Развитие мужества у ребенка

Смелость напрямую зависит от способности адекватно оценивать свои силы, то есть от здоровой самооценки. Бессмысленная храбрость – это не качество, а недостаток, поэтому будущего мужчину следует учить преодолевать трудности, которые он может преодолеть, но не все трудности без разбора. Не думайте, что полное отсутствие страха – это Божий дар. Страх выполняет важную функцию сдерживания в потенциально опасных ситуациях. Человек, лишенный страха, будет вредить сам себе. Поэтому важно воспитать смелость у мальчика, а не лишить его малейшего чувства страха.
Самооценка определяет, насколько правильно человек оценивает риски. Если самооценка занижена, средние риски кажутся высокими, страх берет свое. Если завышена, высокие риски кажутся средними, человек подвергает себя опасности. Если адекватна, человек берет на себя столько, сколько может унести, не поддаваясь необоснованному страху.
Детство играет ключевую роль в формировании самооценки. Это время нельзя упустить, иначе ребенку всю жизнь придется расплачиваться за упущение.
К сожалению, родители часто не думают, как сказываются на ребенке их слова и поступки, такие как чрезмерная похвала или излишняя опека. Многие мамы и папы привыкли ставить свое удобство во главу угла, например, поощрять пристрастие ребенка к компьютеру и гаджетам. Это удобно, мальчик всегда под надзором, не мешает заниматься делами и точно не свяжется с плохой компанией. Проходят годы, привычка отделываться от ребенка гаджетом превращается в норму, а ребенок все больше и больше теряет связь с реальностью.
Или другой случай: заботливая мама не отходит от мальчика ни на шаг, опекает каждое его движение, вмешивается в каждый его конфликт и решает все его смешные детские проблемы, тем самым подавляя природную мужественность сына. Проходят годы, и ребенок с ужасом узнает, что маму нельзя взять в школу, что она не поможет ему найти девушку, окончить вуз и устроиться на работу. Без привычной опоры жизнь кажется ребенку слишком тяжелой, и он пасует перед первыми же трудностями.
Поощряйте активные игры и общество сверстников
Для дошкольников и младших школьников игры – ведущий вид деятельности. Это значит, что через игру происходит обучение и развитие ребенка. Вглядитесь в игры (домики, дочки-матери и т. д.): многие из них моделируют простейшие бытовые ситуации из мира взрослых. Ребенок воспроизводит то, что видит вокруг себя, и таким образом учится ориентироваться в социуме.
Отобрать у ребенка игры – все равно, что запретить ходить в школу, а потом удивляться, почему он не умеет читать.
Кроме того, совместная игровая деятельность позволяет детям обмениваться опытом. Это важный информационный канал, компенсировать его другими средствами невозможно. Отпускайте ребенка в общество других детей, не опекайте его сверх меры, не мешайте ему самому находить решения конфликтов, если они возникнут. Поощряйте самостоятельность и вам без труда удастся воспитать смелость у ребенка.
Подавайте пример
Ребенок смотрит на вас все время. Через вас он узнает, что хорошо, а что плохо, как следует поступать, а как не следует и т. д. В раннем детстве ребенок – ваше зеркало, и вы несете прямую ответственность за все, что в нем отразится. Чтобы сделать ребенка смелым, он должен видеть смелость своих родителей. Или хотя бы не видеть их слабость, неуверенность в себе и закомплексованность, иначе мальчик моментально скопирует эти качества. Отсюда следует первое родительское правило, которое подтвердит любой детский психолог: не проявлять страх и неуверенность при ребенке!
- Выпишите на листе бумаги все качества, которые вы хотите воспитать в мальчике. Повесьте лист на видное место и чаще на него смотрите. Он должен стать вашей краткой характеристикой во время взросления сына.
- Объясняйте ребенку свои поступки. Иногда мало совершить смелый и решительный поступок, нужно чтобы ребенок понял, почему папа или мама так поступили. Не бойтесь объяснять свои действия, совершенные у него на глазах, даже если он не спрашивает о них.
- Интересуйтесь его мнением. Примеры правильных и неправильных поступков можно найти в быту, в детских играх или даже в телевизоре. Предлагайте сыну комментировать ваши и его поступки, действия сверстников и просто увиденное со стороны, так вы сможете научить ребенка быть храбрым. Не навязывайте мальчику свое мнение, но помогайте самостоятельно разобраться в том, что правильно, а что нет.
Стимулируйте ребенка к проявлению инициативы
Инициативность – это синоним смелости, хоть и не столь громкий. Если ребенок с детства привыкнет проявлять инициативу, а не ждать, пока это сделает кто-то другой, ему будет легче добиваться своего в любом возрасте. Что в этом направлении могут сделать родители?
- Не мешайте проявлять инициативу. Если ребенок что-то делает, лучше вообще не вмешиваться (кроме случаев, когда он подвергает себя опасности). Позвольте довести дело до конца. Если получится – похвалите, если не получится – помогите самостоятельно найти ошибки и решить, как их лучше исправить. Если ребенок просит помощи, не берите все под контроль, наоборот, позвольте ребенку побыть в роли руководителя.
- Предлагайте проявить инициативу, объясняйте, почему это важно, и поощряйте за это. Дети очень любят помогать родителям, это пример желательной инициативы.
- Никогда не критикуйте ребенка за инициативу, даже если ничего не получилось. Фразы вроде «ты даже этого сделать не можешь», хоть и выглядят, как невинное ворчание, могут нанести огромный вред детской самооценке. Критикуйте конструктивно, помогайте находить ошибки и учите их исправлять.
Отдайте ребенка в драмкружок
Почему именно драмкружок? Почему не спортивная секция и не школа восточных единоборств? Все очень просто. В школах единоборств детей не учат преодолевать психологические проблемы, одной из которых является недостаток смелости. Там развивают физические навыки, делают мальчика сильным, выносливым и способным за себя постоять. Это очень хорошо и, безусловно, помогает делу, но не имеет отношения к причинам возможных трудностей. Нередки случаи, когда человек находится в отличной физической форме, умеет драться и не боится себя защитить, но легко внушаем и зависим от мнения окружающих.
Занятия актерским мастерством не научат ребенка отбиваться от хулиганов, но создадут благоприятные условия для личностного развития.
Чем же так хорош драмкружок? В этой статье мы дали 4 совета о том, как научить ребенка быть смелым. Большую их часть можно реализовать в актерском кружке. Давайте посмотрим:
- Игры. 90% обучения актера проходит в игровой форме. Актерские игры бывают с элементами перевоплощения или по ролям, также сюда относятся игры на внимательность, координацию, память, взаимодействие и многое другое.
- Общение со сверстниками. Обучение происходят в группах, но не потому, что так дешевле по стоимости и экономнее по человеческим ресурсам, а потому, что для обучения необходим творческий коллектив.
- Инициатива. Главная цель театрального кружка – не столько сделать ребенка храбрым, сколько научить маленького актера мыслить творчески. Там детям не ставят рамки, но мотивируют искать и предлагать интересные формы и интерпретации ролей, сцен и даже небольших полноценных постановок.
Входя в лучшие детские театральные студии, мы понимаем ту ответственность, которую несем за своих маленьких учеников. Мы дорожим своей репутацией и о качестве нашей работы говорят положительные отзывы и почти 10 лет успешной практики в области актерского мастерства.
Источник
Что такое «сильный мужчина»? Матери обычно говорят сыновьям: «Не дерись! Любую проблему можно решить словами». А отцов эти поучения раздражают. И те, и другие хотят видеть сыновей сильными. Но если для пап «сильный» – это способный к силовому решению, то для мам – способный управлять ситуацией.
Вы, наверное, замечали, что в русской речи вопросительные интонации утвердились на месте повелительных. Это особенно хорошо слышно в брутальных милицейских телесериалах: «Сюда иди?», «Рот закрой?».
Речь меняется сообразно тому, как меняется сознание носителей языка.
Помните замечательных «крапивинских мальчиков» – главных героев мальчишечьей литературы 60–80-х? Их готовность к подвигу и самопожертвованию была готовностью к адреналиновому выплеску. При этом известно, что у многих воспитанников крапивинского клуба «Каравелла» возникали проблемы с вхождением во взрослую жизнь. Она казалась им слишком несправедливой, «низкой», и они ломались. А с мужчинами так быть не должно.
Рассказывают, что секрет «терции» – знаменитого боевого построения испанской пехоты, подвигами которой мальчики и их папы наслаждаются в финале фильма «Капитан Алатристе», заключался, среди прочего, в следующем: это был монотонный изнурительный труд, требовавший от пехотинца всех его сил и всего внимания, так что на «переживания» (страх, смертную тоску, боязнь готового вонзиться в тебя железа) сил просто не оставалось. Так это или не так, но некоторым образом соотносится с рассказами ветеранов нашей войны: мол, боевые столкновения – это десять процентов, а на девяносто процентов война – изнурительная работа: пушку окопай, раскопай да толкай по грязи, лошадь может встать или пасть, а человек нет.
Между тем, официальное советское патриотическое воспитание было почти целиком построено на культе подвига. Подвиги пионеров-героев, подвиги героев Гражданской и Великой Отечественной войн, сочинения на тему «В жизни всегда есть место подвигу» и так далее. Представление о войне как изнурительной работе мальчикам и подросткам не прививалось.
А парадокс в том, что на подвиг – выплеск, импульс – может оказаться способен и слабый человек. Терпеть, стиснув зубы, труднее. Но нам об этом не рассказывали.
Было как-то не очень понятно поэтому, почему победу в войне «одержал народ». Это казалось пустой риторикой. Ведь «народ» – это что-то безличное, несубъектное. Победу одержали те, кто колол штыком, бросал горящий самолёт на вражескую колонну и закрывал грудью амбразуру. Это было понятно. А про народ – нет.
Ещё нам говорили, что народ «много вытерпел», но и это мы понимали по-своему. Вытерпел – значит, снёс много притеснений, унижений, жестокостей. «Терпеть» означало «сносить». Понятие спортивного и боевого победного терпения нам было плохо знакомо. А уж о трудовом терпении мы и слушать не захотели бы. Скучно. Душа просила романтизма, подвига.
Между тем, мужской характер поверяется не подвигом. Подвиг – это то, что «сверх», за рамками человеческого. А мужским характером называется способность к терпению, преодолению и пониманию того, «как всё устроено». Мужская твёрдость, уверенность (в том числе речевая, интонационная) происходит от знания – «что будет, если я поступлю так», а это знание, в свою очередь, происходит от знания «как всё устроено». Не как должно быть устроено по нашим представлениям о справедливости, а как есть.
Давайте теперь вспомним другого нашего детского классика – Николая Носова. И прежде всего вспомним о таком его качестве, как… занудство. Все эти бесконечные описания труболётов и винтоходов в «Солнечном городе»…
Носов, правда, очень любил технику. Увлекался радиолюбительством, химией, фотографией. Последнее увлечение привело его в Институт кинематографии. В годы войны он занимался режиссурой учебных военно-технических фильмов. Однажды надо было снять фильм об английском танке «Черчилль». Английский инструктор показал механику-водителю, как управлять танком, и уехал, а дело вдруг не заладилось. Танк выписывал по съёмочному полигону круги и никак не хотел слушаться. Тогда Носов залез в кабину, разобрался и объяснил танкисту его ошибку. До войны он снимал учебные фильмы о тракторах – опыт был.
Для повести «Дневник Коли Синицына» Носов кропотливо изучал литературу по пчеловодству и посещал пасеку. Процесс выращивания цыплят в «Весёлой семейке» расписал досконально, включая возможные ошибки. Приступая к «Незнайке на Луне», на всякий случай изучил работы Циолковского – зачем? Зануда…
Сегодня мы удивляемся: ишь, как он в «Незнайке на Луне» капитализм верно изобразил! А ведь знал о нём в основном по книжкам, да и полвека уже прошло….
У классики вообще есть такая особенность – она в любое время воспринимается современно. Потому что затрагивает основы человечьего бытия, которые неизменны. Когда, например, происходит действие рассказа «Мишкина каша»? Вроде бы неважно, когда. В детстве!
А между тем, важно.
Чем заняты в рассказе «Мишкина каша» Коля и Мишка? Тем же, чем и все остальные дети в то время: хотят есть. Ведь рассказ-то был написан в 1945 году…
Правда, у Коли с Мишкой в отличие от большинства тогдашних детей всё-таки есть продукты.
«Сыпь крупы побольше!..»
«Нарезали мы хлеба, намазали его вареньем…»
«Масло попробовали без хлеба есть – тошно…»
Этакая «лакировка действительности». На самом деле – попросту обобщение. Оно позволяет читать рассказ о том, как варить кашу и выпутываться своими силами из затруднительных ситуаций, и через пятьдесят лет.
Пап у Мишки и Коли покамест нет. Есть мамы и тётя Даша. Их папы появятся в «Весёлой семейке»: мелькнут пару раз, скажут пару фраз косвенно прямой речью, и всё. У носовских детей проблема с папами. Воспитывают их матери. Могут, например, запретить брать керосиновую лампу для инкубатора. Могут сказать страшные слова: «Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор» (рассказ «Огурцы»). А вместо пап – всё больше какие-то «дяденьки»: милиционеры, управдомы, стекольщики…
Дело в том, что, когда эти рассказы писались, отцов у большинства детей действительно не было. Они на войне погибли. Вот и не хотел Носов растравлять своим читателям душу.
Но есть в носовской литературной безотцовщине ещё одна закавыка, связанная и с личной судьбой писателя, и с тем, что называется «творческим методом». Считается, что в первом произведении писателя, как в эпиграфе, зашифровано содержание всего последующего творчества. Как в яблочном зёрнышке уже таится целое дерево. Первый рассказ Носова «Затейники» увидел свет до войны, в 1938 году, а никакого отца в нём нет. «Мама ушла в магазин», – а про отца ничего.
У самого Носова, судя по автобиографической повести «Тайна на дне колодца», отношения с отцом складывались непросто. Коля очень любил отца и очень остро переживал его, скажем так, неидеальность. Тот был человеком «лёгким» и легкомысленным – полной противоположностью серьёзному, трудолюбивому Коле.
Думается, что «заретушированность» отцов в носовских рассказах – это такой невольный педагогический приём, отчасти порождённый личным опытом (нельзя было писать папу «с натуры», хотелось быть не таким, как родной отец, не таким, какими часто бывают отцы – со слабостями и недостатками), отчасти – временем, в которое рассказы писались. В эпоху, когда отцов действительно не хватало (мужские утвердительные интонации начали уходить из речи именно воспитываемых матерями послевоенных мальчишек: мужчины стали говорить с женским интонационным повышением в конце фразы – так, как говорили у них в семье), – в эти годы Носов для своих читателей сам был отцом.
И каким!.. Обратим внимание: Носов никогда не обращается к читателям с нотацией или призывом: «Делайте так-то и так-то». Просто его герои сами поступают как нужно. А ведь по натуре, повторимся, он был занудой! Почитайте его адресованные взрослым «Иронические юморески», это же кошмар, уши в трубочку! Учит, наставляет, нудит, нудит… А в детских рассказах этого нет.
Возьмём психологический триллер «Бенгальские огни». Мишка испортил мамину кастрюлю – так сточил напильником, что она в сковородку превратилась. Вроде бы «вставной аттракцион» такой, шутка. А где же мораль? А вот она:
«– Что же тебе мама сказала?
– Ничего не сказала. Она ещё не видела.
– А когда увидит?
– Ну что ж… Увидит так увидит. Я, когда вырасту, новую кастрюлю ей куплю.
– Это долго ждать, пока ты вырастешь!
– Ничего».
Пауза, конец диалога. Нечего сказать Мишке.
Разве дети не поняли, что Мишка поступил (не с кастрюлей, а с мамой) нехорошо? Поняли прекрасно, почувствовали. Но если бы их стали тыкать в это носом, возникло бы противодействие давлению и отторжение педагогической морали: «Да ладно… Подумаешь… Ещё чего!»
Посмотрим, кстати, как дальше развивается в рассказе конфликт между рассудительным Колей и авантюристом Мишкой.
Они отправляются в лес за ёлками. Коля свою выбрал быстро, а Мишка долго капризничал. В лесу стемнело, и мальчики заблудились. Мишка недоумевает: «Я ведь не виноват, что так рано наступил вечер». – «А сколько ты ёлку выбирал? А сколько дома возился?» – как бы ворчит Коля (а на самом деле объясняет читателю, что да, Мишка виноват).
По колено в снегу мальчики блуждают по лесу. Мишке чудятся опасности, и он выдумывает разные по-детски несерьёзные пути их преодоления, Коля по-взрослому реалистично критикует его проекты с позиций их практической осуществимости.
В конце концов, Мишка падает с обрыва и ушибает ногу. Не может идти. Коля вскипает: «Горе мне с тобой! То ты с бенгальскими огнями возился, то ёлку до самой темноты выбирал, а теперь вот зашибся… Пропадёшь тут с тобой!»
Мишка отвечает как бы по инерции скандала: «Можешь не пропадать!»
Кажется, вот сейчас конфликт достигнет кульминации, станет непримиримым… Но нет. Неожиданно Мишка предлагает: «Иди один. Это всё я виноват. Я уговорил тебя за ёлками ехать».
Пылким натурам свойственно благородство.
Но Коля и к этому порыву относится критично: «Вместе приехали, вместе и вернуться должны». В этой чеканной формуле звучит взрослая непререкаемость, чувствуется несколько даже унылая детерминированность взрослого мира, взрослая обречённость на правоту.
И вооружившись верным учением, Коля находит техническое решение проблемы (хотя обычно в их паре фонтанирует идея-ми Мишка) – сажает Мишку на ёлку и тащит, как на санях.
Вторую ёлку пришлось оставить. И это становится причиной продолжения конфликта потом, после спасения.
«– Отдай её на сегодня мне, – говорит Мишка, – и дело с концом».
Ах, как это мило и узнаваемо. «Посади свинью за стол…» Пока Коля приходит в себя от такой наглости, Мишка предлагает торг на грани отчаяния: «Возьми мои лыжи, коньки, волшебный фонарь, альбом с марками. Ты ведь сам знаешь, что у меня есть. Выбирай что угодно». (У него действительно сложное положение, ведь он пригласил ребят на бенгальские огни, а ёлки теперь не будет.)
И Коля неожиданно соглашается. Но требует взамен не лыжи, не коньки (хотя это цена очень высокая), а живое существо – собаку Дружка. Всерьёз ли? Прямо дьявол-искуситель какой-то!..
«Мишка задумался. Он отвернулся и долго молчал. Потом посмотрел на меня – глаза у него были печальные – и сказал:
– Нет, Дружка я не могу отдать».
Мишка выдерживает нравственное испытание, и Коля вознаграждает его за это: «Ну ладно, тогда бери ёлку даром». То есть сперва задаёт задачку, а затем поощряет ученика за правильное решение.
Заметим, что при всей своей правильности и незаменимости Коля во всех рассказах цикла персонаж как будто фоновый, служебный. Будь он единственным героем, про него и рассказать было бы нечего, никаких интересностей. Это же Мишка превращает готовку каши в трудное приключение, Мишка придумывает делать инкубатор и кататься на автомобильном бампере, Мишка своим несносным поведением драматизирует строительство катка и так далее. (Даже в рассказе «Тук-тук-тук» ночные страхи Коли и Кости провоцирует Мишка – тем, что кладёт под подушку топор, перед тем как крепко и спокойно заснуть.) А чем интересен Коля?
Тем, что он вообще не ребёнок. Он замаскированный взрослый. Авторская функция. Удивительно ли, что Носов назвал его своим именем? Ведь когда отцов не хватает, кто-то должен их заменять. Ну, хотя бы показывать, какие они бывают. Что делают. Что должны уметь. Для чего нужны.
Источник