Развитие мышление памяти и речи игры для ребенка
Какими играми увлечь ребенка от года: развитие памяти, мелкой моторики, речи, логики
Дети с самого рождения готовы развиваться и учиться. С года важно начинать играть с ребенком не только в «Ладушки», «Сороку-ворону», но и в другие занятные игры. Это время активного развития речи, логики, памяти и многого другого. Давайте узнаем, как малыша увлечь действительно интересным занятием, которое помимо этого станет еще и отменным развивающим методом. Но помните, что многие игры из прописанных возможны только под присмотром взрослых!
Еще больше интересных публикаций для родителей на сайте mommysjoy.ru
Лепка и рисование: развитие мелкой моторики, которая отвечает за интеллект и речь
Какими играми увлечь ребенка от года: развитие памяти, мелкой моторики, речи, логики
А также эти занятия улучшают зрение, память, внимательность. Да это просто интересно и весело! Если с ребенком начать заниматься рисованием и лепкой уже с года, то малыш будет расти активным и смышленым.
Начать рисовать можно и до года. Для самых маленьких художников отменно подойдут пальчиковые краски, грифельная доска и мелки. Используйте большие альбомные листы, можно ватман. Деткам от полутора лет можно предложить уже поработать с кистью и обычными красками, фломастерами и карандашами.
Лепить начинайте в год. Катайте с малышом из пластилина или теста шарики, колбаски, составляйте из них гусениц, снеговиков, зверушек и цветочки, раскладывая по листу бумаги или на картон. С двух лет дети могут осваивать более сложные фигуры.
Тесто для лепки можно сделать самостоятельно из соленой воды и муки. Этот материал эластичный и хорошо поддается лепке. Помимо прочего, он безопасен, если ребенок проглотит кусочек, ему ничто не будет угрожать. Но так как тесто невкусное, малыш вряд ли захочет снова его попробовать.
Игры, развивающие моторику
Какими играми увлечь ребенка от года: развитие памяти, мелкой моторики, речи, логики
- Пазлы. Для годовалых малышей выбирайте головоломки из 4-6 деталей. Со временем покупайте более сложные.
- Игрушка из пятилитровой бутылки. Возьмите обычную бутылку из пластика на пять литров. У нее широкое горлышко, поэтому подойдет только она. Пластик не бьется, поэтому безопасен, ребенок не порежется. Дайте малышу разноцветные крышки от пластиковых бутылок меньшего размера — от газировки, минеральной воды. Главное, чтобы их было много и они имели разные цвета. Пусть ребенок закидывает в бутылку по одной крышке, покажите, как это делается. А затем их достает, перевернув бутылку. Помимо развития мелкой моторики, эта простая игра поможет запомнить цвета и начать считать — скидывая крышки в бутылку, вслух считайте, ребенок будет запоминать.
- Макаронные изделия — рожки, спиральки и так далее. Можно их них делать бусы, составлять аппликации, раскрасив в разные цвета. А еще их можно пересыпать из банки в банку, перебирать — отделять рожки от спиралек или ракушек.
- В кастрюля насыпьте крупу, в нее погрузите и спрячьте несколько небольших игрушек. Малыш с радостью будет копаться в крупе, отыскивая игрушки, перебирать горох пальчиками, это же так приятно на ощупь и развивает заодно моторику!
- На цветном листе картона проделайте несколько дырок с помощью дырокола. Покажите малышу, как через дырки продевать шнурок, плести из него через отверстия узоры и фигуры.
- Давайте ребенку застегивать молнии и пуговицы.
- Возьмите большую сумку с карманами, разложите по ним игрушки, пустые баночки от кремов, помад и так далее, все это застегните и дайте ребенку. Такой набор обрадует малыша, чем простые игрушки, он будет усердно открывать кармашки, вытаскивая из них «взрослые вещи», станет их рассматривать и изучать, складывать обратно.
Игры на счет
Какими играми увлечь ребенка от года: развитие памяти, мелкой моторики, речи, логики
Математика — увлекательный предмет, заниматься этой наукой нужно начинать уже с годовалого возраста. Вместе с ребенком считайте все, что видите: продукты, деревья, предметы, игрушки и так далее.
Купите карточки для счета с изображением зверей, цветочков, машинок. С годовалым ребенком считайте каждый день предметы на этих карточках. В полтора-два года можно будет приобрести и карточки с цифрами: посчитали зверушек — показали карточку с определенным числом.
Для счета используйте кубики, кольца пирамидки, монетки, просто пересчитывайте пальчики на ручках и ножках малыша, свои. Не забывайте про считалки, стишки на счет, песни.
Логика и мышление
Какими играми увлечь ребенка от года: развитие памяти, мелкой моторики, речи, логики
Для развития логики и мышления используйте предметы разных размеров и цветов. Покажите, как расставлять игрушки от самой маленькой до самой большой, и наоборот. Пирамидка в этом деле очень поможет, ребенок будет складывать кольца от большого к маленькому.
Изучайте цвета. Разложите карточки, бусинки, крышки от пластиковых бутылок разных цветов, перемешайте все. Покажите малышу, что нужно распределить предметы по цветам на несколько кучек.
Нарисуйте воздушный шарик, вокруг него колючие и не колючие предметы (иголки, ежик, кактус, цветок, флажок и так далее). Спросите у малыша, какие предметы могут лопнуть шарик.
Развитие памяти и речи
Какими играми увлечь ребенка от года: развитие памяти, мелкой моторики, речи, логики
Со второго года жизни у деток начинает активно развиваться речь, он запоминает все, поэтому смело учите! Например, покажите мячик и проговаривайте свои действия: «Смотри, это мяч. Он круглый, синий, гладкий и катается по полу. А это кубик, он квадратный, красный, тоже гладкий, но не катается».
Просматривайте картинки и фотографии. Спрашивайте у малыша, кто изображен, что делает. И пусть ребенок не умеет говорить, отвечайте сами на свой вопрос: «А это кто? Это кот. Он ловит рыбу на речке», «А это кто? Это машина, она везет молоко в магазин».
Проговаривайте все, что происходит: «Идет дождик, капельки падают — кап-кап», «Мама варит кашу», «Что делает Варя? Она рисует кошку», «Папа кушает» и так далее.
Читайте малышу стишки, потешки, пойте детские песенки. Повторяйте одну по несколько раз, чтобы не запутать ребенка, он должен запомнить сначала одни стишок или потешку, и только потом слушать новый.
Также про развитие речи вы можете прочесть в наших других материалах: Развитие речи у детей до трех лет: как формируется, когда малыш скажет первое слово, занятия и упражнения, Как научить ребенка говорить: правила раннего развития речи, Почему ребенок не хочет говорить: рекомендации Комаровского для развития речи у детей
Постоянно ребенка просите что-нибудь принести, сделать. Всегда и все показывайте, объясняйте что это и для чего.
Играть в развивающие игры с малышами нужно не меньше 15 минут в день. Важна стабильность, не пропускайте занятия. Если малыш отказывается играть, не заставляйте, предложите немного позже.
Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзен», где много полезных публикаций в помощь мамочкам и папочкам!
Читайте также по теме: Простые и не затратные развивающие игры для детей от полутора до пяти лет
Источник
В раннем дошкольном возрасте у ребенка формируются представления о свойствах предметов. Изучая их форму, цвет, величину, малыш узнает еще больше о мире, в котором живет, а также у него закладываются необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов: памяти, воображения, мышления. Педагог рассказывает, в какие игры можно играть с ребенком для развития памяти, воображения и мышления.
«Найди шарик»
Изучаем формы: круг.
В непрозрачный мешочек поместите предметы различной формы: шарики, детали от конструктора, шишки, колечки от пирамидки, кубики и др.
Малыш запускает руку в мешочек и достает один из предметов. Каждую находку обсуждаем (цвет, размер и т. д.) и обращаем внимание, что эта игрушка гладкая, круглая, без уголков или, наоборот, не гладкая, не круглая.
А теперь приступим к эксперименту. Сооружаем горку на столе из кубиков и дощечки и предлагаем юному исследователю скатить по ней все предметы по очереди. После проведения опыта помогаем малышу сделать вывод о том, какие фигуры катятся, а какие нет, и почему это происходит.
Во время прогулки можно поиграть в игру «Найди круглое».
«Кормим куклу»
Закрепить знания о форме: круг.
«Наша кукла (котик, бегемотик) проголодалась, давай покормим ее и приготовим ее любимые бублики». Помогаем малышу раскатать колбаску из пластилина или соленого теста и сворачиваем ее в круг. Обводим пальчиком баранку и обращаем внимание на то, что она круглая.
«Ветерок»
Изучаем направление движения: вверх – вниз.
На ниточках нужно подвесить какие-либо детали из легкой цветной бумаги (цветочки, бабочки, «дождик» и т. д.). «Давай поиграем в “ветерок”. Подуем сильно-сильно, чтобы наша бабочка взлетела». При этом, когда предмет взлетает, произносим: «Вверх!» – а когда опускается: «Вниз!»
«Прятки»
Изучаем понятия: большой – маленький.
Для этого упражнения понадобятся два одинаковых предмета: большой и маленький (матрешки, коробки и т. д.). Положим маленький предмет в большой и потрясем: «Слышишь? Там что-то есть. Давай посмотрим! Какая МАЛЕНЬКАЯ коробочка (яйцо, шарик, матрешка) внутри БОЛЬШОЙ! Покажи, где маленькая коробочка (Говорим тонким голосом.), а теперь – где большая (Говорим более низким голосом.). Давай опять спрячем маленькую коробочку в большую. А теперь попробуй сам достать маленькую коробочку из большой».
Развитие тактильного восприятия и мелкой моторики
Маленький ребенок стремится все потрогать руками – так происходит его тактильное развитие. Знакомство с различными видами материалов, умение узнавать их на ощупь, а также пальчиковые игры не только обогащают представление об окружающей действительности, но и ускоряют процесс речевого и умственного развития малыша. Исследования физиологов доказали, что в головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу, поэтому двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование речевых зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка.
«Что это?»
Положите в несколько бумажных пакетов какие-нибудь предметы, интересные для ощущений: резиновый мяч, металлическую ложку, губку, мягкую игрушку, мех и др. Предложите карапузу узнать, что в пакете, не заглядывая в него. Если малыш затрудняется, помогите ему: опишите этот предмет словесно.
«Необычный ковер»
Разложите на полу различные материалы: шерстяной свитер, шелковую ткань, фольгу, резиновый коврик, бумагу и т. д. Пусть малыш ползет к вам через этот разнородный ковер. Если по пути он заинтересовался каким-то материалом, поговорите с ним на эту тему.
«Дорожка»
Необходимо развивать и тактильную чувствительность ног малыша. Для этого сделайте специальную дорожку с «кочками» (закрепляем мешочки из ткани, наполненные лоскутками, поролоном, камешками, горохом) и различными видами поверхности (гладкая, шершавая, мягкая, деревянная, ребристая и др.). Гулять по «тропе» ребенок отправляется в тонких носочках или босиком.
Массаж рук
Поглаживание внутренней и наружной поверхностей рук до локтя по направлению «от периферии к центру» – 6–8 раз, отдельно на каждой руке.
Сгибание и разгибание всех пальцев руки ребенка одновременно (за исключением большого пальца) – от 2 до 4 раз на каждой руке отдельно.
«Мотаем клубочек» пальцем по раскрытой ладони ребенка – 2–4 раза по каждой ладони.
Точечные нажатия большим и указательным пальцами на середину каждой фаланги каждого пальца ребенка (от его кончика к основанию) – все пальцы массируются по очереди 1–2 раза («мы вот так шагаем – топ-топ-топ»).
Отведение и приведение большого пальца ребенка в трех направлениях: вперед-назад, в бок – в сторону, по кругу.
Ласковое поглаживание взрослым каждой ручки ребенка по направлению «от периферии к центру» – 5–6 раз.
«Картина из пластилина»
Для начала нужно размазать слой пластилина на картоне. В эту основу вдавливаем различные мелкие детали (бусины, камушки, ракушки, фасоль, горох, семечки). Здесь хорошо развивается навык хватания двумя пальцами.
«Археолог»
В песке спрячьте различные мелкие игрушки, пусть малыш найдет их.
«Снежки»
Для развития силы рук поиграем с ребенком в «снежки». Для этого нужно смять в комки листы бумаги и импровизировать с ними, как душе угодно.
«Прячем в ладошке»
Покажите, как можно спрятать шарик в ладони. В этом упражнении работает вся кисть.
— Вот шарик. А теперь где шарик? Нет шарика!
Затем дайте крохе такой же шарик – теперь его очередь.
Теперь спрячьте предмет побольше, который не помещается в одной руке. Сначала дайте возможность ребенку самому проявить смекалку. Если не получится – покажите, как действовать.
— Волк идет – спрячь скорее зайчика! Не помещается зайчик в ладошке? Большой зайчик. Накроем его другой ладошкой – теперь не видно зайчика.
«Моя семья»
Сначала мама загибает пальцы на руке у ребенка. Когда малыш запомнит движения, он может выполнять их самостоятельно.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
Такую игру можно проводить сначала с одной рукой, затем с другой.
Развитие памяти
Ребенок легко запоминает то, что ему интересно, с чем можно поиграть и поэкспериментировать, но делает он это непроизвольно, поэтому стимулировать развитие памяти можно лишь с помощью увлекательных мини-игр.
«Покатаем игрушки»
Для этой игры нужно несколько игрушек и игрушечный транспорт.
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине,
Кот кататься не привык,
Опрокинул грузовик.
(А. Барто)
Предлагаем малышу покатать игрушку. Например, собачку на машине, а кота на поезде. Во время игры стараемся стимулировать звукоподражание: «би-би», «ту-ту». Спрашиваем: «Как гудит машина? А поезд?» Потом просим малыша отвернуться и меняем местами игрушки. Когда ребенок поворачивается, спрашиваем: «Что изменилось?»
«Игрушка потерялась»
Рассматриваем с ребенком какую-нибудь интересную для него игрушку. Обращаем внимание на цвет, форму и детали. Затем прячем ее среди других и просим найти. Если ребенок затрудняется или ошибается, то подсказываем, что нам нужна, например, красная машина с мигалкой или кукла с длинными волосами и бантом на шее.
Вариант. Берем 3 игрушки, играем с ними и незаметно для ребенка убираем одну. Потом спрашиваем, какая игрушка потерялась.
«Бусы»
Для упражнения потребуются 3-4 небольших предмета с отверстиями, например, колечки от пирамидки и веревочка. Сначала показываем малышу готовый вариант нанизанных «бус». Затем снимаем все с веревочки и предлагаем собрать все так, как было. Когда малыш освоится с нанизыванием, задание можно усложнить и чередовать предметы: большой – маленький, синий – красный, круглый – не круглый и т. д.
Физическое развитие
Ребенок познает мир ползая, лазя, бегая. Иногда он, конечно, падает и набивает шишки, но не нужно ограничивать его подвижность и чрезмерно опекать – ему необходимо исследовать мир. Активное движение стимулирует развитие нервной и сердечно-сосудистой систем, костно-мышечного аппарата, органов дыхания и пищеварения. Кроме того, это источник радости и лучшее средство общения взрослого с ребенком.
«Ходьба с препятствиями»
«Сегодня мы пойдем поиграть в гости к зайке. Но он живет далеко, в лесу, и добраться до него непросто. Сначала мы пойдем по узкой тропинке (Из ленточки, пояса.), затем дорога проходит под мостом (Ползем под столом.), вдруг на пути у нас – кочка (Это может быть подушка.), ее нужно перешагнуть. А здесь дорога кончается и нужно перепрыгнуть через овраг, а вот на пути туннель (Большие коробки, открытые с обоих концов.)».
Когда ребенок доберется до конечной остановки, расставьте препятствия по-другому и сыграйте снова.
«Зайчик»
Раз, два три, четыре, пять! (Скачем на полянке как зайчики, приставив руки к голове как ушки и декламируем текст.)
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет. (Взрослый изображает охотника с ружьем.)
Пиф! Паф! Не попал! (Стреляем из ружья вверх.)
Быстрый зайчик убежал! (Зайка убегает в норку.)
«Играем в мяч»
Пусть карапуз попробует бросить мяч в корзину (ведро, коробку, сумку).
Вариант 1. Вы держите корзину на уровне роста малыша, а он закидывает в нее мяч.
Вариант 2. Ребенок сидит на полу ноги врозь. Мама находится напротив и перекатывает мяч малышу. Он ловит мяч и перекатывает его обратно маме.
Знакомство с окружающим миром
Старайтесь рассказывать малышу о том, из чего и для чего сделаны различные предметы, приобщайте его к повседневным трудовым делам, а также знакомьте с миром животных и природы.
«Палка, палка, огуречик…»
Развитие представлений о лице и теле человека.
Схематично рисуем на бумаге человечка. И объясняем, где руки, ноги, рот, нос и т. д. Просим ребенка: «Покажи, где твой ротик (носик, животик, ушки и т. д.)?» Усложняя упражнение, можно выложить перед ребенком лицо человека из картонного овала: рот – красный полукруг из картона, глаза – пуговицы, брови – маленькие палочки или полоски из бумаги. Предложите ребенку составить такое же лицо, а туловище сделать из палочек.
«Угощенье для зайчат»
Знакомство с овощами.
«Я принесла тебе корзину. Посмотри, здесь лежат капуста и морковь». Обращаем внимание ребенка на внешний вид и цвет, рассказываем об овощах, исследуем. «К нам сегодня в гости пришли зайчата (Вместо игрушек можно использовать картинки.). Давай угостим их. Они очень любят эти овощи: капусту и морковь». Кормим зайчат. Для закрепления материала через какое-то время можно поиграть с ребенком в игру. Разложите перед ним карточки с различными овощами и фруктами, пусть он найдет среди них нужные изображения.
Спасибо Вам за то, что прочли данную статью! А если Вам понравилось — ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить обновления! До встречи!
Источник
Мария Пронина (Береда)
Развитие внимания, мышления, речи, памяти у детей младшего дошкольного возраста с помощью игр
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ,РЕЧИ, МЫШЛЕНИЯ, ОЩУЩЕНИЙ И ВОСПРИЯТИЙ у детей младшего дошкольного возраста путем реализации игры.
Игра — это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский
В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности ребенка.
Психическое развитие дошкольника происходит в игре и в продуктивных видах деятельности, в которых формируются элементы учебной и трудовой деятельности. Как верно заметил Рубинштейн: «Игра – практика развития». Так, ей (игре) принадлежит существенная роль в умственном воспитании детей. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности. Познавательные процессы — это психические процессы, в ходе которых с помощью обработки информации создается представление о действительности.
1. ВОСПРИЯТИЕ — ведущий познавательный процесс дошкольного возраста. Восприятие ребенка тесно связано с игрой. В игре он моделирует все фрагменты окружающей жизни и новой информации, вызвавшей у него интерес, активно познает воспринятую информацию. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Учить детей различать предметы на ощупь.
Формировать умение выделять признаки в предмете: форму, цвет, вкус.
Учить соотносить предметы по величине.
Развивать наблюдательность; учить внимательно и последовательно рассматривать предмет или явление.
Формировать умение составлять из частей целое.
Различать основные признаки разных времен года.
Закреплять пространственные представления по картине: слева, справа, сверху, внизу, перед, за, между, рядом.
Формирование сенсорных эталонов формы.
Способствовать развитию умения анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали.
Игры для развития восприятия :
«Чей контур?»
Развивающая игра «Кто или что, где находится?» (в разных частях картинки находятся предметы окружающего мира или животные. Ребенку дается вопрос : «Кто,что находится по середине, в правом углу картинки»)
2. ВНИМАНИЕ – избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.
Рекомендации по развитию внимания у детей дошкольников:
Часто менять формы деятельности.
Почаще наблюдать с детьми и обсуждать услышанное и увиденное.
Учить ребенка сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления.
Учить детей управлять вниманием в соответствии с целью.
Создавать средства — стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка.
Для развития внимания использовать игры с правилами и игры-драматизации.
Игры и упражнения способствующие развитию внимания:
1. «Да и нет не говорите. Белого и черного не носите».
2. Игры – головоломки, загадки
3. «Найди отличия».
4. «Найди два одинаковых предмета».
5. «Будь внимателен» (выполнение гимнастических упражнений по словесной команде).
6. «Волшебное слово» (взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!»).
7. «Угадай,что пропало», (ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; ребенок отворачивается, взрослый передвигает предметы; ребенок указывает, что изменилось).
8. «Назови, что ты видишь» (ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате).
3. ПАМЯТЬ. Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок 3-4 лет легче запоминает то,что ярко, необычно, что производит эмоциональное впечатление. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик.
Рекомендации по развитию памяти (данные методы не требуют специальной подготовки.):
Развивать у ребенка умения произвольно вызывать необходимые воспоминания.
Обучение культуре запоминания.
Учить ребенка вспоминать последовательность событий.
Учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы.
Учить детей использовать образ как средство развития произвольной памяти.
Учить детей повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.
Способствовать овладению умением для запоминания использовать вспомогательные средства.
Игры и упражнения способствующие развитию внимания:
«Игра в слова». Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.
Задание 1. Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить:
слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь.
ПОВТОРИ!
Задание 2. Как ты думаешь, можно ли разделить эти слова на группы, части. На какие группы или части ты бы разбил эти слова? (Ребенок может назвать много вариантов. Это хорошо. Пусть мыслит. Но нужно подвести его к наиболее правильному ответу. Например: «Вспомни сначала животных, а потом перечисли предметы мебели…»).
Задание 3. Перечисли, пожалуйста, все слова еще раз.
«Я положил в мешок». Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.
Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет что-нибудь свое: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту: «В саду у бабушки растут…» (порядок тот же).
4. Речь. Ранний возраст — наиболее важный в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. Именно в этом возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Для ребенка в этом возрасте – родители, это самые главные, родные и близкие люди и задачи родителей в этот период: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов и научить произносить звуки.
Рекомендации по развитию речи дошкольника.
Проводить с детьми артикуляционную гимнастику, включая такие упражнения как: «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Надуй шарик», «Кошечка лакает молоко», «Вкусное варенье», «Лошадка».
Использовать игры для развития воздушной струи: поддувание предметов, сдувание предметов с поверхности и т. д.
Развивать слуховое внимание и речевой слух. («Узнай по звуку», «Воспроизведение ритма», «Где позвонили?», «Громко или тихо», «Кто внимательный?» и т. д.)
Обогащать пассивный и активный словарный запас: учить называть предметы ближайшего окружения;
Знакомить со значением слов, обозначающих: основные цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный); форму предметов (круглый, квадратный, овальный); параметры величины (большой, маленький; широкий, узкий; длинный, короткий; высокий, низкий); различные качества (горячий, холодный; мокрый, сухой; чистый, грязный);
Обозначать словами свои и чужие действия.
Игры и упражнения, способствующие развитию речи:
«Скажи какой» (учить выделять и называть признаки предмета);
«Чей голос?» (учить различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша);
“Один — много” (один кот,много- котов и т. д)
“Какой суп, если он из гороха?- Ответ: гороховый и т. д.
“Кто больше увидит и назовет”(выделять и обозначать словом внешние признаки предмета);
“Что напутал Буратино?” (учить находить ошибки в описании и исправлять их);
“Исправь ошибку” (учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их).
Пальчиковые игры («Это пальчик дедушка.», «Мы делили апельсин.», «1,2,3,4, мы с тобой снежок слепили.» и т. д.)
5. Мышление. МЫШЛЕНИЕ высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. Мышление является самым важным процессом познания.
Рекомендации для работы с детьми по развитию мышления:
Развитие умственной способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельностью.
Составлять группу из отдельных предметов.
Учить выделять предметы по назначению, по характерным признакам.
Учить классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению.
Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.
Учить сравнивать предметы.
Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.
Развивать быстроту мышления через дидактические игры.
Игры и упражнения, способствующие развитию мышления:
«Разложи картинки» (учить учитывать последовательность событий).
«Доскажи словечко» (учить заканчивать слово по начальному слогу).
«Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру» (учить классифицировать предметы по признакам и назначению).
«Творческий подход» (ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет).
«Антонимы» (ребенку называется слово, а он должен назвать противоположное по смыслу слово, например: «тяжелый — легкий», «сильный -слабый», «легкий — тяжелый и др.).
«Уникуб», «Лото». «Домино», пазлы, конструкторы.
Загадки.
Источник