Развитие мышления ребенка до поступления в школу
4
Доклад развитие логического мышления у детей при подготовке к школе.
Все родители, конечно же, хотят, чтобы их дети в школе хорошо учились, не уставали, не болели, были веселы и жизнерадостны. Это возможно, если им немного помочь, подготовить к обучению в школе.
В понятие «готовность к школьному обучению» входят следующие составные части:
1) развитие речи;
2) развитие интеллектуальных способностей;
3) развитие произвольности, то есть ребенок должен научиться действовать в соответствии с принятым намерением;
4) развитие познавательной активности;
5) развитие мелкой моторики (движений мелких мышц кистей рук);
6) форсированность внутренней позиции школьника;
7) развитие логического мышления.
Примерно в возрасте 6 — 7 лет (с поступлением в школу) у ребенка начинают формироваться два новых для него вида мышления — словесно-логическое и абстрактное. Успешность обучения в школе зависит от уровня развития этих типов мышления.
Недостаточное развитие словесно-логического мышления приводит к трудностям при совершении любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами. Упражнения по развитие этого вида мышления направлены на формирования у ребенка умения систематизировать слова по определенному признаку, способности выделять родовые и видовые понятия, развитие индуктивного речевого мышления, функции обобщения и способности к абстракции. Надо отметить, что чем выше уровень обобщения, тем лучше развита у ребенка способность к абстрагированию.
Обычно этот тип мышления только начинает развиваться в младшем школьном возрасте, однако в школьную программу уже включаются задания, требующие решения в абстрактно-логической сфере. Это и определяет трудности, возникающие у детей в процессе овладения учебным материалом.
Развивать логическое мышление ребенка можно в игровой форме: например, «у Наташи собачка маленькая и пушистая, у Иры — большая и пушистая. Что в этих собачках одинаковое? Разное?»
Предлагаемые игры развивают способность сравнивать предметы (логический приём, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями). Здесь важно обратить внимание на то, чтобы ребёнок выделял как можно больше признаков сравниваемых предметов, опираясь при этом на разносторонний анализ объекта.
Игра «Исследователь»
Вы и ребёнок – «исследователи». Выберите какой-нибудь предмет и начинайте его изучение. Каждый должен по очереди выделять в нем какое-то свойство, признак, особенность в сравнении с другими предметами. Например: назовите этот предмет, скажите, зачем он нужен; каковы его основные признаки: цвет, форма, размер; каков он на ощупь, на запах, на вкус; из чего сделан; похож «на», отличается «от» (каких-нибудь других предметов); что случится, если его: бросить в воду, огонь, с третьего этажа, ударить по нему, подбросить и т. д.
Игра «Чем похожи и чем отличаются?»
Игра направлена на развитие умения выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия.
Вам необходимо подобрать пары различных картинок или же пары слов, обозначающих изображенные на них предметы или явления.
Например:
платье и кроссовки;
роза и тюльпан;
заяц и волк;
сосна и каштан;
холодильник и пылесос;
тетрадь и книга;
клюшка и ракетка;
рыбы и птицы;
море и океан;
человек и обезьяна.
Назовите ребёнку одну из пар и попросите определить, чем похожи и чем отличаются входящие в нее объекты. Необходимо указать как можно больше признаков (или свойств), отличия и сходства.
В этой игре задание тем сложнее, чем более сложные и менее известные ребёнку понятия нужно сравнивать. Значительно легче сравнивать реальные предметы, чем понятия, их обозначающие. То есть, если вы продемонстрируете ребенку настоящую клюшку и ракетку, ему будет сравнить их гораздо легче, чем если вы просто произнесете слова «клюшка» и «ракетка». И так же намного проще сравнить конкретные понятия, допустим, «вода» и «хлеб», чем абстрактные «добро» и «зло».
Смысл упражнения в том, чтобы идти от простого к сложному, и чтобы ребёнок научился сравнивать не сами предметы, а понятия, без демонстрации предметов, то есть постепенно переходил от конкретного мышления к абстрактному.
Игра «Зачем и почему?»
С помощью этой игры, построенной на вопросах и ответах, вы можете стимулировать развитие не только логического мышления ребёнка, но и его общей эрудиции.
Вы задаете вопрос, а ребёнок должен на него логично ответить. Вопросы должны быть трех типов:
Вопросы первого типа:
на предположение, угадывание, додумывание;
— Как ты думаешь, зачем мама ходит на работу?
— … зачем эти люди пришли в магазин?
— … для чего нам нужны книги?
— … для чего нам нужны печки и плиты?
— … для чего нам нужны ножницы?
— … для чего человек спит?
— … зачем нам нужен зонт?
Вопросы второго типа:
на выяснение причины или смысла происходящих событий;
— Почему масло тает на раскалённой сковороде?
— Почему вода в холодильнике замерзает?
— Почему зимой включают отопление?
— Почему предметы падают вниз, а не вверх?
— Что требуется для жизни собаке, кошке, рыбке?
Вопросы третьего типа:
на принятие решения и планирование своих действий.
— Мы хотим пригласить на следующее воскресенье гостей. Перечисли все, что мы должны сделать.
— Роман пролил варенье на пол. Что ему теперь делать? Как поступить лучше всего?
— В очереди за печеньем Коля втиснулся впереди Иришки. Как ей быть?
— Леночка пошла гулять и заблудилась. Что ей делать? Перечисли все варианты. А как поступить лучше всего? Что нужно знать, чтобы никогда больше не потеряться?
— Как узнать, сколько времени?
Разнообразить игру можно поочередной сменой ролей: один вопрос задаете вы, второй – ребенок. Выигрывает тот, кто даст больше правильных ответов. Если малыш не уверен в правильности вашего суждения, попросите кого-нибудь со стороны оценить этот ответ. Малыш тоже имеет право сомневаться! И старайтесь это право не подавлять своим авторитетом.
Следующая область, в которой ребенок должен быть подготовлен, идя в первый класс — эмоциональная подготовка. Что под этим подразумевается? Сам ребенок должен уметь контролировать свое поведение. Можно предложит ребенку самому оценить свое поведение в течение дня, например, до обеда и после, и поставить себе звездочку за хорошее поведение. Хорошо, если ребенок проявляет усидчивость, особенно при выполнении задания, которое ему, возможно, не очень-то по душе.
И наконец, социальный уровень ребенка, наверное, самый важный для того чтобы ребенок смог влиться в школьную среду. О социальной зрелости ребенка говорит его желание общаться со сверстниками. Более того, ребенок должен уметь строить отношения с окружающими, разрешать конфликты и улаживать разногласия.
Когда родители задают себе вопрос о том, как подготовить к школе ребенка, им не следует забывать еще об одном, очень важном, факторе — развить у ребенка желание пойти в школу и учиться. Так же следует дать ребенку четкое представление о том, что такое школа. Понимает ли ребенок что такое урок, перемена, какова роль учительницы? Ребенок дошкольного возраста, зачастую, все воспринимает как игру. Поэтому, если он не подготовлен к школе надлежащим образом, ребенок может быстро от всего устать, и может появиться чувство, что его обманули. Более того у ребенка могут развиться комплексы, которые будут сопровождать его и во взрослой жизни. Самое главное станьте другом вашему ребенку и вместе преодолевайте все трудности школьного пути.
Источник
План
1. Значение первых шести лет жизни ребенка для дальнейшего развития личности.
2. Общая характеристика первых шести лет жизни ребенка.
3. Развитие познавательной сферы ребенка к поступлению в школу.
4. Развитие речи. Особенности общения ребенка первых шести лет жизни с ровесниками и старшими.
5. развития моторики и деятельности ребенка к поступлению в школу.
6. Становление личности ребенка первых лет жизни.
Основные понятия
Пищевое, слуховое и зрительное сосредоточение, конвергенция глаз, комплекс оживления, акт хватания, предметные действия, лепет, манипулирование предметами, наглядно-действенное мышление, мотивирующие представления, речевое общение, эмоциональное общение, акт ориентации в предметах, кризис трех лет, ролевая игра, сенсорные эталоны, наглядно-образное мышление, подчиненные мотивы поведения и деятельности, внутренние этические инстанции.
Рекомендуемая литература
1. Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие. — Иркутск, 1989. — С. 56-89.
2. Богданова Т. Диагностика познавательной сферы ребёнка. -К., 1996. — 68 с.
3. Выготский Л.С. Кризис первого года жизни // Собр. соч .: В 6 т. — М., 1984. -Т.4. — С. 244-269, 318-340.
4. Выготский Л.С. Кризис трёх лет / / Там же. — С. 367-376.
5. Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. — М., 1991. — С. 29-84.
6. Заброцький М.М. Возрастная психология — М., 1998. — С. 27-41.
7. Лешли Дж. Работать с маленькими детьми: поощрять их развитие и решать проблемы. — М., 1991. — 221 с.
8. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986. -С. 75-103.
9. Манова-Тома В. Психологическая диагностика раннего возраста. -К., 1978. — 165 с.
10. Мухина В.С. Детская психология. — М., 1986. — С. 73-261.
11. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребёнка от рождения до семи лет). — М., 1960. — С. 93-293.
12. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М., 1978. — С. 151-168,
138-293.
1
Период от рождения до поступления в школу является важным потому, что от него зависит будущее развитие человека. Этот период характеризуется исключительно интенсивным развитием детского организма и особенно быстрым развитием мозга. Мозг новорожденного ребенка весит примерно 350 г, что в четыре раза меньше, чем мозг взрослого человека. Но до 7 месяцев вес мозга удваивается, а к 2-3 годам — утраивается. Во время усиленного роста формируется очень сложная и тонкая внутренняя конструкция мозга, его нервных центров, а также клеточных полей коры полушарий головного мозга и нервных путей. Это период усиленного созревания высших отделений нервной системы. Известно, что самое благоприятное время для влияния на формирование психики и для воспитания наступает именно тогда, когда соответствующие функции находятся в процессе созревания. Некоторые периоды развития особенно чувствительными к определенным воздействиям среды (сензитивными). Период от рождения до поступления в школу — это оптимальное время для развития процесса хождения, начального овладения процессом речи, начального эмоционального предпочтения. Именно в этот период закладываются основы всех психических свойств личности, познавательных процессов и видов деятельности.
В это время доминирующая роль принадлежит восприятию. Через восприятие ребенок получает богатый и разнообразный материал для начальной умственной деятельности. Богатая информация, которую ребенок накапливает в этом возрасте, является прочной основой для дальнейшего развития. Различные детские ощущения, переживания очень важны и влияют на другие периоды жизни человека.
2
Возрастной период | Социальная ситуация развития | Ведущая деятельность | Основные новообразования | Противоречия возраста | Созревание нервной системы | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||||||
0 — 2,5 месяца (фаза новорожденного) | Ребенок психологически слита с матерью. Единство: «Взрослый Ребенок» | Эмоциональное общение | Развивается акт восприятия, появляется подражания и акт узнавания, зрительные и слуховые сосредоточения, активный интерес к окружающему, комплекс оживление (эмоциональная и двигательная реакция на лицо матери) | Ребенок психологически слита с матерью, но нет средств для общения со взрослыми | Нервные волокна покрываются миелиновою оболочкой | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||||||
2,5мис. — 1 год (новорожденные) | Жизнь зависит от взрослого, но ребенок становится активным, связанной с предметным миром. «Взрослый -Ребенок» Отношение к предмету и человека еще не разведены, зависимость отношения к предмету от общего переживания ситуации с другим человеком. | Эмоциональное общение | Эмоционально окрашенное самоощущение, автономное речи, поведение по представлению, первичное осознание психологической общности, осознание «мы», развивается представление о собственном теле, физическая эмансипация | Потребность в познании предметного мира и отсутствие средств познания. Эмоционального общение для этого недостаточно | Легко формируется динамический стереотип, вес мозга увеличивается в два раза | ||||||||
1г. — 3р. (раннее детство) | Ребенок психологически начинает осознавать себя. «Ребенок познает с помощью взрослого предмет», «Ребенок Ребенок» | Предметная игра | Наглядно-действенное мышление, речевое общение, появление самосознания, комплекс «Я сам» (негативизм, установка на самостоятельность, непокорность, упрямство) | Противоречия между интересом ребенка к предметам, которые побуждают к общению со взрослыми, и недостаточным количеством средств общения, между стремлением к самостоятельности и витсутнистю физических и психических возможностей быть самостоятельным | Вес мозга -1100 г | ||||||||
1 | 2 | +1 1 марта | 1 Апреля | 5 | 6 | ||||||||
3р. — 6р. (дошкольник) | «Ребенок взрослому, как образец для подражания», «Ребенок -Ребенок» | Сюжетно-ролевая игра | Подчинения ность мотивов, децентрация мышления, появление самооценки, половая идентификация, осознание себя во времени, внутренние этические инстанции, возникает осознание и обобщение своих переживаний | Стремление к познанию и невозможность его удовлетворить с помощью игры | Вес мозга -1250-1300г | ||||||||
3
Младенцы. Относительно познавательного развития младенцев, то прежде всего следует рассмотреть особенности развития восприятия. Зрительные сосредоточения, которые появляются в фазе новорожденного, совершенствуются, и до 3 месяцев их продолжительность достигает 7-8 мин. На втором месяце жизни у ребенка появляется способность различать простые цвета, отделять людей от окружающих предметов, что приводит к появлению комплекса оживления. После 3-4 месяцев ребенок способен узнавать лица и голос матери в любое время. Ребенок реагирует на цвет, развивается восприятие формы и величины предметов, а также после 8 месяцев дети начинают бояться и избегать высоты, свидетельствует о развитии пространственного восприятия. Считают, что младенец в этот период имеет целостную картину мира. Сенсорные процессы, которые включены в обслуживание практических действий по манипулированию предметами, приобретают характер ориентировочно-исследовательских перцептивных действий.
У однолетних младенцев выраженный познавательный интерес к окружающему миру и развивается познавательная активность. Они выделяют предметы, начинается их активный поиск, формируется ассоциативная память. Первое полугодие ребенок способен узнавать предметы, а во втором полугодии она может воспроизводить образ предмета по памяти. В конце первого года жизни появляются признаки наличия мышления в форме сенсомоторного интеллекта. Возникает тесная связь между восприятием и действием.
Раннее детство. В период раннего детства среди всех психических процессов доминирует восприятие. Ребенок не может действовать без опоры на восприятие. С этим связано отсутствие у детей творческого воображения. Важной характеристикой восприятия является эмоциональная аффективность. Аффективное характер приводит к сен-сомоторнои единства. Ребенок видит предмет. Он ее привлекает и соответственно ребенок начинает действовать. От года до двух ребенок пользуется различными вариантами исполнения одной и той же действия.
Мышление в этот период называют наглядно-действенным. От полутора до двух лет у ребенка появляется способность решать задачи не только методом проб и ошибок, но и путем догадки. К концу раннего детства состоит способность к обобщению, переноса опыта в новые ситуации, умение устанавливать связи между предметами путем экспериментирования. Основную роль при этом играет восприятия. В течение раннего детства происходит постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образного мышления, действия с материальными предметами здесь заменяются действиями с их образами. Начало формирования наглядно-образного мышления совпадает со становлением элементарной самосознания и началом развития способности к произвольной саморегуляции. Происходит развитие интеллектуальных операций и формирование понятий.
Дошкольный период. В дошкольный период восприятия теряет свой аффективное характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Оно становится осмысленным, выделяются произвольные действия (наблюдение, поиск). Непроизвольное внимание и память преобладает на протяжении всего дошкольного детства. Но уже в этот период дошкольники впервые начинают управлять своим вниманием, а память начинает включаться в процесс становления личности. Именно 3-4 года жизни становятся годами первых детских воспоминаний.
В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механическое воспроизведение полученных данных. В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение превращается в творческую. Воображение ребенка формируется в игре. Преобразование действительности возникает не только путем комбинирования, но и посредством предоставления предметам новых свойств.
Сюжетно-ролевая игра стимулирует развитие мышления. Основными линиями развития мышления в дошкольный период являются:
— Улучшение и совершенствование наглядно-образного мышления на основе воображения, произвольной и опосредованной памяти.
— Начало формирования словесно-логического мышления путем использования языка. Сначала ребенок усваивает значение слова, учится его использовать. В связи с интенсивным развитием речи усваиваются понятия, появляется тенденция к установлению связей. Затем ребенок познает систему понятий, которые отражают отношения между людьми.
В познавательных процессах возникает синтез внешних и внутренних действий, объединяются воображение, мышление и речь. Внутренняя речь функционирует как средство мышления.
4
В течение первого года жизни у ребенка развивается фонематический сторону речи. Осуществляется переход от громких реакций в словосочетаний, а от них к словоутворень. В частности, наблюдается такая последовательность: 2-й месяц — ребенок слушает звуки, возникает спонтанная вокализация; 3-й месяц — ребенок узнает голос, использует звуки в «разговоре» с взрослым, появляется гуление; 7-8-й месяц — возникает реакция на слово, лепет, вокализация при манипуляциях, формируется интонационное и фонематическое поле мозга, понимание языковой ситуации, отдельных слов; 1012-й месяц — устанавливается связь между названием предмета и самим предметом, появляются первые слоги.
В этот период развитие речи осуществляется через включение ребенка в общение со взрослым. Сначала возникает внимание к его речи, а потом ребенок подражает взрослому.
Второй год. Устанавливается связь фонетической (звуковой) и смысловой стороны речи. Наблюдается самостоятельность речи. Ребенок может говорить, произносить слова, не придавая им определенного содержания, или же повторять слова, которые сама не понимает.
Слова часто опережают мышления. Речь имеет сильный эмоциональный заряд. Здесь больше развивается пассивный словарь ребенка. Большинство детей говорит простыми предложениями.
Третий год. Формируется элементарная грамматика. Развитие речи обусловливается не только общением со взрослым, но и включением ребенка в практическую деятельность. Формируется регулирующая функция речи (ребенок подчиняется инструкции взрослого), умение слушать и понимать литературные произведения.
В дошкольный период речь становится средством общения, мышления ребенка и сознательного изучения. Развивается звуковой и грамматический сторону речи. В игре в процессе общения со сверстниками развивается диалогическая речь. Формируется интеллектуальная функция речи. Оно регулирует практические действия ребенка.
Растет активный словарь, позволяющий дошкольнику перейти от ситуативного к контекстному речи. Речь превращается в универсальное средство общения. Ребенок может рассказать сказку, передать свои впечатления. В этот период ребенок не только активно овладевает языком, а и самостоятельно создает новые слова.
Развитие общения ребенка первых семи лет жизни с взрослым
(М. Лисина)
Возраст | Период | Форма общения | Потребность ребенка, удовлетворяется в общении |
1 | 2 | 3 | 4 |
До 6 месяцев | Младенцы | Ситуативно-личностное общение (общение происходит с помощью экспрессивно-мимических средств; функцию общения выполняет комплекс оживления) | Потребность в положительном отношении и внимании |
6 мес. — 3 года | Раннее детство | Ситуативно-деловое общение (разворачивается в процессе совместных со взрослым манипулятивных действий; экспрессивно-мимические средства дополняются предметными) | Потребность в сотрудничестве |
3-5 лет | Младший и средний дошкольный возраст | Внеситуативно-познавательное общение (совместная с взрослым познавательная деятельность, основной мотив общения — познавательный, сотрудничество носит теоретический характер, об- | Потребность в уважении взрослого |
1 | 2 | 3 | 4 |
ковки со взрослым — путь к пониманию важных проблем) | |||
4 — 6 лет | Средний и старший дошкольный возраст | Внеситуативно-личностное общение (взрослый -конкретные член общества, ребенок сосредоточена на свете людей, а не предметов, она усваивает моральные нормы, правила социального взаимодействия) | Потребность во взаимопонимании и сопереживании |
Источник