Развитие милосердия у ребенка
Воспитание в детях доброты и милосердия
Разговор с родителями
«Доброта — это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе –
от солнца, а все лучшее в жизни – от человека». М. Пришвин.
Не секрет, что многие современные родители считают, что у ребёнка важно развивать, прежде всего, «пробивные» качества: настойчивость, уверенность, умение постоять за себя и убедить в своей правоте. Безусловно, в развитии этих качеств тоже есть смысл. К сожалению в последнее время во внимание редко берётся такое качество, как, доброта. Доброта — основа воспитания, на которой строится отношение к миру и людям. Она не бывает избирательной. Отзывчивость, щедрость, вежливость, готовность прийти на помощь — это важнейшие характеристики личности.
Добрый ребёнок или не очень — зависит от воспитания. Маленькие дети очень чувствительны к доброте и, наоборот, к несправедливости. Первоочередная задача взрослых здесь — не уничтожить детскую чуткость и доверие, не научить их обману и цинизму.
Кто-то будет утверждать, что доброте нет места в современном жестоком мире. Доброта — это отнюдь не слабость. Показывая ребёнку свой положительный пример отношения к людям, животным, природе, мы ориентируем на такое же поведение и ребёнка. Если у родителей нет желания воспитать из ребёнка доброжелательного, дружелюбного, отзывчивого, щедрого и внимательного человека, то скоро они увидят в семье маленького эгоиста, равнодушного к чужим бедам, не способного ни дружить, ни любить.
К большому сожалению, показательной чертой нашего времени современности является детская жестокость. Очень часто мы узнаём, как школьники жестоки друг к другу, грубы со сверстниками и учителями, хамят родителям, цинично шутят. Вот поэтому для родителей сегодня важно заложить в раннем детстве основы истинной нравственности, а именно — воспитать доброго ребёнка. Нужно учить детей различать добро и зло и стараться прививать малышам добрые качества, которые ценились во все времена. А для достижения этой цели важно самому стать хорошим примером для подражания.
Понятие «доброта» многогранно. Это и проявление заботы, и умение сочувствовать и сострадать, и неравнодушие к несчастьям людей и готовность помочь им, и бескорыстие, и принятие людей такими, какими они есть – со всеми недостатками.
С 2 до 5 лет у малыша активно развивается эмоциональная сфера: впервые проявляются такие эмоции как любовь, жалость, сочувствие. В то время, когда мы своим поведением подаём пример любви и добродушия, кроха перенимает такое же отношение к людям и окружающему миру. Какие мы – такими станут и наши дети. Вспомните, как часто ваш ребёнок видит вас раздражёнными, недовольными или равнодушными? Как часто малыш слышит крик или нехорошие отзывы о людях? Не лукавьте. Ответив искренне на эти вопросы, вы задумаетесь о качестве и содержании воспитания ребёнка.
Начать воспитывать доброго ребёнка можно с обучения его заботиться о других. В первую очередь нужно приучать ребёнка быть внимательным к родным. Учите помогать вам по дому.
Приучайте заботиться о младшем ребёнке. Появление в доме младшего ребёнка – тоже отличный повод научиться проявлять заботу. Пусть ребёнок поможет маме управиться с братиком или сестричкой: поиграет с ним, поделится игрушками. Заботясь о малыше, старший ребёнок учится оказывать помощь, откликаться, переживать.
Учите совершать хорошие поступки. С четырёхлетним малышом можно сыграть в игру «Хороший поступок». Предложите малышу хотя бы раз в день совершать нечто хорошее. Например, приятные сюрпризы знакомым: подарить кому-то букетик цветов, угостить ребят во дворе печеньем, сделать открытку с пожеланиями кому-либо, разучить песенку для бабушки. Лучше всего – когда у ребёнка появится привычка делать приятные сюрпризы людям просто так.
Самое главное в воспитании – приучить малыша получать удовольствие от того, что он оказывает помощь или заботится о ком-то. Захваливать не следует. Здесь достаточно обычного одобрения: такое поведение должно стать для ребёнка повседневной нормой.
Милосердию и состраданию люди учатся на протяжении всей жизни. Малыш, ещё не постигший азбуку добра, не может отдать себе отчёт в том, что он может кого-то обидеть или причинить боль. Плохо, когда взрослые не объясняют ребёнку, как делать не следует. Ещё хуже — когда поощряют детскую жестокость.
Понаблюдайте за своим ребёнком и выясните для себя следующее:
Сочувствует ли он людям?
Жалеет ли он Вас, когда Вам плохо, Вы заболели?
Ласков ли он с родными?
Смеётся ли он над детьми, когда у них что-то не получается, они огорчены, плачут?
Сочувствие и сострадание возможны только тогда, когда ребёнок научится определять свои чувства, эмоции и переживания. Тогда он научиться их видеть и в других. Научить этому и воспитать доброго ребёнка можно, используя такие методы:
Учите ребёнка называть чувства правильными словами. Например: «У меня сегодня отличное настроение», «Я плохо себя чувствую», «Мне хорошо… больно… весело… обидно… нравится», «Я испугался… я очень рад… счастлив… сердит… огорчён». Когда ребёнок услышит, как мама говорит о своих состояниях, он будет учиться этому.
Развивайте ребёнка эмоционально. Для этого можно применять специальные упражнения. Например, помогите малышу нарисовать солнце, которое веселится, плачет, нахмурилось, рассердилось, обиделось, удивилось, испугалось. Спросите, что малыш видит? Какое это солнышко? Если ему сложно назвать, помогите: «Это солнышко — весёлое, а это — грустное». Соответствующие эмоции изобразите мимически. Ребёнку постарше предложите прочитать известное ему стихотворение с равными интонациями: «ласково», «обиженно», «весело», «сердито», «равнодушно» и т. д. То же самое можно проделать и с танцем. Эмоции также можно изобразить красками. А при прослушивании музыки — научите ребёнка угадывать настроение музыки и давать описание услышанному. Эти упражнения не займут много времени, зато принесут огромное удовольствие и немало пользы.
Не забывайте обсуждать книги, мультфильмы, реальные события из жизни — это воспитает в ребёнке внимательность к событиям вокруг него, к окружающим его людям. Малыш научится различать настроение людей, понимать их эмоциональные состояния и причины, которыми они вызваны. А это первый шаг к пониманию важности сочувствия и сострадания.
Как воспитать милосердие в ребёнке? Лучше всего — всей семьёй начать делать простые и полезные вещи: показывайте регулярно ребёнку своим примером, как мы можем помогать кому-то, кто нуждается в этом
подкармливайте птиц и животных (особенно зимой)
помогайте милостыней стареньким бабушкам (не бомжам и пьяницам)
отдавайте одежду, ставшую маленькой ребёнку, в приют или детский дом
регулярно помогайте соседям
учите ребёнка заботиться о членах семьи.
Дети, видящие добро с детства, будут стремиться делать его на протяжении всей жизни.
Понятие доброты – вовсе не такое простое, как кажется. Однако каждый из нас может различить добрые и злые поступки. Обучая добру с раннего детства, вы воспитаете ребёнка добрым: это станет частью его личности, основой характера. Хорошо, когда, воспитание доброты осуществляется в комплексе: родители много рассказывают, читают вместе и обсуждают книги, учатся на добрых мультфильмах. Лучший урок доброты – собственный пример.
Ребёнок должен ежедневно видеть доброе отношение родителей к людям.
Не кричите на детей и членов семьи. Поддерживайте спокойные отношения с родными дома, соседями, спокойно обсуждайте сложившиеся ситуации, прощайте и жалейте домашних. Это и есть – повседневные бытовые уроки доброты.
Оправдывайте людей и их поступки. Учитесь замечать не зло, а обстоятельства. С помощью этих методов вы воспитаете хорошего ребёнка, который не относится враждебно к миру, считая окружающих хитрецами и наглецами, а личность снисходительную и терпимую к поступкам других.
Отличный способ воспитать доброго ребёнка – это совместный просмотр добрых мультфильмов и чтение сказок о добре с последующим их обсуждением.
Мультфильмы. Современным детям нравятся вовсе не те мультфильмы, которые мы, родители, любили в детстве. Попросите кроху присоединиться к вам и просмотреть старые добрые мультики. Расскажите малышу о ваших детских переживаниях: как вы боялись Бабу Ягу или переживали за Алёнушку. Ваша искренность будет способствовать тому, чтобы малыш научился различать эмоциональные состояния, сочувствовать и переживать, жалеть. При таких просмотрах между ребёнком и родителем возникнет атмосфера доверия, незримая связь, которая сориентирует его на правильный путь в жизни — путь добра, милосердия, сострадания. Поэтому, чаще смотрите старые мультфильмы, покупайте диски с ними вместе с ребёнком, разучивайте и пойте песенки добрых героев. Атмосфера совместного просмотра и добрые истины старых мультфильмов помогут воспитать по-настоящему доброго ребёнка.
Сказки. Часто ли вы читаете своему ребёнку сказки? Именно настоящие сказки – например, народные, в которых герой, преодолевая трудности и преграды, побеждает зло? Конечно, проще включить ребёнку телевизор. Но ничто не заменит мамино чтение, особенно, если сказка учит добру. Не говорите, что у вас нет времени. Время для проявления недовольства и чтения нотаций находится почему-то всегда. Куда лучше завести привычку воспитывать ребёнка с помощью сказок. Сказки – это понятный для ребёнка язык, с помощью которого он лучше будет понимать уроки нравственности. Обсуждая поведение героев, мы учим ребёнка отличать хорошее поведение от плохого. Эмоциональный язык сказок научит ребёнка различать эмоции, переживать, сочувствовать. При выборе сказок в книжном магазине помните: сказка должна учить чему-то хорошему. Именно это и есть главное назначение сказки. Малышам подходят короткие поучительные сказки. Ребятам постарше – с яркими героями, совершающими разнообразные поступки. После прочтения сказки, поговорите с ребёнком (можно не сразу, а через какое-то время). Предложите малышу оценить поступки героев, проявить своё отношение к событиям. Наблюдая за ребёнком и слушая его рассуждения, вы сможете понять его отношение ко многим вещам. Вы можете удивиться тому, что ребёнок радуется, если злую колдунью привязали к лошади и она в муках умрёт или же узнаёт о том, что царь сварился в молоке. Как вы отнесётесь к тому? Как считаете: зло нужно наказывать, но, может быть, не таким жестоким образом? Обсуждайте с ребёнком прочитанное. Не понравившийся конец сказки замените своим вариантом, придуманным вместе с ребёнком. Предложите малышу поразмыслить, как перевоспитать недоброго персонажа? Как сделать его добрым? Выступая в роли защитника, ребёнок учится быть добрее. Ищите в сказках незаметное добро. Поощряйте стремление малыша пожалеть злодея: пусть малыш поверит в то, что всегда можно всё исправить.
Не учите ребёнка давать сдачу. Это учит лишь агрессии и тому, что конфликт невозможно решить словами. Чаще читайте ребёнку поучительные народные сказки.
Учите ухаживать за животными. По возможности, заведите питомца дома и учите ребёнка заботиться о нём. Заботясь о животных, дети становятся добрее. Читайте книжки о животных, смотрите фильмы с их участием.
Учите малыша делиться. Расскажите, что жадничать — плохо.
Поговорите с ребёнком о разнообразии людей вокруг нас. Расскажите, как непросто живётся детям-инвалидам и детям-сиротам.
Научите ребёнка помогать в домашних делах. Так привычка заботиться о родных закрепится у него навсегда.
Хвалите малыша за добрые дела. От добрых дел нужно получать удовольствие.
Научно доказано, что ребёнку для полноценного развития необходимо до 12 объятий каждый день. Целуйте и обнимайте ребёнка: любовь способствует воспитанию доброты.
Учите ребёнка помогать нуждающимся и слабым, заботиться о близких, не обижать младших и животных. Воспитывайте умение делать добро каждый день. Становясь добрее и милосерднее, ребёнок правильно развивается эмоционально, благодаря чему формируются такие чувства как ответственность и отзывчивость. Посейте в малыше любовь, так вы сможете вырастить хорошего человека.
Воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида» Большакова Марьям Мухамет-Галиевна
Источник
Ирина Губицкая
Воспитание милосердия у дошкольников
Как и с какого возраста учить ребенка милосердию?
Многие родители боятся воспитывать детей добрыми и милосердными особенно мальчиков. Им кажется, что, когда дети вырастут, им будет трудно, они не сумеют дать сдачи. Но опыт показывает, что добрым и милосердным легче жить, потому что их все любят. А злоба сжигает сердце. Кроме того, подумайте: каково будет их семьям, каково будет жене и детям? Эстафета добра и зла бесконечна, и в нашем доме на смену злым детям могут прийти злые внуки. Хорошо ли нам тогда будет?
Милосердие — это милость сердца. Милость, любовь, нежность, мягкость. Немилосердный — жестокий, ожесточенный, ожесточившийся, способный принести боль, не чувствующий боли другого, не замечающий ее.
Милосердие — это естественное чувство, его невозможно вызвать упреками типа: «Почему ты такой злой? Ну как ты можешь? Неужели у тебя нет сердца? Неужели тебе меня не жалко?». Милосердие не воспитывается наказаниями и упреками.
А как же? Как научить детей любить?
Сейчас везде показывают беспроблемную жизнь — по телевизору, на улицах красивая реклама, но дети имеют право знать правду, что в мире есть не только здоровые и красивые люди, но больные и беспомощные, и дети у которых нет родителей, и такие дети очень нуждаются в нашем с вами внимании и сострадании.
Правильно ли, что милосердные дети растут только у милосердных родителей?
А что можем сделать мы в условиях детского сада?
Наверное, самым главным в этом воспитательном процессе является пример педагогов и родителей нашего детского сада.
Так у нас зарождается новая добрая традиция, в дни Святок посещать детский дом в селе Строгановка. Там сейчас находится 30 детей.
Наши дети пока только наблюдают, как взрослые родители и педагоги собирают средства, покупают игрушки и подарки и везут их детям в детский дом. Стараются как-то развлечь, спеть рождественские колядки и просто порадовать своим вниманием, добрым словом, участием. А потом обо всем этом рассказывают детям в детском саду.
Что еще мы можем сделать?
Конечно читать детям, подбирать и читать такие произведения, над которыми можно поплакать, чтобы шевельнулось детское сердечко, чтобы появились в нем добрые чувства сострадание и сочувствие к героям, беседовать, обсуждать прочитанное, побуждать детей, чтобы они сами анализировали услышанное, учить детей быть чуткими и внимательными.
В повседневной жизни учить наблюдать, сопоставлять, анализировать свои поступки и поступки сверстников, всегда обращать внимание на других. Важно донести до детей какую огромную ценность составляет их семья. У них есть мамы, папы, бабушки, дедушки, и все взрослые их любят, о них заботятся. Обязательно учить детей заботиться по мере своих сил о других членах семьи, помогать, жалеть.
Добродетели сами не вырастают, их надо взращивать в детском сердце, и это не произойдет в один день, а надо иметь терпение и мудрость, чтобы различать когда и какое слово сказать, на что обратить внимание и, самое главное как самим себя вести, чтобы показывать достойный пример детям.
Необходимо научить детей делать подарки. Это не просто, особенно для ребенка, привыкшего только получать все самое лучшее: искренне, от всего сердца, и чтобы потом не пожалеть… Этому надо учить детей.
Умение делать подарки – это труд, это воспитание сердца.
Надо учить наших детей быть готовым поступиться чем-то, что есть у тебя. Сначала в малом, например, уступить игрушку, или лучшее место, или хотя бы не толкаться, не рваться вперед.
Надо объяснять детям, что милосердие – это не слабость, а сила, что милосердие присуще сильным людям, способным прийти на помощь.
И когда ребенок, по своей собственной воле, сможет и захочет отказаться от какой-либо очень желанной им ранее игрушки, и попросит маму или папу передать деньги, которые они потратили бы на покупку этой игрушки в фонд милосердия, для детей из детского дома, — вот тогда можно считать, что мы положили начало в формировании милосердия в детском сердце.
Когда-нибудь милосердие понадобится нам… И что мы получим, если не начнем сегодня, прямо сейчас учить наших детей доброте, милосердию, состраданию…
Источник
РУДЕЕВА Д.А., старший воспитатель ГБДОУ д/с №10 В.О. р-на С-Пб
ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ДОБРОТЫ И МИЛОСЕРДИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
«Упавшему помоги встать. Старому, слабому, слепому помоги перейти дорогу. И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь»
Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка.
Введение
В современном мире тема нравственного воспитания подрастающего поколения становится все более актуальной. Дети растут в условиях перенасыщенной информационной среды: с экранов телевидения, со страниц газет, интернет-сайтов на них обрушивается огромный поток информации, к сожалению, в большинстве случаев абсолютно бездуховной, негативной, в ней сложно ориентироваться и давать правильные оценки. И наша задача с вами – задача педагогов, общественных объединений и каждого человека отдельности – помочь детям найти свой путь, объединиться в деле воспитания нравственности.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Доброта и милосердие – это высочайшие нравственные ценности, вершина человеческого духа. В них проявляются гармония чувств, мыслей, поступков; активное противостояние всему дурному, борьба со злом; готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из сострадания. В раннем детстве, когда еще только начинает формироваться в человеке все человеческое, воспитание добрых чувств приобретает особое значение. Ведь и духовная щедрость, и бездуховность берут свои истоки из детства. Особое значение формирование доброты и милосердия приобретает в наше перестроечное время. Дети добры по своей природе, но бесценное зерно доброго требует постоянного ухода, иначе оно может не прорости. Наша обязанность – учить ребенка и мыслить, и чувствовать, и действовать по законам добрых человеческих отношений. Наш опыт показывает, что некоторые дети не проявляют сочувствия, обижают слабых, смеются над несчастными. Что это? Детское недомыслие или уже испорченность?
Доброта – понятие емкое и многогранное. Это – человечность и отзывчивость, чуткость и доброжелательность, умение поступиться своим я», «хочу» ради «мы», «обязан». Проявить готовность, разделить невзгоды и радости других людей. Нельзя не учитывать, что детям присуще непосредственное восприятие окружающего, отсутствие нравственных критериев, неумение оценивать собственные поступки с этической точки зрения. И то, какой чувственный опыт получает ребенок в первые годы жизни – опыт доброты или жестокости. – не может не сказаться на дальнейшем становлении личности.
Цель данной работы – исследовать возможность нравственного воспитания в старшей и подготовительной к школе группах детского сада (5-7 лет).
Задачи – провести анализ научно-методической литературы по теме проекта; проанализировать методы, используемые в работе; показать важность применения теоретических познаний в практической деятельности педагога. Показать важность нравственного воспитания именно с дошкольных лет жизни человека, как это может повлиять на современное российское общество в дальнейшем.
Привести примеры реализации цели проекта по средствам совместных занятий, бесед, игр с детьми с отклонениями в развитии.
Глава 1. Анализ проблемы нравственного развития и воспитания
1.1. Психоэмоциональные особенности детей 5-7 лет
В последние годы психологи все чаще обращают внимание педагогов дошкольных учреждений и родителей на значимость проблемы развития, воспитания и обучения ребенка с рождения до школы. Отечественные и зарубежные ученые приходят к единому мнению о наличии особой чувствительности детей этого возраста к речевому, сенсорному, умственному, физическому, эстетическому, патриотическому и другим направлениям развития личности. Этот возраст рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач [3].
Возрастной период от 5 до 7 лет в психологии рассматривается как кульминация всего детского развития, оказывающая решающее воздействие на формирование характера.
Этот период важно пройти наиболее эффективно, для того, чтобы ребёнок был социально успешен, интеллектуально развит; чтобы не возникало сложностей в межличностном общении, в поведенческой, психоэмоциональной и познавательной сферах.
В дошкольном возрасте набирают свою силу важнейшие социальные потребности:
потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт;
потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей,
потребность в движениях, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений.
Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение.
В дошкольном возрасте наблюдается несколько важных возрастных задач:
Умение считаться с другими – формировать суждения и планировать действия с учетом интересов других:
— задать вопрос, договориться со сверстником о встрече, обратиться за помощью, не мешать другим (5-6 лет), возраст «Почемучек»;
— планировать свои действия с учетом интересов других, умение советоваться (6-7 лет).
2) Рост независимости по отношению к родителям (воспитателям):
— умение занять себя, развитие самостоятельности (5-6 лет)
Занятия, направленные на развитие познавательных функций, приобретение умений и знаний, необходимых для функционирования в обществе:
— работать на занятии совместно с другими детьми и проявлять активность (5-6 лет);
— приобретать знания, умения и навыки в учебной деятельности (6-7 лет)
Дружба – установление и поддержание дружеских контактов со сверстниками:
— находить друг (друзей) среди детей своего и противоположного пола (5-6 лет);
— поддерживать дружеские отношения, уметь дружить, считаться с мнением другого, уметь делиться с другим, сочувствовать другому (6-7 лет)
Домашние обязанности – способность принять на себя часть ответственности за ведение домашнего хозяйства и заботы о братьях и сестрах:
— убирать свои вещи и игрушки (5-6 лет);
— участвовать в домашних работах, заботиться о домашних животных, помогать младшим и другим членам семьи (6-7 лет)
Пользование элементарными инфраструктурами – общественный транспорт, денежная система, средства коммуникации, средства для проведения свободного времени
— включить и выключить телевизор, магнитофон, проигрыватель (5-6 лет);
— пользоваться деньгами, общественным транспортом, телефоном, знать ценность денег (6-7 лет)
Безопасность и здоровье – умение делать выбор, обеспечивающий собственную безопасность и безопасность для здоровья:
— быть осторожным на улице и при обращении с бытовыми приборами, соблюдать осторожность в контактах со взрослыми (5-7 лет)
I. Особенности эмоциональной сферы
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями. Не меньшее значение в становлении личности растущего человека имеет понимание своих эмоций и чувств.
На протяжении дошкольного детства эмоции ребенка приобретают глубину и устойчивость. У старших дошкольников уже можно наблюдать проявления подлинной заботы о близких людях, направленные на то, чтобы оградить их от беспокойства, огорчения.
Одно из главных направлений развития эмоций в дошкольном возрасте – увеличение их «разумности», связанное с умственным развитием ребенка. Ребенок начинает познавать окружающий мир, знакомиться с последствиями своих поступков, разбираться в том, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Существенно изменяются в дошкольном детстве и внешние проявления эмоций. Ребенок постепенно овладевает умением до известной степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств. Пяти-шестилетний дошкольник может сдерживать слезы, скрыть страх и т.п. Он усваивает «язык эмоций» — принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, мимики, жестов, поз, движений, интонаций голоса.
К 5 годам сформировываются некоторые сознательно контролируемые выражения, например, демонстративно «честное» выражение лица с открытым взглядом, устремленным в глаза взрослому, когда в действительности ребенок что-либо утаивает.
Однако в целом мимические реакции ребенка до 6 лет весьма непосредственны и лицо его читается, как открытая книга.
II. Особенности структуры самосознания
Под самосознанием понимается совокупность психических процессов, посредством которых ребёнок осознает себя в качестве субъекта деятельности, а его представления о самом себе складывается в определенный «образ Я».
При этом выделяют следующие структурные компоненты самосознания:
осознание имени,
половая идентификация,
притязание на признание,
временное осознавание,
осознание прав и обязанностей.
III. Особенности общения
Общение со взрослыми:
При обогащении опыта ребенка взрослый сначала знакомит его с чем-то, а затем нередко ставит задачу перед ним овладеть каким-то новым навыком;
Взрослый осуществляет подкрепление усилий ребенка, их поддержку и коррекцию;
Ребенок в контактах со взрослыми наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания.
Общение со сверстниками – это особая сфера социальной жизни ребенка, которая складывается позже, чем общение со взрослыми, и во многом определяется тем, как ребенок взаимодействует со старшими. Общение ребенка со сверстниками приводит к возникновению образа другого человека и параллельно — образа самого себя.
IV. Психосоциальное развитие
Психосоциальное развитие – процесс постоянного физического, психологического и социального роста ребенка, накопления новообразований, освоения социального пространства, определение в нем собственного места и положения, постоянно расширяющаяся сфера деятельности и социальных контактов со сверстниками, детьми других возрастов, взрослыми.
Игра
Основное противоречие дошкольного возраста и как следствие одна из задач развития – это то, что ребенок — дошкольник есть член общества, вне общества он жить не может. Основная его потребность — жить вместе с окружающими людьми, но это осуществить в современных условиях невозможно: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром.
Как же осуществляется эта связь? Связь с окружающим миром осуществляется через единственную деятельность, которая позволяет смоделировать эти отношения, включиться в них и действовать внутри этой модели, это сюжетно-ролевая игра.
Таким образом, ведущий тип деятельности игра. Игра – это освоение окружающего мира, это ознакомление с отношениями между людьми. Для гармоничного психологического развития ребенок должен играть.
Один из компонентов в структуре игры — правила.
Сказка
Помимо игры и изобразительной деятельности, в дошкольном возрасте деятельностью становится также восприятие сказки. Дошкольный возраст – это возраст сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр.
Зачем сказка? У детей существует потребность понять мир. Сказка удовлетворяет эту потребность. Всякая сказка — это рассказ об отношениях между людьми, сказка вводит в круг таких отношений, которых ребенок в реальной жизни может не замечать.
Основная деятельность дошкольного возраста – это игра. Поэтому Ребенок должен ИГРАТЬ и ребенку необходимо читать СКАЗКИ, т.к. и игра, и сказка позволяет ребенку знакомиться с окружающим миром, с героями и их взаимоотношениями.
Таким образом, наблюдая за окружающим и самостоятельно действуя, получая при этом правильные словесные пояснения взрослых, ребенок все больше познает окружающее, ориентируется в нем, осмысливает доступные его пониманию явления и события. Под влиянием развития в процессе познавательной деятельности у детей происходит дальнейшее совершенствование психических процессов: восприятия, внимания, памяти. Ребенок на протяжении дошкольного возраста проходит огромный путь развития — от отделения себя от взрослого (Я сам) до открытия своей внутренней жизни, самосознания.
1.2. Нравственное воспитание дошкольников
Детство — время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности [2].
Выделены несколько направлений нравственного развития и воспитания:
1. этическое воспитание
(воспитание нравственных чувств и этического сознания).
Представление о правилах поведения в детском саду, дома, на улице. Стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым. Уважительное отношение к родителям, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим, бережное и гуманное отношение ко всему живому. Знание правил этики, культуры речи.
2. трудовое воспитание
(воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни).
Представление о ведущей роли труда в жизни человека, об основных профессиях. Представление о роли знаний, науки, современного производства. Бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, личным и чужим вещам. Умение соблюдать порядок.
3. экологическое воспитание
(воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде).
Развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание роли человека в природе. Ценностное отношение к природе. Бережное отношение к растениям и животным. Элементарный опыт природоохранительной деятельности.
4. эстетическое воспитание
(воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях).
Представление о душевной и физической красоте человека, интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, интерес к занятиям художественным творчеством, стремление к опрятному внешнему виду. Уметь видеть красоту природы, труда и творчества.
Источник