Развитие моторной сферы ребенка

Статья на тему: «Развитие моторной сферы дошкольников в норме и при общим недоразвитием речи»

Основным видом деятельности дошкольника является игра. На ее основе формируется потребность в познавательной деятельности, развиваются сенсорные и моторные функции, речь и ее регулирующая и контролирующая функции. Уже с 3-4 лет игра должна быть не только пассивной, задаваемой инструкцией взрослого, но и активной, формирующей собственную программу деятельности, поддерживающей инициативу ребенка и способствующей возникновению элементов произвольности. В такой игре непроизвольное внимание и непроизвольное запоминание начинают приобретать произвольный характер [1].

Особое значение для развития дошкольника имеет изобразительная деятельность, способствующая развитию сенсорных и моторных функций. Рисование, конструирование, лепка позволяют ребенку активно осваивать новые сенсорные свойства предметов такие как цвет, форма, зрительно-пространственные соотношения. В процессе таких занятий развиваются сложно координированные движения рук, зрительно-моторные координации. Особенности развития эмоциональной сферы дошкольника таковы, что для него большое значение имеет положительная реакция взрослых на активность ребенка в процессе игровой деятельности. Интеллектуальное развитие дошкольника 3–4 лет неразрывно связано с его игровой деятельностью [1].

Наличие общего недоразвития у детей приводит к стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.

Наряду с общей соматической ослабленностью детям с общим недоразвитием речи присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: движения у них плохо координированы, скорость и четкость их выполнения снижены. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции [3].

У детей с общим недоразвитием речи отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики – общей, мимической, мелкой и артикуляционной. По результатам обследования моторной сферы дошкольники с общим недоразвитием речи (третий уровень речевого развития, подготовительная к школе группа) разделились на три подгруппы: дети с низким уровнем развития моторной сферы – 23,5 %, со средним уровнем – 28,55 %, с высоким – 48 %[4]..

У детей с низким уровнем развития моторной сферы наблюдаются трудности переключения с одного вида движений на другой, недостаточная статическая и динамическая координация движений, недостаточная двигательная память и низкий уровень произвольного внимания.

У детей со средним уровнем развития моторики отмечаются сопутствующие движения при выполнении некоторых проб, им требуется длительное время для выполнения заданий. Лучше выполняются задания по показу, чем по словесной инструкции.

Дети с высоким уровнем развития моторики приближаются к возрастной норме: у них достаточно сформирована мелкая и артикуляционная моторика. Это можно объяснить тем, что с детьми подготовительной группы длительное время проводилась коррекционная работа.

Данные психолого-педагогической диагностики детей с общим недоразвитием речи позволяют логопеду определить наиболее адекватную систему организации детей в процессе обучения, найти для каждого наиболее подходящие индивидуальные методы и приемы коррекции [2].

Список литературы:

  1. Орешкина Л.В. Социальные факторы развития ребёнка на разных этапах онтогенеза. – М.: Курьер образования, 2006, №12. – с. 45-59
  2. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; под ред. И.В. Дубровиной. 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 160 с.
  3. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для уч-ся СПУЗ. — М.: «Академия», 1996. – 336 с.
  4. Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.

Источник

Развитие моторных функций у детей с тяжелыми нарушениями речи

                                                                                                                             Гайнанова Г. Р.,                                                              

учитель-логопед МБОУ ППМС «ЦДиК» НМР РТ, первая квалификационная категория

В последнее время наблюдается значительное увеличение количества детей с тяжелыми нарушениями речи. Важную роль в развитии речи играет тесная взаимосвязь состояния речи и моторной сферы ребёнка, о чем свидетельствуют исследования таких ученых, как Выготский Л.С., Хватцев М.Е., Фомичева М.В. Чем лучше у ребёнка развита моторная сфера, тем менее уязвима его речь, что обусловлено тесной взаимосвязью речевого и моторно-двигательного центров коры головного мозга.

Уровень развития моторной функции – один из показателей готовности к обучению в школе. Поэтому, работу по развитию моторной активности нужно начинать задолго до поступления в школу, а именно, с самого раннего возраста. Своевременная диагностика состояния моторной сферы у детей и её коррекция предупреждает нарушения устной и письменной речи.

Все вышеизложенное обуславливает актуальность разработки новых технологий внедрения СФГОС в условиях обучения детей с ОВЗ.

1. Артикуляционная моторика

Артикуляционная гимнастика — это специальный комплекс упражнений, который помогает детям укрепить многочисленные мышцы артикуляционного аппарата, в частности, жевательные, глотательные и мимические. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются постепенно.

    Цель артикуляционной гимнастики:

 — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата.

 — умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

2. Общая моторика

В исследованиях Верясовой Т.В. отмечается, что двигательную функцию можно условно разделить на две относительно самостоятельные функции, которые имеют свои особенности развития:

1) крупная моторика, т.е. моторика туловища и конечностей, которая включает процессы вертикализации, равновесия, опоры и ходьбы;

2) мелкая моторика кистей рук.

Работа по формированию артикуляционной моторики будет эффективной, когда она будет сочетаться с развитием общей и ручной моторики. У детей с нарушением речи моторика отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, скованностью, замедленностью движений или явлениями двигательной гиперактивности, суетливости.

В основу определения нормы двигательной активности могут быть положены требования:

— обеспечение необходимого и достаточного количества произвольных движений, выполняемых ребенком в течение дня;

— соответствие физических нагрузок в течение дня функциональным возможностям организма младшего школьника, их ориентации на укрепление его здоровья и полноценное психофизическое развитие;

— соблюдение качественного разнообразия движений, сбалансированного в количественном соотношении с индивидуальными потребностями и возможностями каждого ребенка.

Как вид работы по воздействию на двигательную сферу можно рассматривать логопедическую ритмику. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движения. Эти занятия способствуют развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также развитию у детей чувства ритма, темпа, времени. Занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками, способствуют уточнению артикуляции, развитию фонематических процессов, расширению лексического запаса, совершенствованию общей и мелкой моторики; формируется музыкальный слух, развиваются эмоциональная сфера и творческие способности, появляется уверенность в себе.

3. Мелкая моторика

У большинства современных детей отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Если раньше родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками, сейчас же многие операции выполняют за человека машины. Все эти изменения отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Мелкая моторика пальцев рук – это различные движения и упражнения для пальчиков, задачей которых является не только осязание, но и правильные движения мелких мышц.

Читайте также:  Теория и методика физического воспитания и развития ребенка кто автор

           Мелкая моторика является ничем иным, как скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма.

Значение развития мелкой моторики:  

1. Повышает тонус коры головного мозга.

2. Развивает речевые центры коры головного мозга.

3. Стимулирует развитие речи ребенка.

4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.

5. Способствует улучшению артикуляционной моторики.

6. Развивает чувство ритма и координацию движений.

7. Подготавливает руку к письму.

8. Поднимает настроение ребенка.

 4.  Комплексы упражнений для развития моторных функций

 Выраженные нарушения моторных функций отрицательно влияют на формирование речи, затрудняют процесс школьного обучения детей. Систематические упражнения, тренирующие движения кистей и пальцев рук, будут воздействовать на проекционную область кисти руки как на дополнительную речевую зону мозга.  Сочетание традиционных и нетрадиционных приемов коррекционного воздействия повышает эффективность коррекционно-педагогической деятельности.

К нетрадиционным формам относятся биоэнергопластика и дыхательно-голосовая гимнастика.

Биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка

Дыхательные упражнения улучшают полноту речевого дыхания, ритмику всего организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Предлагаемый нами примерный вариант сочетает в себе различные упражнения на развитие моторной активности.

Комплекс упражнений № 1

1. «Ракета» — глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, подняться на носки, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком А, руки в такт выдоху опускаются через стороны.

2. «Улыбка» — согнутые в локтях руки перед грудью ладонями вперед, губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы, одновременно развести руки в стороны и произнести длительно, протяжно звук И.

3. «Трубочка» — одновременно с протяжным звуком У (губы трубочкой), соединить ладони перед грудью, локти развести в стороны.

4. «Болтушка» — рот широко раскрыт, прямые руки подняты вверх. Одновременно с движением широкого мягкого языка вперед-назад, и в такт с этими движениями, также вперед-назад двигаются мягкие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать).

5. «Лошадка» — прямые руки подняты вверх над головой. По команде одновременно с цоканьем языка сжимаются и разжимаются сначала кулаки обеих рук одновременно, затем поочередно то правой, то левой руки.

6. «Коготки» — попеременно сильно растопырить пальцы, затем расслабить.

7. «Часики» — руки согнуты в локтях перед грудью ладонями вперед, пальцы каждой руки плотно прижаты друг к другу. Движение языка с одновременным движением кистей рук и глаз вправо-влево (голова при этом неподвижна).

8. «Хлоп-топ» — услышав звук И — хлопнуть в ладоши, звук Ы — топнуть ногой.

9. «Дождик»

Капля раз,                                             (Прыжок на носочках, руки на      поясе)

Капля два,                                             (Прыжок)

Очень медленно сперва.                      (4 прыжка)

А потом, потом, потом                        (Прыжки)

Все бегом, бегом, бегом.                     (Бег на месте)

Мы зонты свои раскрыли,                   (Развести руки в стороны)

От дождя себя укрыли.                        (Сомкнуть руки над головой)

Комплекс  упражнений №  2

1. «Ракета» (см. комплекс 1) со звуком О.

2. Чередование «Улыбки» и «Трубочки» в сопровождении соответствующих гласных звуков и движений рук (см. комплекс 1).

3. «Накажем непослушный язычок» — пошлепывание губами кончика широкого языка, губы при этом растянуты в улыбке. Прямые руки подняты над головой, пальцы сжимаются в кулаки и с силой разжимаются.

4. «Качели» — движение языка вверх-вниз. Кисти рук при этом также движутся вверх-вниз.

5.  «Болтушка» (см. комплекс 1), только руки разведены в стороны.

6.  «Лошадка» (см. комплекс 1).

7.  «Коготки» (см. комплекс 1).

8.  «Хлоп-топ» — услышав звук О, хлопнуть в ладоши, на звук У — топнуть ногой.

9.  «Дождик» (см. комплекс 1).

Комплекс упражнений № 3

1. «Ракета» — выдох со звуком У.

2. Чередование «Улыбки» и «Трубочки» в сопровождении соответствующих гласных звуков и движений рук (см. комплекс 2).

3. Широко открыть рот — руки согнуть в локтях, пальцы разведены с силой. Закрыть рот — пальцы сжать в кулаки.

4. «Качели» (см. комплекс 2).

5. «Болтушка» (см. комплекс 1).

6. «Часики» — руки перед грудью ладонями вперед, пальцы каждой руки плотно прижаты друг к другу.  Движение языка с одновременным движением кистей рук вправо-влево.

8. «Накажем непослушный язычок» — пошлёпывание губами кончика широкого языка, губы при этом растянуты в улыбке. Руки разведены в стороны, кулаки обеих рук сжимаются и разжимаются в такт движениям челюстей.

9.  «Хлоп-топ» — услышав звук А — хлопнуть, звук И — топнуть.

10. «Ёжик и барабан».

С барабаном ходит ежик,              (Дети маршируют по кругу, изображая

Бум-бум-бум!                                   игру на барабане)

Целый день играет ежик,

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами,               (Маршируют, спрятав руки за спину)

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он,                (Подносят ко рту то одной, то другой

Бум-бум-бум!                                    рукой воображаемое яблоко)

Барабан в саду забыл он,               (Разводят руками)

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались,             (Руки на поясе, выполняют прыжки на

Бум-бум-бум!                                   месте)

И удары раздавались,

Бум-бум-бум!

Зайцы здорово струхнули,              (Приседают, сделав «ушки» из ладошек)

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули,

Бум-бум-бум!

Предложенные упражнения в комплексе способствуют улучшению артикуляционной моторики, развитию чувства ритма и координации движений, вырабатывают правильное речевое дыхание, повышают тонус коры головного мозга, готовят руку к письму, а также положительно влияют на эмоциональный фон ребенка. В целом, стимулируют развитие речи ребенка. Занимательная форма преподнесения материала наиболее полно соответствует психологическим возможностям ребенка младшего школьного возраста.

Список использованной литературы:

  1. Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей: Учебное пособие для студентов вузов / Е.Ф. Архипова. — М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.
  2. Верясова Т.В. Система упражнений по развитию ручного и артикуляционного праксиса.  Изд-во: Екатеринбург: 2000.
  3. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие фунций мозга ребёнка: Роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности. — М.,1973.
  4. Крупенчук О. И. Ладушки: Пальчиковые игры для малышей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012.
  5. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей. Изд-во: Каро, 2006.
  6. Полякова М.А. Как правильно учить ребёнка говорить. Стимулирование развития речи детей. Предупреждение и коррекция речевых нарушений. Издание второе, переработанное и дополненное/ Полякова М.А. – М.: Т. Дмитриева, 2014.
  7. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 1989.
Читайте также:  Соц ситуация развития ребенка это

Источник

В данной статье приведен анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме развития моторной сферы у детей. Рассматриваются разные точки зрения на данную проблему. Четко даны характеристики каждого периода развития мелкой моторики пальцев рук детей первого года жизни. Доказана и дальнейшая зависимость развития эмоциональной, волевой, интеллектуальной, речевой сфер ребенка от уровня развития как общей моторики, так и мелкой моторики пальцев рук.

Проблема развития моторной сферы детей дошкольного возраста в общей и специальной психолого-педагогической литературе

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями ученых (И.П. Павлов (1951); А.Р. Лурия (1973); А.А. Леонтьев (1999) и др.).

Формирование сложных движений происходит при участии речи. И наоборот, точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляторных органов – губ, языка, нижней челюсти.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Такими исследователями, как М.М. Кольцова (1973), А.В. Антакова – Фомина (1975), М. Аксенова (1990) и др. доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Они установили прямую зависимость развития речи и тонких движений пальцев рук.

Таким образом, развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Огромное значение для развития устной речи ребенка имеет зрелость, готовность его сенсомоторики.

Именно в старшем дошкольном возрасте повышается способность к координации движений, что неразрывно связано с развитием мозга, с совершенствованием его нервной системы и обнаруживается в растущей возможности дошкольника управлять своими движениями, контроле развивать их В.С. Мухина (1975).

Развитие движений тесно связано с формированием интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер ребенка. Ученые (М.М. Кольцова (1995) и Е.В. Новикова (2000)) отмечают, что умственная и физическая деятельность выступают в единстве и во взаимосвязи.

Многие явления, происходящие в окружающем нас мире и в нашем организме, но могут быть познаны только в результате двигательной активности. Это относится, прежде всего, к представлениям о кинематических, динамических и ритмических  характеристиках движений.

Развития движений оказывают влияние на развитие следующих сторон интеллекта: внимания (овладение сложнокоординированными физическими упражнениями требует его концентрации на выполняемых движениях и ситуациях, сопутствующих движениям), наблюдательности (вследствие развития анализаторов), находчивости и быстроты соображения (предъявляются высокие требования к способности к быстрой и адекватной двигательной ориентации в изменяющейся ситуации), мышления (необходимость вести поиски причин удачных и неудачных движений, осмысливать их цель, структуру и результат и т.д.) (О.С. Бот (1982), Е.В. Новикова (2000), И.С. Лопухина (1997)).

Установлена связь между двигательной и интеллектуальной одаренностью. Дети с активным двигательным режимом имеют, как правило, более высокую и устойчивую академическую успеваемостью Дети с нарушением интеллекта плохо координированы и с большим трудом овладевают двигательными навыками (В.М. Коврыгин (1968), В.Э. Нагорный (1981), И.Ф. Терехова (1983), Е.Е. Шецольд (1974) и др.

М.М. Кольцова (1995) отмечала, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большее влияние на развитие активной речи у ребенка, чем тренировка общей моторики.

Уже давно имелись наблюдения, говорившие о тесной связи функций речи и руки.

Так, давно было известно, что при травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у человека не только утрачивается речь, но и тонкие движения пальцев руки, хотя сама область двигательной проекции оставалась не затронутой.

Развитие речевых зон в правом или левом полушарии, в зависимости от того, является человек правшой или левшой, особенно убедительно показывает связь функции речи и руки.

В чем же заключается связь движений пальцев  рук и речи?

Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.

Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь роль руки – она дала возможность путем указывающих, ограничивающих, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами и выкриками.

Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляторной речью. Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, т.к. люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоить в прямой зависимости от степени тренировки движения пальцев.

В возрасте около пяти месяцев ребенок начинает противопоставлять большой палец другим при охватывании предмета, на 6-м месяце движения захвата становятся более точными. На 7-м месяце появляется артикуляция слогов. В 8-9 месяцев малыш берет предметы двумя пальцами, вслед за этим начинается произношение первых слов.

Исследования Т.П. Хризман и М.И. Звонаревой (1980) указывают на то, что когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Описанные данные электрофизиологических исследований уже прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

С 10 месячного возраста необходимо начинать активную тренировку пальцев ребенка, а до этого полезно делать массаж рук. Важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно эффективными.

Проведены важные исследования, дающие знания о связи и зависимости общей и речевой моторики. Исследования по физиологии движений и физиологии активности И.А. Бернштейна (1948) показали иерархическую уровневую систему регуляции двигательных функций, в том числе и речи.

И.П. Павлов (1951) рассматривал речь как кинестетическое раздражение, идущее в кору от речевых органов. И.А. Бернштейн (1948) отнес речь к высшему уровню организации движений кортикальному речедвигательному уровню символических координаций и психологической организации движений.

Многие ученые считают, что развитие речевого центра в левом полушарии обусловлено ведущей ролью руки в трудовой деятельности.

Связь движений руки с речью была отмечена еще В.М. Бехтеревым (1928), который высказал предположение, что движения пальцев рук стимулируют созревание центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.

Психологи М.О. Гуревич (1960), А.А. Леонтьев (1962) указывали на связь речи и выразительных движений, двигательных и речевых анализаторов, на связь формы произношения с характером движений.

Особенно важны данные о связи между развитием тонкой моторики кисти руки и уровнем развития речи у детей.

По мнению М.М. Кольцовой (1973) есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Ученые указывают, что начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста (С.Е. Гаврина (1997), Н.П. Кутявина (1998) И.Г. Топоркова (1997) и др.)

Уже в младшем возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Читайте также:  Роль искусства в развитии ребенка

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения пальчиковой гимнастики, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и растегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Очень важно для овладения грамотой развитие движений пальцев и кисти руки. Эти движения развиваются у ребенка постепенно в течение  всего дошкольного периода. Если захватывание предметов – шарика, кубика формируется у ребенка примерно к 15 месяцам, то графические движения требуют более сложных координаций. Если специально не упражнять руку ребенка, дети и в шесть лет с трудом выполняют графические упражнения.

В дошкольном возрасте происходит накопление опыта движений, развитие двигательного и зрительного контроля. В этом возрасте у ребенка появляется зрительный, хотя и не достаточно совершенный контроль за движением карандаша в процессе рисования.

В это же время при формировании движений и двигательных навыков очень велика роль подражания, словесного объяснения. В случае недостаточности указанных приемов дети могут при усвоении движений ориентироваться на мускульные ощущения, получаемые с помощью ведения их руки взрослыми.

Интересен онтогенез развития действий рук ребенка.

И.М. Сеченов (1866) был одним из первых ученых, подвергших критике теорию наследственности развития движений ребенка, как результат созревания определенных нервных структур. Он писал, что движения человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

Формирование движений рук начинается постепенно на протяжении уже 1-го полугодия жизни. Первая двигательная функция рук – схватывание, которое сначала проявляется как врожденный рефлекс.

В 4-4,5 месяца у ребенка проявляются простые движения рук, направленные на непосредственный контакт с объектом, однако действия рук носят случайный характер.

В возрасте от 4 до 7 месяцев у ребенка в развитии с предметами наступает следующий этап простого «результативного» действия.

Хватание совершенствуется в 2-х отношениях.

Во-первых, к восьми месяцам ребенок научится приближать руку к предмету без возвратных движений, последовательно.

Во-вторых, малыш научится удерживать предметы пальцами.

Итак, на протяжении первого года младенец овладевает значительным числом действий и движений.

В период от года до трех лет у детей развиваются четыре основных умения – ходьба, бег, лазание, метание. Попутно развиваются и другие полезные движения, особенно кистью и пальцами, совершенствуется координация, устойчивость, ловкость.

Движения детей часто хаотичны и нецелесообразны: неокрепший и плохо координированный аппарат движений еще просто не может обеспечить всех устремлений ребенка.

У детей с нарушением речи может отмечаться небольшое отставание в развитии тех или иных двигательных умений.

С возрастом характер движений у школьников значительно усложняется, но даже в возрасте 5-6 месяцев дети еще не совсем хорошо владеют своим телом. Ребенок не всегда может двигаться свободно, легко, как требует того ситуация. У него еще нет необходимых двигательных навыков, он пока не умеет рассчитывать свои усилия, управлять своими движениями.

Движения детей, имеющих общее недоразвитие речи, характеризуются недостаточной четкостью и организованностью, в неточном удержании позы. В ряде случаев страдает выразительность движений, ловкость, быстрота двигательной реакции.

К 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, отвечающих за развитие мелких мышц кисти. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке — стека). У ребенка развиваются разнообразные действия рук, координация движений обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль.

У большинства детей с общим недоразвитием речи недостаточно развита ручная умелость. Эти дети, как правило, затрудняются в рисовании и письме, в лепке, конструировании, аппликации, неловки в самообслуживании.

Среди этих детей значительную часть составляют неуравновешенные, излишне подвижные дети. Из-за особенностей их нервной системы у них труднее и длительнее вырабатываются  и закрепляются двигательные навыки, особенно в области тонких движений. Их пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью.

Так, В.В. Цвынтарный (1999) предложил занятия, способствующие развитию мелкой моторики рук параллельно с развитием высших корковых функций (памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения). Также, развивая мелкую моторику рук, мы знакомим детей с геометрическими фигурами и счетом. Е. Щепковский (2000) предлагает игры, дающие возможность ограничено сочетать движения пальцев рук с упражнениями в дифференциации звуков.

В.В. Коноваленко и С.В. Коноваленко (1999) разработали примерный комплекс упражнений для пальчиковой гимнастики, а также подобрали упражнения для само массажа кистей и пальцев рук детьми.

Таким образом, анализ уровня развития речи детей  находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Этот факт, должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка речевого развития.

Таким образом, деятельность ребенка выражаются, прежде всего, в движениях.

Первые представления о мире приходят к ребенку через органы чувств, через перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие ребенка.

Для каждого возрастного периода дошкольного детства характерны свои проявления двигательной активности. Дети 4-5 лет приобретают определенные двигательные навыки и умения: их движения более координированы, чем у детей раннего возраста, они владеют основными умениями, такими как бег, прыжки, лазание и др., у них достаточно хорошо развита мелкая моторика рук.

У детей с общим недоразвитием речи отмечается недоразвитие общей и мелкой моторики, что указывает на необходимость уделять внимание развитию данных умений, причем работа должна проводиться регулярно.

Речь и движения ребенка тесно взаимосвязаны. Речевое развитие напрямую зависит от развития общей и мелкой моторики ребенка.  Поэтому, развивая руку ребенка, мы развиваем его речь.

Иванова Оксана Николаевна,
учитель-логопед, МБДОУ детский сад
комбинированного вида №153, Ульяновск

Список использованной и рекомендуемой литературы:

1.    Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи // Дошкольное воспитание, 1990, № 8. – С. 62-65.
2.    Бот О.С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология, 1983, № 1. – С. 3-5.
3.    Бот О.С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук у детей с ЗПР. Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 1982. – 72 с.
4.    Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 185с.
5.    Как подготовить руку ребенка к письму. Комплекс упражнений для тренинга мышц руки. / Под ред. Е.В. Новиковой. – М.: Тандем, 2000. – 18с.
6.    Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Просвещение, 1973. – 156 с.
7.    Лопухина И.С. Логопедия: речь, ритм, движение. – С-Пб.: Дельта, 1999. – 57 с.

 Loading …

Источник