Развитие мелкой моторики ребенка дошкольного детства
чодураа хомушку
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Что же такое мелкая моторика?
Мелкая моторика – способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность.
Актуальность.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности ; совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук, детей дошкольного возраста.
Задачи:
-формировать координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
— развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
— улучшить общую двигательную активность;
— содействовать нормализации речевой функции;
-развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься и дома.
Игры с пуговицами
Развитию пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Различные виды мозаик или игры с пуговицами, развивают внимание, восприятие.
Рисование по манной крупе, муке, по гречневой крупе
Можно рисовать по манной крупе, муке, по гречневой крупе. Созданная ребенком картина из этих сыпучих материалов является творческим продуктом, и развивает чувственное восприятие, фантазия и воображение.
Собирание разрезных картинок, пазлов, кубиков
Эти игры развивают зрительное восприятие, пространственную ориентировку, зрительно — двигательную координацию.
Аппликации
При помощи аппликаций развивается не только мелкая моторика. Ребенок, выполняя аппликации, сможет сравнивать фигуры большие и маленькие, широкие и узкие, длинные и короткие, темные и светлые.
Игры с прищепками
Также можно играть с прищепками для развития у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта.
Перекатывание карандаша в ладонях
Перекатывание карандаша в ладонях способствует стимуляции биологически активных точек, тонизирование организма в целом.
Рисование и раскрашивание карандашами
Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след. Ребенок должен учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины. В процессе рисования у детей развиваются не только представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет.
Лепка
В ходе занятий у детей развивается мелкая моторика пальцев и воображение, они учатся координировать движения рук и приобретают новый сенсорный опыт, учатся доводить работу до конца. Занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, развитию самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, формированию умений и навыков в лепке.
Шнуровки
Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий.
Заданий и упражнений, направленных на развитие очень много, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. Тут главное учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Наша задача поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными. Ведь умелыми пальцы станут не сразу. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не забывать хвалить ребенка.
Систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей способствует формированию речи, интеллектуальных способностей, положительно влияет на развитие речи, а самое главное- способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Источник
Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики? Рассмотрим подробно все эти вопросы.
Общее понятие и особенности мелкой моторики детей
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).
Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.
У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.
По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.
Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры (в интернет-журнале «Развитие» есть статьи про развивающие игры для детей в 1 год, а также игры для развития детей в 2 года).
Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики
Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков. Статьи о развитии ребенка по системе Монтессори а также о монессори-играх, также будет интересна.
Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:
1. Массаж ладошек
Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».
2. Ладушки
Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.
3. Разрывание бумаги
Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.
4. Перелистывание страниц
После года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.
5. Бусы
Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.
6. Вкладыши-мисочки
Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.
7. Крупы
В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.
8. Баночки с крупами
Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.
9. Рисование на песке
Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.
Игрушки для развития мелкой моторики
10. Горошина
Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно несколько раз и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.
11. Завинчивание крышек
Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.
12. Застегивание, расстегивание и шнуровка
Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.
13. Лепка
Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.
Упражнения для развития мелкой моторики рук
14. Рисование и раскрашивание
Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.
15. Собирание мозаик и паззлов
Для детей до 3 лет выбирают паззлы и мозаики с крупными частями. Паззлы также тренируют воображение.
16. Вырезание
Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление.
Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.
Источник: сайт Развитие.ру
Источник
Светлана Кулькова
Развитие мелкой моторики рук у дошкольников: цели и задачи. Развивающие пособия
Работая с детьми дошкольного возраста, я сталкиваюсь с такими проблемами детей, как слабое развитие кисти рук, слабое запоминание цвета, формы, нарушение моторики рук, у таких детей преобладает медлительность выполнения движений, наблюдается скованность. Ребенок при выполнении заданий начинает капризничать, у него ухудшается настроение.
Понимая важность этой проблемы,я поставила перед собой цель: развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, посредством дидактических игр и игрушек. В группе создана необходимая предметно – развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, многие сделаны своими руками.
Цель:
Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.
Задачи:
— Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
— Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
— Улучшить общую двигательную активность;
— Содействовать нормализации речевой функции;
— Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
— Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
В нашей группе оснащено пространство предметно-развивающей среды пособиями для развития мелкой моторики рук. Это шнуровки, бизиборд, крючки.
«Волшебные прищепки»
«Волшебный сапожок»
«Бизиборд»
Бизиборд — представляет собой доску, на которую перекреплены множество замочков, кнопочек, щеколд, прищепок и других предметов. Такую игрушку можно сделать самим за день-два, а ребенок будет играть с ней довольно долго, освобождая ваше время. Такие доски развивают у детей сообразительность, логическое мышление, мелкую моторику.
Для создание бизиборда вам потребуется доска и различные предметы:
дверные цепочки, крючки, петельки;
засовы, щеколды, задвижки, шпингалеты, крючки и навесные замки (например, небольшие замочки для почтовых ящиков, велосипедные замки;
фанарики, небольшие светильники, работающие от батареек;
выключатели и кнопки, совсем не обязательно, что бы они что-то включали;
всевозможные тумблеры;
счеты;
дверной звонок, работающий от батареек;
старый дисковый телефон; старый пульт или кнопочный телефон;
катушки и шнурки — с их помощью можно создавать интересные шнуровки;
молнии и пуговицы;
циферблаты от часов;
различные колесики;
поворотные тумблеры.
Этапы создания бизиборда
1. Выберите доску и определитесь с тем, что вы хотите разместить.
2. Тщательно обработайте доску, вы ведь не хотите что бы ребенок занозил палец.
3. Наметьте на доске места крепления деталей.
4. Разукрасьте доску или приклейте картинки (если вы хотите сделать ее более привлекательной).
5. Прикрепите все элементы.
6. Сами тщательно проверьте надежность крепления.
7. Закрепите саму доску.
8. Покажите сюрприз ребенку!
«Кукольный театр- сказка «Репка»
Все детали на липучках. можно переставлять героев.
Источник
Жижина Светлана
Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»
В. Сухомлинский
В современных условиях развития и функционирования системы дошкольного воспитания и образования остро стоит первостепенная задача — создание наиболее комфортных условий пребывания ребенка и раскрытие его индивидуальных особенностей, возможностей и способностей. Не стоит форсировать темп и срок развития ребенка, не стоит переводить его на школьный режим. Необходимо ребенку позволить быть самим собой. Российский ученый Бехтерев В. М. своими многочисленными исследованиями и работами уверенно доказал неопровержимое влияние манипуляций кистей рук на речевое развитие. Разнообразные движения пальчиками и ладошками называют мелкой моторикой, а движения всем телом и рукой называют крупной моторикой, тонкой моторикой называют способность выполнять мелкими мышцами пальцев очень тонкие и координированные движения и манипуляции малой амплитуды.
Развитие мелкой моторики ребенка — тонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеет большое значение, и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. И. М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат образования ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными ощущениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.
Работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего детства, массируя пальчики младенцу, мы воздействуем на активные точки, связанные с корой головного мозга. В своем развитииребенок идет от простого к более сложному: от простого захвата игрушки и удерживания ее всей кистью до более сложного — брать предмет большим и указательным пальцами, показывать и перекладывать на другое место. Ребенок учится держать ложку, вилку, карандаш, ножницы и владеть ими. Для того чтобы определить уровень готовности и развитияречи детишек первых лет жизни учеными разработан следующий метод: ребенка просят показать сначала один указательный палец, потом указательный и средний, а затем три пальца — указательный, средний и безымянный. Дети, у которых пальчики могут двигаться изолированно — это говорящие дети. Если мышцы ладошки и пальцев напряжены, пальцы могут сгибаться и разгибаться только вместе, мышление у этих детей затруднено — это дети не говорящие. Словесная речь маленького ребенка начинает формироваться тогда, когда движения пальчиков начинают достигать определенной ловкости и точности. Педагоги и психологи единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная память, ловкость.
Развитая мелкая моторика — это один из факторов, который способствует активному развитию речи. Чтоб развить у ребенка речь, недостаточно развивать только мелкую моторику, необходимо как можно больше общаться и разговаривать с малышом, четко проговаривать все свои действия, называя предметы и их качества, активно общаться как в игре, так и в быту. Так же необходимо рассказывать малышу о том, что его окружает, что ему знакомо и близко, читая сказки обязательно надо рассматривать иллюстрации, предлагать ребенку самостоятельно переворачивать красивые страницы самостоятельно. Согласованное действие рук и глаз — определяет правильное развитие мелкой моторики, а также сформированность сенсомоторной координации у ребенка.
Особенности детей дошкольного возраста связаны с тем, что в этом возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Упражнения с участием рук и пальцев у детей дошкольного возраста гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков. Правильно формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Важной задачей педагога дошкольных учреждений является вовлечение родителей в активную работу с детьми, превратить всю «работу» в интересную и увлекательную игру.
Как в раннем, так и в младшем дошкольном возрасте необходимо выполнять простые упражнения, сопровождаемые потешками или короткими стихами, такие как «Сорока-сорока», «Идет коза рогатая», «Пальчик, пальчик где ты был?», «Ладушки — ладушки», «Ходил дед за водой». Развитию мелкой моторики способствуют: массаж кистей и пальцев рук, пальчиковая гимнастика, настольные игры с мелкими предметами, игры с сыпучими материалами (песок, крупы); рисование карандашом, фломастером, палочкой на песке, песком, закрашивание контуров, лепка из пластилина, теста, глины, застегивание и расстегивание пуговиц, выкладывание из пуговиц различных узоров, шнуровка, нанизывание бусин и т. д. Все эти занятия и игры должны происходить не только под строжайшим наблюдением, но и при активном участии взрослых, так как ребенок может пораниться или сунуть что-либо в рот или нос.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Физические упражнения так же оказывают положительные воздействия на развитие моторики. Именно к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Этот возраст является сензитивным периодом для развития кисти руки (С. И. Гальперин, 1964г.)
В настоящее время изготавливается много развивающих игр, игрушек, игровых наборов, которые способствуют развитию мелкой моторики, они направлены на развитие внимания, тщательного рассматривания и сопоставления предметов. Каждая игра — это общение ребенка с окружающим миром, где он живет и развивается. К сожалению, у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, а особенно это заметно у детей городских. Для общего комфорта сейчас ботинки — на липучках, куртки — на молниях. А всего 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше заниматься мелким ручным трудом (шнуровать, застегивать, перебирать крупу, стирать белье, штопать, вязать, пришивать пуговицы, что благотворно влияло на общее развитие детей. Развивая мелкую моторику, следует помнить о том, что у ребенка две руки, правая и левая, все развивающие упражнения следует дублировать, как правой, так и левой рукой. Чем «спокойнее, умнее и уверенней» руки ребенка, тем «спокойнее, умнее и уверенней» чувствует себя ребенок в окружающей его среде.
В своей педагогической работе я использую следующие виды упражнений и тренировок для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста: массаж кисти рук и пальцев, пальчиковая гимнастика, нанизывание, игры («Чудесный мешочек», «Собери пирамидку», «Выложи узор» с геометрическими фигурами и пуговицами, «Квадрат Воскобовича», Математический планшет «Геометрик» и др.). Каждый воспитатель стремится сделать развивающую игровую среду своей группы насыщеннее и богаче. Так и родители могут для своего чада изготовить игры, которые не только займут малыша на какое-то время, но и будут надёжным фундаментом для всестороннего развития ребенка. Главное — проявлять терпение, если регулярно заниматься с детьми, их пальчики постепенно станут более ловкими и подвижными, а движения – точными и слаженными.
Литература:
1. Логоша Г. Е., Симонова Е. С. Развитие мелкой моторики у малышей // Молодой ученый. — 2017. — №46. — С. 299-302. — URL https://moluch.ru/archive/180/46472/
2.Интернет-ресурсы:
https://www.rusmedserver.ru/med/obschaya/261.html. // О принципах обучения детей от 0 до 1,5 лет. / Центр развивающих инновационных методик. //
https://centr-razvitia.ucoz.ru/publ/2–1-0–8 Павленко И. Развитие мелкой моторики рук. — М., 2009. Общая психология. //
https://www.rusmedserver.ru/med/obschaya/261.html //. Развитие моторики у детей // https://adalin.mospsy.ru/l_01_11.shtml. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., «Олма-Пресс», 2001
Источник