Развитие мышления ребенка до года
Дети воспринимают мир по-особенному. В течение всего дошкольного возраста мышление ребенка стремительно развивается. Этот процесс требует целенаправленного участия взрослого, который создает для крохи возможность получения нового опыта. В этой статье мы расскажем Вам о видах мышления у детей раннего и дошкольного возраста, а также о том, что способствует его развитию. Зная, как мыслит ребенок, Вы сможете лучше понимать его и сделать общение с малышом еще приятнее и продуктивнее.
Этапы развития мышления у детей
Психологи выделяют три вида мышления, характерные для детского возраста:
Наглядно-действенное мышление свойственно детям раннего возраста. Малыши 1,5-2 лет мыслят с помощью действий над предметами. Им нравится бросать игрушки, просовывать предметы в отверстия, разбирать что-то, ломать, нажимать на кнопки и так далее. Таким образом дети накапливают опыт и устанавливают первые причинно-следственные связи (например, если мяч сильно бросить, то он далеко укатится). Для развития этого типа мышления хорошо подойдут игры с сортерами, занятия лепкой, а также игры с различными материалами (песком, водой, крупами).
Одна из главных задач родителей на данном этапе развития мышления – не препятствовать малышу в исследовании мира, создав для этого безопасную среду дома.
С усвоением речи в младшем дошкольном возрасте (3-4 года) формируется наглядно-образное мышление. Благодаря образам, сохранившимся в память, ребенку уже не требуется совершать реальные действия с предметами. На развитие этого типа мышления особенно влияют такие виды деятельности, как рисование и конструирование.
Словесно-логическое мышление начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте на основе образного мышления. К 5-7 годам дети уже могут рассуждать и оперировать некоторыми абстрактными понятиями (например, время, мораль, искусство и т.д.). Признаками логического мышления является умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, сравнивать и классифицировать.
Мыслительная деятельность человека состоит из мыслительных операций. Способность их использовать и есть показать развития мышления дошкольника.
Мыслительная операция | Сущность | Пример |
Сравнение | Умение находить общее в различном и различное в похожем. | Что общего у клюквы и лимона? – Они кислые. Чем отличаются мандарин и апельсин? – Размером. |
Обобщение | Объединение ряда предметов по общим существенным признакам. | Что такое чашка, тарелка, сковородка, кастрюля? – Это посуда. |
Анализ | Выделение свойств или частей предметов и явления. | Из каких частей состоит растение? – Корни, стебель, листья, цветок. |
Синтез | Объединение частей или свойств предмета в одно целое. | Что получится, если соединить буквы «к», «о», «ш», «к» и «а»? – Слово «кошка». |
Если у ребенка гармонично развиваются как образный, так и логический тип мышления, ему проще решать разнообразные задачи.
Игры и упражнения для развития образного и логического мышления
- «На что похоже?». Покажите ребенку картинку, на которой изображена причудливая клякса. Пусть малыш придумает как можно больше оригинальных ассоциаций к ней.
- «Четвертый лишний». Предложите малышу рассмотреть 4 картинки, три из которых можно объединить по какому-либо признаку. Ребенок должен понять, какая картинка «лишняя» и объяснить, почему он так считает.
- «Назови одним словом». Эта игра заключается в том, что взрослый предлагает малышу набор слов или изображений, которые могут быть объединены в понятие. Задача ребенка – назвать предметы одним словом (например, синица, соловей, дятел, ворона, ястреб – птицы; малина, крыжовник, клубника, арбуз – ягоды).
- «Разложи по группам». Взрослый выкладывает на стол заранее подготовленные предметы или их изображения и перемешивает их. Дошкольник должен разложить их на группы по какому-либо признаку.
- «Сложи картинку». Эта дидактическая игра является аналогией паззлов. Задача ребенка – из нескольких деталей сложить целую картинку.
- «Судоку». Это популярная во всем мире головоломка в ее упрощенном варианте (2х2, 3х3 или 4х4) подойдет и для дошкольников.
- «Кто, что ест?». Подберите картинки с изображением животных и их излюбленными лакомствами, перемешайте их, а затем попросите ребенка составить пары (накормить зверей). По аналогии можно поиграть в такие игры, как «Мамы и их малыши», «Кто, где живет?», «Признаки времен года» и так далее.
- «Продолжи ряд». Нарисуйте длинные бусы и задайте начало последовательности цветов бусинок (например, красная, желтая, синяя, опять красная). Малыш должен раскрасить остальные бусы, соблюдая закономерность.
Чтобы малышу было интересно и весело, постарайтесь каждый раз знакомить ребенка с новыми играми и упражнениями.
- «Противоположности». В этой игре малышу необходимо придумать слово с противоположным значением. Например, Вы называете слово «большой», а ребенок — «маленький» («веселый» — «грустный», «громкий – тихий», «быстрый» — «медленный» и так далее).
- «Угадай, о чем речь». Эта игра поможет развить не только мышление, но и внимательность. Опишите один из предметов, находящихся в комнате, а малыш должен догадаться, о чем идет речь. К примеру, хрупкая, стеклянная, красивая – ваза.
О других полезных играх и упражнениях смотрите на видео:
Также для развития мышления дошкольников подходят настольные игры (шашки, шахматы, игры-стратегии), лабиринты и головоломки. Такие игры позволяют малышам научиться принимать решения, продумывать ходы, оценивать возможные риски. Ролевые игры, общение со сверстниками, чтение и обсуждение книг также отлично развивают творческое мышление.
Выводы
Дошкольное детство – это период в жизни человека, во время которого он приобретает основные знания, умения и навыки, формируется его личности и интеллект. Среди важнейших психических новообразований можно выделить мышление. Именно с его помощью ребенок познает себя и мир вокруг. Для детей раннего возраста свойственен наглядно-действенный тип мышления, в младшем дошкольном возрасте формируется наглядно-образный тип, а в старшем дошкольном возрасте ребенку открывается словесно-логический тип мышления (хотя ведущим по-прежнему остается образное мышление). Развитие мышления малыша зависит от опыта, поэтому очень важно предоставлять ребенку возможность как можно шире увидеть мир, а также тренировать его мыслительные способности. Занятия по развитию мышления могут быть интересными и увлекательными, если проводить их в игровой форме. Выбирайте упражнения, которые нравятся и Вам, ведь когда и взрослый и ребенок получают удовольствие от процесса, результат будет гораздо лучше.
Заключение
Посещая развивающие занятия в детском Монтессори-клубе «Созвездие», Ваш ребенок будет развиваться гармонично и разносторонне. К каждому малышу у нас относятся как к личности, у которой есть свой уникальный путь развития. Профессиональные Монтессори-педагоги обязательно найдут подход к Вашему ребенку и помогут освоить все необходимые навыки в соответствии с возрастом. Мы всегда рады видеть Вас в нашем центре!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Малышева Евгения
Источник
Вот ребенок впервые приподнял голову, чтобы посмотреть, куда удаляется мама, вот сделал первое движение в сторону игрушки, чуть позже – сказал первое слово для обозначения того, чего ему хочется. Все это – первые проявления сознательной деятельности ребенка, которая определяются его мышлением.
По определению А. В. Брушлинского, мышление – это всегда искание и открытие существенно нового (здесь имеется ввиду, что открываемое в процессе мышления новое является таковым по отношению лишь к предшествующим стадиям мышления и вообще всей жизни данного индивида, а не всего человечества) (1). . Например, он задумывается над устройством той или иной игрушки, пытается понять некоторые отношения между людьми, овладевает все более сложными навыками и умениями.
В то время, когда ребенок развивается, у него начинают последовательно включаться различные гены, определяющие направление дальнейшего развития его центральной нервной системы (Анохин К. В., 2000), и по этой последовательности развитие малыша можно подразделить на различные периоды, “ступеньки” развития.
Начало каждой новой “ступеньки” можно определить как появление нового информационного “измерения” в системе знаний ребенка об окружающем мире (осязание, зрение), или качественное увеличение объема получаемой информации (ползание, понимание речи). Каждая “ступенька” обозначает период работы над новым ощущением и активное его использование. Уже известные факты дополняются новыми свойствами (маму он уже знает, но теперь он ее еще и видит). А познавание новых объектов идет с использованием всех имеющихся знаний.
Итак, “ступеньки”:
Новорожденный (первые две-три недели).
Через тактильные ощущения ребенок ощущает мир. На этом этапе у него образуются ”физические” образы. В основу образа ложатся впечатления от ощущения, полученные с помощью слуха, осязания и обоняния (8, 9).Двух–трехнедельный.
Ребенок начинает видеть. В это время он начинает ощущать взаимосвязи между присутствием близкого человека (мама подошла) и своим последующим эмоциональным состоянием. Осознает, какая его реакция вызовет соответствующую реакцию у мамы, и пользуется этим.Ребенок начинает двигаться в нужном ему направлении (трех–шестимесячный).
Каждый раз, с освоением какого-то нового движения, ребенок более активно исследует окружающий мир. Благодаря этому уменьшается его эгоцентризм (он для себя еще центр мира, но уже на пороге понимания, что если ему что-то надо, то для достижения цели ему надо сделать какие-то движения (подползти)).Пяти-семимесячный.
Ребенок постепенно начинает идентифицировать себя как человечка. В первую очередь, это выражается в том, что он начинает себя “ощущать” отдельно от мамы. До этого – ее руки, ноги – воспринимаются как продолжение его собственного тела. Появляется комплекс “испуга”, т. е. ребенок боится незнакомых, плачет в отсутствии привычного лица. Параллельно с этим формируется модели взаимоотношений с близкими людьми, которые, впоследствии, сложно переделать. Тот человек, который в это время был наиболее близок к ребенку, и с которым ребенку было комфортнее всего, становится наиболее близким ему на долгое время (таким образом осуществляется импритинг).
Спустя некоторое время возникает момент, когда ребенок может сказать “нет”. Это уже следующая стадия идентификации его как человечка (4).До этого возраста не нужно нагружать ребенка фактическими знаниями. Даже при больших усилиях эффект от этого небольшой. Более того, это вредно, т. к. все усилия ребенка в это время направлены на развитие его органов чувств, а эти “уроки” могут содействовать тому, что он, недоразвив свои органы чувств, перескочит на подаваемый материал. Лучше стимулировать его различными способами (показывать яркие картинки, игрушки, гладить его разными (по фактуре) тканями, включать красивую музыку, разговаривать с ним).
Стадия “предговорения” (восьми–двенадцатимесячный)
Еще задолго до того, как младенец впервые произнесет правильно выбранное слово, его мозг будет готовиться к этому, занимаясь планированием миллиарда действий и выработкой понятий. Дамазиу предположили, что речь можно рассматривать как трехкомпонентную систему: образование слов, представление понятий и промежуточные процессы, играющие роль посредников между первыми двумя компонентами (3).В возрасте же восьми-двенадцати месяцев, перед тем, как ребенок начнет говорить, в его мозге закрепляются взаимосвязи:
предмет – слово (название)
действие – слово
Все эти связи имеют эмоциональную окраску. И когда они образуются в полной мере, начинают формироваться зачатки абстрактного мышления.
Однако бывают и отклонения: некоторые дети с дефектами понятийных систем тем не менее научаются грамоте. Это связанно с тем, что созревание речевых процессов не всегда идет параллельно формированию понятий (3).
Существует чередование открытий в области физической активности и в области словообразования. Оно заключается в том, что пока ребенок осваивает какое-нибудь новое движение (п. 3), – развитие в области словообразования (п. 5) на время замедляется. Потом совершенное открытие дает новый импульс к развитию понятийных связей.
Источник
Первый год жизни очень важен для крохи. В этот период происходит интенсивное развитие ребенка, и мама должна создать для него самую благоприятную развивающую обстановку. Многие родители считают, что развитие их малыша тем будет лучше, чем больше он будет посещать разного рода развивающие занятия. По утверждению многих психологов, это заблуждение.
Во-первых, больше всего младенец нуждается в маме – круглосуточное общение с ней и успокаивает его, и способствует его эмоциональному развитию, а это – основа всех основ.
Во-вторых, необходимую развивающую среду каждая мама может организовать у себя дома. Для этого необязательно покупать дорогие игрушки. Достаточно знать особенности развитие ребенка до года и подобрать несколько развивающих подручных средств или сделать из них игрушки своими руками. Давайте более детально пройдемся по всем направлениям развития ребенка до года.
Вам понадобятся:
терпение;
время;
нежность и ласка;
спокойное отношение к беспорядку;
предметы домашнего обихода;
подручные средства;
1
Эмоциональное развитие
Раскроем вам один нехитрый секрет: чем больше любви, тепла и положительных эмоций от общения с мамой получил ребенок в первые месяцы жизни, тем лучше это скажется на его развитии.
Первое, что мама должна делать – не читать малютке книжки, а постоянно лелеять его, обнимать, пестовать и целовать. Это не значит, что книги читать совсем не нужно, но «напитать» кроху своей любовью должно быть в приоритетах.
Чаще носите малыша на руках. Не бойтесь, что он привыкнет к ним. После года малыш будет ориентирован на внешний мир, поэтому нормально развивающийся ребенок с удовольствием будет исследовать интересное окружение. Беря младенца на руки, пойте ему песенки, рассказывайте потешки. Встречаясь с ним глазами, улыбайтесь ему.
Уже с месячного возраста малютку привлекают человеческие лица, поэтому чаще ловите его взгляд и дарите нежные улыбки.
Для эмоционального развития ребенка до года также важен тактильный контакт с мамой. Чаще обнимайте малыша, поглаживайте его. Массаж – отличное упражнение для интенсивного развития младенца: своими мягкими прикосновениями вы не только разогреваете маленькие мышцы, а и насыщаете кроху физическим и эмоциональным теплом. Надо ли говорить, какую роль в эмоциональном общении играет грудное вскармливание.
Старайтесь, чтобы во время прикладывания ребенка к груди с ним был контакт кожа к коже.
Такое взаимодействие с малышом сполна удовлетворяет его эмоциональные потребности в общении с мамой.
2
Развитие мышления
- У маленького человечка мышление начинает развиваться в плоскости взаимодействия с предметами.
Он манипулирует ими, пытается строить причинно-следственные связи, находить им применение и т.д. Поэтому лучше, если вы не будете заваливать кроху всевозможными игрушками, а подберете для него безопасные предметы из домашнего обихода. Развивающие игрушки, безусловно, нужны, но нужно дать простор фантазии ребенка. Поверьте, игрушки могут ему быстро наскучить (если не покупать их каждые три дня), а баночки, кастрюли, коробки и прочая утварь займут малыша надолго. Кроме того, для интенсивного умственного развития старайтесь исчерпать все возможности взаимодействия с предметом. Усложненные игрушки, напичканные электроникой, не имеют большого арсенала действий. Нажал на кнопочку – извлек звук и все.
Чем проще игрушка (лоскутки, стаканчики, коробки, кубики и т.д.), тем больше возможностей для игры она создает.
- Для развития мышления ребенка до года он должен видеть результат своих действий.
Бросил игрушку – она упала, потянул за пеленку – она оказалась в руках. Создавайте для малютки благоприятную обстановку, чтобы он исследовал мир и делал свои выводы. Пусть в конце дня у вас будет беспорядок и даже пара разбитых чашек, но зато какой бесценный опыт приобретет малыш за этот день! Только обезопасьте окружение крохи. Правда, прикоснуться к умеренно горячему утюгу иногда бывает полезно – маленький исследователь будет знать, что кое-где его подстерегает опасность.
Ближе к году у малыша появляется новое открытие: можно приспособить один предмет, чтобы проделать какое-то действие с другим.
С помощью длинной палки можно достать закатившийся под кровать мячик. Став на стул, можно дотянуться до чашки. Эта цепочка действий приводит к новому витку мышления, поэтому создавайте больше таких ситуаций, где ребенок находит применение бытовым предметам.
3
Речевое развитие
Уже с первого месяца жизни малютка должен слышать речь взрослых – так начинается речевое развитие ребенка до года.
Чем больше песенок, стихов и потешек будет в запасе у мамы, тем богаче окажется первый словарный запас малыша.
Можете инсценировать некоторые любимые потешки крохи, приспособив для этого несколько игрушек. Такая театральная игра для малыша – настоящее чудо, когда игрушки оживают вместе с вашими словами.
Используйте все возможности для обогащения словарного запаса ребенка. Дома вы или на прогулке – постоянно рассказывайте, что малютка видит перед собой, а также комментируйте свои действия. Называйте слова громко, четко, не быстро, делая паузы между ними. Лучше обходиться односложными предложениями, чтобы кроха схватывал основную суть. Но только после многократного повторения информация будет откладываться в маленькой головке.
Отличным пособием для развития речи ребенка до года являются карточки Домана – серия картинок, объединенных по темам.
Их можно купить или распечатать из интернета. Это пособие представляет собой несколько групп картинок, доступных для детского восприятия (например, овощи, фрукты, транспорт, игрушки, цвета и т.д.). Под каждой картинкой находится ее название печатными буквами разных цветов (синие – согласные, красные – гласные). Показывайте крохе серию из 8-10 картинок в течение 4-5 дней, произнося их названия (лучше всего их показывать по 5-7 секунд 3-5 раз в день). Затем – меняете тематику и продолжаете в том же духе. Через 2-3 месяца – новый круг повтора. Регулярно занимаясь с ребенком при помощи этих карточек, вы значительно обогащаете его словарный запас, хоть и проявится это немного позже. Психологи рекомендуют заниматься с малюткой уже с трех месяцев.
Не забывайте развивать артикуляционный аппарат крохи. Подберите несколько игровых упражнений и в занимательной форме предлагайте малышу произносить некоторые звуки.
Хорошим упражнением для развития артикуляции ребенка являются его «кривляния» с мамой.
Суть таких занятий проста: сажаете кроху перед собой и начинаете кривляться, произнося смешные звуки. Ребенок наблюдает за вашим выражением лица, обращая внимание на движения рта и звуки, которые вы издаете. Через несколько «занятий» малыш будет пытаться повторять за вами. Как показывает практика, дети после таких упражнений начинают разговаривать раньше своих сверстников, к тому же их речь отличается правильностью и четкостью.
4
Двигательная активность
Умственное развитие ребенка до года напрямую зависит от его физической активности. Чтобы дать ребенку исследовать окружающий мир, не следует ограничивать его свободу передвижения. Уже с 3-4 месяцев можно выкладывать малыша на пол, чтобы он пытался дотянуться до игрушки, а начиная с 5 месяцев, игровое пространство ребенка должно организовываться исключительно на полу. Раскладывая недалеко от малютки игрушки, вы поощряете его к ползанию, а если положить несколько привлекательных игрушек на диван, он будет пытаться встать, чтобы дотянуться до них.
Физическому развитию ребенка до года способствует гимнастика, которую целесообразно проводить с крохой, начиная с 3-х месяцев.
Несложные движения с разминанием ручек, ножек, с поворотами корпуса влево и вправо вам покажет врач. В соединении с массажем гимнастика – отличное укрепляющее и закаливающее средство для младенцев.
Заметим, грамотно организованная двигательная активность ребенка до года закладывает прочную основу для всего его дальнейшего развития.
Без движения невозможно восприятие окружающей среды, а полноценное восприятие ведет к совершенствованию всех психических функций: памяти, мышления, внимания, речи.
Организуйте домашнее пространство так, чтобы крохе попадались предметы разной формы и материала. Смастерите для малыша развивающий коврик, на который нашейте всевозможные застежки, липучки, пуговицы, змейки – пусть малютка ползает по нему и экспериментирует с этим богатством. Создайте для маленького труженика «рабочую зону»: поставьте несколько коробок с разным содержимым, приспособьте пару шкафчиков для исследования. Важно не ограничивать движения малыша, ведь он пытается изучать свои физические возможности и применять их на практике.
Заключение
Заключение
Если вы – строгий приверженец порядка, то полноценно развивать ребенка до года вам будет тяжело. Ведь если малыш начинает исследовать свое пространство, то вокруг создастся сплошной беспорядок, убирать который нет смысла: через полчаса будет то же самое. Разбросанные игрушки и предметы домашнего обихода, перевернутые коробки, открытые дверцы тумбочек с выпавшим содержимым… К этому можете еще добавить постоянный шум – стучать по кастрюле разными предметами так увлекательно, проверяя, не стукнет ли следующий громче предыдущего! Приблизительно такая атмосфера в доме у мамы, которая создает все необходимые условия для развития ребенка. И все грани этого развития должны тесно переплетаться между собой, подталкивая вперед друг друга, – великая и мудрая Природа создала все предпосылки для этого.
Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник