Развитие навыка чтения умственно отсталого ребенка
Методическая разработка.
« Формирование навыков осознанного чтения у умственно отсталых детей»
Автор :
Афанасьева Наталия Сергеевна,
учитель начальных и коррекционных классов,
первая квалификационная категория
ГБОУ «РЦО»
Чтение –это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий учебный характер, используемый учениками при изучении учебных предметов.
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Неумение читать правильно, бегло и выразительно ведет к возникновению у младших школьников и нарушений письменной речи. Более конкретные проблемы — неусвоение букв, побуквенное чтение, искажение звуковой и слоговой структуры слова, нарушение понимания прочитанного. В свою очередь, применительно к умственно отсталым школьникам это имеет катастрофические последствия — несформированные навыки чтения вызывают трудности в установлении социальных связей с окружающим миром, взаимоотношений с обществом, трудности в речевом общении влекут за собой нарушение коммуникативных функций. Как итог — в подростковом возрасте трудно идет процесс социальной адаптации и интеграции умственно отсталых детей. Подрыв основы формирования ребенка-читателя, таким образом, становится одновременно препятствием для саморазвития личности и ее успешной интеграции в общество.
Процессом чтения все дети овладевают по – разному и в разное время, но целенаправленный характер обучения чтению приобретает лишь в начальной школе. На этом этапе задача учителя не только научить детей воссоздавать звуковую структуру слова по его графической модели, но сформировать у них смысловое, сознательное чтение. Поэтому в это время крайне важно обращать внимание ребёнка на значение слова, так понимание его смысла является не только целью чтения, но и надёжным средством самостоятельного контроля. Ребёнок, овладевший грамотой с темпом 20-30 слов в минуту, не может понять текст при самостоятельном чтении.
Умственно отсталые дети не могут приобрести навык достаточно беглого, правильного осмысленного чтения, с тем, чтобы к моменту окончания курса обучения самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать соответствующие выводы.
Нарушения чтения умственно отсталых детей носят системный характер. У умственно отсталых учащихся страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. В результате наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении.
Чтение учащихся коррекционной школы VIII вида характеризуется большим количеством ошибок(замены, повторы, пропуски, добавления букв, слогов, слов) и их стойкостью. В свою очередь нарушение правильности чтения затрудняет выработку навыка беглого и выразительного чтения, осознание читаемого текста.
Для формирования полноценного навыка чтения в своей работе использую коррекционно-развивающие приемы и упражнения, которые систематизированы и разделены на группы по принципу коррекционной и развивающей направленности. Коррекционная работа проводилась по развитию навыков чтения- беглости, выразительности, осознанности, правильности.
Упражнения для развития беглости чтения
1.Читай скороговорку три раза. Сначала медленно, второй раз с обычной скоростью, а третий раз –как можно быстрее.
У тридцати трёх полосатых поросят три хвостика висят.
2.Следующая скороговорка учит управлять своим дыханием. Выучи её.
Как на горке , на пригорке
Стоят тридцать три Егорки
Раз Егорка
Два Егорка… Вдохни, набери побольше воздуха и говори до тех пор пока его хватит. Посоревнуйся с товарищами, кто сможет посчитать не делая вдоха.
3.Читай скороговорку несколько раз, всё быстрее и быстрее.
Бесконечные стихи
Кто вечно хнычет и скучает,
Тот ничего не замечает,
Кто ничего не замечает,
Тот ничего не изучает,
Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает.
4.Чтение длинных предложений. Читай как можно быстрее.
Однажды мужик пошёл в лес.
Однажды мужик пошёл в лес дрова рубить.
Однажды мужик пошёл в лес дрова рубить, подошёл к озеру.
Однажды мужик пошёл в лес дрова рубить, подошёл к озеру, сел на берег.
Однажды мужик пошёл в лес дрова рубить, подошёл к озеру, сел на берег и нечаянно уронил топор в воду.
5.Читай правильно, целыми словами.
Верно – вернулся – отвернулся. Диво – дивиться – удивиться.
6.Читай сначала плавно по слогам, затем целыми словами.
Ин-те-рес-но – интересно, спра-ши-вать – спрашивать и т.п.
Упражнения на развитие выразительного чтения
1.Упражнения на постановку логического ударения.
— Прочитайте данные предложения и расставьте логические ударения в первой их части. А поможет вам правильно это сделать слово во второй части предложения.
Вы сегодня приедете или кто другой?
Вы сегодня приедете или завтра?
Вы сегодня приедете или не приедете?
— О чём спрашивается в предложении «Дети завтра пойдут в цирк?» Прочитайте это предложение по разному, в зависимости от того, что хочет узнать автор.
— Последовательно меняйте логическое ударение в вопросительном предложении и проследите, как изменится ответ.
Ты завтра встречаешь сестру?- Да, я.
Ты завтра встречаешь сестру?- Да, завтра.
Ты завтра встречаешь сестру?- Да, встречаю.
Ты завтра встречаешь сестру?- Да, сестру.
— Иногда на логическое ударение указывают усилительно-выделительные частицы, стоящие перед значимым словом. Найдите эти частицы в следующих предложениях. Слова, на которые падает логическое ударение, подчеркните прямой линией.
Только тренеру он был обязан своими успехами.
Лишь в восемь часов работа была закончена.
Только отец сохранял спокойствие.
— Прочитайте следующие предложения, правильно ставя логическое ударение.
Под сосной Серёжа нашел гриб.
Серёжа нашёл гриб под сосной.
Гриб под сосной нашёл Серёжа.
2. Игры и упражнения на выделение пауз
— В чем разница?
Прочитайте предложения парами. Докажите, что в зависимости от места паузы изменяется смысл высказывания. Паузы обозначены вертикальной чертой.
Как обрадовали | его успехи | друга! Как обрадовали его | успехи друга!
У нас| с братом беда. У нас с братом| беда.
— Кто правильнее?
Часто паузы ставятся там, где в письменном тексте есть знаки препинания-точка, запятая, тире, двоеточие, точка с запятой. Прочитайте следующие пары предложений, правильно делая паузы.
Что, болит? – Что болит?
Ну что, споем? — Ну, что споем?
Дайте мне другую, новую книгу. Дайте мне другую новую книгу.
Я не видел брата, товарища и его сестру. Я не видел брата товарища и его сестру.
— Кто быстрее?
Определить варианты прочтения следующих фраз. Что помогает различить разный смысл этих предложений при одинаковом их написании?
Поездку отложить нельзя выезжать.
Детей отправьте вечером встретим.
На утес одинокий орёл садиться.
3. Упражнения на выработку умения управлять темпом речи.
— Прочитайте следующие предложения и скажите, в каком темпе должно произноситься каждое из них.
Работу сделали за два дня.
Как медленно вертится колесо!
Помогите, человек тонет!
Как долго тянется зима!
Скорей бежим домой!
— Проанализируйте предложенные ситуации и ответьте на вопрос: «В каком темпе вы будете говорить в каждом случае и почему?»
— К вам на улице обратилась старушка с просьбой подсказать, где находиться аптека. Расскажите ей маршрут, предупреди об опасностях (наледь, камень, выбоина). Как ты будешь говорить с ней? В каком темпе?
— К остановке подошел автобус. Уточни у водителя или стоящих на остановке людей, куда он едет. Не забывай, что автобус долго стоять не будет.
— До отхода поезда осталось несколько минут. Вы уезжаете в гости. Вас провожает мама (папа, бабушка). За оставшееся время вы должны сказать маме важное сообщение.
4. Упражнения на развитие интонационной выразительности речи.
— Анализируем ситуацию.
Представьте ситуацию: мама просит сына заняться уроками.
Саша иди делать уроки!
Молчание в ответ.
Саша!…
Да иду, иду.
Ты как со мной разговариваешь?
— Определи тон.
Учитель произносит следующие фразы разным тоном. Дети должны определить характер тона, то есть, с каким чувством была произнесена фраза.
Мы завтра идем в поход.
В нашей школе сегодня будет концерт.
Завтра обещают дождь.
— Произнеси по-разному.
Произнеси междометие «О» с разной интонацией.
Удивительно, радостно, недовольно, испуганно.
— Попробуй произнести маленькое слово «Да» девятью разными способами.
Важно, нежно, категорическим тоном, вопросительно, задумчиво, скорбно, иронически, с сожалением.
— Произнеси данные слова и фразы, выражая голосом разные чувства и настроения. Пусть ваши слушатели попробуют определить эти чувства. «Открой дверь!» — гневно, грустно, весело, высокомерно, раздраженно.
«Молодец!» — восхищенно, удивительно, насмешливо, угрожающе.
5.Упражнения для развития сознательного чтения.
— Что общего в словах и чем они различаются?
Мел – мель, мал — мял, мыл — мил.
— Назови одним словом.
Чиж, грач, сова, ласточка, стриж. Картофель, свёкла, лук, капуста.
— Какое слово лишнее и почему.
Минута, время, час, секунда. Дорога, шоссе, тропинка, путь.
— Чем похожи следующие слова.
Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.
— Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первыйслог.
Колос, рота, ваза. Кора, лото, боксёр. Молоко, нерест, тарелка.
— Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.
Змея, рама. Пуговица, молоток, лава. Укор, бузина, тина.
— Составь новое слово, взяв последний слог.
Мебель, ружьё. Соломка, пора, мель. Лиса, бельмо, полёт.
— Даны три слова. Первые два находятся в определённой связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существует такая же связь. Найди четвёртое слово.
Песня – композитор, самолёт- ? Школа – обучение, больница — ?
— Закончи рассказ «Забота о птицах». Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу…
— Прочитай рассказ сам. Выбери заглавие. Соедини его карандашом с рассказом.
Мальчик и стадо. Лгун. Волк.
Мальчик стерег стадо овец и будто увидал волка, стал звать: «Помогите, волк! Волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так два или три раза, случилось – и вправду прибежал волк. Мальчик стал кричать, звать на помощь, но к нему никто не прибежал. Мужики подумали, что он обманывает, и не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.
Почему мужики не поверили мальчику?
Почему случилась беда?
Что ты думаешь об этом мальчике?
6 . Упражнения для формирования правильности чтения
— Чтение слов, отличающихся одной буквой.
Мел-мель-мыль-мыль-мал-мял. Мышка-мошка-мишка-миска.
— Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.
Приехал, пришел, пришил, принес, припев.
Красное, белое, голубое, чёрное, жёлтое.
Кукла, мама, папа.
— Повтори, что сказал учитель.
Бочка-точка, бабушка- бабочка, каша- ложка.
— Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы.
Куст-стук, сосна- насос, мех-смех, мышка- камыш, марка- рамка, марш-шарм, масло-смола, мошкара- ромашка.
— Постоянное наращивание слова.
Лес-лесок-перелесок. Кот-котик-котенок. Снег-снежок-снеговик.
— «Карточки –горки»
Ученику предлагается последовательно читать слова, расположенные в виде горки. Чем ниже он будет спускаться, тем более труднее будет читать.
Уж
Нос
Рама
Кошка
Собака
Ромашка
Карусель
Крыжовник
7. Упражнения на выработку речевого дыхания.
— Футбол Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве
ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
— Ветряная мельница. Ребёнок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
— Снегопад. Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать «снежинки» с ладони.
— Листопад. Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
— Бабочка. Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
— Одуванчик. Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).
— Шторм в стакане. Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).
Паровоз привез нас в лес.
Чух- чух-чух! Чух-чух-чух!
(ходьба с согнутыми в локтях руками)
Там полным-полно чудес.
(удивленно произносить «м-м-м» на выдохе, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа)
Вот идет сердитый еж:
П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!
(низко наклониться, обхватив руками грудь-
свернувшийся в клубок ежик)
Где же носик? Не поймешь.
Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!
Вот веселая пчела детям меда принесла.
З-з-з! З-з-з!
Села нам на локоток,
З-з-з! З-з-з !
Полетела на носок.
З-з-з! З-з-з !
(звук и взгляд направлять по тексту)
Пчелку ослик испугал:
Й-а-а ! Й-а-а !
На весь лес он закричал:
Й-а-а ! Й-а-а !
(укрепление связок гортани, профилактика храпа)
Гуси по небу летят,
Гуси ослику гудят:
Г-у-у ! Г-у-у !Г-у-у ! Г-у-у !
Г-у-у ! Г-у-у !Г-у-у ! г-у-у !
(медленная ходьба, руки-крылья поднимать на вдох, опускать со звуком)
Устали? Нужно отдыхать,
Сесть и сладко позевать (дети садятся и несколько раз зевают, стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга)
Рассмотренные разнообразные приемы, виды работ на уроках направлены на коррекцию навыков чтения. Систематическая коррекционная работа, безусловно, приносит положительные результаты. У школьников появится интерес к читаемым произведениям и умение самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать из него соответствующие выводы. В результате выполнения предложенных упражнений уточняется и обогащается словарный запас обучающихся, развивается лексическая сторона речи, вырабатывается умение правильно строить предложения, правильно и последовательно излагать свои мысли. Работа по развитию навыка правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения протекала в единстве. Нельзя сказать, что формированию или развитию какого-либо из данных навыков отводилось определенное место. Главной задачей уроков было- воспитание полноценного навыка чтения, т.е. единства всех вышеназванных качеств.
Положительные тенденции при формировании навыков чтения у умственно отсталых учащихся подтверждают эффективность применения коррекционных упражнений.
Разнообразные упражнения, использованные в моей работе, являются примерными, в творческой работе педагог может подбирать и другие подобные упражнения, учитывая характер и сложность нарушения чтения и психофизические возможности каждого ребенка. При подборе заданий необходимо учитывать следующие принципы: поэтапного усложнения заданий, большое количество упражнений, доводимые вырабатываемые временные связи у ребенка до полной автоматизации. Также учитываются обще дидактические принципы: индивидуального подхода, доступности, наглядности, конкретности.
Проведённый эксперимент показал, что дислексии у учащихся с нарушением интеллекта успешно преодолеваются.
Источник
ВВЕДЕНИЕ
Одной из актуальных проблем современной школы является проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых более эффективных путей формирования знаний, которые бы учитывали реальные возможности учащихся и условия, в которых протекает учебная деятельность.
Научить детей с нарушением интеллекта правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из основных задач начального образования в специальном (коррекционном) образовательном учреждении. Эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это то, чему обучают младших школьников с нарушением интеллекта, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками с нарушением интеллекта при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. В настоящее время чтение рассматривается как одна из высших интеллектуальных функций, как целенаправленная деятельность, которая может изменять взгляды, углублять понимание, воссоздавать опыт, влиять на поведение, совершенствовать личность.
Успешное овладение осознанным чтением детьми с нарушением интеллекта — один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребенка, так же как трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи).
Исследования о нарушениях чтения представлены в работах А.Н. Корнева, Р.Е.Лалаевой, В.С.Мухиной, В.К.Орфинской, Л.П.Спировой, И.Н. Садовниковой, Р.А.Ткачевой, О.А.Токаревой, М.Е.Хватцева и др.
Нарушения чтения являются одними из многочисленных нарушений, встречающихся у учащихся специальной (коррекционной) школы.Они могут быть обусловлены задержкой сформированности определенных функциональных систем, важных для освоения навыков чтения, вследствие негативных факторов, действовавших в различные периоды развития ребенка.
Процесс овладения чтением детьми с нарушением интеллекта протекает замедленно, характеризуется определенными трудностями. По данным Г.Я. Трошина они овладевают ступенями чтения в три раза дольше, чем нормальные школьники. Ступени обучения чтению у них растягиваются во времени, а промежутки между ними более продолжительны.
Одна из важнейших задач начальной школы – формирования у детей навыков осознанного чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Однако почти в каждом классе находится несколько учеников, которые не укладываются в нормативы, предусмотренные школьной программой. В общем-то, умея читать, они проделывают это очень медленно с многочисленными ошибками. Дети при чтении пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают или не дочитывают окончания слов. Для многих характерно угадывающее чтение, имеются трудности в слогослиянии. Искажение звукового состава слова и трудности слогослияния в большинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного.
Необходимо правильно и своевременно диагностировать причины неуспеваемости в каждом индивидуальном случае и по возможности устранять или корригировать их последствия.
Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка осознанного чтения от класса к классу в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.
Актуальность исследования обусловила выбор темы квалификационной работы: «Формирование навыка осознанного чтения у младших школьников с нарушением интеллекта».
Объект исследования: процесс формирования навыка осознанного чтения у младших школьников с нарушением интеллекта.
Предмет исследования: особенности работы учителя-олигофренопедагога по формированию навыка осознанного чтения у младших школьников с нарушением интеллекта.
Цель исследования: разработать комплекс коррекционных упражнений учителя-олигофренопедагога по формированию навыка осознанного чтения у младших школьников с нарушением интеллекта.
Задачи исследования:
- Изучить психолого-педагогическую, специальную литературу по проблеме исследования.
- Раскрыть особенности осознанного чтения у младших школьников с нарушением интеллекта.
- Разработать комплекс упражнений на формирование навыка осознанного чтения детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Методы исследования:
- теоретические методы: анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение;
- эмпирические методы: изучение и обобщение опыта, наблюдение, беседа, тестирование, эксперимент.
База исследования: ГОБОУ Мончегорская коррекционная школа г.Мончегорск. В исследовании принимали участие 4 класса с легкой умственной отсталостью.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
1.1. Понятие осознанного чтения в психолого-педагогической литературе
Проблема осознанного чтения была раскрыта в философских концепциях И.Канта, Н.Бердяева, в философско-педагогических идеях Л.Толстого, В.Розонова, К.Д.Ушинского, И. Бунакова, В.А.Сухомлинского.
По мнению таких исследователей, как Т.В. Ахутиной, Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина и др., осознанное чтение – это высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития [7].
Психологическая природа сознательного чтения, его механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. [49,4]. Все исследователи отмечают сложную организацию процесса чтения и указывают на необходимость специального речевого воспитания.
С психологической точки зрения чтение представляет собой процесс, состоящий из техники чтения и понимания при чтении. Понимание при чтении, или осознанность, соотносится с техникой чтения как цель и средство. Понимание при чтении есть процесс проникновения в содержание текста путем установления между его элементами связей, один из видов мыслительной деятельности человека. Читающий не просто извлекает готовую информацию, он сравнивает значение читаемого со своим опытом, имеющейся информацией и знаниями. Установлены следующие факторы, влияющие на понимание при чтении: информационная насыщенность; композиционно-логическая структура текста; организация направленности внимания при восприятии текста; индивидуально-психологические особенности читающего [22].
В педагогике осознанное чтение — это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Этот навык является наиболее важным для чтения, т.к. если человек не понимает того, о чем читает, теряется весь смысл процесса чтения. Задача учителя помочь школьникам правильно осмыслить и понять читаемый текст, научить устанавливать смысловые связи в тексте, помочь осознать идейный смысл произведения. Вся работа, проводимая на уроке чтения, направлена именно на решение этих задач. Для этого учитель использует разнообразные методы: подготовка учащихся к восприятию текста через беседу, рассказ, экскурсия, демонстрация картин, иллюстраций, видеоматериала. Немаловажное значение имеет работа над незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями, анализ изобразительных средств художественного произведения, анализ текста, закрепление содержания прочитанного текста, составление различных видов планов, пересказ, а так же обобщающие беседы.
Как отмечает Р.И. Лалаева, осознанное чтение – сложный психофизиологический и психолингвистический процесс[24,26].
По мнению А.К. Аксеновой, осознанное чтение – это один из видов речевой деятельности, представляющий собой перевод буквенного кода в звуковой и осмысление воспринятой информации [1] .
На основе восприятия зрительной модели слова и последующего соотнесения буквенных значков со звуками воспроизводится слово. В процессе этого воспроизведения осуществляется соотнесение звукового образа со значением, т.е. происходит понимание читаемого.
Известный психолог Т.Г. Егоров в работе “Очерки психологии обучения детей чтению” рассматривает чтение как деятельность, состоящую из трех взаимосвязанных действий: восприятия буквенных знаков, озвучивания (произношения) того, что ими обозначено, и осмысления прочитанного. У маленького ребенка, который только учится читать, эти действия протекают последовательно. Однако по мере накопления опыта чтения текста эти компоненты синтезируются. Т.Г. Егоров пишет: “Чем гибче синтез между процессами осмысливания и тем, что называется навыком в чтении, тем совершеннее протекает чтение, тем оно точнее и выразительнее”[8]. Как следует из приведенного высказывания, исследователь технику чтения (то, что в чтении называют навыком, т.е. механизмом восприятия и озвучивания) не противопоставляет осмыслению читаемого.
Об этом же писал С.П. Редозубов: и теперь можно встретить учителей, которые делят уроки чтения на две категории: уроки “техники” чтения и уроки сознательного и выразительного чтения. Такое деление уроков в самой основе своей неверно. Всякий урок чтения должен быть уроком сознательного чтения
Основы методики осознанного чтения были разработаны К.Д. Ушинским. Он рекомендовал смотреть на художественное произведение «как на окно, через которое мы должны показать детям ту или иную сторону жизни», и подчеркивал, что «недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали» [40].
Эти положения методики К.Д. Ушинского говорят о познавательном значении чтения и о важности эстетического воздействия его на читателя. К.Д. Ушинский включал также в задачи осознанного чтения развитие мыслительных способностей и работу над усвоением грамматических норм. Он рекомендовал различный подход к чтению научно-популярных статей и к чтению художественных произведений, разработал принципы проведения бесед в зависимости от вида произведения, дал конкретные указания о специфике работы над произведениями фольклора и баснями. Огромную роль в занятиях по чтению отводил К.Д. Ушинский наблюдениям за жизнью природы и требовал использовать наглядность при чтении, считал ее основным принципом обучения отечественному языку.
Созданная К.Д. Ушинским система получила название «объяснительное чтение». Последователи К.Д. Ушинского разделяли его мысли о необходимости на смену образным упражнениям в технике чтения и в пересказе ввести новую систему интересных уроков, обогащающих ученика знаниями и развивающих его личность.
Разработаны методические положения обучению чтению в начальных классах, определяющие подход к анализу художественного произведения [18]. Эти положения сводятся к следующему:
1. Анализ содержания произведения и формирование навыков правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения сливаются в единый процесс (задания направленные на понимание содержания текста, одновременно способствуют совершенствованию навыка чтения).
2. Выяснение идейно-тематической основы произведения, его образов, сюжетной линии, композиции и изобразительных средств в максимальной степени служит общему развитию учащихся как личности, а также обеспечивает развитие речи учащихся.
3. Опора на жизненный опыт учащихся является основой осознанного восприятия содержания произведения и необходимым условием его правильного анализа.
4. Осознанное чтение рассматривается как средство активизации познавательной деятельности учащихся и расширения их знаний об окружающей действительности.
5. Анализ должен будить мысль, чувства, возбуждать потребность высказывания, соотнести свой жизненный опыт с теми фактами, которые представил автор.
Одна из важнейших задач начальной школы – формирование у детей навыка осознанного чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования.
В методике русского языка выделяют три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации [57].
1. Аналитический этап характеризуется тем, что все три компонента процесса чтения в деятельности чтеца “разорваны” и требуют от ребенка отдельных усилий по произведению конкретных операций: увидеть гласную букву, соотнести ее со слогом-слиянием, подумать, куда надо причитать буквы вне слияния, озвучить каждый увиденный графический слог, т.е. произнести плавно, так, чтобы узнать слово и понять его. Чтение по слогам – это признак того, что ребенок находится на самом первом этапе формирования навыка – аналитическом. Обычно считают, что аналитический этап соответствует периоду обучения грамоте. Однако учитель должен помнить, что каждому ребенку свойствен свой темп в развитии вообще и в овладении навыком чтения в частности.
2. Синтетический этап предполагает, что все три компонента чтения синтезируются, т.е. восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходят одновременно. На этом этапе ребенок начинает читать целыми словами. Однако главным признаком перехода чтеца на этот этап является наличие при чтении интонирования. Важно, чтобы ребенок не просто осмысливал отдельные единицы текста, а соотносил их с целостным содержанием читаемого. Интонация при чтении появляется при условии, если чтец удерживает в сознании общий смысл читаемого. Это обычно происходит на второй год обучения в начальной школе.
3. Этап автоматизации описывается как этап, на котором техника чтения доведена до автоматизма и не осознается чтецом. Его интеллектуальные усилия направлены на осознание содержания читаемого и его формы: идеи произведения, его композиции, художественных средств и т.д. для этапа автоматизации характерно стремление ребенка читать про себя. Главным признаком того, что дети достигли уровня автоматического чтения, является их непосредственная эмоциональная реакция на самостоятельно прочитанное произведение, их желание поделиться первичными читательскими впечатлениями без дополнительных вопросов учителя, стремление обсудить прочитанное.
В методике русского языка принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность [57].
Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.
Беглость – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).
Осознанность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.
Выразительность – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему. Как отмечает Л.В. Климанова, сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента [18]:
а) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными, — с другой),
б) понимание текста (извлечение его смысла, содержания).
Хорошо известно, что оба эти компонента тесно взаимосвязаны и опираются друг на друга: так, усовершенствование техники чтения облегчает понимание читаемого, а легкий для понимания текст лучше и точнее воспринимается. При этом на первых этапах формирования навыка чтения большее значение придается его технике, на последующих – пониманию текста.
Осознанность в общем виде может быть определена как понимание прочитанного. Однако в методике этот термин употребляется в двух значениях:
1) применительно к овладению самим процессом чтения (техникой чтения);
2) применительно к чтению в более широком смысле (Т.Г.Рамзаева).
Когда говорят о сознательности в первом значении, имеют в виду, насколько сознательно ребенок выполняет необходимые операции, из которых складывается озвучивание печатных знаков: находит гласные, соотносит их со слогами-слияниями, видит согласные вне слияний и осознает, к какому слогу-слиянию их следует причитать.
Термин сознательное чтение во втором значении функционирует в методике на разных уровнях протекания самого процесса чтения.
Первый уровень — часто совпадающий с аналитическим этапом становления навыка чтения, предполагает понимание большей части слов, употребленных в прямом или переносном значении; понимание отдельных предложений и их связи между собой; понимание смысла отдельных частей текста, их внутренней связи и взаимообусловленности и, наконец, понимание общего смысла всего текста.
Второй уровень сознательного восприятия текста базируется на первом и предполагает осмысление подтекста произведения, т.е. уяснение его идейной направленности, образной системы, художественных средств, а также позиции автора и своего собственного отношения к читаемому.
Можно говорить и о третьем уровне сознательного чтения, когда индивид осознает свои читательские интересы и обладает умениями, которые могут их удовлетворить, иными словами, сознательно определяет круг чтения, ориентируясь на свои возможности. Таким образом, в современной методике утвердилась точка зрения, что сознательность чтения предполагает:
- осмысление значения каждой языковой единицы текста; понимание идейной направленности произведения, его образной системы, изобразительно-выразительных средств, т.е. позиции автора и своего собственного отношения к прочитанному;
- осознание себя как читателя.
Овладение полноценным навыком осознанного чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем, чтение – один из основных способов приобретения информации и во внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся.
Таким образом, осознанное чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Этот навык является важным для чтения, т.к. если человек не понимает того, о чем читает, теряется весь смысл процесса чтения. Задача учителя помочь школьникам правильно осмыслить и понять читаемый текст, научить устанавливать смысловые связи в тексте, помочь осознать идейный смысл произведения. Работа над развитием навыков правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения, протекает в единстве. Это способствует более полному пониманию информации (текста) и одновременно развитию техники чтения.
См. продолжение статьи
Источник