РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И ПУТИ ОБУЧЕНИЯ МЫШЛЕНИЮ

Развитие мышления ребенка происходит постепенно. Поначалу оно в большей степени определяется развитием манипулирования предметами. Манипулирование, которое вначале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объектом, на который оно направлено, и приобретает осмысленный характер. Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление – последовательные ступени интеллектуального развития.

Также на развитие мышления большое влияние оказывает развивающаяся речь, несущая появление множества понятий.

В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную.

Допонятийное мышление – это начальная стадия развития мышления у ребенка, когда его мышление имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей – единичные, о данном конкретном предмете.

Понятийное мышление формируется постепенно, через ряд этапов, первый из которых начинается в 2—3летнем возрасте, последний завершается примерно к 18 годам. Педагогическая психология исходит из того, что мышление человека формируется в процессе деятельности. Поэтому перед учебной практикой ставится задача обучения школьников самим приемам умственной деятельности. В соответствии с этим учение характеризуется как процесс одновременного накопления знаний и овладения приемами оперирования ими.

Овладение приемами происходит, во-первых, через ознакомление учащихся с ними, во0вторых, через упражнение – применение соответствующих приемов умственной деятельности на различном материале, в-третьих, через перенос – использование приемов при решении новых задач.

Таким образом, путь формирования приемов умственной деятельности примерно таков: усвоение содержания приема; самостоятельное его применение; перенос на новые ситуации.

Пути овладения приемами умственной деятельности могут быть различными в зависимости от характера самого приема и методики обучения. В частности, прием может восприниматься в готовом виде от учителя или самостоятельно отыскиваться учащимся. Этот поиск может идти постепенно, через пробы и ошибки, или же сразу на основе «схватывания сути дела». Развитие приема может идти от узкого варианта, который применим лишь для определенного материала и задачи, к широкому, применимому в разнообразных типах задач; от конкретного приложения (оперирование реальным объектом) к абстрактному (оперирование отвлеченными свойствами и отношениями) и т. п.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг:

48. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
Чаще всего в работах внимание уделяется умственному развитию, но фактически развитие должно охватывать все входящие в свойство развитости качества. Кроме того, традиционным было рассматривать развитие детей в условиях школы, отчасти вуза. Однако во

«ЭТО – Я» развитие моего профессионального мышления и личной философии
В этой главе объединены две мои беседы, посвященные самому себе. Пять лет назад меня попросили выступить на старшем курсе университета Брэндайс и рассказать не о моей теории психотерапии, а о себе.

Развитие творческого мышления
Самое сильное развитие систем восприятия человек получает в первые 3 года жизни. В этот же период очень часто выбирается и та система, которую человек будет использовать большую часть жизни в качестве приоритетной (визуал, аудиал, кинестет).

Развитие творческого мышления
Самое сильное развитие систем восприятия человек получает в первые 3 года жизни. В этот же период очень часто выбирается и та система, которую человек будет использовать большую часть жизни в качестве приоритетной (визуал, аудиал, кинестет).

Глава 13
Новые пути обучения

Все предназначение образования заключается в том, чтобы превратить зеркала в окна.
Сидни Дж. Харрис
Сначала — плохие новости. Десять лет назад обычный словарь американского подростка четырнадцати лет составлял 40 000 слов; сегодня — около 10 000 и

Развитие мышления ребенка
Изучение истории умственного развития ребенка представляет, несомненно, большой теоретический и практический интерес. Оно является одним из основных путей к углубленному познанию природы мышления и закономерностей его развития. Недаром

Развитие мышления ребенка в процессе систематического обучения
По мере того как ребенок в процессе систематического обучения начинает овладевать каким-нибудь «предметом» — арифметикой, естествознанием, географией, историей, совокупностью знаний, хотя бы и

РАЗВИТИЕ СОБСТВЕННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
В этом разделе я постараюсь провести вас по всему процессу обучения, покажу, как выработать формы обучения «на заказ», специально для вашего ребенка. Это полезно сделать для каждого из ваших детей по отдельности, так что ответы на

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Главную и определяющую сторону развития детей в процессе обучения составляет усложнение знаний и способов деятельности. В настоящее время многие исследователи доказали, что, изменяя содержание обучения, т. е. передаваемые

ПУТИ ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ
Различают два главных пути обучения навыкам. Если за основу принимают выработку сенсорных дифференцировок, то главное – учить ориентирам действия и автоматизировать их восприятие. Если в основу обучения навыкам кладут выработку моторных

РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ
Правильное мышление – такой вид деятельности головного мозга человека, при котором соблюдаются правила последовательности, логики и действительности. Следует отметить, что мышление может принимать частично непонятийный или нелогический

5.4. Речь ребенка и развитие его мышления
Начнем с общего замечания: современные воззрения на ДР не имеют в качестве точки опоры какую–либо одну теорию развития мышления. Конечно, большинство работ о ДР в той или иной мере учитывает идеи Жана Пиаже, основателя так

Глава 11. Устраняем барьеры на пути к счастью. Формирование позитивного мышления
Если вы провели исследование своего негативного мышления, то наверняка обнаружили те или иные его признаки. Следующей задачей будет формирование у себя новой альтернативной формы здорового

Читайте также:  Взаимодействия ребенка с отклонениями в развитии

Образ мышления, ориентированный на развитие
{14}Для достижения творческой уверенности очень важно понимать, что ваши способности и умения не есть что-то раз и навсегда застывшее. Если вы не ощущаете в себе креативности и думаете: «Я не мастер в этом деле», – от этого