Развитие мелкой моторики слепого ребенка
Пояснительная записка.
Программа по развитию осязания и мелкой моторики разработана на основе требований ФГОС.
Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и мелкой моторики пальцев кистей рук.Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации.
Из-за отсутствия или снижения зрения дети не могут овладеть различными предметно-практическими действиями. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук.
Цель- создание условий для преодоления трудностей при усвоении материала школьной программы через развитие мелкой моторики.
Задачи:
Образовательные:
формирование произвольных координаций движений пальцев рук,глаз; гибкости рук; ритмичности развития осязательного восприятия;
формирование практических умений и навыков;
обучать различным навыкам работы с бумагой и пластилином;
Развивающие:
развитие мелкой моторики руки;
совершенствование двигательных навыков;
развитие познавательных психических процессов произвольного внимания , логического мышления, зрительного и слухового восприятия, памяти;
развитие речи детей;
Воспитательные:
воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим;
воспитывать и развивать художественный вкус;
воспитывать усидчивость и целенаправленность.
Овладение приемами осязательного восприятия объекта и умения выполнять практические действия при участии тактильно двигательного анализатора дает детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы в пространстве, что позволяет им быть более активнее, любознательнее.Работа по развитию осязания и мелкой моторики осуществляется через работу кружка, который проводится во время развивающих занятий.Данная программа разработана на 34 часа. Оптимальный вариант реализации программы-1час в неделю.
-Творческая деятельность.
-Наглядный метод обучения и метод практических действий.
-Ориентировочно-исследовательская деятельность.
Формы и методы работы.
Дидактические игры и игровые упражнения.
-Занимательные задания.
-Творческая деятельность.
-Наглядный метод обучения и метод практических действий.
Ориентировочно- исследовательская деятельность.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
1.Тестирование- 2 часа.
Пальчиковый игротренинг -6 часов.
Игры и упражнения на тактильную чувствительность -4 часа.
Тестопластика -6 часов.
Ориентировка -2 часа.
Сенсомоторика-3 часа.
Упражнения и игры с мелкими предметами -5 часов.
Озорной карандаш -2 часа.
Работа с ножницами -3 часа.
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№
Название раздела
Сроки
1
Тестирование . Игра « Золушка»
03.09.13
2
Тестирование. Мозаика, конструктор. Умение оперировать предметами.
10.09.13
3
Пальчиковый игротренинг.Упражнения способствующие свободно и непринужденно пользоваться движениями рук. Упражнения сопровождающиеся стихами.
17.09.13
4
Пальчиковый игротренинг. Самомассаж кистей и пальцев рук.
24.09.13
5
Пальчиковый игротренинг. « Веселые пальчики».
01.10.13
6
Пальчиковый игротренинг. Пальчиковая гимнастика с предметами.
08.10.13
7
Пальчиковая игротренинг. Пальчиковая гимнастика с предметами.
22.10.13
8
Пальчиковый игротренинг. Пальчиковые кинезиологические упражнения.
29.10.13
9
Упражнения и игры на развитие тактильной чувствительности. Игра «кладоискатель».
12.11.13
10
Упражнения и игры на развитие тактильной чувствительности. Умение оперировать нитками. Изготовление кукол из ниток.
19.11.13
11
Упражнения и игры на развитие тактильной чувствительности . Изготовление кукол из ниток.
26.1113
12
Упражнения и игры на развитие тактильной чувствительности. Специально развивающая игра « лыжи».
03.12.13
13
Тестопластика. . Основные приемы лепки.
10.12.13
14
Тестопластика. Лепка хлебных фигурок « каравай».
17.12.13
15
Тестопластика Лепка фигур овощей и ягод « ягода-малина».
24.12.13
16
Тестопластика. Лепка фигур насекомых « бабочка».
14.01.14
17
Тестопластика. Лепка обьемных цветов « лесная полянка».
21.01.14
18
Тестопластика. Лепка фигур грибов «лесные дары».
28.01.14
19
Ориентировка на месте и по сторонам тела, игра « птички»
04.02.14
20
Ориентировка на листе бумаги. Оригами « лягушка»,
11.02.14
21
Сенсомоторика. Аппликация из бросового материала «рыбки».
18.02.14
22
Сенсомоторика. Аппликация из бросового материала «нарциссы».
04.03.14
23
Сенсомоторика. Аппликация из бросового материала «лошадка».
11.03.14
24
Игры и действия с мелкими предметами. Умение оперировать берестой. Изготовление бус из бересты.
18.03.14
25
Игры и действия с мелкими предметами. Игры с пуговицами.Аппликация из пуговиц
25.03.14
26
Игры и действия с мелкими предметами. Умение оперировать шнурками . Шнуровка.
01.04.14
27
Игры и действия с мелкими предметами. Умение оперировать шнурками .Рисование веревочкой.
08.04.14
28
Игры и действия с мелкими предметами. Мозаика , конструктор.
15.04.14
29
Озорной карандаш . Графический диктант. Дорисовка.
22.04.14
30
Озорной карандаш. Штриховка Работа с трафаретами.
04.05.14
31
Работа с ножницами, ТБ при работе с ножницами. Умение вырезать ткань.Лоскутная аппликация «скоро весна».
11.05.14
32
Работа с ножницами. Изготовление сувенирных коробочек.
18.05.14
33
34
Работа с фигурными ножницами. Изготовление сувенирных коробочек.
Выставка работ « Умелые руки»
25.05.14
28.05.14
Содержание
Пояснительная записка.
Тематический план.
Содержание программы.
Календарно- тематический план.
Условия реализации программы.
Дидактический материал и техническое обеспечение.
Итоговое тестирование.
Литература.
Приложение.
Содержание программы.
1 Диагностика.
Для обследования мелкой моторики руки применяю различные диагностические методы:
различные манипуляции с бумагой; тактильные ощущения-узнавание предмета и формы на ощупь; сила тонуса- сжатие рук взрослого одной (двумя) руками; координация движений-вдевание нитки в иголку; обследование щепоти руки- катание шарика; загибание пальчиков.
2.Пальчиковый игротренинг.
Развитие речи благотворно влияет на развитие речи , что способствует успехам в обучении. При использовании пальчиковой гимнастики дети разучивают текст , что воспитывает быстроту реакции, пространственное мышление , эмоциональную выразительность. Использую в работе пальчиковую гимнастику с предметами. В данном учебном году впервые включены пальчиковые кинезиологические упражнения. Успешно применяется на практике самомассаж с помощью различных предметов — мяч , грецкий орех, прищепки.
3.Игры и действия с мелкими предметами.
Для укрепления и развития детской руки рекомендуется различные упражнения с различными предметами. Работа с мозаикой предполагает выкладывание более сложных фигур. Запланированы занятия с берестой — научимся резать бересту , закручивать и заклеивать.Запланирована работа со шнурками- научимся завязывать узелки, шнурки, выкладывать узоры.
Тестопластика. Нетрадиционная методика работы с детьми для развития мелкой моторики и привития эстетического и художественного вкуса.Воспроизводя тот или иной предмет , дети знакомятся с его формой ,развивается наблюдательность .Почему именно тестопластика? Тесто достаточно легкий в использовании материал . Экологически чистый , дешевый. Его можно заготовит впрок, покрасить , изделия легко подвергаются сушке. Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства.Занятия тестопластикой оказывают благоприятное влияние на развитие мелкой моторики .Неоценимую помощь эти занятия могут оказывать детям с задержкой психического развития.
Озорной карандаш. Чем больше уверенности в движениях детской руки , тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда.Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.Одним из форм развития мелкой моторики является рисование. На данных занятиях запланировано штриховка с помощью трафарета , графические диктанты, раскраски и т. д. Специалистами ( Морозова Н Г ) отмечено , что занятия рисованием благотворно влияют на воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта.
Игры и упражнения на развитие тактильной чувствительности.
Развитие тактильной чувствительности у слепых детей компенсирует дефект зрения.Благодаря тактильной чувствительности воспринимается форма, размеры, фактура предмета, читается шрифт Брайля, и рельефные рисунки. Игра «кладоискатель» запланирована для всего класса.В емкость накладывается песок и прячется клад.Нужно найти клад руками.Воздействие песка оказывает успокаивающее и массажирующее влияние. Одновременно играет 1-2 ребенка. Запланирована работа с нитками. Это изготовление кукол из ниток и закручивание ниток в клубок.
Ориентировка.Ориентировочный навык складывается в результате формирования условно-рефлекторных связей. Запланировано 2 занятия. Занятия будут проводится в спортивном зале в виде подвижных игр.
Сенсомоторика. У детей с нарушением зрения отмечается сенсомоторная слабость- несформированность знаний об определенных сенсорных эталонах; возникают трудности в графическом восприятии фигур; дети не обладают рацоинальными приемами обследовании фигур. Запланированы выполнение аппликаций из бросового материала, воспитывающее в детях трепетное отношение к окружающему миру.
Работа с ножницами.Умение вырезать ножницами очень хорошо развивает мелкую моторику. Перед тем ,как давать детям ножницы, провожу Т Б , правильно выбираем ножницы. Запланированы изготовление сувенирных коробочек, для чего нужно уметь вырезать плотную бумагу. Также запланирована работа с тканью.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Систематическое проведение занятий.
Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
Создание условий для успешной деятельности учащихся.
Обеспечение учебным материалом.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Настольные игры, конструктор, мозаика, пазлы.
Материал для занятий тестопластикой.
Материал для аппликаций.
Картотека пальчиковых игр.
Природный материал.
Бросовый материал.
Нитки, кусочки ткани.
Трафареты.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
Сформированы умения ориентироваться в микроплоскости.
Умения успешно оперировать ножницами, клеем, бумагой, нитками, тканью.
Присутствие интереса к занятиям.
Сформированы графические навыки
ЛИТЕРАТУРА.
Педагогическая копилка-тетрадь с разработками.
«Мой мизинчик, где ты был»/ Т Ю Бородина.-М.: Просвещение, 2012-15 стр.
Аппликации из бумаги./ С Афонькин. – П.: Питер, 2013, — 25 карточек.
Номера детских журналов « непоседа», «смекалочка»
Волшебный картон /Н Васина – М.: Айрис-пресс, 2013.-112 стр
Что можно сделать из природного материала/Э.К.Гульянц – книга для воспитателя.- М.: Просвещение, 1991. – 175 стр
Интернет- ресурсы: сайт « Страна мастеров»,
сайт «Самоучка»,
сайт « Академия»,
сайт « Мастерим вместе с мамой»
Источник
Уважаемые родители, хочу вам напомнить, что в нашей группе все дети с нарушением зрения, я понимаю, что в первую очередь вам необходимо заниматься лечением зрения, а так же вас всех волнует не развитая речь и не правильное звукопроизношение детей. Почти все дети нашей группы занимаются с логопедом.
В своей практике я столкнулась с проблемой, что у детей с нарушением зрения слабо развита мелкая моторика рук. И сегодня я вас собрала, для совместного решения этой проблемы. Вы не обращаете внимание на то, что ваши дети не умеют застегивать пуговицы, завязывать шарфы и шапки, одевать перчатки. Вы их сами одеваете и раздеваете, не даете детям самостоятельности. У них слабые руки . Дети не умеют лепить, вырезать и рисовать. Когда я спрашиваю у детей, чем вы занимались дома?
Ни один ребенок не говорит, что он лепил, вырезал или рисовал красками. Потому что дома нет пластилина и красок у большинства детей нет дома конструктора. Дети дома смотрят мультики, играют в компьютерные игры. Раньше многие родители вышивали, вязали, шили, выжигали. Сейчас все эти виды досуга часто заменяет телевизор и интернет. Мало кто занимается рукоделием и творчеством, и обучает этому своих чад. Вот еще одна причина того, что у современных детей мелкая моторика слабо развита. Многие мамы увлекаются ранним развитием. И это прекрасно. Однако часто оно неправильно понимается. Акцент делается не на развитии мелкой моторики, а на интеллектуальном и логическом, что в корне не правильно.
Что же такое мелкая моторика?
По книжному определению мелкая моторика – это способность ребёнка выполнять мелкие и точные движения кистями и пальчиками рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.
Учёными давным-давно доказано, что развитие мелкой моторики и речи тесно взаимосвязаны, ведь в головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при движениях пальцев рук речевой центр в головном мозге начинает усердно работать, а потому для своевременного развития речи ребёнка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики ручек. Это так же готовность рук к письму в первом классе. Также мелкая моторика очень влияет на ловкость рук, а значит на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка при выполнении самых разных заданий. То есть если у ребёнка хорошо развита мелкая моторика, то ребёнку, как правило, легче научиться писать, он лучше мыслит и рассуждает, быстрее запоминает.
Недостаточно сформированная моторика рук препятствует не только развитию речевых навыков. Такой ребенок может испытывать проблемы с памятью, логикой. Если это дошкольник, то ему необходимо срочно помочь, ведь к школе он окажется абсолютно не готовым. У такого ученика возникнут трудности с концентрацией внимания, он станет быстро утомляться и неизбежно начнет отставать.
Конечно, начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Еще грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения с стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. А также не надо забывать о рисовании каракулей, игры с пальчиками, массаж кончиков пальцев; о лепке из пластилина, глины, теста; выкладывание узоров из палочек, собирание пазлов и многое — многое другое. Такая работа поможет будущему ученику научиться красиво писать, выполнять задания на уроках труда не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций.
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте графическая работа в тетрадях, для развития ориентировки на листе и координации движений руки, должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
В каждом возрасте ребенок способен выполнять некоторые действия. Новые возможности появляются у него по мере созревания нервной системы. Каждое новое достижение появляется благодаря тому, что был успешно освоен предыдущий навык, поэтому за уровнем формирования моторики необходимо следить.
- 2-3 года – моторика рук позволяет держать ножницы и даже разрезать ими бумагу. Манера рисования меняется вместе со способом удержания карандаша, и на листке появляются первые осознанные фигуры.
- 3-4 года – малыш уже уверенно рисует, умеет разрезать лист вдоль начерченной линии. Он уже определился с доминантной рукой, однако в играх умело пользуется обеими. Скоро ребенок научится держать ручку или карандаш, совсем как взрослый, поэтому к 4 годам он уже будет готов учиться письменным навыкам.
- 4-5 лет. Мелкая моторика рук у детей этого возраста уже напоминает движения взрослых. Обратите внимание: во время рисования или разукрашивания ребенок двигает не всей рукой сразу, а только кистью. Движения более отточены, поэтому вырезать из бумаги предмет или разукрашивать, не выходя за контуры, уже не так сложно.
- 5-6 лет. В этом возрасте у дошкольника кисти должны быть отлично скоординированы, ребенок уже держит ручку тремя пальцами, рисует мелкие детали, как взрослый, умеет пользоваться ножницами. Все навыки малыша говорят о том, что он не будет испытывать трудностей в школе.
Как развивать мелкую моторику дома?
Давайте, уважаемые родители, рассмотрим подробно, какие занятия, игры и упражнения с детьми для развития моторики вы можете проводить дома? Сейчас для развития мелкой моторики существует огромное количество упражнений. А если вы превратите эти занятия в игру, то ваш ребёнок получит не только пользу, но и удовольствие, а вы, конечно же, огромную радость от общения со своим малышом. Но не забывайте, что заниматься развитием рук нужно не время от времени, а постоянно, то есть каждый день. Наберитесь терпения и приступайте!
- Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.
- Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
- Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.
- Заводить будильник, игрушки ключиком.
- Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.
- Резать ножницами (желательно небольшого размера).
- Конструировать из бумаги («оригами», шить, вышивать, вязать.
- Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
- Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина).
- Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
- Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
- Делать пальчиковую гимнастику.
Остановимся подробнее лишь на некоторых из этих занятий:
Игры с водой и в воде:
- в тазик с водой можно положить фасоль, мелкие игрушки, мозаику и всё, на что хватит фантазии, выдавайте малышу ситечко, пусть вылавливает;
- малыши приходят в восторг от игр в воде с пеной: налейте в тазик с водой немного шампуня и дайте венчик, пусть взбивает;
- поиграй те с ребёнком в большую стирку, предложите малышу самому постирать, а затем отжать и повесить не большие вещи.
Игры с крупами:
- готовим обед: понадобится крупа и разнообразные ложечки, черпачки, мисочки, тарелочки и стаканчики, отлично подойдёт набор детской посудки, малыш будет пересыпать крупу пальчиками и ложкой в различные емкости – это отлично развивает мелкую моторику рук;
- «Найди в крупе»: у этой игры есть несколько вариаций. Детям помладше можно предложить найти мелкие предметы, спрятанные в крупе. Детям постарше можно поставить более сложную задачу: например найти букву, спрятанную в крупе и поставить её на слово, которое начинается с этой буквы, или предложить подобное задание с геометрическими фигурами;
- «Рисование на крупе». Насыпьте слой манки толщиной примерно 2-3 мм на поднос. Разровняйте. Далее можно изобразить простые фигуры, проводя пальцем: круг, треугольник, цветок, солнышко и т. д.
Бисероплетение:
- Вместе с ребёнком изготавливайте несложные украшения из бисера, например браслет или бусы. Дети постарше могут пользоваться предложенными схемами.
Игры-шнуровки:
- Сейчас продаётся огромное множество готовых вариантов, но можно и пофантазировать с малышом и сделать самим.
Конечно, не стоит забывать о традиционных проверенных методах развития мелкой моторики.
Лепка:
- Лепить можно из самых разных материалов: пластилина, теста, глины, снега.
- Одним из интересных видов работы с пластилином является пластилинография, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе.
Аппликация:
- Что может быть лучше вырезания и наклеивания фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги? Следует помнить, что развитию творческого мышления у детей любого возраста способствуют разнообразные, интересные, красочные и необычные аппликации из цветной бумаги. Воспользовавшись ножницами, клеем, цветной бумагой и добавив немного фантазии Вы сможете создать вместе со своим ребенком оригинальную и неповторимую аппликацию.
Рисование:
Трудно переоценить значение рисования для развития мелкой моторики детей. Кроме всем известных способов рисования хотелось бы предложить вам и другие, менее традиционные, формы этого занятия:
Для младшего дошкольного возраста:
— рисование пальчиками;
— оттиск печатками из картофеля, моркови;
— тычок жёсткой полусухой кистью.
Для старшего и подготовительного возраста:
— «ладонная» техника;
— рисование поролоновым тампоном;
— оттиск печаткой из ластика;
— фотокопия – рисование свечой;
— отпечатки листьев.
— кляксография обычная и трубочкой;
— печать по трафарету;
— раздувание краски;
— рисование солью;
Известный педагог В.А.Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Уважаемые родители не забывайте об этом! И только совместна деятельность педагогов и родителей даст положительные результаты.
Источник