Развитие мозжечка процессе роста ребенка

Развитие мозжечка процессе роста ребенка thumbnail

Мозжечок или «малый мозг» расположен под затылочными долями большого мозга. Мозжечок отвечает за координацию сложных движений, а также играет важную роль в реализации интеллекта человека.

Мозжечок надо тренировать и развивать, чтобы учёба в школе шла более успешно.

Письмо ребёнка с дислексией развития. Дислексия развития подтверждена БиоТестом на дислексию. Почерк дислексика выдаёт нестабильность наклона букв, но благодаря постоянной тренировке мозжечка почерк разборчивый, читабельный. Особое достижение — достаточно высокий уровень грамотности на письме для дислексика.

Меня часто спрашивают: «Можно полный перечень упражнений для развития мозжечка?»

Никаких упражнений!
ТОЛЬКО его величество КРЕСЛО-КАЧАЛКА!

Я нашла этот уникальный способ стимуляции мозжечка ещё в 2015 году. Сидишь качаешься, а мозжечок развивается.

ДЕТИ КАЧАЮТСЯ НА СТУЛЬЯХ и сегодня это остаётся проблемой для школы и родителей. ПОЧЕМУ они качаются на стульях? Потому что слишком много информации и мозгу требуется дополнительная стимуляция мозжечка, чтобы ускорить процесс обработки информации. Так что на стульях качаются не дети, а их мозжечок качается и развивается, стараясь справиться с потоком информации.

В 2015 году в авторской школе для дислексиков всех возрастов учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе впервые был открыт класс мозжечковой стимуляции.

Да, я уже давно в своей работе с детьми с трудностями в чтении и слабой памятью активно использую чтение в кресле-качалке. В восторге дети и их родители.

Достаточно одного кресла, чтобы изменить ситуацию с чтением. Реально в кресле-качалке дети лучше читают — проверено практикой ещё в 2015 году! Механизм очень простой — даже чуть покачиваясь в кресле, мозжечок получает стимуляцию и начинает активнее работать, что самым благотворным образом сказывается на улучшении зрительно-моторной координации в чтении, легче усваивается информация прочитанного текста.

ЭТО не ФАНТАСТИКА — это базовые знания о мозге для школьников, которые я даю своим ученикам с дислексией развития.

Покачиваясь в кресле-качалке ребёнок лучше запоминает то, что сам читает и то, о чём ему читают или рассказывают. Таким способом намного эффективнее учить стихи, правила, таблицу умножения.

Представляю класс мозжечковой стимуляции — это моя авторская находка учителя-дефектолога в работе с дислексиками.

В классе мозжечковой стимуляции основной предмет — это кресло-качалка. Под ноги рекомендую ставить массажеры для ног, для фиксации ног. Сегодня дети имеют дурную привычку задирать ноги на сиденье, а массажер для ног позволяет бороться с этой привычкой и формировать у ребёнка моторную дисциплину (ноги должны касаться пола).

ДИЗАЙН класса мозжечковой стимуляции. Автор Татьяна Гогуадзе

ДИЗАЙН класса мозжечковой стимуляции. Автор Татьяна Гогуадзе

ДИЗАЙН класса мозжечковой стимуляции. Автор Татьяна Гогуадзе

Сегодня интерьер класса мозжечковой стимуляции дополняют аппараты Меллон.

Подробнее об аппарате Меллон можно прочитать в этой статье : https://zen.yandex.ru/media/tatyanagoguadze/do-chego-doshel-progress-raduiutsia-deti-5c87f6c9d2fa8100b4ef2393

ДИЗАЙН класса мозжечковой стимуляции. Автор Татьяна Гогуадзе

Я рассматриваю и изучаю дислексию как особый интеллектуальный ресурс ребёнка, его потенциал, который раскрывается сегодня только в особо организованных условиях.

Для правильной и эффективной стимуляции и развития мозжечка достаточно иметь кресло-качалку. Всё остальное — бизнес на вашей неосведомлённости и проблемах, которые можно решать самостоятельно прямо дома!

Подписывайтесь на мой канал на Яндекс.Дзен. И следите за последними новостями из мира дислексии и психологии детей с трудностями в обучении, чтобы помощь детям была эффективна!

Источник

Программа мозжечковой стимуляции, заключается в выполнении упражнений на балансировочной доске Ф. Бильгоу под руководством специалиста или в домашних условиях.

Она позволяет значительно улучшить умственные и коммуникационные способности ребенка, укрепить здоровье, развить память и логическое мышление. Данный метод получил распространение при работе с детьми, страдающими синдромом гиперактивности, аутизмом, нарушениями моторики и координации движений, а также имеющими проблемы с обучением, коммуникацией и выражениями эмоции.

Что такое мозжечок?

Мозжечок представляет собой задний отдел головного мозга, располагающийся сзади и снизу варолиева моста и продолговатого мозга. Его условно делят на 3 части, включающие среднюю долю (червячок) и 2 полушария. Кору мозжечка формирует серое вещество, которое формирует множественные изгибы и складки. Внутреннее белое вещество образовано отростками нейронов.

Читайте также:  Упражнения на развитие мышления с одним ребенком

Связь мозжечка с другими отделами мозга осуществляется за счет парных ножек:

  • нижние ножки служат для связи со спинным и продолговатым мозгом;
  • средние ножки соединяют мозжечок с варолиевым мостом;
  • верхние ножки связывают мозжечок со средним мозгом и таламусом.Мозжечковая стимуляция. Упражнения, где купить оборудование для детей, результаты

Свои основные функции мозжечок осуществляет, передавая импульсы через двигательные нейроны спинного мозга, а также через красное ядро среднего мозга и нервные ядра продолговатого мозга.

Функции мозжечкового отдела головного мозга

Долгое время считалось, что функцией мозжечка является участие в следующих процессах:

  • координация движений;
  • сохранение равновесия тела;
  • удерживание тела в статическом положении;
  • упорядочение мышечного тонуса;
  • движения глаз;
  • управление вегетативными функциями;
  • изучение действий, требующих многократных повторений и мелкой моторики.Мозжечковая стимуляция. Упражнения, где купить оборудование для детей, результаты

Но исследования ученых, проведенные в последнее десятилетие, подтвердили гипотезу о том, что мозжечок принимает активное участие в творческих процессах, развитии речевого аппарата и формировании сложных поведенческих навыков.

Ученые также находят подтверждения, что его функция связана с развитием интеллекта и формирования новых нейронных связей. Это доказывается влиянием мозжечка на мозговые структуры, участвующие в выработке дофамина.

При нарушениях в работе мозжечка наблюдаются следующие патологические изменения:

  • атония, выраженная в чрезмерном ослаблении тонуса мышц;
  • астения, проявляющаяся быстрой утомляемостью и психическими расстройствами;
  • астазия, при которой утрачивается способность к длительному и сильному сокращению скелетной мускулатуры;
  • трудности с произношением слов;
  • нарушение координации движений.

По мере формирования в коре мозга новых нейронных связей под влиянием условных рефлексов, данные симптомы ослабевают. Однако полного восстановления нарушенных функций не происходит. При травмах или стимуляции мозжечка физическими и химическими раздражителями происходят изменения в работе висцеральных органов.Мозжечковая стимуляция. Упражнения, где купить оборудование для детей, результаты

Они выражаются в следующих рефлексах:

  • расширение зрачков;
  • нарушение работы сердечно-сосудистой, пищеварительной и других систем;
  • увеличение артериального давления.

Так как в мозжечке находится слуховая зона, то у многих пациентов происходило резкое снижение слуха или возникали проблемы с идентификацией звуков.

Зачем детям мозжечковая стимуляция?

Мозжечковая стимуляция (упражнения в домашних условиях для детей позволяют повысить уровень пластичности мозга) учит орган обработке информации, которая поступает от всех систем чувств.

Данный метод улучшает:

  • развитие устной речи;
  • овладение техникой чтения и письма рукой;
  • способность к концентрации внимания;
  • память;
  • способность к обработке информации;
  • математические способности;
  • логическое мышление;
  • навыки планирования;
  • умение адекватно выражать свои эмоции.

Мозжечковая стимуляция способствует повышению успеваемости в школе и дошкольных учреждениях. Благодаря данному методу усиливается эффективность занятий у детей, проходящих курсы терапии у логопедов, психотерапевтов, дефектологов и других специалистов, занимающихся коррекцией поведенческих, коммуникационных и эмоционально-волевых навыков.

Упражнения, выполняемые в домашних условиях для мозжечковой стимуляции у детей, положительно влияют на:

  • взаимоотношения в семье;
  • общее состояние здоровья ребенка и его физическую форму;
  • осанку;
  • психоэмоциональное состояние;
  • социальную адаптацию ребенка в коллективе.

Данные упражнения показаны, как для здоровых детей, так и для тех, кто имеет функциональные нарушения деятельности головного мозга.

Принципы программы Ф. Бильгоу

Программа мозжечковой стимуляции разработана в 60-е годы прошлого столетия американским педагогом Фрэнком Бильгоу. В ее основу заложена система умственных и физических упражнений, выполняемых на балансировочной доске. То есть, ребенок делает задания, которые ему дает инструктор, при этом балансируя и пытаясь сохранять равновесие.Мозжечковая стимуляция. Упражнения, где купить оборудование для детей, результаты

Первые уроки обязательно должны проходить под руководством специалиста, так как он подбирает комплекс упражнений и определяет интенсивность нагрузки, учитывая уровень развития, возраст и состояние здоровья пациента.

Мозжечковая стимуляция (упражнения в домашних условиях без соответствующей подготовки детей и наличия знаний у родителей могут привести к обратному результату или снизить эффективность занятий) в программу дополнительно включает упражнения на фитболе, батуте и некоторых других гимнастических снарядах.

Хорошие результаты дают занятия в специальных очках, через которые ребенок видит все предметы в перевернутом виде.

Курс Бильгоу рассчитан таким образом, чтобы дети постепенно переходили от простых занятий к сложным. При этом используется система поощрений, усиливающая мотивацию пациента и делающая занятия увлекательными. Также во время урока ребенок не чувствует эмоционального давления, и у него нет страха ошибки или осуждения.

Читайте также:  Телевизор тормозит развитие ребенка

Показания для занятий

Методика дает положительные результаты при конкретных заболеваниях.

К ним относятся:

  • синдром гиперактивности и недостатка внимания;
  • сколиоз;
  • расстройства устной речи;
  • функциональные нарушения вестибулярного аппарата;
  • дисграфия, проявляющаяся стойким повторением определенных ошибок в процессе письма, вызванных нарушением психических функций;
  • дислексия, характеризующаяся трудностями в чтении при отсутствии проблем с обучением в других сферах;
  • диспраксия, при которой ребенку очень сложно планировать и повторять ежедневные действия;
  • аутизм;Мозжечковая стимуляция. Упражнения, где купить оборудование для детей, результаты
  • задержка психоречевого развития;
  • минимальные мозговые и церебральные дисфункции.

Мозжечковая стимуляция (упражнения в домашних условиях позволяют значительно уменьшить частоту заикания у детей) подходит любому ребенку, имеющему проблемы с обучением и усвоением определенной информации.

Задачи педагога-психолога в организации специальной зарядки

Основными задачами педагога-психолога при использовании метода мозжечковой стимуляции являются:

  • обеспечение безопасности ребенка;
  • правильный подбор упражнений в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка;
  • выбор и поддержание определенного темпа закрепления навыков;
  • выработка у ребенка навыков коммуникации со сверстниками и взрослыми людьми;
  • повышение самооценки ребенка.

Занятия должны проходить в легкой игровой форме, при которой ребенок чувствует себя комфортно и не боится совершить ошибку.

Оборудование для упражнений

Основным оборудованием для мозжечковой стимуляции является балансировочная доска Бильгоу. Она представляет собой деревянную гладкую доску, установленную на 2 полусферические опоры, которые способны менять угол наклона приспособления от 0 до 50°. На доску нанесена определенная разметка, используемая для указания местоположения ребенка.

Мозжечковая стимуляция. Упражнения, где купить оборудование для детей, результатыСредства мозжечковой стимуляции

После того, как дети овладевают навыками удержания равновесия и балансировки на доске, им предлагают выполнить несложные упражнения с помощью дополнительного инвентаря:

  • разновесные мешочки, различающиеся также по цвету, наполнителю и размеру;
  • планка, разделенная на цветные отрезки;
  • мяч, закрепленный на резинке в виде маятника;
  • доска обратной связи, разделенная на 9 секторов с соответствующими цифрами;
  • набор резиновых мячиков.

Производители тренажеров Бильгоу предлагают различную комплектацию дополнительного оборудования. Поэтому перед его приобретением стоит посоветоваться со специалистом.

Если родители не имеют материальной возможности купить балансировочную доску и дополнительные аксессуары, то педагоги советуют начать выполнять упражнения на фитболе. Учась легко балансировать и выполнять определенные задания на большом мяче, ребенок развивает координацию движений и равновесие, что ведет к стимуляции мозжечка.

Продолжительность и регулярность занятий

Специалисты считают, что целесообразно начинать заниматься по системе Бильгоу с ребенком в возрасте 3-4 лет.

Продолжительность 1 курса составляет 10 занятий, проводимых от 2 до 3 раз в неделю. В зависимости от возраста ребенка урок длится 20-30 минут.

В методике нет четких ограничений, в какое время дня следует проводить занятия. Обычно специалист после предварительного осмотра и беседы оценивает биоритмы ребенка и выбирает часы, когда продуктивность малыша достигает максимума.

Рекомендуемые упражнения для детей на стимуляцию мозжечковой деятельности в домашних условиях

Первый курс по системе Бильгоу дети обязательно должны пройти под руководством квалифицированного педагога. На этих уроках ребенок учится самостоятельно вставать и сходить с балансировочной доски без посторонней помощи, выполнять на ней серию простых упражнений с предметами, а также проговаривать свои действия.

Далее родители могут пройти инструктаж и получить разрешение на занятия с ребенком дома. Однако при этом необходим периодический контроль со стороны инструктора, который даст возможность оценить полученные результаты, и выявить ошибки в обучении.Мозжечковая стимуляция. Упражнения, где купить оборудование для детей, результаты

Мозжечковая стимуляция (упражнения в домашних условиях включают в себя серию заданий) выполняется на балансировочной доске от 3 до 10 раз:

  • подбрасывание большого мяча;
  • отбивание большого мяча от пола;
  • подбрасывание маленького резинового мяча;
  • перебрасывание маленького мяча с одной руки в другую;
  • отбивание маленького мяча;
  • перебрасывание маленького мяча между родителем и ребенком;
  • подбрасывание мешочков, наполненных шариками и песком;
  • перебрасывание различных мешочков между взрослым и ребенком;
  • набрасывание колец на специальное устройство (кольцеброс);
  • мини боулинг с использованием мячей и мешочков различных размеров.Мозжечковая стимуляция. Упражнения, где купить оборудование для детей, результаты

Далее можно просить ребенка проговаривать свои действия, называть слова по слогам и буквам.

Не стоит самостоятельно делать с детьми упражнения с использованием целевого стенда. Не осознавая трудность задания для ребенка, и не зная, как адекватно реагировать на ошибки, родители могут неосознанно понизить самооценку ребенка и вызвать у него нежелание заниматься дальше.

Читайте также:  Тенотен и развитие ребенка

Длительность домашнего занятия не должна превышать 20 минут. Если родитель замечает, что ребенку становится скучно или он начинает капризничать, то стоит прервать занятие и попросить малыша рассказать о причине недовольства.

Возможно, ему сложно длительное время удерживать вертикальное положение и балансировать на тренажере. Но иногда отсутствие интереса кроется в ошибках, допускаемых взрослыми. В этом случае необходима консультация специалиста.

Результаты занятий

У детей, занимающихся мозжечковой стимуляцией по системе Ф. Бильгоу, отмечаются следующие положительные результаты:

  • усиление концентрации внимания;
  • улучшение памяти;
  • развитие интеллектуальных способностей;
  • синхронизация двигательных и умственных способностей;
  • улучшение мелкой моторики;
  • повышение уровня социальной адаптации;
  • развитие воображения и пространственного восприятия окружающего мира.

Специалисты, занимающиеся коррекцией речи, поведения, моторно-двигательных и других функций ребенка, отмечают повышение эффективности занятий при включении в процесс обучения методики Ф. Бильгоу.

Советы родителям

Главным условием, которое обеспечит результативность метода Ф. Бильгоу, является желание самого ребенка. То есть, сам процесс обучения должны доставлять ему удовольствие.

Поэтому родители должны придерживаться следующих правил проведения занятий:

  • не придерживаться жесткого графика и времени выполнения упражнений, если ребенок в этот момент не находится в ресурсном состоянии (усталость, нервозность, повышенная раздражимость или апатия);
  • не проводить занятия, когда ребенок голоден, а также в течение 1-1.5 часов после еды;
  • отменить уроки на период болезни;
  • не заниматься с детьми, находясь в состоянии раздражения или усталости.

Родителям следует экспериментальным путем выяснить, в какое время у ребенка происходит наилучшее усвоение информации, и использовать его для последующих занятий.Мозжечковая стимуляция. Упражнения, где купить оборудование для детей, результаты

Важным фактором является согласованность действий обоих родителей. Это означает, что они должны придерживаться единой схемы обучения и системы оценивания действий малыша. Таким образом, у ребенка не будут возникать противоречия, которые могут обнулить результаты занятий. Также стоит обеспечить комфортные условия на прохождения обучения.

Для этого стоит предварительно:

  • убрать в помещении;
  • проветрить комнату;
  • обеспечить оптимальное освещение, отсутствие посторонних отвлекающих звуков и запахов;
  • удалить из комнаты домашних животных и других детей;
  • надеть на ребенка удобную одежду, которая не сковывает движения и позволяет беспрепятственно совершать различные физические действия;
  • выключить все гаджеты, способные отвлечь внимание ребенка во время занятий.

В процессе урока следует хвалить ребенка за каждое выполненное упражнение или за старание его выполнить. Специалисты советуют придумать систему поощрений. В качестве подарков не обязательно должны выступать дорогие предметы или сладости.

Это могут быть:

  • походы в определенные места, которые любит посещать ребенок;
  • совместные подвижные или настольные игры, просмотр мультфильмов;
  • чтение книг или сочинение историй.

Процесс обучения должен быть связан у ребенка с радостью, а не входить в список обязательств.

Где купить оборудование для дома, цены

Некоторые крупные развивающие детские центры используют тренажеры для мозжечковой стимуляции и комплекты дополнительного инвентаря, изготовленные по собственным эскизам и разработкам.

Но родители, которые желают заниматься со своими детьми дома, могут заказать данное оборудование в интернет магазинах, осуществляющих доставку не только в крупные города, но в большинство регионов России и даже бывшие страны СНГ.

Средняя стоимость оборудования для занятий по методике Ф. Бильгоу составляет:

Оборудование для мозжечковой стимуляцииСтоимость
Балансировочная доска Баламетрикс2990-4000 руб.
Комплект Мини9500 руб.
Комплект Макси17500 руб.
Комплект Стандарт15500 руб.
Комплект Оптима12500 руб.
Мишень напольная с цифрами1950 руб.
Кинезилогические мячи 4 шт.1200 руб.
Наборы кинезилогических мешочков с разными наполнителями450-730 руб.
Набор мячей разного диаметра с фиксаторами на одежде 4 шт.750 руб.
Комплект, состоящий из мяча-маятника и планки с цифрами1900 руб.
Стойка с мишенями2200 руб.

К каждому комплекту и тренажеру для упражнений по мозжечковой стимуляции, которые можно делать в домашних условиях, прилагается подробная инструкция с перечнем рекомендуемых заданий. Однако не следует применять данное оборудование, не пройдя консультацию и не получив подробный инструктаж у специалиста.

Видео о мозжечковой стимуляции

Занятия по мозжечковой стимуляции:

Источник