Развитие личности ребенка в свете гендерного воспитания
Лариса Ляхова
Развитие личности ребёнка в свете гендерного воспитания
«Развитие личности ребёнка в свете гендерного воспитания»
Ляхова Лариса Ильинична
Нельзя считать один пол совершеннее другого,
так и нельзя их уравнивать
Ж. -Ж. Руссо
Приветствие
Игра-приветствие
Содержание: Все участники стоят в кругу. Первый участник говорит «Здравствуйте Я – Лариса. Я сегодня вот такая» (показывает свое состояние мимикой, жестами). Вся группа говорит: Здравствуйте Лариса. Лариса сегодня вот такая». Игра заканчивается, когда все участники поприветствуют друг друга.
Ведущий: — Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались с тем, чтобы посвятить время изучению весьма актуальной проблемы современной науки — и психологии, и педагогики — вопросу гендерного воспитания и обучения в условиях воспитательно-образовательного процесса, организуемого в нашем ДОУ. Надеюсь, что встреча будет не только информационно насыщенной, но и интересной, доступной, а главное — познавательной и продуктивной, то есть мы с вами сможем привнести что-то новое, разумное, полезное в свою педагогическую практику — работу с детьми.
Разминка, создание рабочей атмосферы
Упражнение «Кто быстрее?»
Цель — сплочение коллектива.
Ведущий: — Постройте, используя всех игроков команды квадрат, треугольник, круг, ромб, угол, птичий косяк.
Группа выполняет задания быстро и четко.
Упражнение «Сбор по голосам»
Цель — сплочение коллектива, активизация, настрой на работу.
Ведущий раздает каждому участнику заранее приготовленные листочки с написанными на них названиями животных. Поскольку все названия парные, каждый может найти себе пару после команды ведущего. После команды «Начали!» каждый начинает изображать животное, название которого написано у него на карточке, и пытаться найти свою пару. Нашедшие пару поднимают руку. Затем ведущий спрашивает каждого: «Кто вы?»
Основная часть педсовета
Ведущий: — Есть такое латинское выражение: «Multum, non multa» — «Многое в немногом». Профессиональное умение видеть многое в немногом характеризует работу грамотного педагога. Наш сегодняшний педсовет посвящен вопросам полоролевого воспитания дошкольников, его главная цель — расширить представления педагогов об особенностях полоролевого развития детей, уточнить представления о современных методах работы по вопросам полоролевого воспитания. Сегодня мы попытаемся за небольшой отрезок времени увидеть многое:
• понять проблему полоролевого воспитания, осознать его важность;
• узнать, как создать оптимально насыщенную (но без чрезмерного обилия) и многофункциональную предметно-развивающую среду в групповом помещении;
• продумать, какие темы найти для бесед с девочками, с мальчиками, как придумать ситуации общения, как сделать комфортным пребывание в группе и мальчиков, и девочек;
• поговорить о разнообразных формах работы с родителями воспитанников.
— Давайте выясним, знаете ли вы, в чем разница между половым воспитанием и полоролевым? Дайте, пожалуйста, определения этим двум понятиям.
Воспитатели совещаются 2 минуты и дают определения.
Ведущий: — В современных исследованиях термин «полоролевое воспитание» нередко употребляется как синоним полового воспитания. Однако полоролевое воспитание существенно отличается от сексуального. В английском языке существуют два понятия: «sex» — пол биологический и «gender» — социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками). Первый термин применим в том случае, когда идет речь об изучении биологических особенностей — строения тела, половых функций человека.
— Дошкольный период основывается на закономерностях развития «gender» — пола социального, поэтому применительно к детям дошкольного возраста целесообразно говорить не о половом, а именно о гендерном, или полоролевом, воспитании, процесс которого рассматривается как система нравственного и физического развития ребенка. Гендерное воспитание — это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации. Л. П. Бочкарева трактует полоролевое воспитание как «формирование уважения, дружбы между мальчиками и девочками, привитие им соответствующих норм и представлений, воспитание доброжелательных и положительных взаимоотношений, дифференцированный подход с учетом специфики пола во всех видах деятельности, в организации жизни»
— Воспитание и обучение ребенка в соответствии с его полом стало актуальной задачей сегодняшнего дня. Во многих странах существует проблема воспитания поколения людей с адекватным восприятием смысла собственного и противоположного пола. В настоящее время эта проблема настолько очевидна, что ее актуальность определена не только на федеральном, но и на международном уровне. Как вы думаете, уважаемые коллеги, почему так важно воспитывать юное поколение в соответствии с его полом?
Воспитатели высказываются по очереди.
Ведущий: — Во всем мире стало очевидным: от воспитания детей с учетом их гендерных особенностей зависит будущее нации и страны. В настоящее время мы наблюдаем, что социальные изменения, происходящие в современном обществе, приводят к разрушению определенных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.
— Осуществление полоролевого воспитания в детском саду поможет избежать подрастающему поколению осложнений, последствий и трагедий, которые бывают при безнравственном подходе к будущему; обеспечит овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и женщины в обществе, позволит сформировать адекватную полу модель поведения. Ведь от того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить именно с учетом их индивидуальных и гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими женщинами и мужчинами они в дальнейшем станут, какими родителями будут для своих детей, насколько крепкими будут их семьи.
— Когда-то полоролевое воспитание детей в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3-х лет руководил отец. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.
— Образовательный процесс в ДОУ в настоящее время сопровождается определенными трудностями, связанными с несоответствием традиционно реализуемых педагогами форм, методов, приемов педагогической деятельности и современных требований к ним; состоянием предметно-развивающей среды ДОУ и необходимым набором игрового, дидактического оборудования; способностью педагогов к инновационной деятельности и значительной потребностью внедрения инновационных подходов в систему дошкольного образования. Инновационный подход в рамках личностноориентированного образования является двигателем педагогики в целом.
— Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
Требования к реализации гендерного подхода в дошкольном образовательном учреждении представляются в следующих изменениях образовательного процесса.
1. Создание условий для полноценного физиологического развития разнополых детей (организация питания, удовлетворение физиологических потребностей) с учетом половых различий.
2. Проведение дифференциации видов деятельности разнополых детей (создание условий для занятий мальчиков «мужским» ремеслом, для занятий девочек — рукоделием).
3. Учет гендерной составляющей игр и игрушек разнополых детей (полноценный набор игрового материала в соответствии с возрастными особенностями).
4. Предоставление детям возможности для постоянной позитивной трансляции собственного опыта.
5. Выявление и контроль принципов и качества усвоения знаний разнополыми детьми.
6. Обеспечение оптимального выбора форм, методов, средств обучения разнополых детей.
7. Создание условий для позитивной трансляции гендерного опыта педагога в ДОУ.
8. Учет педагогом гендерной составляющей во взаимоотношениях с ребенком.
— Полоролевое воспитание, по мнению исследователей и ученых всего мира, должно начинаться в буквальном смысле с пеленок, ведь оно означает воспитывать не просто ребенка, а представителя определенного пола: учить девочку быть именно девочкой, а мальчика — именно мальчиком. К сожалению, в большинстве детских садов и школах пока преобладает «бесполое» воспитание. И иногда такое равенство оправданно. Например, все дети должны уметь считать, читать и писать. Всем им понадобятся в жизни смекалка, настойчивость, вежливость и эрудиция. Но, с другой стороны, кто научит их сложному этикету, принятому в личных отношениях? Кто научит мальчиков рыцарству, а девочек — женской мудрости? А ведь это в жизни не менее важно.
— В полоролевом воспитании дошкольников очень важно, как будет проходить подготовка детей к социальной жизни. Существуют нормы, которые играют роль негласных законов жизни. Родители и педагоги с детства стараются прививать, например, такие: «Люби Родину», «Уважай людей», «Береги близких», «Защищай слабых». Все эти выражения можно назвать формой, через которую дети должны понимать смысл или содержание сказанного. Но данные формулировки можно отнести и к «избитым» выражениям, которые можно пропустить мимо ушей. Сейчас вы попытаетесь изменить форму подачи высказываний, чтобы содержание дошло до самого сердца ребенка. Например, есть призыв «Надо беречь природу!» Чтобы ребенок задумался и стал бережно относиться к природе, можно сказать, например, так: «Природа — это дом, в котором мы живем. Если мы будем беречь наши леса, земные богатства, то в нашем „доме“ будет много воды, тепла, света, пищи — всего, что нужно для нашей жизни».
— Попробуйте изменить форму подачи, чтобы содержание фразы дошло до каждого ребенка. Приведу пример: «Девочки должны носить юбки». А можно сказать так: «В юбках девочки становятся красивыми и привлекательными. Все наши бабушки и прабабушки носили юбки. Это женская одежда. Видя человека в юбке, всегда определишь, что это настоящая женщина».
Попробуйте изменить фразы:
— «Надо быть аккуратной девочкой».
— «Нельзя обижать девочек».
— «Надо слушаться родителей».
— «Надо помогать маме».
Воспитатели выполняют задание.
Ведущий: — Одним из ведущих условий формирования позитивной половой идентичности ребенка и закрепления у детей положительных стереотипов поведения выступает предметно-развивающая среда, которая дает возможность ребенку актуализировать и закреплять в деятельности формирующиеся способы полоролевого поведения.
— Роль взрослого заключается в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка. Ученые установили, что особая роль в полоролевом воспитании девочек и мальчиков принадлежит сюжетно-ролевой игре. Поэтому подбору материалов и обору ования для игровой деятельности девочек и мальчиков воспитатели и родители должны уделять особое внимание. И вот воспитатель приготовил игры: отдельно для мальчиков, отдельно для девочек. А что делать, если девочка или мальчик взяли игру или игрушку «не для него»?
— Уважаемые педагоги, у меня три предмета. По жребию определите, какой достанется вашей группе. Задание — придумать, в какую игру с этим предметом можно играть девочке, а в какую — мальчику.
Группы выполняют задание.
Кукла: девочки — «мамы», мальчики — «папы», у мальчиков воспитывается любовь и нежность.
Машина: мальчик — шофер, девочка моет машину или принимает товар из грузовика.
Скакалка может служить в игре удочкой, веревкой для дров или для белья, ее можно использовать для плетения или как пояс для украшения костюма.
Ведущий: — Немного истории:
Анализ литературы убедительно показывает, что в уникальной, вырабатываемой веками системе народного воспитания, гендерная компетентность родителей формировалась легко и естественно.
Результаты исследований научного центра «Психофизиология матери и ребенка» Санкт-Петербургского государственного университета свидетельствуют о том, что при рождении даже пуповину девочкам и мальчикам отрезали по-разному. Пуповину девочки обрезали ножницами над веретеном или на гребенке, что символизировало наделение ее качествами труженицы, хозяйки и рукодельницы. Пуповину мальчику обрезали ножом с использованием инструментов для обработки дерева, чтобы он в будущем оказался хорошим работником.
Интерес представляют и традиция заворачивания новорожденных девочек в рубаху отца, а мальчиков – в рубашку матери. Ученые считают, что это связано с программированием будущего ребенка. Люди мечтали о том, что когда их сын вырастит и жениться, то его жена воплотит в себе все то, что дорого ему в родной матери, а дочь в своем избраннике сможет увидеть черты отца. При этом очевидно, что в данной традиции был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской – стойкость, мужество, ответственность и многое другое, о чем могли мечтать родители при рождении своего ребенка.
Для полноценного воспитания ребенка важно, чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей. Повышать уровень компетентности по полоролевому воспитанию и развитию необходимо и у родителей. Это подтвердило анкетирование, которое было проведено в нашем ДОУ. Прежде всего родители путают понятия «половое воспитание» и «полоролевое воспитание» и ошибочно считают, что гендерное воспитание нужно начинать с 3-х лет. Это поздно! Вместе с тем родители питают надежду, что в результате эксперимента у детей выработаются, например, такие качества, как привязанность к своей семье и своим близким, появится сила воли, задатки мужественности, женственности и так далее.
— Чтобы работа по полоролевому воспитанию проходила успешно, родители должны оказывать всяческую помощь воспитателям: участвовать в праздниках, подготовке к занятиям, изготавливать и приобретать игры для девочек и мальчиков, а самое главное — активно участвовать в воспитании своих детей.
Ведущий: — На этом наш педсовет практически завершен. Большое спасибо всем за плодотворную работу. Последний вопрос: поможет ли то, о чем мы сегодня говорили, обсуждали, придумывали, в организации полоролевого воспитания в вашей группе? Поставьте, пожалуйста, отметку педсовету по 5-балльной шкале.
Ведущий раздает чистые карточки и маркеры на каждый стол, участники выставляют отметки.
Ведущий: — Какую бы программу мы ни выбрали, давайте помнить, что главное наше призвание — это дети, наше будущее. А каким оно будет, во многом зависит от нас. И пусть, когда наши воспитанники станут взрослыми мужчинами и женщинами, папами и мамами, они будут счастливыми.
Источник
СУЩНОСТЬ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ
Ю.С. Сопранцова
Ростовский государственный строительный университет, Россия
В российской педагогической науке на стыке XX — XXI столетий появилось новое направление – гендерология, наука, занимающаяся рассмотрением социального взаимодействия между представителями мужского и женского полов, основанных на межполовой социальной предрасположенности.
Понятие «гендер» было заимствовано отечественными исследователями у зарубежных коллег в 1980 году. Впервые это понятие в научную литературу ввел американский педагог Дж. Скотт (Joan Scott), для того, чтобы показать различия социально – ролевых отношений женщин и мужчин.
Современная наука различает термины «пол» и «гендер» (gender). Первое использовалось для обозначения анатомо – физиологических особенностей людей. При помощи этих особенностей все человеческие существа делятся на мужчин и женщин. С развитием научных исследований стало понятно, что с биологической точки зрения между обоими полами больше сходства, чем различий. Большой вес, высокий рост, мускулистая фигура не являются больше показателями мужских отличий. Единственное значимое биологическое отличие мужчин от женщин это их роль в воспроизводстве потомства.
Но кроме биологических отличий между полами существуют также разделение их социальных ролей, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Для обозначения социального взаимодействия мужчин и женщин и было заимствовано английское слово «гендер». Быть в обществе женщиной или мужчиной означает не просто обладать различными анатомическими особенностями – это означает обладать предписанными им различные гендерные роли.
Гендерные роли – один из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для мужчин и женщин [5, с. 61].
В настоящее время нет единой теории гендерных ролей. Характеристики гендерных ролей рассматриваются с точки зрения социологических, биосоциальных и психологических теорий. Но уже имеющиеся исследования позволяют сделать вывод о том, что на формирование и развитие данных гендерных ролей у человека влияют общество и культура. Но термин «гендерные роли» следует отличать от понятия «гендерные стереотипы».
Гендерные стереотипы – сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины [5, с. 62].
Выделяют бинарные оппозиции, которые стереотипно предписываются мужчине и женщине: 1. логичность – интуитивность, абстрактность – конкретность; 2. инструментальность – экспрессивность, сознательность – бессознательность; 3. власть – подчинение; 4. порядок – хаос; 5. независимость, индивидуальность – близость, коллективность; 6. сила Я – слабость Я; 7. импульсивность, активность – статичность, пассивность; 8. непостоянство, неверность, радикализм – постоянство, верность, консерватизм.
Логичность — интуитивность, абстрактность — конкретность. Прежде всего, мужественность соотносится с логичностью, а женственность — с интуитивностью. «Мужское мышление отличается склонностью к обобщениям, абстрактностью… мужчина более рационален» [7, с. 26]. «Мужское и женское самосознание имеет каждое свои отличительные черты: мужчина логичен, полон инициативы; женщина инстинктивна, склонна к самоотданию, мудра нелогической и неличной мудростью простоты и чистоты» [3, с. 265]. В тоже время, женщин интересуют конкретные вещи, они конкретны в своей мыслительной деятельности. Простор женскому интеллекту обычно открывают прикладные и близкие к практике науки. Такой же взгляд на женскую конкретность можно проследить у В.В. Розанова, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева. Об оппозиции разума, сознательности, логичности мужчины — и сердца, инстинкта, интуиции женщины писали В. Соловьев, В.Ф. Эрн.
Инструментальностъ — экспрессивность, сознательность — бессознательность. Бытует стереотипное мнение, что женская чувственность, эмпатичность, эмоциональная экспрессивность отличают ее от мужчины с его инструментальной размеренностью, ориентированной на цель и компетентность. Благодаря этим качествам считается, что все женщины более гибки, отзывчивы. Мужчины же более тверды и властны. К этому можно присоединить мнение С. Н. Булгакова о том, что женщина связана с «глубинами бытия». О женской впечатлительности и восприимчивости писали В.Ф. Эрн, П.А. Флоренский и др.
Власть — подчинение. Женскими считались также преданность, жертвенность, терпение, покорность. Мужчину рассматривали как имеющего противоположные качества и потому мужское и женское начала осмысливались в категориях власть — подчинение. «Мужчине приписывается право распоряжаться женщиной, «быть покровителем и вождем», право женщины – «в дар за любовь свою получить мужественного и сильного покровителя»» [8, с. 140]. С.Н. Булгаков, рассматривая власть, выделяет в ней два начала: «Власть двойственна по природе, она знает активное и пассивное начало, слагается из властвования и подчинения… Власть представляет собой обособившееся, утвердившееся в оторванности своей мужское начало, которому присуща стихия насилия: она умеет только покорять и повелевать, но не любить и сострадать. А соответственно и повиновение влавствуемых, пассивное начало власти принимает черты столь же отвлеченной женскости, угнетаемой и порабощаемой». Проблему господства-подчинения рассматривают также психоаналитики, говоря о садомазохизме. Известно, что Фрейд воспринимал мазохизм как выражение женской сущности.
Порядок — хаос. Кроме того, философский взгляд на гендерную дифференциацию формы и материи выражается в противопоставлении порядка и хаоса. Так, Н. А. Бердяев, говоря о мужском и женском началах, отмечает «Поскольку мужское начало есть начало оформления, внесения смысла, логоса, строя, лада, поскольку мужественный дух оформляет, дисциплинирует, организует, постольку оно есть начало порядка» [2, с. 116]. Беспорядок и хаос рассматриваются как проявления женского начала: «Дух женственно-пассивный погружает в бесформенный, недисциплинированный, неорганизованный хаос». К этому можно присоединить подобные взгляды В.Ф. Эрна, А. Белого, Вс. Иванова, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского. Вместе с тем, современные исследователи женской и мужской психологии не считают, что мужское начало — проявление порядка, а женское — хаоса; каждый пол отличается своим своеобразным типом деятельности. Так, Р. Горски сообщает, что мужчины склонны сначала зафиксировать любую проблему, а лишь затем рассматривать ее, женщины же анализируют взаимоотношения по ходу дела. И если мужчинам свойственно фокусироваться на одной проблеме, то женщины фокусируются на цели, но держат в уме и широкую картину поля действия. У. Штейнберг считает, что в современной культуре очень часто женщин, которые могут думать и наслаждаться мыслительным процессом, обвиняют в мужеподобности. А так как эмоциональные проявления и экспрессивность ассоциируются с женской социально-половой ролью, то в силу устоявшихся традиций они не считаются мужскими. И пока мужчины, переживающие тонкие и глубокие эмоции, будут считаться в обществе женоподобными, они не смогут полностью реализовать свой мощный потенциал с учетом ограничений, накладываемых на эти «женские» проявления культурой [9, с. 134]. Следует помнить, что как женщина способна развивать свое мышление так, чтобы оно стало эквивалентно мужскому, так и мужчина, в свою очередь, может дифференцировать свои потребности и чувства не хуже женщины. Кроме того, следует помнить о разных типах мужчин и женщин, содержащих в различных вариациях фемининные и маскулинные проявления. Только изменение культурных стереотипов поможет полной реализации личности, сочетающей в себе как мужские, так и женские качества.
Независимость, индивидуальность — близость, коллективность. Важный гендерный стереотип состоит в том, что женщинам свойственно следить в первую очередь не за объектами и решением каких-то задач, а за благополучием людей, составляющих их круг общения. Так, А.Я. Анцупов, А. И. Шипилов [1, с. 345] утверждают, что женщины на первое место ставят отношения между людьми, в то время как мужчины во всех обществах более независимы, доминантны, властны, авторитарны и решительны. Женщины же более осторожны, склонны к подчинению, отзывчивы и демократичны.
Сила Я — слабость Я. Также стереотипно считается, что мужчин и женщин отличают проявления силы их личности. По мнению Флоренского, «женская деятельность в значительной мере, в более значительной, чем мужская, есть деятельность не самой женщины, а других сил в женщине». К этому можно присоединить мнение В. В. Розанова: «Я мужчины — в гору величиной, Я женское… да оно просто прислонено к мужскому Я». П. Флоренский сравнивает мужское начало с вертикалью, а женское — с горизонталью. Кроме того, подобный взгляд Н. Бердяева на пол прослеживается в его произведении «О назначении человека», где он утверждает, что «женщина, в которой совсем бы отсутствовал мужской принцип, не была бы личностью. Мужской принцип есть по преимуществу антропологический и личный. Женский же принцип есть по преимуществу космический и коллективный» [2, с. 67].
Импульсивность, активность — статичность, пассивность. В представлении Аристотеля сила, активность, движение, жизнь исходят из мужского начала, женщина же дает только пассивную материю. Гиппократ поддерживает эту доктрину и выделяет слабое (женское) и сильное «мужское» семя. Теория Аристотеля просуществовала на протяжении всех Средних веков, вплоть до современной эпохи. Гегель также считает, что два пола должны быть различными: один — активным, другой — пассивным. Пассивность достается женщине. «Вследствие дифференциации мужчина являет собой принцип активный, а женщина — принцип пассивный, ибо она остается в своем неразвернутом единстве». Современные исследователи противопоставляют активность, склонность к риску, деспотичность, импульсивность мужчин и покорность, пассивность, зависимость, слабость женщин.
Непостоянство, неверность, радикализм — постоянство, верность, консерватизм. Также в культуре бытует стереотипное убеждение, что женщин отличает консервативность, верность всему состоявшемуся, мужчин же — радикализм, непостоянство. Зиммель отмечает привязанность женщин ко «всему бывшему, состоявшемуся», рассматривает эту проблему в свете бинарных оппозиций: «верность» — «неверность» [6, с. 240].
Итак, философы, антропологи, психологи обосновывают различие полов, различие мужчины и женщины. Но, можем ли мы сказать, что не встречаем логичных женщин и чувственных мужчин; активных, властных, доминантных, агрессивных женщин и пассивных, подчиняющихся мужчин? Социологическое значение понятий мужской — женский получает свое содержание благодаря наблюдению над действительно существующими мужскими и женскими индивидами. Эти наблюдения показывают, что ни в биологическом, ни в психологическом смысле не встречается чистой мужественности или женственности. У каждой личности наблюдается «смесь» биолого-психологических признаков своего и противоположного пола. Современная психология выделяет по четыре полоролевых типа, свойственных мужчинам и женщинам: мужественный, женственный, андрогинный и недифференцированный. Но в то же время, следует понимать, что «двуполое человеческое существо наделено определенным полом, и оно не может соединять в себе противоположные сущности, пока не обретет свою собственную» [4, с. 271]. Эта сущность должна стать тождественной самой себе и принимающей себя во всех аспектах свойств, мужских и женских. На основе деления современной психологией мужчин и женщин на четыре полоролевых типа появилось такое понятие, как гендерный подход.
Гендерный подход – объективный родовой признак политической культуры, свойственной активной представительной демократии, суть которого – учет интересов обоих социально – половых групп общества. [5, с. 71] Суть данного подхода состоит в том, чтобы найти специальные меры для достижения гендерного равенства. Явления, которые происходят в обществе, по-разному влияют на женское и мужское население, вызывая разные их реакции. Осознание этого и есть гендерный подход.
Гендерный подход интенсивно внедряется в образование. Это происходит по двум направлениям: одно из них – высшие учебные заведения, а второе – общеобразовательные школы, лицеи, гимназии, учреждения начального и среднего профессионального образования. Данная тенденция возникла благодаря определенным факторам: социально – культурным, политическим, организационно – финансовым и личностным.
Социально – культурные факторы связаны с изменениями в жизни общества, ролей и поведения в семье, изменениями самого дискурса в обществе о типично женском и типично мужском.
К политическим факторам относят активизацию независимых женских организаций, проникновение феминистических теорий.
Под организационно – финансовыми факторами подразумевается появление финансовых источников для гендерных исследований, поддержки гендерного просвещения преподавателей.
Личностный фактор – это появление сторонников гендерного подхода в образовании среди педагогов – ученых, разработка ими программ и учебных пособий.
Важной для применения гендерного подхода как такового в учебно-воспитательном процессе представляется теория асинхронной эволюции полов доктора В.А. Геодакяна и положения современной психофизиологии. Автор этой теории считает, что дифференциация полов возникла в ответ на две противоположные тенденции. Первая – это потребность системы сохранить то, что уже было создано, закрепить те признаки, которые выгодны и передать их по наследству. Вторая тенденция – необходимость дальнейшего прогресса и поиска изменений. Эти две тенденции воплощаются в делении всех живых существ на женские и мужские особи. А это деление дает ощутимую выгоду в реализации обеих тенденций. Женщины являются носителями консервативных признаков, а мужчины – эволюционных. Именно поэтому разброс врожденных признаков у женщин значительно меньше, чем у мужчин. Данная теория доказывает то, что, организуя педагогическое взаимодействие без учета половых особенностей воспитанников, преподаватели обрекают своих воспитанников на одностороннее развитие, так как отсутствуют знания о психофизиологических возможностях ребенка. Экспериментальные исследования показали, что наиболее неуспешными в современной системе обучения являются правополушарные мальчики, а наиболее успешными – левополушарные девочки. Наиболее приемлемыми для девочек, особенно левополушарных, являются объяснительно – иллюстративный и репродуктивный методы обучения; академическая подготовка к уроку; задания, ориентированные на механическое запоминание, вербальные способности. При обучении мальчиков, особенно правополушарных, нужно использовать эвристический, исследовательский и проблемный методы; решение пространственных задач, ориентацию на практическую информацию; творческую деятельность.
Литература:
- Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. Москва. 2000.
- Бердяев Н. А. О назначении человека: Опыт парадоксальной этики. Москва. 1993.
- Булгаков С. Н. Тихие думы. Москва. 1996.
- Бадентэр Э. Мужская сущность. Москва. 1995.
- Денисова А. А. Словарь гендерных терминов. Москва. Информация — ХХ1 век. 2002.
- Зиммель Г. Женская культура. Т. 2. Созерцание жизни. Москва. 1996.
- Логинов А. А. Женщина и мужчина. Красноярск. 1989.
- Розанов В. В. Религия и культура // Сборник сочинений. Т. 1. Москва. 1995.
- Штейнберг У. Конфликты, связанные с мужской идентичностью. Москва. 1998.
Источник