Развитие мозга ребенка в онтогенезе
Назад
2. Схема онтогенеза головного мозга ребенка
Как известно, биологическое развитие организма на всех его стадиях подчиняется строгой закономерности. У каждой психической функции и функционального звена есть своя программа развития, включающая относительную дискретность, гетерохронность, фазовые динамические характеристики процессов формирования. Знание схемы развития способствует более четкому разграничению случаев органической и функциональной недостаточности мозга, вариантов его несформированности, т.е. дифференцированному подходу к отклоняющемуся развитию (дизонтогенезу).
Созревание мозга — процесс длительный и неравномерный в отношении отдельных зон и структур мозга — проходит ряд этапов.
На первом этапе (от внутриутробного периода до 2—3 лет) формируется базис (первый функциональный блок мозга) для межполушарного обеспечения нейрофизиологических, нейрогуморальных, сенсовегетативных и нейрохимических асимметрий, лежащих в основе соматического (телесного), аффективного и когнитивного статуса ребенка.
Первый функциональный блок мозга обеспечивает регуляцию тонуса и бодрствования.
На этом уровне впервые заявляют о себе глубинные нейробиологические предпосылки формирования будущего психофизиологического стиля психической деятельности и обучения ребенка.
Церебральные (мозговые) системы этого уровня организуют сенсомоторные горизонтальные (конвергенция глаз, реципрокные взаимодействия конечностей) и вертикальные (оптооральные, орально-мануальные) взаимосвязи. Еще внутриутробно ребенок во многом сам определяет ход своего развития. Если мозг по уровню своего развития не готов к моменту родов, то неизбежна родовая травма. Процесс рождения во многом зависит от деятельности организма ребенка. Он должен преодолеть давление родовых путей матери, совершить определенное количество поворотов и отталкивающих движений, адаптироваться к действию сил гравитации и т.д. Следовательно, не только мама вынашивает и рождает ребенка, но и ребенок вынашивается и рождается сам. Успешность рождения зависит от достаточности церебральных систем мозга. По этим причинам велика вероятность дизонтогенетического развития детей, появившихся на свет при помощи кесарева сечения, недоношенных или переношенных. Кроме того, межполушарные связи субкортикального уровня участвуют в формировании речи.
Второй этап (от 3 до 7—8 лет) характеризуется активизацией комиссуральных систем, которые играют важную роль в обеспечении полисенсорной, межмодальной, эмоцио-нально-мотивационной интеграции. Эта зона мозга является центральной мозговой комиссурой. Она обеспечивает межполушарную организацию мнестических процессов. На этом отрезке онтогенеза закрепляются межполушарные асимметрии операционального уровня второго функционального блока мозга. Формируется доминантность (преобладающая функция) полушарий по речи, индивидуальному латеральному профилю, функциональной активности. Нарушение формирования данного уровня мозга может привести к возникновению псевдолеворукости, которая после нейропсихологической коррекции исчезает.
Основная функция второго функционального блока заключается в приеме, переработке и хранении информации. Этот блок расположен в наружных отделах новой коры мозга и занимает ее задние, постцентральные и афферентные отделы, включая зрительную (затылочную), слуховую (височную) и общечувствительную (теменную) зоны коры. Эти зоны мозга обладают высокой модальной специфичностью. Они принимают зрительную, слуховую, вестибулярную (общечувствительную) и кинестетическую информацию. Сюда же относятся и центральные зоны вкусовой и обонятельной рецепции. Любое предметное восприятие является результатом полимодальной деятельности, которая первоначально имеет развернутый характер и лишь затем становится свернутой.
Следовательно, она должна опираться на совместную работу системы зон коры головного мозга. Для созревания функций левого полушария необходимо нормальное течение онтогенеза правого полушария. Например, известно, что фонематический слух является функцией левого полушария. Но прежде чем стать звеном звукоразличения, он должен сформироваться и автоматизироваться как тональное звукоразличение в правом полушарии при помощи всестороннего взаимодействия ребенка с окружающим миром. Дефицит или несформированность данного звена в онтогенезе фонематического слуха могут привести к грубейшим нарушениям речевого развития.
Третьим этапом в становлении межполушарного взаимодействия является формирование транскаллозальных связей, продолжающихся до 12—15 лет. Происходит формирование когнитивных стилей личности и обучения, закрепление приоритета лобных отделов левого полушария. Третий блок организует активную, сознательную психическую деятельность.
Согласно системному строению сложных психических процессов каждая форма сознательной деятельности всегда вляется сложной функциональной системой и опирается на совместную работу всех трех блоков мозга, каждый из которых вносит свой вклад в осуществление психических процессов в целом (Л. С. Цветкова).
Формирование мозговой организации психических процессов в онтогенезе происходит от стволовых и подкорковых образований к коре головного мозга (снизу вверх), от правого полушария мозга к левому, от задних отделов мозга к передним. Завершением формирования мозга является созревание лобных отделов левого полушария и нисходящее влияние от них на субкортикальные уровни.
«Невостребованные» зоны мозга, т.е. не получающие своевременно сенсорной информации, задерживаются или отстают в развитии.
Развитие ребенка всегда идет вслед за его обучением, а не наоборот. Обучение же начинается с первых дней жизни ребенка и является его естественным состоянием. Развитие мозга способствует все более сложным процессам научения. В свою очередь, перцептивная и моторная деятельность, освоение языка и другие виды научения вносят свой вклад в образование и усиление межнейронных связей. Нейроны начинают формироваться еще в эмбриональный период, и к середине первого года жизни мозг человека состоит из 100— 200 млрд нейронов. Глиальные клетки продолжают расти в течение всего второго года жизни, после чего их рост замедляется.
Происходящее в раннем детстве созревание центральной нервной системы также включает в себя миелинизацию, которая тесно коррелирует (связана) с ростом когнитивных и двигательных способностей в дошкольные годы.
Постнатальный (послеродовой) рост мозга происходит не только за счет увеличения нейронов, но и за счет развития связей между ними. При рождении мозг ребенка весит 350 г, что составляет 25% его веса у взрослого человека. Он растет за счет увел имения сети дендритов и глиальных клеток со скоростью 1 млг в минуту, достигая 50% взрослого веса к 6 месяцам, 75% — к 2,5 годам и 90% — к 5 годам.
Срок перехода от одного этапа к следующему строго ограничен объективными нейробиологическими законами, что необходимо учитывать, требуя от ребенка выполнения той или иной задачи. Если задача, предлагаемая ребенку социумом, входит в противоречие или опережает актуальную для его мозга ситуацию, происходит энергетическое обкрадывание. Это негативно сказывается на формировании тех процессов, которые в данный момент времени активно развиваются. Например, при раннем обучении ребенка (до 5-летнего возраста) цифрам и буквам может произойти искажение нормального онтогенеза. Реакция на раннее обучение может быть отсроченной и в дальнейшем проявиться в различного рода эмоционально-личностных девиациях, склонности ребенка к частым заболеваниям, аллергических явлениях, логоневрозе (заикание), дизартрии (нарушение речи), тиках и навязчивых движениях. Опережающая нагрузка на кортикальные отделы мозга, неизбежная при обучении чтению, письму, счету, в силу своей энергоемкости истощает субкортикальные образования, которые в свою очередь, завершили свое развитие и утратили пластичность и ресурсы для реадаптации (восстановление). Такой ребенок на фоне высоких достижений в области литературы и математики продемонстрирует несформированность элементарных навыков (неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, резать хлеб и т.д.). Указанные автоматизмы должны быть многократно воспроизведены. При условии опережающего обучения передних
отделов мозга феномен персевераторного поведения закономерно не закрепляется. Такой ребенок зачитывает энциклопедию «до дыр», оставаясь при этом беспомощным в быту. Недопустимо раннее обучение детей знакам, цифрам, счету и чтению, так как это может спровоцировать дизонтогенетическое развитие!
Итак, до 7-летнего возраста пластичность мозговых систем из-за отсутствия жестких мозговых связей имеет огромный аутокоррекционный потенциал. К 9-летнему возрасту по нейробиологическим законам мозг завершает свое интенсивное развитие. Его функциональные связи становятся все более жесткими и малоподвижными. Развитие операционального обеспечения психической деятельности в 9-летнем возрасте становится экстенсивным. В этом возрасте завершается формирование механизмов произвольного внимания. Все ресурсы мозга обращаются к передним отделам левого полушария. Имеет место нарастающее истощение внутренних компенсаторных функциональных возможностей ребенка.
Современные нейропсихологические исследования показывают, что у 70% детей нарушение возникает в подкорковых и стволовых отделах головного мозга, которые в большей степени формируются внутриутробно или при рождении и закладывают основу для всего последующего онтогенеза. По результатам исследования Л.С. Цветковой подавляющее большинство обследованных детей с дизонтогенезом средней степени тяжести составляют мальчики. Вместе с тем аналогичные нарушения у девочек проявляются более грубо. Мозг таких детей работает за счет компенсаторных механизмов. Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы коррекции во многих случаях не приносят результатов.
Необходимо осознавать, что формирование девиаций в поведении начинается не в школе, а во внутриутробном развитии и раннем младенчестве: позднее поднесения к груди, гипертонус мышц и т.д. Например, то, что ребенок не ползал или ползал по измененной схеме (назад, вбок и т.д.), является иллюстрацией нарушения в развитии.
Под воздействием ритма от сердца и дыхания матери у эмбриона к 5 месяцам внутриутробного развития развивается вестибулярный аппарат. Патологии (работа матери за компьютером и с электроприборами, неоновое освещение, потребление алкоголя, курение и т.д.) этого периода внутриутробного развития влияют на формирование ритмической модели ребенка. Младенцы, родившиеся без чувства внутреннего ритма, не успокаиваются при помощи ритмичного покачивания, «воркования» или сосания соски. От этого они еще больше раздражаются. Следует помнить, что чрезмерное покачивание ребенка тоже может привести к патологии вестибулярного аппарата и мозжечка, что в дальнейшем спровоцирует возникновение синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Употребление матерью алкоголя во время беременности отрицательно влияет на рост нервных сетей в лобной доле мозга плода. После рождения у ребенка это может проявиться в снижении концентрации внимания, нарушениях поведения (например, разрушительное поведение, агрессия), раздражительности, патологической любви к сладкому, гиперактивности, депрессии, аутизме.
Источник
Ñîçðåâàíèå ìîçãà â îíòîãåíåçå ðåáåíêà
Ãîëîâíîé ìîçã êàê ìíîãîóðîâíåâàÿ ñòðóêòóðà íåðàâíîìåðíî ñîçðåâàåò â õîäå èíäèâèäóàëüíîãî ðàçâèòèÿ. Âî âíóòðèóòðîáíîì ïåðèîäå îäíîâðåìåííî ñ çàêëàäêîé è ðàçâèòèåì îñíîâíûõ æèçíåííî âàæíûõ îðãàíîâ ïåðâûìè íà÷èíàþò ôîðìèðîâàòüñÿ îòäåëû ìîçãà, ãäå ðàñïîëîæåíû íåðâíûå öåíòðû, îáåñïå÷èâàþùèå èõ ôóíêöèîíèðîâàíèå (ïðîäîëãîâàòûé ìîçã, ÿäðà ñðåäíåãî è ïðîìåæóòî÷íîãî ìîçãà). Ê êîíöó âíóòðèóòðîáíîãî ïåðèîäà ó ÷åëîâåêà îïðåäåëåííîé ñòåïåíè çðåëîñòè äîñòèãàþò ïåðâè÷íûå ïðîåêöèîííûå ïîëÿ. Ê ìîìåíòó ðîæäåíèÿ óðîâåíü çðåëîñòè ñòðóêòóð ìîçãà ïîçâîëÿåò îñóùåñòâëÿòü êàê æèçíåííî âàæíûå ôóíêöèè (äûõàíèå, ñîñàíèå è äð.), òàê è ïðîñòåéøèå ðåàêöèè íà âíåøíèå âîçäåéñòâèÿ, ò. å. îñóùåñòâëÿåòñÿ ïðèíöèï ìèíèìàëüíîãî è äîñòàòî÷íîãî îáåñïå÷åíèÿ ôóíêöèé. Çàêîíîìåðíûé õîä ñîçðåâàíèÿ ñòðóêòóð ìîçãà â ïðåíàòàëüíîì ïåðèîäå îáåñïå÷èâàåò íîðìàëüíîå èíäèâèäóàëüíîå ðàçâèòèå, íàðóøåíèÿ ñîçðåâàíèÿ ïðèâîäÿò ê áëèæàéøèì è îòäàëåííûì íåáëàãîïðèÿòíûì ïîñëåäñòâèÿì, ïðîÿâëÿþùèìñÿ â íåðâíî-ïñèõè÷åñêîì ñòàòóñå è ïîâåäåíèè ðåáåíêà.
 ïîñòíàòàëüíîì ïåðèîäå ïðîäîëæàåòñÿ èíòåíñèâíîå ðàçâèòèå ìîçãà, â îñîáåííîñòè åãî âûñøèõ îòäåëîâ êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé.
Íåéðîííàÿ îðãàíèçàöèÿ êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé â îíòîãåíåçå.  ðàçâèòèè êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé âûäåëÿþòñÿ äâà ïðîöåññà ðîñò êîðû è äèôôåðåíöèðîâêà åå íåðâíûõ ýëåìåíòîâ. Íàèáîëåå èíòåíñèâíîå óâåëè÷åíèå øèðèíû êîðû è åå ñëîåâ ïðîèñõîäèò íà ïåðâîì ãîäó æèçíè, ïîñòåïåííî çàìåäëÿÿñü è ïðåêðàùàÿñü â ðàçíûå ñðîêè ê 3 ãîäàì â ïðîåêöèîííûõ, ê 7 ãîäàì â àññîöèàòèâíûõ îáëàñòÿõ. Ðîñò êîðû ïðîèñõîäèò çà ñ÷åò óâåëè÷åíèÿ ìåæíåéðîíàëüíîãî ïðîñòðàíñòâà (ðàçðåæåíèå êëåòîê) â ðåçóëüòàòå ðàçâèòèÿ âîëîêíèñòîãî êîìïîíåíòà (ðîñòà è ðàçâåòâëåíèÿ äåíäðèòîâ è àêñîíîâ) è êëåòîê ãëèè, îñóùåñòâëÿþùåé ìåòàáîëè÷åñêîå îáåñïå÷åíèå ðàçâèâàþùèõñÿ íåðâíûõ êëåòîê, êîòîðûå óâåëè÷èâàþòñÿ â ðàçìåðàõ.
Ïðîöåññ äèôôåðåíöèðîâêè íåéðîíîâ, íà÷èíàÿñü òàêæå â ðàííåì ïîñòíàòàëüíîì ïåðèîäå, ïðîäîëæàåòñÿ â òå÷åíèå äëèòåëüíîãî ïåðèîäà èíäèâèäóàëüíîãî ðàçâèòèÿ, ïîä÷èíÿÿñü êàê ãåíåòè÷åñêîìó ôàêòîðó, òàê è âíåøíåñðåäîâûì âîçäåéñòâèÿì.
Ïåðâûìè ñîçðåâàþò àôôåðåíòíûå è ýôôåðåíòíûå ïèðàìèäû íèæíèõ ñëîåâ êîðû, ïîçæå ðàñïîëîæåííûå â áîëåå ïîâåðõíîñòíûõ ñëîÿõ. Ïîñòåïåííî äèôôåðåíöèðóþòñÿ ðàçëè÷íûå òèïû âñòàâî÷íûõ íåéðîíîâ. Ðàíüøå ñîçðåâàþò âåðåòåíîîáðàçíûå êëåòêè, ïåðåêëþ÷àþùèå àôôåðåíòíóþ èìïóëüñàöèþ èç ïîäêîðêîâûõ ñòðóêòóð ê ðàçâèâàþùèìñÿ ïèðàìèäíûì íåéðîíàì. Çâåçä÷àòûå è êîðçèí÷àòûå êëåòêè, îáåñïå÷èâàþùèå âçàèìîäåéñòâèå íåéðîíîâ è öèðêóëÿöèþ âîçáóæäåíèÿ âíóòðè êîðû, ñîçðåâàþò ïîçæå. Çàêàí÷èâàÿñü âîçáóäèòåëüíûìè è òîðìîçíûìè ñèíàïñàìè íà òåëàõ íåéðîíîâ, ýòè êëåòêè ñîçäàþò âîçìîæíîñòü ñòðóêòóðèðîâàíèÿ èìïóëüñíîé àêòèâíîñòè íåéðîíîâ (÷åðåäîâàíèå ðàçðÿäîâ è ïàóç), ÷òî ÿâëÿåòñÿ îñíîâîé íåðâíîãî êîäà. Äèôôåðåíöèðîâêà âñòàâî÷íûõ íåéðîíîâ, íà÷àâøàÿñÿ â ïåðâûå ìåñÿöû ïîñëå ðîæäåíèÿ, íàèáîëåå èíòåíñèâíî ïðîèñõîäèò â ïåðèîä îò 3 äî 6 ëåò. Èõ îêîí÷àòåëüíàÿ òèïèçàöèÿ â ïåðåäíåàññîöèàòèâíûõ îáëàñòÿõ êîðû îòìå÷àåòñÿ ê 14-ëåòíåìó âîçðàñòó.
Ôóíêöèîíàëüíî âàæíûì ôàêòîðîì ôîðìèðîâàíèÿ íåéðîííîé îðãàíèçàöèè êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé ÿâëÿåòñÿ ðàçâèòèå îòðîñòêîâ íåðâíûõ êëåòîê äåíäðèòîâ è àêñîíîâ, îáðàçóþùèõ âîëîêíèñòóþ ñòðóêòóðó.
Àêñîíû, ïî êîòîðûì â êîðó ïîñòóïàåò àôôåðåíòíàÿ èìïóëüñàöèÿ, â òå÷åíèå ïåðâûõ òðåõ ìåñÿöåâ æèçíè ïîêðûâàþòñÿ ìèåëèíîâîé îáîëî÷êîé, ÷òî ñóùåñòâåííî óñêîðÿåò ïîñòóïëåíèå èíôîðìàöèè ê íåðâíûì êëåòêàì ïðîåêöèîííîé êîðû.
Âåðòèêàëüíî îðèåíòèðîâàííûå àïèêàëüíûå äåíäðèòû îáåñïå÷èâàþò âçàèìîäåéñòâèå êëåòîê ðàçíûõ ñëîåâ, è â ïðîåêöèîííîé êîðå îíè ñîçðåâàþò â ïåðâûå íåäåëè æèçíè, äîñòèãàÿ ê 6-ìåñÿ÷íîìó âîçðàñòó III ñëîÿ. Äîðàñòàÿ äî ïîâåðõíîñòíûõ ñëîåâ, îíè îáðàçóþò êîíå÷íûå ðàçâåòâëåíèÿ.
Áàçàëüíûå äåíäðèòû, îáúåäèíÿþùèå íåéðîíû â ïðåäåëàõ îäíîãî ñëîÿ, èìåþò ìíîæåñòâåííûå ðàçâåòâëåíèÿ, íà êîòîðûõ îáðàçóþòñÿ ìíîæåñòâåííûå êîíòàêòû àêñîíîâ äðóãèõ íåéðîíîâ. Ñ ðîñòîì áàçàëüíûõ äåíäðèòîâ è èõ ðàçâåòâëåíèé óâåëè÷èâàåòñÿ âîñïðèíèìàþùàÿ ïîâåðõíîñòü íåðâíûõ êëåòîê.
Ñïåöèàëèçàöèÿ íåéðîíîâ â ïðîöåññå èõ äèôôåðåíöèàöèè è óâåëè÷åíèå êîëè÷åñòâà è ðàçâåòâëåííîñòè îòðîñòêîâ ñîçäàþò óñëîâèÿ äëÿ îáúåäèíåíèÿ íåéðîíîâ ðàçíîãî òèïà â êëåòî÷íûå ãðóïïèðîâêè íåéðîííûå àíñàìáëè.  íåéðîííûå àíñàìáëè âêëþ÷àþòñÿ òàêæå êëåòêè ãëèè è ðàçâåòâëåíèÿ ñîñóäîâ, îáåñïå÷èâàþùèå êëåòî÷íûé ìåòàáîëèçì âíóòðè íåéðîííîãî àíñàìáëÿ.
 ðàçâèòèè êîðû è ôîðìèðîâàíèè àíñàìáëåâîé îðãàíèçàöèè â îíòîãåíåçå âûäåëÿþò ñëåäóþùèå ýòàïû (ðèñ. 50).
Ðèñ. 50. Âîçðàñòíûå ïðåîáðàçîâàíèÿ àíñàìáëåâîé îðãàíèçàöèè êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé îò ðîæäåíèÿ äî 20 ëåò. Ñõåìà ïîñòðîåíà íà îñíîâå ðåçóëüòàòîâ ìîðôîëîãè÷åñêîãî èññëåäîâàíèÿ ìîçãà ÷åëîâåêà
1 íîâîðîæäåííûå; 2 3 ìåñ æèçíè; 3 6 ìåñ; 4 1 ãîä; 5 3 ãîäà; 6 56 ëåò; 7 9-10 ëåò; 8 1214 ëåò; 9 1820 ëåò
Ê ìîìåíòó ðîæäåíèÿ âåðòèêàëüíî ðàñïîëîæåííûå ïèðàìèäíûå êëåòêè â íèæíåì ñëîå è èõ àïèêàëüíûå äåíäðèòû ñîçäàþò ïðîîáðàç êîëîíêè, êîòîðàÿ ó íîâîðîæäåííûõ áåäíà ìåæêëåòî÷íûìè ñâÿçÿìè.
1-é ãîä æèçíè õàðàêòåðèçóåòñÿ óâåëè÷åíèåì ðàçìåðîâ íåðâíûõ êëåòîê, äèôôåðåíöèàöèåé çâåçä÷àòûõ âñòàâî÷íûõ íåéðîíîâ, óâåëè÷åíèåì äåíäðèòíûõ è àêñîííûõ ðàçâåòâëåíèé. Âûäåëÿåòñÿ àíñàìáëü íåéðîíîâ êàê ñòðóêòóðíàÿ åäèíèöà, îêðóæåííàÿ òîíêèìè ñîñóäèñòûìè ðàçâåòâëåíèÿìè.
Ê 3 ãîäàì àíñàìáëåâàÿ îðãàíèçàöèÿ óñëîæíÿåòñÿ ðàçâèòèåì ãíåçäíûõ ãðóïïèðîâîê, âêëþ÷àþùèõ ðàçíûå òèïû íåéðîíîâ.
 56 ëåò íàðÿäó ñ ïðîäîëæàþùåéñÿ äèôôåðåíöèàöèåé è ñïåöèàëèçàöèåé íåðâíûõ êëåòîê íàðàñòàþò îáúåì ãîðèçîíòàëüíî ðàñïîëîæåííûõ âîëîêîí è ïëîòíîñòü êàïèëëÿðíûõ ñåòåé, îêðóæàþùèõ àíñàìáëü. Ýòî ñïîñîáñòâóåò äàëüíåéøåìó ðàçâèòèþ ìåæíåéðîíàëüíîé èíòåãðàöèè â îïðåäåëåííûõ îáëàñòÿõ êîðû.
Ê 9-10 ãîäàì óñëîæíÿåòñÿ ñòðóêòóðà îòðîñòêîâ èíòåðíåéðîíîâ è ïèðàìèä, óâåëè÷èâàåòñÿ ðàçíîîáðàçèå àíñàìáëåé, ôîðìèðóþòñÿ øèðîêèå ãîðèçîíòàëüíûå ãðóïïèðîâêè, âêëþ÷àþùèå è îáúåäèíÿþùèå âåðòèêàëüíûå êîëîíêè.
 1214 ëåò â íåéðîííûõ àíñàìáëÿõ ÷åòêî âûðàæåíû ðàçíîîáðàçíûå ñïåöèàëèçèðîâàííûå ôîðìû ïèðàìèäíûõ íåéðîíîâ, âûñîêîãî óðîâíÿ äèôôåðåíöèðîâêè äîñòèãàþò èíòåðíåéðîíû; â àíñàìáëÿõ âñåõ îáëàñòåé êîðû, âêëþ÷àÿ àññîöèàòèâíûå êîðêîâûå çîíû, çà ñ÷åò ðàçâåòâëåíèé îòðîñòêîâ óäåëüíûé îáúåì âîëîêîí ñòàíîâèòñÿ çíà÷èòåëüíî áîëüøå óäåëüíîãî îáúåìà êëåòî÷íûõ ýëåìåíòîâ.
Ê 18 ãîäàì àíñàìáëåâàÿ îðãàíèçàöèÿ êîðû ïî ñâîèì õàðàêòåðèñòèêàì äîñòèãàåò óðîâíÿ âçðîñëîãî ÷åëîâåêà.
Çàêîíîìåðíîñòè ñîçðåâàíèÿ ñòðóêòóð ìîçãà â îíòîãåíåçå. Îñíîâíàÿ çàêîíîìåðíîñòü â õàðàêòåðå ñîçðåâàíèÿ ìîçãà êàê ìíîãîóðîâíåâîé èåðàðõè÷åñêè îðãàíèçîâàííîé ñèñòåìû ïðîÿâëÿåòñÿ â òîì, ÷òî ýâîëþöèîííî áîëåå äðåâíèå ñòðóêòóðû ñîçðåâàþò ðàíüøå. Ýòî ïðîñëåæèâàåòñÿ â õîäå ñîçðåâàíèÿ ñòðóêòóð ìîçãà ïî âåðòèêàëè: îò ñïèííîãî ìîçãà è ñòâîëîâûõ îáðàçîâàíèé ãîëîâíîãî ìîçãà, îáåñïå÷èâàþùèõ æèçíåííî âàæíûå ôóíêöèè, ê êîðå áîëüøèõ ïîëóøàðèé. Ïî ãîðèçîíòàëè ðàçâèòèå èäåò îò ïðîåêöèîííûõ îòäåëîâ, âêëþ÷àþùèõñÿ â îáåñïå÷åíèå ýëåìåíòàðíûõ êîíòàêòîâ ñ âíåøíèì ìèðîì óæå ñ ìîìåíòà ðîæäåíèÿ, ê àññîöèàòèâíûì, îòâåòñòâåííûì çà ñëîæíûå ôîðìû ïñèõè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè.
Äëÿ ðàçâèòèÿ êàæäîãî ïîñëåäóþùåãî óðîâíÿ íåîáõîäèìî ïîëíîöåííîå ñîçðåâàíèå ïðåäûäóùåãî. Òàê, äëÿ ñîçðåâàíèÿ ïðîåêöèîííîé êîðû íåîáõîäèìî ôîðìèðîâàíèå ñòðóêòóð, ÷åðåç êîòîðûå ïîñòóïàåò ñåíñîðíî-ñïåöèôè÷åñêàÿ èíôîðìàöèÿ. Äëÿ ðàçâèòèÿ â îíòîãåíåçå àññîöèàòèâíûõ êîðêîâûõ çîí íåîáõîäèìî ôîðìèðîâàíèå è ôóíêöèîíèðîâàíèå ïåðâè÷íûõ ïðîåêöèîííûõ îòäåëîâ êîðû. Òàê, íàðóøåíèå â ðàííåì âîçðàñòå ïðîåêöèîííûõ êîðêîâûõ çîí ïðèâîäèò ê íåäîðàçâèòèþ îáëàñòåé áîëåå âûñîêîãî óðîâíÿ (âòîðè÷íûå ïðîåêöèîííûå è àññîöèàòèâíûå îòäåëû). Ýòîò ïðèíöèï ðàçâèòèÿ ñòðóêòóð ìîçãà â îíòîãåíåçå Ë.Ñ. Âûãîòñêèé îáîçíà÷èë êàê íàïðàâëåíèå «ñíèçó ââåðõ».
Ñëåäóåò ïîä÷åðêíóòü, ÷òî ïîçæå ñîçðåâàþùèå ñòðóêòóðû íå ïðîñòî íàäñòðàèâàþòñÿ íàä óæå ñóùåñòâóþùèìè, à âëèÿþò íà èõ äàëüíåéøåå ðàçâèòèå. Òàê, ïðè èññëåäîâàíèè àêòèâíîñòè îòäåëüíûõ íåéðîíîâ áûëî ïîêàçàíî, ÷òî òîëüêî ïîñëå ñîçðåâàíèÿ ïðîåêöèîííîé êîðêîâîé çîíû íåéðîíû ðåëåéíîãî ÿäðà òàëàìóñà ïðèîáðåòàþò ñïåöèàëèçèðîâàííóþ ðåàêöèþ çðåëîãî òèïà â îòâåò íà àôôåðåíòíûé ñòèìóë.
Ñôîðìèðîâàííàÿ ìíîãîóðîâíåâàÿ îðãàíèçàöèÿ ìîçãà íîñèò èåðàðõè÷åñêèé õàðàêòåð. Âåäóùóþ ðîëü â îñóùåñòâëåíèè öåëîñòíîé èíòåãðàòèâíîé ôóíêöèè ìîçãà ïðèîáðåòàþò âûñøèå îòäåëû êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé, óïðàâëÿþùèå ïîä÷èíåííûìè èì ñòðóêòóðàìè áîëåå íèçêîãî óðîâíÿ. Òàêîé ïðèíöèï èåðàðõè÷åñêîé îðãàíèçàöèè ñòðóêòóð çðåëîãî ìîçãà Ë.Ñ. Âûãîòñêèé îáîçíà÷èë êàê íàïðàâëåíèå «ñâåðõó âíèç».
Äëèòåëüíûé è ãåòåðîõðîííûé õàðàêòåð ñîçðåâàíèÿ ñòðóêòóð ìîçãà îïðåäåëÿåò ñïåöèôèêó ôóíêöèîíèðîâàíèÿ ìîçãà â ðàçëè÷íûõ âîçðàñòíûõ ïåðèîäàõ.
Источник