Развитие мышления ребенка в предметной деятельности

Ольга Царёва
Предметная деятельность как средство развития мышления детей третьего года жизни

Статья по теме:

«Предметная деятельность как средство развития мышления детей третьего года жизни».

Выполнила воспитатель: Царёва Ольга Викторовна.

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей раннего возраста. И один из центральных вопросов умственного воспитания — вопрос о развитии мышления.

Мышление, бесспорно, является одной из наиважнейших составляющих психики человека. Трудно представить реализацию какого — либо вида деятельности без подключения мышления.

Ребенок не рождается с готовой способностью к мышлению. Его мышление в раннем детстве формируется благодаря общению со взрослыми людьми в процессе воспитания и обучения, в разнообразных формах предметной деятельности. Мышление ребенка на ранних ступенях развития конкретно, неотделимо от его практической деятельности. Мышление детей раннего возраста преобразуется в единстве с развитием предметной деятельности и претерпевает вместе с ней.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования предметная деятельность является основной в формировании познавательной активности, в развитии наглядно-действенного мышления детей раннего возраста.

Ученые считают, что ранний возраст является периодом интенсивного психического развития ребенка. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Это время активного познания окружающего мира.

Проблема развития детского мышления является предметом научного исследования психологов и педагогов в течение многих лет.

В отечественной психологии и педагогике вопросы формирования различных видов мышления, а в частности и наглядно-действенного, у детей раннего возраста отражены в работах Выготского Л. С., Немова Р. С., Рубинштейна С. Л., Новоселовой С. Л., Обуховой Л. Ф., Сохина Ф. А., Урунтаевой Г. А., Ядэшко В. И. и многих других.

Важность изучения и развития мышления по мнению Н. Н. Поддъякова состоит в том, что те или иные погрешности, допущенные в его развитии, отрицательно сказываются на всех последующих этапах умственного развития ребенка. То есть значение мышления для общего умственного развития ребенка определяется тем, что оно выступает как исходный пункт формирования других, более сложных форм мышления.

Л. Ф. Обухова отмечает, что в раннем возрасте на развитие мышления значительное влияние оказывает предметная деятельность, которая в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка и направлена на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Эта деятельность является ведущей в раннем детстве, она предметная, потому что мотив деятельности заключается в самом предмете, в способе его употребления.

Выготский Л. С. писал, что «центральным для всей структуры сознания и для всей системы деятельности психических функций является развитие мышления. С этим тесно связана и идея интеллектуализации всех остальных функций, т. е. изменения их в зависимости от того, что мышление приводит на определенной ступени к осмысливанию этих функций, что ребенок начинает разумно относиться к своей психической деятельности. В зависимости от этого целый ряд функций, которые действовали, автоматически, начинают действовать сознательно, логически. Так же, как и основные формальные ступени, по которым идет построение личности ребенка, эти ступени связаны непосредственно со степенью развития его мышления, ибо в зависимости от того, в какой системе знаний реализуется весь внешний и внутренний опыт ребенка, стоит и то, каким психическим аппаратом расчленяется, анализируется, связывается, обрабатывается его внешний и внутренний опыт».

Л. С. Выготский сформулировал очень важное для педагогической психологии положение о двух уровнях умственного развития ребенка: это уровень актуального развития (наличный уровень подготовленности, характеризующийся уровнем интеллектуального развития, определяемым с помощью задач, которые ребенок может выполнить самостоятельно) и уровень, определяющий зону его ближайшего развития. Этот второй уровень психического развития достигается ребенком в сотрудничестве с взрослым, не путем прямого подражания его действиям, а решением задач, находящихся в зоне его интеллектуальных возможностей, «Большая или меньшая возможность перехода ребенка от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве, и оказывается самым чувствительным симптомом, характеризующим динамику развития и успешности умственной деятельности ребенка. Она вполне совпадает с зоной его ближайшего развития».

Понятие, введённое Л. С. Выготским и означающее расхождение между уровнем существующего развития ребёнка (какую задачу он может решить самостоятельно) и уровнем потенциального развития, которого он же способен достигнуть под руководством педагога и в сотрудничестве со сверстниками. Или, как писал Л. С.Выготский: «обучение ведёт за собой развитие». Согласно этой модели то, что сегодня ребёнок делает в сотрудничестве с педагогом, завтра он сможет делать самостоятельно.

Ранний возраст является важным и ответственным периодом жизни человека, который формирует фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие ребенка. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком.

Социальная ситуация развитияв раннем возрасте такова: «ребенок-предмет-взрослый». В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом. За предметом ребенок не видит взрослого человека, однако без взрослого не может овладеть человеческими способами употребления предметов.В этой ситуации ребенок как бы говорит: «Мы слиты, без тебя ничего не могу сделать,но я прошу тебя: покажи, научи!».

Указания взрослых, примеры употребления ими слов — названий предметов — постоянно наталкивают ребенка на то, что общее название объединяет предметы, имеющие одну и ту же функцию, одинаковое назначение. Оказывается, однако, что предметы с одинаковой функцией слишком различны по внешним свойствам, слишком трудно выделить в них общее. Это, по-видимому, оказалось бы вовсе не доступным для ребенка, если бы на помощь не приходило усвоение предметных действий, овладение употреблением предметов в соответствии с их назначением.

Дети третьего года жизни активно используют наглядно-действенное мышление для обнаружения и открытия самых разнообразных связей вещей и явлений окружающего их предметного мира. Внешние, практические ориентировочные действия служат основой и исходным пунктом для формирования всех форм мышления. Настойчивое воспроизведение одних и тех же простых действий и получение ожидаемого эффекта (открывание и закрывание коробочек, извлечение звуков из звучащих игрушек, сравнение разных предметов, перенос действия одних предметов на другие и пр.) дают малышу чрезвычайно важный чувственный опыт, который ложится в основу более сложных, внутренних форм мышления. Конечно, этот опыт не отрефлексирован, не осознан, он пока полностью включен в ткань непосредственного, конкретного действия, но важно, что предметы выступают здесь не со стороны своих практически-потребительских функций, а со стороны своих абстрактных, общих свойств, вычленения существенных и функциональных признаков, которые открывает и познает ребенок. Такое познание захватывает малыша и приносит ему новые эмоции — интерес, любопытство, удивление, радость открытия. Познавательная активность и развитие мышления в раннем возрасте проявляются не только и не столько в успешности решения практических задач, но прежде всего в эмоциональной вовлеченности в такое экспериментирование, настойчивости и удовольствии, которое получает ребенок от своей исследовательской деятельности.

К трем годам связь действия с предметомстановится более свободной: ребенок знает, для чего служит предмет, но может использовать его и по-другому. Может он и показать, как выполняют действие, без предмета или, пользуясь неподходящим предметом («причесываться» палочкой или рукой). Такое «отделение» действия от предмета — обязательная предпосылка возникновения игры.

Таким образом, связь действия с предметом проходит три фазы развития. На первой из них с предметом могут выполняться любые известные ребенку действия. На второй фазе предмет употребляется только по прямому назначению. Наконец, на третьей фазе происходит как бы возврат к старому — к свободному употреблению предмета,но на совершенно другом уровне: ребенок знает основную функцию предмета.

Способы выполнения соотносящих действий, которые формируются у ребенка, зависят от особенностей обучения. Если взрослые дают только образец действия, многократно разбирая и складывая пирамидку на глазах у ребенка, он скорее всего запомнит место, на которое попадает каждое кольцо при разборе. Если взрослые фиксируют внимание ребенка на ошибках и их исправлении, наиболее вероятно, что он начнет действовать путем проб. Наконец, обучая предварительно примеривать кольца, выбирать самое большое из них, можно выработать умение подбирать их на глаз. Только последний способ соответствует цели действия, позволяет выполнять действие в самых разнообразных условиях (дети, обученные первыми двумя способами, не могут собрать пирамидку, если, например, вместо привычных пяти колец получат десять — двенадцать).

Таким образом, единственный способ, посредством которого мы можем эффективно развивать мышление детей третьего года жизни — это совместная предметная деятельность взрослого и ребенка, но только при условии, что, ребенок самостоятельно примет решение поставленных перед ним задач.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 201

2. Баранова, М. Л. Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста [Текст] / М. Л. Баранова. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. с. 375

3. Выготский Л. С. Психология. М.: Эксмо-пресс, серия «Мир психологии», 2002, 1008 с

4.Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с

5. Дональдсон М. «Мыслительная деятельность детей» Пер. с англ. /Под ред. В. И. Лубовского. — М.: Педагогика, 1985. — 192 с

6. Мухина В. С.Детская психология: Учеб. для студ. пед. ин-тов/под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1985

7. Новоселова С. Л. «Развитие мышления в раннем детстве.Издательство: Педагогика, 1978 г

8. Обухова, Л. Ф. Детская возрастная психология [Текст]: Учебник / Л. Ф. Обухова. – М.: Владос, 2009. – 374 с., с. 81

9. Поддьяков Н. Н. «Мышление дошкольника» М.: Издательство «Педагогика», 1977. — 272 с

10. https://медпортал. com/vozrastnaya-psihologiya_783/predmetnaya-drugie-vidyi-39906.html

Источник

На чтение 12 мин. Просмотров 269 Опубликовано 26.02.2020 Обновлено 24.05.2020

Развитие мышления у детей дошкольного возраста. Каким человек вырастет, какими качествами характера будет обладать, насколько активным будет его мыслительный процесс – закладывается в детстве. Дошкольный период особенно важен. В это время идет интенсивное развитие организма, физическое и психическое, закладывается основа индивидуума.

Особенности развития мышления у ребенка дошкольного возраста

Развитие мышления у детей дошкольного возраста. В дошкольный период зарождаются разные типы мышления, причем одно становится основой для появления другого. Зависят же особенности мышления от появившегося опыта и знаний, которые постигает ребенок на пути своего взросления.

Так, предпосылки мыслить, понимать закладываются с самых первых месяцев жизни. Первая погремушка в жизни ребенка, первые действия с предметами, окружающими малыша – все имеет значение в устанавливании связей между человеком и предметом. Случайные действия могут порождать интерес и попытки повторить эти действия снова. К примеру, услышав, что погремушка издает звуки, малыш будет трясти ее снова, чтобы повторить процесс.

У маленького ребенка мышление не может быть осознанным, оно просто идет как следствие восприятия действительности. И только когда ребенок начинает ходить, получает двигательную активность, мышление тоже активно развивается. Этот этап начинается, когда ребенку исполняется два года. Причем изначально мышление становится следствием практического действия. Без осознанной работы мозга. Интеллект начинает развиваться, когда ребенок получает возможность что-то творить, создавать в ходе игр и развивающих, познавательных занятий. Получая все новые знания, ребенок учится совершать мыслительные операции, и уже к пяти годам умеет анализировать, сравнивать, обобщать.     

Читайте также наши статьи:

  • Развитие памяти у дошкольников
  • Развитие внимания у детей дошкольного возраста
  • Игры на развитие мелкой моторики у детей
  • Развитие воображения у детей дошкольного возраста
  • Развитие восприятия у детей в ДОУ

Типы мышления: этапы развития ребенка

Развитие мышления у детей дошкольного возраста. У дошкольника доминируют следующие типы мышления:

  • предметно-действенный, который развивается подстегиваемый воображением ребенка; характерен для малышей от 1 до 2 лет.
  • наглядно-образный, который развивается на основе уже имеющихся у ребенка знаний; характерен для детей от 3 до 4 лет.
  • словесно-логический, поскольку речь начинает играть важную роль в достижении какой-либо цели ребенка; характерен для детей старшего дошкольного возраста – 5-7 лет.

Предметно-действенное мышление

Самые младшие дошкольники любят ломать игрушки. Они – не агрессоры, выпускающие на волю отрицательную энергию, они – исследователи. Предметы, которые окружают ребенка, ему интересны, их хочется трогать, разбирать. Одно действие следует за другим. Речь здесь не важна, да и у крох еще нет умения говорить и объяснять свои поступки. Ребенок мыслит руками, исследуя свойства каждого предмета.

Наглядно-образный тип мышления

Когда малышу исполняется года три или четыре, он уже владеет некими образами, которыми активно пользуется в игре. Одновременно идет и предметно-действенное мышление, наглядно-образное просто становится его продолжением.

Словесно-логическое мышление

В пятилетнем возрасте дошкольники уже активно болтают, могут подвергнуть анализу информацию, дать развернутый ответ. Речь используется ими в игре, в повседневной жизни, дети поминают, что с помощью речи проще добиться желаемого результата.

Абстрактно-символическое

При этом мышлении ребенок может отделять существенные свойства, признаки предмета от несущественных. Малыш понимает, что конкретный предмет может быть замещен другим, если тот обладает такими же характерными признаками.

Творческое мышление (креативность)

Творчество не знает границ и возрастных отличий. Что в два года, что в шесть ребенок может с упоением строить замки з кубиков, мять пластилин или водить кисточкой с краской по листу бумаги. При этом ребенок мастерит или рисует то, что ему хочется, проявляя фантазию. Также с душой ребенок поет, музицирует, танцует.  

Читайте также: « Как сделать дорожку здоровья для детского сада своими руками »

Упражнения и игры на развитие мышления у детей дошкольного возраста

Чтобы мышление активно развивалось, нужно постоянно с ребенком заниматься. В помощь родителям и воспитателям будут дидактические, познавательно-развлекательные занятия, экскурсии, встречи со специалистами, а также обычные игры с детьми. 

Развитие образного мышления у дошкольника

Для развития образного мышления подойдут игры, где будут задействованы «серые клеточки». К примеру, взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинку, на которой изображены различные предметы, однако всех их можно назвать одним словом. Это могут быть предметы посуды, различные животные, предметы одежды, мебели, транспорт.

Другой хороший вариант – пазлы. Чтобы собрать картинку из множества элементов, нужно представить ее целой, уделять внимание отдельным деталям, искать общее на иллюстрации, чтобы получить целостность изображения.

Можно предложить сыграть в игру «Все по полочкам». В этой игре из кучи совершенно разных предметов нужно находить только те, которые соответствуют конкретным признакам. 

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста

Для развития логического мышления помогут как устные игры, так и с использованием наглядных материалов.

Хороши такие устные игры как:

  • «Сочиняем сказку»

В этой игре взрослый начинает сказку, а задача ребенка ее закончить.

  • «Да и нет»

Игра с наводящими вопросами, на которые второй игрок дает ответ: «Да» или «Нет». Задача – в итоге отгадать задуманный первым игроком предмет.

  • «Ассоциация»

В этом упражнении предлагается подобрать слова по ассоциации: Платье – лето, шуба… (зима);

белка – дупло, медведь… (берлога) и т.д.

С использованием наглядных материалов:

  • Составлять фигуры из счетных палочек.
  • Играть в «лабиринт» на картинке, помогая персонажу пройти путь.
  • По иллюстрациям придумывать историю.  

Развитие творческого мышления

Творческое мышление невозможно без воображения и умения ребенка оперировать образами. Можно предложить ребенку следующие игры и упражнения:

  • найти в кляксе знакомые образы,
  • из нескольких разных деталей создать какой-либо предмет,
  • на разных картинках находить одни и те же признаки,
  • угадать, что за предмет, по устному описанию.
  • рисовать с помощью нетрадиционного рисования.

Развитие пространственного мышления

Для того, чтобы ребенок мог ориентироваться в окружающем мире, нужно развивать пространственные навыки. Для этого подойдут игры:

  • со спичками, когда нужно из созданных фигур построить новые,
  • с чертежами, когда ребенку предлагается, например, поиграть в пирата и найти клад, следуя плану,
  • упражнение «Дальше — ближе», когда ребенку предлагается передвигать предметы на близкое и дальнее расстояние по просьбе родителя или воспитателя, 
  • с закрытыми глазами, следуя указаниям педагога, нужно прочертить линию на листе бумаги.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Что приготовить ребенку» В этой статье Вы найдете рецепты здоровых завтраков, обедов, приятных ужинов для всей семьи. 

Развитие критического мышления

Умение мыслить критично позволит ребенку легче адаптироваться в начальной школе, поэтому развитию этого мышления нужно уделять внимание в дошкольный период. Ребенок должен научиться анализировать ситуацию, осмыслять ее, размышлять, используя личностное отношение.

Нужно научить детей отвечать не только на вопросы, требующие кратного ответа, но и на те, которые требуют полного ответа.

В детском саду часто используют «шляпы размышления». У каждой шляпы – свой цвет, у каждой – свое мышление. К примеру, красный цвет отвечает за эмоциональность, белый – за конкретику, лимонный оттенок настраивает на позитив, а черный – критичный цвет. Зеленая шляпа направляет к творчеству, а синяя – заставляет управлять действием. Дети охотно надевают такие шляпы и участвуют в беседе по заданной теме.

Хорошим упражнением для развития критического мышления будет игра по классификации. К примеру, детям предлагают поговорить на конкретную тему, обращая внимание на сравнения, их признаки.   

Развитие инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста

Инженерное мышление – это познавательное мышление, направленное на созидание, узнавание нового, исследование, конструирование. В дошкольном возрасте нужно дать возможность детям моделировать. Для этого подходят игры в кубики, конструктор, упражнения с цветами и формами. В дошкольном возрасте пригодятся первые занятия по электронике и технике, ведь тот же процесс создания мини-робота при помощи педагога будет увлекательным для ребенка, заставит его мыслить. Удачная идея развивать инженерное мышление у детей – конструирование по предложенной схеме. Может быть также исследовательская деятельность в различных научных областях. Так, изучая времена года, ребенок может участвовать в эксперименте по замораживанию воды в бутылке, причем все действия он производит по алгоритму, предложенному педагогом.

НОВАЯ СТАТЬЯ: «ЗОЖ для детей дошкольного возраста»

Упражнения и игры на развитие мыслительных операций

Большое значение на деятельность мозга оказывают мыслительные операции. Именно благодаря им ребенок познает мир вокруг себя. Это нужно учитывать, подбирая игры и упражнения для дошкольников.  

Сравнение

Уметь сравнивать – тоже искусство. Это одна из возможностей заставить мозг работать, развиваться. Поэтому важно детей научить сравнивать, искать различия в предметах: в форме, величине, цвете, вкусе, особенностях строения, применения и прочее. При сравнении важен анализ, который учится делать ребенок.

Можно поиграть с дошкольников в игру «Близнецы». В этой игре два участника. У каждого из них одинаковый набора карточек. Один ребенок рассказывает, что изображено на одной из его карточек. Насколько точно он опишет предмет, настолько проще будет другому игроку отыскать близнеца – точно такую же карточку. Игроки во время игры меняются ролями.

Обобщение

Если сравнение доступно дошкольникам из средних групп детского сада, то обобщать могут только старшие дошкольники. Младшие еще не умеют мыслить, разделяя предметы по категориям. Зато старшие, у которых и словарный запас побольше, и знаний прибавилось за несколько лет, смогут проводить обобщение.

Хорошей игрой для тренировки обобщения будет использование словарного ряда. К примеру, нужно предложить ребенку назвать одним словом несколько предметов: кружка, чашка, тарелка (посуда); галка, воробей, сова, лебедь (птицы); стул, диван, кровать, стол (мебель). Это упражнение также тренирует сравнение и помогает учиться анализировать. 

Анализ

Для детей важно понимать, из каких частей состоит та или иная вещь, что составляет живое существо. При этом важно направить анализ от разрушительной силы (ребенок ломает игрушки на детали, но ему уже не интересен процесс сборки) к продуктивной, познавательной (знания, полученные детьми о строении, к примеру, растений становятся толчком к получению новой информации). Важно научить детей анализировать, чтобы они могли видеть не только части, но и признаки этих частей.

Для развития анализа можно поиграть с ребенком в игру «Найди лишнее». Ребенку предлагают несколько карточек с иллюстрациями различных предметов. Например, среди карточек с продуктами питания может оказаться картинка с несъедобным предметом. Ребенок, рассматривая картинки, должен определить, на основе анализа, какая картинка лишняя. Или же на карточках будут животные, а одна карточка может быть с изображением, к примеру, неживого предмета. Снова, проанализировав, ребенок выберет лишнюю картинку. Данная игра подходит, кстати, для тренировки таких мыслительных операций как синтез и классификация.    

НОВАЯ СТАТЬЯ » Детские стихи для развития речи «

Синтез

Очень сложно объединить отдельные элементы в единую конструкцию. Разрозненная информация не может принести пользу, поскольку она неполная. Синтез интересен как раз операция, соединяющая познания ребенка о сложном процессе объединения частей в одно общее. Благодаря синтезу, кстати, ребенок постигает умение читать, складывая из букв слоги, из слогов – слова, а из слов – предложения. 

Упражнение «Угадай что» поможет развивать синтез. Дошкольнику предлагается угадать предмет, который изображен на картинке, но саму картинку ребенок не видит. Ведущий рассказывает, что именно изображено, учитывая детали, его описание должно быть полным, чтобы ребенок смог сказать, что на картинке. Потом ребенок может сам попробовать описать картинку так, чтобы его сверстник сумел ответить правильно. Помимо синтеза это упражнение тренирует анализ. 

Классификация

Свойства предметов, их сходство или различие относится к классификации. В детском саду ребенок может научиться классифицировать предметы, к примеру, по составу.

Для развития умения классифицировать детям можно предложить сыграть в «театр», предложить сюжетно-ролевые игры. К примеру, в семью, так называемые «дочки-матери». Хорошо помогает получить навыки по классификации игра по конкретной теме: по сказке, по профессиональным признакам. Однако нужно учитывать возраст ребенка. Так, в младшей группе детского сада такое погружение в игру возможно только на четверть часа. В старших группах дети с удовольствием играют в ролевые игры почти час.    

СТАТЬИ ПО РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДО ШКОЛЫ:

  • Развивающие игры Монтессори
  • Развитие по Никитиным
  • Развивающие методики для детей

Отзывы

Евгения, Челябинск:

Все дети развиваются по-разному, невозможно их взять и поставить в одни рамки. Мне как-то сказала воспитатель, что у меня сын отличается от детей из группы, мол, у него не такое мышление. Оказалось, что на занятии, когда детям предложили картинки животных и попросили убрать лишнюю, все дети убрали картинку с птицей, потому что она не животное, а мой сын разложил картинки на три кучки: в одной – птица, в другой – хищные звери, в третьей кучке – травоядные. Воспитатель сказала, что ребенок неправильно выполнил задание. А мне кажется, мой сын молодец. Просто для него такое задание было слишком простым, и он усложнил его самостоятельно.

Николай, Екатеринбург:

– К сожалению, наши дети стали мыслить бедно. Мы раньше с простой палкой могли массу игр придумать, а нынешние уткнуться в телефон и ничего их не интересует. Хорошо, что в детском саду проводят много занятий по развитию мышления, различных исследовательских игр, творческих. У нас в садике дети увлечены робототехникой, есть даже специальный класс и занятия ведет специальный преподаватель.   

Развитие мышления в дошкольном возрасте – один из важных этапов в развитии человека. Поскольку именно в детстве формируются особенности восприятия мира человеком и самого себя в нем, развивается психика, то нельзя пускать этот процесс «на волю». Опытный педагог поможет направить желания ребенка в нужное русло и развивать все виды мышления. 

Педагог-психолог: Наталья Белокопытова

Источник