Развитие мелкой моторики слепого ребенка

Развитие мелкой моторики слепого ребенка thumbnail

Пояснительная записка.

Программа по развитию осязания и мелкой моторики разработана на основе требований ФГОС.

Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и мелкой моторики пальцев кистей рук.Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации.

Из-за отсутствия или снижения зрения дети не могут овладеть различными предметно-практическими действиями. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук.

Цель- создание условий для преодоления трудностей при усвоении материала школьной программы через развитие мелкой моторики.

Задачи:

Образовательные:

формирование произвольных координаций движений пальцев рук,глаз; гибкости рук; ритмичности развития осязательного восприятия;

формирование практических умений и навыков;

обучать различным навыкам работы с бумагой и пластилином;

Развивающие:

развитие мелкой моторики руки;

совершенствование двигательных навыков;

развитие познавательных психических процессов произвольного внимания , логического мышления, зрительного и слухового восприятия, памяти;

развитие речи детей;

Воспитательные:

воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим;

воспитывать и развивать художественный вкус;

воспитывать усидчивость и целенаправленность.

Овладение приемами осязательного восприятия объекта и умения выполнять практические действия при участии тактильно двигательного анализатора дает детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы в пространстве, что позволяет им быть более активнее, любознательнее.Работа по развитию осязания и мелкой моторики осуществляется через работу кружка, который проводится во время развивающих занятий.Данная программа разработана на 34 часа. Оптимальный вариант реализации программы-1час в неделю.

-Творческая деятельность.

-Наглядный метод обучения и метод практических действий.

-Ориентировочно-исследовательская деятельность.

Формы и методы работы.

Дидактические игры и игровые упражнения.

-Занимательные задания.

-Творческая деятельность.

-Наглядный метод обучения и метод практических действий.

Ориентировочно- исследовательская деятельность.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

1.Тестирование- 2 часа.

  1. Пальчиковый игротренинг -6 часов.

  2. Игры и упражнения на тактильную чувствительность -4 часа.

  3. Тестопластика -6 часов.

  4. Ориентировка -2 часа.

  5. Сенсомоторика-3 часа.

  6. Упражнения и игры с мелкими предметами -5 часов.

  7. Озорной карандаш -2 часа.

  8. Работа с ножницами -3 часа.

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Название раздела

Сроки

1

Тестирование . Игра « Золушка»

03.09.13

2

Тестирование. Мозаика, конструктор. Умение оперировать предметами.

10.09.13

3

Пальчиковый игротренинг.Упражнения способствующие свободно и непринужденно пользоваться движениями рук. Упражнения сопровождающиеся стихами.

17.09.13

4

Пальчиковый игротренинг. Самомассаж кистей и пальцев рук.

24.09.13

5

Пальчиковый игротренинг. « Веселые пальчики».

01.10.13

6

Пальчиковый игротренинг. Пальчиковая гимнастика с предметами.

08.10.13

7

Пальчиковая игротренинг. Пальчиковая гимнастика с предметами.

22.10.13

8

Пальчиковый игротренинг. Пальчиковые кинезиологические упражнения.

29.10.13

9

Упражнения и игры на развитие тактильной чувствительности. Игра «кладоискатель».

12.11.13

10

Упражнения и игры на развитие тактильной чувствительности. Умение оперировать нитками. Изготовление кукол из ниток.

19.11.13

11

Упражнения и игры на развитие тактильной чувствительности . Изготовление кукол из ниток.

26.1113

12

Упражнения и игры на развитие тактильной чувствительности. Специально развивающая игра « лыжи».

03.12.13

13

Тестопластика. . Основные приемы лепки.

10.12.13

14

Тестопластика. Лепка хлебных фигурок « каравай».

17.12.13

15

Тестопластика Лепка фигур овощей и ягод « ягода-малина».

24.12.13

16

Тестопластика. Лепка фигур насекомых « бабочка».

14.01.14

17

Тестопластика. Лепка обьемных цветов « лесная полянка».

21.01.14

18

Тестопластика. Лепка фигур грибов «лесные дары».

28.01.14

19

Ориентировка на месте и по сторонам тела, игра « птички»

04.02.14

20

Ориентировка на листе бумаги. Оригами « лягушка»,

11.02.14

21

Сенсомоторика. Аппликация из бросового материала «рыбки».

18.02.14

22

Сенсомоторика. Аппликация из бросового материала «нарциссы».

04.03.14

23

Сенсомоторика. Аппликация из бросового материала «лошадка».

11.03.14

24

Игры и действия с мелкими предметами. Умение оперировать берестой. Изготовление бус из бересты.

18.03.14

25

Игры и действия с мелкими предметами. Игры с пуговицами.Аппликация из пуговиц

25.03.14

26

Игры и действия с мелкими предметами. Умение оперировать шнурками . Шнуровка.

01.04.14

27

Игры и действия с мелкими предметами. Умение оперировать шнурками .Рисование веревочкой.

08.04.14

28

Игры и действия с мелкими предметами. Мозаика , конструктор.

15.04.14

29

Озорной карандаш . Графический диктант. Дорисовка.

22.04.14

30

Озорной карандаш. Штриховка Работа с трафаретами.

04.05.14

31

Работа с ножницами, ТБ при работе с ножницами. Умение вырезать ткань.Лоскутная аппликация «скоро весна».

11.05.14

32

Работа с ножницами. Изготовление сувенирных коробочек.

18.05.14

33

34

Работа с фигурными ножницами. Изготовление сувенирных коробочек.

Выставка работ « Умелые руки»

25.05.14

28.05.14

Содержание

  1. Пояснительная записка.

  2. Тематический план.

  3. Содержание программы.

  4. Календарно- тематический план.

  5. Условия реализации программы.

  6. Дидактический материал и техническое обеспечение.

  7. Итоговое тестирование.

  8. Литература.

  9. Приложение.

Содержание программы.

1 Диагностика.

Для обследования мелкой моторики руки применяю различные диагностические методы:

различные манипуляции с бумагой; тактильные ощущения-узнавание предмета и формы на ощупь; сила тонуса- сжатие рук взрослого одной (двумя) руками; координация движений-вдевание нитки в иголку; обследование щепоти руки- катание шарика; загибание пальчиков.

2.Пальчиковый игротренинг.

Развитие речи благотворно влияет на развитие речи , что способствует успехам в обучении. При использовании пальчиковой гимнастики дети разучивают текст , что воспитывает быстроту реакции, пространственное мышление , эмоциональную выразительность. Использую в работе пальчиковую гимнастику с предметами. В данном учебном году впервые включены пальчиковые кинезиологические упражнения. Успешно применяется на практике самомассаж с помощью различных предметов — мяч , грецкий орех, прищепки.

3.Игры и действия с мелкими предметами.

Для укрепления и развития детской руки рекомендуется различные упражнения с различными предметами. Работа с мозаикой предполагает выкладывание более сложных фигур. Запланированы занятия с берестой — научимся резать бересту , закручивать и заклеивать.Запланирована работа со шнурками- научимся завязывать узелки, шнурки, выкладывать узоры.

  1. Тестопластика. Нетрадиционная методика работы с детьми для развития мелкой моторики и привития эстетического и художественного вкуса.Воспроизводя тот или иной предмет , дети знакомятся с его формой ,развивается наблюдательность .Почему именно тестопластика? Тесто достаточно легкий в использовании материал . Экологически чистый , дешевый. Его можно заготовит впрок, покрасить , изделия легко подвергаются сушке. Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства.Занятия тестопластикой оказывают благоприятное влияние на развитие мелкой моторики .Неоценимую помощь эти занятия могут оказывать детям с задержкой психического развития.

  1. Озорной карандаш. Чем больше уверенности в движениях детской руки , тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда.Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.Одним из форм развития мелкой моторики является рисование. На данных занятиях запланировано штриховка с помощью трафарета , графические диктанты, раскраски и т. д. Специалистами ( Морозова Н Г ) отмечено , что занятия рисованием благотворно влияют на воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта.

  1. Игры и упражнения на развитие тактильной чувствительности.

Развитие тактильной чувствительности у слепых детей компенсирует дефект зрения.Благодаря тактильной чувствительности воспринимается форма, размеры, фактура предмета, читается шрифт Брайля, и рельефные рисунки. Игра «кладоискатель» запланирована для всего класса.В емкость накладывается песок и прячется клад.Нужно найти клад руками.Воздействие песка оказывает успокаивающее и массажирующее влияние. Одновременно играет 1-2 ребенка. Запланирована работа с нитками. Это изготовление кукол из ниток и закручивание ниток в клубок.

  1. Ориентировка.Ориентировочный навык складывается в результате формирования условно-рефлекторных связей. Запланировано 2 занятия. Занятия будут проводится в спортивном зале в виде подвижных игр.

  1. Сенсомоторика. У детей с нарушением зрения отмечается сенсомоторная слабость- несформированность знаний об определенных сенсорных эталонах; возникают трудности в графическом восприятии фигур; дети не обладают рацоинальными приемами обследовании фигур. Запланированы выполнение аппликаций из бросового материала, воспитывающее в детях трепетное отношение к окружающему миру.

  1. Работа с ножницами.Умение вырезать ножницами очень хорошо развивает мелкую моторику. Перед тем ,как давать детям ножницы, провожу Т Б , правильно выбираем ножницы. Запланированы изготовление сувенирных коробочек, для чего нужно уметь вырезать плотную бумагу. Также запланирована работа с тканью.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Систематическое проведение занятий.

Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.

Создание условий для успешной деятельности учащихся.

Обеспечение учебным материалом.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Настольные игры, конструктор, мозаика, пазлы.

Материал для занятий тестопластикой.

Материал для аппликаций.

Картотека пальчиковых игр.

Природный материал.

Бросовый материал.

Нитки, кусочки ткани.

Трафареты.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

Сформированы умения ориентироваться в микроплоскости.

Умения успешно оперировать ножницами, клеем, бумагой, нитками, тканью.

Присутствие интереса к занятиям.

Сформированы графические навыки

ЛИТЕРАТУРА.

    1. Педагогическая копилка-тетрадь с разработками.

    2. «Мой мизинчик, где ты был»/ Т Ю Бородина.-М.: Просвещение, 2012-15 стр.

    3. Аппликации из бумаги./ С Афонькин. – П.: Питер, 2013, — 25 карточек.

    4. Номера детских журналов « непоседа», «смекалочка»

    5. Волшебный картон /Н Васина – М.: Айрис-пресс, 2013.-112 стр

    6. Что можно сделать из природного материала/Э.К.Гульянц – книга для воспитателя.- М.: Просвещение, 1991. – 175 стр

    7. Интернет- ресурсы: сайт « Страна мастеров»,

сайт «Самоучка»,

сайт « Академия»,

сайт « Мастерим вместе с мамой»

Источник

Уважаемые родители, хочу вам напомнить, что в нашей группе все дети с нарушением зрения, я понимаю, что в первую очередь вам необходимо заниматься лечением зрения, а так же вас всех волнует не развитая речь и не правильное звукопроизношение детей. Почти все дети нашей группы занимаются с логопедом.

В своей практике я столкнулась с проблемой, что у детей с нарушением зрения слабо развита мелкая моторика рук. И сегодня я вас собрала, для совместного решения этой проблемы. Вы не обращаете внимание на то, что ваши дети не умеют застегивать пуговицы, завязывать шарфы и шапки, одевать перчатки. Вы их сами одеваете и раздеваете, не даете детям самостоятельности. У них слабые руки . Дети не умеют лепить, вырезать и рисовать. Когда я спрашиваю у детей, чем вы занимались дома?

Ни один ребенок не говорит, что он лепил, вырезал или рисовал красками. Потому что дома нет пластилина и красок у большинства детей нет дома конструктора. Дети дома смотрят мультики, играют в компьютерные игры. Раньше многие родители вышивали, вязали, шили, выжигали. Сейчас все эти виды досуга часто заменяет телевизор и интернет. Мало кто занимается рукоделием и творчеством, и обучает этому своих чад. Вот еще одна причина того, что у современных детей мелкая моторика слабо развита. Многие мамы увлекаются ранним развитием. И это прекрасно. Однако часто оно неправильно понимается. Акцент делается не на развитии мелкой моторики, а на интеллектуальном и логическом, что в корне не правильно.

Что же такое мелкая моторика?

По книжному определению мелкая моторика – это способность ребёнка выполнять мелкие и точные движения кистями и пальчиками рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.

Учёными давным-давно доказано, что развитие мелкой моторики и речи тесно взаимосвязаны, ведь в головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при движениях пальцев рук речевой центр в головном мозге начинает усердно работать, а потому для своевременного развития речи ребёнка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики ручек. Это так же готовность рук к письму в первом классе. Также мелкая моторика очень влияет на ловкость рук, а значит на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка при выполнении самых разных заданий. То есть если у ребёнка хорошо развита мелкая моторика, то ребёнку, как правило, легче научиться писать, он лучше мыслит и рассуждает, быстрее запоминает.

Недостаточно сформированная моторика рук препятствует не только развитию речевых навыков. Такой ребенок может испытывать проблемы с памятью, логикой. Если это дошкольник, то ему необходимо срочно помочь, ведь к школе он окажется абсолютно не готовым. У такого ученика возникнут трудности с концентрацией внимания, он станет быстро утомляться и неизбежно начнет отставать.

Конечно, начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Еще грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения с стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. А также не надо забывать о рисовании каракулей, игры с пальчиками, массаж кончиков пальцев; о лепке из пластилина, глины, теста; выкладывание узоров из палочек, собирание пазлов и многое — многое другое. Такая работа поможет будущему ученику научиться красиво писать, выполнять задания на уроках труда не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте графическая работа в тетрадях, для развития ориентировки на листе и координации движений руки,  должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

В каждом возрасте ребенок способен выполнять некоторые действия. Новые возможности появляются у него по мере созревания нервной системы. Каждое новое достижение появляется благодаря тому, что был успешно освоен предыдущий навык, поэтому за уровнем формирования моторики необходимо следить.

  • 2-3 года – моторика рук позволяет держать ножницы и даже разрезать ими бумагу. Манера рисования меняется вместе со способом удержания карандаша, и на листке появляются первые осознанные фигуры.
  • 3-4 года – малыш уже уверенно рисует, умеет разрезать лист вдоль начерченной линии. Он уже определился с доминантной рукой, однако в играх умело пользуется обеими. Скоро ребенок научится держать ручку или карандаш, совсем как взрослый, поэтому к 4 годам он уже будет готов учиться письменным навыкам.
  • 4-5 лет. Мелкая моторика рук у детей этого возраста уже напоминает движения взрослых. Обратите внимание: во время рисования или разукрашивания ребенок двигает не всей рукой сразу, а только кистью. Движения более отточены, поэтому вырезать из бумаги предмет или разукрашивать, не выходя за контуры, уже не так сложно.
  • 5-6 лет. В этом возрасте у дошкольника кисти должны быть отлично скоординированы, ребенок уже держит ручку тремя пальцами, рисует мелкие детали, как взрослый, умеет пользоваться ножницами. Все навыки малыша говорят о том, что он не будет испытывать трудностей в школе.

Как развивать мелкую моторику дома?

Давайте, уважаемые родители, рассмотрим подробно, какие занятия, игры и упражнения с детьми для развития моторики вы можете проводить дома? Сейчас для развития мелкой моторики существует огромное количество упражнений. А если вы превратите эти занятия в игру, то ваш ребёнок получит не только пользу, но и удовольствие, а вы, конечно же, огромную радость от общения со своим малышом. Но не забывайте, что заниматься развитием рук нужно не время от времени, а постоянно, то есть каждый день. Наберитесь терпения и приступайте!

  • Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.
  • Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
  • Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.
  • Заводить будильник, игрушки ключиком.
  • Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.
  • Резать ножницами (желательно небольшого размера).
  • Конструировать из бумаги («оригами», шить, вышивать, вязать.
  • Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
  • Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина).
  • Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
  • Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
  • Делать пальчиковую гимнастику.

Остановимся подробнее лишь на некоторых из этих занятий:

Игры с водой и в воде:

  • в тазик с водой можно положить фасоль, мелкие игрушки, мозаику и всё, на что хватит фантазии, выдавайте малышу ситечко, пусть вылавливает;
  • малыши приходят в восторг от игр в воде с пеной: налейте в тазик с водой немного шампуня и дайте венчик, пусть взбивает;
  • поиграй те с ребёнком в большую стирку, предложите малышу самому постирать, а затем отжать и повесить не большие вещи.

Игры с крупами:

  • готовим обед: понадобится крупа и разнообразные ложечки, черпачки, мисочки, тарелочки и стаканчики, отлично подойдёт набор детской посудки, малыш будет пересыпать крупу пальчиками и ложкой в различные емкости – это отлично развивает мелкую моторику рук;
  • «Найди в крупе»: у этой игры есть несколько вариаций. Детям помладше можно предложить найти мелкие предметы, спрятанные в крупе. Детям постарше можно поставить более сложную задачу: например найти букву, спрятанную в крупе и поставить её на слово, которое начинается с этой буквы, или предложить подобное задание с геометрическими фигурами;
  • «Рисование на крупе». Насыпьте слой манки толщиной примерно 2-3 мм на поднос. Разровняйте. Далее можно изобразить простые фигуры, проводя пальцем: круг, треугольник, цветок, солнышко и т. д.

Бисероплетение:

  • Вместе с ребёнком изготавливайте несложные украшения из бисера, например браслет или бусы. Дети постарше могут пользоваться предложенными схемами.

Игры-шнуровки:

  • Сейчас продаётся огромное множество готовых вариантов, но можно и пофантазировать с малышом и сделать самим.

Конечно, не стоит забывать о традиционных проверенных методах развития мелкой моторики.

Лепка:

  • Лепить можно из самых разных материалов: пластилина, теста, глины, снега.
  • Одним из интересных видов работы с пластилином является пластилинография, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе.

Аппликация:

  • Что может быть лучше вырезания и наклеивания фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги? Следует помнить, что развитию творческого мышления у детей любого возраста способствуют разнообразные, интересные, красочные и необычные аппликации из цветной бумаги. Воспользовавшись ножницами, клеем, цветной бумагой и добавив немного фантазии Вы сможете создать вместе со своим ребенком оригинальную и неповторимую аппликацию.

Рисование:

Трудно переоценить значение рисования для развития мелкой моторики детей. Кроме всем известных способов рисования хотелось бы предложить вам и другие, менее традиционные, формы этого занятия:

Для младшего дошкольного возраста:
— рисование пальчиками;
— оттиск печатками из картофеля, моркови;
— тычок жёсткой полусухой кистью.

Для старшего и подготовительного возраста:
«ладонная» техника;
— рисование поролоновым тампоном;
— оттиск печаткой из ластика;
— фотокопия – рисование свечой;
— отпечатки листьев.
— кляксография обычная и трубочкой;
— печать по трафарету;
— раздувание краски;
— рисование солью;

Известный педагог В.А.Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Уважаемые родители не забывайте об этом! И только совместна деятельность педагогов и родителей даст положительные результаты.

Источник