Развитие навыков чтения у ребенка

Развитие навыков чтения у ребенка thumbnail

Здравствуйте, друзья! На что жалуетесь? У ребенка техника чтения хромает? Такс, будем лечить. Держите рецепт. Прописываю вам специальные упражнения по развитию техники чтения. Принимать регулярно, один раз в день по несколько штук. И техника чтения твердо встанет на ноги, а потом еще и вперед поскачет.

Такие волшебные упражнения действительно существуют. И если постараться, то на просторах интернета можно найти сотни разных методик, подходов, способов. Глаза разбегаются если честно, а мозг начинает медленно закипать. Не знаешь, что и выбрать.

кипящий-чайник

Дабы оградить моих читателей от таких проблем, я позволила себе сделать выбор самостоятельно. В статью попали только самые интересные и вкусные, на мой взгляд, упражнения, которые несомненно помогут поднять технику чтения до уровня предусмотренного ФГОС. Я не претендую на их авторство, разработаны они профессионалами: педагогами, психологами, профессорами.

Но я претендую на авторство их названий. Уж больно они скучные в оригинальном исполнении. Согласитесь, «Тайна пропавшего предложения» звучит намного веселее нежели «Зрительный диктант профессора И.Т. Федоренко». И наверняка вызовет больший интерес у младших школьников.

Перечень упражнений

сильный-мальчик-в-школе

А вот и он! Перечень специальных читательных упражнений:

  1. «Пол-арбуза»
  2. «Потерянные буквы»
  3. «Глаз — алмаз»
  4. «Шерлок»
  5. «Зазеркалье»
  6. «Бешеная книжка»
  7. «Птицы прилетели»
  8. «Партизан»
  9. «Эх, раз! Еще раз!»
  10.  «Тайна пропавшего предложения»

Упражнение 1. «Пол-арбуза»

буквы-прикрыты-линейкой

Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.

Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.

Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.

Для совсем маленьких школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.

разрезанные-карточки-со-словами

Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация — это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.

Упражнение 2. «Потерянные буквы»

лупа-на-карточках-с-буквами

Еще одно упражнение на развитие антиципации.

Буквы и слова иногда теряются. Но даже без некоторых букв и слов мы можем читать. Попробуем?

Напишите на бумаге, распечатайте на принтере или напишите маркером на специальной доске фразы, которые вы видите ниже.

Книжн… полочка.

Нов… футболочка.

Больш… ложка.

Рыж… кошка.

Еще вот такую фразу:

Бобик все котлеты съел,

Он делиться не …….

И еще вот такие:

Ок-ок-ок — мы построим …….

Юк-юк-юк — поломался наш ……

Задача: прочитать угадывая буквы и слова, которых нет. Для следующих занятий придумайте свои словосочетания, используйте новые фразы, крылатые выражения, чистоговорки.

Упражнение 3.  «Глаз – алмаз»

Посмотрите на рисунок и изобразите такой же прямоугольник. В клеточках разместите цифры от 1 до 30, в произвольном порядке, но не друг за другом. Цифры должны быть хаотично разбросаны по клеткам.

Школьник смотрит внимательно на картинку с табличкой.

И теперь вместе с ним начинайте вслух считать: один, два, три и так до тридцати.

Счет равномерный, не слишком быстрый, но и не слишком медленный.

Задача ребенка:

  • на счет один найти и показать пальцем единицу;
  • на счет два – двойку;
  • три – тройку и т.д.

Если ребенок замешкался с какой-то цифрой, то счет его не ждет, нужно догонять, искать быстрее. Для малышей можно нарисовать таблички поменьше, например, 3Х3 или 4Х4.

В чем смысл упражнения? Оно направлено на увеличение угла обзора зрения. Для того, чтобы при чтении «цеплять» глазами не одну букву, не одно слово, а несколько слов сразу, ну или  целую строку целиком. Чем шире будем смотреть, тем быстрее будем читать.

Одну таблицу можно использовать два — три раза, потом расположение цифр нужно поменять.

Упражнение 4. «Шерлок»

шерлок-холмс

На лист бумаги поместите слова. Самые разные, не очень длинные. В произвольном порядке. Как бы разбросайте их по бумаге. Назовите одно из слов и попросите ребенка его найти. Слова могут быть, например, такие:

рама, кисель, ложка, стул, конь, золото, мыло, ручка, мышь, рот, колено, собака, лето, озеро, рак

Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. А нам только этого и нужно.

Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения. И скорость чтения.

Упражнение 5. «Зазеркалье»

красивое-ручное-зеркало

Попали мы в зазеркальный мир, и все тут наоборот. И даже читают все не слева направо, а справа налево. Попробуем?

Итак, читаем строчки в книгах слева направо. Уточню, сами слова переворачивать не надо. Читать «томегеб» вместо «бегемот» не нужно.

При таком способе чтения теряется смысл текста.  Поэтому все внимание переключается на правильное и четкое произношение слов.

Упражнение 6. «Бешеная книга»

Поведайте ребенку, что иногда некоторые невоспитанные книжки ведут себя довольно странно. Они вдруг берут и переворачиваются вверх ногами.

перевернутая-книга

Ребенок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. По началу можно делать отметочки карандашиком, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги.

Если ваш школьник еще только в 1 классе, а может быть и во 2 классе, но с чтением пока совсем туго, то можно читать не книгу с текстами, а короткие простые слова, напечатанные друг за другом на бумаге.

Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И  улучшится переработка информации мозгом.

Упражнение 7. «Птицы прилетели»

птички-сидят-на-ветке

Покажите ребенку фразу «птицы прилетели». И попросите прочитать ее:

  • спокойно;
  • радостно;
  • громко;
  • тихо;
  • грустно;
  • с раздражением;
  • со страхом;
  • с издевкой;
  • со злостью.

Что нам это даст? Умение читать выразительно. И передавать голосом чувства и эмоции. На этой одной фразе не зацикливайтесь. С разной интонацией читать можно пословицы, поговорки, скороговорки.

Упражнение 8. «Партизан»

мальчик-держит-в-зубах-карандаш

Школьник читает текст (или отдельные слова, если он еще совсем мал) вслух. Вы говорите: «Партизан». По этому сигналу школьник берет в рот карандаш (зажимает его между губами и зубами) и продолжает читать про себя. По сигналу «Партизан сбежал» вынимаем карандаш и снова читаем вслух.  И так несколько раз.

Зачем это? Чтобы ликвидировать проговаривание слов во время чтения про себя. Проговаривание — враг быстрого чтения. Так что нужно его убрать. А когда в зубах зажат карандаш, проговаривать не получится.

Упражнение 9. «Эх, раз! Еще раз!»

Для этого упражнения нам потребуется секундомер и текст, который будем читать.

мама-читает-сыну

Читаем в течение 1 минуты. Обращаем внимание на скорость чтения, а про выразительность пока можно забыть. Готовы? Поехали!

Минута закончилась. Стоп! Сделаем отметку, где остановились.

Чуток отдохнем и прочитаем этот же текст еще разок. Поехали! Через минуту делаем засечку. Ух ты! Уже больше.

А что же будет в третий раз? А в третий раз будет еще круче!

Что это нам дает? Увеличение скорости чтения. И мотивация ребенка. Он сам увидит, что способен на большее.

Упражнение 10. «Тайна пропавшего предложения»

карточки-с-предложениями

Для того, чтобы разгадать тайну нам потребуются карточки с предложениями (смотрите на рисунок). Всего карточек 6. На каждой по одному предложению. Шрифт крупный легко читаемый.

Приготовим тетрадь и ручку. Начинаем упражнение:

  1. Покажите ребенку первую карточку.
  2. Школьник читает предложение и старается запомнить.
  3. Через 6 — 8 секунд уберите карточку.
  4. Ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь.
  5. Покажите ребенку вторую карточку и т.д. до шестого предложения.

В чем здесь смысл?

Как я уже говорила, на самом деле это не игра, а зрительные диктанты, разработанные профессором И.Т. Федоренко. Всего таких диктантов 18 штук. В каждом по шесть предложений.

школьница-старается

В нашем примере я использовала самый первый диктант. В чем же их особенность? Посчитайте, пожалуйста,буквы в первом предложении диктанта. Их 8.

Во втором – 9,

в третьем – 10,

в четвертом и пятом по 11,

в шестом уже 12.

То есть количество букв в предложениях постепенно увеличивается и в конце концов достигает отметки 46 штук в последнем предложении 18 диктанта.

Тексты диктантов Федоренко легко найдете в интернете. Один диктант можно использовать дважды, трижды, если ребенку никак не удается все сделать правильно. К четвертому разу обычно уже все получается.

Для выполнения этого упражнения удобно использовать программу «Microsoft  Power Point». Ту, в которой обычно презентации делают.

Играя в «Тайну пропавшего предложения» вы развиваете оперативную память. Когда такая память развита плохо, ребенок, прочитав шестое слово в предложении, не сможет вспомнить первое. Занимайтесь зрительными диктантами каждый день и таких проблем не будет.

Как заниматься?

меленький-мальчик-рисует

Не нужно пытаться выполнять все упражнения сразу. Вашего ежедневного внимания требует только игра «Тайна исчезающих предложений», а уже к ней добавьте еще пару, тройку упражнений на свой выбор. Меняйте их, чередуйте, чтобы не надоедали. Не забывайте временами проверять технику чтения самостоятельно, чтобы оценивать свои успехи.

Заниматься нужно регулярно, каждый день, понемногу. Это главное правило! С подробным планом тренировок можно ознакомиться здесь.

Не ленитесь, тренируйтесь, и будет вам счастье и пятерки в дневнике!

Друзья, а может быть вы тоже знаете какой-нибудь интересный способ улучшения техники чтения? Смею надеяться, что вы поделитесь им в комментариях. Заранее большое спасибо!

И до новых встреч на страницах блога!

Евгения Климкович.

Развитие навыков чтения у ребенка

Источник

Перед тем как приступить к процессу обучения чтения, ребенок любого возраста должен иметь хороший словарный запас, всестороннее понимание основных слов и их значения. И хотя это задание может показаться слишком сложным, существуют способы, которые помогают расширить словарный запас дошкольника и внедрить концепции раннего чтения.

Чтение вслух и участие в разговоре помогает малышу выучить слова, их произношение, значение, различие и многое другое.

Развитие навыка чтения у малыша

Психические процессы, необходимые для чтения.

Дети не могут читать, не достигнув стадии готовности чтения. Признаки готовности зачастую отображаются в поведении. Обучение можно начинать, если ребенок:

  • пробует читать;
  • изучает знаки, логотипы;
  • понимает взаимосвязь между буквами и звуками;
  • хорошо разговаривает;
  • знает некоторые буквы алфавита;
  • может составить связный рассказ;
  • прослушав книгу, может рассказать историю своими словами;
  • имеет активный словарный запас.

Навыки готовности настолько важны, что многие программы для детей дошкольного возраста сосредоточены на их развитии. Так и наша система обучения и развития призвана помочь малышу накопить и закрепить новые знания.

Чтение это не только знание букв и звуков. Дети также должны быть в состоянии понять, что они читают. Для понимания прочитанного необходим ряд психических процессов. Ребенок должен уметь смешивать звуки, формируя слова.

Развития памяти у детей

Роль кратковременной памяти и ее развитие у ребенка.

Кратковременная память играет главную роль в понимании. Для того чтобы понять прочитанное, дети должны распознавать буквы и слова, строя из них предложения. Кратковременная память позволяет запоминать слова и их значение от начала предложения до конца, что позволяет понять смысл всего предложения.

Чтобы понять смысл текста одного предложения недостаточно. Дети должны держать в памяти информацию всего абзаца. Однако такой объем часто выходит за пределы возможностей их кратковременной памяти. Другими словами, они не могут хранить информацию достаточно долго.

Оперативная память является процессом временного хранения и обработки информации. Краткосрочный объем памяти увеличивается с возрастом и зависит от развития передней части головного мозга (лобные доли). До тех пор пока он не достаточно развит, мозг не может одновременно обрабатывать и хранить информацию. Другими словами, существует компромисс между пониманием слов и их значением. У большинства детей память начинает улучшаться начиная с шести лет.

Для развития памяти у детей мы советуем заниматься на нашей платформе по предмету «Внимание и память».

Способы обучения чтению детей

Способы обучения чтению детей дошкольного возраста.

Даже не умеющий читать ребенок часто рассматривает книгу, изучая незнакомые символы и знаки. Однако процесс обучения следует строить, основываясь на индивидуальных особенностях ребенка. Способы обучения могут включать в себя следующее:

  1. Чтение книг, состоящих из множества повторяющихся фраз. Повторение помогает ребенку вспомнить, что будет дальше. Через некоторое время он будет в состоянии запомнить содержание книги.
  2. Пересказ прочитанной книги (ребенок должен не только понимать содержание, а уметь его пересказать своими словами, улучшая при этом память и словарный запас).
  3. Обращать внимание малыша на окружающие его слова и знаки (на вывесках, в книгах, в надписях на упаковках и другие).
  4. Увеличение визуальных и языковых навыков распознавания (видя объект на картинке, ребенок должен назвать его). Эта деятельность помогает развить словарный запас, вербальные навыки рассуждения, обработку визуальной информации, распознавание образов и память.
  5. Использовать карточки с названиями бытовых предметов (карточками можно отметить диван, ванну, холодильник). В конце концов, малыш будет в состоянии распознать названия из контекста: в книгах, на знаках и т. д.
  6. Складывать из букв слова (отдельные буквы можно написать на карточках, вырезанных из бумаги вместе с ребенком или прикрепить на магнитах).
  7. Чтение полученных писем и открыток вместе с ребенком.
  8. Ежедневные занятия с ребёнком на нашей развивающей платформе Kids Smart.

Обучение чтению – поэтапный, длительный процесс. Если ребенок устал или становиться раздражительным, нужно сделать перерыв и повторить попытку через время.

Источник

Наталья Алыкова
Консультация «Формирование навыка чтения у детей 5–7 лет. Рекомендации»

Формирование навыка чтения у детей 5-7 лет. Рекомендации.

Что нужно знать молодым родителям, воспитателям детских садов, которые занимаются с ребенком формированием навыка чтения.

Речевые центры чтения формируются к 6-7 годам. Но у большинства интерес к чтению появляется уже к 5 годам, т. е. ребенок начинает интересоваться буквами, пытается понять, что написано в книгах, на витринах магазинов или на рекламных вывесках. Это говорит о том, что психологически ребенок созрел для усвоения нового навыка, и это может быть неким сигналом для начала ваших с ребенком регулярных занятий. Но это не значит, что нужно выжидать этого момента и потом срочно приступать к специальным занятиям. Во-первых, каждый ребенок своеобразен в своем развитии, необходимо учитывать его возрастные и индивидуальные особенности, быть предельно внимательными, чтобы ребенок не потерял интерес к новым знаниям. Во-вторых, процесс чтения осваивается не одномоментно, подготовка ведется с рождения, т. е. подразумеваются охрана физического, психического здоровья ребенка, развитие ребенка в соответствии с возрастными нормами, правильным воспитанием в семье. При любых отклонениях в развитии ребенка, в соответствии с нормами развития должны быть приняты меры по их устранению или компенсированию, чем раньше, тем больше шансов, что ребенок будет развиваться нормально, и у вас не возникнет серьезных препятствий на пути усвоения нового при самостоятельных занятиях с ребенком.

Вот самые важные факторы, указывающие на полную готовность ребенка к освоению процесса чтения:

— нет проблем с произношением (поставлены все звуки, соблюден правильный темп (9-14 звуков в секунду по М. Е. Хватцеву) и ритм речи (без заикания);

— отсутствуют проблемы со слухом (ребенок не переспрашивает по многу раз, не коверкает простые слова, понимает вас, не глядя вам в лицо);

— владение связной речью (богатый словарный запас, умение строить фразы, понятно выражать свои мысли не только для родных, которые на бытовом уровне привыкли понимать друг друга с полуслова, но и для всех окружающих);

— развитый фонематический слух (ребенок должен свободно различать звуки речи; правильно воспроизводить звуки и слоги в нужной последовательности, например, з-с-з, ба-ба-па; называть первый и последний звук в слове; по услышанным звукам, произнесенным с интервалом в несколько секунд, понимать это слово, например, к….о…. т = кот);

— свободная ориентация в пространстве (ребенок правильно использует понятия «право», «лево», «верх», «низ» и пр.).

Правильно УЧИМ правильно ЧИТАТЬ!

1. ВЫБИРАЕМ ТРАДИЦИОННУЮ МЕТОДИКУ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ! Т. е. сначала ребенок усваивает звуки, затем учится сливать их в слоги, а слоги в слова. Данная методика способствует развитию фонематического слуха, устранению дефектов речи, формирует навыки звукового анализа и синтеза, готовит к письменной речи. Методика используется во всех школах, поэтому ребенку не придется переучиваться.

2. УЧИМ ЗВУКИ, А НЕ НАЗВАНИЯ БУКВ! Указывая, например, на букву Б, называйте ее не [БЭ], а [Б], Р – не [ЭР], а [Р], Л – не [ЭЛЬ], а [Л] и т. д.

3. АССОЦИАЦИИ ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ БУКВ И ЗВУКОВ ДОЛЖНЫ ПОМОГАТЬ, А НЕ МЕШАТЬ! Не нужно пытаться соотнести образ буквы с конкретной картинкой, название которой начинается на эту букву, например А – акула. Ассоциации с одной и той же картинкой не будут способствовать формированию навыка чтения, т. к. увидев в другом слове букву А, например, в слове «АНАНАС» образ АКУЛЫ никак не поможет ребенку его прочесть. Гораздо эффективнее образ буквы соотносить со звуком, который она обозначает, например, буква Т обозначает звук [Т], и этот звук для лучшего запоминания можно соотнести с похожим звуком в реальности, например имитировать стук молотка [Т-Т-Т]. Сама буква похожа на молоток, в этом случае, увидев в слове «молоток», ребенок вспомнит звук [Т]. Подобные ассоциации позволят дифференцировать образы похожих по написанию букв и похожих по произношению звуков. Часто подобные ассоциации предлагаются в логопедических букварях, но возможно придумывать и свои.

4. УСТАНАВЛИВАЕМ ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ЗВУКОМ И БУКВОЙ! Буквы читаем и пишем, а звуки слышим и произносим. Каждая буква, кроме Ь и Ъ знаков обозначает определенный звук. Лучше сначала услышать новый звук, проговорить утрированно, а потом посмотреть, какой же буквой его записали, чтобы мы могли прочесть его.

5. КОНСТРУИРУЕМ БУКВЫ! Для лучшего запоминания изображения буквы лепите ее из пластилина, складывайте из палочек, пуговиц, веревок. Обращайте внимание на количество элементов и их расположение. (В данной статье речь не идет о письме, т. к. методика обучения письму – это отдельная тема).

6. ИЗУЧАЯ НОВЫЙ ЗВУК, ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ НА АРТИКУЛЯЦИЮ! Подойдите с ребенком к зеркалу и внимательно рассмотрите, в каком положении находятся органы артикуляции при произношении того или иного звука. Когда изучено несколько звуков поиграйте в «Глухонемого», покажите ребенку артикуляцию без звука, а ребенок пусть угадывает, какой звук вы собирались произнести, после поменяйтесь ролями. Позже пусть ребенок не только называет угаданный звук, но и показывает соответствующую букву в книге, на магнитной доске или на кубиках.

7. ПРИ ОБЪЯСНЕНИИ ПОНЯТИЙ «ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ» ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ НА НАЛИЧИЕ ИЛИ ОТСУТСВИЕ ПРЕГРАДЫ ПРИ ПРОИЗНОШЕНИИ (ГУБЫ, ЗУБЫ, ЯЗЫК). Гласные при произношении не испытывают преграды, воздух свободно проходит через рот, т. е. в образовании звука участвует только голос – глас, отсюда название «гласный», если в произношении принимают участие губы, зубы, язык, то это согласный звук. Не устанавливайте связь межу гласными, как поющими звуками, т. к. многие согласные звуки можно тоже петь (М, В, Ж, З, Л, Р и др.). Нередко при звуковом анализе в школе у ребенка, который не запомнил, какие из звуков являются гласными, а какие согласными, оперирующего понятиями «поется», «не поется», происходит путаница, т. к. попытка пропеть некоторые согласные звуки оказывается удачной и тогда согласный идентифицируется как гласный. К тому же, когда мы показываем ребенку принцип слияния звуков в слоги, на первых порах мы нарочито используем «поющие» согласные, чтобы ребенок имел возможность плавного перехода от согласного звука к гласному, например, читая впервые слог МА, он длительно поизносит звук м и плавно переходит к звуку А. Знание о длительно и коротко звучащих согласных помогает в дальнейшем правильно диктовать себе при письме и избегать ошибок, характерных некоторым видам дисграфий.

8. РАБОТАЕМ ПАРАЛЛЕЛЬНО НАД РАЗВИТИЕМ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА! При изучении определенного звука, ребенок должен слышать в какой позиции звук находится в слове, в начале, середине или конце. Учимся определять на слух наличие или отсутствие звука в слове, на следующих этапах различать гласный и согласный, позже звонкий и глухой, твердый и мягкий звуки.

9. ПРИ ИЗУЕНИИ ПЕРВЫХ ЗВУКОВ СРАЗУ ПРИСТУПАЕМ К ОБУЧЕНИЮ НАВЫКАМ ИХ СОЕДИНЕНИЯ. Для этого от буквы к букве рисуем воображаемый мостик. Показываем пальцем на первую букву и произносим звук пока не «пройдем по мосту» до следующей буквы, добравшись до второй буквы, произносим соответствую щийзвук, например, [а-а-а-а-у-у-у-у], [н-н-н-н-а-а-а-а]. Важно на первых порах использовать буквы, обозначающие гласные и ПОЮЩИЕ согласные звуки, которые можно тянуть, плавно соединяя с другим звуком. Позже, при соединении ВЗРВНОГО согласного звука с гласным, проходя по мостику, нужно избегать повторного произношения первого, не допускать многократного, отрывистого звучания, не [Д-Д-Д-а-а-а-а], а [Да-а-а-а-а]. Возможность составлять и читать слоги и короткие слова из минимального набора изученных букв требует соблюдения определенного порядка изучения букв. Принципов порядка изучения букв много и у каждого есть своя научная обоснованность, но ни один из принципов не предусматривает изучение букв по алфавиту. Алфавит – это упорядочение букв для удержания их в голове, для легкого ориентирования в списках, в словарях, т. е. для быстрого поиска слов, а это пригодится только после того, как ребенок научится читать.

10. ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ НА СОГЛАСНЫЕ БУКВЫ — БРАТЬЯ! Нужно указывать на буквы, звуки которых сходны по звучанию, для начала согласные по глухости звонкости, при произношении которых участвуют одни и те же органы артикуляции, но при произношении звонкого звука включается еще и голос.Ребенок понимает это легче при следующем объяснении: произнеси звук [Б], теперь тише, шепотом, какой слышишь звук? Звук [П]. Назови двух братьев. Какой из них звонкий (глухой?Другой вариант: произнеси звук [С], теперь включи голос, какой звук слышишь? Звук [З]. Назови звонкого (глухого) брата. При этом наличие или отсутствие голоса контролируем рукой на горле, если горло вибрирует, мы произносим звонкий звук, если нет – глухой.

11. ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ НА ГЛАСНЫЕ БУКВЫ — БРАТЬЯ. Гласных звуков всего 6, а букв 10. Одни обозначают один звук (А,О,У,Ы,Э) и диктуют согласному (кроме Ч,Щ,Й) читайся твердо (сердито). Другие (Е,Е,Ю,Я,И) в определенных позициях обозначают два звука и всегда диктуют предшествующему согласному (кроме Ж,Ш,Ц) читайся мягко (ласково). Эта информация сложна для восприятия и нужна будет только в школе, а детям, которые только учатся читать достаточно знать про гласные — братья только то, что одни делают согласную мягкой ласковой, а другие нет. Гласные Е,Е,Ю,Я изучаются почти в самом конце. Приступая к изучению гласных второго ряда (кроме И) нужно попросить произнести звуки, которые обозначает гласная буква и спросить, какую другую гласную она зовет.Например: послушай, как читается «Я», произнеси [Й-А-А-А-А-А-А], какую знакомую букву она зовет? А! Буквы А и Я братья. Таким образом легко установить пары Я-А, Е-О, Е-Э, Ю-У, а И хоть и не зовет Ы, но ей тоже нужна пара, поэтому она дружит с Ы.

Предложить игру «Ласковый – сердитый слог»: ведущий называет слоги, сначала парами, например, ма – мя, сэ – се и т. д., если ребенок слышит твердый согласный в слоге, то стучит ладонью по столу или колену, если мягкий – гладит. Когда ребенок начинает различать мягкость и твердость на слух, тогда можно усложнить задачу, пусть показывает, где написано «ма», а где «мя» и т. д.

12. ОБЪЯСНЯЕМ РОЛЬ Ь и Ъ ЗНАКОВ! Роль ь и ъ знаков, как и тема с гласными второго ряда, имеет свою сложность, поэтому с этими буквами знакомим детей в последнюю очередь. Но для чтенияребенку достаточно понять два момента:

1. «Ь», как гласные Е,Е,Ю,Я,И (с которыми ребенок уже знаком) после согласного диктует ему читайся мягко. Тренируемся на чтениислов — паронимов типа: мел-мель, мол-моль, ел-ель, угол-уголь, брат-брать, стал-сталь. Важно обратить внимание на значение слов, соотнести прочитанное с картинками и заметить, что при ошибочном чтении значение слова меняется, т. е. слово превращается в другое.

2. Ь и Ъ знаки разделяют согласную от гласной, когда мы видим ь или ъ перед гласной, мы должны сделать остановку и прочесть раздельно согласную с гласной, не сливая в один слог. Для лучшего понимания этого принципа можно ладонью изображать едущий по дороге велосипед, который на месте ъ и ь знаков перед гласной проваливается в яму, затем снова едет ровно по дороге. Обязательно объяснить на словах — паронимах, что при неправильном чтении значение слов меняется,например: семя-семья, сел – съел, Семка – съемка.

13. ЧТЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ СМЫСЛОВЫМ, А НЕ МЕХАНИЧЕСКИМ! Желательно, чтобы даже отдельные прочитанные буквы и буквосочетания несли определенное значение, например, АУ – крик в лесу, УА – плач ребенка, ИА – звукоподражание ослика. Объясняем, что одна буква тоже может быть словом или предложением. Например во фразе «Кот у крыльца» есть маленькое слово «у». Для различения слов в предложениях полезно считать с ребенком количество слов в этом предложении на пальцах. Одна буква может представлять собой и самостоятельное предложение, например, «А!» — радуемся мы встрече, «О!»— удивляемся чему-то, «А?» — переспрашивает глухая бабушка, «А.» — просит открыть рот врач, «У!» — разочаровываемся. Можно проигрывать различные ситуации и обращать внимание на различные знаки препинания?., которые при чтении таких предложений легко запоминаются. Это необходимо для того, чтобы ребенок воспринимал чтение не механически, а учился понимать смысл прочитанного, для этой же цели нужно показывать картинки или предметы, названия которых ребенок только что прочитал.

14. ВАЖНА СИСТЕМНОСТЬ И ПОСТОЯННОЕ ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННЫХ БУКВ И ЗВУКОВ! Занятия должны быть систематичными, для 5-6- летнего ребенка примерно 3 раза в неделю, через день по 20-30 минут, откладывать занятия только в «экстренных» случаях. На одном занятии должна изучаться только 1 буква. Перед изучением нового материала обязательно повторить пройденный.

15. СОБЛЮДАЕМ ПРИНЦИП «ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ»!

16. ЗАДЕРЖИВАЕМСЯ НА ОШИБКАХ ДО ПОЛНОГО ИХ УСТРАНЕНИЯ! Если вы обнаружили, что ребенок что-то плохо усвоил, остановитесь на этом месте, не переходите к новому материалу. Заметив, что ребенок начал путать буквы или звуки, проведите работу над их дифференциацией. Еще раз сравните образы букв, каждый элемент и их расположение, придумайте дополнительные ассоциации для сравниваемых букв, например, буква «Е» еееееееедет вперед по строчке, а «З» – зззадом (ключевая фраза «Едет Задом») или букве «Х» ххххолодно, она съежилась, букве «Ж» жжжарко, она широко раскрылась и т. д. Для дифференциации звуков играйте в игру «Поймай звук», допустим, ребенок не различает звуки [Б] и [П], тогда перед игрой мы снова устанавливаем ассоциации, мол [П] звучит тихо, как-будто сдуваем перышко с ладони [п-п-п-п], а [Б] звучит громко, как будто стучим палкой [б-б-б] (имитируем все действия для лучшего запоминания) Поcле даем установку: я буду называть слова, если услышишь звук [П], то лови его — хлопни в ладоши. Называем слова со звуками, которые ребенок плохо различал, он внимательно слушает и определяет, есть ли указанный звук в слове. Для начала подбирайте слова, в которых угадываемый звук должен быть в начале или в конце, позже – в середине. (Не забывайте, что звонкий звук в конце слова или перед согласными (кроме сонорных) оглушается, таким образом, если хотим, чтобы ребенок услышал звук [Б], даем его в словах,в которых он в начале или середине слова перед гласной или сонорной: баня, бок, рыбак, НО НЕ рыбка, лоб).

Источник