Развитие личности ребенка средствами физической культуры
Личность – это целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения. В ней выражена сила индивидуализированных всеобщих устремлений, потребностей и целей, творческое начало, готовность и умение создавать новое.
Дошкольный возраст – это «период первоначального складывания личности, период развития личностных механизмов поведения».
Главная цель развития личности – реализация ребенком своего «Я», а также переживание себя в качестве социального индивида ( т.е. как отдельная личность) – успешно может решаться в процессе занятий физическими упражнениями в детском саду.
Движения, даже самые простые, дают пищу детской фантазии, развивают творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности, представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребенка, которую ученые рассматривают как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов деятельности.
Важнейшая особенность творчество дошкольника – насыщенность яркими, положительными эмоциями, благодаря чему оно обладает большой притягательной силой и ведет к развитию новых мотивов деятельности, формирующих эвристическую личность. ( т.е. Эвристический метод – это метод преподавания, расчитанный на то, что учащийся самостоятельно или при помощи наводящих вопросов найдет решение какой – нибудь задачи, проблемы)
Двигательное творчество раскрывает ребенку моторные характеристики собственного тела, формирует быстроту и легкость ориентировки в бесконечном пространстве двигательных образов, учит относиться к движению, как к предмету игрового экспериментирования. Основное средство формирования двигательного творчества – эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью которой дети входят в воображаемую ситуацию, через движения тела, учатся выражать свои эмоции и состояния, искать творческие композиции, создавать новые сюжетные линии, новые формы движений.
Вопрос : Какие средства физического воспитания мы используем в организации физкультурно- оздоровительной работы в дошкольном учреждении ?
В детских дошкольных учреждениях средствами физического воспитания служат физические упражнения, психологические и эколого- природные факторы.
Физические упражнения – основное и специфическое средство физического воспитания. Они представляют собой специально подобранные, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности, а также подвижные игры. Физические упражнения проводят под руководством педагога. Они основаны на активных двигательных действиях произвольного ( сознательного) характера. Данное средство физического воспитания оказывает разносторонее влияние на развитие детей.
Движение составляет основу любой детской деятельности, а более всего игровой. Огранечение двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на физическом состоянии ( замедляется рост, снижается сопротивляемость инфекционным заболеваниям) и двигательных функциях, приводит к задержке умственного и сенсорного развития.
Выполнение физических упражнений связано с активным восприятием окружающей обстановки и ориентировкой в ней, с развитием ощущений, восприятий, представлений, формированием знаний, с проявлением волевых усилий, яркими эмоциональными переживаниями. Все это оказывает влияние на совершенствование способность ребенка, его всестороннее развитие.
Разнообразные физические упражнения благотворно сказываются на физиологических функциях детского организма, помогают ему приспосабливаться к меняющимся условиям внишней среды, обогощают опыт ребенка новыми движениями. Физические упражнения являются ведущим средством физического воспитания. Но только применение их в сочетании с оздоровительными силами природы и гигиеническими факторами позволяет добиваться наибольшего оздоровительного и воспитательного эффекта.
Физические упражнения в физической культуре дошкольников представлены следующими видами : Основные виды движенийТАБЛИЦА.
Общеразвивающие упражнения разносторонне воздействуют на организм. Регламентация упражнений и точное регулирование нагрузки оказывают избирательное воздействие на различные группы мышц. Эти упражнения дают возможность их усложнения и комбинирования, применяются с предметами и без предметов, могут использоваться с музыкальным сопровождением и без него. ТАБЛИЦА общеразвивающие упражнения, танцевальные упражнения.
Строевые упражнения – совместные действия занимающихся в том или ином строю. Построения, перестроения, размыкания, смыкания, повороты, проводимые на каждом занятии, способствуют организованному и быстрому размещению детей в зале или на площадке, приучают их быстро находить свое место в строю, соблюдать порядок и согласованность, повышают эмоциональное состояние и дисциплинируют детей. ТАБЛИЦА строевые упражнения.
Особую значимость в формировании двигательного творчества дошкольников имеют игровые двигательные задания, подвижные и спортивные игры, спортивные развлечения, которые всегда интересны детям. Они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач. Дети учатся придумывать двигательное содержание к предложенному сюжету. Самостоятельно обогощать и развивать игровые действия, создавать новые сюетные линии, новые формы движений. Это исключает привычку механического повторения упражнений, активизирует в доступных пределах творческую деятельность по самостоятельному осмыслению и успешному применению знакомых движений в нестондартных условиях.. постепенно коллективное творчество, организуемое взрослым становися самостоятельной деятельностью детей.
Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил. Игра активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствует движения, развивает их координацию, формирует физические качества, учит детей действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в заменяющейся игровой ситуации, познавать окружающий мир, активизирует память, представления, развивает мышление, воображение, пополняет словарный запас и обогощает речь детей, учит действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям, формирует честность, справедливость. Дисциплинированность, учит дружить, сопереживать, помогать друг другу, развивает чувство ритма, способствует овладению пространственной терминологией.
Существуют следующие классификации подвижных игр : по сложности, двигательному содержанию, степени физической нагрузки, использованию пособий и снарядов, по преимущественному формированию физических качеств.
Классификация подвижных игр по сложности:
1.Элементарные игры : ТАБЛИЦА
а) Сюжетные игры имеют готовый и твердо зафиксированные правила, игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Это игры преимущественно коллективные ( небольшими группами и всей группой). Народные игры относятся к сюжетным.
б) Бессюжетные игры содержат интересные для детей двигательные игровые задания, ведущие к достижению понятной им цели. ( игры типа перебежек, ловишек,игры с элементами соревнований, несложные игры-эстафеты, игры с использованием предметов)
в) Игры – забавы для маленьких детей, побуждающие к двигательной активности.
г) Игры – аттракционы – в них двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования.
д) Игровые упражнени, где каждый ребенок действует отдельно, выполняя указания взрослого.
2. Сложные : ТАБЛИЦА
Спортивные игры, спортивные упражнени, простейший туризм способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма ( нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально -–волевых черт характера, создают, благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи, формируют интерес к физической культуре, потребность в самостоятельных занятиях, удовлетворяют биологическую потребность в движениях. .
Психологические факторы составляют важнейшую предпосылку всестороннего развития и воспитания ребенка. К одной группе факторов относятся средства, обеспечивающие нормальные условия жизни и деятельности детей: гигиена окружающей среды ( жилья, освещения, мебели, игрушек, одежды. обуви), средства личной и общественной гигиены ( гигиена питания, сна, учебной, трудовой и игровой деятельности ребенка, его отдыха, воспитание культурно – гигиенических навыков), лечебно – профилактические мероприятия. Другую группу составляют рациональные условия проведения физических упражнений и подвижных игр ( состояние залов и участков, инвентаря, пособий и игрушек для занятий, физкультурной формы – одежды и обуви), соблюдение гигиенических правил, а также врачебный контроль за физическим воспитанием: ТАБЛИЦА
В системе физического воспитания эколого – природные факторы используются либо как условия для организации занятий физической культурой и подвижных игр ( например, регулярное проведение на открытом воздухе), либо как относительно самостоятельные средства закаливания ( воздушные и солнечные ванны, обтиранирание, купание и др.). положительный эффект возможен лишь при постепенности, систематичности и комплексности применения оздоровительных сил природы.
Результаты закаливания проявляются и в общем воздействии на ребенка: укреплении его здоровья, развитии активности, воли и т.п. особенно необходимо закаливание для слабых детей. По совету врача выбирают подходящий вид закаливания и последовательно проводят его, тщательно соблюдая еще большую постепенность. ТАБЛИЦА
Цели и условия применения средств физического воспитания :
Средства | Цель | Условия применения |
Основное специфическое средство физического воспитания Физические упражнения. 1.Гимнастика : -Основные виды движения ( ходьба, бег, прыжки, лазание, метание, равновесие), — — общеразвивающие упражнения, — строевые упражнения, — танцевальные упражнения; 2. Игры : — подвижные игры, сюжетные, бессюжетные; игры – забавы; игры – аттракционы; игровые упражнения; — игры с элементами спорта ( городки, баскетбол, хоккей, футблол, бадминтон); — спортивные упражнения ( скольжение по ледяным дорожкам, катание на санках, ходьба на лыжах, катание на самокатах, катание на роликовых коньках, катание на велосипеде, плавание); — простейший туризм ( пеший, лыжный) | Используются для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач физического воспитания. | Обеспечивают эффективное решение задач физического воспитания, если выступают в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям каждого ребенка. |
Дополнительное средство физического воспитания Психогигиенические факторы : 1. Средства, обеспечивающие нормальные условия жизни и деятельности детей : А) гигиена окружающей среды ( жилья, освещения, мебели, игрушек, одежды, обуви); Б) средства личной и общественной гигиены ( гигиена питания, сна, учебной, трудовой и игровой деятельности ребенка, его отдыха, воспитание культурно – гигиенических навыков); В) лечебно – профилактические мероприятия; 2. Рациональные условия проведения физических упражнений и подвижных игр ( состояние залов и участков, инвентаря, пособий и игрушек для занятий, физкультурной формы – одежды и обуви, соблюдение гигиенических факторов) | Повышают эффективность воздействия физических упражнений. | Психофизиологический комфорт ребенка. |
Эколого – природные факторы : солнце, воздух, вода | Усиливают положительное влияние физических упражнений на организм и повышают его работоспособность. Используются для закаливания организма. | Положительный эффект этого средства достигвается только при экологически чистой природе. |
Важная характеристика личности – ее направленность система ведущих мотивов поведения. Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности. Потребности человека отражают требования внутренней среды организма или внешних условий жизни и побуждают его к активности. Двигательная деятельность способствует формированию одной из важных потребностей человека – в здоровом образе жизни. Она представляет собой отношение человека к собственной деятельности, поддерживающей и укрепляющей его здоровье. Здоровье ребенка, с которым в смысловом отношении связан термин «здоровый образ жизни», — показатель уровня развития общества, в котором он живет.
Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. У детей укрепляется желание быть здоровыми, вырасти красивыми, активными, уметь обслуживать и вести себя так, чтобы не причинять вреда себе и другим. С помощью взрослого ребенок осознает : для того чтобы быть здоровым, нужно ежедневно выполнять физические упражнения, закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня, есть здоровую еду, быть чистым, следить за чистотой одежды и обуви, помещения, окружающей среды.
На занятиях физическими упражнениями дети получают элементарные представления о строении собственного тела, функциях и назначении внутренних органов и систем организма ( органы дыхания поддерживают в организме жизнь, кости и мышцы дают возможность двигаться, мозг управляет всеми органами). Через систему специальных упражнений и игр дети знакомятся с признаками здоровья (правильная осанка, походка), учатся защищаться от микробов, избегать опасных мест, при необходимости оказывать себе и другим элементарную помощь (накладывать компрессы на ушибы, обрабатывать мелкие царапины). Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее сформируется у него важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес к физической стороне своей жизни.
Самостоятельная работа. Составить направления физкультурно – познавательныъх занятий.
В дошкольном возрасте начинает складыаться самооценка – наиболее сложный продукт развития сознательной деятельности ребенка, проявляющейся в оценке личности самого себя. Основными факторами формирования самооценки признаются : собственная активность личности, оценка окружающих людей, умение правильно оценивать действия других. На ранних этапах формирования самооценка дошкольника является отражением оценочных суждений окружающих, прежде всего взрослых ( т.е это говорит о том, что мы взрослые должны очень внимательно высказывать свое отношение и оценивать результаты ребенка)
Формирование самооценки в процессе двигательной деятельности предполагает: привлечение внимания ребенка к художественному образу, «картине мира» окружающей его природы ( это хорошо представлено в «Очарование» Л.Д. Глазыриной. А по каким технологиям работаете вы ?). к способности создавать собственый художественный образ – «образ красивого тела»; к красивому двигательному поведению окружающих взрослых. (т.е прежде всего мы должны стать примером – владеть техникой выполнения основных видов движений, вести здоровый образ жизни). В большей мере этому способствует увлекательная двигательная деятельность, связанная с четкой установкой на результат ( игры – драматизации, спортивные и подвижные игры, спортивные упражнения, игры – эстафеты) . ребенок оценивает свое «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.
В сложных действиях проявляется воля ребенка – преодоление препятсвий при достижении поставленной цели..Действенными факторами воспитания воли дошкольника могут служить условия, побуждающие к преодолению трудностей. Особенно ценными в этом отношени являются подвижные и спортивные игры, физические упражнения, основанные на продолжительном и многократном повторении однообразных двигательных действий. При их выполнении требуется проявлять волевые усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального напряжения. Большое значение имеют применение методов стимулирования волевых усилий, контроль и учет степени развития волевых качеств, наглядная демонстрация результатов выполнения упражнений.
Двигательная деятельность активизирует нравственное развитие личности ребенка. Прежде всего она способствует формированию таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи, дружеской поддержке, чувство справедливости, честности, порядочности. Это ярко проявляется в играх и игровых упражнениях, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстником, оказать помощь в выполнении двигательного задания, найти оптимальные варианты в согласовании действий. Руководитель физического воспитания старается показать зависимость общего результата от выполнения каждым ребенком определенных действий, от доброго и справедливого отношения к товарищам ( помочь товарищу, если он не может выполнить правило игры, использовать вежливые формы предложения услуг, замечаний).
Наличие игрового момента способствует поддержанию у всех детей устойчивого интереса к выполнению общей двигательной задачи, без чего невозможно достичь умения видеть другого, действовать с ним. Взаимная ответственность обеспечивает ребенку возможность самоутверждения и самовыражения, развивает уверенность, инициативность, формирует чувство товарищества.
Крупнейший педагог и педиатр Е.А. Аркин в книге «Дошкольный возраст» подчеркивал, что физическая культура дошкольника состоит не только в выполнении мышечных упражнений, усвоении гигиенических навыков и укрепления здоровья. Он считал, что физическая культура в дошкольном возрасте есть «культура чувств, внимания, воли, красоты, екультуры всего характера».
Таким образом, занятия физическими упражнениями – важный фактор формирования личности ребенка — дошкольника.
Источник