Развитие личности ребенка в удо

Лена Звягина
Развитие социальной активности и инициативы детей предшкольного возраста в условиях УДО
Разговор о развитии социальной активности и инициативы детей в дошкольном возрасте актуален, так как в условиях модернизации современного образования и внедрения ФГОС наряду с разносторонним развитием личности ребенка приоритетным направлением становится социализация – одна из форм гражданско-патриотического воспитания. Наша страна нуждается в социально-активных, самостоятельных, творческих личностях, адаптированных к условиям современной жизни.
Главная потребность ребенка дошкольного возраста — быть полноценным членом общества, жить вместе с взрослыми и чувствовать себя как взрослый. В силу сложности жизненных ситуаций и своих ограниченных возможностей реально включиться во взрослую жизнь ребенок, конечно, не может. Противоречие социальной ситуации ребенка-дошкольника как раз и заключается в разрыве его стремления быть как взрослый и невозможностью непосредственной реализации этой задачи.
Поэтому дошкольное детство называют стартовым периодом формирования ощущения собственных возможностей и потребностей, основных представлений об окружающем мире, добре, зле, семейном укладе и родной земле, «золотой порой» нравственного становления ребенка. Обратите внимание на содержание нравственного воспитания.
Основа и неотъемлемая часть становления личности, как известно всем, гражданско-патриотическое воспитание.
«Патриотизм» в переводе с греческого означает любовь и преданность своей Родине, Отечеству. Российская педагогическая энциклопедия трактует «патриотизм» как социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу об её интересах и готовность к защите от врагов. Любовь к родной земле впитывается с молоком матери и на протяжении дальнейшей жизни проявляется в уважении к историческому наследию своего народа, в бережном отношении к национально-культурным традициям, проявлении чувства гордости за достижения науки и техники. Формирование патриотизма происходит в процессе воспитания, обучения, развития
«Гражданственность» — понятие, характеризующее осознанную позицию человека, готового встать на защиту Родины, отвечать за ее судьбу и события, участвовать в этих событиях. Цель гражданского воспитания состоит в формировании у ребенка гражданского сознания, гражданских чувств и качеств, опыта и культуры гражданского поведения.
Гражданин имеет активную социальную позицию участника и созидателя общественной жизни, потребность в труде на благо социума. Гражданское воспитание сочетает задачи патриотического, интернационального, политического, правового, нравственного воспитания.
Рассмотрим методы воспитания, применяемые в педагогической практике:
— методы убеждений, с помощью которых формируются взгляды, представления, понятия воспитуемых, происходит оперативный обмен информацией (внушение, убеждение, повествование, диалог, доказательство, призыв).
— методы упражнений (приручений, с помощью которых организуется деятельность воспитуемых, и стимулируются позитивные её мотивы (различные виды индивидуальных и групповых заданий в виде поручений, требований, состязаний, показа образцов и примеров, создание ситуаций успеха).
— методы оценки и самооценки, с помощью которых производится оценка поступков, стимулирование деятельности, оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения (критика и самокритика, поощрение и наказание, контроль и самоконтроль, замечания и ситуации доверия).
Гражданско-патриотическое воспитание – процесс долговременный, так как предполагает внутреннее изменение ребенка, которое может найти свое отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее. Естественно, это затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не умаляет значимости работы педагога.
Растить патриота и гражданина – значит вырастить себе достойную смену. И кто же, если не мы, будет выполнять эту нелегкую, очень ответственную и благородную задачу. Кто преподаст ребенку первые уроки нравственности? Кто научит его быть великодушным, милосердным, толерантным, чутким, честным?
Понимая, любя, взаимодействуя с семьей, используя педагогический опыт, соответствующую материально-техническую базу и предметно-развивающую среду, можно добиться качественного результата.
Первой ступенью гражданско-патриотического воспитания является развитие чувства любви к Отечеству, родному краю и дому посредством вовлечения детей дошкольного возраста в социальные проекты, мероприятия и инициативы.
Поговорим конкретно о социальной инициативе и возможных формах работы по данному направлению с дошкольниками предшкольного возраста.
Начнем с терминологии. Что же все-таки означает термин «инициатива»? В латыни он означает «начало», заимствовали мы его у французов,но и в английском языке имеет схожие трактовки: первый шаг, почин, положить начало.
Тем самым подчеркивается инновационный характер инициативы. Ее отличительный признак – новизна вообще или новизна в данном конкретном месте в данное время. Значит, инициативное действие хоть и должно быть новым, не имеющим аналога, но может содержать новую комбинацию ранее известных составляющих. И если заострять внимание на аспекте значения термина, то «взять инициативу на себя» означает повторить чьи-то действия, в отличие от других проявивших пассивность.
Например, в вашем городе никто никогда не проводил акцию памяти в День белых журавлей 22 октября, но узнав, что подобная акция с участием дошкольников успешно проводится в Центре «Гармония» в Тихорецке, вы первыми организовали и провели ее в своем учреждении в своем городе. Это и есть ваше инициативное инновационное действие.
Выбор и направленность инициативы определяют самосознание ребенка как гражданина общества, так как социальные инициативы формируют: организованность, ответственность, взаимовыручку, коллективизм, милосердие, взаимную требовательность, активность, доброту, доверие и развивают: гражданское сознание ребенка, патриотические чувства и понимание своего общественного долга, готовность приносить пользу людям.
Инициатива тесно связана и подразумевает под собой социальную активность ребенка. Чисто детские инициативы встречаются крайне редко даже в подростковом периоде. На самом деле детская социальная инициатива — это всегда инициатива взрослых, увлекшая ребят.
Суть участия детей в социальных инициативах хорошо отразил социолог Роджер Харт – автор понятия «Лестница участия». Он предложил 8 ступенчатую лестницу, которая демонстрирует, что значит быть гражданином и как им быть. Свои наблюдения Харт проводил на детях подростках, участниках детских общественных организаций и объединений. 3 первых ступени Роджер Харт рассматривает, как не очень продуктивные для развития инициативы ребенка-подростка, но они очень хороши для формирования опыта и культуры гражданского поведения, начальных умений, навыков организаторской деятельности и социальной активности детей — дошкольников.
Это стартовая площадка для детей предшкольного и начального школьного возраста. Обратите внимание, они на подхвате, выполняют конкретные поручения и даже симулируют участие в общем процессе (проявляют иногда бессмысленную активность). Это социальные пробы.Они заключаются в следующем:
— выбор и осуществление способов социального поведения в процессе освоения различных социальных ролей;
— попытка формирования социальной позиции и ответственности, навыков конструктивного позитивного общения.
Но мы можем заметить, что дошкольники успешно, конечно не без участия и помощи педагога и родителей, могут овладевать 4 ступенью представленной лестницы (понимают задачу в целом и выполняют отведенную им часть работы).
А вот 5 ступень уже предполагает самостоятельную работу и об этом говорить в дошкольном периоде рано.
Чем же полезно участие дошкольников в социальной инициативе?
Участие в инициативе социально закаливает ребенка, готовит к преодолению трудностей, создает условия для самореализации воспитанников в этих отношениях.
Анализ и проектирование деятельности обучает навыкам сопротивления социальным влияниям, которые способствуют отклонениям в поведении, моделирует типы поведения, поощряющие законопослушание, здоровый образ жизни, проявление лидерского потенциала.
Для дошкольника это возможно при осуществлении образовательной деятельности, например, по предметам «Азбука общения», «Коммуникативный тренинг» и «Психогимнастика», где основным видом деятельности дошкольника является игра. Сюжетно-ролевая игра позволяет ребенку примерить на себя определенную роль и прожить часто в непростых жизненных ситуациях даже в рамках 25 минутного занятия. Как классифицируются игры детей дошкольного возраста можно увидеть на схеме Зворыгиной Е. В. и Новоселовой С. Л.
Каков же алгоритм социальной инициативы?
Алгоритм реализации социальной инициативы следующий:
1. Диагностика детского коллектива.
2. Инициация детских идей.
3. Выбор и разработка конкретной идеи.
4. Планирование работы по реализации инициативы.
5. Формирование группы активистов.
6. Распределение поручений и обязанностей.
7. Поиск и привлечение социальных партнеров.
8. Реализация запланированных мероприятий.
9. Обратная связь от участников мероприятий.
10. Анализ реализованной инициативы.
Формы проведения социальных инициативи их примерные названия:
акции и марафоны различной направленности (Подари радость другу, Георгиевская лента, Подарок ветерану, Теплое сердце, Посылка солдату, Голубь мира, Журавлик, Час Земли и т. д.,
ярмарки — продажи, ярмарки — выставки,
выступления агитбригад (Мы и безопасность, Водитель, стой! Я хочу дойти домой,На Кубани Закон такой: 22 часа – иди домой, Не шути с огнем! и др.,
коллективные творческие дела,
десанты, конкурсы социальных проектов и тематические конкурсы с исследовательским уклоном (Золотые страницы истории моей семьи, Родословное древо моей семьи, Письмо прадеду, не пришедшему с войны и др.).
Участие дошкольников в социальной инициативе нужно и возможно, полезно и успешно.
Заканчивая выступление,хотелось бы вам пожелать:
— вдохновляйте и побуждайте детей к действию, инициативе, творчеству, уважая при этом достоинство и уникальность личности;
— умейте быть не формальными в работе, стройте взаимоотношения на основе диалога;
— будьте связующим звеном между ребенком и социальной средой;
— всегда исходите из позиций гуманизма и милосердия, исключайте любые уловки, нечестные действия, обман ребенка;
— ведите работу только в рамках своей компетентности, несите персональную ответственность за качество своей работы, не поддавайтесь влияниям и нажимам. Успеха вам и до новых встреч!
Литература:
1. Котова Е. В.В мире друзей: программа эмоционально-личностного развития детей. – М.: ТЦ Сфера, 2008. — 80с.
2.Журнал: Дополнительное образование и воспитание. №5 – М., 2009
3.Журнал: Дошкольное воспитание. №8 и №10 – М., 2009
4. Никандров Н. Д.Россия: социализация в воспитании на рубеже тысячелетий. — М.: Педагогическое общество России. 2000. — 304с.
5. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста/Под редакцией В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 2001. – с. 187.
6. Cборник нормативных и организационно-педагогических рекомендаций для реализации детских социальных инициатив, ГБОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества Красногвардейского района Санкт-Петербурга «На Ленской», Санкт-Петербург, 2015 г., с. 41
7. Социокинетика. Стратегия и тактика детского движения нового века. — М., 2003. — 512с.
8. Тетерский С. В. Социальные инициативы детей и молодежи:поддержка общества и государства: Монография, М.: РЕГЛАНТ, 2003.
9. Шилова М. И. Социализацияи воспитание личности школьника в педагогическом процессе:Учебное пособие: Изд. второе, переработанное и дополненное.- Красноярск: РИО КГПУ, 2002. — 218с.
10. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А.Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.- СПб: «Детство – Пресс», 2010. – 380с.
Источник
(Воловиковой Л.В.)
Система образования республики функционирует и развивается в условиях динамичного изменения экономики и социальной жизни. Реализуется комплекс федеральных, республиканских и городских программ, ориентированных на обучение и воспитание. Обучение и воспитание нераздельны. Огромная роль отводится внешкольной, внеурочной работе. Создаются реальные возможности для проявления творческих способностей детей и молодежи в выборе содержания и форм образования. Увеличилась сеть учреждений дополнительного образования детей. Ведется работа по повышению социального статуса педагогических работников и детей.
Важнейшей составной частью целостного процесса образования является воспитание. И задача системы образования сегодня – не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, развитым интеллектом, высоким уровнем знаний, но и духовной личности. От ее интеллектуального, политического, культурного уровня будут во многом зависеть физическое и духовное здоровье нации, ее самосохранение, достойное и полноценное развитие.
Проблемы общества, захлестнувшие современный мир, усиливают нагрузку на психику развивающейся личности, создают множество прецедентов для деформации ее духовной сферы, затрудняет позитивную социализацию подрастающего поколения.
Наша задача формировать позитивные, гуманистические ценности, активную жизненную позицию детей.
Духовная личность – это ребенок (человек), интеллектуально развитый, знающий компьютер, владеющий одним из иностранных языков и, конечно же, родным языком; умеющий трудиться и адаптироваться к постоянно меняющимся социальным условиям, владеющий основами предпринимательской культуры в условиях рыночного реформирования общества.
А способны ли мы, педагоги МБУ ДО «УШ» г. Салавата воспитать и обучать такую личность? Я считаю, что такая личность – это модель выпускника МБУ ДО «УШ» г. Салавата.
В последнее время дополнительное образование стало уделяться особое внимание. Все чаще высказывается мнение о том, что дополнительное образование играет в жизни человека значимую роль. И для этого есть объективные причины: во-первых, современное общество требует от подрастающего человека умения ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся мире, не теряя при этом уникальности, неповторимости, самостоятельности, способности к самопознанию и самосовершенствованию. Во-вторых, сама система дополнительное образование детей имеет большие по сравнению со школой возможности, благодаря своим специфическим особенностям – широкому спектру видов деятельности, добровольному характеру работы, личностно-ориентированному подходу к обучению и воспитанию, более свободному способу организации педагогического процесса, построенному на принципах выявления, поддержки, развития индивидуальных интересов и склонностей каждого ребенка.
Заложенный в детях интеллектуальный и творческий потенциал реализуется наиболее полно, если образовательный процесс построен с учетом уникальности и неповторимости каждого ребенка и направлен на максимальное развитие способностей каждого ребенка.
Опыт показывает, что учреждения дополнительного образования обладают возможностями для применения современных образовательных технологий. В основе этих возможностей лежит добровольный осознанный выбор ребенком и его родителями того или иного направления, в котором ребенок чувствует себя наиболее комфортно и, в котором его способности реализуются наиболее полно.
На занятиях в МБУ ДО «УШ» г. Салавата есть возможность самореализации творческого потенциала детей, как одаренных, так и детей с проблемами в развитии (трудновоспитуемых, детей-инвалидов, детей с психологической задержкой в развитии.) Общедоступность занятий в первую очередь необходима детям из недостаточно защищенных, социальных слоев общества.
Основное назначение УДО — удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных соц. культурных и образовательных потребностей детей и расширение «поля» реализации и самореализации личности.
Нам необходимо активизировать инновационные процессы. В настоящий момент настала необходимость возрождения системы научного творчества молодежи. Одним из приоритетных направлений развития творчески мыслящей личности является участие молодого поколения в решении научных проблем.
Укрепить программно-методическую, научно-исследовательскую, творческую, учебно-исследовательскую, как перспективное средство воспитания творческой личности, нормативно-правовую и финансово-экономические базы. А так же наладить информационно-методическую, опытно-экспериментальную работу. Доработать программу по комплексному развитию детей дошкольного возраста.
Педагоги дополнительного образования призваны содействовать самореализации ребенка, развитию его индивидуальности, созданию таких условий, которые обеспечат ему ситуацию успеха, вне зависимости от его способностей, прежде всего, должно идти развитие и удовлетворение познавательной потребности и творческой активности детей, их инициативы и самостоятельности. Придя в МБУ ДО «УШ» г. Салавата, ребенок сам определяет, в каком творческом направлении будет заниматься, долю своего участия в общественной жизни, выбирает новых товарищей.
Условия и содержание образовательно-воспитательной деятельности МБУ ДО «УШ» г. Салавата позволяют нам углублять и расширять знания и умения ребят, предусмотренные школьной программой по предметам. Развивать интересы и способности детей различного возраста, их творческую индивидуальность, организовать интересный и полезный досуг; обогащать опыт социальной деятельности детей; содержательную сторону их общения и взаимных отношений.
Результатом работы педагога становится жизнетворчество, позволяющее ребенку накапливать творческую энергию и осознавать возможности ее использования для достижения жизненно важных целей. Дети МБУ ДО «УШ» г. Салавата – постоянные участники городских и республиканских выставок, конкурсов, слетов, соревнований.
Но не только дипломы и грамоты свидетельствуют о проявлении творческой индивидуальности педагогов и детей МБУ ДО «УШ» г. Салавата. Я считаю: каждый оригинальный рисунок, интересная работа, проект, качественное швейное изделие – это достижение совместной работы педагога и ребенка, в основе которой лежит главная ценность – сам ребенок, человек растущий, взрослеющий, развивающийся.
Цель деятельности педагогического коллектива нашего учреждения – удовлетворение духовных потребностей детей, творческое развитие их способностей и дарований, начальная и допрофессиональная ориентация.
К числу наиболее актуальных проблем образовательного процесса в УДО относится проблема реализации творческого потенциала личности, развитие творческих способностей через органическое сочетание видов организации досуга (отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество).
Задача педагога МБУ ДО «УШ» г. Салавата – помочь детям развить их творческие способности.
Говоря о системе дополнительного образования как о вариативной составляющей общего образования, я убежденно заявляю, что она помогает детям в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, удовлетворению индивидуальных потребностей, развитию творческого потенциала.
Дополнительное образование призвано стать соц. культурной средой, поддерживающей развитие личности и ее интеграцию в современную культуру, утверждающую достоинство человека.
Источник