Развитие мышления и речи ребенка дошкольного возраста

Развитие мышления и речи ребенка дошкольного возраста thumbnail

Развитие речи и мышления детей дошкольного возраста

(познавательно – речевое развитие детей)

«Каков человек, такова и его речь» говорил в свое время Сократ. Речь – чудесный дар природы, но он не дается человеку сразу от рождения.

Должно пройти некоторое время, чтобы ребенок научился говорить. Осознавая свое «я» (Я- девочка, мне 3 года, я люблю рисовать, я могу прыгать, это мой друг, я хочу гулять), ребенок начинает самоутверждаться «я сам!», воздействовать на ситуацию, т.е. становится активным участником.

В самом раннем детстве закладывается то, какой будет наша речь.

Проблема развития речи у детей особенно актуальна в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит живое общение. Современные дети живут в эпоху высоких информационных технологий, они любознательны, пытливы, активно познают окружающий мир. И родители, из хороших побуждений, слишком стремятся развивать своих детей, чей окружающий мир и так перенасыщен информацией.  Это способствует тому, что у малышей формируется своеобразная защитная реакция «ничего не слышу, ничего не вижу, ничего не говорю». Впоследствии возникает речевая задержка и нарушения коммуникации. В последние годы, по данным статистики, увеличивается количество малышей с аутистическими тенденциями в развитии.

Предлагаю обратиться к истории.

Начало 20 века. Появился  первый телефон.  На первый план выходят слова точные, обозначающие конкретные факты. Отходит на второй план витиеватость, цветистость речи, свойственная 19 веку. 

Конец 20 начало — 21 века – это бум информационных технологий. На сцену выходит знаковая система, система символов. Общение сводится к системе «Человек – машина».  Это общение через Интернет, СМС — общение. Данная система требует краткости, минимизации символов и знаков. Слова — определения, сравнения, эпитеты и т. д. становятся лишними, отмирают, выпадают из активного словаря.  Важнейшая часть нашего общения вживую: тон голоса, мимика, позы и жесты компенсируются смайликами, скобками. И ребенок, проводя все время перед экраном гаджетов, в виртуальном мире,  не в состоянии как «прочитать» состояние своего собеседника, так и украсить свою речь невербальным общением.

Современные дети в большинстве своём слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Гораздо чаще они поглощают телепрограммы, которые не требуют их ответа, не реагируют на их отношение и на которые он сам никак не может воздействовать.

Для чего же так необходимо развивать речь ребенка?

В трудах великих педагогов и психологов (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Г. А. Фомичева, К. Д. Ушинский) отмечалась взаимосвязь речи и мышления. «Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить.»  

Речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, контроль за своим поведением, это средство осознания своих переживаний,  и сознания себя в целом.

        Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном  дошкольном воспитании как общая проблема воспитания.

Именно поэтому я выбрала тему своей работы познавательно-речевое развитие дошкольников.

Целью моей работы стало создание условий для познавательно-речевого развития ребят.

Для себя я поставила следующие задачи:

1. обогащать активный словарь детей через познавательно-исследовательскую деятельность;

2. обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми;

3. учить проявлять и словесно объяснять свои эмоции;

4. поддерживать интерес у детей и проявление инициативы и самостоятельности в их познавательно-речевом развитии;

5. мотивировать родителей постоянно общаться со своими детьми.

В своей работе я стараюсь реализовать принципы стандартов дошкольного образования:

1. При реализации первого принципа в течение всего дня, в группе, я выстраиваю деятельность таким образом, что каждый ребенок может выбрать себе игру, которая его увлекает на данный момент. Общение детей со сверстниками выстраивается в разных играх. Если малышу хочется уединиться, он имеет возможность выбрать себе дидактическую игру, либо занятия по интересу. В уголке для чтения есть книги, которые соответствуют теме недели, и которые постоянно обновляются. Чтение книг мы используем чаще всего во время свободной игры, перед сном: в спокойной обстановке, я читаю короткие рассказы, сказки и вместе с детьми мы обсуждаем характер героев, оцениваем их поступки, ищем другие варианты окончания сказок. В детских играх я выступаю не как наставник, а как партнер, это вы могли наблюдать и на моем занятии. Также вы могли увидеть и приемы для развития таких качеств как уверенность в себе (выслушивание каждого ответа, благодарность за личные  ответы, индивидуальность, использование и проговаривание тех знаний, которые были получены в другой деятельности). В процессе игр, при появлении трудности в общении, и когда появляется необходимость ввода нового слова, я стараюсь ввести его в игровой форме, при этом происходит обогащение словаря детей.

2. Показанное занятие по познавательно – речевому развитию полностью подчиняется второму принципу стандартов. Дети выступают как субъекты педагогической ситуации. Они сами выбирали тот вид деятельности, которым они хотели бы заняться в той игровой ситуации, которая была создана ими же. Я постаралась создать условия для полноценного проявления и  развития таких качеств, как лидерство, подчинение правилам, установленным в обществе, проявление и высказывание собственного мнения. Дети сами выбирали тот материал, с которым они будут работать из нескольких предложенных им.

3. В своей работе, как одну из форм совместной деятельности, я использую проектную работу. Она предполагает самостоятельную деятельность детей, в результате чего они учатся отыскивать и использовать в своих целях необходимую информацию (через общение со старшими, чтение дополнительной литературы, экспериментирования, проведения опытов, и т.д.), а также готовит ее оглашение перед сверстниками.  

4. На показательном занятии реализацию четвертого принципа можно было наблюдать при выборе постановки проблемы, где мой вопрос прозвучал не как необходимость, а как предложение найти ответ на вопрос «Когда появились первые черепахи?», при выборе транспорта и способа его постройки. Таким образом, я пыталась поддержать инициативу ребят, поощряла любые их предложения, какими бы смешными они казались. Я уверена, что именно при таких условиях мы сможем воспитать уверенного в себе человека.

        5. Одним из принципов стандарта является принцип сотрудничества с семьѐй. Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития ребят. Понятие «взаимодействия с семьѐй» нельзя путать с понятием «работа с родителями». В основе взаимодействия лежит равноправное участие  их в образовательном процессе.

Предлагаю вам такую ситуацию, все мы мамы, женщины, приходим вечером после работы домой, готовим ужин, ваш ребенок увлеченно играет на планшете. Вас это устраивает, потому что он вам не мешает. Но в определенный момент вы обращаетесь к ребенку, чтобы попросить его о чем-то. Он не реагирует. Ваши действия? В нашем зале, полном специалистов, возникают проблемы в выборе действий, а что можно ожидать от простых родителей? Именно поэтому мы практикуем такие формы работы, которые способствуют сближению родителей и детей, ведь зачастую многие мамы и папы испытывают трудности в нахождении тем для разговора со своими детьми, в формах общения.

Мы организуем «Круглые столы» по темам: «Как начать разговор с сыном?», «Любимые игры моей доченьки», «Как вырастить настоящего мужчину?» и другие;  устраиваем тематические выставки; организуем участие родителей на занятиях по ознакомлению с профессиями, когда каждый родитель приходит к детям и рассказывает им о своей профессии, показывает результаты своего труда;  устраиваем совместные праздники, где родители выступают не в роли зрителей, а становятся участниками праздника, героями сказок; также мы используем «записки» малышей для своих родителей. В течение дня ребенок может написать своим родителям, то чем они занимались, либо то, что ему сегодня очень понравилось. Записки крепятся на дверцу шкафчика, вечером придя за ребенком,  взрослые могут увидеть то, чем занимался малыш. И попросить его озвучить  что изображено на его записке. Таким образом, мы, взрослые участвуем в развитии речи своих малышей.

Читайте также:  Социальный центр развития ребенка

6. Мы воспитываем личность, способную жить и трудиться в семье, команде, обществе, где есть определенные правила, законы. Моя главная задача – показать как появляются правила и для чего они нужны. На занятии мы оказываем помощь тому, кто не справляется, устанавливаем правила поведения с животными, соблюдаем правила поведения в транспорте (пристегнуть ремни, проследить, чтобы все были расположены с соблюдением безопасности). При этом каждый ребенок должен сначала осознать, а затем словесно сформулировать правило.

7. На своем занятии я использовала приемы исследовательской деятельности при ознакомлении детей с черепахами (панцирь твердый или мягкий, что делают черепахи когда боятся, чем питаются), а также путешествие «По реке времени».

Я cчитаю, чтобы ребенок смог связно рассказать о чем-нибудь, ему нужно самостоятельно осознать и принять это знание как своё, например, через действие с каким-то предметом. Возьмем песок – это сыпучий материал. Он состоит из маленьких твердых песчинок. Из сухого песка трудно что-либо сделать, а из мокрого можно лепить. А для этого необходимо подобрать такие слова, которые выражают основную мысль рассказа: «Песок сыпучий, сухой, из него невозможно слепить комочек. А из влажного, липкого песка можно слепить фигурки». По-моему мнению, развитие мышления ребенка невозможно без усвоения новых слов, которые выражают новые понятия.

8. В своей работе я использую игры, материалы, книги, которые соответствуют возрасту малышей и их индивидуальным особенностям.

Так, материалы, стимулирующие общение детей, доступны в различных центрах интересов (маленькие фигурки людей и животных в строительном уголке; пальчиковые куклы и рассказы в картинках в уголке для чтения; игрушки для ролевых игр внутри или вне помещения группы).

Детям я рассказываю о логических связях в то время, когда дети играют с материалами, которые стимулируют мышление (карты для расположения в определенной последовательности, игры на сходства/различия, игрушки разных размеров и формы, игры на сортировку, числовые и математические игры). Стимулирую детей проговаривать свои мысли вслух или объяснять ход своих рассуждений при решении проблем (почему они рассортировали объекты по разным группам; в чем заключаются сходства или различия двух картинок). Понятия в словарь детей ввожу с учетом интересов или их потребностей в решении определенных задач (рассказ о равновесии при строительстве высокого здания из кубиков; выяснение, сколько ложек необходимо для того, чтобы накрыть на стол).

9.  На этом занятии мы затронули вопрос: «Почему черепахи не живут в нашей полосе?» Ведь любую игру и вид деятельности можно связать с местом, где мы живем, особенностями природы, климата, населяющих наш поселок людьми.

Ошибочно думать, что мы развиваем речь детей только во время специально организованной образовательной деятельности. Развитие речи и мышления наших малышей – непрерывный и захватывающий процесс, который начинается с примера взрослых и заканчивается самостоятельным детским творчеством.

Источник

  Взаимосвязь развития мышления и речи у детей дошкольного возраста.

     Ребёнок рождается, не обладая ни мышлением, ни речью. Познание окружающей действительности начинается с ощущения и восприятия отдельных конкретных предметов и явлений, образы которых сохраняются памятью. На основе практического знакомства с действительностью, на основе непосредственного познания окружающего складывается у ребёнка мышление. Решающую роль в формировании мышления ребёнка играет развитие речи. Речь – это главный инструмент мышления. Информацию, которую нельзя передавать с помощью органов чувств, можно передать только с помощью речи.

                Развитие речи ребёнка влияет на развитие мышления и всех познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия), а развитие мышления развивает  речь.  Таким образом, мы видим, что  все психические процессы тесно взаимосвязаны между собой.  При выполнении заданий направленных на развитие речи мы  развиваем и умственные способности ребёнка и наоборот.
         Развитие мышления и развитие речи у детей происходит не само собой, не стихийно. Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребёнка. Опираясь на опыт, имеющийся у ребёнка, взрослые передают ему знания, сообщают ему понятия, до которых он не смог бы додуматься самостоятельно.
         Под влиянием воспитания ребёнок усваивает не только отдельные понятия, но и выработанные человечеством логические формы, правила мышления. Подражая взрослым и следуя их указаниям, ребёнок постепенно приучается правильно строить суждения, правильно соотносить их друг с другом, делать обоснованные выводы.

Детям с ОНР свойственна леность мысли: им не хочется думать. Именно по этой причине они нередко отказываются от выполнения задания со словами: «Я не знаю, не умею». В то же время при участии взрослых они вполне способны сделать то, что им предлагают.
Во время занятий с ребёнком дома:

  1.  Старайтесь  ставить перед ними такие задачи, для решения которых требуются умственные усилия, создавайте ситуации, побуждающие их к  активизации знаний, умений, прошлого опыта.
  2. Не давайте им готовые ответы, а помогайте в поисках способов действия. Побуждайте детей к творческой деятельности. Для развития этих качеств полезны занимательные задачи, загадки, посильные   головоломки, развивающие игры и упражнения.
  3. Ребёнку с 0 и до 3 лет наиболее доступны задания, при выполнении которых он может действовать с предметами. Такие задания развивают наглядно-действенное мышление. Но с 4 лет ему очень полезны упражнения, в основе которых лежит умение представлять себе объекты и их преобразования, т.е. когда ребёнок действует не с самими предметами, а с их образами. Эти задания формируют наглядно-образное мышление. Развитию наглядно-образного мышления ребёнка способствуют занятия рисованием, лепкой, конструированием, игры, драматизация, инсценирование сказок, рассказов.
  4. Наиболее сложны для детей словесно-логические операции, выполнение которых протекает только в умственном плане. Их можно развивать обучая ребёнка анализу, синтезу, сравнению, обобщению.

           Эти задания потребуют от ребёнка гибкости ума, доказательства рассуждений, способности устанавливать те или иные закономерности. При их выполнении ребёнок должен найти сходства и различия в предметах, сравнить предметы на основе выделенных признаков, сделать обобщения, умозаключения. Начинать нужно с более лёгких, посильных заданий во избежание отрицательных эмоций у ребёнка. Постоянно поощрять его в работе, чтобы он испытывал чувства удовольствия от занятий.

     Какие бы задания с ребёнком вы не выполняли, непременно обращайте внимание на его речь. Она формируется в деятельности, в неразрывной связи с остальными психическими процессами. Повседневная жизнь изобилует возможностями постоянного речевого контакта. Разговаривайте с ребёнком на прогулке, играя, занимаясь различными домашними делами. Побуждайте его рассказывать вам, что он делал, что он видел, что слышал. Не бойтесь вводить в свою речь слова, заведомо не известные ребёнку. Объясните ему смысл сказанного, проследите за правильным употреблением и произнесением новых слов.

Постепенно новые слова войдут в активную речь ребёнка, обогащая её, облегчая общение с окружающими. Ребёнок сможет пользоваться речью, чтобы получать новую информацию.

   Хорошо развивают мышление и речь дидактические игры. Это не требует специального времени для занятий, в них можно играть, гуляя с ребёнком: «Назови ласково», «Один — много», «Чего не стало?», «Скажи наоборот», «Доскажи словечко», «Придумай похожее слово».

     Предлагаемые примерные задания не только способствуют активизации  мыслительной  и речевой деятельности, но и развивают такие психические процессы, как представление, память, воображение, эмоции.

Источник

Развитие речи и мышления в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а так же предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму.

Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Но у них еще сохраняются и предшествующие способы восприятия звуков, благодаря чему они понимают неправильно произносимые детские слова. Позже ребенок перестает узнавать неверно сказанные слова, он и слышит, и говорит правильно. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.

Читайте также:  Для правильного развития двигательной системы ребенка

Интенсивно растет словарный состав речи. Как и на предыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других – меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие и взрослые. Таковы средние данные по В.Штерну: в 1,5 года ребенок активно используется примерно 100 слов, в 3 года – 1000 – 1100, в 6 лет – 2500 – 3000 слов.

Развивается грамматический строй речи. Дети усваивают тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 3 – 5 лет не просто активно овладевает речью – он творчески осваивает языковую действительность. Он верно улавливает значения «взрослых» слов, хотя и при применяет их иногда своеобразно, чувствует связь между изменением слова, отдельных его частей и изменением его смысла. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно – оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством. Пример такого словотворчества: «От мятных лепешек во рту — сквознячок», «У лысого голова — босиком».

То, что ребенок усваивает грамматические формы языка и приобретает большой активный словарь, позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи (когда ее содержание раскрывается в самом контексте и поэтому становится понятным слушателям независимо от знания или незнания обсуждаемой ситуации). Ребенок может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном. Его ситуативная речь еще сохраняется, но в основном в разговорах на бытовые темы и рассказах о событиях, имеющих для ребенка яркую эмоциональную окраску. Достаточно послушать, как дети пересказывают друг другу мультфильмы и боевики, пропуская слова, не доканчивая фразы, перескакивая через целые действия, и становятся понятны особенности ситуативной речи.

 Вообще в дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. У него появляются развернутые сообщения – монологи, рассказы. В общении со сверстниками развивается диалоговая речь, включающая указания, оценку и т.п. Эгоцентрическая речь помогает ребенку планировать и регулировать его действия. В произносимых для себя монологах он создает план последующих действий, рассуждает о способах выполнения задачи.

Использование новых форм речи, переход к развернутым высказываниям, обусловленным новыми задачами общения, встающим перед ребенком в этот возрастной период. Полноценное общение с другими детьми достигается именно в это время, оно становится важным фактором развития речи. Продолжает развиваться и общение со взрослыми, которых дети воспринимают как эрудитов, способных объяснить все, что угодно, и рассказать обо всем на веете.

В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты. Развивающееся мышление дает детям возможность заранее предусматривать результаты своих действий, планировать их.

По мере развития любознательности, познавательных интересов мышления все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью.

Ребенок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям. Дошкольники прибегают к своего рода экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы.

Дети приобретают возможность рассуждать и о таких явлениях, которые не связаны с их личным опытом, но о которых они знают из рассказов взрослых, прочитанных им книжек.

Конечно, далеко не всегда рассуждения детей бывают логичными. Для этого им не хватает знаний и опыта. Нередко дошкольники забавляют взрослых неожиданными сопоставлениями и выводами.

От выяснения более простых, лежащих на поверхности связей и отношений вещей дошкольники постепенно приходят к пониманию гораздо более сложных и скрытых зависимостей. Так, трехлетние дети могут обнаружить только причины, состоящие в каком-либо внешнем воздействии на предмет (столик толкнули – он упал), в четыре года дошкольник начитает понимать, что причины явлений могут заключаться и в свойствах самих предметов (столик упал потому, что у него одна ножка), а уже в старшем дошкольном возрасте дети начинают указывать в качестве причин явлений не только сразу бросающиеся в глаза особенности предметов, но и менее заметные, но постоянные их свойства (столик упал, «потому что он был на одной ножке, потому что там еще много краев, потому что тяжелое и не подперто»). Путем рассуждений старший дошкольник может уточнять представления о причинах явлений и приходить к более правильному их пониманию.

Ребенок усваивает все новые и новые знания, что расширяет круг задач, доступных его мышлению. Получение знаний является обязательным условием развития мышления детей. Решение мыслительных задач происходит в результате мышления. Ребенок попросту не поймет объяснений взрослого, не извлечет никаких уроков из собственного опыта, если он не сумеет выполнить мыслительных действий, направленных на выделение связей и отношений, указанных взрослым. Когда новое знание усвоено, оно включается в дальнейшее развитие мышления и используется в мыслительных действиях ребенка для решения последующих задач.

Основу развития мышления составляют формирование и совершенствование мыслительных действий. Овладение мыслительными действиями в дошкольном возрасте происходит по общему закону усвоения и интериоризации внешних ориентировочных действий. Мыслительные действия ребенка принимают либо форму действий с образами, либо форму действия со знаками – со словами, числами и др. в зависимости от рода внешних действий и их интериоризации.

Действуя в уме с образами, ребенок представляет себе реальное действие с предметом и его результат и таким путем решает стоящую пред ним задачу. Это наглядно-образное мышление. Выполнение действий со знаками требует отвлечения от реальных предметов. При этом используются слова и числа как заместители предметов. Мышление, осуществляемое при помощи действий со знаками, является отвлеченным мышлением, которое подчиняется правилам, изучаемым наукой логикой, и поэтому называется логическим мышлением.

Различие между наглядно-образным и логическим мышлением состоит в том, что эти виды мышления дают возможность выделять существенные свойства предметов в разных ситуациях и тем самым находить правильное решение для разных задач. Образное мышление оказывается достаточно эффективным при решении задач, где существенными являются свойства, которые можно себе представить (превращение снега в лед). Но часто свойства предметов, существенные для решения задачи, оказываются скрытыми, их нельзя представит, но можно обозначит словами или другими знаками. В этом случае задача может быть решена при помощи логического мышления.

 Основная линия развития мышления – переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода – к словесному мышлению. Основным видом мышления в этом возрасте, тем не менее, является наглядно-образное. В простейших формах оно проявляется уже в раннем детстве, обнаруживаясь в решении узкого круга практических задач, связанных с предметной деятельностью ребенка, с применением простейших орудий. К началу дошкольного возраста дети решают в уме только такие задачи, в которых действие, выполняемое рукой или орудием, прямо направлено на достижение практического результата, — перемещение предмета, его использование.

Младшие дошкольники способны решать более сложные задачи, где необходимо учесть связи между двумя или несколькими явлениями, происходящими одновременно или последовательно. Например, при конструировании: от величины основания постройки зависит ее устойчивость. Младшие дошкольники решают такие задачи при помощи ориентировочных действий, т.е. на уровне наглядно – действенного мышления.

В среднем дошкольном возрасте при решении более простых, а затем и сложных задач дети постепенно начинают переходить от внешних проб к пробам, совершенным в уме. Например, показав ребенку решение какой-либо задачи несколькими способами, ребенок может найти новый вариант ее решения в уме, не прибегая к внешним действиям с предметами.

Читайте также:  Развитие ребенка понедельно и

В дошкольном возрасте в связи с интенсивным развитием речи осваиваются понятия. Хотя они остаются на житейском уровне, содержание понятий начинает все больше соответствовать тому, что в это понятие вкладывает большинство взрослых. Пока мышление ребенка остается наглядно-образным, слова для него выражают представления о тех предметах, действиях, свойствах, отношениях, которые ими обозначаются. Взрослые часто ошибаются, общаясь с детьми, предполагая, что слова для них и для дошкольников имеют один и тот же смысл. Между словами-представлениями ребенка и словами-понятиями взрослого имеются очень существенные различия. Представления отображают действительность более ярко, живо, чем понятия, но не обладают четкостью, определенностью, систематизированностью, свойственными понятиям.

Имеющиеся у детей представления не могут стихийно превратиться в понятия. Их можно только использовать при формировании понятий. Сами же понятия и основанные на их применении логические формы мышления дети усваивают в ходе приобретения основ научных знаний.

Заключение

Систематическое овладения знаниями начинается в процессе школьного обучения. Но исследования показывают, что некоторые понятия могут быть усвоены и детьми старшего дошкольного возраста в условиях специально организованного обучения. Непосредственная зависимость развития мышления ребенка от обучения позволяет управлять этим развитием, строить обучение таким образом, чтобы оно способствовало формированию определенного типа мыслительных действий. Дошкольный возраст особо чувствителен, сензитивен к обучению, направленному на развитие образного мышления, попытки чрезмерно ускорить овладение логическими формами мышления в этом возрасте нецелесообразны.

Логическое мышление формируется на основе образного, и дает возможность решать более широкий круг задач, усваивать научные знания. Развитое образное мышление подводит ребенка к порогу логики, позволяет ему создавать обобщенные модельные представления, на которых в значительной мере строится затем процесс формирования понятий. Образное мышление – основа всякого творчества, оно является составной частью интуиции, без которой не обходится ни одно научное открытие.

Образное мышление в максимальной степени соответствует условиям жизни и деятельности дошкольника, тем задачам, которые возникают перед ним в игре, в рисовании, конструировании, в общении с окружающими. Именно поэтому дошкольный возраст наиболее сензитивен к обучению, опирающемуся на образы. Возможности формирования логического мышления следует использовать лишь в той степени, в какой это необходимо для ознакомления ребенка с некоторыми основами начальных научных знаний (например, для обеспечения полноценного овладения числом), не стремясь к тому, чтобы непременно сделать логическим весь строй его мышлени

Необходимость и важность использования наглядности в развитии, обучении и воспитании детей дошкольного возраста.

Что бы в полной мере оценить важность и необходимость наглядности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста необходимо обратиться к истокам истории развития народной педагогики в России.

После революции 1817 года в России при содействии Владимира Ильича Ленина и его жены Надежды Константиновны Крупской создаются первые детские сады для работающих матерей, в эти сады принимают детей с 2-х недельного возраста и повидать свое чадо матери представится возможность только тогда, когда ребенок достигнет 6-ти месячного возраста и то только по воскресным дням, но это если ребенок доживет до этого времени….

Не смотря на то, что под такие сады отводились большие хорошие здания, условия пребывания детей в них имели очень хорошие условия, дети получали надлежащий уход, питание и медицинское обслуживание, но при всем при этом из 100 детей до 6-ти месячного возраста доживали лишь 12. В чем же причина такой смертности среди совершенно здоровых детей?

В педагогике существует такой термин ГОСПИТАЛИЗМ – нехватка внимания и эмоциональная бедность окружающей среды ребенка. Вот от этого и такая смертность. В данных учреждениях дети находились в совершенно белых комнатах, персонал, который осуществлял уход за детьми всегда находился в белых халатах и медицинских масках на лицах. Персоналу запрещено было проявлять лишние эмоции по отношению к детям, разговаривать с ними и уделять им повышенное внимание. Что вызывало у детского мозга эмоциональный голод, ребенок переставал развиваться и в конечном итоге умирал, а те, кто выживали, имели нарушения и отставания в развитии. И уже только при Сталине по его инициативе в России был создан институт мозга, при котором была создана лаборатория по развитию детей раннего и дошкольного возраста.

Это лишний раз говорит о том, что для гармоничного развития и успешного обучения ребенка важны множественные окружающие факторы. Для ребенка очень важно воспринимать окружающий его мир на практическом опыте, посмотреть, потрогать, послушать и так понять связь между предметами и окружающей действительностью.

Ян Амос Коменский, известный чешский педагог, справедливо считал что «ничего нет в уме, чего не было в ощущениях».

Полноценное обучение и развитие должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его

непосредственные наблюдения окружающей действительности. Коменскому вторил еще один не менее известный педагог и основоположник научной педагогике в России, Константин Дмитриевич Ушинский, утверждая, что «детская природа ясно требует наглядности».

Значение данного принципа убедительно подтверждено современными исследованиями:

оказывается, что основная информация усваивается человеком через зрительное и

слуховое восприятие. Зрительная информация воспринимается мгновенно, тогда, как

слуховая поступает последовательно и занимает гораздо больше времени. Наглядность обеспечивает понимание, прочное запоминание.

На занятиях в детском саду у детей в основном задействован только один вид памяти – вербальный.

Наглядность – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Применяя наглядные материалы, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

В зависимости от дидактических функций и возраста детей различают следующие виды наглядности:

1. Естественная наглядность (растения, животные, полезные ископаемые и т. д.) ее функция знакомить детей с реальными объектами природы.

2. Экспериментальная наглядность (явление испарения, таяние льда) функция – знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов и наблюдений.

3. Картинная (картинки, рисунки, фотографии) ее функция познакомить детей с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение.

4. Объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры) функция – знакомство с теми предметами, где объемное, а не плоскостное изображение играет роль в восприятии.

5. Звуковая наглядность (аудиодиски, флешь карты и другие носители звуковой информации) функция – воспроизведение звуковых образов.

6. Символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы, карты, таблицы) – развитие абстрактного мышления, знакомство с символическим изображением реального мира.

Заключение

Но несмотря на разнообразие наглядных материалов не стоит забывать о тщательном отборе того или иного вида наглядности и месте его применения.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что средства наглядности выступают в роли источника знаний в ходе самостоятельной творческой и исследовательской деятельности детей под руководством педагога. А так же служат хорошей зрительной опорой для восприятия окружающего мира.

Список литературы

1. Бартенева Т.П. Использование информационных компьютерных технологий в образовании / Т.П. Бартенева, А.П.Ремонтов – М.: Просвещение, 2003. — 350с.

2. Венгер, Л.А. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Владос, 1988. – 76 с.

3. Возрастная и педагогическая психология / под. редакцией М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. – М.: Просвещение, 1984 – 236 с.

4. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский — М.: Наука, 1980.- 450с.

5.Занков Л.В Наглядность и активность / Л.В. Занков — М.: Просвещение, 1998. – 295с.

6.Запорожец А. В. Психология / А.В. Запорожец — М.: Наука, 1965. – 299с.

7.Кащенко В. П. Педагогическая коррекция / В.П. Кащенко — М.: Просвещение, 1994. – 98с.

8.Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения / Я.А. Коменский М.: Наука, 1982. – 290с.

9.Коменский Я.А. Великая дидактика / Я.А. Коменский М.: Наука, 1983. – 690с.

10.Коменский Я. А. Мир чувственных вещей в картинках / Я.А. Коменский М.: Просвещение, 1986. – 391с.

11.Константинов Н.А. История педагогики / Н.А .Константинов. – М.: Наука, 1986. – 450с.

9

Источник