Развитие мелкой моторики рук ребенка консультация для родителей

Консультация для родителей

«Развитие мелкой моторики рук ребенка»

Уважаемые родители! Мелкая моторика рук тесно связана с развитием речи и мышления детей. И если она плохо развита, 6-7 –летний ребенок считается плохо подготовленным к школе. Это не только из-за того, что ему будет трудно писать, но и из-за того, что ему вообще будет тяжело учиться.

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был умным и способным, то обратите пристальное внимание на развитие мелкой моторики. Старайтесь как можно больше заниматься с ребёнком дома. Используйте для этого каждую свободную минуту. Такие домашние занятия будут для вашего малыша просто бесценны. Рисование, конструирование, лепка, аппликация и создание разных поделок из природного и бросового материала, рисунки нитью, крупами, квиллинг, а так же различные упражнения (переборка круп, застегивание пуговиц и т. д.) играют важную роль в развитии ребенка — дошкольника. Все предметы, с которыми действует ваш малыш, и которые создаются им в результате продуктивной деятельности, играют роль наглядной опоры для речевых упражнений.

Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки косвенным образом влияют на общее интеллектуальное, психическое развитие и на развития речи ребенка. А также готовят его к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Рекомендуемые занятия и упражнения для развития мелкой моторики рук:

1. Рисование кистью, карандашами, пальцами, ладошкой, раскрашивание картинок. Разнообразьте тематику рисунков, обратите внимание вашего ребенка на основные детали, без которых рисунок становится искажённым.

2. Лепка из глины и пластилина, теста. В этом занятии развивается сила кисти и пальцев, обеспечивается смена тонуса мускулатуры рук. Старайтесь использовать мягкий пластилин или глину хорошего качества, и мягкое теплое тесто, так как неокрепшая рука ребенка нуждается в щадящих нагрузках. Зимой прекрасным материалом для лепки становится снег – лепка снежков, снеговиков.

3. Изготовление поделок из бумаги, например, выполнение салфеточной аппликации. Путем сминания кусочков бумажной салфетки получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка. Рисование на мятом листе, вырезание ножницами, сминание, разрывание и надрывание, скручивание и другие виды бумажной пластики способствуют формированию координации движений кистей рук и пальчиков.

4. Изготавливайте вместе с ребенком поделки из природного материала: жёлудей, шишек, соломы и других доступных материалов. В качестве дополнительных материалов можно использовать: бумагу различного качества и цвета, фольгу, пластилин, проволоку, нитки, камешки, клей и т. д. Создавайте вместе с ребенком поделки и из бросового материала. Обратите внимание на соблюдение техники безопасности в этом виде деятельности.

5. Конструирование — дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки). В конструировании развивается координация кисти, логическое мышление и пространственное воображение.

6. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке; завинчивание и развенчивание крышек банок и пузырьков; всасывание пипеткой воды; открывание и закрывание дверцы или шкатулки – это хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.

7. Хорошо формирует мелкую моторику рук нанизывание на леску пуговиц, бусинок, макарон, сушек, бисера и выкладывание фигур, создание картин с помощью этих материалов. Делайте вместе с детьми бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов, скрепок.

8. Плетение косичек из ниток, венков из цветов способствует укреплению здоровья ребенка. Его иммунитет также находится на кончиках пальцев.

9. Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Рукоделие играет важную роль в развитии мелкой моторики: вышивка, шитье, вязание. Рукоделие приучает детей к точности, аккуратности, внимательности, настойчивости. При некотором количестве созданных поделок можно организовать дома выставку и пригласить ваших родных и друзей вашего ребенка.

10. Организуйте игры с песком в летнее время на улице, а в зимнее – в домашней песочнице. Дети, сооружая сказочные замки и украшая их мелкими камешками, прилагают при этом силу рук, ловкость пальцев, воображение. Происходит релаксация, гармонизация эмоционально – волевой сферы дошкольника.

11. Переборка круп. Насыпьте в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросите ребёнка перебрать. Для будущих первоклассников это тоже весьма полезное занятие.

12. «Показ» стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками, пальцами всё, о чём говорится в стихотворении. Так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Такой маленький спектакль поможет вашему ребёнку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.

13. Теневой театр. Он является одним из видов работы, который может быть использован для развития мелкой моторики рук. Кроме того, что теневой театр позволяет развивать точные, согласованные движения пальцев и кистей рук, он вызывает и поддерживает у малыша интерес к выполнению упражнений по развитию моторики, позволяет ему более продолжительное время концентрировать внимание, быть усидчивым и активным и т. д.

14. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой. Все эти упражнения приносят пользу ребёнку: развивают его руки, подготавливая к овладению письмом, формируют у него художественный вкус. Детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить вашему ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Уважаемые родители, не откладывайте развитие мелкой моторики рук малыша на потом. Это действительно очень важно для ребенка! Научите ваших детей всему, что умеете сами!

Источник

Консультация для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. »

В. А. Сухомлинский

      Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятия, мышление, внимание.

     Преждевременное обучение ребенка недопустимо, так как в результате может быть сформирована минимальная мозговая дисфункция (один участок мозга развивается быстрее за счет другого) .

    Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.

   Рекомендуется стимулировать умственное развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему ребенка. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

    Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6 – 7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание, и поглаживание ежедневно в течении 2 – 3 минут. При такой тренировки речевые области будут формироваться в обоих полушариях мозга.

  При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость.

    Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая, не только оказывает благоприятное влияние на умственное развитие, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму, Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений – это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

   При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений используйте разнообразное спортивное оборудование, игрушки и мелкие предметы.

   Личный контакт с ребенком, атмосфера увлеченности и радости помогает детям чувствовать себя уверенно при проведении подобных упражнений.

  Для того чтобы их выполнение стало увлекательной игрой, используйте разнообразные приемы:

— пальчиковая гимнастика

— показ при помощи рук различных изображений («очки», «стул», «зайка», и др.) которыми сопровождается чтение потешек, сказок.

Читайте также:  Развитие ребенка в 2 года части тела

— конструирование из счетных палочек

— лепка из соленого теста, пластилина или глины

— разрывание бумаги на мелкие кусочки

— сминание, а затем разглаживание ладонями и пальцами скомканного листа бумаги

— выкладывание из камушков и ракушек на бумаге декоративных узоров, букв, геометрических фигур

— «нанизывание» бус и пуговиц на леску, тесьму или проволоку

— завязывание бантов и узлов

— перебирание и сортировка различных круп и семян (рис, фасоль, горох, бобы, пшено, гречка и т. д.)

— сматывание шерстяной или хлопковой пряжи в клубки

Самомассаж кистей рук и пальцев

— Массаж пальцев.

Массаж пальцев начинают с большого и до мезинца. Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию.

Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками («приговорками») .

— Массаж ладонных поверхностей.

Массаж проводится каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками. Детям предлагаются шарики, которые можно просто вертеть в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», направлять в специальные желобки и лунки, состязаясь в меткости.

— Массаж грецкими орехами.

Предлагается: а) катать два ореха между ладонями.

б) прокатывать один орех растопыренными пальцами ведущей руки.

в) удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки.

г) удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.

— Массаж шестигранными карандашами.

Грани карандаша легко «укалывают» ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Детей учат пропускать карандаш между одним и двумя – тремя пальцами; удерживать его в определенном положении в правой и левой руке.

— Массаж «четками».

Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервную систему. В это время можно считать количество «четок» в прямом и обратном порядке.

Как развивать ручную умелость?

— Запускать пальцами мелкие волчки.

— Разминать пальцами пластилин и глину.

— Катать по очереди каждым пальцем камушки, мелкие бусинки, шарики.

— Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся, а вечером «заснул» — «закрылся», «спрятался») .

— Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать, в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.

— Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто – то крадется, а потом быстро, как будто — бежит. Упражнение проводится сначала правой рукой, а потом левой рукой.

— Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

— Махать в воздухе пальцами.

— Кистями рук делать «фонарики».

— Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

— Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались) .

— Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки.

— Игры с мозаикой, пазлами, конструктором, кубиками.

— Рисование пальцами в воздухе.

— Рисовать, раскрашивать, штриховать, резать ножницами.

— Мять руками поролоновые шарики, губку.

— Рисование различными материалами (ручкой, карандашом, цветными мелками, акварелью, углем, фломастерами и т. д.) .

Факторы успешного речевого развития:

— Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения.

— Создавать условия для общения с другими детьми.

— Речь взрослого – пример для подражания.

— Совместные игры детей и взрослых.

— Чтение художественной литературы, разучивание стихов.

— Удовлетворение любознательности ребенка, ответы на все его «почему? »

— Совместные выезды на природу, экскурсии, посещение музеев.

— Рассказывание стихов руками.

— Развивать мелкую моторику руки, это ведет к развитию речи ребенка.

Источник

Консультация для родителей

«Развитие мелкой моторики  в домашних условиях».

Уважаемые родители. Без сомнения, каждый из вас знает о важности и необходимости развития мелкой моторики.

Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребенка: речевые способности, внимание, мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Вот почему так важно работать с пальчиками.

Но к сожалению не все родители находят время и желание серьезно заняться этим забавным и полезным процессом.

В наше современное время на прилавках магазинов огромное количество развивающих игр и пособий. Но если вы проявите немного фантазии, то сможете обойтись подручными материалами.

Что же мы можем предложить ребенку, чтобы развить ручную умелость?

  • разминать пальцами пластилин, лепить из теста, пластилина различные фигурки;
  • нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
  • застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки;
  • запускать пальцами мелкие волчки, заводить механические игрушки ключиками;
  • игры с конструктором, мозаикой;
  • игры с песком, водой;
  • мять руками поролоновые губки и рвать бумагу;
  • рисовать, раскрашивать различными материалами: ручкой, карандашами, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, пальчиковыми красками  и т. д. ;
  • собирать игрушки;
  • собирать соринки с пола;
  • переливать из кружки в кружку воду;
  • очищать вареные яйца от скорлупы;
  • снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире;
  • очищать мандарин;
  • перемешивать, например, салат;
  • под присмотром взрослого перебирать пшено, рис, гречку, фасоль, горох,  макароны  — это будет и массажный эффект;
  • наклеивать и отклеивать наклейки, магниты на холодильник;
  • играть в песочнице — трогать, пересыпать песочек, лепить куличики;
  • отвинчивать и завинчивать крышечки, пробки  от пластиковых  бутылочек;
  • составлять цепочки из 5-10 канцелярских скрепок разного цвета;
  • вырезать из бумаги какой-либо фигуры правой и левой рукой;
  • доставать бусинки ложкой из стакана;
  • складывать мелкие предметы (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр;
  • продевать нитки в иголку;
  • пришивать пуговицы и сшивать материал различными видами швов;
  • капать из пипетки в узкое горлышко бутылочки;
  • надевать и снимать колечко (массаж пальцев);
  • втыкать канцелярские кнопки в деревянный брусок;
  • искать край скотча, отлеплять и прилеплять;
  • перелистывать страницы книги;
  • сжимать и разжимать эспандер;
  • катать резиновые, пластмассовые, деревянные, поролоновые мячи с шипами («ёжики»).

Так же вы можете занять своего ребенка интересным занятием, таким как  «Показ» стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками, пальцами всё, о чём говорится в стихотворении. Так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Такой маленький спектакль поможет вашему ребёнку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.

 «Теневой театр». Он является одним из видов работы, который может быть использован для развития мелкой моторики рук. Кроме того, что теневой театр позволяет развивать точные, согласованные движения пальцев и кистей рук, он вызывает и поддерживает у малыша интерес к выполнению упражнений по развитию моторики, позволяет ему более продолжительное время концентрировать внимание, быть усидчивым и активным и т. д.

 Не мало важную роль для развития мелкой моторики имеют физические упражнения. Это разнообразные лазания (на спортивном комплексе, по лесенке и т.д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы, развивают мышцы. Ребёнок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

Как видите, уважаемые родители, развивать мелкую моторику рук очень просто! Развивая моторику рук, нужно помнить о том, что у ребенка две руки, старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой и левой рукой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие левого полушария.

На основе проведения опытов и исследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Интересных игр на развитие мелкой моторики очень много!

Подключите свою родительскую фантазию.

В добрый путь!

Составитель: воспитатель Марчук Н.А.

Источник

  Консультация для родителей                                                                                          «Развитие мелкой моторики рук у детей 1-3 лет».

Читайте также:  Физическое развитие грудного ребенка и способы его оценки

 Все родители знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребёнка. Вот почему следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего возраста. Этим вы будете воздействовать на активные точки, связанные с корой головного мозга. Значение развития мелкой моторики очень велико:

1. Повышает тонус коры головного мозга.

2. Развивает речевые центры коры головного мозга.

3. Стимулирует развитие речи ребенка.

4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.

5. Способствует улучшению артикуляционной моторики.

6. Развивает чувство ритма и координацию движений.

7. Подготавливает руку к письму.

8. Поднимает настроение ребенка.

Но не все знают, как правильно это делать, какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики.

Работая с детьми раннего возраста по развитию мелкой моторики, я ставлю для себя следующие цели и задачи:

1. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

2. Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

3. Совершенствовать движения рук, развивая психические  процессы: произвольное внимание; логическое мышление; зрительное и слуховое восприятие; память; речь детей.

 Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать?

  В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

  Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны.

  Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

   Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с  восьмимесячного  возраста.

           Развитие мелкой моторики.

  Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, «Сорока»).     Развитие мелкой моторики – это одно из самых важных направлений развития детей в возрасте 1-3 лет. И не случайно! Развивая детские пальчики, мы не только помогаем ребенку научиться  виртуозно владеть своими руками, но и:
— стимулируем развитие речи у ребенка (зоны мозга, ответственные за мелкие движения пальцев тесно связаны с зонами мозга, отвечающими за речь человека; давно доказано, что деятельность по развитию мелкой моторики рук стимулирует также и развитие речи у детей);
— помогаем развивать интеллект ребенка в целом;
— готовим руку ребенка к освоению таких важных навыков, как письмо, рисование, умение пользоваться ножницами, одевание и выполнение других действий, для которых важны ловкие пальцы.

Развитие мелкой моторики у детей от года до двух лет

    Вы заметите, как к этому возрасту малыш «усовершенствовал» возможности движений кистей рук; он научился:
— захватывать мелкие предметы (хлебные крошки, бусины, кукурузные хлопья).
— удерживать все те же предметы указательным и большим пальцами, в согнутом состоянии, что свидетельствует о развитии «щипкового захвата».

   Используя подобные навыки ребенка, Вы сможете дальше развивать у него мелкую моторику и координацию движений рук, а также глазомер, например, с помощью игр с небольшими предметами.

Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет

   У малыша третьего года жизни мелкая моторика развивается также быстрыми темпами, только она уже связана с формированием познавательных навыков. Ребенок предпринимает определенные действия, чтобы получить новую информацию: он бросает, трогает, ломает игрушки и тем самым их изучает. Когда ребенок лепит, вырезает, рисует, застегивает пуговицы под руководством взрослого, он также учится, получает новые знания.

  Что делать, если вы обнаружили плохое развитие мелкой моторики руки у своего ребенка?

  Необходимо набраться терпения и начать постепенно исправлять этот недостаток систематически, каждый день. Можно использовать для этого обычные занятия ребенка. Посмотрите, как ребенок моет и вытирает руки. Приучите его тщательно мыть каждый пальчик. А затем так же тщательно вытирать его полотенцем, хорошо массируя каждую фалангу. Если у вас есть сад, воспользуйтесь этим и привлеките ребенка к сбору ягод.

   Есть и специальные игры и упражнения для развития тонкой моторики руки. Некоторые из них известны вам давно. Например, игра в тени. Это когда с помощью различных комбинаций пальцев показывают различные теневые фигуры-зайчика, собачку, человечка. Другая распространенная игра-определение на ощупь предмета, накрытого салфеткой. Вспомните об играх – шнуровках.

   У большинства современных детей наблюдается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Сейчас распространена обувь на липучках и детям часто не приходится завязывать шнурки. Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение — есть способ познания мира. Соответственно, чем четче и точнее будут детские движения, тем глубже и осмысленнее будет знакомство ребенка с миром.

 Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук       у детей 1-2лет.

  Складывание в бутылочку. Предложите малышу бросать мелкие предметы (фасоль, изюм, попкорн, конфетки) в бутылку, у которой узкое горлышко. Лучше если бутылочка будет изготовлена из прозрачного пластика, так малыш сможет наблюдать за процессом попадания предмета внутрь. Каждое свое действие комментируйте: «Одна бусина уже оказалась внутри. Теперь вторая…», и обязательно хвалите малыша за его достижения. Затем, когда бусины попадут в бутылочку, покажите чаду, как при помощи специальных движений (захватывания предмета указательным и большим пальцами) можно «вызволять» их обратно. Подобная игра направлена именно на координированную работу пальцев.

   Важно! Когда малыш играет с мелкими предметами (особенно если они несъедобные), не оставляйте его без присмотра, даже на короткое время.

  Игры с крупой. Используйте для игры как крупную крупу (фасоль, бобы), так и мелкую (гречку, рис). Предложите ребенку пересыпать крупу из плоской тарелки (подноса) в прозрачную глубокую миску. Главное условие – малыш должен будет брать крупу непосредственно щепоткой.  Когда крупа окажется в миске, ее будет необходимо пересыпать обратно. Игра направлена на развитие координации и точности движений рук.

  Мозаика. Отдайте предпочтение той мозаике, у которой крупные фишки разных цветов (лучше, если их будет не больше четырех), маленькое игровое поле с небольшим количеством отверстий.

В какие игры можно играть:

  • сортировка фишек по цветам;
  • выкладывание «дорожки» из элементов одного цвета;
  • выкладывание основных геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника);
  • выкладывание узора, согласно предложенному образцу.

   Игры с бутылочками и баночками. Ребёнку предлагаются бутылочки и баночки, у которых горлышки разного диаметра (флакончики из-под духов, бутылочки от газированной воды, микстур, баночки из-под косметических средств); заранее открутите у них крышечки и положите их перед малышом вперемешку. Задача ребенка – подобрать к каждой баночке и бутылочке соответственную крышечку и затем закрутить их. Назначение игры – развитие мышечной силы ведущей руки.

   Надевание предметов на стержень. Малыш может надевать на стержень как приспособленные для этого кольца или фигурки пирамидки, так, например, и обычные сушки.

Читайте также:  Мир чувств ребенка развитие эмоционально волевой сферы

 Забивание колышков. Ребенок учится забивать колышки с помощью игрушечного молоточка, без совершения лишних движений и, не замахиваясь слишком сильно. Подобные игры способствуют укреплению мышечной силы, развитию координации и точности движения рук.

  Игры с бельевыми прищепками. Подобные игры полезны детям, которым необходимо увеличить мышечную силу пальчиков. Для первых занятий лучше выбрать прищепки из пластмассы, на которые не нужно сильно нажимать, дабы раскрыть их.

   Пусть малыш возьмет прищепку,  разожмет ее и прикрепит на листок плотного картона. Когда малыш освоит подобные манипуляции, ему можно предложить другие занятия, например, прицеплять прищепки:

  • на веревку (предварительно натяните ее между стульями);
  • на картонные заготовки-трафареты (корзинка, елочка).
  • например: игра «Иголки для ежика», «Лучики для солнышка»
    Эти игры очень любят мамы и педагоги, потому что прищепки стоят недорого, дети любят с ними возиться, ну а уж игр с прищепками придумано огромное множество! С помощью прищепок делаем иголочки на спинке ежика, лучики для солнышка и т.д. Это хорошее упражнение для развития мелкой моторики, которое одновременно является и тактильным упражнением. Задание состоит в том, чтобы на края круга нацепить обычные бельевые прищепки тремя пальцами.

   Игры с фольгой. Положите в «коробочку» из-под киндер-сюрприза несколько бусин, шарики или игрушку, и заверните в лист фольги. Заинтересуйте ребёнка, «прошуршав» шариком из фольги, и потрясите им. Малыш захочет развернуть «упаковку» и узнать, что находится внутри. Разворачивая фольгу, ребенок будет сосредоточен на процессе и задействует свои ловкие пальчики.

   Доставание предметов из сумки. Для подобных игр используйте косметичку из прозрачного пластика или сумочку небольшого размера с молнией. В сумочку положите маленькие сюрпризы, интересные мелочи: колокольчик, флакончик из-под духов, небольшую игрушку, старый пульт, конфетку, ненужные бумаги. Чтобы добраться до содержимого, ребенку придется потрудиться.

   Открывающиеся игрушки. Игры с матрешками, «яйцами» от киндер-сюрприза, маленькими коробочками и пластиковыми контейнерами. Внутрь лучше что-нибудь положить (пусть это будет какое-нибудь лакомство: леденец, сухофрукты, орешки, кукурузные палочки).

   Пазлы,  разрезанные картинки. Для малышей второго года жизни подойдут пазлы и картинки, состоящие из нескольких частей (не более четырех); пусть у них будет разная форма разреза, например, волнообразная, горизонтальная, вертикальная. Вначале сами соберите картинку и покажите ее малышу, после чего разберите и помогите ребёнку ее собрать заново. Подобное занятие благоприятно скажется на развитии мышления, мелкой моторики и пространственного представления.

Игры с игрушками – вкладышами, пирамидки. Пирамидки — способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления ребёнка. Ребёнок учится подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия. Благодаря таким занятиям дети развивают мелкую моторику пальцев рук, а также знакомятся с различными геометрическими фигурами и различными цветами.

  Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей  2-3лет.

   Нанизывание. Продемонстрируйте ребенку процесс нанизывания бусин (они должны быть достаточно крупными, в диаметре не менее 12 мм) на шнур, проволоку (концы шнура лучше обработать парафином или клеем). Также на веревочку ребенку можно предложить нанизывать маленькие сушки, деревянные колечки.

   Игра: «Сделай бусы». Развивать мелкую моторику можно и при помощи макаронных изделий. Мне нравится этот способ тем, что пока мама занимается своими   делами ребенок может провести время с пользой. Сделать такие бусы из макарон своими руками совсем не сложно. Потребуются макароны с крупным просветом и веревочка. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок. Можно брать макароны разного цвета или разной формы.

  Шнуровка. Игры со шнуровками подготавливают малыша к освоению более сложных навыков – лепке, рисованию. Ребенок учится подобным образом концентрировать зрительное внимание, координировать свои движения, осваивать тонкие движения пальцев. Виды шнуровок: игрушки из дерева или текстиля (пуговицы, фрукты, мягкие игрушки) с толстым шнуром, который необходимо продеть в отверстия; жесткие игрушки-выпиловки со сквозными отверстиями и шнурками.

   Расстегивание пуговиц и кнопок. Чтобы развить подобный моторный навык, лучше выбрать специальные игрушки с пуговицами, кнопками и навесными петельками (на предметах одежды это будет сделать сложнее). Малыш должен научиться расстёгивать и застегивать пуговицы различные по диаметру.

  Возведение башни. Предложите малышу построить башню из нестандартных деталей (бочонков лото или костяшек домино, крышечек от бутылок и флаконов, стаканчиков из пластика).

  Игры с предметами быта. В качестве тренажеров развития мелкой моторики прекрасно подойдут предметы домашнего обихода, вещи из «мира взрослых». Покажите, как поворачивать ручку и открывать дверь, нажимать на кнопку звонка или лифта, набирать номер на телефоне и т.д. Подобные занятия укрепят мышечную силу рук, разовьют координацию движений.

  Азы оригами. Покажите малышу самые простые действия с бумагой (например, складывание листа пополам). Обхватите руки малыша и продемонстрируйте ему всю последовательность действий.

  Лепка. Данный вид занятия способствует развитию моторики рук, стимуляции тактильной чувствительности детских пальчиков. Вначале Вы должны будете показать ребенку сам процесс превращения бесформенного комочка в фигурки, заинтересовать его. Ребенку важно уловить чёткую связь между движениями рук и результатом (формой), который может получиться.

   Поначалу он научиться создавать простые, примитивные фигурки: шарики, колбаски, лепешки, но это поспособствует возникновению желания слепить что-то определенное. Важно подготовить материал к работе (т.к. у малышей могут возникнуть трудности с этим): размять пластилин, дабы он стал мягким, эластичным. Начинайте с простых упражнений, например, с раскатывания небольшого кусочка пластилина прямыми движениями между ладонями. Пофантазируйте с малышом, пусть это будут не обычные колбаски, а например, столбики для игрушечного забора или шпалы; а когда Вы соедините концы, получится колечко или бублик. После можно приступать к освоению процесса лепки предметов округлой формы.

  Рисование на манке. Для игр понадобится  поднос на котором насыпана манка. 
Можно рисовать вместе с мамой солнышко, тучка и дождик, цветок и т.д.
Хочется отметить рисование манкой для детей такая техника – это новшество, которое завораживает каждого ребёнка. С помощью нее развивается творческое мышление, фантазия, воображение, мелкая моторика и многое другое. 

  Поиск клада. Это очень полезно, так как во время таких «раскопок» ребенок совершает движения пальцами аналогичные тем, которые он делает при выполнении пальчиковой гимнастики.
Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для детей. Они оказывают еще и успокоительный эффект. Для таких игр подойдет любая крупа, имеющаяся в доме — фасоль, горох, гречка, пшено, рис и т.д., можно использовать манку. Также пусть у вас будут под рукой мелкие игрушки, небольшие машинки. На самом дне нужно отыскать клад.

     Рисование ватными палочками. (Может быть и коллективная работа).
   Если вы мама ребенка 2 лет, то конечно знаете – приучить ребенка правильно брать в руки карандаш или кисточку совсем непросто.

  Малышу очень трудно правильно в руке держать карандаш. И всячески сопротивляются, когда вы хотите их научить держать кисть правильно.
Но выход есть – рисование ватными палочками.

  Маленьким пальчикам будет удобнее держать легкую палочку, а рисунок получится сам собой. Двухлетний ребенок обязательно заинтересуется такой захватывающей и простой техникой. Кроме того рисование ватной палочкой хорошо развивает мелкую моторику. Техника рисования ватными палочками напоминает мозаику, когда из волшебных крупиц, шаг за шагом рождается картина. Первое время ребенок нуждается в помощи взрослого, потому что без сопровождающей игры рисование ватными палочками для детей не очень интересно. Принцип данной техники прост: ребенок закрашивает картинку точками. Для этого необходимо обмакнуть ватную палочку в краску и нанести точки на рисунок, контур которого уже нарисован.

                                                   Заключение: 

   Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики  очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь — учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возра