Развитие мотивации ребенка условия
Мотивация дошкольников к обучению остается актуальной проблемой и по сей день. На протяжении нескольких лет дети привыкают к одним правилам, но наступает момент, когда им приходится серьезно изменить свои взгляды и образ жизни. Объяснить ребенку важность и необходимость таких изменений непросто, и тут на помощь родителям приходит опыт специалистов в области детской психологии.
Ценность качественной мотивации
Воспитание ребенка — это целое искусство. Недостаточно привить азы морали и поведения в обществе. Задача родителей в том, чтобы вырастить достойную личность, приспособленную к самостоятельной жизни. Многолетний опыт показывает, что метод кнута и пряника в деле воспитания не дает желаемых и устойчивых результатов. Бесполезно против воли заставлять ребенка делать то, что, по его мнению, выполнять необязательно. А вот правильная мотивация способна творить настоящие чудеса.
Мотивировать детей можно к учебе, спорту, занятию искусством и многому другому. А чтобы запустить процесс, родителям нужно ближе познакомиться с тем, что такое мотивация, какие ее виды бывают и как правильно мотивировать ребенка, руководствуясь его личностными характеристиками, без привлечения специалистов.
Виды мотивации
Мотивация по-разному интерпретируется специалистами, но в общем понимании это умение индивидуума путем деятельности удовлетворять свои потребности и желания. А вот процесс стороннего мотивирования можно сравнить с манипуляцией, которая может быть положительной и отрицательной. По В. К. Вилюнасу, мотивация — это целая система процессов, которые побуждают человека к действию.
Специалисты в области психологии выделяют 6 видов мотивации, это:
- Внешняя. Не связана с конкретным процессом, а обусловлена результатом. Например, ребенок учится не ради получения знаний, а ради высоких оценок, похвалы и получения других наград.
- Внутренняя. Прямая противоположность предыдущему виду. Человека мало интересует результат, он полностью погружен в сам процесс выполнения задачи. Внутренняя мотивация может включать:
- Познавательные мотивы. Они основаны на заинтересованности в получении знаний и навыков. Мотивация формируется в раннем возрасте и зависит от многих условий: уровень развития нервной системы, характер воспитания, обстановка в семье и т.п. Если не поддержать врожденный познавательный мотив, в будущем его потребуется восстанавливать. Поэтому полезно даже с маленькими детьми посещать выставки, экскурсии и прочие мероприятия познавательного характера.
- Социальные мотивы. Подразумевают желание ребенка быть полезным сначала в кругу семьи, а затем и в обществе. Сюда же включено стремление стать грамотным, успешным, научиться взаимодействовать с коллективом и окружающими.
- Мотив избегания неудачи. В этом случае дети делают все для того, чтобы избежать плохих отметок и неодобрительных замечаний в свой адрес. При такой мотивации именно от оценок будет зависеть то, насколько сильно ребенок будет тянуться к учебе и будет ли он это делать вообще.
- Мотивация достижения. В школьные годы, как правило, именно эта мотивация становится доминирующей. Особенно ярко она прослеживается у детей с высоким уровнем успеваемости. Им важно качественно и своевременно выполнять задания и получать соответствующее поощрение. Цель такой мотивации — стать профессионалом. Ребенок может намеренно брать в работу сложные задачи и прикладывать максимум усилий для их решения.
- Положительная. Мотивация, которая базируется на положительном стимулировании. Пример положительной мотивации ребенка: «если выучу уроки, то получу сладкое и пойду на аттракционы».
- Отрицательная. Мотивация, исходящая из негативных стимулов, например: «если не выучу уроки, то буду наказан».
- Устойчивая.
- Неустойчивая.
Нюансы мотивации дошкольников
В возрасте 6-7 лет имеет место каждая из вышеперечисленных мотиваций, однако преобладание какой-либо оказывает влияние на формирование характера индивидуума и его учебу в будущем. Определить преобладающий вид мотивации сложно, так как на поставленные вопросы дети часто отвечают шаблонно. Например, если задать ребенку вопрос, хочет ли он учиться в школе, он, скорее всего, не задумываясь, ответит утвердительно, что связано сразу с несколькими причинами. Во-первых, дети знают, какой ответ от них хотят получить взрослые, и дают его. Во-вторых, ребенок не имеет достаточных знаний о том, что подразумевает под собой обучение в школе. Поэтому дать точный ответ, не понимая сути вопроса, он не может.
Базовые потребности дошкольников формируются еще в раннем детстве, поэтому в процессе становления мотивов у ребенка большое значение имеет семья. Мотивационная основа школьного обучения основывается на:
- желании индивидуума получать информацию из книг, журналов, справочников и т.п.;
- осознании важности обучения;
- умении находить баланс между «хочу» и «надо»;
- навыке завершать начатые дела;
- умении давать грамотную оценку своим действиям и полученным результатам, выявлять собственные ошибки;
- адекватной оценке самого себя.
Самый сильный мотиватор для любого ребенка — возможность получить награду. Ради того чтобы заполучить желаемое, дети могут выполнять неприятные и скучные для них дела. Пример этого можно наблюдать в процессе, когда ребенок моет посуду, наводит порядок в комнате, зная, что по завершении дела будет приятная награда в виде просмотра мультфильмов или компьютерной игры. В этом случае также можно говорить о добровольной подмене своего «хочу» на взрослое «надо».
Формирование положительного отношения к обучению
В общих чертах можно выделить два пути создания положительной мотивации ребенка к обучению.
Первый — формировать у дошкольника положительные эмоции по отношению к самому процессу, в который ребенок включен. Это может происходить сразу несколькими способами:
- одобрение со стороны педагога;
- вера родителей в своего ребенка;
- поощрение даже за самые маленькие достижения;
- поддержка и заинтересованность взрослых в том, чем занимается ребенок.
В этом случае стоит избегать критики дошкольника, акцентируя внимание на том, что он делает хорошо, а не на том, где ребенок потерпел неудачу.
Второй путь подразумевает процесс создания положительной мотивации к учебе за счет осознания важности обучения. Дошкольнику подробно и на протяжении относительно длительного периода объясняют пользу обучения, что именно от учебы получит ребенок. Он должен понять, что образование нужно ему (например, для достижения желаемого результата в будущем), а не родителям или учителю. Однако такое мотивирование дошкольников нельзя назвать устойчивым. Стоит только ребенку потерять желание того, на что его настраивали изначально, как мотивация сойдет на нет.
Важные условия для формирования мотивации у дошкольников
К основным условиям, которые необходимы для успешной мотивации детей дошкольного возраста, можно отнести:
- Необходимость зародить в ребенке интерес к деятельности, используя его врожденную любознательность.
- Дать ребенку понять, что взрослые в него верят. Поощрение и вера должны исходить не только от родителей, но и от педагога. Важно научить ребенка не только ценить достигнутый результат, но и осознавать важность и ценность самого процесса его достижения. Необходимо выделять особенности каждого ребенка, подчеркивая его индивидуальность, а не оценивать всех по одному критерию.
- Научить дошкольника ставить перед собой цель, намечать пути ее достижения и планировать свою деятельность. В этот же пункт относится навык предвидения результата, т.е. «если сделаю …, то получится …, а если сделаю …, то это приведет к …».
- Намеренно ставить перед ребенком такие задачи, в процессе решения которых перед ним будут возникать новые.
- Научить объяснять свои успехи и неудачи.
- Важно акцентировать внимание не на личных качествах индивидуума, а на его поступках. Хвалить или критиковать нужно не ребенка, а его действия или результат.
- Максимально поддерживать любознательность и активность дошкольника, его инициативу. Помогать воплощать детские затеи, справляться с ошибками и трудностями.
Чтобы обеспечить полноценные условия для эффективного мотивирования, нужно создать благоприятный психологический климат. Ребенку очень сложно сосредоточиться, если в доме постоянно происходят конфликты. Это вызывает в нем страх и другие негативные эмоции.
Наглядные примеры мотивации дошкольников
При развитии мотивации в дошкольном возрасте действия родителей не обязательно должны быть направлены на само обучение. Например, развить усидчивость у дошкольника можно с помощью игр, а применять полученный навык он будет в учебе.
Несколько примеров того, как родители могут влиять на ребенка и стимулировать деятельность, к которой он изначально испытывает неприязнь.
Трудовая деятельность
Наверное, каждый родитель согласится, как тяжело приобщить ребенка к чистоте и порядку и особенно к самому процессу уборки. Но все может измениться, если переключиться на игру. Например, игрушкам можно помочь добраться до своих домиков (расставить по полкам или сложить их в ящик). Подключить ребенка к настоящей уборке можно посредством личного примера и путем постановки перед ним несложных задач, в которых он будет выступать помощником.
Мало детей смогут отказаться от «взрослого» поступка — протереть пыль или вымыть небольшой участок пола. Задача родителя — поблагодарить, похвалить ребенка и дать понять, что без него справиться с задачей было бы сложнее. Важно воздержаться от критики ребенка, если он что-то сделал не так — это навсегда отобьет у него желание наводить чистоту.
Нелюбимые блюда
Дети еще не понимают пользы продуктов, поэтому хотят есть только вкусное. Накормить ребенка, например, кашей, часто становится непосильной задачей для родителей. Но и тут на помощь придет мотивация. И вариантов здесь много — от интересного оформления самого блюда до использования увлекательных рассказов и сказок в процессе еды. Нужно проявить фантазию и подать ребенку блюдо, которое будет оформлено необычно и привлекательно. Это вызовет у ребенка желание съесть все предложенное.
Еще один способ накормить ребенка тем, что ему не нравится, — включить его воображение. Можно представить ему блюдо не как еду, а как армию полезных солдатиков, которые хотят оберегать его здоровье, силу (для мальчиков) и красоту (для девочек). Но попасть внутрь и приступить к работе они могут, только если сам малыш поможет им, т.е. съест. Чем красочнее и интереснее будет представлен процесс, тем эффективнее такой метод.
Две типичные ошибки родителей
Первая ошибка, которую совершают большинство родителей, состоит в том, что они не поддерживают стремление ребенка познавать все новое. После рабочего дня взрослые устают, и у них не остается сил на то, чтобы ответить на вопросы ребенка. Не каждый родитель хочет прилагать усилия, чтобы объяснить ребенку что-то непонятное, ведь куда легче сказать шаблонное «подрастешь — узнаешь» или «хватит спрашивать всякие глупости». Если дошкольник регулярно получает такой ответ, его любопытство просто сходит на нет, как и мотивация. Ни в коем случае нельзя отталкивать ребенка в таких ситуациях. Нужно стараться объяснить все просто и доступно для него. Если подходящие слова не приходят на ум, всегда можно обратиться к детским энциклопедиям, познавательным передачам и мультфильмам. Даже если родитель не знает ответа на поставленный ребенком вопрос, можно честно сказать об этом и предложить вместе поискать ответ в соответствующих источниках информации.
Вторая распространенная родительская ошибка — возлагать задачу формирования мотивации дошкольника на сторонние заведения: сначала на детский сад, а затем и на школу. В этот же разряд ошибок можно отнести запоздалую реакцию взрослых, считающих, что в 2-3 года ребенок еще слишком мал для мотивирования, да и в 5 лет он тоже еще ничего не понимает. Это очень большое заблуждение! Как раз в то время, когда ребенок только начинает вести активную социальную жизнь, делает свои первые шаги (а это происходит примерно в 1-1,5 года), уже необходимо уделять больше внимания мотивированию ребенка. Если не упустить момент, в дальнейшем учеба будет даваться намного легче. Ребенок будет сам стремиться к обучению без дополнительной стимуляции со стороны взрослых.
Советы родителям дошкольников
Как уже говорилось ранее, базовая мотивация берет свое начало в семье ребенка, поэтому родители должны принимать активное участие в подготовке дошкольника к обучению.
Специалисты в области детской психологии предлагают использовать следующие практические рекомендации:
- В процессе мотивации дошкольника важно учитывать интересы ребенка, его индивидуальные потребности и приоритеты. В самом начале основная цель заключается не в том, чтобы обучить ребенка, а в том, чтобы привить желание учиться с удовольствием. Например, если ребенку нравятся стихи, то развивающий процесс нужно строить на этом, и даже таблицу умножения можно учить, используя рифмы.
- Очень важно создать у ребенка положительный образ школы. Звучит очень просто, но в обществе ребенок может слышать обратное. Усложняется ситуация в семьях, где есть дети постарше, которые жалуются на школу и на то, как тяжело в ней учиться. Такие высказывания формируют у ребенка устойчивое мнение об учебном заведении как о чем-то плохом и скучном. Нужно оградить ребенка от таких отзывов.
- Создать приблизительное представление о школе. Так как ребенок еще не может понять, что именно преподают в школе и чем там придется заниматься, информация может подаваться в игровой форме. Особенности мотивации дошкольников заключаются в том, что все усваивается посредством игр. Например, рисование веселых и ярких картин — ИЗО; прыжки, игры — физкультура; чтение захватывающих рассказов и сказок — литература. Подобное времяпровождение доставит ребенку положительные эмоции, и он поймет, что в школе может быть очень интересно.
- Развитие кругозора. Дошкольник хоть и маленький, но у него есть уже свое мнение, накопленный опыт и знания. Очень полезно разговаривать с ребенком на интеллектуальные темы, спрашивать его мнение по разным вопросам. Нужно воспринимать дошкольника как маленького взрослого, тогда он будет чувствовать, что его мнение важно и интересно, а значит нужно больше узнавать, чтобы потом общаться.
Полезная информация для родителей
Чтобы ребенок тянулся к знаниям, полезно уже с раннего детства окружить его интеллектуальными играми. Это могут быть кубики, пазлы, головоломки и т.п. Таким образом, под видом игры он будет развивать свое мышление. Полезно выбирать игры, предполагающие работу с мелкими деталями, например нанизывание бусин на леску, — это повышает концентрацию и усидчивость у ребенка.
Детям нужно давать возможность принимать решение и поступать так, как они считают нужным. Конечно, все должно быть в пределах разумного, но именно в таких ситуациях дошкольники учатся развивать логическую цепочку, делать выводы, давать оценку своим действиям, нести ответственность за принятое решение. Это придает ребенку уверенность, у него возникает чувство «взрослости». Хорошо укрепляет уверенность в себе успешное выполнение поставленных задач. Малышу нужно давать задания, с которыми он точно справится. Чувство выполненного долга сделает свое дело.
Чтобы не вызвать в ребенке страх неудач, следует помогать ему в выполнении заданий, направлять его. Тогда со временем к нему придет уверенность, он не будет бояться сложностей и со всем научится справляться без посторонней помощи.
Важно научить дошкольника не бояться высказывать свое мнение и отстаивать его. В семейных разговорах у малыша полезно спрашивать, что он думает по поводу ситуации и на чем именно строится его мнение. Это научит ребенка обосновывать сказанное и принимать решение, основываясь на логических рассуждениях.
Не стоит потакать детским «хочу» и покупать игрушки и сладости по первому требованию. Ставить жесткие границы тоже не стоит. Если покупка недешевая, необходимо объяснить малышу, что на нее нужно заработать. Например, навести порядок или постирать свои вещи. Ребенок поймет, что не все в жизни дается просто так, а чтобы что-то получить, нужно потрудиться.
Дошкольникам полезно читать детские книги. В процессе чтения можно фантазировать и представлять происходящее в книге, еще лучше, если получится воспроизвести действие книги в виде постановки домашнего театра. В качестве актеров могут выступить игрушки. Польза таких занятий бесценна — происходит развитие воображения, творческих способностей, памяти.
В деле мотивации дошкольников особая роль отводится развитию любознательности. Идеальное занятие с этой целью — эксперименты. Есть много самых разных вариантов лабораторных работ для маленьких химиков, которые удивляют не только детей, но и взрослых. Это разовьет в ребенке дух первооткрывателя и тягу к знаниям.
Очень важно позволить дошкольнику ошибаться. Личный опыт — лучший и запоминающийся урок. Не нужно ругать ребенка. Наоборот, следует поддержать его и объяснить, что ошибаться это нормально, а не совершает ошибок только тот, кто ничего не делает. Для многих родителей такое окажется непростым занятием, зато это облегчит процесс воспитания в будущем. Когда ребенок будет понимать, что за содеянное отвечать придется только ему, он несколько раз подумает, прежде чем что-то сделать.
Мотивация дошкольника — процесс трудоемкий, но вполне реальный. Дать рекомендации, подходящие для всех, нельзя, ведь каждый ребенок индивидуален. Если учитывать особенности ребенка, его потребности и приоритеты, эффективность от мотивирования будет значительно выше.
Источник
Второй по остроте проблемой по результатам опроса родителей стала проблема мотивации детей к учебе. Также, как и детские капризы и истерики (см статью Капризы и истерики), проблема мотивации ребёнка волнует не только родителей подростков, но является острой на протяжении всего периода детства. Я очень удивилась, увидев, что родители, ожидающие первенца и имеющие детей в возрасте 1 года, уже всерьёз беспокоятся о мотивации, но, всерьез поразмыслив, увидела в этом некоторую логику.
В чем же тут проблема? Как мне видится, проблема в том, что мы очень многого ждём от своих детей и при этом не очень-то им доверяем. У родителей есть проекты и планы, касающиеся того, какими они хотят видеть своего ребёнка. Ребёнок обязательно должен быть лучше, успешнее, чем родители, ну или хотя бы не уронить честь семьи, и родители искренне пытаются создать все условия для его развития.
Так куда же девается мотивация? Почему условия для развития есть, а мотивации нет? Почему «мы для них на все готовы, а им ничего не надо»? В какой момент происходит сбой в системе мотивации ребёнка и как выстроить её обратно?
Начнём разбираться с проблемой, как всегда, последовательно, с малышей. Новорождённый ребёнок очень хорошо мотивирован! Он хочет жить и, если он не будет активен, громок и убедителен в своём требовании, он просто не выживет. Родители нужны как воздух, и ребёнок будет делать всё, что может, чтобы получить заботу. Но, обратите внимание, уже на первом году жизни родители начинают сбивать эту мотивацию к развитию, например, назначая ребёнку массаж «чтобы быстрее развивался». В тот момент, когда мы лишаем ребёнка возможности почувствовать собственный порыв, собственные усилия и результат от них, когда он в стопятьсотый раз пытается перевернуться, сесть, но не сдаётся. Мы искусственно начинаем облегчать ребёнку задачу, с которой он и без нашей помощи отлично бы справился, ради того, чтобы что-то там ускорить, каким-то там графикам соответствовать и вообще — меньше за него переживать.
Следующий этап развития либо отмирания мотивации приходится на возраст от 1 года, когда ребёнок начинает активно исследовать мир, и все тащить в рот. И вот тут возможны варианты родительского поведения: либо мы предоставляем ребёнку безопасную среду, в которой он тем не менее может сталкиваться с трудностями, с разнообразными проявлениями внешнего мира, либо эту среду ограничиваем и изолируем до минимума, а ещё хуже — просто пытаемся запрещать ребёнку делать то, что ему положено по возрасту- исследовать этот мир.
В возрасте после года-полутора у ребёнка начинает активно развиваться привязанность к одному из взрослых. Он перестаёт идти на руки ко всем подряд, выбирает взрослого, за которым будет следовать и рядом с которым будет чувствовать себя безопасно. И чаще всего именно к этому моменту у мам сдают нервы и кончаются силы и возникает непреодолимое желание кому-то ребёнка перепоручить хотя бы на время, а то и вовсе выйти на работу. И у ребёнка часто формируется вместо нормальной привязанности привязанность тревожная. Ребёнок постоянно находится в тревожном ожидании того, что мама куда-то внезапно денется, а какое исследование мира возможно в состоянии непрерывной тревоги? Ребёнок перестаёт видеть мир вокруг, любопытство уступает место более важной потребности — обеспечению безопасности. Он вынужден постоянно следить за мамой, как бы она опять не исчезла. Про привязанность тут больше останавливаться не буду — читайте книги Людмилы Петрановской. Сейчас важно осознать, что связь привязанности с внутренней мотивацией самая непосредственная.
Примерно к трём годам ребёнок подходит к осознанию собственной личности, к тому, что он — отдельный человек и обладает собственной волей. Ребёнок начинает твердить: «Я Сам», «Моё», говорить: «НЕТ» по любому поводу. Он растёт как личность. Он пытается разобраться: кто Я, где тут моё, что я могу, насколько я силён. И вот тут ловушка для родителей состоит в том, что в этот момент личность ребёнка можно просто задавить в зародыше. Вы одеваете ребёнка в детский сад, он десять минут возится, пытаясь самостоятельно одеться, в результате надевает ботинки не на ту ногу. Он оделся! Он герой! Но мама недовольна, а ещё хуже, если не дала одеться самому, а «давай я быстро тебе помогу, а то опоздаем». Ребёнок — в истерике, и как кажется родителям, совершенно на ровном месте. А ему только что сказали, что он НЕ СПРАВИТСЯ И НЕ НАДО ДАЖЕ ПЫТАТЬСЯ.
Дальше ребёнок попадает в цепкие руки «раннего развития» — мы же помним про родительские установки, что надо дать ребёнку максимум? Малыша начинают отдавать в секции, чтобы воспитывал силу воли, на рисование — для развития правого полушария, обязательно английский — ведь без него в современном мире не выжить, а самые продвинутые родители водят ребёнка на те же секции, но в игровой форме. Что, в целом, правильно и хорошо, но есть одна тонкость. Развитие внутренней мотивации ребёнка происходит только в СВОБОДНОЙ игре. Во всех остальных случаях ребёнок — объект, он не автор и не инициатор того действия, в котором участвует, пусть оно даже проводится в игровой форме!
И вишенкой на торте является желание родителей научить ребёнка читать и посещение курсов подготовки к школе в 5,5 лет. В результате, к моменту поступления в 1 класс ребёнок относится к школе как к неизбежному злу и никакого восторга по этому поводу не испытывает.
Я описываю мрачный сценарий, но он очень часто встречается. Ещё один вариант потери мотивации к школе также связан с ранним обучением, ребёнок приходит в школу избыточно подготовленный и весь первый класс сидит скучает, и ко второму классу у тех, кто трудился, вырабатывается привычка учиться и растёт мотивация достижения, а у того, кто скучал — такая привычка не вырабатывается, а мотивация к учебе падает окончательно. И к 3-му классу разница между детьми, которые научились читать в 4 года и в 7 пропадает совсем!
В идеале ребёнок в начальной школе должен учиться, опираясь на желание быть хорошим учеником, и получать за это положительное подкрепление от учителя и от мамы. Для этого Школа и первая учительница должны обладать романтическим ореолом, и родители должны этот образ всячески поддерживать. Кроме того, необходимо всегда поощрять ребёнка к более глубокому усвоению материала, рассказывать интересные факты, вместе искать взаимосвязи и обязательно хвалить не за оценки, а за старание! За преодоление себя. За то, что сегодня буквы написаны красивее, чем вчера. Задача родителей в младшей школе — помочь ребёнку выработать привычку учиться. Внедрять некий режим, правила, как делать уроки и как эффективно отдыхать. Учить ребёнка самому оценивать себя объективно. Вводить критерии этой оценки и объяснять их ребёнку. Это очень поможет ему в будущем, когда он шагнёт в подростковый возраст и внешняя мотивация в виде оценки родителей или учителя на время перестанет действовать.
Надо понимать, что для подростка учебная деятельность в норме отходит на второй план. На первый план выходит поиск себя. Те же вопросы, что и в три года, но на новом уровне: Кто я? Какой я? Что я могу? Что я из себя представляю? Достоин ли я уважения? Где я — это Я, а где я — то, что мне навязали родители и общество? Подросток должен ответить на эти вопросы и результатом этого ответа будет являться мотивация на новом, осознанном, уровне. Я делаю что-то, потому что это надо мне. Я так решил. Я выбрал. Я отвечаю за свой выбор.
Не менее важно то, что ребёнок ищет себя — в друзьях. Найти друга в этом возрасте — одно из самых важных достижений, но не всегда родители это понимают. «Друг-мое второе Я» — говорил Пифагор, а он кое-что понимал в обучении и воспитании молодежи. С другом можно спорить, обсуждать идеи, сражаться против несправедливости, вместе искать истину, поддерживать друг друга- все это очень позволяет более эффективно исследовать мир, а, следовательно, положительно влияет на мотивацию. (Не чувствуете параллели с малышами, если только фигуру друга заменить на фигуру мамы? 😉
Если же родители загружают ребёнка учебой, не дают расслабиться, не дают возможности погрустить, поотчаиваться, поискать себя, подружить, повлюбляться, в конце концов, то к моменту сдачи ЕГЭ ребенок подходит в состоянии: «Вам надо, вы и сдавайте!»
Поэтому важно в период, когда учеба не так критична, примерно с 5 по 8 класс, немного отпустить вожжи, позволить ребёнку поискать себя, и самому выяснить, что «Тигры не лазают по деревьям и не едят чертополох и жёлуди». В этом возрасте ребёнку нормально кидаться из крайности в крайность, менять увлечения, пробовать себя во всем и быстро остывать. Отнеситесь к этому философски и поддержите везде, где можете поддержать. Но отнеситесь с уважением, и если вашу помощь подросток принять не готов. Он опять в режиме «Я Сам», и, если не давать ему самому разобраться с тем, с чем он вполне разобраться в состоянии — можете сами спрогнозировать, как это отразится на его самооценке и мотивации.
Итак, после того, как мы пробежались по всем возрастам, можно в качестве резюме сформулировать несколько принципов мотивации:
- Позволяйте ребёнку делать самому всё, что он может, поднапрягшись, сделать сам. Не помогайте сразу — держите себя в руках. Ждите, пока попросит помочь.Случаи, когда вы делаете что-то за ребёнка — должны быть редкими исключениями, а не нормой.Давайте ребёнку много(!) времени для свободной игры. Для мотивации и развития свободная игра и возможность иногда поскучать важнее любых развивашек!Оценивайте старания ребёнка, а не результат! Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, а только с самим собой вчерашним. Ставьте достижимые цели. Учите оценивать самого себя. Внедряйте измеримые критерии оценки.Давайте столько свободы, сколько ребёнок может взять, но не больше:)Не манипулируйте! Помните, все приёмы, что вы используете, в подростковом возрасте будут использованы против вас.Подавайте пример. Будьте активны и заинтересованы в своей жизни, не живите жизнью ребёнка или тем более подростка! И последнее. Расслабьтесь, воспитывая детей. Воспитывайте себя. Ваши дети всё равно вырастут похожими на вас.
Для тех, кому очень нужно что-то почитать по теме мотивации очень рекомендую книгу Катерины Ленгольд “Agile. Просто космос». Она полна конкретных советов в и будет вам, а значит и вашим детям, отличным подспорьем на пути поиска истинной мотивации, а также в постановке и достижении целей.
Данная статья, хотя и вышла длинной, но не претендует на полноту, автор осознает это и предлагает каждому просто чуть больше задуматься о вопросах мотивации в своём конкретном случае.
При необходимости записывайтесь на консультацию, каждый случай уникален, несмотря на общие тенденции.
Буду очень рада вашей обратной связи, пишите на [email protected]
Ваш поддерживающий психолог
Вера Поневаж
ponevazh.ru
Источник