Развитие мышления ребенка от рождения до года
Вот ребенок впервые приподнял голову, чтобы посмотреть, куда удаляется мама, вот сделал первое движение в сторону игрушки, чуть позже – сказал первое слово для обозначения того, чего ему хочется. Все это – первые проявления сознательной деятельности ребенка, которая определяются его мышлением.
По определению А. В. Брушлинского, мышление – это всегда искание и открытие существенно нового (здесь имеется ввиду, что открываемое в процессе мышления новое является таковым по отношению лишь к предшествующим стадиям мышления и вообще всей жизни данного индивида, а не всего человечества) (1). . Например, он задумывается над устройством той или иной игрушки, пытается понять некоторые отношения между людьми, овладевает все более сложными навыками и умениями.
В то время, когда ребенок развивается, у него начинают последовательно включаться различные гены, определяющие направление дальнейшего развития его центральной нервной системы (Анохин К. В., 2000), и по этой последовательности развитие малыша можно подразделить на различные периоды, “ступеньки” развития.
Начало каждой новой “ступеньки” можно определить как появление нового информационного “измерения” в системе знаний ребенка об окружающем мире (осязание, зрение), или качественное увеличение объема получаемой информации (ползание, понимание речи). Каждая “ступенька” обозначает период работы над новым ощущением и активное его использование. Уже известные факты дополняются новыми свойствами (маму он уже знает, но теперь он ее еще и видит). А познавание новых объектов идет с использованием всех имеющихся знаний.
Итак, “ступеньки”:
Новорожденный (первые две-три недели).
Через тактильные ощущения ребенок ощущает мир. На этом этапе у него образуются ”физические” образы. В основу образа ложатся впечатления от ощущения, полученные с помощью слуха, осязания и обоняния (8, 9).Двух–трехнедельный.
Ребенок начинает видеть. В это время он начинает ощущать взаимосвязи между присутствием близкого человека (мама подошла) и своим последующим эмоциональным состоянием. Осознает, какая его реакция вызовет соответствующую реакцию у мамы, и пользуется этим.Ребенок начинает двигаться в нужном ему направлении (трех–шестимесячный).
Каждый раз, с освоением какого-то нового движения, ребенок более активно исследует окружающий мир. Благодаря этому уменьшается его эгоцентризм (он для себя еще центр мира, но уже на пороге понимания, что если ему что-то надо, то для достижения цели ему надо сделать какие-то движения (подползти)).Пяти-семимесячный.
Ребенок постепенно начинает идентифицировать себя как человечка. В первую очередь, это выражается в том, что он начинает себя “ощущать” отдельно от мамы. До этого – ее руки, ноги – воспринимаются как продолжение его собственного тела. Появляется комплекс “испуга”, т. е. ребенок боится незнакомых, плачет в отсутствии привычного лица. Параллельно с этим формируется модели взаимоотношений с близкими людьми, которые, впоследствии, сложно переделать. Тот человек, который в это время был наиболее близок к ребенку, и с которым ребенку было комфортнее всего, становится наиболее близким ему на долгое время (таким образом осуществляется импритинг).
Спустя некоторое время возникает момент, когда ребенок может сказать “нет”. Это уже следующая стадия идентификации его как человечка (4).До этого возраста не нужно нагружать ребенка фактическими знаниями. Даже при больших усилиях эффект от этого небольшой. Более того, это вредно, т. к. все усилия ребенка в это время направлены на развитие его органов чувств, а эти “уроки” могут содействовать тому, что он, недоразвив свои органы чувств, перескочит на подаваемый материал. Лучше стимулировать его различными способами (показывать яркие картинки, игрушки, гладить его разными (по фактуре) тканями, включать красивую музыку, разговаривать с ним).
Стадия “предговорения” (восьми–двенадцатимесячный)
Еще задолго до того, как младенец впервые произнесет правильно выбранное слово, его мозг будет готовиться к этому, занимаясь планированием миллиарда действий и выработкой понятий. Дамазиу предположили, что речь можно рассматривать как трехкомпонентную систему: образование слов, представление понятий и промежуточные процессы, играющие роль посредников между первыми двумя компонентами (3).В возрасте же восьми-двенадцати месяцев, перед тем, как ребенок начнет говорить, в его мозге закрепляются взаимосвязи:
предмет – слово (название)
действие – слово
Все эти связи имеют эмоциональную окраску. И когда они образуются в полной мере, начинают формироваться зачатки абстрактного мышления.
Однако бывают и отклонения: некоторые дети с дефектами понятийных систем тем не менее научаются грамоте. Это связанно с тем, что созревание речевых процессов не всегда идет параллельно формированию понятий (3).
Существует чередование открытий в области физической активности и в области словообразования. Оно заключается в том, что пока ребенок осваивает какое-нибудь новое движение (п. 3), – развитие в области словообразования (п. 5) на время замедляется. Потом совершенное открытие дает новый импульс к развитию понятийных связей.
Источник
Вы можете помочь малышу стать более любознательным, более сообразительным, более внимательным и более уверенным в себе. И все это легко и мягко, но на максимуме природных возможностей.
Дайте ребенку безопасное пространство для развития
Нет, не мягкую белую комнату, как для буйных сумасшедших, а место, в котором присутствуют некоторые опасности, но лишь те, с которыми малыш сможет справиться. Сам или при вашей поддержке и обучении. То есть табуретки убирать не надо. И спорткомплекс разбирать не надо тоже.
В безопасном, но при этом все же провоцирующем развитие пространстве ребенок спокойнее. Он учится соизмерять свои силы. Идти на оправданный риск. И становится сильнее, ловчее, внимательнее. Но главное все же то, что он становится увереннее в себе. Вам ведь хочется, чтобы ребенок с первых месяцев верил в себя и свои силы?
Наполните пространство объектами, которые ребенок сможет самостоятельно изучать
Нет, не надо заваливать комнату тоннами игрушек. И даже десятками ярких, мигающих, пищащих не надо. Вы же сами устаете от мельтешащей в городе и на экранах рекламы, верно? Вот и внимание детей не стоит перегружать.
Важнее всего природные объекты — и их хорошо изучать в естественной среде, то есть гулять на свежем воздухе. Это очень важно для развития мышления, а не только для здоровья. А дома хороши предметы обихода, пользование которыми ребенок постепенно и будет осваивать. Ложки, баночки, крышечки, кастрюльки, тряпочки и чем вы там еще орудуете ежедневно.
Постепенно вы будете доверять ребенку все больше посильных ему объектов — поисследовать, поиграть, освоить. И вырастет у вас самостоятельный человек, умеющий о себе позаботиться. Это очень вас порадует уже через несколько лет, когда вам не придется утром, торопясь на работу, еще и одевать сына или дочь.
Провоцируйте движение
Оставляйте ребенку препятствия, вешайте канаты, кольца, кладите игрушки повыше, чтобы он мог дотянуться, но приложил усилия. Не приносите и не давайте в руки все и сразу. Дайте ребенку самому добраться, достать, взять. Еще дайте ему возможность осваивать пространство — залезть, пролезть, подняться на высоту. Высота, которую малыш освоит сам, не принесет ему вреда, а вот ставить его на ступеньки не надо. Страхуйте, но не держите. Не подталкивайте — просто будьте рядом.
Движение для ребенка до года — это и есть развитие. Освоение возможностей тела стимулирует мозг. А необходимость подумать и самому преодолеть препятствие развивает мышление.
Не мешайте думать и делать
По возможности не прерывайте занятия и размышления ребенка. Без необходимости не вмешивайтесь — не лезьте, не подсказывайте, не хвалите, просто наблюдайте и радуйтесь про себя. Именно так развиваются умение концентрировать внимание и умение увлекаться делом.
Кроме того, в будущем вам пригодится уважение ребенка к вашим делам и мыслям. Ребенку придется научиться не прерывать вас, когда вы заняты, не перебивать, когда вы разговариваете, и выбирать игры потише, когда вы погрузились в раздумья. Лучший способ выработать такое умение — ваш пример.
Не помогайте, пока не попросят
Вмешиваться в процесс, которым занял себя ребенок, имеет смысл в двух случаях: если есть опасность и если вас просят. Пока малыш увлечен своим делом, ваша роль — наблюдение. Не предлагайте новых способов играть в игрушку, не показывайте, что и как, пока вас не призовут взглядом или возгласом.
Ребенок нервничает, что не справляется? Держите себя в руках и сидите (или стойте) на месте. Пока не позовет или не разревется, ничего не делайте. Когда ребенок вас позвал, то сначала обнимите его, чтобы снять напряжение, а уже потом начинайте вместе думать и беседовать. Если ребенок расплакался — утешайте, ласкайте, но не пытайтесь решить проблему вместо малыша. Слезы от неумения с чем-то справиться тоже важны для развития. А учить действовать правильно будете потом. В игре.
Да, иногда бывают случаи, когда можно и даже нужно помочь. Ну не будете же вы смотреть, как ребенок застрял ногой в решетке и не может выбраться?
Но когда дело касается самостоятельной игры — держитесь и не влезайте. Ваша помощь может помешать ему самому догадаться, сделать открытие, додумать. Просто верьте в своего ребенка. Не кормите его готовыми ответами — вашей ненужной помощью. Чтобы он потом не просил вас решать за него задачи, а увлеченно учился сам.
Аплодируйте успехам!
У ребенка что-то получилось впервые — хлопайте в ладоши и радуйтесь! Что-то получилось лучше, чем раньше, — аплодируйте!
Если же что-то не удается — помните, что он просто экспериментирует, учится, тренирует навыки, развивает мышление. Не можете смотреть на неудачи — не смотрите, чтобы не нервничать. Пусть сам ковыряет ложкой в тарелке и разбрызгивает кашу, потом все отмоете — и ребенка, и стул, и кухню. Ну или постелите заранее клеенки, чтобы было легче убирать. А малышу, довольному, что сумел поесть сам, поаплодируйте. Нет, вы не закрепите у него мысль, будто радуетесь свинству. Просто потом нужно будет аплодировать, когда он, подражая вам, будет стараться вытереть себя, а следом начнет мыть тряпочкой стул и стол.
Вы хотите видеть ребенка, который радуется своим успехам и горит желанием учиться новому? Отлично. Этой радости уже достаточно, чтобы мышление у ползающего малыша хорошо развивалось.
Можно не играть с утра до вечера в особые «методические» игры и не вертеться вокруг с бубнами и сказками. Эффективное мышление тренируется в самых простых играх и самых простых вещах.
От редакции
Какими вы хотите вырастить своих детей? Задумывались ли вы, что именно хотите им дать? Если да, то узнайте, как делать правильный выбор в сложных ситуациях воспитания детей, из статьи психолога и мамы троих детей Ольги Юрковской — https://psy.systems/post/chto-vy-xotite-dat-svoim-detyam.
Кстати, многих психологов часто спрашивают, как стать идеальной мамой. Что нужно говорить детям, каким навыкам обучать, чтобы оградить их от влияния улицы, заставить хорошо учиться, помогать по дому, ложиться спать без капризов (список можно продолжать еще на страницу)? У Ольги Юрковской есть краткий и понятный ответ на этот вопрос — https://psy.systems/post/idealnye-deti-vyrastayut-u-neidealnyx-mam.
Источник
Уже на первом году жизни младенец, действуя с игрушками, переходит от манипуляций, диктуемых природными функциями руки, к действиям, отражающим свойства предмета, и предметноопосредованным, отражающим опыт установления ребенком результативных связей между предметом-средством и предметом-целью. Происходит реальный процесс присвоения культурноисторического опыта, заложенного в игрушке как опредмеченной концепции этого опыта.
В теории Ж. Пиаже выделены этапы формирования первоначальных форм мыслительной функции ребенка:
- • начало формирования преднамеренности проявляется в четыре-восемь месяцев в координации зрения и хватания: при виде игрушки ребенок ищет шнур и таким образом устанавливает связь между объектом и средством;
- • в 8-12 месяцев младенец осуществляет координацию цели и средства, решая простые пространственные задачи и активно манипулируя для этого различными приемами (отталкивание, схватывание, отодвигание и т.п.).
На основе функций восприятия и действия в младенческом возрасте развиваются первоначальные формы наглядно-действенного мышления. В течение года происходит постепенное усложнение познавательных задач, которые способен решить ребенок, сначала только с опорой на восприятия, затем на основе двигательной активности. Ребенок достигает определенных результатов, действуя методом проб и ошибок.
Мыслительная функция проявляется в преднамеренном достижении детьми намеченной цели. В конце младенческого периода, после 8-10-го месяца, ребенок может решать пространственные задачи различными средствами. Типичная проблемная ситуация для ребенка заключается в том, что привлекательный предмет, находящийся в поле восприятия, но вне пределов досягаемости, ему необходимо либо приблизить к себе с помощью определенных средств, либо устранить препятствие. К концу года младенцы способны найти и использовать один объект в качестве средства для достижения другого.
Практический пример
Костя А., 11 месяцев. Умеет решать простую познавательную задачу наглядно-действенным способом. Мама на глазах у ребенка прячет его любимую игрушку – пожарную машинку красного цвета под платок, затем отвлекает его внимание на несколько секунд игрушкой-пищалкой. После этого задает вопрос: «Где машинка?» Костя находит машинку, снимая платок.
Постепенно происходит переход от простейших опосредованных действий к более сложным мыслительным действиям, к установлению не только статических, но и динамических связей между предметами. Успешность решения мыслительных задач зависит от степени заинтересованности ребенка в средстве достижения цели. Мыслительная функция младенца характеризуется также высокой пластичностью: ребенок способен к обобщению практического опыта решения задач и переносу способа действия в сходные условия.
В младенчестве складываются предпосылки развития речи. «Довербальный период» речевого развития начинается сразу после рождения ребенка и проявляется сначала в голосовых реакциях новорожденного – хныканьи. Примерно в конце месяца они преобразуются в редкие отрывистые звуки, которые считаются зачатками лепета. Произносимые ребенком первые звуки лишены коммуникативной функции. Они возникают из-за органических ощущений или моторных реакций на внешние стимулы. Однако уже в возрасте двух-трех недель дети начинают прислушиваться к звукам, а в возрасте двух-трех месяцев начинают соотносить голосовые звуки с присутствием взрослого. Так, услышав голос, двух-трех-месячиый ребенок начинает взглядом искать взрослого, что можно считать первыми предпосылками речевого общения.
После трех-четырех месяцев произносимые ребенком звуки становятся более многочисленными и разнообразными. Это обусловлено бессознательным подражанием ребенка речи взрослого, прежде всего ее интонации и темпо-ритмическим характеристикам. В лепете ребенка появляются певучие гласные звуки, которые, входя в определенное сочетание с согласными, образуют повторяющиеся слоги типа: «да-да-да» или «ня-ня-ня».
Во втором полугодии жизни у младенцев возникают элементы настоящего речевого общения. Первоначально они проявляются в возникновении у ребенка специфических реакций на жесты взрослого, сопровождаемых словами. Примерно в полгода ребенок способен связывать воспринимаемый предмет с определенным словом – именем или наименованием объекта и предмета, реагировать на отдельные слова.
Практический пример
Света К., 6 месяцев. Когда мима делает зову щи ii жест руками и говорит: «Иди ко мне», девочка протягивает к ней ручки. Когда мамы нет в ноле восприятия девочки и задают вопрос: «Где мама?», Света поворачивается в сторону матери или ищет ее глазами.
Во втором полугодии у ребенка значительно увеличивается количество слов, связанных с определенными действиями или впечатлениями. Важнейшей особенностью речевого развития детей является то, что первое понимание слов ребенком возникает в действенных и эмоционально значимых для него ситуациях. Чаще всего такой ситуацией является ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого с какими-либо игрушками. Первые слова, которые усваивает ребенок, он воспринимает как неотделимые от эмоционального переживания и действия.
С восьми месяцев у ребенка начинается период интенсивного развития речи: он делает постоянные попытки подражать звукам и словам, произносимым взрослыми людьми. При этом ребенок подражает звучанию только слов, вызывающих у него определенную реакцию, т.е. имеющих для него определенный смысл. Параллельно с началом попыток активной речи быстро возрастает количество слов, которые ребенок понимает (табл. 4.8).
Основные характеристики развития речи младенца
Возраст | Характеристики речевого развития |
0-2 месяца | У ребенка возникает специфическая реакция на человеческую речь – особое внимание к ней, называемое слуховым сосредоточением |
2-4 месяца | В ответ на речевые обращения взрослого у ребенка появляются собственные речевые реакции, входящие в состав известного «комплекса оживления». Вначале ребенок произносит короткие отрывистые звуки. Затем у него появляются протяжные, певучие и тихие звуки, которые преимущественно воспроизводят интонацию взрослых. Возникает ритмическое и звуковое речевое подражание |
4-5 месяцев | Ребенок начинает различать высказывания взрослых по интонации, что свидетельствует о том, что он уже умеет пользоваться речью как средством эмоционального общения |
5-6 месяцев | Ребенок ориентируется не только на эмоциональный тон и характер высказывания, но также и на другие его признаки, например, на ритмику взрослой речи. Одновременно возрастает и фонетическая организованность собственных звуков ребенка. Завершается переход ребенка к лепету, который представляет собой следующий шаг в развитии его активной речи. К концу первого полугодия жизни наряду с эмоциональным общением возникает и обособляется предметное общение |
6-8 месяцев | Ребенок начинает пользоваться «псевдословами», которые, выполняя сигнальную функцию, еще не имеют постоянных обобщенных значений |
с 8-9 месяцев | Ребенок произносит звуки, а затем и целые слова по заданному взрослым образцу |
9-12 месяцев | Ребенок усваивает семантику слова как целостный комплекс физических звуков, имеющих некоторый обобщенный смысл |
Главными предпосылками возникновения понимания ребенком речи являются:
- • выделение предмета из окружающей обстановки;
- • зрительное и слуховое сосредоточение на предмете;
- • ярко выраженная эмоциональная реакция на предмет.
Факт возникновения понимания речи на основе зрительного восприятия подтверждается тем, что раньше всего ребенок реагирует на вопрос: «Где то-то?» («Где стол?», «Где кукла?»). Развитие понимания речи заключается в том, что взрослый способствует возникновению у ребенка ориентировочной реакции на определенный предмет, находящийся на некотором расстоянии от ребенка или в руках взрослого, и задает вопрос: «Где то-то?» Под влиянием многократного повторения образуется связь произнесенного взрослым слова с воспринимаемым предметом. Данная связь формируется в несколько этапов. Первоначально реакция на вопрос взрослого отсутствует, и ребенок не поворачивается в сторону предмета. Затем по слову взрослого появляется ориентировочное пассивное движение, но в том направлении, где обычно находится предмет. Таким образом, здесь отмечается связь слова не столько с предметом, сколько с местом его обычного расположения и с направлением поисковых движений. На данном этапе основное значение в речи взрослых обычно заключается в интонации вопроса, а не в его предметном содержании. На заключительном этапе формируется дифференцированная связь между названием предмета и самим предметом, выражающаяся в поиске предмета и нахождении его в другом месте.
Выделяют следующие реакции ребенка на обращенную к нему речь взрослого:
- • поворачивание к предмету в ответ на его называние взрослым (7-8 мес.);
- • совершение заученных движений по инструкции взрослого (8-9 мес.);
- • выполнение простейших поручений по словесной инструкции взрослого (9-10 мес.);
- • выбор предмета по словесной инструкции взрослого (ΙΟΙ 1 мес.);
- • завершения действия в ответ на словесное запрещение: «Нельзя» (12 мес.).
Таким образом, для младенческого возраста характерно своеобразие взаимосвязи между зрительным восприятием и речью. С одной стороны, понимание слов развивается благодаря ориентировочной деятельности, а именно на основе зрительной ориентировки ребенка в конкретной ситуации; с другой стороны, само понимание представляет собой новый этап в формировании зрительной ориентировки, трансформируя ее в управляемое словом действие – зрительный поиск, который направляется словом взрослого.
Существенной чертой развития психики младенца в целом является многоканальность, полинаправленность психического развития. Младенчество является началом становления индивидуальных первичных и вторичных психических свойств. Этот возраст характеризуется высокой интенсивностью процессов развития различных психических форм, создания предпосылок речевого и социального развития под влиянием непосредственного общения ребенка со взрослыми, как ведущего вида деятельности. В этот период очень большое значение имеет активное разнообразное участие взрослых в физическом и психическом развитии ребенка, обеспечение обогащенной развивающей среды, эмоциональное общение, помощь в развитии двигательных функций – акта хватания и локомоции, создание проблемных ситуаций и т.д. Рекомендуемый развивающий материал для детей данного возраста представлен в табл. 4.9.
Таблица 4.9
Примерный перечень игрушек, развивающих материалов для младенцев
0-6 месяцев |
Подвижная музыкальная карусель, крепящаяся над кроваткой; колокольчики; погремушки («гантели», кольца, шар с рукояткой и т.д.); висящие погремушки – «бусы», подвески; разноцветные воздушные шары; мячи разных размеров; мячик с колокольчиком внутри; игрушки-пищалки; неваляшка; забавные маски; игрушка с подвижными частями и фиксированной мелодией (музыкальная шкатулка и др.); диски с музыкой, адаптированной для малышей (серия «Happy Baby», «Классика для малышей» и др.); детское креслице с наклонной спинкой; развивающий коврик |
6-12 месяцев |
Активный центр; заводные механические игрушки; тряпичная (гибкая) кукла; книжки-картинки с плотными страницами, лучше – моющимися; набор для игры с водой; фигурки животных; игрушки для жевания, кусания; пирамидка с крупными кольцами и толстым стержнем (лучше – одноцветная); мягкая игрушка (может быть музыкальная); машинка среднего размера с веревочкой; металлофон; игрушечный телефон; куклы с подвижными частями тела; кукла, одевающаяся на руку; корзинка, сумочка; набор пластмассовой посуды; коробочки с крышками; стульчик со столиком; игрушка, на которой можно сидеть (лошадка и т.д.); качели; ходунки и прыгунки (не рекомендуются для детей с повышенным мышечным тонусом) |
Источник