Развитие наблюдательности и внимание у ребенка
Внимание- направленность и сосредоточенность психики (сознания) человека на чем-либо определенном при одновременном отвлечении от другого.
Внимание тесно связано памятью и мышлением.
Развитое внимание очень важно для человека в любом возрасте. Период активного развития от 1 года до 7 лет. Увлекательные игры и упражнения, приведённые ниже, помогут Вам сделать своего ребёнка более внимательными и принесут много положительных эмоций.
Игры и упражнения на развития внимания.
1. «Хлопни, топни»
Взрослый перечисляет различные слова, а ребенок должен, например, когда услышит название дикого животного хлопнуть в ладоши, а домашнего топнуть ногой.
Аналогичная игра, можно говорить правильные и неправильные утверждения.
2.»Найди букву»
Предложите ребенку в небольшом тексте найти все буквы А (или любую другую). Постепенно усложняйте задачу: искать за определенное время; букву А подчеркни, а Б -зачеркни; найти все слоги МА и т.д.
3. «Найди все предметы«
(листайте галерею)
4. «Спиши»
Предложите ребенку переписать несложный текст или просто строчки из букв вот такого плана: ААПРДО ЕЕНОЛД КЛАЦУЭЖ и т.д.
5. «Найди отличия»
6. «Найди спрятанное слово»
Предложите ребенку, среди букв найди и подчеркнуть заданные слова. Текст должен быть написан одним шрифтом.
Например: ВАРОПАРОМЩХДЛОПСОЛНЦЕ
ПРОИЛОШАДЬОМСЯВУПРТУМАНОЛСНЕГ
7. «Дорисуй и раскрась по образцу»
Вам может быть интересно: «Умные раскраски»
8. Анаграммы.
Анагра́мма (от греч. ανα- — «пере» и γράμμα — «буква») — литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание.
Другими словами, это перестановка в слове букв, в результате которой получается новое слово. Убирать и дополнять новые буквы нельзя.
9.Раскрашивание специальных раскрасок.
10. Таблицы Шульте
Такая таблица представляет собой (чаще всего) квадрат 5×5 (для детей помладше можно 3×3, 4×4, 4×3) с разделенными в нем 25 ячейками. В таблице пишем в ячейках числа от 1 до 25, в перемешку. Цель игры, как можно быстрее найти все числа по порядку. Кстати, это упражнения хорошо подойдет и для тренировки внимания у взрослых.
11. Загадки обманки.
Например:
Белым снегом всё одето —
Значит, наступает …
лето (зима)
Ночью каждое оконце
Слабо освещает …
солнце (луна)
Друг зверей и друг детей
Добрый доктор …
Бармалей (Айболит)
12. «Найди такой же предмет»
14. «Жучок»
Расчертите игровое поле, в виде клеточек. Пусть ребенок представит, что по этому полю ходит жучок, от указанной точки. Взрослый говорит ходы (одна клетка влево, 2 вверх, одна вправо и т.д.), а ребенок должен только мысленно передвигать его по полю. Периодически проверяйте куда «довел» жучка ребенок. Водить пальцем или рисовать на нем нельзя. Если это сложно, то для начала предложите ему вести пальчиком. Важно, научиться мысленно ориентироваться в заданном поле.
15. Лабиринты.
16.Еще упражнения на внимание.
(листайте галерею)
Игры для детского коллектива
1. «Хлопки»
Очень веселая игра. Игроки садятся в круг и кладут одну руку на бедро сидящему слева, другую с права. Один из игроков начинает игру: хлопает своей рукой по бедру соседа, тот в свою очередь хлопает своему соседу и так по кругу. Постепенно темп увеличивается. Из игры выбывает тот игрок, который ошибся.
2. «Сыщик»
Сыщик (он же ведущий), внимательно разглядывает игроков (примерно 30 секунд), затем выходит из комнаты. В это время, оставшиеся участники меняют что-то в своей одежде, месте расположении, позе (всего 3-5 изменений у каждого, нужно договориться о количестве заранее).
3.»Самый внимательный»
Взрослый или один из игроков загадывает слово, например, «лес».Дальше поочереди игроки уточняют объект: «высокий», далее «хвойный» и так далее, каждый раз называется меньшая по масштабу. Выигрывает тот, кто назовет самую мелкую деталь. Для игры лучше брать объекты хорошо знакомые детям: книга, кухня, школа, река и т.д.
4. «Вышибалы или выбивалы»
Подвижная игра с мячом. 2 игрока ведущие, они становятся по краям игрового поля напротив друг друга, остальные игроки в центр поля. Задача водящих «выбить» всех игроков с помощью мяча.
5. «Путаница»
Игроки, кроме водящего становятся в круг и берутся за руки. Водящий выходит из комнаты. В это время, игроки начинают меняться местами, затем заходит ведущий и пытается определить в каком порядке стояли участники до этого.
Как развивать и воспитывать детей? Советы на все случаи жизни. Каталог статей.
Источник
Согласитесь, жизнь становится намного ярче, когда мы акцентируем внимание на деталях. Например, глядя на пейзаж, мы видим красоту природы, но всматриваясь в детали, поражаемся ее величию и гармонии.
Наши воспоминая напрямую связаны с цветами, запахами, музыкой, вкусами, ощущениями, и чем больше помнится деталей, тем ярче картины прошлого — развивая в детях наблюдательность, мы обогащаем их впечатления и память.
Наблюдательность — способность видеть своеобразие людей, предметов и явлений —необходимо тренировать. Она помогает лучше понимать происходящее. Простые, но тем не менее активные инструменты развития этой способности — рукоделие, конструирование, составление пазлов, сборка моделей, рисование и лепка.
Акцент на детали
Пожалуй, самое простое — это гулять, наблюдая. По дороге в сад или школу можно отмечать изменения на маршруте, посчитать, сколько вам встретилось девушек в кроссовках, а сколько — в обуви на каблуках, посчитать велосипедистов, отметить увиденные головные уборы встречных и так далее.
Гуляя или путешествуя, просите ребенка описывать как можно подробнее то, что он видит перед собой. Например, не «рядом в песке играют дети», а «в пяти метрах от нас в песке играют мальчики примерно трех и пяти лет в одинаковых белых панамках»
Многие дети в детстве хотят быть разведчиками или детективами. Попросите ребенка подмечать малейшие детали определенных предметов как можно четче, как будто их надо будет позже нарисовать. Рисовать не обязательно: принятая установка будет включать восприятие и тренировать наблюдательность.
Листая книги, детализируйте картинки. Ищите самый крупный и самый мелкий предмет, обращайте внимание на цветовую гамму, и со временем ребенок сам автоматически будет отмечать эти тонкости.
От деталей — к общему
Вы хорошо запоминаете лица? Сможете составить фоторобот соседа? Скорее всего, нет, ведь мы не обращаем внимания на то, какие у человека уши, нос, подбородок, глаза и брови, а помним только лицо в целом.
Приучайте ребенка смотреть на лица более внимательно, замечая малейшие детали внешности. Можно устраивать соревнования, кто запомнит больше подробностей и попробует что-то рассказать о человеке.
Пробуйте «читать» эмоции по лицам — этот навык полезен для развития эмоционального интеллекта. Удобнее всего рассматривать людей в транспорте, в очереди или кафе. Делать это надо незаметно. Потренировавшись какое-то время, ребенок будет машинально запоминать незнакомые лица.
Тренируемся на мультфильмах
Просмотр любимых мультфильмов можно использовать для тренировки наблюдательности. Проще начать со старых советских мультиков, таких как «Варежка», «Ну, погоди», «Бременские музыканты» и другие. Сначала смотрим мультфильм, не вдаваясь в детали. А потом предлагаем пересмотреть, предварительно загадав загадки ребенку: «Какого цвета были штаны у Трубадура?», «Когда варежка превратилась в щенка и обратно?» и т. д. Это поможет в будущем не только внимательно смотреть мультфильмы, но и пересказывать увиденное. Кстати, такая игра- задание очень понравится не только дошкольникам, но и ученикам начальных классов.
«Дневник наблюдений»
Наблюдение за временами года может стать для вас с ребенком долгим, но очень серьёзным проектом. Фотографируя одно и то же дерево в течение каждого месяца, можно наглядно увидеть признаки времен года. Так же можно наблюдать, как растут домашние питомцы или растения в горшках.
Семейные игры на наблюдательность
Не обязательно выбирать отдельное время для таких семейных игр. Игра, условно называемая «Тот, у кого», удобна тем, что играть можно в любом месте и любой компанией. Выбирается ведущий (можно кинуть жребий), который дает задание, например: «тот, у кого синие шнурки, должен похлопать в ладоши». И все, у кого есть эта деталь, хлопают. Задания придумываются любые, соответствующие ситуации.
Еще одно упражнение: «Назвать все предметы, которые находятся за спиной и описать их». Такие игры заставляют мозг постоянно концентрироваться на мелочах. Весьма полезный навык не только для детей.
Интернет в помощь
Интернет занимает лидирующую позицию в сфере интересов школьников, поэтому берем его в помощь. Здесь можно найти тренажеры, задания и игры для развития памяти и внимания.
Учитесь наблюдать, это очень ценный навык. Прививайте его детям, и жизнь заиграет новыми красками!
Тамара Рыбакова
Фото с сайта www.homeschoolacademy.com
Источник
Советы и упражнения, которые стоит знать родителям и учителям.
Шамиль Ахмадуллин
Психолог, писатель, автор более 30 книг и пособий по эффективному обучению детей, среди которых «Скорочтение для детей. Как научить ребёнка быстро читать и понимать прочитанное», «Развитие памяти у детей». Основатель сети центров скорочтения, развития памяти и интеллекта у детей TurboRead.ru.
Основная деятельность детей младшего школьного возраста — обучение. Оно вносит существенные изменения в психологические процессы, предъявляя высокие требования к концентрации внимания. Способность детей к эффективной работе в классе — результат умения сосредотачиваться на процессе обучения, теме и содержании урока, словах педагога и собственных действиях. Вот почему так важно развить внимание, которое поможет ребёнку полноценно учиться и успешно справляться с поставленными задачами.
Что такое внимание
Внимание — понятие в когнитивной психологии, означающее избирательную направленность восприятия на определённые объекты. Это особое состояние сознания, при котором субъект (ребёнок) способен сосредоточить познавательные процессы (мышление, восприятие, воображение, память) на конкретных предметах, имеющих личностную или ситуативную значимость.
Внимание — это сосредоточенность человека на предметах и явлениях, наиболее важных для него.
Как формируется внимание у детей
Для формирования навыков внимания в процессе обучения важно соблюдать несколько требований:
- достаточный темп обучения и отсутствие длительных пауз;
- опора на активную мыслительную деятельность (применение задач на обобщение и сравнение, поиск примеров и формирование выводов);
- отсутствие внешних раздражителей, привлекающих непроизвольное внимание и отвлекающих от познавательного процесса (громких замечаний, комментариев, резких движений);
- чёткость и краткость пояснений до начала выполнения ребёнком какой-либо работы.
Категорически запрещено комментировать действия ребёнка, когда он сосредоточен: вносить замечания, подсказывать. Говоря под руку, вы отвлекаете ребёнка от поставленной задачи и вынуждаете его концентрироваться на ваших словах и вновь на работе, из-за чего наступает утомление и теряется интерес к занятию.
Формированию внимания способствуют различные игры и упражнения на наблюдательность. Поиск соответствий, ошибок, изменений привлекает и поддерживает внимание ребёнка, учит его концентрироваться без дополнительного призыва к внимательности.
Как улучшить внимание детей 7–10 лет
Мелкий объём, недостаточная избирательность, неразвитая переключаемость и устойчивость внимания — недостатки, устраняемые благодаря специальным упражнениям, включаемым в образовательный процесс. Для улучшения внимания ребёнка 7–10 лет необходимо использовать два вида упражнений:
- специальные упражнения на развитие основных свойств внимания (устойчивости, распределения, концентрации);
- упражнения, формирующие внимание как личностное свойство.
Невнимательность — результат ориентированности детей на общем, а не на частностях. Схватывая общий смысл рассказа, суть высказывания или математической задачи, дети не вникают в детали, не учитывают важные элементы.
Цель специализированных упражнений — научить ребёнка воспринимать детали на общем фоне.
Развитие внимания младших школьников при правильной организации перерастает во внимательность — неотъемлемую черту успешного человека. Это важно объяснить детям, убедив их в том, насколько необходимы наблюдательность, умение искать недочёты, сопоставлять, видеть изменения. Расскажите детям о том, что внимательные люди всегда имеют цель и с лёгкостью достигают её.
Формируя совместно с ребёнком распорядок дня, вы научите его уделять внимание важным мероприятиям в комплексе и по отдельности. Поэтапно разрабатывая план действий, вы научите школьника концентрироваться на деталях.
Не менее эффективны для улучшения внимания детей упражнения с парным контролем, когда соседи по парте обмениваются результатами работы и ищут друг у друга ошибки. Видя неудачи и недочёты других, дети учатся на чужих ошибках, более внимательно относясь к собственному труду и его результатам.
Улучшить внимание ребёнка можно, приучив её к дисциплинированности, ответственности и аккуратности. Внимательные дети — собранные дети, которые бережно относятся к вещам, умеют заботиться о близких людях и самих себе. Хотите сделать ребёнка ответственным и внимательным? Заведите домашнее животное и поручите школьнику уход за ним.
Упражнения для тренировки внимания детей 7–10 лет
Постоянная тренировка внимания и памяти — залог формирования у младшего школьника навыков, необходимых для эффективного и успешного обучения. Включение следующих игр в процесс начального образования позитивно сказывается на успеваемости детей и их способности к концентрации.
Игра «Помню всё»
Игра прекрасно подходит для занятий в паре или малой группе (3–4 человека). Основная задача игроков — запоминать слова в строгой последовательности, а за соблюдением условий следит стороннее лицо (родитель, учитель, ученик, назначенный судьёй), записывая цепочку слов. Чтобы игра не утомляла детей, используйте слова одной тематики: фрукты, овощи, города, страны.
Процесс игры выглядит так: «Морковь», — говорит первый игрок. «Морковь, редис», — произносит другой. «Морковь, редис, томат…»
Ребёнок, перепутавший последовательность или забывший слово, выбывает из игры. Победитель — игрок, не допустивший ни одной ошибки.
Соревновательный характер игры мотивирует детей, заставляя их с интересом участвовать и тренировать свою память и внимательность.
Упражнение «Найди слова»
Игра уместна на уроках русского языка и прекрасно дополняет грамматические упражнения. Детям предлагается отыскать в буквенном ряду слова, выделив лишнее по определённому признаку: часть речи, род, число, падеж.
Например:
1 РНАКОТНВПРАКОРОВАЕВРАСОБАКИЦРВМ
Правильный ответ: собаки — лишнее слово, так как это существительное множественного числа.
2 НРАЛЫПАЛЬТОЫЕАРБРАЫЕАШАМПУНЬ
Правильный ответ: шампунь — лишнее слово, так как это существительное мужского рода.
Упражнение «Назови цвет»
Интересное упражнение, которое можно превратить в соревнование с выбором победителя. Суть задания — безошибочно назвать цвета, которыми написаны слова. Игра развивает концентрацию внимания, ведь ребёнок сосредотачивается на цвете шрифта, а не на слове, обозначающем цвет.
Упражнение «Найди отличия»
Классическое упражнение на внимательность. Задача ребёнка — найти все отличия между двумя схожими изображениями, которые можно найти в интернете. Упражнение подходит и первоклассникам, и ученикам 2–4 классов.
Маленьким детям в возрасте 7–8 лет лучше показывать изображения с небольшим количеством крупных элементов в неброских тонах. Детям старшего возраста подойдут яркие картинки с обилием мелких деталей, рассмотрение которых тренирует не только внимательность, но также улучшает устойчивость и объём внимания — способность концентрироваться на нескольких предметах одновременно.
Читайте также
- Как научить ребёнка быстро читать и понимать прочитанное →
- 6 причин, почему домашнее задание бесполезно и даже вредно →
- 10 фактов для родителей, которые помогут воспитать счастливых детей →
Источник
Любовь Ахметдинова
Как развивать внимание и наблюдательность ребенка?
В силу возраста дети не способны сосредоточить внимание произвольно. Особенно это касается обучающихся младших классов, которым в один момент интересно все. Родители часто задаются целью привить ребенку внимательность, и это правильное решение. Сконцентрированные люди успешно справляются с поставленной задачей, не испытывая при этом сложностей. Преодолеть невнимательность можно путем интересных игр и постоянного контроля.
Внимание младшего школьника в первую очередь базируется на наблюдательности.
Наблюдательность — наиболее важный компонент внимания не только на этом этапе, но и в последующие периоды. С другой стороны, внимание вовсе не исчерпывается одной лишь наблюдательностью.
Наблюдательность младшего школьника легче всего выявить и проанализировать, когда ребенок описывает какой-либо предмет или явление.
Для проверки ребенку предлагается как можно полнее описать знакомый и незнакомый предметы. Если ребенок прежде не видел предмет и как им действовать, ему не удастся многое рассказать о нем. Чем менее знаком тот или иной предмет, чем он замысловатее, тем больше возникнет затруднений при его описании, тем поверхностнее и беднее оно будет.
Отметьте, сколько признаков удалось обнаружить ребенку в малознакомом предмете.А вот с хорошо знакомым предметом дело будет обстоять намного проще: ребенок отметит и форму, и материал, из которого изготовлен предмет, и для чего он необходим. Запишите, сколько деталей и признаков отметил ребенок в хорошо знакомом предмете и сравните результат.
Начало всех начал — научить детей правильно, всесторонне, глубоко рассматривать предметы.
Игры для развития внимания – эффективные приемы, чтобы повысить и развить способность у обучающихся младших классов. Игры позволяют улучшить все основные свойства и виды внимания, память, учат работать в команде.
Развивают переключение и распределение внимания рисунки по пронумерованным точкам. Ребенку интересно узнать, что получится в конце – он сосредоточено соединяет точки по порядку. Игры с картинками «найди отличие», «что общего, чем отличаются» развивают внимание и логику. Ребенок должен показать разные или одинаковые предметы, обосновать свой выбор.
Игра «Запомни, что за чем». Разложите в линию на столе различные предметы (картинки) и предложите ребенку запомнить, в каком порядке они лежат. Потом предложите ему покружиться с закрытыми глазами, а сами тем временем поменяйте предметы местами. Попросите восстановить прежний порядок.
Игра «Узнай меня». Разрежьте любую картинку с изображением животного или героя из знакомой сказки и попросите по одному из фрагментов узнать того, кто нарисован на картинке. После чего предложите собрать из фрагментов картинку.
Игра «Красное — черное». Покажите по 5 изображений предметов с красными и черными фрагментами, уберите и попросите записать названия предметов в 2 столбика. Предварительно проведите над первым столбиком красную черту, над вторым — черную (столбики можно не подписывать). Слова (существительные) в столбиках могут быть любого рода — мужского, женского или среднего.
Усложните условия игры. Покажите ребенку в течение 5 минут как можно больше предметов и предложите сгруппировать их по общему признаку (форма, цвет, начинаются с одного звука, относятся к одному роду и т. д.).
Например,составить следующие списки предметов:
1) только определенного цвета;
2) любого цвета, название должно начинаться со звука А;
3) относящихся только к деревьям;
4) только круглой формы и т. д.
Игры для развития слухового внимания позволяют учащимся легче усваивать новый материал на уроке, фиксировать основные моменты в рассказе учителя.
Игра «Угадай звук». Вы скрываетесь за ширмой с предметами, которые издают знакомые детям звуки. Задача ребенка – определить и рассказать, что он услышал.
Можно играть в игру «Слушай хлопки». Перед началом упражнения определить движения на 1, 2, 3 хлопка. Начать танцевать с ребенком, но как только он услышит хлопки – он должен принять позу в соответствии с количеством хлопков. В следующий раз хлопает ребенок, контролирует правильность выполнения упражнения взрослым.
Развивает произвольное внимание и мелкую моторику выкладывание узоров из мелких предметов – счетных палочек или спичек, бусин, мозаики. Кладете перед ребенком рисунок с простым узором. Задача ребенка – выложить картинку по образцу.
По мере развития внимания картины усложняются. Выкладывание узора развивает концентрацию и объем внимания.
Упражнение «синий, зеленый» развивают произвольное внимание и учат ребенка переключаться. Перед ребенком положить лист с напечатанными в произвольном порядке буквами, дать синий и зеленый карандаш. По команде «зеленый» ребенок одну букву подчеркивает, следующую – зачеркивает. Через минуту звучит команда «синий». Задача ребенка положить зеленый карандаш и взять синий. И делать наоборот – первую букву зачеркивать, следующую подчеркивать.
Можно делать это упражнение в простой форме. Положить перед ребенком печатный текст с крупным шрифтом. По команде начать вычеркивать букву Е или А. Или же Е подчеркивать, А обводить в кружок.
Хорошо развитое внимание поможет детям легче освоить учебную программу. Простые приемы, упражнения и игры делают ребенка внимательным, собранным, улучшают концентрацию и память.
Источник