Развитие личности ребенка в микросреде

Влияние семейной микросреды на формирование личности ребенка

Ближайшим социальным окружением, в которое попадает ребенок, является, как правило, семья. Огромно влияние ее на формирование личности растущего человека. Особая значимость семейной микросреды объясняется в большой степени тем, что самостоятельность ребенка относительна, благополучие и сама жизнь его зависят от заботы и помощи воспитывающих его взрослых людей.

Воздействия такого рода, как одобрение и неодобрение, в особенности со стороны родителей, приобретают в данный период детства такую побудительную силу, что служат регулятором поведения и стимулом психического развития.
Каково же влияние семейной атмосферы на формирование отдельных свойств личности детей, некоторых особенностей их поведения? Изучением этого вопроса занимались как психологи, так и психотерапевты.
Детские психиатры и психотерапевты утверждают, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов — предрасполагающий фактор для невроза навязчивых состояний (обсессивно-компульсивного расстройства) и ряда других форм нарушений развития личности.
Большой и ценный для науки и практики материал о влиянии семьи на состояние ребенка, формирование его личностных качеств представлен в работах отечественных педагогов и психологов А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского (1973), Э. Г. Эйдемиллера (1990, 1999) и др. Интересные данные содержатся и в ряде психологических исследований. Так, например, белорусский психолог Г. М. Красневская изучала проблему неуверенности в своих силах у учащихся 1-го класса. Для таких детей были характерны прежде всего замкнутость, робость, пассивность, беспомощность, низкая самооценка и уровень притязаний. Как правило, неуверенные дети не проявляют инициативы в общении, речь их робкая и крайне неразвернутая, круг товарищей очень узок, а то и совсем отсутствует.
Исследователь обратила внимание, что родители неуверенных в себе детей стремились изолировать своего ребенка от детского окружения при домашнем воспитании, лишали его элементарной самостоятельности. Для них характерно было постоянное навязчивое назидание и морализирование с целью приучения к хорошему, положительному, за промахи и неудачи — оскорбление, унижение, высмеивание и физические наказания, внушение ребенку его слабости и неполноценности. Действуя в разнообразных сочетаниях и комбинациях, эти особенности отношений отрицательно влияли на самооценку и притязание ребенка, спо-собствовали формированию неуверенности в своих силах.
В каждой семье между ребенком и родителями складываются особые индиви-дуальные отношения, и в то же время в них можно найти что-то общее. В зависимости от того, какие пути руководства, отношения с ребенком преобладают у родителей, их условно подразделяют на несколько групп, но наиболее часто на «Демократическую» и «авторитарную» («контролируемую»).
Для «демократической» формы семейного воздействия на детей характерна тенденция многое разрешать, большой контакт с ребенком, доверие к нему, уважение, стремление родителей избегать решений по произволу, разъяснение принятых в семье правил, содержательные ответы на детские вопросы, удовлетво- ряющие их любознательность. «Авторитарная» атмосфера в семье характеризуется большим числом ограничений в отношении детей. Преобладающим стилем руководства родителей-«диктаторов» является стиль с опорой на незыблемость собственного авторитета и беспрекословное подчинение, общение с целью разъяснения правил поведения сведено до минимума.
Отмечено различие в личностных качествах в поведении детей детского возраста «авторитарных» и «демократических» родителей. Дети из «демократических» семей чаще проявляли стремление к творчеству, инициативность, тенденцию к лидерству, нонконформизму (отрицание конформизма), обнаруживали больше эмоциональности в своих социальных взаимоотношениях.
В ряде исследований, проведенных в русле социометрии, установлено влияние особенностей семьи на статус ребенка в коллективе сверстников. Общая тенденция полученных при этом результатов заключается в том, что более благоприятные условия семейного воспитания (культурный уровень родителей, полная семья, положительные взаимоотношения между родителями, демократический стиль руководства, теплота отношений к детям и т.

п.) сочетаются с высоким, а неблагоприятные — с низким социометрическим статусом ребенка среди сверстников.
Установлено, что чем меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем медленнее он созревает как личность, тем более склонен он к пассивности и апатичности, и очень вероятно, что в дальнейшем у него сформируется слабый ха-рактер. Психологический климат в семье, т. е. характер общения с детьми, уровень интереса к ним, к их проблемам, равно как и проявление (или непроявле-ние) заботы и внимания к ним, имеет большое значение для формирования морального облика растущего человека. Необходимо, чтобы в семьях складывались благоприятные отношения, чтобы семейная атмосфера, в которой растет ребенок, рождала чувство «полной защищенности» (А. С. Макаренко).
Влияет ли размер, состав семьи на формирование личности ребенка? Сказывается ли различие (единство) в подходе к ребенку? В исследованиях, проведенных под руководством Т. А. Репиной (1979), была обнаружена прямая связь между числом взрослых, воспитывающих ребенка, и такими его качествами, как умение проявить сочувствие к другому, отсутствие агрессивности и общая зависимость, организаторские умения, самостоятельность, настойчивость. Если в воспитании ребенка наряду с родителями принимают участие бабушки и дедушки, он в большей степени проявляет сочувствие к окружающим, более доброжелателен к лю-дям, но одновременно менее самостоятелен, менее настойчив, в меньшей мере владеет организаторскими качествами.
Роль, влияние каждого члена семьи на развитие определяется в значительной степени тем, как ребенок воспринимает и оценивает каждого из них, какое у него сложилось представление и отношение к каждому члену семьи. Детская привязанность, чувства к родным выражаются многими путями — они и в желании поиграть, повозиться с ними, и в требовании общества матери, когда он болен или испуган, в подаренном отцу кораблике, вылепленном собственными руками, и в букетике цветов, собранном для бабушки, в ласках, нежностях ребенка, его сопереживаниях радостям и печалям родителей. Эти чувства и в рисунках, высказываниях детей.

Читайте также:  Задержка развития ребенка прогноз

Источник: Коломинский Я. П., Панько Е. А., Игумнов С. А.. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. — СПб.: Питер,2004. —480 с.. 2004

Источник

Информация, размещенная на сайте,
предназначается служить дополнением,
а не заменой отношениям между пациентом
и его врачом.

Ближайшим социальным окружением, в которое попадает ребенок, является, как
правило, семья. Огромно влияние ее на формирование личности растущего человека.
Особая значимость семейной микросреды объясняется в большой степени
тем, что самостоятельность ребенка относительна, благополучие и сама жизнь его
зависят от заботы и помощи воспитывающих его взрослых людей. Воздействия
такого рода, как одобрение и неодобрение, в особенности со стороны родителей,
приобретают в данный период детства такую побудительную силу, что служат регулятором
поведения и стимулом психического развития.

Каково же влияние семейной атмосферы на формирование отдельных свойств
личности детей, некоторых особенностей их поведения? Изучением этого вопроса
занимались как психологи, так и психотерапевты.

Детские психиатры и психотерапевты утверждают, что воспитание в условиях
строгих, но противоречивых требований и запретов — предрасполагающий фактор
для невроза навязчивых состояний (обсессивно-компульсивного расстройства)
и ряда других форм нарушений развития личности.

Большой и ценный для науки и практики материал о влиянии семьи на состояние
ребенка, формирование его личностных качеств представлен в работах
отечественных педагогов и психологов А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского
(1973), Э. Г. Эйдемиллера (1990, 1999) и др. Интересные данные содержатся
и в ряде психологических исследований. Так, например, белорусский психолог
Г. М. Красневская изучала проблему неуверенности в своих силах у учащихся
1-го класса. Для таких детей были характерны прежде всего замкнутость, робость,
пассивность, беспомощность, низкая самооценка и уровень притязаний. Как правило,
неуверенные дети не проявляют инициативы в общении, речь их робкая
и крайне неразвернутая, круг товарищей очень узок, а то и совсем отсутствует.
Исследователь обратила внимание, что родители неуверенных в себе детей
стремились изолировать своего ребенка от детского окружения при домашнем
воспитании, лишали его элементарной самостоятельности. Для них характерно
было постоянное навязчивое назидание и морализирование с целью приучения к
хорошему, положительному, за промахи и неудачи — оскорбление, унижение, высмеивание
и физические наказания, внушение ребенку его слабости и неполноценности.
Действуя в разнообразных сочетаниях и комбинациях, эти особенности
отношений отрицательно влияли на самооценку и притязание ребенка, способствовали
формированию неуверенности в своих силах.

В каждой семье между ребенком и родителями складываются особые индивидуальные
отношения, и в то же время в них можно найти что-то общее. В зависимости
от того, какие пути руководства, отношения с ребенком преобладают у родителей,
их условно подразделяют на несколько групп, но наиболее часто на
«Демократическую» и «авторитарную» («контролируемую»).

Для «демократической» формы семейного воздействия на детей характерна
тенденция многое разрешать, большой контакт с ребенком, доверие к нему, уважение,
стремление родителей избегать решений по произволу, разъяснение принятых
в семье правил, содержательные ответы на детские вопросы, удовлетворяющие их любознательность. «Авторитарная» атмосфера в семье характеризуется
большим числом ограничений в отношении детей. Преобладающим стилем
руководства родителей-«диктаторов» является стиль с опорой на незыблемость
собственного авторитета и беспрекословное подчинение, общение с целью разъяснения
правил поведения сведено до минимума.

Отмечено различие в личностных качествах в поведении детей детского возраста
«авторитарных» и «демократических» родителей. Дети из «демократических
» семей чаще проявляли стремление к творчеству, инициативность, тенденцию
к лидерству, нонконформизму (отрицание конформизма), обнаруживали
больше эмоциональности в своих социальных взаимоотношениях.

В ряде исследований, проведенных в русле социометрии, установлено влияние
особенностей семьи на статус ребенка в коллективе сверстников. Общая тенденция
полученных при этом результатов заключается в том, что более благоприятные
условия семейного воспитания (культурный уровень родителей, полная
семья, положительные взаимоотношения между родителями, демократический
стиль руководства, теплота отношений к детям и т. п.) сочетаются с высоким,
а неблагоприятные — с низким социометрическим статусом ребенка среди сверстников.
Установлено, что чем меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем
медленнее он созревает как личность, тем более склонен он к пассивности и апатичности,
и очень вероятно, что в дальнейшем у него сформируется слабый характер.
Психологический климат в семье, т. е. характер общения с детьми, уровень
интереса к ним, к их проблемам, равно как и проявление (или непроявление)
заботы и внимания к ним, имеет большое значение для формирования
морального облика растущего человека. Необходимо, чтобы в семьях складывались
благоприятные отношения, чтобы семейная атмосфера, в которой растет ребенок,
рождала чувство «полной защищенности» (А. С. Макаренко).

Влияет ли размер, состав семьи на формирование личности ребенка? Сказывается
ли различие (единство) в подходе к ребенку? В исследованиях, проведенных
под руководством Т. А. Репиной (1979), была обнаружена прямая связь между
числом взрослых, воспитывающих ребенка, и такими его качествами, как умение
проявить сочувствие к другому, отсутствие агрессивности и общая зависимость,
организаторские умения, самостоятельность, настойчивость. Если в воспитании
ребенка наряду с родителями принимают участие бабушки и дедушки, он в большей
степени проявляет сочувствие к окружающим, более доброжелателен к людям,
но одновременно менее самостоятелен, менее настойчив, в меньшей мере
владеет организаторскими качествами.

Читайте также:  Режим дня для центра развития ребенка

Роль, влияние каждого члена семьи на развитие определяется в значительной
степени тем, как ребенок воспринимает и оценивает каждого из них, какое у него
сложилось представление и отношение к каждому члену семьи. Детская привязанность,
чувства к родным выражаются многими путями — они и в желании
поиграть, повозиться с ними, и в требовании общества матери, когда он болен
или испуган, в подаренном отцу кораблике, вылепленном собственными руками,
и в букетике цветов, собранном для бабушки, в ласках, нежностях ребенка, его сопереживаниях
радостям и печалям родителей. Эти чувства и в рисунках, высказываниях
детей.

Широк круг людей, входящих в семейную микросреду ребенка. Особо значимое
место в ней занимает мать. Ей, как «самому любимому человеку», отдают
предпочтение дети всех возрастных групп детского сада. Так называли ее в бесе-
дах — 57 %, изобразили в рисунках — 49,6 % детей1: «Она очень красивая и добрая
такая» (Виталик); «Моя мама медсестра. Она всех лечит, чтоб никто не болел.
Я люблю ее» (Сережа); «Я люблю с мамой играть в шахматы» (Слава); «Мама готовит
обед вкусный и купает нас с Юриком. Она все умеет делать» (Жанна).
В числе «самых любимых» у детей и отец (в беседах — 23 %, в рисунках — 18 %).
Обращает на себя внимание частое указание детьми на брата и сестру как на самых
любимых членов семьи (в рисунках их образы встречаются даже чаще, нежели
образ отца, — 22 %). Среди самых любимых дети называют и рисуют также
бабушку и дедушку (6,1 %), более дальних родственников (тетя, дядя), знакомых:
«Бабушка вкусные пироги с капустой печет и шапочку мне связала» (Ира),
«Люблю бабушку, она ласковая такая и меня тоже любит» (Лариса); «Бабушка не
ругает никогда и сказки мне всегда рассказывает» (Коля); «Это соседка наша тетя
Лена: когда мамы нет, она со мной играет» (Тома).

Проявляются некоторые тендерные различия в отношении детей к членам семьи:
например, мальчики значительно чаще девочек предпочитают представителей
своего пола — отца, брата, дедушку.

Взрослым членам семьи следует способствовать созданию наиболее благоприятной
семейной атмосферы в целом для психического развития ребенка. Воспитателю
— быть главным помощником в этом нелегком процессе.

Источник

Микросреда — непосредственная среда жизнедеятельности человека, ближайшее социальное окружение: семья, соседи, сообщество.

Знакомство с социальным миром происходит с рождения ребёнка. Насколько осознанно и успешно он усвоит необходимые для его социальной жизни знания, настолько ребёнок будет адекватен во взаимодействии с окружающими.

Важным этапом на пути становления социального познания ребёнка становится переход представлений об окружающем мире на знаниевую основу, отличающуюся понятийно-смысловой насыщенностью. Роль и развитие обобщений в дошкольном возрасте подробно исследованы В.В. Давыдовым: в его исследованиях получили развитие основные положения Л.С. Выготского о возможностях и путях образования «житейских» и «научных» понятий у детей.

Современные исследователи И.С. Кон, А.В. Мудрик, С.А. Козлова рассматривают социализацию ребёнка в триединстве её проявлений:

– адаптации к социальному миру;

– интеграции и принятия социального мира как данности;

– дифференциации — способности и потребности изменять, преобразовывать социальную действительность, социальный мир и индивидуализироваться в нём.

Направленность и достижения человека, осуществляющего процесс социализации, связаны с обретением нового качества на каждой стадии освоения культуры. Выделяются такие стадии и соответствующие им приобретения человека, как стадия онтогенеза (развитие субъекта), персоногенеза (становление личности) и культурогенеза (появление индивидуальности).

В процессе социализации детей выделяют следующие особенности:

в отличие от взрослых, которые изменяют своё поведение чаще, чем установки (т.е. способны к самоуправлению, индивидуально и социально значимому действию), у детей корректируются базовые ценностные ориентации, которые закрепляются на уровне эмоционально-ценностных отношений в процессе вхождения в социум;

взрослые способны оценивать социальные нормы, критически к ним относиться; дети усваивают их, как предписанные регуляторы поведения;

социализация детей строится на подчинении взрослым, выполнении определённых правил и требований (без оценочных и рефлексивных процессов);

социализация взрослых ориентирована на овладение определёнными навыками (операционно-техническая сфера), у детей ведущая роль принадлежит мотивации поведения (мотивационно-потребностная сфера).

Данная специфика социализации ребёнка требует специальной организации деятельности взрослых — комплексного сопровождения социального становления ребёнка в процессе его воспитания, образования и развития.

Микросреда (семья, сверстники, воспитатели) — самые весомые в первичной социализации ребёнка. Непосредственное окружение оказывает воздействие на формирование личности в процессе повседневной жизни. Семья реализует функционально социализацию и воспитание, обеспечивает комфорт, безопасность, психотерапию и эмоциональную защиту ребёнка. Механизмами семейной социализации, как и социализации вообще, являются естественное усвоение через подражание. усвоение норм и правил через взаимоотношения (общение и деятельность), полоролевая идентификация, общение со сверстниками.

Читайте также:  Детское изобразительное творчество в развитие личности ребенка

Средовые влияния на развитие личности ребенка были предметом исследования для целого ряда мыслителей и педагогов разных исторических эпох. К ним можно отнести: И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.А. Гельвеция, Д. Дидро, И.Ф. Гербарта, А. Дистервега, Р. Оуэна, К.Д. Ушинского, СТ. Шацкого, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и других.

Педагогическая позиция заключается в изучении средовых влияний на развитие ребенка как с целью формирования его анатомо-физиологических структур, так и духовных основ; в осознанном понима-нии родителями, взрослыми, педагогами проблем формирования полноценной личности.

Объемно представляя весь комплекс воздействий на человека, отметим, что только доминирование мощного природного начала сохраняет и обеспечивает ему последующее развитие.

Признавая роль географической среды, следует отметить, что она выступает как предпосылка для развития личности. Но сама среда в современных условиях, в век научного и технического прогресса не может обеспечить решение программы развития личности и адаптацию ее к самостоятельной жизни и деятельности.

В значительной степени социальные факторы определяют развитие человека. По версии К. Маркса сущность человека представляет ансамбль общественных отношений. Но следует помнить, что человек не формируется пассивно под влиянием среды. Социальная среда кардинальным образом не влияет на развитие качеств личности. Общеизвестно, что одни и те же социальные условия жизни приводят к различным уровням морального, интеллектуального и духовного развития. Эту особенность можно рассматривать как закономерность в развитии личности.

Развитие социальных факторов приводит к разнообразию их воздействия на развитие личности. Факторами преднамеренного воздействия на личность могут выступать государственный строй и политика государства, наука, школа, обучение и воспитание, условия труда и быта, семья, культура и традиции государства, многое другое.

Имеется группа социальных факторов, которые не оказывают тотального действия, но дают человеку возможность развития. К ним можно отнести культуру, литературу, искусство, средства массовой информации, технические и спортивные общества, различные клубы, выставки, секции и т.д. Степень воздействия этих факторов будет определяться возможностями и стремлениями самой личности в их реализации. Но дело-то в том, что природное начало человека всегда индивидуально: особенности протекания психических процессов, задатки способностей, степень активности и т.д. Сами люди неодинаково относятся к познанию искусства, литературы, освоению знаний как технических, так и гуманитарных. Кто-то увлечен спортом, кому-то он противопоказан по состоянию здоровья. Естественно, что формирующиеся качества у них будут различны. Таким образом, даже совокупное действие этих факторов не всегда обеспечивает формирование необходимых качеств личности.

Среди социальных факторов особым можно назвать воспитание. Его можно рассматривать как целенаправленный процесс формирования конкретных качеств и свойств личности, ее способностей, процесс, опирающийся на закономерности общественного развития.

Все, чем человек обладает, чем он отличается от животных, является результатом его жизни в социальной среде. Характерно, что ребенок, не впитавший в себя культуру общества, оказывается неприспособленным к социальной жизни, не может реализовать то, что заложено в нем самой природой. Вне общества ребенок не становится человеком.

В то же время было бы явным упрощением думать, что человек исключительно результат социализации. В известном смысле человек уже рождается человеком, кристаллизует в себе все, что накоплено всем человечеством в течение веков. Эта кристаллизация осуществляется и через наследственность. Ребенок не просто впитывает сообщаемую ему информацию. Он наследует генетический запас информации через специфически человеческое строение тела, мозга, задатки.

       Социальная природа сознания, следовательно, заключается в сущности тех общественных отношений, которые человек усваивает в процессе своей деятельности, общения с внешним миром, в процессе воспитательных воздействий. Различные условия жизни людей и воспитания, принадлежность к разным социальным группам, взаимодействие и борьба их интересов развивают и формируют и различное сознание. В этом смысле сознание как высшая форма психической деятельности человека не тождественна мышлению. Человеческое сознание меняется не только от эпохи к эпохе, от одной культурно-исторической цивилизации к другой, оно может изменяться на протяжении жизни одного и того же человека в зависимости от особенностей общественных отношений, в которые он включен (он может быть в одно время религиозным, в другое — атеистом, в одно время приверженцем одних взглядов, в другое — других и т. д.). Приведем исторический пример: ребенок из африканского племени попадает в Париж и там воспитывается, вырастает образованным человеком, истым парижанином. Таким образом, развитие новых субъектно-объектных отношений проявляется и реализуется в новых социальных ролях личности, которые постепенно персонифицируются и превращаются в ее личные свойства: черты характера, способности и т. д.

Можно отметить, что воспитание оказывает влияние на природные качества личности, внося в них новое содержание, адаптируя к конкретным социальным условиям, в которые она включена. Уже в трудах И.П. Павлова проходила идея о пластичности нервной системы, податливости ее к воспитанию в разных средовых условиях, а также о больших компенсаторных возможностях организма, т.е. способности к компенсации ряда функций другими органами вследствие травм, болезней и т. д.

В педагогическом процессе важно понимание и учет влияния этих факторов на личностное развитие, смягчение или нейтрализация их действия через построенную соответствующим образом систему воспитания и развития.

Источник