Развитие личности слепого ребенка

Особенности развития слепорожденных детей. Психология слепыхПсихические нарушения при слепоте и глухоте имеют свои особенности, что обусловлено той исключительно важной ролью, которую играют оба генеральных анализатора, обеспечивающих зрение и слух, в жизнедеятельности организма. При сравнении особенностей развития психической деятельности слепорожденного или с детства глухого ребенка видно, что слепой нормально психически развивается, поскольку он слышит человеческую речь со дня своего рождения. Однако это развитие одностороннее, так как, слыша слова и усваивая их смысл, ребенок не имеет о них зрительного представления. Слепорожденный живет в мире звуков и постепенно приспосабливается к окружающему при помощи слуха и всех сохранившихся органов чувств. В течение длительного времени он понятия не имеет о том, что окружающие его зрячие люди все воспринимают по-другому и их возможности адаптации намного шире, чем у слепого. Слепорожденный не знает, что он — инвалид и многого лишен в результате слепоты. Первое тяжелое психическое потрясение он испытывает, когда узнает о своем физическом дефекте. В этот период огромную роль играет правильное воспитание ребенка, его микросоциальное окружение. Первое ясное представление о своей неполноценности он получает в 3—4-летнем возрасте, когда начинает формироваться самосознание и соотнесение своей личности с окружающим миром. Гиперопека в этот период, так же как и безнадзорность, крайне нежелательны. Необходимо заботливое и чуткое отношение к ребенку и создание ему необходимых условий для психического и физического развития. Даже косвенные намеки на неполноценность слепого вызывают у него мучительные переживания и способствуют появлению повышенной ранимости, обидчивости, впечатлительности, аутизации. Богатый мир звуков вступает в противоречие с полным отсутствием зрительных восприятий.
В препубертатный и пубертатный периоды у слепого ребенка появляется чрезмерная потребность в фантазировании. В фантазиях как бы «утоляется» зрительный голод, так как слепой в них представляет себя зрячим человеком, героем, наделенным особыми человеческими достоинствами. Эти фантазии порой принимают характер овладевающих представлений и до определенного периода жизни занимают важное место в переживаниях слепого. В большинстве случаев зрительный анализатор у слепых функционально сохранен, а поражен лишь его периферический участок. При анализе особенностей фантазий у слепых невольно возникает предположение, не являются ли они своеобразным замещением утраченной функции, необходимым для поддержания тонуса центральной нервной системы, бурно развивающейся на ранних этапах онтогенеза. Мы считаем, что это предположение не лишено оснований, если учесть, что при выключении такого мощного и важного анализатора, каким является зрительный, необходима какая-то «заместительная компенсация». Осознание своей неполноценности способствует появлению на самых первых этапах жизни ребенка массивной невротической симптоматики и развитию идей отношения, обусловленных преимущественно переживанием своего дефекта, неполноценности. На этом фоне возникают разнообразные патохарактерологические расстройства, проявляющиеся сложным симптомокомплексом — депривационным синдромом. Клиническими признаками этого синдрома являются: массивная невротическая симптоматика; патологическое фантазирование; стойкие, преимущественно психогенные, идеи отношения; разнообразные патохарактерологические расстройства. У большинства обследованных взрослых слепых выявлялись различные варианты патохарактерологического развития личности. Они отличались от патохарактерологического развития у зрячих пациентов в первую очередь тем, что как правило, сочетались с выраженной астенической симптоматикой и ипохондричностью. Повышенная ранимость и подозрительность способствовали развитию затяжных невротических состояний. Больные становились крайне обидчивыми, сенситивными, аутичными. В последующем у слепых обычно формировался невротический тип патохарактерологического развития в его основных вариантах (неврастенический, обсессивно-фобический, истерический), клиника которых по сравнению с таковой у зрячих определялась особенностями личности, обусловленными зрительной депривацией. — Также рекомендуем «Особенности развития глухонемых детей. Психология глухих» Оглавление темы «Психология глухих и слепых»: |
Источник
Формирование личности слепого и их особенностиМногие исследователи указывают, что выпадение одного из важнейших анализаторов влияет на личность слепого, привнося какие-то характерные черты. Этот факт вряд ли подлежит сомнению. В предшествующих разделах уже говорилось об определенных особенностях в психической сфере при выключении зрения. Изучение личности слепого — проблема не менее сложная, чем изучение личности зрячего человека. Ряд авторов [Авербах М. И., Steinberg W., Hayes S., Burklen, Pintner R.] пришли к заключению, что знания о личности слепых далеко недостаточны и представляют собой скорее «литературу мнений, чем литературу фактов». В вопросах воспитания слепых детей большое место отводится особенностям взаимоотношений между ребенком и его родителями. Здесь возникает серьезная «эмоциональная проблема», поскольку уже в первые дни и педели жизни слепого ребенка между ним и его родителями возникает определенная напряженность, приводящая к развитию у родителей аффективных расстройств в виде депрессии, чувства вины. Это является причиной изоляции ребенка и отдаления его от родителей [Hulse W., Szersnovier L.]. В юношеском возрасте у слепых (так же как и у зрячих) бурно проявляется половое чувство. Некоторые авторы склонны считать, что слепые проявляют повышенный интерес к половой жизни. Однако исследований, достаточно убедительно отвечающих на данный вопрос, нет. Так или иначе половая проблема обычно остается для слепого в течение очень долгого времени нерешенной, хотя уже довольно рано он замечает у окружающих людей половые различия, но не имеет возможности их четко отдифференцировать. Половые желания вызывают у слепого прежде всего определенные слуховые ощущения (индивидуально-половые различия голоса, эмоциональная окрашенность речи и др.). Немалое значение имеет осязательное чувство. Например, прикосновение к руке часто имеет решающее значение для пробуждения полового влечения.
Повышенный интерес к половой жизни у слепых, возможно, обусловлен некоторой отгороженностью от внешнего мира, сосредоточенностью на самом себе. Малая физическая подвижность, сидячий образ жизни и невозможность удовлетворить половое влечение нормальным путем нередко предрасполагают к развитию у слепых онанизма. Reuss1 в своей книге, посвященной личной жизни слепых, отмечает, что среди них отмечается большая по сравнению со зрячими частота половых извращений. Так, из 30 обследованных им слепых мужчин у 14 наблюдались те или иные отклонения в половой жизни. О значительной распространенности среди слепых половых извращений упоминали А. А. Крогиус, К. Burklen и др. Однако эти данные недостаточно убедительны. Необходимы более глубокие исследования этой проблемы с учетом социально-бытовых и прочих условий. Изучение психических нарушений у слепых началось сравнительно недавно. В 1908 г. Вильям Дантом описал психические нарушения у обследованных им 39 слепых (19 мужчин и 20 женщин). У 27 пациентов (71%) он отметил депрессивные расстройства различной степени выраженности, причем у 4 человек (2 мужчин и 2 женщин) депрессивные нарушения имели затяжной характер и сопровождались суицидальными мыслями. Ряд психологов, тифлопсихологов и других специалистов, занимающихся изучением слепых, отмечали, что частота психических заболеваний у них выше по сравнению со зрячими [Крогиус А. А., Biirklen К., Drake Т., Pitt D. и др.,]. До настоящего времени клинические работы с описанием своеобразия характера, динамики и причин возникновения психических нарушений у слепых как в отечественной, так и в зарубежной литературе немногочисленны. Пожалуй, наибольший интерес представляет изучение различных пограничных психических заболеваний, число которых довольно велико, учитывая, что слепота сама по себе является немалым психогенным фактором. — Вернуться в оглавление раздела «Психиатрия.» Оглавление темы «Психология глухих и слепых»:
|
Источник
ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.
Весельева Л.Н.
учитель – логопед МКОУ «СОШ №5»
г. Нововоронеж
Известно, что у слабовидящих детей имеется ряд специфических нарушений познавательных процессов, связанных со зрительным дефектом. Зрительное восприятие характеризуется замедленностью обзора, не точностью, пропуском деталей изображения. При этом отражаются лишь некоторые, часто второстепенные признаки объектов, в связи с чем возникающие образы искажаются и часто бывают неадекватны действительности ( Ю.А. Кулагин, 1967).
Невозможность или сложность получения ряда чувственных данных препятствует тонкому различению и дифференцировке объектов, а следовательно, и их сравнению. Пробелы в чувственном опыте ребенка значительно затрудняют формирование мыслительных операций. Например, операция сравнения осуществляется либо по несущественным, либо по слишком общим, генерализованным признакам. При операциях обобщения и классификации используются единичные признаки (Н.Г. Цветков, 1975). Однако эти недостатки не делают мышление слабовидящего ребенка неполноценным. В процессе обучения и воспитания в значительной мере устраняется основная причина замедленного развития – пробелы в сфере чувственных, конкретных знаний. Направляя и организуя восприятие, расширяя и уточняя круг представлений, формируя на их основе полноценные понятия, можно успешно развивать мыслительную деятельность слабовидящих.
Наблюдение за слабовидящими детьми свидетельствует о недостаточном уровне развития их внимания. Уменьшенное количество раздражения при нарушениях зрения снижает устойчивость внимания. В то же время длительное воздействие преимущественно слуховых раздражителей быстро утомляет и ведет к рассеиванию внимания (Л.А. Фомина, П.М. Румянцева, 1955).
Память слабовидящих младших школьников характеризуется меньшей продуктивностью в сравнении с нормой, снижением объема запоминания наглядного материала, недостаточным уровнем развития логического запоминания. Эти особенности памяти обусловлены недостаточной полнотой, четкостью и стойкостью представлений, их низким уровнем обобщенности ( А.И. Зотов, 1981).
У слабовидящих школьников слабее, чем у нормально видящих, проявляется действие «закона края». Наиболее продуктивно они запоминают лишь начальный ряд материала, что, вероятно, объясняется их повышенной утомляемостью.
Отмеченные выше особенности познавательных процессов у слабовидящих детей накладывает специфический отпечаток на их учебную деятельность. Например, при чтении часто возникают оптикогностические нарушения, основными причинами которых являются нерасчлененность зрительного восприятия, смешение сходных форм, несформированность представлений ( Н.Б. Лурье, 1968). Выявлено также отрицательное влияние снижения зрения на формирование графических навыков письма. Дети часто не различают строку в тетрадях, допускают искажение элементов букв, их неправильное расположение относительно друг друга в словах, строках (М.И. Земцова, 1973).
У слабовидящего обычно слабее, чем у других детей, осуществляются контакты с окружающими. Слабовидящие сравнительно меньше играют в подвижные игры, ограниченно или совсем не занимаются спортом, в силу чего их физическое развитие часто не соответствует возрасту (Б.В.Сермеев, 1983).
Нарушение социальных контактов приводит к ряду отклонений в формирование личности. Сюда относятся некоторые изменения в динамике потребностей (например, недоразвитие перцептивных потребностей), связанных с затруднением их удовлетворения: сужение круга интересов, обусловленное ограничениями в сфере чувственного отражения; редуцированность способностей к видам деятельности, требующим визуального контроля; отсутствие или резкая ограниченность внешнего проявления внутренних состояний. В результате формируется ряд отрицательных черт характера: моральных (эгоцентричность, эгоизм, отсутствие чувства долга, товарищества), волевых (отсутствие самостоятельности, внушаемость, упрямство, негативизм), эмоциональных (отсутствие любознательности, чувства нового).
Таким образом, отмеченные специфические особенности познавательной деятельности и наличие ряда вторичных негативных проявлений личности у слабовидящих детей требует организации психокоррекционных мероприятий.
Формы организации занятий должны учитывать психофизиологические особенности слабовидящих детей (в частности, повышенную общую и зрительную утомляемость), носить охранительный характер. С этой целью необходимо использовать смену различных видов деятельности, подвижные игры, всевозможные физминутки (в том числе для снятия зрительного утомления).
Источник
Роль деятельности в компенсации дефектов зрения
Роль деятельности в компенсации дефектов зрения в настоящее время отмечается практически в каждом тифлопсихологическом исследовании.
- В деятельности
(прежде всего, ведущей в данный период развития) - формируются новые психические образования,
- она создает зону ближайшего развития ребенка.
Особенности формирования деятельности при дефектах зрения
- Для детей с глубокими нарушениями зрения характерно
замедленное формирование различных форм деятельности. - Дети нуждаются в специально направленном
обучении элементам деятельности и, главным образом,
исполнительной ее части, так как - двигательная сфера слепых и слабовидящих детей
наиболее тесно связана дефектом и
его влияние на двигательные акты оказывается наибольшим. - В связи с этим
активная и развивающая роль
ведущей деятельности
растягивается во времени.
Динамика формирования деятельности
- В возрасте до 3-ех лет наблюдается
- значительное отставание в психическом развитии
детей с нарушениями зрения
из-за возникающих вторичных нарушений,
проявляющихся - в неточных представлениях
об окружающем мире, - в недоразвитии предметной деятельности,
- в замедленно развивающемся
практическом общении, - в дефектах ориентирования
и мобильности в пространстве, - в общем развитии моторики.
- в дошкольном возрасте у слепых
взаимозаменяемыми формами ведущей деятельности являются - предметная,
- игровая
(Л. И. Солнцева); - в младшем школьном:
- игра,
- учение
- (Д. М. Маллаев).
Формирование предметной деятельности (А.М. Витковская)
А. М. Витковская отмечает также
- замедленный темп формирования предметных действий,
трудности переноса их в самостоятельную деятельность. - В дошкольном возрасте
в становление предметной деятельности
активно включается речь, обеспечивающая - мотивацию деятельности и
- понимание функционального назначения предметов.
Наиболее трудным компонентом остается исполнительская функция, основывающаяся на мануальных способностях слепых, в то время как для них характерно несовершенство предметных действий.
- Наблюдается значительное расхождение между
- пониманием функционального назначения предмета и
- возможностью выполнить
конкретное действие с предметом.
- Овладение предметным действием в этом возрасте
в значительной степени основывается на
совместном действии слепого ребенка и взрослого,
в котором элемент содействия взрослого является ведущим. - Однако в самостоятельном поведении у многих слепых детей
наблюдаются действия с предметами,
которые Н. А. Бернштейн (1947) характеризует как
стадию пространственного поля с очень
примитивными и однообразными движениями. - Отсутствие зрительного подражания компенсируется
за счет усвоения и повторения пассивных движений,
т.е. двигательного подражания. - Самообучение предметным действиям
в раннем и дошкольном возрасте, как правило,
связано с использованием игрушки,
в ней самой уже заложен образец двигательной активности,
игра с ней требует овладения ее функциями. - Трудности усвоения предметных действий приводят к тому,
что многие дети даже старшего дошкольного возраста
в спонтанном поведении остаются
на уровне предметно-практической деятельности.
Принцип предметности, объект, субъект (А.Н. Леонтьев)
В психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева выделен
- принцип предметности:
предмет является объектом,
на который направлено действие субъекта.
Игровая деятельность дошкольников и младших школьников
- Трудности слепых в овладении предметными действиями
сказываются на формировании всех видов деятельности,
в том числе и игровой.
Для слепых и слабовидящих
детей дошкольного и младшего школьного возраста
, как и для зрячих, наиболее активной самостоятельной деятельностью является игра (Ш. А. Амонашвили, Д. М. Маллаев).
- Охватывая сензитивные периоды жизни
детей с аномалиями в развитии,
игра - повышает абилитационные возможности детей,
- способствует коррекции и компенсации дефектов,
связанных со слепотой. - Как зона ближайшего развития ребенка,
игра в тифлопсихологии рассматривается - как средство всестороннего развития,
- способ познания окружающего мира.
- Однако глубокое нарушение или
ограничение функции зрительного анализатора
создает трудности при овладении
всеми структурными компонентами игровой деятельности: - у детей отмечается бедность игрового сюжета,
- бедность содержания игры,
- схематизм игровых и практических действий.
Аспекты исследований игровой деятельности
Игровая деятельность детей с нарушением зрения рассматривается в тифлопсихологических исследованиях в разных аспектах:
- ее положительная развивающая роль связана
- с возникновением компенсаторных процессов
(Л. И. Солнцева), - с формированием нравственных качеств
(Э. М. Стернина, И. П. Чигринова), - с формированием предметных и игровых действий
(С. М. Хорош), - с развитием зрительного восприятия
(Л. И. Плаксина), - физическим развитием и
развитием ориентации в пространстве
(В. А. Кручинин, Р. Н. Азарян, В. П. Никитин), - с коррекцией и развитием средств общения
(М. Заорска).
Типы социального поведения детей в игре (Д.М. Маллаев)
В игре проявляются различные типы социального поведения детей (Д. М. Маллаев).
- Возникновение в процессе игры конфликтных ситуаций
в значительной мере связано с трудностями - организации совместной игры,
- контроля за действиями своих партнеров,
- понимания функциональных отношений
при реализации взятой на себя роли,
с отсутствием специальных аксессуаров,
способствующих пониманию игровой ситуации.
Общение и социальные отношения для слепых, особенно для детей дошкольного возраста, являются проблемой, которая решается достаточно тяжело,
несмотря на то, что процесс построения социальных связей и общения с окружающим миром и людьми у слепого начинается достаточно рано
.
- До третьего года жизни общение происходит
в основном не с группой, а с одним человеком. - Если дети играют со сверстниками,
то их взаимодействие можно обозначить
как игру или деятельность «рядом»,
попытки совместных действий
чаще всего вызывают конфликты. - В этом возрасте практически нет различий
в общении слепых и зрячих: у тех и у других
оно основано на индивидуальном общении,
и его результативность зависит от умения взрослого
вызвать активность ребенка
в вербальном или предметном общении.
Совместная деятельность младших школьников (Р.А. Курбанов)
Трудности организации совместной деятельности и предметного общения детей с нарушениями зрения остаются и в младшем школьном возрасте. Р. А. Курбанов показал, что
- необходимость общения возникает в этом возрасте
в связи с условиями осуществления совместной деятельности,
требующей согласованных действий ее участников,
что для детей с нарушением зрения
представляет особенную трудность. - Появляется также и необходимость
в объективном контроле за результатами деятельности
каждого из участников.
Конструктивная деятельность слепых дошкольников
Анализ конструктивной деятельности слепых дошкольников показывает, что
- наиболее результативным способом
ее осуществления является - усвоение правила конструирования
в процессе обследования образца и - создание модели образца в умственном плане.
- Процесс сравнения
- воспринимаемого с
- образами представлений
наиболее эффективный и продуктивный.Однако
только старшие слепые дошкольники
овладевают этим способом решения конструктивных задач.
Он является важным условием правильного выполнения задания, и им начинают пользоваться даже дети младшего дошкольного возраста, но его результативность в это время еще очень невелика.
- Слепые дети всех возрастов
отстают от своих зрячих сверстников
по результативности выполнения таких заданий,
однако к концу дошкольного возраста
они начинают справляться с заданиями,
и именно способом мысленного оперирования образами,
работая в умственном плане и по правилам.
Учебная деятельность младших школьников
Формирование учебной деятельности у слепых и слабовидящих младших школьников является длительным и сложным процессом.
- Основа этого процесса — формирование готовности
сознательно и преднамеренно овладевать знаниями.
На начальном этапе учение является еще неосознанным процессом, обслуживающим нужды других видов деятельности (игра, продуктивная деятельность), и их мотивация переносится на усвоение знаний. Учение на первых этапах имеет не учебную мотивацию.
- Когда слепой ребенок начинает действовать
из интереса к новым формам умственной деятельности и
у него появляется активное отношение к объектам изучения,
это говорит о возникновении
элементарных познавательных и учебных мотивов. - У детей появляется
- особая чувствительность к оценке результатов учения,
- стремление исправить свои ошибки,
- желание решать «трудные» задачи.
Это свидетельствует о
становлении уже учебной деятельности.
Но она еще довольно часто протекает в форме игры,
хотя и имеющей дидактический характер.
Система требований – программа воспитателя (Л.С. Выготский)
Л. С. Выготский считал
- принятие ребенком требований взрослого
основным моментом, определяющим и
характеризующим учебную деятельность.
Систему требований к ребенку Л. С. Выготский называл программой воспитателя.
- В раннем детстве ребенок субъективно
не осознает эту программу, но постепенно
к концу дошкольного периода
он начинает действовать по программе взрослых,
т.е. она становится и его программой.Таким образом, требования, выдвигаемые учителем,
становятся требованиями к себе самого ребенка.
Организационно-волевая сторона учебной деятельности
Организационно-волевая сторона учебной деятельности является наиважнейшей в компенсации зрительной недостаточности.
- Именно активность слепого в познании,
умение добиваться результатов,
несмотря на значительные трудности
практического выполнения деятельности,
обеспечивают успешность выполнения деятельности.
У детей с нарушениями зрения имеется
- сложное соподчинение мотивов,
- от более общего — хорошо учиться,
- к конкретному — выполнить задание.
- Готовность к осуществлению
учебной деятельности проявляется - в эмоционально-волевом усилии,
- в умении подчинить свои действия,
связанные с выполнением задания,
требованиям учителя.
В этом нет различий между слепыми и зрячими. - Различия возникают в осуществлении
самого процесса учебной деятельности: - она протекает в более замедленном темпе,
особенно в первые периоды ее становления,
поскольку только - на основе осязания или
- на основе осязания и остаточного зрения
вырабатывается - автоматизм движения осязающей руки,
- контроль за протеканием и
результативностью деятельности.
Развитие произвольной деятельности слепых
Развитие произвольной деятельности слепых изучалось на сравнительном материале, показавшем особенности оперирования представлениями у слепых с нормальным и нарушенным интеллектом.
- Различия в уровне интеллектуального развития детей
этих двух групп обусловили и
различный уровень сформированности
произвольной деятельности
при оперировании представлениями.
Источник
