Развитие личности ребенка в процессе творческой игры
Кристина Витальевна
Игра как средство формирования творческой личности дошкольника
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ГОРОДА ГУКОВО
«Использование современных технологий при реализации образовательной области «Социально коммуникативное развитие»
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА»
Воспитатель муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения Детского сада № 7 «Золотой ключик»
Кабыш Кристина Витальевна
г. Гуково
2017 год
Игра как средство формирования творческой личности детей дошкольного возраста
«Игра – это огромное окно через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Игра играет большую роль в развитии индивидуальности ребенка, его нравственных качеств, побуждает к творческой активности.
Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего-то нового. Поэтому основной показатель творчества – это новизна его результата, которая носит объективный характер, поскольку создаётся то, что раньше не существовало. Дети уже в дошкольном возрасте создают интересные, порой оригинальные рисунки, подели, конструкции. Новизна – это первая важная особенность детского творчества.
Развитие творческих способностей, креативности рассматривается исследователями как основное направление развития личности.
Исследователи подчеркивают возможность педагогического руководства игровой деятельностью в целях развития творчества ребенка (Р. И. Жуковская, Е. В. Зворыгина, Д. В. Менджерицкая, И. Я. Михайленко, Н. Н. Подьяков, Я. А. Пономарев и другие).
Сущность проблемы заключается во влиянии игры на развитие творческих способностей детей, личностных качеств.
Актуальность данной темы заключается в том что, игра является одним из наиболее важных компонентов в воспитании детей и развитии их творчества. Так как в играх ребенок развивает свои умственные способности и физические. Именно в игре дети сталкиваются с современной техникой, становятся более целеустремленными, веселыми и сообразительными. В игре вырабатывается трудолюбие, смекалка, наблюдательность и настойчивость в достижении своей цели. В играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и в связи с этим взрослые получают полную возможность воздействовать на ребенка.
Особенности развития творческих способностей дошкольников
Творческие способности, являются довольно сложным, процессом, и доступными только человеку. Это понятие, очень тесно связано с понятием «творчество» или «творческая деятельность».
Развитие творческих способностей у детей совершается в процессе воспитания и обучения. Способности ребёнка формируются посредством овладения тем содержанием материальной и духовной культуры, искусства, которые осваивает подрастающий человек в процессе обучения. Исходной предпосылкой для этого развития способностей служат те врождённые задатки, с которыми ребёнок появляется на свет.
Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Творческие способности зависят от наличия разнообразия прежнего опыта человека и ребенка. Необходимости расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает.
Игра как средство развития творчества.
Детская игра всегда носит творческий характер.
В возрасте от трех до семи лет игра детей развивается как разнообразная, активная, творческая деятельность, в которой осваиваются впечатления жизни и формируются все стороны личности ребенка.
Некоторые психологи считают, что детские игры нельзя считать творческой деятельностью, так как в них не создается ничего нового.
С одной стороны это справедливо. Если подходить к детской игре с теми же мерками, что и к деятельности взрослого человека, термин “творчество” неуместен. Но он оправдан, если подойти к решению вопроса с точки зрения развития ребенка.
Л. С. Выготский подметил появление у детей дошкольного возраста замысла, что означает переход к творческой деятельности. В раннем детстве ребенок идет от действия к мысли, у дошкольника уже развивается способность идти от мысли к действию, воплощать свои замыслы. Это проявляется во всех видах деятельности, и прежде всего в игре. Появление замысла связано с развитием творческого воображения.
Творческий характер игры подтверждается тем, что ребенок не копирует жизнь, а подражая тому, что видит, комбинирует свои представления. При этом он передает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. Это роднит игру с искусством, но ребенок – не актер. Он играет для себя, а не для зрителей, он создает свою роль по ходу игры. Детские игры очень разнообразны.
Виды игр:
Игры со скрытыми правилами
(сюжетно-ролевые игры)
Игры с фиксированными, открытыми правилами
(дидактические, познавательные, подвижные, развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры забавы и театрализованные игры)
Различают следующие виды игр: сюжетно–ролевые, театрализованные, дидактические, игры–забавы и подвижные, строительные игры.
Сюжетно – ролевые.
Сюжетно – ролевые игры создают сами дети при некотором участии взрослого. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные явления, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях.
Сюжетно – ролевая игра активизирует воображение детей, их фантазию, побуждает придумывать новые неожиданные повороты событий, которые объединяют и делают осмысленным совместное существование и взаимодействие различных персонажей.
Создание обстановки для сюжетно-ролевой игры или создание недостающих предметов в ходе уже развернувшегося сюжета помогает обозначить игровую ситуацию, интереснее осуществить игровые действия. Обычно для этой цели, дети, используют различные игрушки и не только игрушки. Они создают для себя, не только, удобную обстановку для игры, но и делают ее похожей на настоящую. Ведь не все дети сразу могут воспринимать воображаемую ситуацию. Особенно это относится к групповым играм, где важно для всех участников обозначить ситуацию игры и её предметы.
Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер. Эти игры могут быть кратковременными и длительными.
Психолог Д. Б. Эльконин дает такое определение творческойсюжетно-ролевой игры: «Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых» .
Театрализованные игры
Театрализованные игры в отличие от сюжетно – ролевых предлагают наличие зрителей (сверстники, младшие дети, родители). В их процессе у детей формируется умение с помощью изобразительных средств (интонации, мимики, жестов) точно воспроизводить идею художественного произведения и авторский текст. Эта сложная деятельность требует обязательного участия взрослого, особенно в подготовительный ее период. Чтобы театрализованные игры стали по-настоящему зрелищными, нужно обучить ребят не только способам выразительного исполнения, но и умению готовить место для представлений.
Театрализованные игры делятся на:
– Игры – драматизации
– Игры – литературных произведении
Театрализованные игры – особенный вид деятельности детей дошкольного возраста. Драматизировать – изображать, разыгрывать в литературное произведение. Последовательность событий, ролей, поступков героев, и их речь определяется текстом литературного произведения. Детям необходимо дословно запомнить текст, понять образ героя. Ребенок понимает идею произведения и искренне выражает свои чувства.
С помощью данной игры у ребенка развиваются различные способности. Такие как, понимание литературного произведения, развитие поэтического слуха и выразительности речи, способность воспринимать и запоминать текст.
Своеобразие игр – драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определенные роли, воспроизводят события в точной последовательности. Чаще всего основой игр – драматизаций являются сказки. В сказке образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия четко сменяют одно другое, и дошкольники охотно воспроизводят их.
Дидактические игры
Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Дидактические игры – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.
Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу. Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов,а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.
Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события жизни). Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения.
С помощью дидактических игр дети учатся сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам, так и по их назначению, решать задачи, у них воспитывается сосредоточенность, внимание, память, сообразительность, настойчивость, развиваются познавательные способности, умение сдерживаться и управлять своим поведением. Дети учатся применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, у них активизируются разнообразные умственные процессы и они получают эмоциональную радость. Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию – совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.
Игры – забавы и подвижные игры.
Особую группу составляют игры – забавы. В них ярко выражен элемент необычного, неожиданного, смешного, содержатся шутка, безобидный юмор. Основное их назначение – повеселить, позабавить детей, порадовать их. Содержание и правила многих игр требуют или быстрого игрового действия, или отсроченного. Одни из них вызывают быструю, часто неожиданную реакцию, а другие учат детей проявлять волевое усилие. К играм-забавам относятся: «Поймай зайчика», «Жмурки с колокольчиком» (определение направления по звуку) [3, с 256].
Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражнять в беге, прыжках, лазанье, бросании и т. д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т. е. повышению жизнедеятельности организма.
Большое влияние оказывают подвижные игры и на нервно-психическое развитие ребенка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции,развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развиваются воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха. Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны ясность замысла, содержательность, простота и занимательность.
Строительные игры
Строительная игра – это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разнообразных постройках и связанных с ними действиях.
Строительная игра в некоторой степени сходна с сюжетно – ролевой. У них один источник – окружающая жизнь. Дети в игре строят мосты, стадионы, железные дороги, театры, цирки и многое другое. В строительных играх они не только изображают окружающие предметы, постройки, копируя их, но и привносят свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач. Сходство сюжетно – ролевых и строительных игр заключается и в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными.
Воспитательное и развивающее влияние строительных игр заключено в идейном содержании отражаемых в них явлений, в овладении детьми способами строительства, в развитии их конструктивного мышления, обогащении речи, упрочении положительных взаимоотношений. Их влияние на умственное развитие определяется тем, что в замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача,решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Обдумывание и решение той или иной строительной задачи способствует развитию конструктивного мышления.
Строительные игры имеют важное значение, и, для физического воспитания дошкольников. В них проявляется разнообразная двигательная активность ребенка, развивается координация движений. Особое значение имеет развитие мелких мышц руки, глазомера. Сооружая постройки из крупных деталей, дети прилагают доступные им физические усилия, проявляют выносливость.
Среди разнообразных видов творческой деятельности, которой любят заниматься дети дошкольного возраста, большое место занимает изобразительное искусство, в частности детское рисование. По характеру того, что и как ребенок изображает, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения и мышления. В рисунках дети стремятся передавать свои впечатления и знания, получаемые из внешнего мира. Рисунки могут существенно меняться в зависимости от физического или психического состояния ребенка (болезнь, настроение и т. п.). Установлено, что рисунки, выполненные больными детьми, во многом отличаются от рисунков здоровых детей.
Важное место в художественно – творческой деятельности дошкольников занимает музыка. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений, повторение музыкальных рядов и звуков на различных инструментах. В этом возрасте впервые зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, который в дельнейшем может перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования. Дети учатся петь, выполнять разнообразные ритмические движения под музыку, в частности танцевальные. Пение развивает музыкальный слух и вокальные способности.
Ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия форм межличностного сотрудничества, как дошкольный, поскольку он связан с необходимостью развития самых различных сторон личности ребенка. Это – сотрудничество со сверстниками, со взрослыми, игры, общение и совместный труд. На протяжении дошкольногодетства последовательно совершенствуются следующие основные виды деятельности детей: игра – манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллективная сюжетно – ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игры – соревнования, игры – общения, домашний труд.
Специалисты справедливо считают, что индивидуальные способности и дарования ребенка наиболее ярко раскрываются в игровой деятельности
Воспитатель должен выступать в настоящее время в несколько ином качестве, он не только должен осуществлять педагогическое руководство игровой деятельностью детей, но и сам становиться ее активным участником.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
“Детский сад №8 “Виктория”
Бавлинского муниципального района Республики Татарстан
Доклад на тему:
«Игра – средство развития творческой личности дошкольников»
(из опыта работы)
Автор:
воспитатель
высшей кв. категории
Н.П. Бибарисова
Татарстан г. Бавлы ул. Горюнова 3а
Особая роль в развитии детей принадлежит игре. У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетаясь с трудов и учением. Многие серьезные дела у ребенка приобретают форму игры. В нее вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают его воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.
Активная игровая позиция дошкольников выполняет важные функции в его развитии:
— дает возможность, прежде всего, удовлетворить свои основные потребности, погрузившись в воображаемую ситуацию, стать «как взрослый» врачом, поваром, моряком;
— открывает широкие горизонты для общения, прежде всего, со сверстниками, дает возможность взаимодействовать, как внутри разных ролей, так и просто обсудить «несерьезные» детские дела;
— служит в будущем базой для развития самых разных навыков в общении;
— помогает реализовать естественную потребность ребенка в движении: лететь на самолете, плыть на корабле и др.;
— способствует развитию психологических познавательных процессов дошкольников: внимания, мышления, речи и т.д. (в этом кроется успех даль-нейшего формирования интеллектуального и личностного потенциала ребенка);
— служит фундаментом для успешного перехода к новому виду деятельности.
Подготовка к сюжетно-ролевой игре требует много усилий, терпения, знаний. Много читаю специальной литературы, подбираю литературные произведения, стихи, рассказы, загадки (по «Программе воспитания и обучения в детском саду»), нахожу иллюстративный материал: делаем атрибуты для игр. В этом принимают активное участие и другой педагог группы, музыкальный руководитель (подбирает музыкальное сопровождение), швея детского сада (пошив костюмов), родители (мамы шьют и вяжут наряды для кукол, папы ремонтируют машины). Все это дает возможность детям ощутить всю полноту погружения в сюжет игры, вызывает чувства восторга и удивления.
В нашей группе дети играют в такие игры: «Дочки-матери», «Больничка», «Парикмахер», «Магазин», «Строитель», «Шофер», «Зоопарк» все действия малышей несложные, так как они только начинают овладевать рядом правил, возникающих в процессе коллективной игры.
Дети очень любят играть в сюжетно-ролевые игры. В игре дети живут и развиваются, познают окружающий мир, учатся общаться друг с другом; дети свободно двигаются. Во время игры я включаюсь в игру с детьми на правилах партнера, и ребенок может поспорить со мной, а я поправить, если тот «ошибся». Подготовка и ориентация сюжетно-ролевых игр сплачивает коллектив, помогает развивать фантазию, побуждает искать что-то новое, узнавать много интересного.
Поводов к возникновению творческих игр много в детской жизни. Некоторые темы игр придумываю сама, привлекая к этому и детей (например, грязная кукла сидит за столом; приход Хрюши и Степашки, которые не умеют вести себя в гостях). Дети с большим желанием передают в своих играх хорошо знакомые бытовые процессы (кормление, укладывание спать, прогулку и т.д.), то есть те жизненные ситуации, в которых они сами постоянно участвуют. Знакомим детей с трудом взрослых, организовав экскурсии (в медицинский кабинет, на кухню). Некоторые экскурсии, например, в магазин, в парикмахерскую, предложила осуществить родителям. К каждой экскурсии разработала вопросы, заставляющие детей не просто перечислить то, что они видели, а осознать увиденное.
В процессе экскурсии включаю детей в активную деятельность. Так, в медицинском кабинете медсестра Нурия Альтаповна нескольким детям измерила рост, вес, прослушала фонендоскопом. В конце посещения всем детям дала витамины, подарила пустые коробочки от лекарств, чтобы в группе можно было с ними развернуть игру. После каждой экскурсии провожу беседу, во время которой дополнялись и закреплялись полученные детьми знания.
В каждой игре, игровой ситуации стараюсь восхитить детей, разбудить их фантазию, воображение. Этому служат просмотр детских передач («Теле-няня», «Спокойной ночи, малыши!» и другие), посещение театра. В детский сад очень часто приходят артисты с театральными представлениями, что вызывает интерес к новым темам; дети получают удовольствие от увиденного и услышанного во время развлечения.
Для развития детской игры большое значение имеют игрушки и предметы – заместители. Для маленьких детей характерно использование игрушки не только по ее прямому назначению. Поэтому даю игрушки, которые пригодны для разнообразного использования, например: мишки, куклы – «девочки» и «мальчики». Много радости дает ребенку игрушка, уточняет его знания об окружающем, помогает придумывать и развивать игру, будит разнообразные чувства. В оснащении игровой среды особое место отвела предметам-заместителям (кондитерские изделии – сделаны из ваты; вазы с цветами – из бросового материала, салфетки – из ткани). Предметы-заместители и игрушки разнообразили и обогатили игровые действия детей.
Рассматривая вопрос «Игра – средство развития творческой личности дошкольников» провела анкетирование родителей, выяснила, что игровые сюжеты у ребенка появляются чаще после просмотра мультфильмов, сказок, чтения художественных произведений. Игрушки для ребенка выбирают родители, учитывая его пожелания. Наши дети, несмотря на свой маленький возраст, могут играть самостоятельно в течение длительного времени. Это радует, так как ребенок в игре изображает то, что увидел, о чем узнал и это углубляет его чувства, уточняет представления.
Сюжетно-ролевая игра предоставляет неоценимые возможности для развития творчества. Нам, взрослым, необходимо только понять склонность маленького ребенка к фантазированию, его любовь к игре, и тогда легче будет найти ключ к его уму и сердцу, усилить особенности его поведения.
Источник