Развитие мышления ребенка с зпр

Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог,  стаж — 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.
Об авторе

Дата публикации: 28 июля, 2019

Обновлено: 29 февраля, 2020

Диагноз «Задержка психического развития» означает, что у ребенка центральная нервная система функционирует не в полную силу или имеет незначительные повреждения. В любом случае, проблемы с ЦНС влияют на формирования функции мышления у ребенка. Особенно заметными становятся отличия от сверстников и особенности мышления у дошкольников с ЗПР.

Специфические проблемы и отставание от других ребят не значит, что интеллект ребенка потерян. Проведение комплексной регулярной работы специалистами и близкими родственниками, позволяет ребенку к подростковому периоду полностью сравняться со сверстниками по уровню мышления.

Мышление – более сложный в сравнении с простым восприятием окружающего мира процесс. Восприятие только предоставляет мозгу информацию о предметах окружающего мира. Мышление же, должно обрабатывать ее, классифицировать и систематизировать. После – структурировать умозаключения на основе пережитого опыта. И затем – вырабатывать практический путь решения задачи.

Ученые считают, что главная особенность в развитии процесса мышления у детей с ЗПР, характеризуется отсутствием мотивации. Ребенку не интересно решать новые задачи, нет желания систематизировать полученный материал.

Серьезный фактор, усугубляющий тяжесть ЗПР – речевые расстройства. Детям сложно налаживать вербальные связи с окружающим миром. Отражаются проблемы с речью и на внутреннем монологе.

Больным трудно сопоставлять предметы, делать выводы, продумывать план действий более чем из 1 этапа.
Слабое внимание так же играет свою роль. При попытке решить новую нетипичную задачу в первый раз, большинство малышей просто отвлекаются на середине продумывания решения или выполнения плана, что приводит к ошибкам и еще большему снижении мотивации.

Недостатки мыслительной деятельности у детей с ЗПР

Проблема малышей с задержкой психического развития – речь. Они плохо владеют этой функцией, а потому не могут вслух проговорить, озвучить план действий, обозначить свои цели. Внутренняя речь так же имеет свои особенности, из-за которых формируются проблемы.

К недостаткам, тормозящим развитие мыслительной деятельности, относят:

  • Отсутствие тяги к поиску, познанию. Ребятам просто неинтересно узнавать что-то новое, решать необычные, непривычные задачи, выполнять сложные задания. Они избегают подобного, или, попав в затруднительное положение, бросают задачу, переключаясь на другой вид деятельности. Несмотря на возраст, ведущей деятельностью для них остаётся игровая. При этом ребята с задержкой психического развития не склонны к фантазированию, придумыванию новых игр, они предпочитают наиболее простые, привычные варианты.
  • Неумение составить план и действовать по нему. Малыш, получая задачу, стремится максимально быстро ее выполнить. О возможных трудностях и ошибках не задумывается, а столкнувшись с ними, бросает дело на полпути. Даже если после озвучивания задачи вручить ребенку инструкцию, он не обратит на нее внимание. Не сможет и не захочет запомнить порядок действий, указанный в ней.
  • Низкий уровень мыслительной активности. Они не любят задумываться над задачей, продумывать пути ее решения. Стараются выполнить задание как можно быстрее, не задумываясь над правильностью своих действий, действуют по интуиции. Если их ответ оказывается правильным, объяснить, как он получился, не смогут.
  • Слабая способность к анализу и синтезу. Детям с ЗПР сложно сопоставлять образец решения задачи и свои действия. Особенно, если образец включает в себя несколько пунктов. В таком случае они не могут разбить собственную задачу на такие же участки, сопоставить кусочек шаблона со своими действиями в схожей ситуации.

Все эти особенности сказываются на успеваемости, усвоении материала и базовых учебных навыков уже на этапе подготовки к школе. В первом классе – становятся препятствием к освоению школьной программы.

Способы развития мышления

Развивать все виды мышления у детей – дошкольников и учеников младших классов с ЗПР необходимо. Их диагноз не подразумевает невозможность выработать необходимый навык. Просто опыт формируется медленнее из-за осложняющих факторов. Главным из которых является слабая способность надолго концентрировать внимание на одной задаче.

Уровень наглядно-действенного мышления к концу детсадовского периода у ребят с диагнозом и обычных детей, практически не отличается. Дошколята с ЗПР способны формировать группы предметов, сходные по одному признаку. Ошибки в подобных заданиях объяснятся отвлечением на посторонние раздражители.

Но вот более сложные типы мышления, развиты слабо. Их приходится тренировать с помощью специальных коррекционных занятий.

Работа должна вестись комплексно. Необходимо прокачивать все психологические функции, ведь без них развитие мышления невозможно.

Особенно важно обратить внимание педагогов-логопедов на развитие речи. Чем больше слов будет знать малыш, чем более сложными фразами разговаривать, тем быстрее начнется развитие словесно-логического мышления.

Педагогам, работающим с нарушениями мышления у детей с ЗПР, во время занятий советуют:

  • Использовать яркие иллюстрации, дублирующие объясняемый материал. Схемы и рисунки такие ребята запоминают и понимают лучше, чем речь.
  • Продумывать индивидуальную схему работы для каждого ученика с учетом его способностей, особенностей восприятия информации.
  • Менять тип деятельности несколько раз в течение одного занятия.
  • Проводить физическую разминку, чтобы переключить ребят, дать им возможность подвигаться перед очередным мозговым штурмом.
  • Оградить учеников от посторонних отвлекающих факторов.
  • Создать в помещении комфортную атмосферу.
  • В качестве игр на уроках использовать специальные разработки для комплексного развития мышления и психики.
  1. Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки психического развития у детей дошкольного возраста: клиническая типология коморбидных психопатологических синдромов // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 2014. № 2. С. 52-56.
  2. Чутко Л.С., Ливинская А.М. Специфические расстройства речевого развития у детей: Учеб-но-метод. пособие. СПб., 2006. 48 с.
  3. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебник. М.: Генезис. 2008. С. 125.
  4. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сборник методических рекомендаций РГПУ им. Герцена. С-Пб., 2001 г
  5. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сборник методических рекомендаций РГПУ им. Герцена. С-Пб., 2001 г

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

Перейти на форум

ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

×

Источник

Эльза Тихонова
Консультация «Особенности развития мышления детей с ЗПР»

Статья

Тема: «Особенности развития мышления детей с ЗПР»

Тихонова Эльза Юрьевна

МБДОУ «Детский сад № 141 «Пилеш»

комбинированного вида г. Чебоксары

Воспитатель.

Введение

Задержка психического развития проявляется в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности. Последнее проявляется в том, что интеллектуальные способности ребенка не соответствуют возрасту.

Читайте также:  Развитие ребенка третьего года

Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в мыслительной деятельности. У всех детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти,причем это касается всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Отставание в мыслительной деятельности и особенности памяти наиболее ярко проявляются в процессе решения задач, связанных такими компонентами мыслительной деятельности, как анализ, синтез, обобщение и абстрагирование.

Особенности мыслительной деятельности детей с ЗПР.

Эту проблему изучали У. В. Ульенкова, Т. В. Егорова, Т. А. Стрекалова и другие. Мышление у детей с ЗПР более сохранно, чем у умственно отсталых детей, более сохранна способность обобщать, абстрагировать, принимать помощь, переносить умения в другие ситуации.

На развитие мышленияоказывают влияние все психические процессы:

— уровень развития внимания;

— уровень развития восприятия и представлений об окружающем мире (чем богаче опыт, тем более сложные выводы может делать ребенок).

— уровень развития речи;

— уровень сформированности механизмов произвольности (регуляторных механизмов). Чем старше ребенок, тем более сложные задачи он может решить. К 6-7 годам дошкольники способны выполнять сложные интеллектуальные задачи, даже если они ему неинтересны (действует принцип: «так надо» и самостоятельности).

У детей с ЗПР все эти предпосылки развития мышления в той или иной степени нарушены. Дети с трудом концентрируются на задании. У этих детей нарушено восприятие, они имеют в своем арсенале довольно скудный опыт – все это определяет особенности мышления ребенка с задержкой психического развития. Та сторона познавательных процессов, которая у ребенка нарушается, связана с нарушением одного из компонентов мышления.

У детей с ЗПР страдает связная речь, нарушена способность планировать свою деятельность с помощью речи; нарушена внутренняя речь – активное средство логического мышления ребенка.

Общие недостатки мыслительной деятельности детей с ЗПР:

1. Несформированность познавательной, поисковой мотивации (своеобразное отношение к любым интеллектуальным задачам). Дети стремятся избежать любых интеллектуальных усилий. Для них непривлекателен момент преодоления трудностей (отказ выполнять трудную задачу, подмена интеллектуальной задачи более близкой, игровой задачей.). Такой ребенок выполняет задачу не полностью, а ее более простую часть. Дети не заинтересованы в результате выполнения задания. Эта особенность мышления проявляется в школе, когда дети очень быстро теряют интерес к новым предметам.

2. Отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач. Дети с ЗПР начинают действовать сразу, с ходу. Это положение подтвердилось в эксперименте Н. Г. Поддубной. При предъявлении инструкции к заданию многие дети не поняли задания, но стремились побыстрее получить экспериментальный материал и начать действовать. Следует заметить, что дети с ЗПР в большей мере заинтересованы в том, чтобы побыстрее закончить работу, а не качеством выполнения задания. Ребенок не умеет анализировать условия, не понимает значимости ориентировочного этапа, что приводит к появлению множества ошибок. Когда ребенок начинает обучаться, очень важно создать условия для того, чтобы он первоначально думал, анализировал задание.

3. Низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы (дети, из- за поспешности, неорганизованности действуют наугад, не учитывая в полном объеме заданного условия; отсутствует направленный поиск решения, преодоления трудностей). Дети решают задачу на интуитивном уровне, то есть ребенок вроде бы правильно дает ответ, но объяснить его не может.

4. Стереотипность мышления, его шаблонность.

Особенности наглядно-образного и логического мышления.

Дети с ЗПР затрудняются действовать по наглядному образцу из-за нарушений

операций анализа, нарушение целостности, целенаправленности, активности восприятия – все это ведет к тому, что ребенок затрудняется проанализировать образец, выделить главные части, установить взаимосвязь между частями и воспроизвести данную структуру в процессе собственной деятельности.

У детей с задержкой психического развития имеются нарушения важнейших

мыслительных операций, которые служат составляющими логического мышления:

— Анализ (увлекаются мелкими деталями, не может выделить главное, выделяют незначительные признаки);

— Сравнение (сравнивают предметы по несопоставимым, несущественным признакам);

— Классификация (ребенок осуществляет классификацию часто правильно,

но не может осознать ее принцип, не может объяснить то, почему он так поступил).

У всех детей с ЗПР уровень логического мышления значительно отстает от уровня нормального школьника. К 6-7 годам дети с нормальным умственным развитием начинают рассуждать, делать самостоятельные выводы, стараются все объяснить.

Дети самостоятельно овладевают двумя видами умозаключений:

1. Индукция (ребенок способен делать общий вывод путем частных фактов,

то есть от частного к общему).

2. Дедукция (от общего к частному).

Дети с ЗПР испытывают очень большие трудности при выстраивании самых простых умозаключений. Этап в развитии логического мышления – осуществление вывода из двух посылок – еще мало доступен детям с ЗПР. Чтобы дети сумели сделать вывод, им оказывает большую помощь взрослый, указывающий направление мысли, выделяющий те зависимости, между которыми следует установить отношения.

По мнению Ульенковой У. В., «дети с ЗПР не умеют рассуждать, делать выводы; стараются избегать таких ситуаций. Эти дети из-за несформированности логического мышления дают случайные, необдуманные ответы, проявляют неспособность к анализу условий задачи. При работе с этими детьми необходимо обращать особое внимание на развитие у них всех форм мышления».

Учитывая все выше сказанное, этим детям необходим особый подход.

Требования к обучению, учитывающие особенности детей с ЗПР:

1. Соблюдение определенных гигиенических требований при организации

занятий, то есть занятия проводятся в хорошо проветриваемом помещении,

обращается внимание на уровень освещенности и размещение детей на занятиях.

2. Тщательный подбор наглядного материала для занятий и его размещение

таким образом, чтобы лишний материал не отвлекал внимание ребенка.

3. Контроль за организацией деятельности детей на занятиях: важно

продумывать возможность смены на занятиях одного вида деятельности другим,

включать в план занятий физкультминутки.

4. Дефектолог должен следить за реакцией, за поведением каждого ребенка

и применять индивидуальный подход.

Список использованной литературы:

1. Власова Т. А. и Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М. 1985 г.

2. Дети с ЗПР/ под ред. Власовой Т. А. — М., 1983 г.

3. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. — М., 1984 г.

4. Певзнер М. С. и др. Психическое развитие детей с нарушением умственной

работоспособности. — М., 1985 г.

5. Стрекалова Т. А. Особенности логического мышления у дошкольников с ЗПР//Дефектология, №4, 1982 г.

6. Стрекалова Т. А. Особенности наглядного мышления у дошкольников с

ЗПР//Дефектология, №1, 1987 г.

Источник

Марина Кукушкина
Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития посредством развивающих игр

1. Проблемность

Обучение детей с задержкой психического развития (ЗПР) чрезвычайно затрудненно из-за смешанного, осложненного характера их дефекта, в котором задержка развития высших корковых функций часто сочетаются с эмоционально-волевыми расстройствами, нарушениями деятельности, двигательной и речевой недостаточностью.

Читайте также:  Методика развития ребенка грудного возраста

Проблемы изучения детей с задержкой психического развития поднимались в работах Т. А. Власовой, К. С. Лебединской, В. И. Лубовского, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухаревой и др. Одним из основных нарушений познавательного развития у детей с задержкой психического развития является нарушения мышления. У данной категории детей нарушены все виды мышления, в особенности словесно-логическое. Отставание в развитии мышления — одна из основных черт, отличающая детей с задержкой психического развития от нормально развивающихся сверстников. По мнению Л. Н. Блиновой, отставание в развитии мыслительной деятельности проявляется во всех компонентах структуры мышления,а именно:

— в дефиците мотивационного компонента, проявляющегося в крайне низкой познавательной активности;

— в нерациональности регуляционно-целевого компонента, обусловленной отсутствием потребности ставить цель, планировать действия путем эмпирических проб;

— в длительной несформированности операционного компонента, т. е. умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения;

— в нарушении динамических сторон мыслительных процессов.

Необходимо отметить, что у большинства дошкольников с ЗПР прежде всего отсутствует готовность к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной перед ними интеллектуальной задачи. Большинство детей правильно и хорошо выполняют все задания, но кому-то из них требуется стимулирующая помощь, а другим надо просто повторить задание и дать установку сосредоточиться. Среди детей дошкольного возраста есть такие, кто без особого труда выполняет задание, в большинстве же случаев детям требуется многократное повторение задания и оказание различных видов помощи. Есть дети, которые, использовав все попытки и помощь, с заданиями так и не справляются. Отметим, что при появлении отвлекающих моментов или посторонних предметов уровень выполнения заданий резко снижается.

Таким образом, на основе изложенных выше положений можно сделать вывод, что одна из психологических особенностей детей с ЗПР состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Это отставание обнаруживается в наибольшей степени во время решения задач, предполагающих пользование словесно-логического мышления. Такое значительное отставание в развитии словесно-логического убедительно говорит о необходимости проводить коррекционно-развивающую работу с целью формирования у детей интеллектуальных операций, развития навыков умственной деятельности и стимуляции логического мышления.

2. Этапы работы.

Исходя из всего вышеизложенного,были намечены следующие этапы работы:

1. Изучить научную литературу, характеризующую психические особенности развития детей с ЗПР.

2. Подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей детей с ЗПР.

3. Конкретно обозначить виды игр, посредством которых будет проводится целенаправленная работа педагога (игры, активизирующие познавательную активность ребенка, способствующие усвоению им отдельных логических операций).

4. Составить план – схему использования игр в совместной и самостоятельной деятельности.

5. В течение всего временного промежутка наблюдать за особенностями формирования навыков логического мышления (наглядно – образного) у каждого конкретного ребенка.

3. Цели и задачи обучения и воспитания.

Цель: создание условий для формирования логического мышления у детей с ЗПР через развивающие игры и упражнения;

Задачи:

1. Формировать у детей следующие операции: анализ – синтез; сравнение; использование частицы отрицания «не»; классификации; упорядоченность действий; ориентировка в пространстве;

2. Формировать у детей умения: рассуждать, доказывать, логически мыслить;

3. Поддерживать у детей познавательный интерес;

4. Развивать у детей: коммуникативные навыки; стремление к преодолению трудностей; уверенность в себе; творческое воображение; желание вовремя придти на помощь сверстникам.

4. Система работы

4.1. Классификация игр.

развивающие (т. е. имеющие несколько уровней сложности, многообразные в применении):

Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, гры Никитина, математический планшет; пособие «Интошка».

— игры на развитиепространственного воображения:

Игры с различным конструктором.

Блоки Дьенеша

В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у детей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме.

Палочки Кюизенера

Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план. Палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий.Операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия.

Игры Никитина

Игры Никитина способствуют формированию и развитию восприятия, пространственного мышления, наблюдательности, развития тактильных ощущений, зрительному контролю ребенка за выполнением своих действий.

Математический планшет

Развивает умение ориентироваться на плоскости и решать задачи в системе координат работать по схеме, видеть связь между предметами и явлением окружающего мира и его абстрактными изображениями, способствует развитию мелкой моторики и координации движений руки, развивает сенсорные способности, смекалку, воображение, развивает индуктивное и дедуктивное мышление.

Пособие «Интошка»

В процессе работы с данным пособием развиваютсявсе когнитивные процессы ребенка: зрительные, тактильные. Кинестетические восприятие и память, непроизвольное и произвольное внимание. Мыслительные процессы, речь, формируется содружественные движения глаз и руки.

5. Организация работы на занятиях

На занятиях по математическому развитию вносятся Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики Никитина, математический планшет, пособие «Интошка» игры со строительным материалом.

6. Организация совместной и самостоятельной деятельности

Планируя свою педагогическую деятельность на неделю, разработан следующую план – схему по организации игровой совместной и самостоятельной деятельности (он может корректироваться педагогом в течение всего учебного года).

Совместная деятельность Самостоятельная деятельность

понедельник -Пособие «Интошка» -Игры на развитие мелкой моторики

— Блоки Дьенеша

вторник -Блоки Дьенеша -Игры Никитина

среда -Математический планшет -Пособие «Интошка»

четверг — Кубики «Сложи узор»

— игры Никитина

— палочки Кюизенера;

— математический планшет;

пятница — Палочки Кюизенера

-Пособие «Интошка»

-игры со строительным материалом

Здесь мы предусмотрели следующие пункты:

· Переход одного вида деятельности (игры) из совместной – в самостоятельную;

· Еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала;

Совместная деятельность проводится фронтально, но чаще – по группам (3 – 5 человек) и в парах.

Используется состязательный характер игр.

Таким образом, знания, полученные ребенком на занятии, закрепляются в совместной деятельности, после чего переходят в самостоятельную и уже после этого – в бытовую деятельность.

Следует отметить, что элементы мыслительной деятельности можно развивать во всех видах деятельности.

4. Работа с детьми. Дифференцированный подход.

Развитие логического мышления детей – процесс длительный и весьма трудоемкий; прежде всего для самих детей – уровень мышления каждого очень специфичен.

Дети распределяются на три группы: сильные-средние-слабые.

Такое разделение помогает ориентироваться в подборе занимательного материала и задач, предупреждает возможные перегрузки «слабых» детей, потерю интереса (ввиду отсутствия усложнений) – у «сильных».

Читайте также:  Кенгуренок центр развития ребенка

Выводы

Анализируя полученные результаты обследования можно сделать вывод, что у дошкольников возрос познавательный интерес к интеллектуальным играм. У детей значительно повысился уровень развития аналитико-синтетической сферы (логическое мышление, анализ и обобщение, выделение существенных признаков и закономерностей). Дети умеют составлять фигуры силуэты по образцу и собственному замыслу; оперируют свойствами предметов, кодируют и декодируют информацию о них; решают логические задачи, головоломки; имеют представление об алгоритме; устанавливают математические связи. Применявшаяся система использования развивающих игр и упражнений оказала положительное влияние на уровень развития умственных способностей детей. Дети выполняют задания с большим желанием, так как основное значение имеет игровая форма заданий. Их увлекают включенные в задания элементы сюжета, возможность выполнять игровые действия с материалом.

Таким образом, использованная система развивающих игр и упражнений способствует формированию логики мысли, смекалки, и сообразительности, пространственных представлений, развитию интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности.

Технологическая карта проекта

Название проекта

Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития через развивающие игры

Тип проекта

Познавательный

Возраст детей

5-7 лет

Продолжительность проектной деятельности Годовой

Цель Создание условий для формирования логического мышления у детей с ЗПР через развивающие игры и упражнения

Задачи 1. Создать педагогические условия, систему работы по развитию логического мышления у детей с ЗПР посредством применения развивающих игр и упражнений;

2. Обеспечить положительную динамику развития логического мышления;

3. Формировать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах интеллектуального развития дошкольников.

Ресурсы 1. Дети, воспитатели, родители;

2. Блоки Дьенеша, альбомы для игр с логическими блоками;

3. Палочки Кюизенера, альбомы «Посудная лавка, «Дом с колокольчиком», «Волшебные дорожки», «Страна блоков и палочек»;

4. Игры Никитина, «Сложи узор», альбом заданий «Чудо кубики»;

5. Математические планшеты;

6. Пособие «Интошка»;

7. Конструктор (лего, магнитный «Magformers», конструктор «Полиндрон-гигант», «Огромные шестеренки», «Строительство дома», «Транспорт», «Рыбалка», «Шнуровка», мягкие модули.)

Этапы Начальный этап предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня развития логического мышления у детей с ЗПР.

На формирующемэтапе было проведено:

1. Отбор и моделирование форм работы с детьми;

2. Преобразование предметно – пространственной развивающей среды;

3. Апробация авторских разработок.

Заключительный этап: подведение итогов, публичное представление итогов совместной деятельности.

Новизна опыта Состоит в создании системы использования современных развивающих игр, нацеленных на развитие логического мышления познавательных интересов детей с ЗПР.

Описание опыта Для формирования логического мышления у дошкольников лучше всего использовать «стихию ребенка» — игру (Ф. Фербель). Пусть дети думают, что они только играют. Но незаметно для себя в процессе игры дошкольники вычисляют, сравнивают предметы, занимаются конструированием, решают логические задачи и т. д. Это им интересно, потому что они любят играть. Роль педагога в этом процессе — поддерживать интересы детей.

Логические блоки Дьенеша.

Задачи использования логическихблоков Дьенеша в работе с детьми:

Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операции над множеством; Формировать представления о математических понятиях;

Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие;

Обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения;

Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов;

Развивать пространственные представления;

Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач;

Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей;

Развивать познавательные процессы, мыслительные операции;

Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;

Палочки Кюизенера.

Задачи использования палочек Кюизенера в работе с детьми:

Познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету);

Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине);

Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда;

Осваивать прямой и обратный счет;

Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел);

Усвоить отношения между числами (больше — меньше, больше — меньше на., пользоваться знаками сравнения <, >;

Помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления;

Научить делить целое на части и измерять объекты;

Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;

Познакомить со свойствами геометрических фигур;

Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.);

Развивать логическое мышление, внимание, память;

Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Игры Никитина.

Задачи использования игр в работе с детьми:

Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности;

Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества;

Гармоничное развитие детей эмоционально-образного и логического начал;

Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях;

Развитие мелкой моторики.

Математический планшет.

Задачи использования игр в работе с детьми:

Развитие мелкой моторики и умения работать по образцу;

Усилить желание ребенка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;

Способствовать освоению ребенком позитивных способов поведения в различных ситуациях;

Способствовать развитию познавательных функций (внимание, логическое мышление, слуховая память, воображение);

Пособие «Интошка».

В состав комплекта для познавательного развития «Интошка» входят пять тематических наборов с игровыми средствами (в ящиках):

1. «Ориентация по плоскости и зрительно-моторная координация»;

2. «Основные геометрические фигуры и их преобразование»;

3. «Классификация по цвету, размеру и форме»;

4. «Сходство и различия пространственных объектов»;

5. «Элементарные математические представления».

Задачи использования игр в работе с детьми:

Развитие мелкой моторики;

Развитие содружественных движений глаз и рук;

Развитие межполушарных связей;

Развитие внимания, памяти;

Развитие логического мышления (анализ, синтез, классификация, пространственного и креативности мышления;

Развитие речи (фонематический анализ, деление слов на слоги, развитие грамматического строя речи, автоматизация звуков).

Игры со строительным материалом.

Эти игры развивают пространственное воображение, учат детей анализировать образец постройки, чуть позже действовать по простейшей схеме (чертежу). В творческий процесс включаются логические операции — сравнение, синтез (воссоздание объекта).

Ожидаемые результаты В процессе использования развивающих игр и упражнений способствовать формированию логического мышления у детей с ЗПР.

Литература

1. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989.

2. Комарова, Л. Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет / Л. Д. Комарова. – М, 2008.

3. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. – СПб.

4. Мисуна, Н. С. Развиваем логическое мышление/ Н. С. Мисуна // Дошкольное воспитание, 2005.

5. Финкельштейн, Б. Б. Методические советы по использованию комплекта игр и упражнений с цветными палочками Кюизенера/ Б. Б. Финкельштейн. 2003.

Источник