Развитие мелкой моторики у ребенка с нода дошкольного возраста
Александра Беликова
Развитие мелкой моторики у обучающихся с Нода
На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики очень важно развивать, так как вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
К области мелкой моторикиотносится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Диагноз ДЦП у детей – это обширное поражение двигательных зон головного мозга и проводящих путей. С этим могут быть связаны нарушения общей и мелкой моторики. Обучающиеся с НОДА ограничены в движении, они с трудом учатся ходить, сидеть, стоять, совершать манипулятивные действия.
Особенностью этого заболевания является то, что детям не только трудно учится общей и мелкой моторике, выполнению тех или иных действий, но также и трудно ощущать эти движения, поэтому у обучающихся с затрудняется формирование нужных представлений о движении. У детей трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности.
Причины недостаточного развития моторики у обучающихся с НОДА различны и многообразны.
Прежде всего — это ослабленное здоровье и сниженные показатели общего физического развития, патология тонуса мышц, наличие насильственных движений, а также органические поражения головного мозга. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к норме, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу.
Развитие мелкой моторики и координация движений являются одними из важнейших аспектов в работе с обучающимися с НОДА и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Целью коррекционно-развивающей работы с обучающимися с НОДА является последовательное развитие и коррекция движений руки, формирование мелкой моторики руки, что обеспечивает своевременное развитие речи, личности ребенка, адаптацию в социуме.
На одном занятии выполняется не более 5-6 упражнений. Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторикирук можно условно разделить на 3 составляющие:
1. Пальчиковая гимнастика. Этот вид упражнений широко распространен. Пальчиковые игры — важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. В ходе пальчиковых игр обучающиеся, повторяя движения, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом. Затем степень их самостоятельности увеличивается — показ устраняется и остается только словесная инструкция.
2. Самомассаж. Каждое занятие по развитию мелкой моторики рук рекомендуется начинать с элементов самомассажа кисти и пальцев рук. При необходимости – оказывается помощь. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов. Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания.
3. Пальчиковые игры и упражнения с использованием различных предметов и материала.На занятиях можно использовать такие упражнения как:
• завязывание узлов на толстой веревке, на шнурке, нитке;
• наматывание тонкой проволоки в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль);
• рисование различными материалами (карандашом, ручкой, мелом, красками, углем и т. д.);
Важное место в работе учителя-дефектолога по развитию моторики обучающихся занимает ритмическая организация движений, оказывающая положительное влияние на совершенствование слухо-зрительно-двигательной организации движений. Достигается это в упражнениях, суть которых состоит в том, что ребенок должен воспроизвести движениями определенный ритмический рисунок в виде единой плавной кинестетической мелодии. Такими движениями могут быть хлопки, постукивание по столу и т. д.
А такие упражнения, как штриховка, графические диктанты, письмо элементов букв способствуют развитию не только мышц кисти, их координации, но и зрительному восприятию, пространственной ориентировке, а также формированию внутренней речи, образного и логического мышления.
При совершенствовании у обучающихся с НОДА ручной умелости, развивается интеллект, формируются психические процессы, развиваются коммуникативные навыки. Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у обучающихся с НОДА во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное — способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
В ОГКОУ «Школа-интернат № 88 «Улыбка» рамках АООП НОО для обучающихся с НОДА по данному направлению на всех занятиях проводится работа по развитию мелкой моторики рук и координации движений.На занятиях используется разнообразный лингводидактический материал: массажные мячики; валики; сенсорные дорожки; панно, на которых обучающиеся работают с различными замочками, пуговицами, застежками, молниями и т. д.
Источник
Слайд 1
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирущего вида № 46 “ МАЛЫШОК ” Фадеева Елена Александровна Высшее профессиональное образование : Акмолинский педагогический университет, c таж : 14 лет, первая квалификационная категория кредо : Думай, пробуй и ищи – трудно будет не пищи!
Слайд 2
«Развитие мелкой моторики у детей старшего возраста с НОДА через продуктивную деятельность » Тема творческой работы :
Слайд 3
Для детей с НОДА характерны : Слабая координация движений; Нарушения зрительно – моторной координации; Нарушения в выполнении формообразующих движений (в лепке и рисовании) Слабое владение орудийными навыками Нарушения в ориентировки в пространстве Неуклюжесть, скованность движений
Слайд 4
Значение продуктивной деятельности: Развитие собственно изобразительных навыков и умений; Развитие творческого потенциала личности; Формирование эстетического отношения к окружающему миру; Развитие ручной умелости и мелкой моторики в работе с изобразительными материалами и орудиями; Подготовка руки к будущему письму; Создание условий для формирования наиболее ценных качеств личности.
Слайд 5
Под мелкой моторикой понимаются сложнокоординированные, то есть требующие навыка работы с мелкими предметами и выполнения точных действий, движения руки . Понятие мелкой моторики
Слайд 6
СИСТЕМА РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С НОДА ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И КОРРЕКЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПА ЛЬЧИКО ВАЯ ГИМНАСТИКА ЛФК МАНИПУЛИРОВАНИЕ С РАЗЛИЧНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ ФИЗИОЛЕЧЕНИЕ МЕДИКАМЕНТОЗНОЕ ЛЕЧЕНИЕ ЛЕЧЕБНО ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ И РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ БЛОК МАССАЖ САМОМАССАЖ ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РИСОВАНИЕ ЛЕПКА АППЛИКАЦИИ КОНСТРУИРОВНИЕ, РУЧНОЙ ТРУД
Слайд 7
Условие возникновения противоречия В детском саду создана и функционирует система реабилитационной помощи по развитию мелкой моторики детям с НОДА; Все виды продуктивной деятельности создают базу для развития личности дошкольника и ее творческих проявлений; Однако, практика работы в группе компенсирующей направленности для детей с НОДА показывает, что продуктивная деятельность организуется в основном в учебной деятельности
Слайд 8
Противоречие : Мы должны использовать для развития мелкой моторики руки ребенка все имеющиеся созданные условия и систему работы в МДОУ; Но, специфика работы детского сада, организации педпроцесса не всегда позволяют в полном объеме использовать продуктивную деятельность для развития мелкой моторики у детей с НОДА.
Слайд 9
Идея : Усилить роль продуктивной деятельности детей, в том числе совместной со взрослыми, для развития мелкой моторики у детей с НОДА.
Слайд 10
Цель и задачи . Цель: создавать условия для развития мелкой моторики у детей с НОДА посредством продуктивных видов деятельности. Задачи: 1. Учить детей рассматривать предметы, анализировать их, выделяя характерные особенности (приемы обследования). 2. Обучать приемам и способам работы с различными материалами. 3. Развивать мелкую моторику, сенсорные способности через овладение орудийными действиями и техниками работы с изобразительными материалами. 4 . Создавать условия для формирования волевых качеств личности дошкольников в данном виде деятельности. 5 . В организации педпроцесса: разработать перспективный план и методику занятий и организовать работу кружка “Чудо своими руками”. 6. В работе с родителями: повысить образовательный уровень родителей по проблеме, привлечь к созданию условий для развития мелкой моторики детей.
Слайд 11
Технология работы. 1 этап подготовительный изучение программно-методической литературы создание предметно-развивающей среды психолого педагоческое изучение развития мелкой моторики, изодятельности
Слайд 12
II этап основной Организация совместной деятельности взрослых и детей Структура занятия кружка «Чудо своими руками» I часть – предварительная работа: психогимнастика, пальчиковые игры, музыка на релаксацию. Цель – подготовить моторику рук к дальнейшей работе. II часть – выполнение творческих заданий III часть – упражнения на снятие напряжения, анализ продуктов деятельности, организация выставок.
Слайд 13
3 Этап – заключительный Итоговая психолого – педагогическое изучение развития мелкой моторики, изодеятельности детей
Слайд 14
Взаимодействие с родителями При организации работы с родителями мы решали следующие задачи: 1. Познакомить родителей с основными закономерностями развития моторных навыков у детей с НОДА. 2. Обогатить опыт родителей необходимыми знаниями по развитию мелкой моторики с использованием разнообразных корригирующих упражнений. 3. Показать роль продуктивных видов деятельности в развитии мелкой моторики. 4. Обучить приемам, способам работы с различными материалами с целью развития мелкой моторики детей и их творчества в домашних условиях.
Слайд 15
Выводы: 1. Практика нашей работы показала, что организация продуктивных видов деятельности, в том числе совместной, помогает развивать мелкую моторику, общую ручную умелость, овладевать сложными орудийными и двигательными навыками, совершенствует творческий потенциал личности и способствует личностному развитию ребенка, что является необходимым условием для социальной реабилитации и социализации детей с НОДА. 2. Организация продуктивной деятельности является звеном общей системы реабилитационной помощи детям с НОДА.
Источник
Игровые упражнения для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- «Моем овощи и фрукты»
В емкости с водой моются игрушки, которые изображают овощи и фрукты.
Данную игру можно усложнить, проговаривая каждое действие, описывая свойства предмета, характеристики, и т.д.
- «Водопад»
В емкости с водой плавают крышки, которые изображают корабли. Учитель сначала показывает детям как зачерпнуть воду чашкой (ковшом) и выливает воду, тем самым образуя водопад. Дети пробуют самостоятельно повторить это действие. Затем учитель показывает, что будет, ели воду налить на крышку (кораблик). И предлагает детям провести свой эксперимент.
Данную игру можно усложнить корабликами разного объема, можно добавить трубочки, можно добавить элементы разной высоты, чтобы вода стекала каскадом.
- «Киска»
Дети совершают действия:
По столу котище (скребут пальчиками по коленкам) лапою гребет.
Спрячет коготки в подушки (широко расставляют пальцы и сжимают их в кулак)
И почешет лапкой ушко (гладят рукой ухо)
Молочко попьет из миски (делают из рук «миску» и подносят ее ко рту)
Наша ласковая киска (гладят себя по голове)
Можно добавить еще действий, или ребенку предложить сочинить сказку про киску (сопровождая каждое действие руками).
- «Осень»
Дети совершают действия:
Ветер северный подул: «С-с-с-с», (дуем)
Все листочки с веток сдул (пошевелить пальчиками и подуть на них)
Полетели, закружились и на землю опустились (помахать ручками в воздухе)
Дождик стал по ним стучать «Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (постучать пальцами правой руки по ладошке левой руки)
Град по ним заколотил, (щепотью правой руки постучать по левой ладошке)
Листья все насквозь пробил (постучать кулачком правой руки по левой ладошке)
Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд- назад)
Одеялом их накрыл (положить правую ладонь на левую)
- «Доброе утро! Здравствуй, Иван»
Дети соединяют ладони, пальцы раздвигают.
Доброе утро, здравствуй, Иван! (перекрещивают справа налево большие пальцы)
Доброе утро, здравствуй, Степан! (перекрещивают указательные пальцы)
Доброе утро, здравствуй, Сергей! (перекрещивают средние пальцы)
Доброе утро, здравствуй, Матвей! (перекрещивают безымянные пальцы)
Доброе утро, здравствуй, Танюшка! (перекрещивают мизинцы)
Доброе утро, здравствуйте, все! (перекрещивают все пальцы и возвращают в исходное положение)
- «Два дружка-петушка»
Воспитатель надевает Варежки-петушки на руки.
Вас повеселить пришли наши чудо- петушки.
Хоть мы разные на вид, каждый чем-то знаменит.
Припев:
Ку-ка-ре-ку, ко- ко- ко,
Ку-ка-ре-ку, ко- ко- ко,
Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.
Клюют зернышки с ладошки, рука с варежкой идет вверх-вниз.
Дымковский я петушок, пышный хвост и гребешок.
Точки, клеточки, кружки. Краски сочны и ярки.
Припев:
Филимоновский дружок, тот же хвост и гребешок
Солнышко и елочки, полосы и звездочки.
Припев:
Петушки поворачиваются лицом друг к другу.
Раз поднялся шум и крик, кто красивее из них.
Спорят петушки-друзья, так вести себя нельзя.
Грозят пальцем свободной руки.
Припев:
Какая славная песенка получилась! Петушки хотят прославиться и хотят, чтобы вы нарисовали их портрет.
В этом нам помогут наши проснувшиеся пальчики.
Показ приема рисования:
- обводим ладошки на листе бумаги;
- пририсовываем детали (голову, хохолок т. д.);
- разукрашиваем по своему выбору.
- «Определи настроение»
Выкладывание лица с выражением определенного настроения (веселого, грустного). Подготовлены карточки с изображением настроения. Ребенок должен повторить карточку из подручных средств (фишки, пуговки, прищепки, камешки и т.д.)
- «Белка»
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки (ритмично сгибание пальцев обеих рук)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке ушастому (поочерёдно сгибание пальцев, начиная с большого)
- «Пальчики»
Большой пальчик соединяют поочерёдно с каждым пальчиком:
— Пальчик-мальчик,
Где ты был?
— С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем
Щи варил,
С этим братцем
Кашу ел.
С этим братцем
Песни пел!
- «Золушка»
Перебирание цветной и белой фасоли. Можно перебирать разные крупы, фишки, бусины и т.д.
- «Дружат наши дети»
Дружат в нашей группе (пальцы рук соединяют)
Девочки и мальчики (в замок несколько раз)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять (пальцы с мизинчика поочередно)
Начинаем мы считать (соединяют друг с другом)
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать (руки вниз, встряхивают кистями)
- «Завертелись карусели»
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом
(Указательным пальцем рисуем круг на столе, убыстряя темп)
Тише, тише, подождите,
Карусель остановите.
Стоп! (Замедляем движение пальца до полной остановки. Затем поменять руку).
- «Кому листик?»
Предложить ребенку рвать большим и указательными пальцами (резать) бумагу на узкие полоски. Показать ребенку, как правильно брать лист и рвать его (два пальца левой руки располагаются рядом с двумя пальцами правой руки, движения одной руки направлены к себе, движения другой – от себя). Прочесть стихотворение:
Этот листик – дедушке,
Этот листик – бабушке,
Этот листик – папе,
Этот листик – маме
и т.д.
- «Подари лисичке хвост»
Предложить ребенку рассмотреть изображение лисы с белым хвостом. Лиса очень грустит, потому что ее хвост белый. Давай поможем лисе. Я покажу, как от большого кусочка оранжевой бумаги можно отрывать маленькие кусочки. Складывайте кусочки бумаги на поднос. Когда их наберется достаточное количество для хвоста, налейте клей в такую емкость, в которую ребенку удобно будет макать эти маленькие кусочки. Покажите, как можно обмакнуть клочок бумаги в клей, приклейте его на лисий хвост. Пусть ребенок продолжит работу до тех пор, пока хвост не станет пушистым и рыжим.
- «Пальчики шагают»
Шагать пальчиками, считая: раз – два, раз – два…
Шагать со стихотворением:
По дорожке мы идем,
Никогда не устаем.
Раз, два, раз, два,
Нам шагать уже пора.
(шагающие движения двумя пальчиками, менять пальчики, пробовать различные варианты)
Шагать тремя пальчиками по дорожкам. Пальчики можно менять, применять различные варианты.
- «Чудесный мешочек»
Необходимо опустив руку в мешок, нащупать предмет и назвать его, не видя, что это конкретно. Чтобы дети не путались, сначала можно класть один предмет, а потом, когда они научатся так играть, уже несколько. Дать характеристику предмета (описать его, рассказать для чего он нужен и т.д.).
- «Снежный кролик»
Мы лепили снежный ком,
Ушки сделали потом.
Вместо глаз
Угольки нашлись для нас.
Кролик вышел как живой:
И с хвостом, и с головой.
За усы не тяни –
Из соломинки они.
Длинные, блестящие,
Точно настоящие.
Имитация лепки комочка. Указательным и большим пальцем делаем прищепы. Щепоть из пальчиков – угольки. Имитация поглаживания кролика, указательные пальчики «трепещут». Имитация движения: щепотью тянем усики.
- «Домики для пальчиков»
На опушке дом стоит (сложить ладони домиком над головой)
На дверях замок висит (сомкнуть ладони в «замок»)
За дверями стоит стол (накрыть ладонью правой руки кулачок левой)
Вокруг дома частокол (руки перед собой, пальцы растопырены)
Тук – тук – тук! Дверь открой! (постучать кулачком одной ладони о другую).
Заходите, я не злой! (Руки в стороны, ладони вверх тыльной стороной)
- «Дождь идет»
Дождик, дождик, веселей! (каждым пальчиком правой руки стучат по левой ладошке)
Капай, капай, не жалей! (каждым пальчиком левой руки стучат по правой ладошке)
Только нас не замочи! (изображать пальчиками «брызги»)
Зря в окошко не стучи! (правый кулачок стучит два раза по левому, затем меняем руки
- «Снег идет»
Белых хлопьев белый пух плавно и спокойно (Вращают кисть руки).
Над деревьями кружит и над колокольней (Руки вверх).
Каждый дом и каждый куст греют, одевают (Показывают крышу дома).
Снеговая шубка и шапка снеговая (Показывают шубку и шапку).
Белых хлопьев белый пух с неба валит валом (Показывают, как падает снег).
Укрывая белый свет белым одеялом (Поглаживают одну ладонь другой).
Чтобы слева, впереди, позади и справа (Показывают направления).
Сладко спали до весны дерева и травы (Показывают, как спят).
Это сколько ж наметет снега за ночь-то! (Руки у щек, покачивают головой).
Это как же полетят с горки саночки! (Левой ладонью проводят сверху вниз по правой руке)
- «Бегают человечки»
Указательным и средним пальцами сначала правой, затем левой, потом обеих рук быстро бежать по столу
- «Пальчики и лесенка»
Я построю лесенку,
Лесенку-чудесенку.
Выше всех я заберусь,
Сверху маме улыбнусь.
Вот какая лесенка,
Лесенка-чудесенка.
Положите ноготь большого пальца правой руки на подушечку большого пальца левой руки, на подушечку большого пальца правой руки положите указательный палец левой руки, на ноготь указательного пальца левой руки – указательный палец правой руки. Так поочередно складывайте пальчики друг на друга, потом разбирайте лесенку, следуя в такт за стихами.
Источник