Развитие логического мышления для ребенка с зпр
Марина Кукушкина
Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития посредством развивающих игр
1. Проблемность
Обучение детей с задержкой психического развития (ЗПР) чрезвычайно затрудненно из-за смешанного, осложненного характера их дефекта, в котором задержка развития высших корковых функций часто сочетаются с эмоционально-волевыми расстройствами, нарушениями деятельности, двигательной и речевой недостаточностью.
Проблемы изучения детей с задержкой психического развития поднимались в работах Т. А. Власовой, К. С. Лебединской, В. И. Лубовского, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухаревой и др. Одним из основных нарушений познавательного развития у детей с задержкой психического развития является нарушения мышления. У данной категории детей нарушены все виды мышления, в особенности словесно-логическое. Отставание в развитии мышления — одна из основных черт, отличающая детей с задержкой психического развития от нормально развивающихся сверстников. По мнению Л. Н. Блиновой, отставание в развитии мыслительной деятельности проявляется во всех компонентах структуры мышления,а именно:
— в дефиците мотивационного компонента, проявляющегося в крайне низкой познавательной активности;
— в нерациональности регуляционно-целевого компонента, обусловленной отсутствием потребности ставить цель, планировать действия путем эмпирических проб;
— в длительной несформированности операционного компонента, т. е. умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения;
— в нарушении динамических сторон мыслительных процессов.
Необходимо отметить, что у большинства дошкольников с ЗПР прежде всего отсутствует готовность к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной перед ними интеллектуальной задачи. Большинство детей правильно и хорошо выполняют все задания, но кому-то из них требуется стимулирующая помощь, а другим надо просто повторить задание и дать установку сосредоточиться. Среди детей дошкольного возраста есть такие, кто без особого труда выполняет задание, в большинстве же случаев детям требуется многократное повторение задания и оказание различных видов помощи. Есть дети, которые, использовав все попытки и помощь, с заданиями так и не справляются. Отметим, что при появлении отвлекающих моментов или посторонних предметов уровень выполнения заданий резко снижается.
Таким образом, на основе изложенных выше положений можно сделать вывод, что одна из психологических особенностей детей с ЗПР состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Это отставание обнаруживается в наибольшей степени во время решения задач, предполагающих пользование словесно-логического мышления. Такое значительное отставание в развитии словесно-логического убедительно говорит о необходимости проводить коррекционно-развивающую работу с целью формирования у детей интеллектуальных операций, развития навыков умственной деятельности и стимуляции логического мышления.
2. Этапы работы.
Исходя из всего вышеизложенного,были намечены следующие этапы работы:
1. Изучить научную литературу, характеризующую психические особенности развития детей с ЗПР.
2. Подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей детей с ЗПР.
3. Конкретно обозначить виды игр, посредством которых будет проводится целенаправленная работа педагога (игры, активизирующие познавательную активность ребенка, способствующие усвоению им отдельных логических операций).
4. Составить план – схему использования игр в совместной и самостоятельной деятельности.
5. В течение всего временного промежутка наблюдать за особенностями формирования навыков логического мышления (наглядно – образного) у каждого конкретного ребенка.
3. Цели и задачи обучения и воспитания.
Цель: создание условий для формирования логического мышления у детей с ЗПР через развивающие игры и упражнения;
Задачи:
1. Формировать у детей следующие операции: анализ – синтез; сравнение; использование частицы отрицания «не»; классификации; упорядоченность действий; ориентировка в пространстве;
2. Формировать у детей умения: рассуждать, доказывать, логически мыслить;
3. Поддерживать у детей познавательный интерес;
4. Развивать у детей: коммуникативные навыки; стремление к преодолению трудностей; уверенность в себе; творческое воображение; желание вовремя придти на помощь сверстникам.
4. Система работы
4.1. Классификация игр.
— развивающие (т. е. имеющие несколько уровней сложности, многообразные в применении):
Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, гры Никитина, математический планшет; пособие «Интошка».
— игры на развитиепространственного воображения:
Игры с различным конструктором.
Блоки Дьенеша
В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у детей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме.
Палочки Кюизенера
Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план. Палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий.Операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия.
Игры Никитина
Игры Никитина способствуют формированию и развитию восприятия, пространственного мышления, наблюдательности, развития тактильных ощущений, зрительному контролю ребенка за выполнением своих действий.
Математический планшет
Развивает умение ориентироваться на плоскости и решать задачи в системе координат работать по схеме, видеть связь между предметами и явлением окружающего мира и его абстрактными изображениями, способствует развитию мелкой моторики и координации движений руки, развивает сенсорные способности, смекалку, воображение, развивает индуктивное и дедуктивное мышление.
Пособие «Интошка»
В процессе работы с данным пособием развиваютсявсе когнитивные процессы ребенка: зрительные, тактильные. Кинестетические восприятие и память, непроизвольное и произвольное внимание. Мыслительные процессы, речь, формируется содружественные движения глаз и руки.
5. Организация работы на занятиях
На занятиях по математическому развитию вносятся Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики Никитина, математический планшет, пособие «Интошка» игры со строительным материалом.
6. Организация совместной и самостоятельной деятельности
Планируя свою педагогическую деятельность на неделю, разработан следующую план – схему по организации игровой совместной и самостоятельной деятельности (он может корректироваться педагогом в течение всего учебного года).
Совместная деятельность Самостоятельная деятельность
понедельник -Пособие «Интошка» -Игры на развитие мелкой моторики
— Блоки Дьенеша
вторник -Блоки Дьенеша -Игры Никитина
среда -Математический планшет -Пособие «Интошка»
четверг — Кубики «Сложи узор»
— игры Никитина
— палочки Кюизенера;
— математический планшет;
пятница — Палочки Кюизенера
-Пособие «Интошка»
-игры со строительным материалом
Здесь мы предусмотрели следующие пункты:
· Переход одного вида деятельности (игры) из совместной – в самостоятельную;
· Еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала;
Совместная деятельность проводится фронтально, но чаще – по группам (3 – 5 человек) и в парах.
Используется состязательный характер игр.
Таким образом, знания, полученные ребенком на занятии, закрепляются в совместной деятельности, после чего переходят в самостоятельную и уже после этого – в бытовую деятельность.
Следует отметить, что элементы мыслительной деятельности можно развивать во всех видах деятельности.
4. Работа с детьми. Дифференцированный подход.
Развитие логического мышления детей – процесс длительный и весьма трудоемкий; прежде всего для самих детей – уровень мышления каждого очень специфичен.
Дети распределяются на три группы: сильные-средние-слабые.
Такое разделение помогает ориентироваться в подборе занимательного материала и задач, предупреждает возможные перегрузки «слабых» детей, потерю интереса (ввиду отсутствия усложнений) – у «сильных».
Выводы
Анализируя полученные результаты обследования можно сделать вывод, что у дошкольников возрос познавательный интерес к интеллектуальным играм. У детей значительно повысился уровень развития аналитико-синтетической сферы (логическое мышление, анализ и обобщение, выделение существенных признаков и закономерностей). Дети умеют составлять фигуры силуэты по образцу и собственному замыслу; оперируют свойствами предметов, кодируют и декодируют информацию о них; решают логические задачи, головоломки; имеют представление об алгоритме; устанавливают математические связи. Применявшаяся система использования развивающих игр и упражнений оказала положительное влияние на уровень развития умственных способностей детей. Дети выполняют задания с большим желанием, так как основное значение имеет игровая форма заданий. Их увлекают включенные в задания элементы сюжета, возможность выполнять игровые действия с материалом.
Таким образом, использованная система развивающих игр и упражнений способствует формированию логики мысли, смекалки, и сообразительности, пространственных представлений, развитию интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности.
Технологическая карта проекта
Название проекта
Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития через развивающие игры
Тип проекта
Познавательный
Возраст детей
5-7 лет
Продолжительность проектной деятельности Годовой
Цель Создание условий для формирования логического мышления у детей с ЗПР через развивающие игры и упражнения
Задачи 1. Создать педагогические условия, систему работы по развитию логического мышления у детей с ЗПР посредством применения развивающих игр и упражнений;
2. Обеспечить положительную динамику развития логического мышления;
3. Формировать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах интеллектуального развития дошкольников.
Ресурсы 1. Дети, воспитатели, родители;
2. Блоки Дьенеша, альбомы для игр с логическими блоками;
3. Палочки Кюизенера, альбомы «Посудная лавка, «Дом с колокольчиком», «Волшебные дорожки», «Страна блоков и палочек»;
4. Игры Никитина, «Сложи узор», альбом заданий «Чудо кубики»;
5. Математические планшеты;
6. Пособие «Интошка»;
7. Конструктор (лего, магнитный «Magformers», конструктор «Полиндрон-гигант», «Огромные шестеренки», «Строительство дома», «Транспорт», «Рыбалка», «Шнуровка», мягкие модули.)
Этапы Начальный этап предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня развития логического мышления у детей с ЗПР.
На формирующемэтапе было проведено:
1. Отбор и моделирование форм работы с детьми;
2. Преобразование предметно – пространственной развивающей среды;
3. Апробация авторских разработок.
Заключительный этап: подведение итогов, публичное представление итогов совместной деятельности.
Новизна опыта Состоит в создании системы использования современных развивающих игр, нацеленных на развитие логического мышления познавательных интересов детей с ЗПР.
Описание опыта Для формирования логического мышления у дошкольников лучше всего использовать «стихию ребенка» — игру (Ф. Фербель). Пусть дети думают, что они только играют. Но незаметно для себя в процессе игры дошкольники вычисляют, сравнивают предметы, занимаются конструированием, решают логические задачи и т. д. Это им интересно, потому что они любят играть. Роль педагога в этом процессе — поддерживать интересы детей.
Логические блоки Дьенеша.
Задачи использования логическихблоков Дьенеша в работе с детьми:
Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операции над множеством; Формировать представления о математических понятиях;
Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие;
Обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения;
Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов;
Развивать пространственные представления;
Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач;
Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей;
Развивать познавательные процессы, мыслительные операции;
Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;
Палочки Кюизенера.
Задачи использования палочек Кюизенера в работе с детьми:
Познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету);
Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине);
Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда;
Осваивать прямой и обратный счет;
Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел);
Усвоить отношения между числами (больше — меньше, больше — меньше на., пользоваться знаками сравнения <, >;
Помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления;
Научить делить целое на части и измерять объекты;
Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;
Познакомить со свойствами геометрических фигур;
Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.);
Развивать логическое мышление, внимание, память;
Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Игры Никитина.
Задачи использования игр в работе с детьми:
Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности;
Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества;
Гармоничное развитие детей эмоционально-образного и логического начал;
Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях;
Развитие мелкой моторики.
Математический планшет.
Задачи использования игр в работе с детьми:
Развитие мелкой моторики и умения работать по образцу;
Усилить желание ребенка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
Способствовать освоению ребенком позитивных способов поведения в различных ситуациях;
Способствовать развитию познавательных функций (внимание, логическое мышление, слуховая память, воображение);
Пособие «Интошка».
В состав комплекта для познавательного развития «Интошка» входят пять тематических наборов с игровыми средствами (в ящиках):
1. «Ориентация по плоскости и зрительно-моторная координация»;
2. «Основные геометрические фигуры и их преобразование»;
3. «Классификация по цвету, размеру и форме»;
4. «Сходство и различия пространственных объектов»;
5. «Элементарные математические представления».
Задачи использования игр в работе с детьми:
Развитие мелкой моторики;
Развитие содружественных движений глаз и рук;
Развитие межполушарных связей;
Развитие внимания, памяти;
Развитие логического мышления (анализ, синтез, классификация, пространственного и креативности мышления;
Развитие речи (фонематический анализ, деление слов на слоги, развитие грамматического строя речи, автоматизация звуков).
Игры со строительным материалом.
Эти игры развивают пространственное воображение, учат детей анализировать образец постройки, чуть позже действовать по простейшей схеме (чертежу). В творческий процесс включаются логические операции — сравнение, синтез (воссоздание объекта).
Ожидаемые результаты В процессе использования развивающих игр и упражнений способствовать формированию логического мышления у детей с ЗПР.
Литература
1. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989.
2. Комарова, Л. Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет / Л. Д. Комарова. – М, 2008.
3. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. – СПб.
4. Мисуна, Н. С. Развиваем логическое мышление/ Н. С. Мисуна // Дошкольное воспитание, 2005.
5. Финкельштейн, Б. Б. Методические советы по использованию комплекта игр и упражнений с цветными палочками Кюизенера/ Б. Б. Финкельштейн. 2003.
Источник
Методическая тема :
Развитие элементов логического мышления у детей с ЗПР посредством дидактических игр (блоки Дьеныша, палочки Куизенера, головоломки)
Учитель-дефектолог
МБДОУ№156
Мушкова Е.А
Мурманск 2018
Целью данной работы является теоретическое обоснование, разработка и апробация комплекса упражнений и игр, направленных на развитие мыслительных операций, в том числе логического мышления у дошкольников с ЗПР в образовательной области «Познание»
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Анализ и обобщение теоретического и практического опыта отечественных исследований, посвящённых изучению особенностей развития мыслительной деятельности детей с ЗПР .
2.На основе материала провести исследовательскую работу по определению уровня овладения мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, классификацией у дошкольников
3.Разработать комплекс дидактических игр и упражнений, направленных на развитие элементов логического мышления у детей с ЗПР
4.Предложить методические рекомендации педагогам и родителям по формированию элементов логического мышления детей с ЗПР
Практическая значимость работы- разработанный комплекс дидактических игр и упражнений по развитию элементов логического мышления может найти применение в работе педагога — дефектолога с дошкольниками с ЗПР.
К моменту поступления в школу у ребёнка 6-7 лет уже должно быть сформировано наглядно- действенное мышление, которое является необходимым базисным образованием для развития мышления наглядно- образного, оставляющего основу успешного обучения в начальной школе, кроме того у детей этого возраста должны существовать элементы логического мышления. Таким образом, на этом возрастном этапе у ребёнка развиваются разные виды мышления, способствующие успешному овладению учебной программой.
По данным Т.В. Егоровой, У.В. Ульенковой, Т.Д. Пускаевой, В.И. Лубовского и др., отставание мыслительной деятельности у детей с ЗПР проявляется во всех компонентах структуры мышления, а именно:
— в дефиците мотивационного компонента, проявляющемся в крайне низкой познавательной активности, избегании интеллектуального напряжения вплоть до отказа от задания;
-нерациональности регуляционно- целевого компонента, обусловленного отсутствием потребности ставить цель, планировать действия, искать рациональный способ решения, склонностью действовать методом эмпирических проб;
-длительной несформированности операционного компонента. т.е умственных операций анализа, синтеза. Абстрагирования, обобщения, сравнения;
— нарушение динамической стороны мыслительных процессов.
Наибольшие затруднения вызывает у детей с ЗПР выполнение заданий. Требующих словесно- логического мышления.
Кроме того существуют общие для детей с ЗПР проблемы:
— недостаточно развиты базовые мировоззренческие категории;
— дети не умеют подтвердить свои суждения;
— не развиты коммуникативные навыки;
— трудно устанавливаются причинно- следственные связи;
— страдает речемыслительная деятельность;
— не развито понятийное мышление;
— дети затрудняются в определении «часть- целое». Затруднены операции «включения»- выделенности и включённости в группу;
— недостаточна концентрация и устойчивость внимания;
— страдает опосредованная память, не понимают модели, схемы, обобщения;
— не умеют действовать по правилам;
— страдает знаково- символическая функция сознания- затруднён перевод информации из второй сигнальной системы в первую и обратно;
— недостаточна гибкость мышления и творческий подход к решению поставленных задач.
Отсюда вытекают задачи коррекции и развития:
— научить детей анализировать в процессе предметно- практической деятельности;
— научить выделять существенные признаки;
— научить понимать простейшие причинно- следственные связи и тем самым активизировать познавательную сферу.
Из всего многообразия дидактического материала и обучающих методик необходимо выделить счётные цветные палочки «Куизинер» и « логические блоки Дьеныша».
Привлечение в качестве дидактического материала множеств предметов с разнообразными свойствами даёт возможность тренировать детей в выполнении логических операций над свойствами конкретных предметов, входящих в рассматриваемое множество. Это позволит выявить логические связи и уяснить простейшие логические операции. Рекомендуется проводить анализ одних и тех- же предметов с точки зрения формы, размера, количества выделенных элементов. Группировка, в зависимости от того, какой из признаков служит основанием для обобщения, помогает выработке гибкости мышления. Умение выделять в наглядной ситуации признаки объектов в зависимости от условной задачи, видеть сочетание этих признаков в одном предмете свидетельствует об обратимости мыслительных операций, совершаемых от общего принципа к наглядной ситуации и обратно. Кроме того, умение давать словесный отчёт после выполнения очередной группировки предметов позволит закрепить через слово принципы обобщения предметов, способствуя тем самым возникновению двусторонних связей между словом и той реальностью, которое его выражает. Следовательно, использование приёма классификации объектов в различных вариантах способствует преобразованию видимой их формы в графическую структуру, тем самым развивая мышление и речь.
Работа с блоками Дьеныша и палочками Куизенера помогают развить у ребёнка все виды мышления.
Использование логических блоков и палочек в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не» и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.
Блоки Дьеныша
Основная цель использования дидактического материала (по имени автора называемого «блоки ДЬеныша»): научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.
Логический материал (блоки Дьеныша) различаются четырьмя свойствами: формой, цветом, размером, толщиной. Использование блоков позволяет моделировать понятия математики и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции. Также позволяет строить высказывания. Основное умение, необходимое для решения логических задач – это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие. Абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному. Двум или трём свойствам с учётом наличия или отсутствия каждого.
1.Сначала предлагаются самые простые игры:
а). « Найди все фигуры (блоки), как эта» по цвету (размеру, форме). «Найди не такую фигуру, как эта» по цвету (форме, размеру).
б). «Цепочка»
От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:
а) чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);
б) чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур ( по цвету и размеру, по размеру и форме, по толщине и.т.д);
в) чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д;
г) чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера. Но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
в) «Домино»
В этой игре одновременно может участвовать не более четырёх детей, фигуры делятся поровну между участниками. Каждый игрок поочерёдно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по разному. Например:
а) фигурами другого цвета (формы, размера);
б) фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы;
в) фигурами другого цвета и формы (цвета и размера, размера и толщины);
г) такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера ( такими же по размеру и форме. Но другими по цвету);
д) ход фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.
г). «Раздели фигуры»: найди все круглые, все большие и т.д.
2.Затем предлагаются новые игры и упражнения с блоками, где их свойства изображены на карточках.
Так цвет обозначается пятном. Величину- силуэтом домика (большой, маленький).
Форму- контурами фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).
Толщину- условным изображением человеческой фигуры (толстый и тонкий).
Карточки рассматриваются с детьми, уточняется, какие свойства обозначены на них. Рассматриваются с детьми и сами блоки, пользуясь карточками, называют имя каждого блока. В словаре у детей появляются такие определения: это красный. Большой . круглый. Толстый блок. На карточке обозначен красный цвет, значит сюда можно положить красные блоки».
Игровые упражнения проводятся так: ребёнку или группе детей предъявляется карточка предлагаются найти все такие же блоки, назвать их. Для разнообразия можно использовать карточку с восьмью клетками. Где в первой из них изображено свойство. Ребёнок заполняет остальные клетки блоками соответствующего свойства. Игра называется «Все в ряд».
После освоения этих умений можно усложнить задание. Теперь дети будут самостоятельно выявлять свойства блоков. Как по слову. Так и с использованием карточек.
Предлагаются такие игры: «Кто быстрее соберёт блоки», «Поручения», «На своё место», Например, ведущий говорит: «Кто быстрее всех соберёт все красные блоки». «Саше поручается собрать все круглые блоки». «Все толстые блоки положите на своё место- в большой обруч..»
Важно, чтобы дети, выполняя игровую задачу, делали всё быстро и качественно.
Все блоки в данных играх должны быть в поле зрения играющих. Что обеспечивает опору на непосредственное восприятие свойств блока при решении задачи.
3. В последующих заданиях рекомендуется усложнить задачу и развивать умение выявлять свойства блоков по слову без опоры на наглядность.
Блоки убирают в коробку или под салфетку. Игровые образы Мышки (игра «Мышки- норушки») помогают заинтересовать ребёнка в отборе блоков- «запасов на зиму» в норку (коробку), выбирая по слову ведущего либо красные, либо круглые…
Успешно проводятся и другие игры «Заселим домики», «Кто быстрее спрячет».
Домики заселяются жёлтыми жильцами- блоками, либо квадратными. В другой игре предлагается спрятать все красные блоки; толстые блоки… Победителями оказываются те. Кто первыми безошибочно выполнит задания.
В последующем дети осваивают слова и знаки, обозначающие отсутствие свойства. Потребуются карточки, где обозначенное свойство будет перечёркнуто двумя линиями. Например:
Для усвоения слов: не красный, не круглый, небольшой, необходимы игры: «Переводчики». «Помоги Незнайке». В этих играх требуется рассказать Незнайке о блоках. Перевести в слова то, что обозначает карточка, научить Незнайку по- разному рассказывать про цвет, величину и так далее. Например, о жёлтом прямоугольном блоке можно сказать, что он не красный и не синий, по форме не круглый, не треугольный, толстый (тонкий), большой (маленький).
Подобные игровые упражнения могут проводиться, как индивидуально, так и с подгруппами детей.
4. Последующая работа с детьми направлена на освоение детьми умений оперировать одновременно двумя свойствами.
Начинать лучше всего с игр «На свою веточку», «Кто хозяин?», «Найди выход». Разложи блоки для сказочных персонажей в соответствии с указанными свойствами. «Чебурашка не любит красные игрушки и не хочет играть с круглыми. Зайцу нужны красные и треугольные и т.д. Разобраться, где должны «висеть» не квадратные и красные, жёлтые и треугольные…блоки в игре «На свою веточку».
5. И, наконец, наиболее сложные задачи- это задачи на разбиение по двум и более свойствам.
Вариантом логических игр для детей являются игры с обручами. При подготовке дошкольников к подобным играм надо формировать у детей чёткое представление о внутренней и внешней области по отношению к некоторой замкнутой линии.
Палочки Куизинер
Комплект цветных счётных палочек изготовлен по аналогии с венгерским вариантом учебного пособия, известного под названием «Куизинер».
С математической точки зрения палочки- это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. Цвет и величина, моделируя число, подводит детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребёнка естественно как результат его самостоятельной практической деятельности.
Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у детей представление о числе на основе счёта и измерений. Дети приходят к выводу, что число появляется в результате счёта и измерений на базе практической деятельности, в результате упражнений. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным.
С помощью этого пособия детей легко можно подвести к осознанию отношений «больше- меньше», «больше на — меньше на». Научить делить целое на части, измерять объекты условными мерками. Освоить в процессе этой практической деятельности состав числа из единиц и двух меньших, подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению. Кроме того, играя с палочками. Дети осваивают понятия левое», «правое», «длинное», «каждый», «одна из», «какой- нибудь», «одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др.
Выбор цвета не случаен. Палочки 2. 4. 8 образуют «красную семью». Они чётные, т.е кратны двум. «Синее семейство» 3, 6, 9 кратны трём. Числа, кратные пяти- жёлтые оттенки 5, 4. Кубик белого цвета- целое число, раз укладывается по длине любой палочки. Число 7 обозначено чёрным цветом. Чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое оно выражает. Таким образом, каждая палочка- это число, выраженное цветом и величиной. Это пособие соответствует задачам, обозначенным, как проблемные при подготовке к школе.
Игры и упражнения состоят в группировке по разным признакам, сооружая из них постройки, дети осваивают состав комплекта, цвета, соотношение палочек по размеру.
Палочки и блоки как дидактическое средство вполне соответствуют специфике и особенностям математических представлений дошкольников с ЗПР, уровню развития детского мышления.
Игры -головоломки
Для организации эффективного процесса познания окружающего мира особое значение имеет развитие мыслительной деятельности (в том числе элементов логического мышления) с опорой на образную, эмоционально-чувственную сферу мышления. Что в свою очередь предполагает использование максимально приближенных к основной деятельности дошкольника методов и средств обучения. В том числе занимательных задач и развивающих игр. Они способствуют развитию творческого и самостоятельного решения, рефлексии, а в целом- интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Одним из видов игр, специально созданных для умственного развития, являются игры –головоломки, т.е. загадки, задачи, требующие для своего решения развития догадливости, сообразительности. Догадке, как способу решения головоломки предшествуют такие мыслительные операции, как сравнении, анализ, синтез, обобщение, аналогия и др. они осуществляются в условиях активного поиска, творческого подхода.
Классифицируют игры- головоломки по разным признакам: по содержанию, значению, характеру мыслительной деятельности. Особенностям материала и тд. Например. З.А Михайлова, относя головоломки к разряду развлечений, подчёркивает: любая задача на смекалку несёт в себе определённую умственную нагрузку, которая чаще всего «замаскирована» занимательными внешними условиями задачи. З.А. Михайлова предлагает следующую классификацию головоломок:
— арифметические (угадывание чисел);
— геометрические (на разрезание с проволокой);
— буквенные (кроссворды, шарады);
— старинные головоломки (с палочками).
Игры – головоломки содержат значительный потенциал для развития мышления детей, задействуют разные виды и формы мышления, актуализируют мыслительные действия и операции, развивают осознание ребёнком своей собственной деятельности, творческого мышления.
Содержание игр- головоломок со шнурком составляется с учётом специфики дошкольного возраста.
Атрибуты игр весьма просты: доски, размером 120*120 мм с колышками (16, 25, 36 штук) находящимися на равном расстоянии друг от друга; шнурок длиной 1 м; карты- схемы. Форма досок может меняться, расположение колышков, карты- схемы тоже.
Опыт использования данного вида головоломок в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР показал: дети, проявляя заинтересованность, желание продолжать игру, часто затрудняются в применении схемы, не использовали имеющиеся у н