Развитие моторно двигательной сферы ребенка
За первый год жизни ребенка происходит значительный скачок в двигательном развитии и развитии психомоторики. Наряду с импульсивными дети начинают выполнять и произвольные движения: перекатываются и переворачиваются, садятся, встают, ползают, ходят. Все эти движения относятся к общей моторике (табл. 4.4). Способность перемещения в пространстве возникает уже на первом месяце жизни, когда ребенок начинает поднимать головку. В дальнейшем появляется перекатывание, которое является основой для более поздних и сложных перемещений – ходьбы и бега. Примерно к полугоду ребенок начинает сидеть, затем – переползать и ползать. Переползание или низкое ползание характеризуется тем, что живот не отрывается от пола. Высокое ползание появляется в семь-восемь месяцев и свидетельствует о готовности ребенка к ходьбе. В этот же период появляется способность стоять достаточно продолжительное время. Ходить с посторонней помощью дети чаще всего начинают с девяти-десяти месяцев. К году многие дети ходят довольно уверенно, однако визуальный контроль за своими шагами сохраняют.
Таблица 4.4
Показатели двигательного развития ребенка на первом году жизни’
Название реакции | Приблизительный возраст появления |
Лежа на спине, совершает беспорядочные изолированные сгибания и разгибания рук и ног | 1 мес. |
Лежа на животе, приподнимает голову | 2 мес. |
Лежа на животе, поднимает голову по средней линии на 45“ и удерживает ее (неустойчиво). Лежа на спине, удерживает голову по средней линии | 3 мес. |
Лежа на животе, поднимает голову на 45-90° (грудь приподнята, опирается на предплечья, локти на уровне или впереди плеч). Лежа на спине, прижимает голову к груди по средней линии и сводит руки вместе. Лежит на животе, ноги раздвинуты в стороны, больше опирается на одну руку | 4 мес. |
Сидя с поддержкой за поясницу, удерживает голову прямо. Лежа на спине, трогает ручками колени. Когда тянут за ручки, пытается присесть | 5 мес. |
Лежа на спине, разгибая шею и спину, перекатывается на бок. Лежа на животе, опирается на вытянутые руки (кисти раскрыты, грудь приподнята, подбородок опущен). Сидит (если посадить) с опорой на руки, свободно поворачивает голову в стороны | 6 мес. |
Лежа на спине, поднимает ноги вверх и трогает ступни. Лежа на животе, опирается на предплечье одной руки, другой тянется за игрушкой. Посаженный сидит с прямой спиной без поддержки, руки свободны. Может наклоняться вперед, назад и в стороны, но легко теряет равновесие | 7 мес. |
Лежа на животе, разгибается, приподнимает голени и вытянутые в сторону руки («ласточка»). Лежа на животе, поворачивается по кругу. Устойчиво сидит без поддержки, может при этом свободно заниматься игрушкой. Стоит с поддержкой за грудь, пытается «пружинить» на ножках (туловище слегка наклонено вперед). Лежа на боку, приподнимает голову | 8 мес. |
Сидя без опоры, поворачивает туловище в сторону и берет предмет, оборачивается и смотрит назад. Стоит с поддержкой | 9 мес. |
Встает на четвереньки (на колени и кисти) из положения на животе, может раскачиваться на четвереньках вперед-назад. Из позы на четвереньках высоко поднимает одну руку, чтобы достать предмет. Сидя без поддержки, не падает, когда тянется в сторону. Встает на четвереньки из положения сидя. Ходит, держась двумя руками | 10 мес. |
Встает, держась за опору. Стоя, держится за опору и раскачивается, переступая с ноги на ногу. Садится из положения на четвереньках. Стоит, придерживаясь одной рукой. Поворачивается и тянется другой рукой за игрушкой. Подтягивается на руках, чтобы встать, использует позицию стоя на одном колене. Присаживается и (или) наклоняется, держась за опору | 11 мес. |
Ходит, держась одной рукой | 1 год |
Наряду с общей моторикой развивается и мелкая моторика рук – сложные движения становятся возможными в результате совершенствования зрительно-моторной координации, но ее становление происходит значительно позднее (табл. 4.5).
Координация движений глаз и рук развивается постепенно. Так, в период новорожденности хватательные движения являются рефлекторными, и дети чаще используют визуальное «общение» с окружающими объектами. С третьего-четвертого месяца ребенок может стучать по различным предметам кулачком, хватать предметы, подносить их ко рту. К четырем-пяти месяцам дети целенаправленно тянут руки к понравившемуся им предмету. Они водят при этом глазами от руки к предмету и обратно, что помогает координировать положение руки относительно предмета. К полугоду у детей развивается навык зрительного управления движениями рук: они могут достать предмет, глядя на него. Это свидетельствует о сформировавшейся взаимосвязи между зрительной и двигательной системами. Примерно после 10 месяцев появляется способность манипулировать разными предметами с использованием обеих рук. Многие начинают отдавать предпочтение какой-то одной руке. К концу первого года многие дети могут бросать предметы, часто в определенном направлении.
Особенно большое значение для психического развития имеет появление акта хватания как первого целенаправленного действия ребенка, которое является обязательным фактором, основой освоения действий с предметами. Акт хватания формируется благодаря ситуативно-личностному общению со взрослым.
Таблица 4.5
Закономерности развития движений рук младенца
Название реакции | Приблизительный возраст появления | |
Изолированные хаотические движения рук | 2 мес. | |
Лежа на спине, подносит ручки ко рту. Захватывает предмет, который касается ладони или пальцев. Сжимает и разжимает пальцы, когда в руку попадают податливые предметы: бумага, ткань и т.п. Смотрит на движения своей руки | 3 мес. | |
Тянется к увиденному предмету одной или двумя руками, кисти раскрыты. Сводит ручки по средней линии, тянет их вверх, смотрит на них, играет ими. Трясет погремушкой, вложенной в руку | 3,5-4 мес. | |
Лежа на спине, тянется к увиденному предмету, хватает его двумя руками и тянет в рот. Лежа на спине, тянется к увиденному предмету одной рукой и хватает его. Водит пальцами по поверхности игрушки | 4,5 мес. | |
Тянет предмет, находящийся в руке, в рот. Большую часть времени кисти раскрыты. Лежа на животе, одной рукой опирается, другой – тянется за игрушкой | 5 мес. | |
Начинает приспосабливать кисть под форму и размер захватываемого предмета. Лежа на спине, держит в одной руке игрушку, другой тянется ко второй игрушке и захватывает ее. Перекладывает предмет из руки в руку | 6 мес. | |
Тянется к удаленному предмету. Смотрит на мелкий предмет и пытается его загрести всеми пальцами. Вращает кистью с удерживаемой игрушкой | 7 мес. | |
Рассматривает то один предмет, который держит в руках, то другой. Поднимает предмет двумя руками. Берет увиденный мелкий предмет тремя-четырьмя пальцами (щепотью). Отталкивает мяч в случайном направлении | 8 мес. | |
Стучит предметом о предмет. Хлопает в ладоши | 9 мес. | |
Ощупывает людей и предметы. Берет мелкий предмет двумя пальцами: большим и боковой поверхностью указательного (неточный «пинцетный захват») | 10 мес. | |
Взятый предмет не тянет в рот сразу, а сначала манипулирует им (5-10 с): трясет, ощупывает, бьет им по чему-либо, рассматривает. Бросает предметы в игре | 11 мес. | |
Берет мелкий предмет двумя пальцами (кончиками большого и указательного) – точный «пинцетный захват». Одной рукой держит игрушку, другой с ней играет | 1 год |
Существуют три варианта объяснения психологических механизмов появления акта хватания предметов:
- • взрослый стимулирует недифференцированную двигательную активность ребенка, спонтанные движения которого приводят к случайному прикосновению рук с определенными предметами; исходя из этого направленность на предметы и действия с ними возникают независимо от взрослого, в результате хаотичных спонтанных движений ребенка;
- • общение со взрослым, являющимся для младенца наиболее информативным, привлекательным объектом, оказывает стимулирующее и развивающее влияние на перцептивные и сенсорные способности ребенка, которые, достигнув определенного уровня, переносятся на окружающие предметы;
- • интерес ребенка к предметам, вызывающий целенаправленные предметные действия, возникает через отношение взрослого к данным предметам, который выделяет для младенца отдельные предметы и привлекает к ним его внимание.
Полученные в исследованиях Е. О. Смирновой данные опровергли первые две гипотезы и позволили обосновать психологические механизмы влияния взрослого на формирование предметных действий ребенка младенческого возраста: взрослый, являясь эмоциональным центром ситуации общения, наделяет предмет субъективной значимостью и тем самым выделяет этот предмет. В результате этого ребенок сосредоточивает свое внимание на предмете и начинает целенаправленно тянуться к нему. Сущность данного встречного активного движения заключается в единстве сенсорного и двигательного начала. Эмоциональная притягательность предмета, побуждающая первое встречное действие ребенка к нему и обеспечивающая формирование сенсомоторного единства, первоначально возникает через общение ребенка со взрослым, опосредованное этим предметом.
Первоначально всеми предметами ребенок действует одинаково: ощупывает, бросает, трясет, облизывает, кладет себе в рот и пр. Данные действия не зависят от свойств предметов и их функционального предназначения и поэтому называются неспсцифическими. Однообразие этих действий не способствуют познанию всех свойств предметов, поэтому интерес ребенка к конкретному предмету быстро исчезает и он переключается на другой.
На протяжении второго полугодия интенсивно развиваются хватательные и манипулятивные действия младенца. Сначала все предметы ребенок пытается схватить одинаковым способом, прижимая пальцы к ладони. Рука, которая тянется за предметом, движется наугад. В дальнейшем, на 5-7-м месяце жизни, происходит постепенное совершенствование хватания по следующим направлениям:
- • повышается точность и целенаправленность движений руки;
- • появляется противопоставление большого пальца к остальным пальцам;
- • возрастает зависимость положения пальцев от особенностей предмета, который берет ребенок.
Совершенствование акта хватания способствует усложнению манипулятивных действий. Дети начинают замечать результаты своих действий и активно их воспроизводить, в чем проявляется направленность на результат, возникающий при действиях с предметом.
Дальнейшее развитие манипуляций состоит в том, что дети начинают выполнять действия не только с одним, но и одновременно с двумя предметами, что направлено на попадание предмета в определенное место или расположение двух предметов в определенном взаимном положении.
К концу года дети начинают замечать наряду с прямыми также и косвенные результаты своих действий с предметами. Все эти действия вызывают у них положительные эмоциональные реакции, и они стремятся многократно повторять их. С помощью взрослого возможности действия младенца расширяются: взрослый показывает различные свойства предмета и новые способы действия с ним. К концу года дети начинают осваивать специфические действия с предметами.
Таким образом, на первом году жизни происходит интенсивное физическое развитие ребенка: развивается и общая и мелкая моторика, совершенствуются механизмы регуляции тонуса и силы сокращения мышц, координации движений. К концу года ребенок начинает овладевать ходьбой, складываются важные предпосылки для овладения предметными действиями – совершенствование акта хватания и появление первых специфических действий с предметами.
Источник
В младенческом периоде наблюдается несоответствие формирования двигательной и рецепторной сферы. Развитие сенсорных процессов протекает интенсивнее, активнее, чем моторики (в отличие от животных). Уже на 1-м мес. у младенца появляется потребность в движении (беспокойство при тугом пеленании).
В условиях хронической гиподинамики у детей развиваются компенсаторные двигательные акты – раскачивание тела из стороны в сторону, рассматривание своих рук, навязчивые движения руками, сосание пальцев и т.п. Они быстро закрепляются и мешают развитию нужных для ребенка движений.
На протяжении 1-го года жизни у ребенка складываются и закрепляются следующие виды движений и действий:
Прогрессивные
Движения:
— удерживание головки;
— сиденье;
— ползанье;
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
— передвижение на четвереньках;
— принятие вертикального положения тела;
— первые попытки ходьбы.
Действия:
— тянется к предметам;
— схватывает и удерживает их; манипуляция (размахивание, бросание, постукивание)
Прогрессивные движения и действия способствуют:
— получению новых впечатлений;
— ознакомлению с новыми предметами и их свойствами.
Значение: — необходимы для психического развития ребенка;
— показатель достижения уровня психического развития.
Тупиковые:
— сосание пальцев;
— рассматривание руки, поднесение ее к лицу, ощупывание рук;
— раскачивание на четвереньках.
Тупиковые действия ограничивают познание окружающего мира.
Формирование двигательной активности
Перемещение в пространстве
Ползанье — наблюдается в конце первого – начале второго полугодия. Одна из основных причин – ребенок пытается достать игрушку. Сначала тянется то одной, то другой рукой, продвигаясь вперед. Ножки при этом остаются неподвижными («низкое» ползанье»). Затем – «высокое» ползанье (передвижение на четвереньках).
Ходьба — подготовительный период: учится подниматься на ножки, стоять, держаться за опору, переступать стоя без опоры.
Затем — ходьба с опорой.
Большая роль взрослых – побуждать ребенка к ходьбе, а не ползанью.
Хватание
До 4-5 нед. – при нерезких звуках и зрительных раздражениях – торможение движений.
1,5-3 мес. – реакцию оживления сопровождают импульсивные движения.
Период преддействий (от 2,5 до 4,5 мес.) – увидев предмет, ребенок долго фиксирует его взглядом, затем начинает шевелиться, ощупывать кисти собственных рук, но не делая пока никаких движений в сторону предмета.
Только после того, как предмет несколько раз был вложен в руку ребенка и зрительные и осязательные ощущения у него ассоциировались (т.е. установилась условная связь), появляются неловкие и неточные движения рук в сторону предмета; ребенок цепляется за него пальцами
На этом этапе начинается:
— развитие произвольного характера движений;
— комплексное восприятие предметов – ощупывание и разглядывание объекта, поворот головы в сторону звучащего предмета.
4 мес. – ощупывает случайно задетый предмет, появляется повторное похлопывание по нему рукой и охватывание.
4,5-5 мес. – свободно достают, захватывают и удерживают предмет 2-мя руками.
6 мес. – достают игрушку одной рукой.
Но, хватание еще несовершенно: рука движется петлеобразно, по дуге, часто отклоняется от нужного направления, все предметы хватает одинаково – прижимает все пальцы к ладони.
Однако, действия ребенка становятся результативными, т.к. он повторно притягивает или отталкивает предмет, размахивает им, стаскивает один предмет с другого. Демонстрирует недовольство, если не может достать игрушку, и успокаивается, когда достаёт.
7-8 мес. – последовательное и точное приближение руки к предмету, схватывание и удержание его пальцами.
9 мес. – расположение пальцев уже зависит от формы и величины предмета:
— мелкий предмет — нацеливается 2-мя пальцами (указательным и большим);
— большой предмет — раскрывает все пальцы.
Появляются указательные движения пальцами, тем самым ребенок противопоставляет большой палец остальным.
10-11 мес. – прежде, чем взять предмет, заранее складывает пальцы в соответствии с его формой и величиной.
Таким образом, хватание является важнейшим новообразованием младенчества.
Манипулирование предметами
Овладев захватом предмета, ребенок начинает совершать с ним простые манипуляции: размахивать, тянет в рот, стучит, трясет, бросает. Здесь ребенок еще не учитывает назначение предметов (погремушкой, ложкой, палочкой, карандашом он манипулирует совершенно одинаково). Постепенно малыш замечает, что некоторые предметы при размахивании или сжимании могут пищать, бренчать. И он начинает специально проделывать все это, ожидая определенного результат
Во втором полугодии ребенок усваивает сложные манипуляции, подражая взрослым: укладывание, вкладывание, нанизывание, открывание и т.п. с 2-3 предметами.
К концу младенчества в манипуляциях появляется важная особенность: усвоив какое-либо действие, ребенок пытается применить его в разных условиях, выполнить с разными предметами, как бы выясняя, подходит ли для этого новый предмет.
Произвольность движений и действий
В течение 1-го г.ж. ребенок до известной степени овладевает движениями собственного тела. Из непроизвольных — рефлекторных и импульсивных, вызываемых чувствами, — движения младенца постепенно превращаются в произвольные, управляемые.
Но это касается именно движений, а не действий в целом.
Младенец еще не ставит перед собой осознанные цели. Если он тянется к игрушке, то не потому, что решил взять ее, а потому, что сама игрушка привлекает, как бы «притягивает» его к себе.
Таким образом, в младенчестве впервые появляются произвольные движения, но произвольных действий еще нет.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
Источник