Развитие личности ребенка в творческой деятельности

Творчество играет очень важную роль в жизни каждого человека. Воображение и фантазия помогают людям и в
отношениях, и в работе, но что самое главное – творческие люди умеют выражать свою индивидуальность, что помогает достичь успеха в любом деле.

Творческая деятельность – одна из наиболее продуктивных в детском возрасте. Все мы в детстве рисовали,
лепили, пели, танцевали. Эти действия жизненно необходимы, человек всегда творит, только с возрастом потребность в этом у большинства людей угасает. Нужно отметить, что до определенного возраста
фактически вся деятельность ребенка может быть названа творческой, созидательной.

В повседневной жизни основное развитие творческих способностей происходит через игру.В игре дети больше
всего проявляют свои наклонности, по любимым играм можно судить о том, какая сфера деятельности наиболее интересна ребенку. В каком-то смысле игра – это почва, питательный раствор для проявления детского творчества. В спонтанных детских
играх, не обусловленных четкими правилами, наиболее полно проявляется детское воображение. Игры детей по сути своей есть зачатки искусств и различных видов человеческой деятельности. Зачатки
театра, соревнования, армии, суда – через игру ребенок познает мир и проявляет свои творческие способности.

Другое понятие, обуславливающее творчество детей – воображение. Этот феномен подробно исследовал в
своих работах замечательный советский психолог Л.С. Выготский. Он уделял воображению ребенка особое внимание, проводя определенную черту между воображением взрослых и воображением детей.
Выготский утверждал, что наиболее полноценно эта психическая особенность проявляется у взрослых, следовательно, детям нужно обеспечивать все условия для развития воображения – только так человек
может нормально развиваться.

Для того, чтобы творческая деятельность ребенка развивалась, ему нужно получать больше опыта,
впечатлений любого характера. Ему нужно больше «кубиков», больше частичек реальности, чтобы было больше вариантов для их комбинирования. Ребенок, чей опыт впечатлений беден, не сможет себе
представить картину, которую описывает ему преподаватель – будь то картина сражения на уроке истории, взаимоотношение героев и их внешний облик на уроке литературы или объемная фигура на уроке
геометрии. Именно в этом проявляется ценность творчества для общего развития.

Без развития детского воображения, без наполнения ребенка опытом живых впечатлений могут возникнуть
самые банальные трудности в учебе, а затем и в дальнейшей жизни, ибо для большинства профессий, хотя мы редко об этом задумываемся, требуется достаточно развитое воображение, чтобы продуктивно
работать.

В качестве средств развития творческих способностей можно использовать практически все окружающие
предметы и ситуации. Творчество подразумевает под собой умение создавать, творить. Поэтому основная цель занятий с ребенком научить его создавать образы, а со временем и реализовывать
придуманное. Иногда мы, даже не подозревая, развиваем творческие способности детей посредством игр и общения. Но для гармоничного развития необходима последовательность и методичность. Например,
играя в развивающие игры, не стоит доводить ребенка до пресыщения. Как только вы чувствуете, что интерес начинает ослабевать, игру лучше отложить. Но и долгие перерывы делать тоже нельзя.
Правильнее всего составить программу развития творческих способностей детей.Программа должна включать в себя все методы развития – наглядные, словесные и практические. К наглядным методам
относится просмотр любых картинок, нарисованных или реальных. Например, рассматривая облака, определять, на что они похожи. К словесным методам относятся различные формы общения, рассказы,
беседы. Например, совместное сочинение сказок, когда по очереди каждый придумывает предложение по заданному сюжету. К практическим методам относятся игры, создание и использование различных
моделей, и выполнение развивающих упражнений. Сочетая все методы, можно добиться разностороннего развития ребенка, что положительно скажется на его интеллектуальных способностях.

Детское творчество многогранно и разнообразно. Художественное творчество включает широкий круг разных
видов деятельности ребенка. Любые рисунки, вышивки, поделки из бумаги, глины, пластилина, аппликации, оригами, художественные композиции, литературные произведения входят в эту группу. Взрослые
участвуют в процессе творчества, помогая детям осваивать необходимые техники. С возрастом у детей могут меняться интересы, а с ними и виды художественного творчества. Смена интересов к
изобразительной деятельности, танцам, музыке, литературе, драме вполне нормальна – ребенок ищет себя. Самый распространенный вид творчества – изобразительное. Все дети любят рисовать, к 4-5 годам
он уже рисует знакомые предметы, а в 9-10 лет его рисунок становится осмысленным рассказом с игровым сюжетом. Еще Аристотель отметил, что рисование положительно влияет на развитие личности. Это
подтверждают современные психологи. Первыми задатками литературного творчества можно считать первые попытки ребенка в 1-3 года манипулировать звуками и сочетать между собой разные слова. В это
время его нельзя отделить от других видов деятельности: ребенок, рисуя на бумаге, одновременно сочиняет целую историю и напевает песенку. Уже учась в школе, дети начинают понимать ценность
литературного произведения, учатся писать сочинения, эссе и рассказы. Не все проходит гладко, порой рисунки бывают непонятны, а в сочинениях встречаем фразы, которые называют юмором детей. Это
неважно. Важно, что ребенок пробует себя в том, что ему раньше было неизвестно.

Читайте также:  Темпы роста и развития ребенка

Техническое творчество помогает
определиться с профессией, формирует интерес к технике и небольшим научным исследования, раскрывает в детях изобретательские способности. На уроках труда, в кружках, центрах детского творчества
дети с удовольствием мастерят приборы, механизмы, модели и другие технические объекты.

Музыкальное творчество взрослые
часто не ценят, но для самого ребенка оно важно. Через игру на музыкальных инструментах, ритмику, пение помогают развиваться зрительно-пространственной координации, музыкальному слуху и моторике.
Элементы музыкального творчества появляются, наверное, самыми первыми. Ребенок может двигаться под музыку еще до того, как начал ходить.

Детское творчество помогает развитию всех сторон личности ребенка. Этот сложный процесс начинается с накопления ребенком
информации из окружающего мира. Затем он сравнивает и систематизирует накопленные знания. Переработав множество материала, ребенок создает свое, дотоле никем не созданное. Конечно, творческое
воображение и результат самого творчества зависят от накопленного им опыта, от его окружения и интересов. Большое влияние на творческие процессы оказывают возраст ребенка, его индивидуальность,
его характер, воспитание и оценка окружающими его деятельности. Результат детского творчества часто имеет малую ценность, особенно, если смотреть глазами взрослого человека, умного и опытного.
Ребенку важен сам процесс, важно возможность создания нового. Если взрослые хвалят ребенка и его работу, он испытывает душевный подъем и готов к новым творческим успехам.

В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве, воспитания
Человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начала. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.

Елена Лаврешкина, социальный педагог ГБУСО МО «Клинский ЦСПСиД «Семья»

Источник

Татьяна Чекркасова
Развитие личности старших дошкольников средствами художественного творчества

Методическая разработка «Развитие личности старших дошкольников средствами художественного творчества»

Автор: Черкасова Татьяна Викторовна, воспитатель

Формирование личности дошкольника – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве.

Обоснование актуальности и практической значимости выбранной темы

Современные дети в век интерактивных технологий очень мало проявляют интерес к художественному творчеству, у них не развивается творческое восприятие окружающего мира, самостоятельность и активность в познании, которые в будущем будут необходимы для достижения серьёзных перемен в обществе и жизни в целом. У большинства детей не сформированы умения по владению инструментами, материалами, недостаточно развита моторика, что влечёт за собой ряд проблем в школьном обучении. Недостаточность развивающих кружков, художественных выставок в районе для детей дошкольного возраста, отсутствие интереса и желания родителей – также тормозит приобщению детей к художественному творчеству. Потребность общества в сформированных членах общества с такими развитыми качествами,как: изобретательность, инициативность, креативность, предприимчивость, решительность. То есть, это качества, которые закладываются на базе детского творчества.

Читайте также:  Значение подросткового периода в развитии ребенка

В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования одной из задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является «развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка…»

Раскрытие ведущих проблем, идей

Ведущей педагогической идеей в моей деятельности является создание эффективной системы работы, способствующей развитию творческой личности. Воспитание любви к прекрасному… Это значит, познакомить детей с различными видами творчества, художественными материалами, помочь раскрыть и увидеть детям мир необычного, вызвать интерес к происходящему вокруг, привить любовь к окружающему, побудить из простого создать шедевр; создать условия для развития индивидуальности, творчества, увлечённости детей занимательным делом — выдвинуть эстетическое воспитание на новые позиции.

Обоснование, аргументированность авторского подхода к решению проблемы

Для реализации задачи развития детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности необходимо создать условия для работы с воспитанниками в данном направлении.

В нашей группе имеется уголок по изодеятельности, в котором находятся необходимые материала для развития творчества. В дополнение к уголку мы оформили «центр увлекательных дел», в котором имеются сенсорные материалы (мозаика, конструкторы «Липучки», магнитный конструктор, металлический, музыкальные инструменты, различные виды театра, природный материал, элементы костюмов и декорации, оборудование для экспериментирования, чтобы дети могли самостоятельно заниматься на выбор любым делом индивидуально или вместе со сверстниками, поскольку желание заниматься каким-то видом художественной деятельности может возникать у детей в любое свободное от занятий время. Специфика этого вида деятельности заключается в том, что именно во время упражнения в художественных умениях дети реализуют индивидуальные творческие замыслы.

В обогащении детей художественными впечатлениями помогают картины, печатные пособия, произведения прикладного, декоративного искусства, фотоальбомы. Эта группа материалов требует обязательного участия взрослого на том этапе, когда детей знакомят с ними. Обязательно знакомлю детей с произведениями искусства, рассказываю об их истории. Например, знакомя детей с предметами народно-прикладного творчества, обращаю внимание детей на богатое воображение мастеров, что вызывает у них желание самим создать что-то красивое для себя и других.

Восприятие художественной информации требует определённой подготовки воспитанников под руководством педагога. Я стараюсь организовывать интересную и содержательную работу во всём педагогическом процессе (в совместной и самостоятельной деятельности, ищу поводы для накопления опыта восприятия и общения,которые разнообразны: наблюдения, рассматривание предметов и явлений с разных позиций, их обследование, используя творческие задания: «Оживи предмет», «Сходства и различия», «Найди разное», «Что необычного», раскрывая эстетические качества предметов и явлений, обсуждение, размышление – высказывание детьми личного мнения, обмен впечатлениями и т. д. Стараюсь накапливать художественно-познавательный опыт ребёнка через проживание им самим различных ситуаций: «что было бы.», «представь…». В своей работе использую творческие задания на развитие художественного восприятия, внимания, наблюдательности, воображения,образного мышления: «Кто больше увидит», «Найди ошибку», «Придумай сказку», в которой героями могут быть средства выразительности – пятна, линии, изобразительные материалы, «На что похоже», «Дорисуй детали», «Найди лишнее» и др.

Для формирования умелости рук использую в работе игровое обучение: различные игры, систему развивающих упражнений на постановку и движения руки – проведение линий, штрихов, формообразующие движения, разные виды мазков, рисуночные игры, пальчиковые игры. И только на следующем этапе становится возможным возникновение творческого замысла, поиска художественных средств.

Правильно спланировать виды художественной деятельности детей, подготовить необходимые материалы мне помогают индивидуальные беседы с детьми. Накануне её проведения интересуюсь, чем бы хотел заняться завтра каждый ребёнок. Использую методический приём напоминание («Какой замечательный праздник был недавно! Какие замечательные открытки вы смастерили для малышей!»). Такой подход восстанавливает в памяти детей художественные впечатления, вызывает стремление творить прекрасное. Основной принцип – атмосфера должна способствовать художественной деятельности и обеспечивать свободный выбор, без этого творческий процесс невозможен.

Настраиваю детей на качество конечного результата и сообщаю о том, где и как он будет использован. После того, как дети выбрали вид художественной деятельности по своим интересам, побуждаю к творческому подходу её осуществления. Например,обращаюсь к воспитанникам: «Постарайтесь придумать и сделать из природного материала такую поделку, какую мы ещё не делали. Этими поделками оформим выставку «Дары осени». Или, «Пофантазируйте! Придумайте узор и раскрасьте салфетки так, как мы ещё этого не делали». Это активизирует творческое воображение детей, вызывает положительное стремление доставить радость людям. Обязательно в своей работе применяю такой прием индивидуального подхода к ребёнку, как поощрение. Для формирования у детей самоуважения, уверенности в своих возможностях проявляю внимание и доброжелательность. Для решения основной задачи – развития художественно-творческих способностей мне помогает правильная оценка результатов детской деятельности. В отличие от оценки, которая даётся на занятии, основной акцент здесь делаю на наличие в работе элементов нового, творческого начала. Поэтому, при оценке детских работ я выделяю такие работы, которые отличаются оригинальностью, пусть даже незначительной. Однако не забываю и о других детях – всех хвалю, в каждой работе пытаюсь найти что-то положительное.

Читайте также:  Центр для развития ребенка в симферополе

Работая с группой детей, наблюдая за ними в процессе деятельности, отметила, что некоторые дети больше времени проводят с изобразительными материалами, самостоятельно выбирают тему для своего творчества. Работы у этих воспитанников отличало своеобразие в изображении, умение дополнять работу деталями, использование необычной цветовой гаммы, комбин6ирование в работе различных изобразительных материалов, природных материалов. Соответственно, такие работы вызывали интерес, восторг как воспитанников, так и взрослых (педагогов, родителей). Положительные эмоции усиливаются при организации практического применения работ. Лучшие работы мы используем для украшения группы, фойе, музыкального зала детского сада, делаем подарки к праздникам и на день рождения товарищей, оформляем тематические выставки для детей и родителей.

Своеобразие и новизна представленных идей

Хорошим стимулом для развития интереса у детей к художественному творчеству являются индивидуальные персональные выставки воспитанников, что способствует желанию других детей проявить себя в творчестве. Вместе с детьми мы рассматриваем работы,делимся впечатлениями от увиденного: какая работа понравилась? Почему? Предлагаем автору работы поделиться опытом, как выполнялась работа, какие художественные материалы для этого понадобились? Дети в процессе такого обсуждения учатся анализировать работу, у них возникает желание творить!

Большую радость и богатство впечатлений приносят дошкольникам творческие выставки работ, выполненных совместными усилиями родителей и детей. В моей группе есть творческие семьи, которые представляют на наши выставки свои работы. Недавно такую выставку представила семья Копьевых, где мама, две сестры и Дима, наш воспитанник, показали свои творческие работы. Это стимулирует детей проявлять инициативу, усердие, вызывает желание найти что-то новое, необычное, принести пользу людям. Дети приобретают устойчивый интерес к различным видам изобразительной деятельности.

Результативность представленных идей, ориентированность работы на конкретные практические результаты

Чтобы у детей не пропадал стимул работать дальше, необходимо найти этим работам применение. Мне захотелось расширить рамки нашего детского сада, поделиться умениями моих воспитанников с коллегами из разных регионов России. И тогда мы попробовали принять участие во Всероссийских творческих конкурсах, в которых мои воспитанники занимали и занимают призовые места.

Моими союзниками в этой работе являются родители. Родителям рекомендую в семье осуществлять индивидуальный подход к ребёнку, учитывая его интересы и желания, вместе с ребёнком наблюдать, обсуждать происходящее вокруг, поддерживать его в своих начинаниях. Всё это способствует стремлению ребёнка воплощать свои художественные наклонности и интересы в творческие работы.

Следуя такой работе, мои воспитанники приобрели устойчивый интерес к различным видам изобразительной деятельности. Свободно действуют с различными материалами и инструментами. Дети стали наблюдательнее, развился художественный вкус, сформировалось чувство цвета, координация глаза, владение инструментами для творчества. Дети добиваются результатов в продуктивной деятельности, используя их в игре. С большим удовольствием экспериментируют. И что для меня очень важно – они готовы к обучению в школе.

Источник