Первый год жизни очень важен для крохи. В этот период происходит интенсивное развитие ребенка, и мама должна создать для него самую благоприятную развивающую обстановку. Многие родители считают, что развитие их малыша тем будет лучше, чем больше он будет посещать разного рода развивающие занятия. По утверждению многих психологов, это заблуждение.

Во-первых, больше всего младенец нуждается в маме – круглосуточное общение с ней и успокаивает его, и способствует его эмоциональному развитию, а это – основа всех основ.

Во-вторых, необходимую развивающую среду каждая мама может организовать у себя дома. Для этого необязательно покупать дорогие игрушки. Достаточно знать особенности развитие ребенка до года и подобрать несколько развивающих подручных средств или сделать из них игрушки своими руками. Давайте более детально пройдемся по всем направлениям развития ребенка до года.

Вам понадобятся:

терпение;

время;

нежность и ласка;

спокойное отношение к беспорядку;

предметы домашнего обихода;

подручные средства;

1

Эмоциональное развитие

Раскроем вам один нехитрый секрет: чем больше любви, тепла и положительных эмоций от общения с мамой получил ребенок в первые месяцы жизни, тем лучше это скажется на его развитии.

Первое, что мама должна делать – не читать малютке книжки, а постоянно лелеять его, обнимать, пестовать и целовать. Это не значит, что книги читать совсем не нужно, но «напитать» кроху своей любовью должно быть в приоритетах.

Чаще носите малыша на руках. Не бойтесь, что он привыкнет к ним. После года малыш будет ориентирован на внешний мир, поэтому нормально развивающийся ребенок с удовольствием будет исследовать интересное окружение. Беря младенца на руки, пойте ему песенки, рассказывайте потешки. Встречаясь с ним глазами, улыбайтесь ему.

Уже с месячного возраста малютку привлекают человеческие лица, поэтому чаще ловите его взгляд и дарите нежные улыбки.

Для эмоционального развития ребенка до года также важен тактильный контакт с мамой. Чаще обнимайте малыша, поглаживайте его. Массаж – отличное упражнение для интенсивного развития младенца: своими мягкими прикосновениями вы не только разогреваете маленькие мышцы, а и насыщаете кроху физическим и эмоциональным теплом. Надо ли говорить, какую роль в эмоциональном общении играет грудное вскармливание.

Старайтесь, чтобы во время прикладывания ребенка к груди с ним был контакт кожа к коже.

Такое взаимодействие с малышом сполна удовлетворяет его эмоциональные потребности в общении с мамой.

2

Развитие мышления

  • У маленького человечка мышление начинает развиваться в плоскости взаимодействия с предметами.

Он манипулирует ими, пытается строить причинно-следственные связи, находить им применение и т.д. Поэтому лучше, если вы не будете заваливать кроху всевозможными игрушками, а подберете для него безопасные предметы из домашнего обихода. Развивающие игрушки, безусловно, нужны, но нужно дать простор фантазии ребенка. Поверьте, игрушки могут ему быстро наскучить (если не покупать их каждые три дня), а баночки, кастрюли, коробки и прочая утварь займут малыша надолго. Кроме того, для интенсивного умственного развития старайтесь исчерпать все возможности взаимодействия с предметом. Усложненные игрушки, напичканные электроникой, не имеют большого арсенала действий. Нажал на кнопочку – извлек звук и все.

Чем проще игрушка (лоскутки, стаканчики, коробки, кубики и т.д.), тем больше возможностей для игры она создает.

  • Для развития мышления ребенка до года он должен видеть результат своих действий.

Бросил игрушку – она упала, потянул за пеленку – она оказалась в руках. Создавайте для малютки благоприятную обстановку, чтобы он исследовал мир и делал свои выводы. Пусть в конце дня у вас будет беспорядок и даже пара разбитых чашек, но зато какой бесценный опыт приобретет малыш за этот день! Только обезопасьте окружение крохи. Правда, прикоснуться к умеренно горячему утюгу иногда бывает полезно – маленький исследователь будет знать, что кое-где его подстерегает опасность.

Ближе к году у малыша появляется новое открытие: можно приспособить один предмет, чтобы проделать какое-то действие с другим.

С помощью длинной палки можно достать закатившийся под кровать мячик. Став на стул, можно дотянуться до чашки. Эта цепочка действий приводит к новому витку мышления, поэтому создавайте больше таких ситуаций, где ребенок находит применение бытовым предметам.

Читайте также:  Центр развития ребенка курсовая работа

3

Речевое развитие

Уже с первого месяца жизни малютка должен слышать речь взрослых – так начинается речевое развитие ребенка до года.

Чем больше песенок, стихов и потешек будет в запасе у мамы, тем богаче окажется первый словарный запас малыша.

Можете инсценировать некоторые любимые потешки крохи, приспособив для этого несколько игрушек. Такая театральная игра для малыша – настоящее чудо, когда игрушки оживают вместе с вашими словами.

Используйте все возможности для обогащения словарного запаса ребенка. Дома вы или на прогулке – постоянно рассказывайте, что малютка видит перед собой, а также комментируйте свои действия. Называйте слова громко, четко, не быстро, делая паузы между ними. Лучше обходиться односложными предложениями, чтобы кроха схватывал основную суть. Но только после многократного повторения информация будет откладываться в маленькой головке.

Отличным пособием для развития речи ребенка до года являются карточки Домана – серия картинок, объединенных по темам.

Их можно купить или распечатать из интернета. Это пособие представляет собой несколько групп картинок, доступных для детского восприятия (например, овощи, фрукты, транспорт, игрушки, цвета и т.д.). Под каждой картинкой находится ее название печатными буквами разных цветов (синие – согласные, красные – гласные). Показывайте крохе серию из 8-10 картинок в течение 4-5 дней, произнося их названия (лучше всего их показывать по 5-7 секунд 3-5 раз в день). Затем – меняете тематику и продолжаете в том же духе. Через 2-3 месяца – новый круг повтора. Регулярно занимаясь с ребенком при помощи этих карточек, вы значительно обогащаете его словарный запас, хоть и проявится это немного позже. Психологи рекомендуют заниматься с малюткой уже с трех месяцев.

Не забывайте развивать артикуляционный аппарат крохи. Подберите несколько игровых упражнений и в занимательной форме предлагайте малышу произносить некоторые звуки.

Хорошим упражнением для развития артикуляции ребенка являются его «кривляния» с мамой.

Суть таких занятий проста: сажаете кроху перед собой и начинаете кривляться, произнося смешные звуки. Ребенок наблюдает за вашим выражением лица, обращая внимание на движения рта и звуки, которые вы издаете. Через несколько «занятий» малыш будет пытаться повторять за вами. Как показывает практика, дети после таких упражнений начинают разговаривать раньше своих сверстников, к тому же их речь отличается правильностью и четкостью.

4

Двигательная активность

Умственное развитие ребенка до года напрямую зависит от его физической активности. Чтобы дать ребенку исследовать окружающий мир, не следует ограничивать его свободу передвижения. Уже с 3-4 месяцев можно выкладывать малыша на пол, чтобы он пытался дотянуться до игрушки, а начиная с 5 месяцев, игровое пространство ребенка должно организовываться исключительно на полу. Раскладывая недалеко от малютки игрушки, вы поощряете его к ползанию, а если положить несколько привлекательных игрушек на диван, он будет пытаться встать, чтобы дотянуться до них.

Физическому развитию ребенка до года способствует гимнастика, которую целесообразно проводить с крохой, начиная с 3-х месяцев.

Несложные движения с разминанием ручек, ножек, с поворотами корпуса влево и вправо вам покажет врач. В соединении с массажем гимнастика – отличное укрепляющее и закаливающее средство для младенцев.

Заметим, грамотно организованная двигательная активность ребенка до года закладывает прочную основу для всего его дальнейшего развития.

Без движения невозможно восприятие окружающей среды, а полноценное восприятие ведет к совершенствованию всех психических функций: памяти, мышления, внимания, речи.

Организуйте домашнее пространство так, чтобы крохе попадались предметы разной формы и материала. Смастерите для малыша развивающий коврик, на который нашейте всевозможные застежки, липучки, пуговицы, змейки – пусть малютка ползает по нему и экспериментирует с этим богатством. Создайте для маленького труженика «рабочую зону»: поставьте несколько коробок с разным содержимым, приспособьте пару шкафчиков для исследования. Важно не ограничивать движения малыша, ведь он пытается изучать свои физические возможности и применять их на практике.

Заключение

Заключение

Если вы – строгий приверженец порядка, то полноценно развивать ребенка до года вам будет тяжело. Ведь если малыш начинает исследовать свое пространство, то вокруг создастся сплошной беспорядок, убирать который нет смысла: через полчаса будет то же самое. Разбросанные игрушки и предметы домашнего обихода, перевернутые коробки, открытые дверцы тумбочек с выпавшим содержимым… К этому можете еще добавить постоянный шум – стучать по кастрюле разными предметами так увлекательно, проверяя, не стукнет ли следующий громче предыдущего! Приблизительно такая атмосфера в доме у мамы, которая создает все необходимые условия для развития ребенка. И все грани этого развития должны тесно переплетаться между собой, подталкивая вперед друг друга, – великая и мудрая Природа создала все предпосылки для этого.

Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.