Развитие мозга ребенка в онтогенезе

Развитие мозга ребенка в онтогенезе thumbnail

Назад

2.      Схема онтогенеза головного мозга ребенка

Как известно, биологическое развитие организма на всех его стадиях подчиняется строгой закономерности. У каж­дой психической функции и функционального звена есть своя программа развития, включающая относительную дис­кретность, гетерохронность, фазовые динамические харак­теристики процессов формирования. Знание схемы разви­тия способствует более четкому разграничению случаев органической и функциональной недостаточности мозга, вариантов его несформированности, т.е. дифференциро­ванному подходу к отклоняющемуся развитию (дизонтогенезу).

Созревание мозга — процесс длительный и неравномер­ный в отношении отдельных зон и структур мозга — прохо­дит ряд этапов.

На первом этапе (от внутриутробного периода до 2—3 лет) формируется базис (первый функциональный блок мозга) для межполушарного обеспечения нейрофизиологических, нейрогуморальных, сенсовегетативных и нейрохимических асимметрий, лежащих в основе соматического (телесного), аффективного и когнитивного статуса ребенка.

Первый функциональный блок мозга обеспечивает ре­гуляцию тонуса и бодрствования.

На этом уровне впервые заявляют о себе глубинные нейробиологические предпосылки формирования будущего психофизиологического стиля психической деятельности и обучения ребенка.

Церебральные (мозговые) системы этого уровня органи­зуют сенсомоторные горизонтальные (конвергенция глаз, реципрокные взаимодействия конечностей) и вертикаль­ные (оптооральные, орально-мануальные) взаимосвязи. Еще внутриутробно ребенок во многом сам определяет ход сво­его развития. Если мозг по уровню своего развития не готов к моменту родов, то неизбежна родовая травма. Процесс рождения во многом зависит от деятельности организма ребенка. Он должен преодолеть давление родовых путей матери, совершить определенное количество поворотов и отталкивающих движений, адаптироваться к действию сил гравитации и т.д. Следовательно, не только мама вынаши­вает и рождает ребенка, но и ребенок вынашивается и рож­дается сам. Успешность рождения зависит от достаточнос­ти церебральных систем мозга. По этим причинам велика вероятность дизонтогенетического развития детей, появив­шихся на свет при помощи кесарева сечения, недоношен­ных или переношенных. Кроме того, межполушарные связи субкортикального уровня участвуют в формировании речи.

Второй этап (от 3 до 7—8 лет) характеризуется активиза­цией комиссуральных систем, которые играют важную роль в обеспечении полисенсорной, межмодальной, эмоцио-нально-мотивационной интеграции. Эта зона мозга явля­ется центральной мозговой комиссурой. Она обеспечивает межполушарную организацию мнестических процессов. На этом отрезке онтогенеза закрепляются межполушарные асимметрии операционального уровня второго функцио­нального блока мозга. Формируется доминантность (пре­обладающая функция) полушарий по речи, индивидуаль­ному латеральному профилю, функциональной активнос­ти. Нарушение формирования данного уровня мозга может привести к возникновению псевдолеворукости, которая после нейропсихологической коррекции исчезает.

Основная функция второго функционального блока зак­лючается в приеме, переработке и хранении информации. Этот блок расположен в наружных отделах новой коры мозга и занимает ее задние, постцентральные и афферентные от­делы, включая зрительную (затылочную), слуховую (височ­ную) и общечувствительную (теменную) зоны коры. Эти зоны мозга обладают высокой модальной специфичностью. Они принимают зрительную, слуховую, вестибулярную (общечув­ствительную) и кинестетическую информацию. Сюда же от­носятся и центральные зоны вкусовой и обонятельной ре­цепции. Любое предметное восприятие является результатом полимодальной деятельности, которая первоначально име­ет развернутый характер и лишь затем становится свернутой.

Следовательно, она должна опираться на совместную работу системы зон коры головного мозга.  Для созревания функций левого полушария необходимо нормальное течение онтогенеза правого полушария. Напри­мер, известно, что фонематический слух является функци­ей левого полушария. Но прежде чем стать звеном звукоразличения, он должен сформироваться и автоматизировать­ся как тональное звукоразличение в правом полушарии при помощи всестороннего взаимодействия ребенка с окружа­ющим миром. Дефицит или несформированность данного звена в онтогенезе фонематического слуха могут привести к грубейшим нарушениям речевого развития.

Третьим этапом в становлении межполушарного взаи­модействия является формирование транскаллозальных связей, продолжающихся до 12—15 лет. Происходит формирование когнитивных стилей личности и обучения, закрепление приоритета лоб­ных отделов левого полушария. Третий блок организует активную, сознатель­ную психическую деятельность.

Согласно системному строению сложных психических процессов каждая форма сознательной деятельности всегда вляется сложной функциональной системой и опирается на совместную работу всех трех блоков мозга, каждый из кото­рых вносит свой вклад в осуществление психических процес­сов в целом (Л. С. Цветкова).

Формирование мозговой организации пси­хических процессов в онтогенезе происходит от стволовых и подкорковых образований к коре головного мозга (снизу вверх), от правого полушария мозга к левому, от задних от­делов мозга к передним. Завершением формирования моз­га является созревание лобных отделов левого полушария и нисходящее влияние от них на субкортикальные уровни.

Читайте также:  Темп развития роста у ребенка

«Невостребованные» зоны мозга, т.е. не получающие своевременно сенсорной информации, задерживаются или отстают в развитии.

Развитие ребенка всегда идет вслед за его обучением, а не наоборот. Обучение же начинается с первых дней жизни ребенка и является его естественным состоянием. Развитие мозга способствует все более сложным процессам научения. В свою очередь, перцептивная и моторная деятельность, освоение языка и другие виды научения вносят свой вклад в образование и усиление межнейронных связей. Нейроны начинают формироваться еще в эмбриональный период, и к середине первого года жизни мозг человека состоит из 100— 200 млрд нейронов. Глиальные клетки продолжают расти в течение всего второго года жизни, после чего их рост замед­ляется.

Происходящее в раннем детстве созревание централь­ной нервной системы также включает в себя миелинизацию, которая тесно коррелирует (связана) с ростом ког­нитивных и двигательных способностей в дошкольные годы.

Постнатальный (послеродовой) рост мозга происходит не только за счет увеличения нейронов, но и за счет разви­тия связей между ними. При рождении мозг ребенка весит 350 г, что составляет 25% его веса у взрослого человека. Он растет за счет увел имения сети дендритов и глиальных кле­ток со скоростью 1 млг в минуту, достигая 50% взрослого веса к 6 месяцам, 75% — к 2,5 годам и 90% — к 5 годам.

Срок перехода от одного этапа к следующему строго ог­раничен объективными нейробиологическими законами, что необходимо учитывать, требуя от ребенка выполнения той или иной задачи. Если задача, предлагаемая ребенку со­циумом, входит в противоречие или опережает актуальную для его мозга ситуацию, происходит энергетическое обкра­дывание. Это негативно сказывается на формировании тех процессов, которые в данный момент времени активно развиваются. Например, при раннем обучении ребенка (до 5-летнего возраста) цифрам и буквам может произойти ис­кажение нормального онтогенеза. Реакция на раннее обуче­ние может быть отсроченной и в дальнейшем проявиться в различного рода эмоционально-личностных девиациях, склонности ребенка к частым заболеваниям, аллергических явлениях, логоневрозе (заикание), дизартрии (нарушение речи), тиках и навязчивых движениях. Опережающая нагруз­ка на кортикальные отделы мозга, неизбежная при обуче­нии чтению, письму, счету, в силу своей энергоемкости ис­тощает субкортикальные образования, которые в свою оче­редь, завершили свое развитие и утратили пластичность и ресурсы для реадаптации (восстановление). Такой ребенок на фоне высоких достижений в области литературы и мате­матики продемонстрирует несформированность элементар­ных навыков (неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, резать хлеб и т.д.). Указанные автоматизмы дол­жны быть многократно воспроизведены. При условии опережающего обучения передних

отделов мозга феномен персевераторного поведения зако­номерно не закрепляется. Такой ребенок зачитывает энцик­лопедию «до дыр», оставаясь при этом беспомощным в быту. Недопустимо раннее обучение детей знакам, цифрам, счету и чтению, так как это может спровоцировать дизонтогенетическое развитие!

Итак, до 7-летнего возраста пластичность мозговых сис­тем из-за отсутствия жестких мозговых связей имеет огром­ный аутокоррекционный потенциал. К 9-летнему возрасту по нейробиологическим законам мозг завершает свое ин­тенсивное развитие. Его функциональные связи становятся все более жесткими и малоподвижными. Развитие опе­рационального обеспечения психической деятельности в 9-летнем возрасте становится экстенсивным. В этом воз­расте завершается формирование механизмов произволь­ного внимания. Все ресурсы мозга обращаются к передним отделам левого полушария. Имеет место нарастающее исто­щение внутренних компенсаторных функциональных воз­можностей ребенка.

Современные нейропсихологические исследования по­казывают, что у 70% детей нарушение возникает в подкор­ковых и стволовых отделах головного мозга, которые в боль­шей степени формируются внутриутробно или при рож­дении и закладывают основу для всего последующего он­тогенеза. По результатам исследования Л.С. Цветковой по­давляющее большинство обследованных детей с дизонтогенезом средней степени тяжести составляют мальчики. Вместе с тем аналогичные нарушения у девочек проявля­ются более грубо. Мозг таких детей работает за счет ком­пенсаторных механизмов. Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы коррекции во многих случаях не приносят результатов.

Читайте также:  Первый этап развития счетной деятельности ребенка

Необходимо осознавать, что формирование девиаций в поведении начинается не в школе, а во внутриутробном раз­витии и раннем младенчестве: позднее поднесения к груди, гипертонус мышц и т.д. Например, то, что ребенок не ползал или ползал по измененной схеме (назад, вбок и т.д.), является иллюстрацией нарушения в развитии.

Под воздействием ритма от сердца и дыхания матери у эмбриона к 5 месяцам внутриутробного развития развива­ется вестибулярный аппарат. Патологии (работа матери за компьютером и с электроприборами, неоновое освещение, потребление алкоголя, курение и т.д.) этого периода внут­риутробного развития влияют на формирование ритмичес­кой модели ребенка. Младенцы, родившиеся без чувства внутреннего ритма, не успокаиваются при помощи ритмич­ного покачивания, «воркования» или сосания соски. От этого они еще больше раздражаются. Следует помнить, что чрез­мерное покачивание ребенка тоже может привести к пато­логии вестибулярного аппарата и мозжечка, что в дальней­шем спровоцирует возникновение синдрома дефицита вни­мания и гиперактивности. Употребление матерью алкоголя во время беременности отрицательно влияет на рост нервных сетей в лобной доле мозга плода. После рождения у ребенка это может проявиться в снижении концентрации внимания, нарушениях поведения (например, разрушительное пове­дение, агрессия), раздражительности, патологической любви к сладкому, гиперактивности, депрессии, аутизме.

Источник

Ñîçðåâàíèå ìîçãà â îíòîãåíåçå ðåáåíêà

Ãîëîâíîé ìîçã êàê ìíîãîóðîâíåâàÿ ñòðóêòóðà íåðàâíîìåðíî ñîçðåâàåò â õîäå èíäèâèäóàëüíîãî ðàçâèòèÿ. Âî âíóòðèóòðîáíîì ïåðèîäå îäíîâðåìåííî ñ çàêëàäêîé è ðàçâèòèåì îñíîâíûõ æèçíåííî âàæíûõ îðãàíîâ ïåðâûìè íà÷èíàþò ôîðìèðîâàòüñÿ îòäåëû ìîçãà, ãäå ðàñïîëîæåíû íåðâíûå öåíòðû, îáåñïå÷èâàþùèå èõ ôóíêöèîíèðîâàíèå (ïðîäîëãîâàòûé ìîçã, ÿäðà ñðåäíåãî è ïðîìåæóòî÷íîãî ìîçãà). Ê êîíöó âíóòðèóòðîáíîãî ïåðèîäà ó ÷åëîâåêà îïðåäåëåííîé ñòåïåíè çðåëîñòè äîñòèãàþò ïåðâè÷íûå ïðîåêöèîííûå ïîëÿ. Ê ìîìåíòó ðîæäåíèÿ óðîâåíü çðåëîñòè ñòðóêòóð ìîçãà ïîçâîëÿåò îñóùåñòâëÿòü êàê æèçíåííî âàæíûå ôóíêöèè (äûõàíèå, ñîñàíèå è äð.), òàê è ïðîñòåéøèå ðåàêöèè íà âíåøíèå âîçäåéñòâèÿ, ò. å. îñóùåñòâëÿåòñÿ ïðèíöèï ìèíèìàëüíîãî è äîñòàòî÷íîãî îáåñïå÷åíèÿ ôóíêöèé. Çàêîíîìåðíûé õîä ñîçðåâàíèÿ ñòðóêòóð ìîçãà â ïðåíàòàëüíîì ïåðèîäå îáåñïå÷èâàåò íîðìàëüíîå èíäèâèäóàëüíîå ðàçâèòèå, íàðóøåíèÿ ñîçðåâàíèÿ ïðèâîäÿò ê áëèæàéøèì è îòäàëåííûì íåáëàãîïðèÿòíûì ïîñëåäñòâèÿì, ïðîÿâëÿþùèìñÿ â íåðâíî-ïñèõè÷åñêîì ñòàòóñå è ïîâåäåíèè ðåáåíêà.

 ïîñòíàòàëüíîì ïåðèîäå ïðîäîëæàåòñÿ èíòåíñèâíîå ðàçâèòèå ìîçãà, â îñîáåííîñòè åãî âûñøèõ îòäåëî⠗ êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé.

Íåéðîííàÿ îðãàíèçàöèÿ êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé â îíòîãåíåçå.  ðàçâèòèè êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé âûäåëÿþòñÿ äâà ïðîöåññà — ðîñò êîðû è äèôôåðåíöèðîâêà åå íåðâíûõ ýëåìåíòîâ. Íàèáîëåå èíòåíñèâíîå óâåëè÷åíèå øèðèíû êîðû è åå ñëîåâ ïðîèñõîäèò íà ïåðâîì ãîäó æèçíè, ïîñòåïåííî çàìåäëÿÿñü è ïðåêðàùàÿñü â ðàçíûå ñðîêè — ê 3 ãîäàì â ïðîåêöèîííûõ, ê 7 ãîäàì â àññîöèàòèâíûõ îáëàñòÿõ. Ðîñò êîðû ïðîèñõîäèò çà ñ÷åò óâåëè÷åíèÿ ìåæíåéðîíàëüíîãî ïðîñòðàíñòâà (ðàçðåæåíèå êëåòîê) â ðåçóëüòàòå ðàçâèòèÿ âîëîêíèñòîãî êîìïîíåíòà (ðîñòà è ðàçâåòâëåíèÿ äåíäðèòîâ è àêñîíîâ) è êëåòîê ãëèè, îñóùåñòâëÿþùåé ìåòàáîëè÷åñêîå îáåñïå÷åíèå ðàçâèâàþùèõñÿ íåðâíûõ êëåòîê, êîòîðûå óâåëè÷èâàþòñÿ â ðàçìåðàõ.

Ïðîöåññ äèôôåðåíöèðîâêè íåéðîíîâ, íà÷èíàÿñü òàêæå â ðàííåì ïîñòíàòàëüíîì ïåðèîäå, ïðîäîëæàåòñÿ â òå÷åíèå äëèòåëüíîãî ïåðèîäà èíäèâèäóàëüíîãî ðàçâèòèÿ, ïîä÷èíÿÿñü êàê ãåíåòè÷åñêîìó ôàêòîðó, òàê è âíåøíåñðåäîâûì âîçäåéñòâèÿì.

Ïåðâûìè ñîçðåâàþò àôôåðåíòíûå è ýôôåðåíòíûå ïèðàìèäû íèæíèõ ñëîåâ êîðû, ïîçæå — ðàñïîëîæåííûå â áîëåå ïîâåðõíîñòíûõ ñëîÿõ. Ïîñòåïåííî äèôôåðåíöèðóþòñÿ ðàçëè÷íûå òèïû âñòàâî÷íûõ íåéðîíîâ. Ðàíüøå ñîçðåâàþò âåðåòåíîîáðàçíûå êëåòêè, ïåðåêëþ÷àþùèå àôôåðåíòíóþ èìïóëüñàöèþ èç ïîäêîðêîâûõ ñòðóêòóð ê ðàçâèâàþùèìñÿ ïèðàìèäíûì íåéðîíàì. Çâåçä÷àòûå è êîðçèí÷àòûå êëåòêè, îáåñïå÷èâàþùèå âçàèìîäåéñòâèå íåéðîíîâ è öèðêóëÿöèþ âîçáóæäåíèÿ âíóòðè êîðû, ñîçðåâàþò ïîçæå. Çàêàí÷èâàÿñü âîçáóäèòåëüíûìè è òîðìîçíûìè ñèíàïñàìè íà òåëàõ íåéðîíîâ, ýòè êëåòêè ñîçäàþò âîçìîæíîñòü ñòðóêòóðèðîâàíèÿ èìïóëüñíîé àêòèâíîñòè íåéðîíîâ (÷åðåäîâàíèå ðàçðÿäîâ è ïàóç), ÷òî ÿâëÿåòñÿ îñíîâîé íåðâíîãî êîäà. Äèôôåðåíöèðîâêà âñòàâî÷íûõ íåéðîíîâ, íà÷àâøàÿñÿ â ïåðâûå ìåñÿöû ïîñëå ðîæäåíèÿ, íàèáîëåå èíòåíñèâíî ïðîèñõîäèò â ïåðèîä îò 3 äî 6 ëåò. Èõ îêîí÷àòåëüíàÿ òèïèçàöèÿ â ïåðåäíåàññîöèàòèâíûõ îáëàñòÿõ êîðû îòìå÷àåòñÿ ê 14-ëåòíåìó âîçðàñòó.

Ôóíêöèîíàëüíî âàæíûì ôàêòîðîì ôîðìèðîâàíèÿ íåéðîííîé îðãàíèçàöèè êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé ÿâëÿåòñÿ ðàçâèòèå îòðîñòêîâ íåðâíûõ êëåòîê — äåíäðèòîâ è àêñîíîâ, îáðàçóþùèõ âîëîêíèñòóþ ñòðóêòóðó.

Àêñîíû, ïî êîòîðûì â êîðó ïîñòóïàåò àôôåðåíòíàÿ èìïóëüñàöèÿ, â òå÷åíèå ïåðâûõ òðåõ ìåñÿöåâ æèçíè ïîêðûâàþòñÿ ìèåëèíîâîé îáîëî÷êîé, ÷òî ñóùåñòâåííî óñêîðÿåò ïîñòóïëåíèå èíôîðìàöèè ê íåðâíûì êëåòêàì ïðîåêöèîííîé êîðû.

Âåðòèêàëüíî îðèåíòèðîâàííûå àïèêàëüíûå äåíäðèòû îáåñïå÷èâàþò âçàèìîäåéñòâèå êëåòîê ðàçíûõ ñëîåâ, è â ïðîåêöèîííîé êîðå îíè ñîçðåâàþò â ïåðâûå íåäåëè æèçíè, äîñòèãàÿ ê 6-ìåñÿ÷íîìó âîçðàñòó III ñëîÿ. Äîðàñòàÿ äî ïîâåðõíîñòíûõ ñëîåâ, îíè îáðàçóþò êîíå÷íûå ðàçâåòâëåíèÿ.

Читайте также:  Укажите основные этапы развития ребенка

Áàçàëüíûå äåíäðèòû, îáúåäèíÿþùèå íåéðîíû â ïðåäåëàõ îäíîãî ñëîÿ, èìåþò ìíîæåñòâåííûå ðàçâåòâëåíèÿ, íà êîòîðûõ îáðàçóþòñÿ ìíîæåñòâåííûå êîíòàêòû àêñîíîâ äðóãèõ íåéðîíîâ. Ñ ðîñòîì áàçàëüíûõ äåíäðèòîâ è èõ ðàçâåòâëåíèé óâåëè÷èâàåòñÿ âîñïðèíèìàþùàÿ ïîâåðõíîñòü íåðâíûõ êëåòîê.

Ñïåöèàëèçàöèÿ íåéðîíîâ â ïðîöåññå èõ äèôôåðåíöèàöèè è óâåëè÷åíèå êîëè÷åñòâà è ðàçâåòâëåííîñòè îòðîñòêîâ ñîçäàþò óñëîâèÿ äëÿ îáúåäèíåíèÿ íåéðîíîâ ðàçíîãî òèïà â êëåòî÷íûå ãðóïïèðîâêè — íåéðîííûå àíñàìáëè.  íåéðîííûå àíñàìáëè âêëþ÷àþòñÿ òàêæå êëåòêè ãëèè è ðàçâåòâëåíèÿ ñîñóäîâ, îáåñïå÷èâàþùèå êëåòî÷íûé ìåòàáîëèçì âíóòðè íåéðîííîãî àíñàìáëÿ.

 ðàçâèòèè êîðû è ôîðìèðîâàíèè àíñàìáëåâîé îðãàíèçàöèè â îíòîãåíåçå âûäåëÿþò ñëåäóþùèå ýòàïû (ðèñ. 50).

Развитие мозга ребенка в онтогенезе

Ðèñ. 50. Âîçðàñòíûå ïðåîáðàçîâàíèÿ àíñàìáëåâîé îðãàíèçàöèè êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé îò ðîæäåíèÿ äî 20 ëåò. Ñõåìà ïîñòðîåíà íà îñíîâå ðåçóëüòàòîâ ìîðôîëîãè÷åñêîãî èññëåäîâàíèÿ ìîçãà ÷åëîâåêà

1 — íîâîðîæäåííûå; 2 — 3 ìåñ æèçíè; 3 — 6 ìåñ; 4 — 1 ãîä; 5 — 3 ãîäà; 6 — 5–6 ëåò; 7 — 9-10 ëåò; 8 — 12–14 ëåò; 9 — 18–20 ëåò

Ê ìîìåíòó ðîæäåíèÿ âåðòèêàëüíî ðàñïîëîæåííûå ïèðàìèäíûå êëåòêè â íèæíåì ñëîå è èõ àïèêàëüíûå äåíäðèòû ñîçäàþò ïðîîáðàç êîëîíêè, êîòîðàÿ ó íîâîðîæäåííûõ áåäíà ìåæêëåòî÷íûìè ñâÿçÿìè.

1-é ãîä æèçíè õàðàêòåðèçóåòñÿ óâåëè÷åíèåì ðàçìåðîâ íåðâíûõ êëåòîê, äèôôåðåíöèàöèåé çâåçä÷àòûõ âñòàâî÷íûõ íåéðîíîâ, óâåëè÷åíèåì äåíäðèòíûõ è àêñîííûõ ðàçâåòâëåíèé. Âûäåëÿåòñÿ àíñàìáëü íåéðîíîâ êàê ñòðóêòóðíàÿ åäèíèöà, îêðóæåííàÿ òîíêèìè ñîñóäèñòûìè ðàçâåòâëåíèÿìè.

Ê 3 ãîäàì àíñàìáëåâàÿ îðãàíèçàöèÿ óñëîæíÿåòñÿ ðàçâèòèåì ãíåçäíûõ ãðóïïèðîâîê, âêëþ÷àþùèõ ðàçíûå òèïû íåéðîíîâ.

 5–6 ëåò íàðÿäó ñ ïðîäîëæàþùåéñÿ äèôôåðåíöèàöèåé è ñïåöèàëèçàöèåé íåðâíûõ êëåòîê íàðàñòàþò îáúåì ãîðèçîíòàëüíî ðàñïîëîæåííûõ âîëîêîí è ïëîòíîñòü êàïèëëÿðíûõ ñåòåé, îêðóæàþùèõ àíñàìáëü. Ýòî ñïîñîáñòâóåò äàëüíåéøåìó ðàçâèòèþ ìåæíåéðîíàëüíîé èíòåãðàöèè â îïðåäåëåííûõ îáëàñòÿõ êîðû.

Ê 9-10 ãîäàì óñëîæíÿåòñÿ ñòðóêòóðà îòðîñòêîâ èíòåðíåéðîíîâ è ïèðàìèä, óâåëè÷èâàåòñÿ ðàçíîîáðàçèå àíñàìáëåé, ôîðìèðóþòñÿ øèðîêèå ãîðèçîíòàëüíûå ãðóïïèðîâêè, âêëþ÷àþùèå è îáúåäèíÿþùèå âåðòèêàëüíûå êîëîíêè.

 12–14 ëåò â íåéðîííûõ àíñàìáëÿõ ÷åòêî âûðàæåíû ðàçíîîáðàçíûå ñïåöèàëèçèðîâàííûå ôîðìû ïèðàìèäíûõ íåéðîíîâ, âûñîêîãî óðîâíÿ äèôôåðåíöèðîâêè äîñòèãàþò èíòåðíåéðîíû; â àíñàìáëÿõ âñåõ îáëàñòåé êîðû, âêëþ÷àÿ àññîöèàòèâíûå êîðêîâûå çîíû, çà ñ÷åò ðàçâåòâëåíèé îòðîñòêîâ óäåëüíûé îáúåì âîëîêîí ñòàíîâèòñÿ çíà÷èòåëüíî áîëüøå óäåëüíîãî îáúåìà êëåòî÷íûõ ýëåìåíòîâ.

Ê 18 ãîäàì àíñàìáëåâàÿ îðãàíèçàöèÿ êîðû ïî ñâîèì õàðàêòåðèñòèêàì äîñòèãàåò óðîâíÿ âçðîñëîãî ÷åëîâåêà.

Çàêîíîìåðíîñòè ñîçðåâàíèÿ ñòðóêòóð ìîçãà â îíòîãåíåçå. Îñíîâíàÿ çàêîíîìåðíîñòü â õàðàêòåðå ñîçðåâàíèÿ ìîçãà êàê ìíîãîóðîâíåâîé èåðàðõè÷åñêè îðãàíèçîâàííîé ñèñòåìû ïðîÿâëÿåòñÿ â òîì, ÷òî ýâîëþöèîííî áîëåå äðåâíèå ñòðóêòóðû ñîçðåâàþò ðàíüøå. Ýòî ïðîñëåæèâàåòñÿ â õîäå ñîçðåâàíèÿ ñòðóêòóð ìîçãà ïî âåðòèêàëè: îò ñïèííîãî ìîçãà è ñòâîëîâûõ îáðàçîâàíèé ãîëîâíîãî ìîçãà, îáåñïå÷èâàþùèõ æèçíåííî âàæíûå ôóíêöèè, ê êîðå áîëüøèõ ïîëóøàðèé. Ïî ãîðèçîíòàëè ðàçâèòèå èäåò îò ïðîåêöèîííûõ îòäåëîâ, âêëþ÷àþùèõñÿ â îáåñïå÷åíèå ýëåìåíòàðíûõ êîíòàêòîâ ñ âíåøíèì ìèðîì óæå ñ ìîìåíòà ðîæäåíèÿ, ê àññîöèàòèâíûì, îòâåòñòâåííûì çà ñëîæíûå ôîðìû ïñèõè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè.

Äëÿ ðàçâèòèÿ êàæäîãî ïîñëåäóþùåãî óðîâíÿ íåîáõîäèìî ïîëíîöåííîå ñîçðåâàíèå ïðåäûäóùåãî. Òàê, äëÿ ñîçðåâàíèÿ ïðîåêöèîííîé êîðû íåîáõîäèìî ôîðìèðîâàíèå ñòðóêòóð, ÷åðåç êîòîðûå ïîñòóïàåò ñåíñîðíî-ñïåöèôè÷åñêàÿ èíôîðìàöèÿ. Äëÿ ðàçâèòèÿ â îíòîãåíåçå àññîöèàòèâíûõ êîðêîâûõ çîí íåîáõîäèìî ôîðìèðîâàíèå è ôóíêöèîíèðîâàíèå ïåðâè÷íûõ ïðîåêöèîííûõ îòäåëîâ êîðû. Òàê, íàðóøåíèå â ðàííåì âîçðàñòå ïðîåêöèîííûõ êîðêîâûõ çîí ïðèâîäèò ê íåäîðàçâèòèþ îáëàñòåé áîëåå âûñîêîãî óðîâíÿ (âòîðè÷íûå ïðîåêöèîííûå è àññîöèàòèâíûå îòäåëû). Ýòîò ïðèíöèï ðàçâèòèÿ ñòðóêòóð ìîçãà â îíòîãåíåçå Ë.Ñ. Âûãîòñêèé îáîçíà÷èë êàê íàïðàâëåíèå «ñíèçó ââåðõ».

Ñëåäóåò ïîä÷åðêíóòü, ÷òî ïîçæå ñîçðåâàþùèå ñòðóêòóðû íå ïðîñòî íàäñòðàèâàþòñÿ íàä óæå ñóùåñòâóþùèìè, à âëèÿþò íà èõ äàëüíåéøåå ðàçâèòèå. Òàê, ïðè èññëåäîâàíèè àêòèâíîñòè îòäåëüíûõ íåéðîíîâ áûëî ïîêàçàíî, ÷òî òîëüêî ïîñëå ñîçðåâàíèÿ ïðîåêöèîííîé êîðêîâîé çîíû íåéðîíû ðåëåéíîãî ÿäðà òàëàìóñà ïðèîáðåòàþò ñïåöèàëèçèðîâàííóþ ðåàêöèþ çðåëîãî òèïà â îòâåò íà àôôåðåíòíûé ñòèìóë.

Ñôîðìèðîâàííàÿ ìíîãîóðîâíåâàÿ îðãàíèçàöèÿ ìîçãà íîñèò èåðàðõè÷åñêèé õàðàêòåð. Âåäóùóþ ðîëü â îñóùåñòâëåíèè öåëîñòíîé èíòåãðàòèâíîé ôóíêöèè ìîçãà ïðèîáðåòàþò âûñøèå îòäåëû êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé, óïðàâëÿþùèå ïîä÷èíåííûìè èì ñòðóêòóðàìè áîëåå íèçêîãî óðîâíÿ. Òàêîé ïðèíöèï èåðàðõè÷åñêîé îðãàíèçàöèè ñòðóêòóð çðåëîãî ìîçãà Ë.Ñ. Âûãîòñêèé îáîçíà÷èë êàê íàïðàâëåíèå «ñâåðõó âíèç».

Äëèòåëüíûé è ãåòåðîõðîííûé õàðàêòåð ñîçðåâàíèÿ ñòðóêòóð ìîçãà îïðåäåëÿåò ñïåöèôèêó ôóíêöèîíèðîâàíèÿ ìîçãà â ðàçëè÷íûõ âîçðàñòíûõ ïåðèîäàõ.

Источник