Развитие мотивов поведения и формирования самосознания ребенка
Мотивационная сфера дошкольника развивается активно, формируются различные типы мотивов поведения, возникают новые, типичные для дошкольного возраста.
Формирование самосознания находится во взаимосвязи с развитием мотивационной сферы. На основе их развития у ребенка появляется осознание своего социального Я и формирования внутренней позиции.
Основой мотивов являются первичные (природные) и вторичные (приобретенные) потребности, которые отражаются в форме переживаний, чувств, интересов, представлений, мыслей, идей, понятий, нравственных идеалов, убеждений и т.
Общая характеристика мотивов поведения ребенка
Одно и то же деятельность может быть вызвана различными мотивами, которые находятся в определенной субординации: одни играют ведущую роль, другие — второстепенную. Соотношение их образует систему мотивов определенного акта поведения.
Мотив раскрывает смысл, который имеют для человека его действия и поступки, их жизненное значение. Он сложный индивидуальных характер.
Мотив (франц. Motif, лат. Motus — движение) — осознанная причина действий и поступков человека.
Будучи осознанным, мотив поведения ребенка является движущей силой в ее развитии.
Под влиянием развития внутренней структуры личности, внешних обстоятельств его жизнедеятельности мотивы поведения динамично меняются.
Мотивация — система мотивов, которая определяет конкретные формы поведения, деятельности человека.
Раскрытие причин поведения, действий и поступков человека предполагает анализ совокупности мотивов, которыми обусловлено конкретное поведение. Понять ребенка значительно проще, чем взрослого человека, поскольку мотивы его поступков заметны во всем.
На разных возрастных этапах мотивация обусловливается ведущими видами деятельности и социальной ситуацией развития.
В дошкольном возрасте, ребенок знает и умеет много, но показателем сформированности личности является ее внутренняя структура, которую образуют мотивы поведения, под влиянием которых она действует, воля и чувства.
Наибольшее влияние на поведение детей дошкольного возраста имеют типичные для них мотивы, связанные с интересом к миру взрослых, стремлением действовать, как они. Желание быть похожим на взрослого руководит малышом и в ролевой игре. Его часто используют в воспитании ребенка: «Ты же большой, а большие одеваются сами», «Мужчины не плачут».
В поведении детей постоянно оказываются игровые мотивы «связаны с интересом к процессу игры, которые переплетаются со стремлением действовать, как взрослые. Также эти мотивы окрашивают поведение ребенка, создают неповторимую специфику дошкольного детства. Иногда они порождают недоразумения, когда ребенок выдает желаемое за действительное «Мы с папой катались на лодке, перевернулся …». Высказывания о том, чего не было, не дают оснований считать мальчика лжецом, ведь он создает воображаемую ситуацию, в которой из игры фантазия переместилась в рассказ. Любое дело ребенок может превратить в игру: иногда кажется, что она занята серьезным делом, а на самом деле — играет, создав для себя вымышленную ситуацию. Например, во время психологического исследования детям предлагали из изображений четырех предметов (человек, лев, конь и виз) отобрать «лишний «. Дети назвали лишним льва, пояснив:» Дядя запряжет лошади в телегу и поедет, а для чего ему лев? Лев может съесть и его, и коня, поэтому его нужно отправить в зоопарк «.
Важное значение в поведении дошкольника имеют мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми. Каждый ребенок нуждается доброжелательного отношения окружающих. Своими действиями она пытается заслужить их одобрение. Стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми заставляет ребенка считаться с их мнения и оценки, выполнять установленные ими правила поведения.
С повзрослением все большее значение приобретает для детей отношение к ним сверстников. Например, 3-летний ребенок, пришедший в дошкольное учреждение, первые месяцы будто не замечает других детей, не учитывает их в своем поведении (может занять стульчик у соседа, если захочет сесть).
Однако с развитием совместной деятельности, формированием детского коллектива получения положительной оценки, симпатии сверстников становятся действенным мотивом поведения дошкольника. Особенно стараются они получить симпатию авторитетных в группе сверстников или тех, кто нравится им лично. Для воспитателя важно, чтобы ребенок получала признание сверстников своими личностными качествами, стараниями и результатами в игровой, продуктивной деятельности, а не спекулятивным путем.
В дошкольном детстве развиваются мотивы самолюбия, самоутверждения. Они проявляются в желании выделиться среди других, добиться того, чтобы ее уважали и слушались, обращали на нее внимание, выполняли ее просьбы, выражает стремление детей выполнять главные роли в играх. Стремление к самоутверждению 3-5-летних детей свидетельствуют приписывание ними себе положительных качеств, без особых переживаний о соответствии их действительности, преувеличение своей смелости, силы и тому подобное. Например, на вопрос, силен он, малыш, не задумываясь, отвечает, что может поднять большой камень.
При определенных условиях стремление к самоутверждению может привести и негативные проявления (капризы, упрямство). Капризы вроде проявлений негативизма детей в период кризиса 3-х лет, в основном является следствием неправильного отношения к ребенку, закрепленные негативных форм взаимоотношений с ней. Прибегая к нему, ребенок пытается обратить на себя внимание, доказать что-то взрослым. Такими обычно становятся безынициативны дети, которые не могут удовлетворить стремление к самоутверждению другими путями, в частности в общении со сверстниками.
На протяжении дошкольного детства мотивы поведения ребенка существенно изменяются. Младший дошкольник, как и ребенок раннего возраста, в основном действует под влиянием ситуативных чувств и желаний, не осознавая того, что заставляет его к определенным поступкам. Более осознанной является деятельность старшего дошкольника, что выражается в его способности объяснить, почему поступил так, а не иначе.
Один и тот же поступок детей разного возраста имеет разные причины: 3-летний малыш бросает курам крошки, чтобы посмотреть, как они совпадают и клюют, а 6-летний — чтобы помочь маме по хозяйству.
О развитии мотивов поведения ребенка свидетельствуют:
1) превращение эпизодических, разрозненных (иногда противоречивых) побуждений на систему относительно последовательных мотивам. Например, 6-7-летние дети, для которых имеет значение общественное мнение, всегда считаться в своих поступках интересы, оценки товарищей. Об этом заботиться даже дети, которые находятся в группе в роли лидеров. Последовательность и системность мотивов дошкольника имеет еще относительный и неустойчивый характер, поэтому его поведение нередко бывает неожиданной для воспитателя, подчиняется эмоционально сильном побуждению (оскорбление, большое желание), следствием чего является нарушение хорошо известных ему правил;
2) четкое проявление побудительной силы различных мотивов. Например, задача игрового характера (найти скрытый флажок) имеет наибольшую побудительную силу для младших дошкольников; трудовое задание (сделать куклы для спектакля) — для 5-6-летних детей; интеллектуальные задачи (составление флажка из мозаики) — для старших дошкольников.
С осознанием себя и своего места в мире взрослых типы мотивов поведения дошкольника меняются качественно: появляются другие причины, ситуативные желания перемещаются на задний план.
Источник
§ 1. Содержание мотивов поведения дошкольника. Формирование системы мотивов
Общая характеристика мотивов поведения ребенка.Мотивы поведения ребенка существенно изменяются на протяжении дошкольного детства. Младший дошкольник большей частью действует, как и ребенок в раннем детстве, под влиянием возникших в данный момент ситуативных чувств и желаний, вызываемых самыми различными причинами, и при этом не отдает себе ясного отчета в том, что заставляет его совершать тот или иной поступок. Поступки старшего дошкольника становятся гораздо более осознанными. Во многих случаях он может вполне разумно объяснить, почему поступил в данном случае так, а не иначе.
Один и тот же поступок, совершенный детьми разного возраста, часто имеет совершенно разные побудительные причины. Трехлетний малыш бросает курам крошки, чтобы посмотреть, как они сбегаются и клюют, а шестилетний мальчик — чтобы помочь матери по хозяйству.
Вместе с тем можно выделить некоторые виды мотивов, типичных для дошкольного возраста в целом, оказывающих наибольшее влияние на поведение детей. Это прежде всего мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать, как взрослые. Желание быть похожим на взрослого руководит ребенком в ролевой игре. Нередко подобное желание может быть использовано и как средство, позволяющее добиться от ребенка выполнения того или иного требования в повседневном поведении. «Ты ведь большой, а большие одеваются сами»,— говорят ребенку, побуждая его к самостоятельности. «Большие не плачут» — сильный аргумент, заставляющий ребенка сдержать слезы.
Другая важная группа мотивов, постоянно проявляющихся в поведении детей,— мотивы игровые, связанные с интересом к самому процессу игры. Эти мотивы появляются в ходе овладения игровой деятельностью и переплетаются в ней со стремлением действовать, как взрослый. Выходя за пределы игровой деятельности, они окрашивают все поведение ребенка и создают неповторимую специфику дошкольного детства. Любое дело ребенок может превратить в игру. Очень часто в то время, когда взрослым кажется, что ребенок занят серьезным трудом или прилежно чему-либо учится, он в действительности играет, создавая для себя воображаемую ситуацию. Так, например, в одном психологическом исследовании детям предлагали из изображений четырех предметов — человека, льва, лошади и повозки -г- отобрать «лишний». Дети в этих условиях считали лишним льва и так объясняли свой выбор: «Дядя запряжет лошадь в повозку и поедет, а зачем ему лев? Лев может съесть и его и лошадь, его нужно отправить в зоосад».
Большое значение в поведении ребенка-дошкольника имеют мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми. Хорошее отношение со стороны окружающих необходимо ребенку. Желание заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых является одним из основных рычагов его поведения. Многие действия детей объясняются именно этим желанием. Стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми заставляет ребенка считаться с их мнениями и оценками, выполнять устанавливаемые ими правила поведения.
По мере развития контактов со сверстниками для ребенка становится все более важным их отношение к нему. Когда ребенок трехлетнего возраста приходит впервые в детский сад, он может в течение первых месяцев как бы не замечать других детей, он 172
действует так, как будто их вовсе нет. Он может, например, потащить стульчик из-под другого ребенка, если сам хочет сесть. Но в дальнейшем положение изменяется. Развитие совместной деятельности и образование детского общества приводят к тому, что завоевание положительной оценки сверстников и их симпатии становится одним из действенных мотивов поведения. Особенно стараются дети завоевать симпатию тех сверстников, которые им нравятся и которые пользуются популярностью в группе.
В дошкольном детстве развиваются мотивы самолюбия, самоутверждения. Их исходный пункт — возникающее на рубеже раннего детства и дошкольного возраста отделение себя от других людей, отношение к взрослому как к образцу поведения. Взрослые не только ходят на работу, занимаются почетными в глазах ребенка видами труда, вступают между собой в различные взаимоотношения. Они также воспитывают его, ребенка, предъявляют требования и добиваются их исполнения. И ребенок начинает претендовать на то, чтобы и его уважали и слушались другие, обращали да него внимание, исполняли его желания.
Юдно из проявлений стремления к самоутверждению — притязания детей на исполнение главных ролей в играх. Показательно, что дети, как правило, очень не любят брать на себя роли детей. Всегда гораздо привлекательнее роль взрослого, облеченного уважением и авторитетом.
У детей трех — пяти лет самоутверждение обнаруживается и в том, что они приписывают себе все известные им положительные качества, не заботясь о соответствии их действительности, преувеличивают свою смелость, силу и т. п. На вопрос, сильный ли он, ребенок отвечает, что, конечно, он сильный, ведь может поднять «даже слона».
Стремление к самоутверждению при известных условиях может приводить к отрицательным проявлениям в форме капризов и упрямства.
6,0,3. Девочка Шура, в которой родители, как говорится, души не чают, мучит их постоянными капризами. «Не знаем,— пишет мать,— чем угодить ей: исполнишь одно, она требует другого. Не помогают ни ласка, ни просьба, ни угрозы, ни наказания. Сидит за обедом, ничего кушать не хочет. А то вдруг ей что-либо захочется — дай, да и только. Откуда я возьму? Не от болезни ли какой капризничает? Дайте нам совет».
7,0,8. Миша вдруг без всякой причины, когда надо идти на прогулку, отказывается одеваться, и никакие уговоры не могут сломить его каприза: чем больше просишь и настаиваешь, тем больше каприз разгорается. Миша бросается на пол, кричит, топает ногами.
6,0,10. Маня из-за какого-либо пустяка раскапризничается, со всеми поссорится и весь день сидит, насупившись, смотрит волком и ни с кем не говорит. (По материалам Е. А. Аркина.)
Капризы дошкольников очень напоминают проявления негативизма, который наблюдается у многих детей в период кризиса трех лет. Капризы нередко и являются следствием неправильного подхода к ребенку в этот период, закрепления возникших отрица-
тельных форм взаимоотношений. Но психологическая природа капризов отличается от «кризисных» форм поведения, в которых ребенок пытается утвердить свою самостоятельность. Каприз — средство обратить на себя всеобщее внимание, «взять верх» над взрослыми. Капризными, как правило, становятся ослабленные, безынициативные дети, которые не могут удовлетворить стремление к самоутверждению другими путями, в частности в общении со сверстниками.
В период дошкольного детства происходит формирование новых видов мотивов, связанных с усложнением деятельности детей. К ним относятся познавательные и соревновательные мотивы.
Уже в три-четыре года ребенок может буквально засыпать окружающих вопросами: «Что это?»; «А как?»; «Зачем?» и т. п. Позднее преобладающим становится вопрос «Почему?». Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент». Хорошо известно, как любят дети «потрошить» игрушки, стараясь узнать, «что у них внутри».
Эти факты часто считают показателем присущей детям дошкольного возраста любознательности. Однако на самом деле детские вопросы далеко не всегда выражают их познавательный интерес, стремление получить какие-либо новые сведения об окружающем мире. Большая часть вопросов, которые задают младшие и средние дошкольники, преследует цель привлечь внимание взрослого, вызвать его на общение, поделиться с ним возникшим переживанием. Дети часто не ждут и не дослушивают ответов на свои вопросы, перебивают взрослого и перескакивают к новым вопросам. Только постепенно под влиянием взрослых, которые обучают ребенка, сообщают ему разнообразные знания (в том числе доступно и обоснованно отвечают на его вопросы), ребенок начинает все больше и больше интересоваться окружающим, стремиться к тому, чтобы узнать что-то новое.
Дети младшего дошкольного возраста часто выслушивают объяснения взрослых только в том случае, если полученные сведения нужны им для использования в игре, рисования или другой практической деятельности. Их попытки догадаться о причинах тех или иных явлений или проводимые детьми «эксперименты» тоже связаны обычно с затруднениями, возникающими в практической деятельности. И лишь к старшему дошкольному возрасту интерес к знаниям становится самостоятельным мотивом действий ребенка, начинает направлять его поведение.
Ребенок трех-четырех лет не сравнивает своих достижений с достижениями сверстников. Стремление к самоутверждению и желание получить одобрение взрослых выражаются у него не в попытках сделать что-либо лучше других, а в простом приписывании себе положительных качеств или в выполнении действий, получающих положительную оценку взрослого. Так, младшие
дошкольники, которым предложили играть в дидактическую игру и объяснили, что победитель получит в награду звездочку, предпочитали все действия выполнять сообща, а не по очереди (как требовали условия игры), и не могли удержаться от подсказки сверстнику, если им был известен правильный ответ. Что же касается звездочки, то каждый ребенок требовал ее независимо от результата, которого он достиг.
Развитие совместной деятельности со сверстниками, особенно игр с правилами, способствует тому, что на основе стремления к самоутверждению возникает новая форма мотивов — стремление выиграть, быть первым. Почти все настольные игры, предлагаемые детям среднего и особенно старшего дошкольного возраста, и большая часть спортивных игр связаны с соревнованием. Некоторые игры прямо так и называются: «Кто ловче?», «Кто быстрее?», «Кто первый?» и т. п. Старшие дошкольники вносят соревновательные мотивы и в такие виды деятельности, которые сами по себе соревнования не включают. Дети постоянно Сравнивают свои успехи, любят прихвастнуть, остро переживают промахи, неудачи.’
Особое значение в развитии мотивов поведения имеют нравственные мотивы, выражающие отношения ребенка к другим людям. Эти мотивы изменяются и развиваются на протяжении дошкольного детства в связи с усвоением и осознанием нравственных норм и правил поведения, пониманием значения своих поступков для других людей. Первоначально выполнение общепринятых правил поведения выступает для ребенка лишь как средство поддержания положительных взаимоотношений со взрослыми, которые этого требуют. Но поскольку одобрение, ласка, похвала, которые ребенок получает за’ хорошее поведение, приносят ему приятные переживания, постепенно само выполнение правил начинает восприниматься им как нечто положительное и обязательное. Младшие дошкольники поступают в соответствии с нравственными нормами только по отношению к тем взрослым или детям, к которым испытывают симпатию. Так, ребенок делится игрушками, сладостями со сверстником, которому он симпатизирует. В старшем дошкольном возрасте нравственное поведение детей начинает распространяться на широкий круг людей, не имеющих с ребенком непосредственной связи. Это связано с осознанием детьми нравственных норм и правил, пониманием их общеобязательности, их действительного значения. Если четырехлетний мальчик на вопрос, почему не следует драться с товарищами, ответит: «Драться нельзя, а то попадешь прямо в глаз» (т. е. ребенок учитывает неприятные последствия от поступка, а не сам поступок), то к концу дошкольного периода появляются ответы уже иного порядка: «Драться с товарищами нельзя, потому что стыдно обижать их».
К концу дошкольного детства ребенок понимает значение выполнения нравственных норм как в собственном поведении, так
и в оценке им поступков литературных персонажей. Пятилетний Боря, прослушав рассказ Льва Толстого «Косточка», сказал: «Ему стыдно стало, и он заплакал. Он папе неправду сказал. Так нехорошо».
Среди нравственных мотивов поведения все большее место начинают занимать общественные мотивы — желание сделать что-то для других людей, принести им пользу. Уже многие младшие дошкольники могут выполнить несложное задание ради того, чтобы доставить удовольствие другим людям: под руководством воспитателя изготовить флажок в подарок малышам или салфеточку в подарок маме. Но для этого нужно, чтобы дети ярко представляли себе людей, для которых они делают вещь, испытывали к ним симпатию, сочувствие. Так, чтобы младшие дошкольники довели до конца работу над флажками, воспитатель должен в яркой, образной форме рассказать им о маленьких детях, воспитывающихся в яслях, об их беспомощности, о том удовольствии, которое им может доставить флажок.
По собственной инициативе выполнять работу для других дети начинают значительно позднее — с четырех-, пятилетнего возраста. В этот период дети уже понимают, что их поступки могут приносить пользу окружающим. Когда младших дошкольников спрашивают, почему они выполняют поручения взрослых, они обычно отвечают: «Мне нравится»; «Мама велела». У старших дошкольников ответы на тот же вопрос носят другой характер: «Помогаю, потому что бабушке и маме трудно одним»; «Я люблю маму, поэтому помогаю»; «Чтобы помочь маме и все уметь». По-разному ведут себя дети разных дошкольных возрастных групп и в играх, где от действий каждого ребенка зависит успех команды, к которой он принадлежит. Младшие и часть средних дошкольников заботятся только о собственном успехе, в то время как другая часть средних и все старшие дети действуют, чтобы обеспечить успех всей команде.
У старших дошкольников можно наблюдать вполне сознатель
ное выполнение нравственных норм, связанных с помощью другим
людям. *
В одном из детских садов дети собирались на прогулку. Мальчуган лет шести заботливо помогал маленькой девчурке. Застегнул пальто, завязал платок, надел варежки; взяв ее за руку, встал у выхода. Кто-то из взрослых спросил: «Это сестренка твоя?» Ребенок удивленно посмотрел и ответил: «Нет, не сестренка! Просто маленькая,— и добавил: — маленьким надо помогать». (Из наблюдений И. Р. Ключаревой.)
Соподчинение мотивов.Изменения в мотивах поведения на протяжении дошкольного детства состоят не только в том, что меняется их содержание, появляются новые виды мотивов. Между разными видами мотивов складывается соподчинение, иерархия, мотивов: одни из них приобретают более важное значение для ребенка, чем другие.
Поведение младшего дошкольника неопределенно, не имеет основной линии, стержня. Ребенок только что поделился гостинцем
со сверстником, а сейчас он уже отнимает у него игрушку. Другой ревностно помогает матери убирать комнату, а через пять минут уже капризничает, не хочет одевать рейтузы. Это происходит потому, что разные мотивы сменяют друг друга, и в зависимости от изменения ситуации поведением руководит то один, то другой мотив.
Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника. Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению. По мере ее развития появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его ‘поведение в целом как хорошее или плохое. Если главными мотивами поведения становятся общественные мотивы, соблюдение нравственных норм, ребенок в большинстве случаев будет действовать под их влиянием, не поддаваясь противоположным побуждениям, толкающим его на то, чтобы, например, обидеть другого или солгать. Напротив, преобладание у ребенка мотивов, заставляющих получат^, личное удовольствие, демонстрировать свое действительное или мнимое превосходство над другими, может привести к серьезным нарушениям правил поведения. Здесь потребуются специальные воспитательные меры, направленные на перестройку неблагоприятно складывающихся основ личности. Конечно, после того как возникло соподчинение мотивов, ребенок необязательно во всех случаях руководствуется одними и теми же мотивами. Такого не бывает и у взрослых. В поведении любого, человека обнаруживается множество разнообразных мотивов. Но соподчинение приводит к тому, что эти разнообразные мотивы теряют равноправие, выстраиваются в систему. Ребенок может отказаться от привлекательной игры ради более важного для него, хотя, возможно, и более скучного занятия, одобряемого взрослым. Если ребенок потерпел неудачу в каком-нибудь значимом для него деле, то этого не удается компенсировать удовольствием, полученным по «другой линии». Так, ребенку, который не справился с задачей, было сказано, что он все-таки молодец; причем, как и другие дети, он получил хорошую конфету. Однако он взял конфету без всякого удовольствия и решительно отказался ее есть, а его огорчение ничуть не уменьшилось: из-за неудачи полученная конфета стала для него «горькой».
Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 736 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник