Развитие личностного потенциала ребенка
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
С самого раннего возраста любой ребенок начинает учиться быть собой и стремится к одобрению окружающих. И от этого и зависит: сможет ли он дальше развиваться и реализует ли он свой потенциал?
Само слово «потенциал» подразумевает под собой нечто заложенное в человеке изначально. Поэтому, его не нужно создавать, но его развитие, во многом, зависит от взрослых людей: смогут ли они разглядеть те, или иные способности в ребенке, отнесутся ли они с пониманием к тому, что подарено ему природой.
Рассмотрение личности с точки зрения ее основных подструктур как потенциалов началось с работ М.С. Кагана [1]. Он предложил рассматривать личность как персонифицированную деятельность и описывать ее пятью потенциалами: гносеологическим, аксиологическим, творческим, коммуникативным и художественным потенциалами личности [1].
На основании проведенного анализа исследований, связанных с изучением разных сторон личности как потенциалов, мы выработали следующее определение личностного потенциала ребенка.
Личностный потенциал ребенка понимается нами как система свойств, составляющих основу личностного развития и обеспечивающих соответствующий уровень достижений в различных видах деятельности, в первую очередь, в учебной деятельности. Личностный потенциал ребенка складывается из следующих основных компонентов, каждый из которых, в свою очередь, может быть системно рассмотрен как потенциал.
Первый компонент личностного потенциала ребенка – интеллектуальный потенциал – определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность и которая складывается из знаний о внешнем мире. Ее получение зависит от природного ума, образованности и практического опыта. С этим потенциалом связана познавательная деятельность человека.
Следующий компонент личностного потенциала ребенка — коммуникативный потенциал представляет собой систему свойств, умений и способностей, обеспечивающих ребенку успешность общения, понимания и взаимопонимания с другими людьми, способности к овладению коммуникативными качествами, умениями и навыками общения.
Третий компонент личностного потенциала ребенка – творческий компонент – определяется умениями, навыками и способностями к созидательному и продуктивному действию, творчеству. Предоставляет ребенку возможность творить, созидать, действовать в любой ситуации нестандартно, оригинально.
Четвертый компонент личностного потенциала ребенка — эмоционально-волевой потенциал включает систему эмоций, чувств, эмоциональных состояний, эмоциональных и волевых качеств. Развитие эмоционально-волевой регуляции связано с формированием мотивационно-смысловой сферы, мировоззрения и убеждений человека, а также способности к волевым усилиям.
Пятый компонент личностного потенциала ребенка — мотивационно-ценностный потенциалвключает систему целей, ценностей и ценностных ориентаций, социально-психологических установок личности. «Мотивационно-ценностный потенциал является важнейшим компонентом личностного потенциала, наиболее тесно связан с нравственным потенциалом и составляет единый ценностно-нравственный компонент структуры личности» [4, с.115].
Раскрытие личностного потенциала — можно смело назвать одной из целей в жизни каждого человека. И педагогам, и родителям важно знать психологические условия и факторы развития личностного потенциала ребенка.
На ранних стадиях отногенеза (новорожденность, младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст) существует три основных фактора, которые могут помочь раскрыть ребенку свое маленькое «я»: привязанность, принятие своей беспомощности и зрелость [2]. Данная версия принадлежит Гордону Ньюфелду — человеку, который занимался клинической психологией и психологией развития, отцу пятерых детей. Он посвятил свою жизнь общению с детьми, и своим опытом делится, продолжая разрабатывать различные курсы для преподавателей и родителей. В своей теории привязанности Г.Ньюфелд доказывает, что ребенок нуждается во внимании взрослого человека без которого, развитие потенциала будет практически невозможной задачей. Г.Ньюфелд выделил шесть ступеней психологической зависимости, последовательно сменяющих и взаимодополняющих друг друга в раннем и дошкольном возрасте: привязанность через ощущения новорождённого, желание походить на родителей у годовалого ребенка, чувство принадлежности и преданности у трёхлетнего ребенка, желание собственной значимости в четыре года, эмоциональная близость на пятом году жизни и стремление быть познанным в шесть лет. По мнению автора, психологическая близость с родителями поможет ребёнку стать независимой и яркой личностью [3] .
Второй пункт концепции Г.Ньюфелда указывает на то, что каждый человек может быть уязвим. И это ощущение заставляет нас обороняться все больше и больше от неприятных ситуаций или источников боли. Поэтому необходимо не дать закрыться ребенку в себе. Ведь недоверие к миру не дадут ему развиваться и шагать вперед в будущем. Кроме того, сильная броня не дает человеку познавать свое внутреннее «я».
Третий фактор, как ни странно, не зависит от взрослого человека напрямую. Как бы кто ни старался, но невозможно создать искусственного, иными словами, запрограммированного, идеального человека, в которого можно было бы заложить все свои пожелания и мысли. Любой ребенок должен совершать свои собственные ошибки [2]. И не всегда его действия будут нравиться его воспитателям и учителям, но зато это будут его шаги во взрослую жизнь. Только так он может стать зрелой личностью. Задача же взрослого человека, состоит в том, чтобы обеспечить ребенка заботой, уютом поддержкой, а также не дать ему замкнуться в себе. Из этого следует, что третий фактор – является основным, и именно из него вытекают предыдущие два.
Как мы уже выяснили, ребенку необходима помощь в развитии своего личностного потенциала. И если на ранних стадиях развития эту помощь могут и должны оказывать родители, то в школьном возрасте – это задача педагогов. Как пишет Г.В. Сорокоумова, особая ответственность за развитие личностного потенциала ребенка возлагается на педагога, например, «творческая личность педагога является решающим условием развития творческих потенциалов учащихся» [4, с.5].
К примеру, иностранный язык вполне может внести свой вклад в развитие личностного потенциала ребенка. В данном случае, реализация личностных процессов может осуществляться на практике.
На уроках по иностранному языку, ученик может расширить свой кругозор, изучая новую литературу, а также развить свое мышление и память. Иностранный язык – это некое «окно» в мир для детей, это средство для пополнения знаний во всех областях жизни. Это углубление знаний в таких предметах, как география, история, музыка, обществоведение, литература, изобразительное искусство и т.д. Соответственно, развивается – интеллектуальный и мотивационный потенциалы личности. Узнавая что-то новое, ребенок сопереживает – развивается эмоциональный потенциал. Общаясь на родном и иностранном языке – ребенок учится понимать и взаимодействовать с другими людьми, развивает качества, умения и навыки общения – развивается коммуникативный потенциал. Выполняя творческие задания, ребенок развивает творческий потенциал и т.д.
И поэтому, можно смело сказать, что иностранный язык, как учебный предмет, наиболее успешно справляется с задачей развития личностного потенциала ребенка.
Список литературы:
Каган, М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. М., 1974.
Gordon Neufeld. Hold On to Your Kids. Random House LLC., 2006. С. 320. ISBN 978-0-375-76028-0.
- Теория шести уровней привязанности Гордона Ньюфелда https://detki-pogodki.ru/teoriya-shesti-urovnej-privyazannosti-gordona-nyufelda.html
Сорокоумова Г.В. Изучение личностного потенциала педагогов: учебное пособие по курсу «Психология личности». Н. Новгород: НФ УРАО, 2010. 280 с.
Источник
Компонент личностного потенциала обучающегося и условия их формирования.
С самого раннего возраста любой ребенок начинает учиться быть собой и стремится к одобрению окружающих. И от этого и зависит: сможет ли он дальше развиваться и реализует ли он свой потенциал?
Само слово «потенциал» подразумевает под собой нечто заложенное в человеке изначально.
•корни — природные задатки человека;
•ствол — общие способности;
•ветви — специальные способности, в том числе и творческие.
Чем больше ветвей, тем дерево мощней, пышней и ветвистее его крона!
Поэтому, его не нужно создавать, но его развитие, во многом, зависит от взрослых людей: смогут ли они разглядеть те, или иные способности в ребенке, отнесутся ли они с пониманием к тому, что подарено ему природой.
Исходной предпосылкой для развития способностей служат те врожденные задатки, с которыми ребенок появляется на свет. При наличии прочих задатков способности могут развиваться очень быстро даже при неблагоприятных обстоятельствах. Однако прекрасные задатки сами по себе автоматически не обеспечивают высоких достижений. С другой стороны, и при отсутствии задатков, человек может при определенных условиях добиться значительных успехов в соответствующей деятельности. Для ученика вся деятельность заключается в том, чтобы учиться, усваивать определенный набор знаний, умений и навыков по различным предметам. И поэтому задача педагогов – создать для каждого ребёнка такие условия, чтобы он всё это смог усвоить максимально.
Личностный потенциал ребенка понимается как система свойств, составляющих основу личностного развития и обеспечивающих соответствующий уровень достижений в различных видах деятельности, в первую очередь, в учебной деятельности.
Личностный потенциал ребенка складывается из следующих основных компонентов, каждый из которых, может быть системно рассмотрен как потенциал.
Первый компонент личностного потенциала ребенка – интеллектуальный потенциал – определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность и которая складывается из знаний о внешнем мире. Ее получение зависит от природного ума, образованности и практического опыта. С этим потенциалом связана познавательная деятельность человека.
Второй компонент личностного потенциала ребенка — коммуникативный потенциал представляет собой систему свойств, умений и способностей, обеспечивающих ребенку успешность общения, понимания и взаимопонимания с другими людьми, способности к овладению коммуникативными качествами, умениями и навыками общения.
Третий компонент личностного потенциала ребенка – творческий компонент – определяется умениями, навыками и способностями к созидательному и продуктивному действию, творчеству. Предоставляет ребенку возможность творить, созидать, действовать в любой ситуации нестандартно, оригинально.
Четвертый компонент личностного потенциала ребенка — эмоционально-волевой потенциал включает систему эмоций, чувств, эмоциональных состояний, эмоциональных и волевых качеств. Развитие эмоционально-волевой регуляции связано с формированием мотивационно-смысловой сферы, мировоззрения и убеждений человека, а также способности к волевым усилиям.
Пятый компонент личностного потенциала ребенка — мотивационно-ценностный потенциал включает систему целей, ценностей и ценностных ориентаций, социально-психологических установок личности.
Мотивационно-ценностный потенциал – характеризует стремление к участию в творческой деятельности, самовыражению, посредством создания творческого продукта; указывает на понимание и признание ценности своего творчества и чужого.
Под творческими способностями понимаются индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.
Как научить школьника «творить себя», найти уникальный смысл собственной деятельности, помочь в раскрытии личностного потенциала?
В первую очередь необходимо наличие определенного мировоззрения в педагогической среде. Учитель сегодня выстраивает педагогическое взаимодействие на иных, нежели в традиционной, уходящей в прошлое педагогике, условиях: как диалогическое, творческое, личностное и индивидуализированное.
Во-вторых, система работы учителя должна быть адекватна поставленным задачам. Рассмотрим некоторые особенности функционирования данной системы. Урок по-прежнему остается самой массовой формой обучения. Меняются подходы к построению урока. Как добиться, чтобы всякий урок становился актом творчества ученика? Необходимым этапом любого классического урока является мотивация. Ее роль – стимулировать возникновение интереса к познавательному процессу и его содержанию, объективировать противоречие между знанием и незнанием. В связи с заявленной сверхзадачей обучения вектор мотивации корректируется: учащиеся направляются на построение собственных смыслов изучения конкретных учебных тем, на развитие ценностно-смысловых отношений к себе и к миру.
Методы и приемы, которые решают данную задачу:
— метод конструирования вопросов самими учениками.
— метод проблемного задания;
— эвристический метод.
В основной части урока учитель может найти возможность для творческих заданий. Все задания предлагают самостоятельное решение учениками учебных задач, нацелены на самостоятельную работу учащихся. Современная педагогика выработала богатый инструментарий для проведения урока, который ставит своей целью развитие и культивирование творческой активности ребенка.
Выполнение даже одного подобного учебного задания – большая работа, в ходе которой учащийся должен мобилизовать самые разные качества своей личности:
— когнитивные (умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса и др.)
— креативные (вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей и чувств, движений; прогностичность; наличие своего мнения и др.)
— оргдеятельностные (способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление; коммуникативные качества).
В связи с корректировкой функциональных задач урока изменяется и нагрузка его заключительного этапа. Все активнее учитель предлагает ученикам задания по рефлексии. Суждения рефлексивного характера позволяют ученику углубить собственные впечатления об уроке и об индивидуальном пути продвижения по реке познания, сформировать не расплывчатое, а отчетливое мнение об учебной теме, углубить собственное понимание каких-то вопросов в свете высказываний других, сделать свои открытия.
Закономерной становится практика в качестве вариантов домашних работ заданий, стимулирующих творческую активность ребенка, когда знания нужно применять в новой ситуации (сочинить сказку, загадку ,стихотворение, придумать кроссворд).
Особую роль в творческом саморазвитии учащихся играют нестандартные уроки. Нетрадиционные уроки особенно интересны ученикам, потому что они интуитивно улавливают их главные особенности: усвоение знаний на таком уроке – не самоцель, а средство развития познавательных и творческих способностей ребенка, развития его личности в целом.
Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся актуален. У наших учеников значительно больше возможностей усваивать новые понятия, применять знания и умения, как в привычной, так и в нестандартной ситуации.
Однажды маленький мальчик отправился в школу. Он был еще совсем маленький, а школа была очень большая. На уроке учительница сказала: «Сегодня мы будем рисовать». Мальчик очень любил рисовать. Он умел рисовать львов и тигров, кур и коров, корабли и самолеты. Он взял карандаши и приступил к работе. Но учительница подошла и сказала: «Подожди, еще не время. Теперь мы будем рисовать цветы»
«Здорово», — ответил ребенок и нарисовал желтые, оранжевые, синие цветы.
Но учительница объявила: «Я покажу, как надо рисовать. Вот так.»
Мальчик посмотрел на цветок, свои цветы ему нравились больше, но он этого не сказал перевернул листок и нарисовал красный цветок на зеленом стебельке. В следующий раз учительница сказала: «Сегодня мы будем заниматься лепкой» «Хорошо», — подумал мальчик, он любил лепить. Но учительница предупредила: «Подожди, я покажу как надо» И мальчик слепил, как надо. Однажды родители мальчика решили переехать, и ему пришлось поменять школу. В первый день новая учительница сказала:
-Сегодня мы будем рисовать.
-Ура, подумал маленький мальчик и стал ждать, когда учительница покажет, как надо.
Но педагог не сказала ничего. Она просто прогуливалась по классу.
Когда она подошла к ученику, спросила:
-Ты не хочешь рисовать?
-Хочу, а что нужно?
-Я не знаю, пока ты не нарисуешь.
-А как я буду рисовать?
-Как хочешь — сказала учительница — если бы все сделали одинаковые рисунки, как бы я узнала, кто нарисовал и чей этот рисунок
-Я не знаю – сказал мальчик. И он начал рисовать красный цветок на зеленом стебле.
Почему мальчик не стал рисовать? (ждал инструкции). А прямого указания не должно было быть, потому что ученики способны к самопознанию и самовыражению. А роль учителя становится направляющей.
Первый совет:
Больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти разных предметов с одной стороны.
Второй совет:
Задания творческого характера должны даваться всему классу, но не следует указывать ребенку на его провал. При их выполнении оценивать следует только успех.
«Расскажи – и я забуду,
Покажи — и я запомню,
Дай попробовать — и я пойму…»
(Китайская пословица)
Источник
Необходимость формирования и развития современной личности диктуется потребностями общества в людях нестандартных, умеющих мыслить творчески, совершать открытия на благо человечества. А решение этого вопроса находит свое отражение в процессе развития таких качеств, как самостоятельность, ответственность, уверенность. Они и позволяют человеку не просто задумываться над неразрешимыми проблемами, а ставить новые задачи, находить на них решения и с уверенностью реализовывать их, отвечая за свои действия.
Дети дошкольного возраста проявляют в повседневной жизни задатки необходимых качеств, познавая ближайшее и дальнее окружение, общаясь с взрослыми и сверстниками. Они готовы проявить себя во всём. Как часто мы слышим от малышей «Я сам», «Посмотри, как я бегаю», «У меня тоже получается». Это и есть желание ребёнка делать всё, «как папа», «как мама» самостоятельно, отвечать за результат своих действий. Другое дело, что ребёнок не имеет соответствующих знаний, умений и навыков, а взрослый и рад стараться, для быстроты и правильности выполнения действий, делает и думает за ребёнка. И в наше время, когда утверждено мнение, что ребёнок — личность со своими желаниями, мыслями, взрослые зачастую действуют по старинке, мол, что он может? Вопрос развития самостоятельности не новизна. В различных научных работах Иванова В. Д., Теплюк С., Марковой Т. А., Люблинской А. А., Смирновой Е. О. рассматривалась эта тема. В Дошкольном образовании обновился подход к предпосылкам развития и формирования личности детей.
В настоящее время работа детских садов базируется на Федеральных Государственных Образовательных Стандартах (ФГОС) — требованиях, которые обязательны к выполнению. Один из пунктов целевых ориентиров освоения программы гласит: «ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности». Вот это и подтверждает новый подход к пониманию ребёнка, как личности, а самостоятельность — верная спутница личностного развития.
В своей работе я заметила, что когда с детьми действуешь на равных, как партнёр, можно добиться намеченных результатов. Ведь дети чувствуют твою заинтересованность, увлечённость происходящим. Но до этого ещё надо расположить малыша к себе, преодолеть скованность, создать эмоциональный настрой на общение. Решение нахожу в игре с песком. Начиная контактировать с этим обычным материалом, дети сразу проявляют положительные эмоции: удивление, радость, а порою и восторг. Также стабилизируется их эмоциональное состояние, малыши становятся «самими собою». Вот и налажен контакт между взрослым и ребёнком. Какие таинственные ощущения испытываешь, когда просто зарываешь ладошки глубоко в песок, захватываешь его сколько можешь, поднимаешь руки ладошками вверх и раскрываешь пальцы… песок полился тонкими струйками. Если детям так хорошо и приятно общаться с этим природным материалом, почему бы не использовать это на благо самих же малышей, не сориентировать детей на развитие их личностного потенциала.
Конечно, многие дети знакомы с песком задолго до посещения детского сада и способны самостоятельно действовать с ним, чаще всего хаотично: рассыпая его, бросая в других детей и т. д. Но ведь это он выполняет самостоятельно! Таких ли действий мы ждем от ребёнка, как личности? Конечно, же, нет. Оказывается, самостоятельность не может сопровождаться полной свободой в действиях. В обществе существует определенные нормы поведения и не учитывать их в данной ситуации нельзя. Тут то и поможет нам обычная игра, где дети с помощью героя познакомятся с необходимыми правилами, а в дальнейшем их не просто повторять, а неукоснительно соблюдать.
Когда в помещении находится место для игр с песком рано или поздно ребёнок проявит интерес, то есть инициативу поиграть там, и я с удовольствием стараюсь поддержать их стремление, ведь для полной реализации идеи у малышей нет ни знаний, ни умений. Здесь обязательно стараюсь предложить себя в роли сказочного героя, с помощью которого дети будут приобретать разнообразные навыки и умения действовать. Всегда нужно предоставлять возможность высказаться или действовать ребенку самостоятельно, если он затрудняется, то предложить несколько вариантов, а выбор оставить за ребёнком. Шаг за шагом и мы обязательно со временем отметим появление уверенности малыша в себе и своих силах. Я не скуплюсь на слова поддержки: «у тебя всё замечательно получается» и другие. Поддерживая детей в решении «сказочные» проблем, постепенно начинаешь замечать, как появляется не просто увлечённость игрой, а уже желание добиться задуманного результата. Если дети младшего дошкольного возраста «заселяют» героя в дом, какой получилось сделать, то дети постарше уже стараются построить дом, учитывая ряд характеристик. Играя с песком, дошкольникам приходиться многократно производить определённые действия, приобретая умения и навыки и если грамотно косвенными приёмами руководить процессом, действия и способы становятся разнообразными, с учётом условий. Во время очередной игры с гномиками старшие дошкольники задумали перенести события к реке. Я заметила некоторое замешательство при сооружении постройки и напомнила им, как они удачно использовали бросовый материал в других играх, выразив уверенность, что эта задача им под силу. При таком направлении деятельности с детьми мы можем наблюдать, что неудачи перестают беспокоить дошкольников, они проявляют настойчивость, организованность в решении поставленных задач. Помощь взрослого в ту минуту, когда она необходима, очень важна для развития уверенности и самостоятельности ребёнка. И понятно, чем меньше дети, тем чаще эта помощь необходима. Как только ребёнок почувствует уверенность и способность справиться, он сам откажется от помощи.
Такие процессы нашего ума, как памяти, мышление, развитие внимания, речи оказывают огромное влияние на предпосылки и само формирование самостоятельности. В своей работе не забываю использовать игры развивающей и дидактической направленности, конечно, эти игры возникают по инициативе взрослого с определённой целью. Дети с удовольствием выполняют разнообразные задания в песке, при этом познают способы действия, закрепляют свойства песка, развивают моторику рук. Учитываю обязательно возрастные возможности детей. Для младших приемлемы игры непродолжительные, с облегченной задачей: «Следы», «Найди игрушку», «Нарисуй такой же», «Проведи по дорожке», «Большие и маленькие»; а уже для старших то же, но с усложнением: «Чьи следы», «Определи на ощупь», «Дорисуй предмет», «Нарисуй разные дорожки», «Расположи по заданию» и т. д. Главная задача в любой игре не пассивное наблюдение, а активное действие и доведение её до логического конца. Только через пробы и ошибки ребёнок набирается опыта, познаёт мир, идёт в верном направлении развития необходимых качеств.
В педагогике хорошо знакомо применение наглядных средств, облегчающих ребенку самостоятельное выполнение тех или иных заданий и правильную организацию деятельности, ещё К. У. Ушинский пропагандировал использовать картинок. Ничто так хорошо не закрепляет понимание действий, как объединение нескольких рецепторов восприятия. Для развития у детей необходимых качеств, для облегчения усвоения норм, материала, действий я в своей работе применяю различные картинки (чаще для младшего возраста), модели и схемы (для старших). При знакомстве с песком на картинках изображены правила действия с ним или запрещающие знаки, которые в виде таблицы находятся рядом. Когда возникает желание у ребёнка поиграть, он должен соблюсти эти требования обязательно. Таким образом, не пресекается инициатива детей и учитываются нормы поведения и общения, правила самообслуживания, культурно–гигиенические навыки.
Постепенно действуя так, а не иначе ребёнок приобретает хорошую привычку, т е. без напоминания, играя с песком, соблюдает правила. Также с помощью схем и моделей можно, при затруднении ребёнком далее развивать сюжет, сделать несколько вариантов, выбор оставить за дошкольником. Можно придумать знак, который будет обозначать окончание игры. Решение, когда выставить его тоже возложить на ребёнка. Обязательно хоть очень коротко, но узнать, почему этим завершилась игра. Таким ходом событий мы способствуем формированию у детей инициативы, увлеченности, усидчивости, доведения начатого дела до конца.
Очень радует тот факт, что взрослея, дети переносят модель поведения из игры в повседневную жизнь. Уходит надобность практически беспрерывного напоминания одного или другого, преобразования в поведении происходить хоть и медленно, но вполне наблюдаемо.
Приобретая знания и навыки, непрерывно действуя с предметами, применяя умения в создании условий для игры, ребёнок приобретает бесценный опыт. Как это не повысит самооценку, уверенность в себе? Признание сверстников ещё один аспект для развития самостоятельности. Потому что, играя в коллективе, ребёнку нужно взять на себя ответственность за собственные действия, дабы сюжет не нарушился или для не возникновения конфликтов.
Игра оказывает огромнейшее влияние на формирование самостоятельности: психические процессы протекают наиболее активно на фоне хорошего эмоционального состояния. Правильно подобранные методы и приёмы, их последовательность дают тоже положительный результат.
Игра прельщает детей своим многообразием, где можно проявить свою индивидуальность, находчивость, сообразительность.
Когда детская деятельность организованна неправильно, дети испытывают излишний контроль и опеку, действуют по прямому подражанию взрослого в действиях, мы можем наблюдать инфантильность в поведении, зависимость от взрослых, страх и боязнь что-то не так сделать.
Воспитание самостоятельности — неотъемлемое требование сегодняшней реальности, и предполагающее формирование целеустремленности, независимости, широты взглядов, мышления, гибкости ума и поступков, предприимчивости и трезвого анализа происходящего в жизни явления и ситуации.
Литература:
- Борисова О. Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника. // Детский сад от А до Я. — 2008. — № 1 — с. 124–132.
- Волженина Т. Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов. // Журнал «Виноград». — 2010. — № 37. — с. 20–23.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, действие, песок, взрослый, навык, норма поведения, повседневная жизнь, развитие самостоятельности, решение.
Источник