Развитие мышления ребенка в игре матрешка
Cветлана Ивкова
Матрешка — как средство развития познавательной активности у детей раннего возраста
ФГОС в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область,сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений об окружающем мире.
Ведущей деятельностью ребенка раннего возраста является игра. Неотъемлемой частью игры становится игрушка, которая является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса, выступая для ребенка предметом забавы, развлечения, радости и в то же время она – важнейшее средство его всестороннего развития. В этой связи немаловажную роль в воспитании и развитии детей раннего возраста мы отводим народной игрушке. Которая интересна малышам, соответствует их жизненному опыту, несет в себе значительные возможности для познавательного и речевого развития.
Матрешка, прежде всего любимая игрушка малышей, причем очень полезная игрушка. Имеет большую практическую пользу. С помощью матрешки взрослые могут научить малыша выделять разные величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это способствует установлению координации рук и глаз, развивает у ребенка правильное восприятие окружающего мира, его мышление.
С этой целью работа с воспитанниками нашей группы проводилась по основным образовательным направлениям ФГОС.
Познавательное направление
С целью приобщения детей к русской культуре через знакомство с предметами народно – прикладного искусства – матрешкой, развития сенсорных эталонов, развития мелкой моторики, познавательной активностис детьми проводилась работа:
Рассматривание иллюстраций «Русские матрешки», игрушек – матрешек.
Создали в группе мини-музей.
Изготовили дидактические игры: «Собери матрешку», «Подбери матрешке сарафанчик», «Домик для матрешки», «Большая – маленькая», «Укрась сарафанчик», «Найди матрешке пару».
Игры с элементами- экспериментирования:
Игры с тестом «Вылепили матрешку»,
Игры с красками «Украсим матрешке сарафанчик»,
Игры с крупой «Соберем матрешку».
Соберем для матрешки бусы
Игры со строительным материалом: «Матрёшки ходят в гости», «Домик для матрёшки», «Лесенка для большой матрешки», «Дорожка для матрёшки», «Мебель для матрёшек» и т. д.
Речевое развитие
В проводимых играх развивали словарный запас детей, ориентируясь на слова «большая», «маленькая», «поменьше», «побольше», «открой», «закрой».
Слушали и совместно с педагогом рассказывали потешки и стихи о матрешках.
Проводили игры на развитие мелкой моторики: «Игры с крышечками», «Пальчиковый театр матрешек», «Игры со шнуровками –матрешками».
Социально – коммуникативное развитие
Вызывая у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке, и воспитывая бережное отношение,и заботу о ней провели:
С. И. «В гостях у матрешки», «Напои матрешку чаем», «Уложим матрешку спать», «Пригласим матрешку танцевать», «Поиграем в прятки с матрешкой», Хороводная игра «Каравай».
Художественно – эстетическое развитие
Показ театра матрёшек по русским народным сказкам «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Репка».
Музыкальное развлечение «В гостях у матрешки»
Показ русских народных сказок «Репка», «Курочка ряба» изготовленных в виде матрешек.
Вместе с мамой изготовили «Варежковый театр матрешки».
На руку одели куколку — матрешку
Заплясали быстро детские ладошки
Милая матрешка всех гостей встречает
И свою головку низко наклоняет.
Спрятали за спину милую матрешку.
В прятки поиграют вместе с нами крошки
Глазки закрывает милая матрешка.
Быстро засыпают маленькие крошки.
Физическое развитие
Подвижные игры: «Прячем матрёшку», «Бегите к матрёшке», «Шли матрешки по дорожке», «Матрешка в гостях у ребят»,
«Звонкие погремушки», «У матрешки – теплые ладошки».
Физкультурный досуг «В гостях у матрешки»
Источник
Матрешка издавна считается русской народной деревянной игрушкой, расписанной в виде куклы, которая состоит из других таких же кукол меньшего размера. История возникновения матрешки говорит о том, что ее изобразил русский мастер на основе древних народных сказаний, но также существует предположение, что матрешка имеет японские корни.
Что развивает матрешка?
Матрешку в полной мере можно отнести к самым древним развивающим пособиям, еще тогда наши предки знали, как полезна эта игрушка.
Занимаясь с матрешкой, ребенок расширяет свои знания о свойствах и признаках предметов. Малыш знакомится с понятием величины, высоты, толщины, а также приобретает заочные математические знания. Выстроенный из матрешек ряд, это отождествление математического ряда от большего к меньшему и наоборот. В процессе игры у малыша формируется зрительное восприятие, оттачивается взаимодействие руки и глаза, что способствует не только развитию пространственного и логического мышления, но и развитию глазомера.
С чего начать игру?
1.Покажите малышу матрешку, рассмотрите ее хорошенько вместе, попросите ребенка показать, где у матрешки глазки, носик, ротик. Пусть малыш возьмет ее в ручки ощутит ее величину, произнесите: «Это матрешка».
2. Покажите ребенку, как открывается и закрывается матрешка, пусть он попробует самостоятельно. Действия необходимо сопровождать речью, но делать это нужно поэтапно: сначала речь -потом действие, иначе малыш будет отвлекаться на голос взрослого и смотреть в этот момент на вас, а не на то, что вы хотите показать. Знакомим ребенка с названием действий «открыли матрешку», «закрыли матрешку», тем самым расширяя словарный запас малыша, это очень важно, ведь ребенок будет усваивать не просто слово, но и само действие, которое оно обозначает, устанавливая при этом связь между словом и действием, между словом и предметом. Открывая и закрывая матрешку, ребенок не только совершенствует свою моторику, но и развивает свои пространственные представления.
3. Поставьте рядом большую и маленькую матрешку, дайте малышу в руки большую матрешку и произнесите «Самая большая» тоже самое делаем с маленькой матрешкой. Он будет чувствовать это на уровне ощущений, ведь ему приходится удерживать большую матрешку двумя ручками, в то время как маленькая фигурка легко поместится в ладошке. Важно знакомить ребенка с понятиями на разных предметах, так если в пирамидке большое колечко было плоским, то здесь большая матрешка уже более объемная фигура. Ребенок учиться понимать, что большими могут быть разные предметы. Когда малыш усвоил понятия, скажите: «покажи, где самая большая матрешка?», «а где самая маленькая?»
4. Поставьте перед малышом матрешки, откройте большую матрешку, и покажите, как можно спрятать в нее другую матрешку, потом пусть ребенок попробует это сделать самостоятельно. Пусть малыш поэкспериментирует, играя с матрешками, он будет получать информацию о величине, ему будет интересно сделать такие открытия как то, что маленькую матрешку можно легко спрятать в большую. И как же будет забавно узнать, что большая матрешка не помещается в маленькую, этот «домик» для нее слишком мал. В матрешках-сказках можно попросить малыша спрятать одного персонажа в другой, если вы видите, что кроха уже запомнил героев сказки, такие игры в прятки очень увлекательны.
5. Ребенку интересно будет узнать, в чем же секрет матрешки, как несколько разных по величине фигурок волшебным образом оказываются в одной. Для этого необходимо научится выстраивать ряд. Выставляем по росту всех матрешек (при этом для детей до 2,5 лет не желательно, чтобы матрешка состояла более чем из 3-4 фигур, если составных частей больше, то для выстраивания ряда оставьте три части, а остальное приберегите для других занятий)
Итак, мы выстроили матрешек по росту в ряд, снимаем верхнюю часть и кладем позади, теперь у нас получилось два ряда из «платочков» и «юбочек». Говорим малышу: «Смотри, сейчас матрешка будет прятаться». Берем и кладем самую маленькую матрешку в ту, что по больше и накрываем «платочком» (верхней частью матрешки), затем можно попросить малыша попробовать спрятать остальные. Выстраивание ряда, помогает ребенку освоить принцип сборки и сформировать знания о величине. Так как у детей до 3 лет еще не сформировано образное мышление, они не могут собрать матрешку «на глаз» то есть зрительно увидеть разницу величин. В раннем возрасте развивается наглядно-действенное мышление, то есть на основе манипуляции с предметами, сначала малыш прибегает к методу проб и ошибок, так он накапливает опыт. Впоследствии он уже справляется с заданиями, опираясь на свои внутренние знания-образы.
Игры с матрешкой
1. Выстраиваем ряд из матрешек по росту, просим ребенка закрыть глаза, переставляем матрешки местами. Когда ребенок откроет глаза, он увидит, что-то поменялось, попросите его помочь матрешкам построиться правильно. Это поможет ребенку в развитии восприятия и зрительной памяти.
2. Поставьте самую большую матрешку в одну сторону, а самую маленькую в другую. Заранее приготовьте маленькие и большие фигурки или игрушки. Пусть ребенок все маленькие фигурки отправит в гости к маленькой матрешкой, а большие к большой. Малыш будет учиться сравнивать, выделять и объединять предметы по признакам.
3. Выстраиваем ряд из матрешек (можно расположить хаотично), при этом одну из них прячем, в какую либо другую матрешку и просим малыша, не разбирая матрешек, найти, в какую из них спряталась другая. То есть, просим определить это на слух. Предложите ребенку по очереди брать каждую матрешку и потрясти ее у ушка, а когда малыш найдет, попросите его помочь потерявшейся фигурке найти свое место. Если мы располагали матрешек хаотично, то можно попросить построить ряд или собрать матрешку. Это будет не только увлекательная игра, но развитие слухового восприятия и пространственного мышления ребенка.
4. Мы можем познакомиться с такими пространственными понятиями как «далеко», «близко». Поставьте часть матрешек далеко, а часть рядом с ребенком. «Вот эти матрешки близко, давай дотянемся до них, вот мы их достали, они близко, а теперь давай попробуем до тех дотянуться, не получается, они далеко от нас убежали».Такие игры можно использовать с разными предметами и не забывать об этом на прогулке, чтобы ребенок учился переносить эти знания в окружающий его мир.
ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ:
·Так как развивающие игрушки являются игровым и обучающим материалом одновременно, то рекомендуется после занятия убирать их из поля зрения малыша. Это необходимо для того, чтобы ребенок не потерял к ним интерес и каждая игрушка сохранила обучающие функции.
·Проводите игровые упражнения только когда у ребенка хорошее настроение. Малыш должен испытывать положительные эмоции от занятий.
·Прививая ребенку знания, не забывайте, что для малыша это новые открытия и ему необходимо многократное повторение для закрепления.
·После того как вы показали малышу упражнение, дайте ему возможность самостоятельно попробовать. Если у малыша возникли трудности, вы можете аккуратно помочь, если он это позволяет.
·Прекращайте игру, если видите, что ребенок потерял к ней интерес или начал уставать и отвлекаться, вы вернетесь к ней позже.
·Помните, что для ребенка раннего возраста является большой победой удерживать внимание хотя бы на несколько минут.
·Хвалите вашего малыша за победы и поддерживайте его.
Источник
ЕКАТЕРИНА БАЛЯСОВА
Игры по развитию мышления для детей раннего возраста. Часть первая. Игры с матрёшкой
Мышление ребёнка до трёхлетнего возраста тесно связано с восприятием-малыш мыслит,устанавливая связи между воспринимаемыми предметами и действуя с ними. Формирование представлений о свойствах предметов зависит от того,в какой мере ребёнок в своих предметных действиях овладевает зрительной ориентировкой.
Наша русская матрёшка это сувенир,украшение,а также игрушка предназначенная для детей. Очень,скажу я Вам полезная вещь!Педагогическая ценность её не сравнима с современными пособиями. Классический дидактический материал,истинно народный дар маленьким детям. С помощью матрёшки можно научить детей выделять разные качества величины,можно сравнивать предметы по высоте,цвету,объёму,ширине. Эти действия будут способствовать координации руки и глаза,развивать восприятие и мышление. Конечно,чтобы матрёшка имела развивающий эффект мало дать её ребёнку в руки. Моя,как воспитателя задача окрыть для малыша замечательные свойства игрушки и конечно,научить ребёнка играть с ней.
1. Знакомимся с матрёшкой.
Сажусь с малышами за стол. Торжественно достаю большую матрёшку,восхищаюсь еёкрасотой:»Посмотрите,ребятки,какая красавица к нам в гости пришла!Зовут её Матрёшка. Какие у неё глазки,щёчки,губки,платочек,сарафанчик. » Рассмотрев игрушку с детьми со всех сторон, удивлённо произношу»Мне показалось что она тяжёлая. Может,внутри что-то есть?Посмотрим?» Открывая матрёшку произношу «заклинательные или ритуальные » слова»Матрё шечка-матрёшка откройся немножко!»Этот процесс для усилиния ожидания,для разогрева любопытства можно слегка растянуть. Открыв большую матрёшку и найдя в ней другую,меньшую размером я,конечно,удивляюсь. Ставлю матрёшки на стол рядышком. Предлагаю детям попробовать сравнить их. Обращаю внимание на размер-одна большая. другая поменьше. И только после сравнения,когда перваязадача будет решена-ставлю новую задачу:узнать,а может в новой матрёшке тоже кто-то спрятался. Обязательно проговариваю слова-ритуал и открываю матрёшку. Появляется ещё одна матрёшка. Сново выставляю её рядышком с предыдущими её сестрами. Обычно,дети очень быстро разбираются в схеме разбора-сбора матрёшки. Достаточно одного показа. Конечно,для первого ознакомления я взяла трёхсоставную матрёшку,тем самым начала выстраивать цепочку задач с минимума. После показа, проведения занятия даю малышам по своей матрёшке для дальнейшего,самостоятельного изучения,тем самым закрепляю полученные знания. Предлагая открыть и закрыть матрёшку. Подобрать из открытых частей нужную (по цвету платочка,сарафанчика,яркой рубашки. размеру)для сбора целой матрёшки.
Выстраиваем матрёшек рядком и обращаю внимание на размеры каждой.
Игры с матрёшкой. «Матрёшка в саду«.
Берётся трёхсоставная матрёшка. Предлагаю устроить прогулку для матрёшек. «Старшие матрёшки поведуи младших«.Необходимо что-бы ребёнок нашёл самую большую-старшую. Затем нашёл ей подружек поменьше. Игра проводится на столе,полу. Можно сложить из кубиков домик-сад,а улицу,для прогулок определить деревьями из конструктора. Затем ребёнок отводит своих матрёшек на прогулку. Играть можно по подгруппам. Когда вся подгруппа выведет своих матрёшек на прогулку (справиться с заданием) можно предложить поиграть дальше в прятки с матрёшками.
«Прятки матрёшек на прогулке«
Маленькие матрёшки просят более крупных спрятать их. Остальные ищут пропавших подружек. Задача,которую я ставлю перед детьми:убедить детей,что спрятаться в матрёшке может только та,что ростом меньше. Большая в маленькую не поместиться.
Можно придумать много разнообразных игр с матрёшками. Например. укладывание спать. Путём подбора кровати для матрёшки. Её можно вырезать из бумаги. Можно укладывать сначало маленьких матрёшек,а затем постарше.
И конечно,при работе с матрёшками малыши будут сравнивать руками,но со временем научатся делать это глазами. Ребята наблюдают за действиями и выполняют мои поручения.Очень важно :малыши должны понимать всё происходящее и конечно,реагировать на него. Предоставьте свободу детям и почаще побуждайте их думать. В работе будут задействованы центры развития:Познание,Социально-коммуникативное развитие,Речевое,Эстетическое.
Источник
Вид игры: сенсорная с речевыми и математическими элементам, рассчитана для детей младшего и среднего возраста (3 — 5 лет).
Цель: закрепление знаний о цвете, размере, количестве предметов, об их положении в пространстве, обогащение словарного запаса математическими терминами
Игровая задача: ребенку предлагается поиграть с матрешкой, выполнив все задания большой матрешки, и получить приз в случае правильного выполнения всех заданий.
Дидактические задачи:
- Развивать мелкую моторику кистей рук, зрительное восприятие, умение различать и называть цвета, из которых состоит матрешка.
- Активизировать словарный запас, развивать речевую активность детей, закреплять понятия «большой – маленький», «один – много», «самый высокий», «Самый маленький», «выше», «ниже»; умение различать вопросы «Сколько?», «Который?» «Какой?» и правильно отвечать на них;
- Развивать умение устанавливать размерные отношения между 5-7 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величин.
Матрешки
Методические указания к игре
Данную игру можно использовать:
- На занятиях по познавательному развитию (математическое направление), по речевому развитию.
- В совместной деятельности воспитателя и детей вне занятий и в индивидуальной работе с детьми.
- В самостоятельной игровой деятельности детей.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика.
В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста, если в обучении детей основам математики использовать дидактическую игру, это позволит обеспечить более эффективную работу с детьми, улучшит их внимание, память, сенсорное развитие, воображение, и тем самым подготовит ребенка к последующему обучению в школе.
В процессе игры он многое узнает о разных предметах: об их свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала и т.д. Развивается и совершенствуется его восприятие, любознательность. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Дидактический материал
Игра «Матрешки» состоит из 7 матрешек, на каждой из которых находятся застежки, разные по своему назначению: замок — молния, липучки, шнуровка, пуговицы, тесьма для завязывания бантиков, застежка, кнопка. Для поощрения детей распечатанные смайлики или матрешки.
Каждая матрешка соответствует определенному цвету радуги: красная, оранжевая, желтая, зеленая, голубая, синяя, фиолетовая. При работе – игре с матрешками, разными по цвету у ребенка закрепляется чувство цвета; закрепляется умение застегивать матрешку на определенную застежку.
Закрепляется зрительное и осязательное восприятие геометрической фигуры и зрительное восприятие цифры: внутри находится определенная геометрическая фигура с наклеенной соответствующей цифрой; закрепляется ориентировка на плоскости: понятия в левом нижнем углу, левом верхнем углу, в правом нижнем углу, правом верхнем углу, в середине.
При игре с красной матрешкой у ребенка развивается умение застегивать замок – молнию; закрепляется восприятие квадрата и цифры 7.
При игре с оранжевой матрешкой закрепляется навык прилеплять липучки: внутри находится прямоугольник с цифрой 6.
Желтая матрешка формирует навык завязывать шнурки: внутри находится круг с цифрой 5
Зеленая матрешка развивает умение застегивать крючки: внутри трапеция с цифрой 4
Голубая матрешка закрепляет умение застегивать пластиковую застежку -вставку: внутри овал и цифра 3
Синяя матрешка закрепляет навык застегивать пуговицы: внутри ромб и цифра 2
Фиолетовая матрешка закрепляет навык застегивать кнопки: внутри треугольник и цифра 1
Игровые правила
В игре участвуют 2-3 человека или индивидуально. На столе раскладываются матрешка и мешочек с декоративными украшениями: пуговки, бусинки, и т. д. Предложить ребенку собрать матрешку по возрастанию и по цвету радуги, тот ребенок, кто справится с заданием правильно и первым, тот является победителем. Если в игре участвует один ребенок, то за выполненное правильно задание ему дается в качестве поощрения распечатанный смайлик или матрешка.
В игре участвуют 2-5 человек или индивидуально. Д/И «Какой матрешки не стало». На столе выкладываются 5 матрешек, дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну матрешку, дети по очереди должны сказать какой матрешки не хватает. Тот ребенок, который назовет больше правильных ответов, тот выиграл в игре. Если в игре участвует один ребенок, то за выполненное правильно задание ему дается в качестве поощрения распечатанный смайлик или матрешка.
В игре участвуют 2-3 человека или индивидуально. Д/и «Матрешки поменялись местами». На столе стоят 5 матрешек в определенной последовательности. Дети закрывают глаза, педагог меняет местами матрешек, каждый ребенок по очереди ставит матрешки так, как они стояли в начале игры. Игра начинается с 3 матрешек. Количество матрешек можно увеличивать соответственно возрасту до 7.
Выиграет тот ребенок, который правильно разместит матрешки на столе. Если в игре участвует один ребенок, то за выполненное правильно задание ему дается в качестве поощрения распечатанный смайлик или матрешка.
Игровые действия детей
- Сравнить матрешки, используя прием приложения. Перед детьми матрешки лежат вразброс. Предложить выстроить матрешек в ряд по высоте, начиная с самой маленькой (низкой) или с самой большой (высокой), проговаривая выполняемые действия, употребляя слова: самая высокая, пониже, еще ниже, средняя, самая низкая (в начале игры, если ребенок не может правильно расставить матрешек- прикладывает их поочередно друг к другу).
- Разместить и изменять расположение матрешек на столе. Дети называют место расположения матрешек. Например, желтая матрешка находится в середине стола, а синяя в левом нижнем углу и так далее.
- Предложить детям назвать расположение геометрических фигур и цифр. Например, красный квадрат находится в середине. Меняем матрешки местами и так далее.
- Предложить детям выбрать только такие фигуры, которые изображены на матрешке. Закрепить фигуру на матрешке с обратной стороны; проговорить свои действия.
- Предложить детям украсить матрешку определенным количеством предметов (декоративные пуговки различной величины, разнообразные геометрические фигуры, разнообразные декоративные украшения. Предметы можно заменять и дополнять), назвать предметы, которыми украсили, и сосчитать их. Предметы находятся в специальной мешочке, который идет в комплекте с дидактической игрой «Матрешка»
- Предложить детям выложить то количество предметов, которое соответствует цифре, изображенной на матрешке. Предметы находятся в специальной мешочке, который идет в комплекте с дидактической игрой «Матрешка» (декоративные пуговки различной величины, разнообразные геометрические фигуры, разнообразные декоративные украшения. Предметы можно заменять и дополнять).
Результат игры
В конце игры подсчитывается количество смайликов у каждого ребенка (если в игре участвовало несколько человек) и тот, у кого их больше, объявляется победителем. Если участник игры один ребенок, то он объявляется победителем, т.к. выполнил все задания большой матрешки.
Осваивая игру с матрешками, ребенок развивает мелкую моторику кистей рук, зрительное восприятие, умение различать и называть цвета, из которых состоит матрешка.
Активизируется словарный запас, развивается речевая активность детей, закреплять понятия «большой – маленький», «один – много», «самый высокий», «Самый маленький», «выше», «ниже»; умение различать вопросы «Сколько?», «Который?» «Какой?» и правильно отвечать на них.
Благодаря данной игре развивается умение устанавливать размерные отношения между 5-7 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине.
Admin
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!
Источник