Развитие мелкой маторики у ребенка в 2 года

Развитие мелкой маторики у ребенка в 2 года thumbnail

ребенок с игрушкой сидит и тянется
Каждая мама сталкивается с тем, что часто слышит о важности развития мелкой моторики. Но не все мамы и папы понимают смысл этих занятий. Некоторые даже не знают, что заключает в себе такое понятие.

Развитие мелкой моторики у детей происходит посредством игр и упражнений. Для двухлеток она имеет определенные отличия.

Так как же развивать мелкую моторику у детей 2 лет — рассказываю в этой статье.

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика представляет собой скоординированные действия мышечной системы в совокупности с костной и нервной.

Часто они сочетаются со зрением при мелких движениях пальцев рук и ног, а также кистей.

Сначала младенец рассматривает свои руки, потом пытается ими управлять, чтобы дотянуться и захватить игрушку. У него развиваются навыки перекладывания предмета из одной руки в другую.

Во время прикорма, когда малыш пробует аккуратно, пальчиками захватить кусочек еды — это тоже оттачивание мелкой моторики.

Читайте полезную статью Как научить ребенка кушать самостоятельно>>>

Специальные игры и упражнения с малышом: пальчиковые игры —

знаменитые «ладушки» или «сорока-ворона» — это тоже про развитие моторики малыша.

По сути, развитие мелкой моторики у ребенка до года, проходит в ежедневном взаимодействии и тесном контакте с ним, выборе правильных игрушек и игр.

Как воспитывать и развивать малыша до года, смотрите в интернет-курсе Мой любимый малыш>>>

Зачем развивать мелкую моторику?

Ученые давно выявили взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи. Это происходит из-за того, что их центры в мозге располагаются близко друг к другу.

Важно! Когда работают пальцы рук, активизируется речь. Это самый основной аргумент, объясняющий важность развития моторики.

Читайте интересную статью Когда ребенок начинает говорить>>>

Помимо этого, упражнения для пальцев рук:

  • делают их более ловкими;
  • формируют почерк человека;
  • скорость реакции.

Ребенок, с которым занимались, будет хорошо мыслить логически и иметь отменную память, а также уметь концентрировать внимание.

У него будет развито:

  1. Воображение;
  2. Наблюдательность;
  3. Связная речь.

Ребенок, который ловко работает пальцами, быстро научится говорить, будет иметь хорошую подготовку к школе.

Читайте также Ребенок не говорит в 2 года>>>

Дети, с которыми не проводили упражнения по развитию мелкой моторики, быстро устают, их внимание рассеивается, они тревожны.

Им сложно что-то начертить в альбоме, обвести фигуру. Следовательно, в школе у них будет низкая успеваемость.

Развивая подвижность пальцев, можно не только стимулировать речь ребенка, но и исправить речевые дефекты.

Важно улучшать мелкую моторику рук с раннего возраста еще и потому, что в дальнейшем детям нужно будет:

  • самостоятельно одеваться (читайте статью по теме Как научить ребенка одеваться самостоятельно>>>);
  • застегивать пуговицы;
  • держать столовые приборы;
  • письменные принадлежности.

Им придется завязывать шнурки, рисовать и писать.

Развитие мелкой моторики происходит у каждого ребенка по индивидуальным темпам. Сначала их движения неловкие, неуклюжие.

Чтобы их развить, следует организовывать игровую деятельность, направленную на работу с пальчиками.

Как развивать мелкую моторику у ребенка 2 лет: практика

Развитие мелкой моторики происходит с помощью многих способов. К ним относятся:

  1. Пальчиковые игры;
  2. Занятия с мелкими предметами;
  3. Массаж пальцев;
  4. Лепка и рисование.

К пальчиковым играм относятся: «Ладушки», «Сорока-белобока», «Мальчик-с-пальчик», «Коза рогатая» и другие смешные потешки, которые всем рассказывают в детстве.

Важно! Они создают благоприятную атмосферу и мотивируют подражание взрослым. А также учат слышать их и понимать смысл сказанного.

У малышей развивается фантазия и воображение, улучшается подвижность и гибкость пальцев.

Действия с предметами развивают мелкую моторику рук у детей еще эффективнее:

  • игрушки-шнуровки и пирамидки (читайте интересную статью С какого возраста ребенок начинает собирать пирамидку>>>);
  • кубики и вкладыши;
  • магнитные фигуры и мозаика;
  • конструкторы и пазлы — развивают глазомер, логическое и образное мышление.

А также, воображение, память, внимание и фантазию. Дети запоминают к тому же цвета и формы.

Игры с такими предметами тренируют:

  1. Усидчивость ребенка;
  2. Аккуратность;
  3. Терпение.

А также мотивируют на достижение цели.

У каждой мамы есть дома бусы и пуговицы. Любой ребенок будет увлеченно перебирать их пальчиками, сортировать по цвету или форме.

Возможно, пуговиц и нет, но есть крупы. В емкость насыпьте макароны, гречку или горох. Пусть это будет со временем две или три миски сразу с разнообразным материалом.

Ребенок будет манипулировать с ним: перебирать пальцами, пропускать сквозь них. Такие действия эффективно развивают тактильные ощущения и мелкую моторику.

Важно! Играя в подобные игры, внимательно следите, чтобы ребенок не засунул крупинки в нос или ухо.

Читайте также полезную статью Безопасный дом для малыша>>>

Детей заинтересует игра, в которой мама будет прятать в банке с крупой мелкую игрушку, а потом просить искать ее. Так они будут щупать материал, и развивать тактильные ощущения.

Еще одна разновидность игры с крупами — это банка с крышкой, которую ребенок сможет открыть, положить горошину, например, и закрыть.

Ловкость пальцев разовьет такое занятие, как закручивание крышек на бутылках и раскручивание.

Для развития мелкой моторики могут даже не потребоваться специальные игрушки. Достаточно предложить ребенку застегнуть пуговицы на пальто или куртке, затем их расстегнуть.

Самый простой способ, как развивать мелкую моторику в 2 года — это массаж ладошек. Поглаживайте их своими пальцами, разминайте его фаланги, обе стороны кисти и предплечье тоже.

Движения могут быть по направлению вверх и вниз, вдоль и поперек, спиралевидными.

Рисовать и лепить можно любыми средствами. Насыпьте песок или манную крупу на поднос.

Обхватите палец ребенка своей рукой и направляйте им, показывая как нужно рисовать линии, круги, квадраты.Потом дайте ему проявить самостоятельность.

Увлекательным станет рисование красками, но не кистью, а подушечками пальцев.

Сейчас продаются разнообразные доски для рисования маркерами и мелками.

Рисовать на вертикальных поверхностях полезно ребенку. Дайте ему в руки трафарет, чтобы он обводил картинки и закрашивал их.

Для лепки подходит пластилин и тесто. А особенно интересно детям заниматься лепкой с глиной. Предложите ребенку слепить колобка или пирог для куклы.

Читайте также полезную статью Как научить ребенка лепить из пластилина в 2 года>>>

Помимо перечисленных методов развития мелкой моторики, есть еще несколько интересных упражнений.

Дайте ребенку ненужные листы бумаги. Пусть он их рвет, мнет — это доставит ему большое удовольствие. Отлично подойдет и журнал. Малыш сначала с интересом будет перелистывать страницы, а потом их рвать.

Важно! Выбирайте методы развития мелкой моторики, учитывая индивидуальные возможности ребенка.

Слишком простой или слишком сложный способ отобьет у него желание заниматься. Помогайте ему, если малыш в чем-то испытывает затруднение, хвалите, когда все получается.

Лишние предметы уберите с поля зрения во время игр с пальчиками, чтобы они не отвлекали ребенка.

После завершения занятий уберите игрушки, с которыми развивали мелкую моторику. Если ребенок будет постоянно играть с ними, он потеряет к ним интерес, и на занятии не захочет ими манипулировать.

Читайте также Как научить ребенка убирать игрушки>>>

Упражнения отрабатывайте от простого к сложному. Не переутомляйте малыша, иначе в следующий раз он отвергнет развивающие занятия.

Таким образом, важно начинать занятия по развитию мелкой моторики с раннего возраста. Сначала это будут игры в «Ладушки», потом манипуляции с мелкими предметами.

Следите, чтобы он не проглотил мелкие детали!

Развивающие занятия улучшают речь ребенка, подготавливают к учебе в школе.

Занимайтесь систематически, тогда станет заметно, как развиваются движения ребенка и как он начинает лучше говорить.

Читайте также:

  • Сколько должен спать ребенок в 2 года?
  • Каких врачей нужно проходить для детского сада?
  • Как научить ребенка чистить зубы?

Источник

Мелкая моторика — это умение координировать движения кистей и пальцев рук, присущее исключительно человеку. Эту уникальную способность необходимо целенаправленно тренировать с самого раннего возраста, поэтому развитие мелкой моторики у детей 2–3 лет — актуальный вопрос для родителей.

Читайте также:  Сказка как способ развития ребенка дошкольного возраста

Необходимость развития мелкой моторики

Невозможно научиться держать ложку, застегивать пуговицы, писать, шнуровать, пользоваться ножницами и выполнять еще миллион разных действий, которых мы даже не замечаем, без виртуозного владения руками. Мало того, благодаря современной науке мы знаем, что мелкая моторика человека находится в прямой взаимосвязи с речью, определяя скорость овладения родным языком. Подробнее об этом читайте в нашей статье.

Один из старейших и эффективнейших способов развития координации движений рук, сохранивший популярность по сей день, — пальчиковые игры. В ходе простой, постепенно усложняющейся игры в детском мозге закладывается фундамент умственного развития, что впоследствии окажет влияние на память и внимание малыша, его способность логически мыслить. Ребенок с недостаточно развитой моторикой пальцев не только имеет проблемы с речью — он может отставать и в психомоторном развитии.

Примеры игр и упражнений

В 2–3 года малыш уже способен справляться с застежками-липучками, крупными пуговицами, проталкивать предметы в отверстия, разбирать и собирать пирамидки, строить башни из кубиков, рисовать, лепить куличики, откручивать крышки, нанизывать бусины на шнурок и еще много чего. Он даже начинает пользоваться безопасными детскими ножницами. Чем разнообразнее игры и занятия ребенка, тем более разносторонним будет развитие его рук и пальчиков. Это не значит, что нужно покупать ему как можно больше игрушек, — в любом доме легко найдется множество подходящих для этой цели предметов.

Самые простые упражнения для пальцев

Заинтересовать и вовлечь в игру малыша 2-3 лет легко, и чем проще игра — тем лучше.

  • «Улитка». Самым маленьким это упражнение поможет научиться удерживать большим пальцем безымянный и мизинец в согнутом состоянии, оставляя указательный и средний прямыми. Одну руку нужно сжать в кулачок и аккуратно высвободить из него 2-й и 3-й пальчики так, чтобы 4-й и 5-й остались под большим. Чтобы малышу было проще сохранить такую комбинацию, можно слегка прижать ее к повернутой вверх ладошке другой руки. Теперь пора пошевелить свободными указательным и средним пальцами, изображая рожки улитки, сидящей на листочке-ладошке.
  • «Ножки». Ребенку непременно понравится изображать указательным и средним пальчиками шагающего по столу человечка, повторяя за взрослым. Чтобы игра стала интереснее, «ножкам» можно сделать башмачки из теста или массы для лепки, а можно нарисовать на тыльной стороне ладони забавную рожицу, превратив человечка в веселого монстрика или даже в осьминога.
  • «Очки». Соединить большой и указательный пальцы так, чтобы получилось кольцо, не такая уж простая задача для малыша. Но, немного потренировавшись, он сможет соорудить себе импровизированные очки и полюбоваться своим отражением в зеркале. Остальные три пальчика, оставшиеся свободными, можно растопырить наподобие птичьего хохолка, а можно сложить в замысловатую фигуру — тут все зависит от фантазии и уровня владения пальцами.

Играя с ребенком, проявляйте фантазию: это поможет не только развеселить его, но и стимулирует развитие творческих способностей, воображения.

Рисование

Впервые взяв в руки карандаши, восковые мелки или пальчиковые краски, ребенок с восторгом понимает, что теперь он умеет оставлять разноцветные каракули практически на любой доступной поверхности.

Пользу рисования сложно переоценить, ведь помимо мелкой моторики оно развивает:

  • мышление;
  • фантазию;
  • чувство прекрасного;
  • творческие способности.

Многие родители расстраиваются, что их чадо не желает держать пишущий предмет правильно, а зажимает его в кулачке, но в таком раннем возрасте об этом можно не беспокоиться.

Вот несколько рекомендаций для того, чтобы рисование принесло удовольствие и пользу малышу:

  1. В качестве инструмента для первых опытов предпочтительнее безопасные восковые мелки, чем карандаши, так как при поломке они не теряют пишущих качеств. К тому же, с их помощью можно проводить линии разной толщины, а также рисовать боковой поверхностью.
  2. Чтобы уберечь от потока детского творчества обои, нужно обеспечить ребенка необходимым пространством для рисования: например, предложить ему лист ватмана, разложенный на полу. Это обязательно понравится маленькому художнику, если в альбоме ему тесновато.
  3. Работу с пальчиковыми или обычными красками удобно организовать в ванной, совместив с купанием. Рисовать можно на кафельной стене или другой подходящей поверхности, и при этом не боясь запачкаться. В магазинах даже можно найти специальные мелки для ванной.

Как мелки, так и карандаши лучше покупать толстые, диаметром около 1,5 см, – их малышу будет намного удобнее держать, чем «взрослые» тонкие, а значит, он охотнее будет ими пользоваться.

Лепка

Одно из самых важных упражнений для детских пальцев — лепка. Даже простое разминание пластилина или теста великолепно развивает сенсомоторику ребенка. Выбору массы для лепки следует уделить особое внимание: материал должен быть безопасным и достаточно мягким, чтобы малыш мог с ним работать. Занятия должны проходить под присмотром и при участии взрослых:

  • «Лепешки и колбаски». Чтобы наглядно продемонстрировать малышу возможности пластилина, можно скатать несколько небольших шариков (лучше разноцветных) и предложить ему расплющить один из них ладошкой — получится лепешка. Второй шарик ребенок должен будет покатать по столу так, чтобы получилась колбаска. Следующие несколько шариков нужно предоставить в распоряжение ребенка и понаблюдать, что он из них сделает.
  • «Прилипалка». Начинающему скульптору нужно показать, что иногда фигурка может состоять из нескольких деталей. Для этого нужно слепить несколько незамысловатых фигур — шариков, кубиков, колбасок — и предложить малышу соединить их как ему захочется. Возможно, он слепит человечка.
  • «Палитра». Через какое-то время после начала работы с пластилином ребенку обязательно придет в голову идея смешать цвета. Не стоит его в этом ограничивать! Наоборот, полезно будет показать ему несколько удачных сочетаний, например, перекрутив между собой две тонкие колбаски разных цветов, а потом позволив перемять их. Конечно, разделить пластилин обратно уже не удастся, но зато палитра пополнится новыми оттенками.

Подобные маленькие уроки расшевелят фантазию ребенка, и он уже сам придумает множество интересных «пластилиновых» игр.

У малыша не сразу получится воплощать все свои замыслы, поэтому ему нужно помогать в наиболее сложных деталях, иначе он может потерять интерес к лепке.

Игрушки

Детские магазины предоставляют огромный выбор развивающих игрушек для малышей. При желании почти любую из них можно воспроизвести дома из подручных материалов. Здесь главное условие — чтобы игрушка нравилась ребенку. Вот несколько популярных примеров:

  • Мозаика. Представляет из себя перфорированное пластмассовое поле и набор разноцветных фишек, которые вставляются в дырочки. Обычно к мозаике прилагается инструкция с образцами фигурок, но собирать собственные картинки для развития мелкой моторики ничуть не менее полезно.
  • Шнуровка. Это набор из картонных карточек с отверстиями и разноцветных шнурков. На картонках — яркие картинки, иногда со сказочными сюжетами, и шнурки нужно продевать в отверстия так, чтобы дополнить их. Как и в случае с мозаикой, допускается беспорядочное шнурование.
  • Сортировка. Для этой игры подойдет любая россыпь разноцветных мелких предметов — бусин, фишек от мозаики, фасоли, деталей конструктора, макаронных изделий, прищепок — список можно продолжать. Смысл в том, чтобы рассортировать всю кучку по цветам. Это занятие развивает не только мелкую моторику, но и усидчивость.
  • Подбор крышки. Это домашняя игра, для которой понадобится несколько небольших пластиковых бутылок и банок с крышками разного диаметра. Ребенку предлагается подобрать нужную крышку к каждому горлышку и закрутить ее.
  • Конструктор. Универсальная игра, интересная ребенку любого возраста. Возводить постройки можно как по образцу, так и в свободной форме. При выборе конструктора для малыша нужно учитывать одно требование: чтобы он соответствовал категории «0+» как по размеру деталей, так и по качеству материала, из которого он изготовлен.

В 2-3 года вся активная деятельность ребенка сводится к игре. Играя, он учится, развивается, растет. А играть можно только в хорошем настроении – родителям об этом стоит помнить. Поэтому к любым развивающим занятиям нужно приступать, когда малыш пребывает в соответствующем расположении духа, – тогда они принесут максимальную пользу и радость.

Читайте также:  Нормы развития речи ребенка по гвоздеву

Главный редактор проекта «Развивашка Онлайн» по раннему развитию детей

Об эксперте

Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.

@razvivaem_zanimaem

Поделитесь записью в социальных сетях!

Источник

Коваленко Ирина Анатольевна
Методическая разработка «Развитие мелкой моторики рук у детей 2–3 лет»

Методическая разработка. «Развитие мелкой моторики рук у детей 1-3 лет».

Все родители знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребёнка. Вот почему следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего возраста. Этим вы будете воздействовать на активные точки, связанные с корой головного мозга. Значение развития мелкой моторики очень велико:

1. Повышает тонус коры головного мозга.

2. Развивает речевые центры коры головного мозга.

3. Стимулирует развитие речи ребенка.

4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.

5. Способствует улучшению артикуляционной моторики.

6. Развивает чувство ритма и координацию движений.

7. Подготавливает руку к письму.

8. Поднимает настроение ребенка.

Но не все знают, как правильно это делать, какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики.

Работая с детьми раннего возраста по развитию мелкой моторики,я ставлю для себя следующие цели и задачи:

1. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

2. Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

3. Совершенствовать движения рук, развиваяпсихические процессы: произвольное внимание; логическое мышление; зрительное и слуховое восприятие; память; речь детей.

Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать?

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны.

Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста.

Развитие мелкой моторики.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, «Сорока»). Развитие мелкой моторики – это одно из самых важных направлений развития детей в возрасте 1-3 лет. И не случайно! Развивая детские пальчики, мы не только помогаем ребенку научиться виртуозно владеть своими руками,но и:

— стимулируем развитие речи у ребенка (зоны мозга, ответственные за мелкие движения пальцев тесно связаны с зонами мозга, отвечающими за речь человека; давно доказано, что деятельность по развитию мелкой моторики рук стимулирует также и развитие речи у детей);

— помогаем развивать интеллект ребенка в целом;

— готовим руку ребенка к освоению таких важных навыков, как письмо, рисование, умение пользоваться ножницами, одевание и выполнение других действий, для которых важны ловкие пальцы.

Развитие мелкой моторики у детей от года до двух лет

Вы заметите, как к этому возрасту малыш «усовершенствовал» возможности движений кистей рук;он научился:

— захватывать мелкие предметы (хлебные крошки, бусины, кукурузные хлопья).

— удерживать все те же предметы указательным и большим пальцами, в согнутом состоянии, что свидетельствует о развитии «щипкового захвата».

Используя подобные навыки ребенка, Вы сможете дальше развивать у него мелкую моторику и координацию движений рук, а также глазомер, например, с помощью игр с небольшими предметами.

Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет

У малыша третьего года жизни мелкая моторика развивается также быстрыми темпами, только она уже связана с формированием познавательных навыков. Ребенок предпринимает определенные действия,чтобы получить новую информацию: он бросает, трогает, ломает игрушки и тем самым их изучает. Когда ребенок лепит, вырезает, рисует, застегивает пуговицы под руководством взрослого, он также учится, получает новые знания.

Что делать, если вы обнаружили плохое развитие мелкой моторики руки у своего ребенка?

Необходимо набраться терпения и начать постепенно исправлять этот недостаток систематически, каждый день. Можно использовать для этого обычные занятия ребенка. Посмотрите, как ребенок моет и вытирает руки. Приучите его тщательно мыть каждый пальчик. А затем так же тщательно вытирать его полотенцем, хорошо массируя каждую фалангу. Если у вас есть сад, воспользуйтесь этим и привлеките ребенка к сбору ягод.

Есть и специальные игры и упражнения для развития тонкой моторики руки. Некоторые из них известны вам давно. Например, игра в тени. Это когда с помощью различных комбинаций пальцев показывают различные теневые фигуры-зайчика, собачку, человечка. Другая распространенная игра-определение на ощупь предмета, накрытого салфеткой. Вспомните об играх – шнуровках.

У большинства современных детей наблюдается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Сейчас распространена обувь на липучках и детям часто не приходится завязывать шнурки. Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение — есть способ познания мира. Соответственно, чем четче и точнее будут детские движения, тем глубже и осмысленнее будет знакомство ребенка с миром.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 1-2лет.

Складывание в бутылочку. Предложите малышу бросать мелкие предметы (фасоль, изюм, попкорн, конфетки) в бутылку, у которой узкое горлышко. Лучше если бутылочка будет изготовлена из прозрачного пластика, так малыш сможет наблюдать за процессом попадания предмета внутрь.Каждое свое действие комментируйте: «Одна бусина уже оказалась внутри. Теперь вторая…», и обязательно хвалите малыша за его достижения. Затем, когда бусины попадут в бутылочку, покажите чаду, как при помощи специальных движений (захватывания предмета указательным и большим пальцами) можно «вызволять» их обратно. Подобная игра направлена именно на координированную работу пальцев.

Важно! Когда малыш играет с мелкими предметами (особенно если они несъедобные, не оставляйте его без присмотра, даже на короткое время.

Игры с крупой. Используйте для игры как крупную крупу (фасоль, бобы, так и мелкую (гречку, рис). Предложите ребенку пересыпать крупу из плоской тарелки (подноса) в прозрачную глубокую миску. Главное условие – малыш должен будет брать крупу непосредственно щепоткой. Когда крупа окажется в миске, ее будет необходимо пересыпать обратно. Игра направлена на развитие координации и точности движений рук.

Читайте также:  Карта индивидуальный маршрут развития ребенка в детском саду образец

Мозаика. Отдайте предпочтение той мозаике, у которой крупные фишки разных цветов (лучше, если их будет не больше четырех, маленькое игровое поле с небольшим количеством отверстий.

В какие игры можно играть:

• сортировка фишек по цветам;

• выкладывание «дорожки» из элементов одного цвета;

• выкладывание основных геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника);

• выкладывание узора, согласно предложенному образцу.

Игры с бутылочками и баночками. Ребёнку предлагаются бутылочки и баночки, у которых горлышки разного диаметра (флакончики из-под духов, бутылочки от газированной воды, микстур, баночки из-под косметических средств); заранее открутите у них крышечки и положите их перед малышом вперемешку. Задача ребенка – подобрать к каждой баночке и бутылочке соответственную крышечку и затем закрутить их. Назначение игры – развитие мышечной силы ведущей руки.

Надевание предметов на стержень. Малыш может надевать на стержень как приспособленные для этого кольца или фигурки пирамидки, так, например, и обычные сушки.

Забивание колышков. Ребенок учится забивать колышки с помощью игрушечного молоточка, без совершения лишних движений и, не замахиваясь слишком сильно. Подобные игры способствуют укреплению мышечной силы, развитию координации и точности движения рук.

Игры с бельевыми прищепками. Подобные игры полезны детям, которым необходимо увеличить мышечную силу пальчиков. Для первых занятий лучше выбрать прищепки из пластмассы, на которые не нужно сильно нажимать, дабы раскрыть их.

Пусть малыш возьмет прищепку, разожмет ее и прикрепит на листок плотного картона. Когда малыш освоит подобные манипуляции, ему можно предложить другие занятия, например,прицеплять прищепки:

• на веревку (предварительно натяните ее между стульями);

• на картонные заготовки-трафареты (корзинка, елочка).

•например: игра «Иголки для ежика», «Лучики для солнышка»

Эти игры очень любят мамы и педагоги, потому что прищепки стоят недорого, дети любят с ними возиться, ну а уж игр с прищепками придумано огромное множество! С помощью прищепок делаем иголочки на спинке ежика, лучики для солнышка и т. д. Это хорошее упражнение для развития мелкой моторики, которое одновременно является и тактильным упражнением. Задание состоит в том, чтобы на края круга нацепить обычные бельевые прищепки тремя пальцами.

Игры с фольгой. Положите в «коробочку» из-под киндер-сюрприза несколько бусин, шарики или игрушку, и заверните в лист фольги. Заинтересуйте ребёнка, «прошуршав» шариком из фольги, и потрясите им. Малыш захочет развернуть «упаковку» и узнать, что находится внутри. Разворачивая фольгу, ребенок будет сосредоточен на процессе и задействует свои ловкие пальчики.

Доставание предметов из сумки. Для подобных игр используйте косметичку из прозрачного пластика или сумочку небольшого размера с молнией. В сумочку положите маленькие сюрпризы,интересные мелочи: колокольчик, флакончик из-под духов, небольшую игрушку, старый пульт, конфетку, ненужные бумаги. Чтобы добраться до содержимого, ребенку придется потрудиться.

Открывающиеся игрушки. Игры с матрешками, «яйцами» от киндер-сюрприза, маленькими коробочками и пластиковыми контейнерами. Внутрь лучше что-нибудь положить (пусть это будет какое-нибудь лакомство: леденец, сухофрукты, орешки, кукурузные палочки).

Пазлы, разрезанные картинки. Для малышей второго года жизни подойдут пазлы и картинки, состоящие из нескольких частей (не более четырех); пусть у них будет разная форма разреза, например, волнообразная, горизонтальная, вертикальная. Вначале сами соберите картинку и покажите ее малышу, после чего разберите и помогите ребёнку ее собрать заново. Подобное занятие благоприятно скажется на развитии мышления, мелкой моторики и пространственного представления.

Игры с игрушками – вкладышами, пирамидки. Пирамидки — способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления ребёнка. Ребёнок учится подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия. Благодаря таким занятиям дети развивают мелкую моторику пальцев рук, а также знакомятся с различными геометрическими фигурами и различными цветами.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 2-3лет.

Нанизывание. Продемонстрируйте ребенку процесс нанизывания бусин (они должны быть достаточно крупными, в диаметре не менее 12 мм) на шнур, проволоку (концы шнура лучше обработать парафином или клеем). Также на веревочку ребенку можно предложить нанизывать маленькие сушки, деревянные колечки.

Игра: «Сделай бусы». Развивать мелкую моторику можно и при помощи макаронных изделий. Мне нравится этот способ тем, что пока мама занимается своими делами ребенок может провести время с пользой. Сделать такие бусы из макарон своими руками совсем не сложно. Потребуются макароны с крупным просветом и веревочка.Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок. Можно брать макароны разного цвета или разной формы.

Шнуровка. Игры со шнуровками подготавливают малыша к освоению более сложных навыков – лепке, рисованию. Ребенок учится подобным образом концентрировать зрительное внимание, координировать свои движения, осваивать тонкие движения пальцев.Виды шнуровок: игрушки из дерева или текстиля (пуговицы, фрукты, мягкие игрушки) с толстым шнуром, который необходимо продеть в отверстия; жесткие игрушки-выпиловки со сквозными отверстиями и шнурками.

Расстегивание пуговиц и кнопок. Чтобы развить подобный моторный навык, лучше выбрать специальные игрушки с пуговицами, кнопками и навесными петельками (на предметах одежды это будет сделать сложнее). Малыш должен научиться расстёгивать и застегивать пуговицы различные по диаметру.

Возведение башни. Предложите малышу построить башню из нестандартных деталей (бочонков лото или костяшек домино, крышечек от бутылок и флаконов, стаканчиков из пластика).

Игры с предметами быта. В качестве тренажеров развития мелкой моторики прекрасно подойдут предметы домашнего обихода, вещи из «мира взрослых». Покажите, как поворачивать ручку и открывать дверь, нажимать на кнопку звонка или лифта, набирать номер на телефоне и т. д. Подобные занятия укрепят мышечную силу рук, разовьют координацию движений.

Азы оригами. Покажите малышу самые простые действия с бумагой (например, складывание листа пополам). Обхватите руки малыша и продемонстрируйте ему всю последовательность действий.

Лепка. Данный вид занятия способствует развитию моторики рук, стимуляции тактильной чувствительности детских пальчиков. Вначале Вы должны будете показать ребенку сам процесс превращения бесформенного комочка в фигурки, заинтересовать его. Ребенку важно уловить чёткую связь между движениями рук и результатом (формой, который может получиться.

Поначалу он научиться создавать простые,примитивные фигурки: шарики, колбаски, лепешки, но это поспособствует возникновению желания слепить что-то определенное. Важно подготовить материал к работе (т. к. у малышей могут возникнуть трудности с этим): размять пластилин, дабы он стал мягким, эластичным. Начинайте с простых упражнений, например, с раскатывания небольшого кусочка пластилина прямыми движениями между ладонями. Пофантазируйте с малышом, пусть это будут не обычные колбаски, а например, столбики для игрушечного забора или шпалы; а когда Вы соедините концы, получится колечко или бублик. После можно приступать к освоению процесса лепки предметов округлой формы.

Рисование на манке. Для игр понадобится поднос на котором насыпана манка.

Можно рисовать вместе с мамой солнышко, тучка и дождик, цветок и т. д.

Хочется отметить рисование манкой для детей такая техника – это новшество, которое завораживает каждого ребёнка. С помощью нее развивается творческое мышление, фантазия, воображение, мелкая моторика и многое другое.

Поиск клада. Это очень полезно, так как во время таких «раскопок» ребенок совершает движения пальцами аналогичные тем, которые он делает при выполнении пальчиковой гимнастики.

Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для детей. Они оказывают еще и успокоительный эффект. Для таких игр подойдет любая крупа, имеющаяся в доме — фасоль, горох, гречка, пшено, рис и т. д., можно использовать манку. Также пусть у вас будут под рукой мелкие игрушки, небольшие машинки. На самом дне нужно отыскать клад.

Рисование ватными палочками. (Может быть и коллективная работа).

Если вы мама ребенк?