взаимодействие действующих лиц и дидактическая задача;

— слабо развито умение высказывать свою точку зрения.

— не учитываются особенности возрастного психофизического развития;

— низкая компетентность педагогов;

отсутствие перспективного планирования;

— слабая (недостаточная) работа логопеда.

— преобладание в работе воспитателя учебной модели (отсутствие новых форм и методов воспитания, обучения, развития дошкольников в соответствии с ФГОС);

— при планировании коммуникативной деятельности не всегда соблюдается системный подход в развитии навыков общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками;

— воспитатели затрудняются в выборе средств по развитию навыков общения и взаимодействия детей

— Недостаточная методическая оснащённость ДОО

— Недостаточное использование педагогами инновационных технологий

— Неготовность педагогических кадров к работе с ИКТ, мультимедийными и интерактивными средствами

отсутствие психолого-педагогической подготовки у воспитателей.

Анализ всех недостатков позволяет сделать вывод, что развитие навыков общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками является актуальной проблемой на сегодняшний день, ведь именно общение  является основой в развитии ребёнка в целом как личности и как подрастающего члена общества.

Традиционная организация общения, характерная для образовательных организаций, не позволяет достичь новых результатов. Возникает противоречие между желаемыми результатами образовательного процесса и реальной ситуацией.

Противоречия: формирование навыков общения у ребенка дошкольного возраста предполагает использование коллективных видов деятельности, но неумение договариваться, подчинять свои желания большинству, учитывать интересы других делают этот процесс затруднительным.

2.        Формулировка профессиональной проблемы на основе проведённого анализа.

Профессиональная проблема вытекает из современных требований общества и государства к развитию дошкольного образования и реально существующих недостатков в образовательном процессе и профессиональной деятельности с другой.

Таким образом, проблема заключается в отборе средств работы по развитию общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками.

3.        Характеристика новых образовательных результатов

Целевые ориентиры

Конкретизация с возрастом и темой работы

Пример проявления

Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; обладает чувством собственного достоинства; взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Дети могут участвовать в выполнении некоторых семейных обязанностей, в мероприятиях, организуемых в детском саду (спектакли, праздники и развлечения, утренники).

Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

Дети владеют культурными способами общения, которые реализуется в разных видах деятельности, прежде всего в игре.

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

Способен договариваться, учитывать интересы, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства.

Дети могут самостоятельно распределять роли в сюжетно – ролевых играх (например, «Семья», «Поликлиника», «Магазин»).

Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам.

Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам.

Дети могут самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случае затруднения обращается за помощью к взрослым.

Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.

Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.

Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

Ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства.

Ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства..

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Читайте также:  Линейка для развития ребенка

4.        Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками

Существует несколько заповедей, которые обеспечивают правильное взаимодействие с детьми:

1. Общение не может строиться на основе авторитарного давления на ребенка, оно не подчиняется формуле «Взрослый всегда прав, потому что взрослый». Задача взрослого — показать целесообразность и полезность своих требований. Поэтому лучше использовать требование — объяснение.

2. Важно уметь выслушивать ребенка. Задача взрослого: убедить, если ребенок был не прав; согласиться, если вы были не правы; уметь признать свои ошибки и извиниться перед ребенком. Нужно обязательно по-хорошему учить их доказывать, отстаивать своё мнение и развивать умение соглашаться, прислушиваться к мнению других.

3. Не угрожать и не обещать наград! Любой разговор с детьми требует деликатности. Похвала, награда должны быть результатом выполнения требования.

4. Необходимо учить детей общаться. В детском саду создаются благоприятные условия для формирования представлений о правилах взаимодействия: умение слушать партнера по общению, не перебивать его; говорить самому только после того, как собеседник закончил говорить; пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегать грубых выражений.

5. Главное во взаимопонимании — уровень знаний и понимания ребенка воспитателем; условия жизни семьи, статус ребенка в ней; уровень взаимоотношений членов семьи между собой и ребенком; отношения сверстников; оценку поведения ребенка.

Педагогические средства — это материальные объекты, предназначенные для организации и осуществления педагогического процесса.

Педагогические средства служат одним из важнейших источников знаний, работа с которыми развивает познавательные способности детей, их мышление, речь и т.д.

Субъектами  являются: специалисты ДОУ: (педагог – психолог на этапе диагностики, медицинский работник и т.д.), дети старшей группы и родители.

Деятельность детей организуется в НОД и в самостоятельной деятельности и предусматривает тесный контакт и заинтересованность всех участников образовательного процесса.

Деятельность педагога:

— создание тематических портфолио;

— внесение изменений в планирование образовательного процесса;

Произошли следующие изменения в образовательном процессе:

В содержании:

— комплексно-тематическое планирование:

«Я в мире человек»;

«Мои друзья»;

— беседа о дружбе, чтение стихотворений о друзьях. Слушание песни «Улыбка», «Если добрый ты»; рассказы о своих друзьях;

— развитие игровой деятельности: «Какие добрые слова нужно сказать?», «Почему обиделась Таня? », д/и «Назови друзей», «Я и друзья»;

— организация развивающих практических и игровых ситуаций совместной деятельности, обеспечивающих накопление личного опыта культуры взаимоотношений в паре или небольшой подгруппе: «В дружном деле всем хорошо», «Как без ссор решить спор»;

— родительское собрание на тему: «Воспитываем добротой»;

— тематическое итоговое мероприятие: «День вежливости»;

— использование интерактивных средств: интерактивная доска, компьютер.

В средствах обучения и воспитания:

— использование художественной литературы на тему: «Настоящие друзья», «Что я могу сделать хорошего», «Как бы ты поступил».

— использование дидактического материала на тему: «Узнай настроение по выражению лица», «Мы радуем своих близких»; «Что хорошо, а что плохо».

— использование интерактивных средств (презентаций) на тему: «Мы за столом», «Мы идём смотреть спектакль».

— игра «Я учусь общению».

Цель: дать представление о различных средствах и способах коммуникации с окружающим внешним миром; о важности и значимости органов чувств, памяти, внимания, эмоций, жестов и движений в процессе общения.

— игра «Я и взрослый мир»;

— наблюдения за детьми и их взаимоотношениями во время прогулок, во время совместных игр, за столом.

Цель: вести наблюдение отдельных действий ребёнка к сверстнику в различных ситуациях.

— создание атрибутов для сюжетно – ролевых игр.

Организационные изменения:

— улучшение предметно – развивающей среды (создание речевого и театрального уголка, разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, физминуток, дидактические игры, пособия способствующие развитию детей: материалы для рассказывания, художественная литература, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук.);

— использование наиболее эффективных форм работы (игры – занятия, индивидуальные занятия, словесные игры, театрально-игровая деятельность,  пальчиковый театр, мнемотехника и т.д.);

— внедрение опыта воспитания семьи, активное включение родителей в педагогическую деятельность;

— профилактика нарушений в детско – родительских отношениях.

Работа с родителями:

Активные формы работы:

Родительские собрания, семинары, открытые занятия, совместные занятия с детьми, конкурсы, викторины, выставки и т. д.

Наглядная информация:

Консультации, рекомендации, стенгазеты, буклеты, картотека  игр и др.

Индивидуальная работа:

Индивидуальные беседы, обсуждение конкретных проблем, случаев, анкетирование, обновление инвентаря.

5.        Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов.

Для получения новых образовательных результатов необходимо изменение условий, обеспечивающих успешное достижение в системе профессиональной деятельности. Для выделения разных видов условий, их содержательного аспекта, необходимо изучить ФГОС дошкольного образования (глава III), а так же требования к условиям реализации основной образовательной программы.

Читайте также:  Группа развития ребенка в педиатрии

Для развития у дошкольников навыков общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, определяются следующие изменения в условиях:

Кадровые условия:

Обеспечение соответствующим персоналом (педагог психолог на этапе диагностики)

Курсы повышения квалификации по теме: «использование современных технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

Посещение Мастер – классов непосредственно образовательной деятельности, направленной на развитие у детей навыков общения.

Материально – технические:

Приобретение интерактивной доски для проведения занятий

Приобретение мультимедийной установки

Приобретение демонстрационного и наглядного материала (схемы, сюжетные картинки, алгоритмы)

Информационные:

Мультимедийные дидактические пособия

Создание электронной презентации: «Наши эмоции»

Электронные базы домашних заданий

Интерактивные игры

Образовательные порталы

Подписки

Организационные условия:

Организация встреч с работниками библиотеки

Организация фотовыставки: «Я и мои друзья»

Нормативно – правовые:

ФГОС дошкольного образования

Декларация прав ребёнка

Закон об образовании

Навыки общения — это умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения, взаимодействовать и сотрудничать с людьми.

Для развития навыков общения нужно использовать разные педагогические средства:

• обеспечить повышение познавательной активности обучающихся;

• служить инструментом деятельности субъектов образовательного процесса;

• помочь раскрыть сущность различных понятий и явлений общественной жизни.

Широкое использование различных педагогических средств для развития общения позволит изменить ситуацию, в которой  у детей наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей, в лучшую сторону. Повысить качество общения между ребенком и сверстниками, между ребёнком и взрослым.

Источник

Варлакова Юлия
Развитие общения ребёнка со взрослыми и сверстниками

Развитие общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Варлакова Ю. В. педагог-психолог МБДОУ г. Кургана «Детский сад №110 «Краски»

«Умение ребенка правильно общаться

позволяет ему комфортно жить в

обществе людей…»

Выготский Л. С.

Общение — одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Первые навыки общения мы приобретаем в дошкольном возрасте. Первые «учителя общения» — родители.

Наиболее важными факторами, влияющими на формирование личности ребенка и его межличностные отношения, являются атмосфера семьи, наличие эмоционального контакта у ребенка с родителями, позиция ребенка, структура семьи. Многие исследователи подчеркивают, что любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых являются для ребенка необходимым своеобразным жизненно важным витамином, который дает ему ощущение защищенности, обеспечивает эмоциональное равновесие, повышает его самооценку. С другой стороны, отмечается, что дефицит эмоционального общения, недостаток внимания со стороны близких взрослых способствуют появлению у ребенка невротизма, тревожности.

У ребенка до 7 лет сменяется 4 формы общения со взрослыми:

— ситуативно-личностная;

— ситуативно-деловая;

— внеситуативно-познавательная;

— внеситуативно-личностная.

Период новорожденности — это подготовительный этап к общению со взрослым (ребенок учится выделять взрослого). Основой коммуникативной потребности являются органические нужды ребенка. Беспомощный младенец своим беспокойством и криком оповещает взрослого о дискомфорте и тем самым добивается устранения неприятных факторов. Такие сигналы малыш первоначально никому не адресует, но его неудовольствие каждый раз привлекает взрослогои побуждает к определенным действиям: накормить, сменить пеленки и пр. Жизненная практика помогает младенцу выделить существование взрослого в качестве источника удовлетворения своих потребностей. В начале 4-й недели жизни ребенок улыбается в ответ на улыбку взрослого, а потом начинает улыбаться по своей инициативе. На втором месяце у младенца складывается сложная реакция на взрослого — комплекс оживления, которая включает двигательное оживление, речевые реакции и улыбку. К 2 мес. у малыша завершается формирование потребности в общении со взрослым. Первой формой общения является ситуативно-личностная. Она считается сложившейся, если малыш смотрит в глаза взрос-лого, отвечает улыбкой на его улыбку, адресует ему инициативные улыбки, а также двигательное оживление и вокализации, стремится продлить эмоциональный контакт со взрослым, когда ребенок готов перестроить свое поведение в соответствии с поведением старшего партнера. Содержание потребности в общении составляет стремление к доброжелательному внима-нию.

С 6 мес. жизни ребенка данная форма общения сменяется ситуативно-деловой, которая разворачивается в процессе совместных со взрослым манипулятивных действий и удовлетворяет новую потребность малыша — в сотрудничестве. Ребенку недостаточно доброжелательного внимания. Ему необходимо, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается малыш и участвовал в этом процессе. На первый план выступают деловые мотивы. А взрослый рассматривается младенцем как образец, помощник, участник и организатор совместных действий.

Ситуативно-деловая форма общения сохраняется до 3 лет, протекая на фоне практического взаимодействия со взрослым, она включена в предметную деятельность. У детей возрастает потребность в сотрудничестве со взрослым, им требуется соучастие в их действиях. В ходе сотрудничества преддошкольник получает и доброжелательное внимание, и соучастие в практических действиях. Замечания и образец взрослого, благодаря личному контакту, приобретают особое значение при усвоении правильных действий с предметами. Дети переходят от неспецифических, примитивных манипуляций ко все более специфическим, а затем и к культурно-фиксированным действиям с предметами. Обе указанные формы общения носят ситуативный характер, то есть приурочены к данному месту и времени.

В младшем дошкольном возрасте возникает внеситуативно-познавателъная форма общения. Она включена в совместную со взрослым деятельность, но уже не в практическую, а познавательную. Развитие любознательности, совершенствование способов ее удовлетворения побуждают ребенка ставить все более сложные вопросы. Но решить подобные проблемы самостоятельно он не может. Путь к пониманию явлений, сложных проблем — общение со взрослым. Ведущим становится познавательный мотив. А взрослый теперь выступает в новом качестве как эрудит способный ответить на любой вопрос, сообщить необходимую информацию. Сотрудничество приобретает внеситуативный — теоретический «характер», поскольку обсуждаются проблемы, не обязательно связанные с данной ситуацией. У дошкольников возникает потребность в уважении взрослого, что и определяет повышенную обидчивость детей и их чувствительность к оценкам старших. Основным коммуникативным средством становится речь, которая обеспечивает внеситуативность общения и позволяет передать и получить максимально содержательную информацию.

Читайте также:  Что нужно для развития пятимесячного ребенка

К концу дошкольного возраста появляется высшая форма общения со взрослым — внеситуативно-личностная. Главным мотивом общения становится личностный. Взрослый выступает перед дошкольником в полноте своих особенностей, дарований, жизненного опыта. Он не просто индиви-дуальность, а конкретное историческое социальное лицо, член общества. В разговорах преобладают темы не о животных, природе и предметах, а о жизни, работе взрослых, их взаимоотношениях. Возникает потребность не просто в доброжелательном внимании, а во взаимопонимании и сопереживании. Детям важно знать, как нужно делать, как поступать правильно. Они соглашаются исправить ошибки, изменить свою точку зрения или отношение к обсуждаемым вопросам, чтобы достичь единства мнений со взрослым. Совпадение своей позиции с позицией взрослого выступает для ребенка доказательством ее правильности.

Необходимо отметить, что строго фиксирована в онтогенезе только последовательность появления форм общения, но не их связь с возрастом.

Каждая форма общения вносит свой вклад в психическое развитие ребенка. Ситуативно-личностная стимулирует, главным образом, становление перцептивных действий разных систем и анализаторов и реакции хватания. Ситуативно-деловое общение приводит к переходу от отдельных действий к предметной деятельности и развитию речи. Внеситуативно-познавательное общение помогает дошкольникам неизмеримо расширить рамки мира, доступного для познания, проследить взаимосвязь явлений, раскрыть некоторые причинно-следственные связи и другие отношения между предметами. Внеситуативно-личностная форма общения вводит ребенка в мир социальных отношений и позволяет занять в нем адекватное место. Ребенок постигает смысл взаимоотношений между людьми, усваивает нравственные нормы и ценности, правила социального взаимодействия.

Первый опыт коллективного общения для ребенка – это детский сад. Общение дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающихся от общения с взрослыми.

Первая наиболее важная отличительная часть состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. Ребенок спорит со сверстниками, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т. д. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.

Вторая яркая черта общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия со взрослыми. В общении со сверстниками у ребенка наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно — мимических проявлений, выражающие самые различные эмоциональные состояния — от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева.

Третья специфическая особенность контактов заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если при общении со взрослыми даже самые маленькие дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность,незаданность никаким образцам: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы и т. д.

Еще одна особенность общения со сверстниками — это преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают в два раза лучше. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения с другими детьми, чем со взрослыми. Такая несогласованность коммуникативных действий часто порождает конфликты, протесты, обиды среди детей.

В общении со сверстникамивыделены следующие этапы:

• Эмоционально практическое (2-4 года);

• Ситуативно – деловое (4-6 лет);

• Внеситуативно – деловое общение (6-7 лет).

На втором году жизни, дети проявляют интерес и внимание друг к другу, но контакты между ними эпизодичны и кратковременны. К концу второго года жизни и на третьем году между детьми разворачивается особый вид общения – эмоционально-практическая игра. В такой игре дети общаются непосредственно, без каких- либо предметов. Как правило, такая игра протекает бесконфликтно и сопровождается яркими положительными эмоциями. В ходе таких игр дети начинают чувствовать и понимать друг друга. Опыт общения со сверстниками учит ребенка жить в коллективе, ладить с другими людьми. Играя со сверстниками, он учится согласовывать свои действия с действиями другого ребенка. Важную роль в дальнейшем развитии общения детей со сверстниками, в его обогащении играет взрослый. Привлекая внимание детей друг к другу, выделяя их положительные качества, организуя совместную предметную деятельность, он способствует налаживанию положительных взаимоотношений между детьми.

Вся жизнь в детском саду насыщена игрой, в процессе которой они чувствуют себя более раскованно, свободно и естественно. В игровом пространстве дети осваивают социальные навыки и учатся сотрудничеству.

Игровая ситуация – практическая форма работы, в ходе которой ребенок «проживает» предложенную ему ситуацию, учится взаимодействовать с партнером, усваивает новые знания, конструктивные приемы общения. Е. И. Щербакова говорит, что «Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх; игра становится для них своеобразной формой общественной жизни»

Развитие общения ребенка дошкольного возраста имеет свои закономерности и особенности. Учитывая выше сказанное, можно сделать следующий вывод. Развитие и совершенствование навыков общения осуществляется на протяжении всей жизни человека, начиная с самого раннего детства. Взрослый демонстрирует знания, навыки и умения в отношении того, как вступать в контакт с людьми и предметами. Ребёнок, в свою очередь, наследует увиденное, копирует его. Используя такой опыт, дети учатся общаться в своём маленьком мире друг с другом. На протяжении всей жизни мы приобретаем коммуникативный опыт, совершенствуем свои умения и навыки общаться.

Источник