Развитие личности ребенка с нарушением зрения
Работа психолога в ДОУ компенсирующего вида, для детей с нарушением зрения заключается в том, чтобы создать условия, способствующие охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию личности каждого ребёнка, социальной защите наших воспитанников.
Развитие личности ребёнка с проблемами развития определены не только дефектом, но и всем комплексом системы отношений в обществе, в частности тех представлений, которые складываются о ребёнке с нарушением зрения в социальной среде. Сложился негативный стереотип, который выражается в представлении о слабовидящих детях как о несчастных, с максимально ограниченными возможностями.
Зачастую этот стереотип присущ и родителям таких детей. В нашем детском саду было проведено анкетирование родителей, с целью выяснить как они относятся к дефекту своего ребёнка и, исходя из этого каким образом строят стратегию и тактику воспитания.
По результатам исследования выявлено, что 50% родителей переоценивают нарушение зрения своего ребёнка, 10% — недооценивают и 40%, анкетируемых родителей, адекватно оценивают нарушение зрения ребёнка.
Переоценка нарушения зрения ребёнка приводит к излишней опеке, что создаёт условия для искусственной излишней изоляции от общества, стремления инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родители видят ребёнка младшим по сравнению с реальным возрастом. При таком воспитании ребёнок либо идёт на конфликт с родителями, пытаясь доказать свою самостоятельность, состоятельность (проявляя агрессию), либо занимает пассивную позицию, соглашается со своей несостоятельностью, что ведёт к неадекватно заниженной самооценке, которая в будущем может привести к комплексу неполноценности.
Недооценка нарушения зрения, как и его переоценка, также негативно влияет на развитие личности такого ребёнка. Воспитание, опирающееся на неоправданный оптимизм, игнорирование дефекта зрения могут привести к трудностям при познании окружающего мира и развития личности в целом.
С целью предупреждения вторичных нарушений развития (физических и психических), которые могут серьёзно нарушить весь ход как интеллектуального, так и личностного развития, в нашем саду проводятся:
— психологическое и тифлологическое просвещение родителей;
— индивидуальное и групповое консультирование родителей, по вопросам, возникающим у самих родителей;
— родители посещают занятия, чтобы увидеть какие методы и приёмы используются в работе с детьми;
— обучаем родителей элементам релаксации, помогающим снять мышечное, зрительное, эмоциональное напряжение.
Вторичные нарушения развития плоховидящего ребёнка требуют целенаправленной, слаженной коррекционной работы психолога, тифлопедагога, воспитателя.
По результатам диагностики в саду выявлены дети, нуждающиеся в психологической коррекции личностных нарушений, а именно тревожные и агрессивные дети. Из всех детей, посещающих детский сад тревожных – 20%, агрессивных – 5%.
Из этих детей формируются группы, при их формировании учитываются индивидуальные особенности детей, характер личностных отклонений, степень нарушения зрения. В течение учебного года проходят занятия по коррекции личностных нарушений. Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете, в игровой форме.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что для того, чтобы полноценно происходило развитие личности в условиях ДОУ и обеспечить социальную защиту таких детей необходимо помнить, что личность нуждается в разносторонней и многоплановой помощи и поддержке общества. И чем раньше она начнёт её получать, чем быстрее начнётся взаимодействие личности, семьи и общества, тем скорее мы получим «питательную среду» для раннего развития личности.
Источник
Человек воспринимает мир через осязание, зрение и слух. Некоторые дети рождаются с патологиями органов зрения. Это отражается на их способности знакомиться с окружающей средой и дальнейшем развитии. Для успешной адаптации такого ребенка во взрослой жизни необходимо уделить особое внимание его развитию и воспитанию.
Виды нарушений зрения
Все нарушения зрения делятся на функциональные и органические. К функциональным относятся амблиопия (снижение зрения не регулируемое оптически) и косоглазие, которые могут поддаваться исправлению. Органические нарушения – патологии структуры глаза и других частей зрительной системы. Они могут приводить к остаточному зрению, слабовидению, слепоте.
Согласно международной классификации нарушений зрения, если острота лучше видящего глаза после оптической коррекции менее 0,3, то это низкое зрение. Если острота зрения ниже 0,05, то человек считается слабовидящим. Если острота зрения ниже 0,02, то такие люди официально признаются слепыми. Дети с остаточным зрением, слабовидящие и слепые обучаются в специализированных заведениях.
Особенности развития
На психике ребенка сказывается время формирования зрительной патологии, ее тяжесть, наличие сопутствующих заболеваний, эффективность лечения и ситуация в семье. Чем раньше появляется дефект зрения, и чем более он выражен, тем сильнее нарушается психическое развитие.
У детей с нарушением зрения на формирование личности оказывают влияние физиологические и социальные факторы: гипо- и гиперопека, неблагоприятное социальное окружение или условия семьи, ограниченная возможность доступа к общению и получению информации. Таким детям тяжело ориентироваться в пространстве, из-за этого они ведут малоподвижный образ жизни. Это, в свою очередь, вызывает слабость мышц (мышечную гипотонию). Для развития навыков ориентирования в пространстве надо постоянно тренировать сохранившиеся анализаторы (восприятие вибрации, слух, тактильную и кожно-кинестетическую чувствительность).
Особенность развития грудничков с нарушением зрения – отсутствие хватательного рефлекса. Такие дети не тянутся к предметам, поздно начинают ползать, стоять и ходить. Опасаясь ушибов головы, малыши ползают ногами вперед. Навык ходьбы у них формируется на 2-3 года позже, чем у сверстников. Отсутствие нормальной возможности исследовать окружающее пространство иногда вызывает задержку речевого развития.
У многих детей с нарушением зрения речь нормально развита, но сужена сфера познавательной деятельности, активного общения, подражания. Часто незрячие используют в речи много слов, значения которых не знают. Поэтому при обучении таких детей надо уделять внимание практическому использованию приобретенных навыков и знаний, по возможности применять наглядность.
У детей с нарушениями зрения важным органом восприятия окружающего мира являются руки. Поэтому необходимо развивать пальцевой, ладонный, кистевой способы восприятия. Незрячие дети старшего возраста должны уметь считывать тактильно рельефно-графическое изображение.
При слабовидении и слепоте дети воспринимают меньше признаков и свойств предметов, чем их сверстники с нормальным зрением. Снижение восприятия цвета, целостности и полноты картины, низкая скорость восприятия затрудняют познание окружающего мира в целом. Из-за этого дети с нарушением зрения отстают в развитии.
Зрительная сосредоточенность и дифференцировка у слабовидящих снижены. Они медленно запоминают информацию, при этом сильно утомляются. Зато, если они запомнили что-то, то это надолго сохраняется в их памяти. Зрительная память у слепых отсутствует, а у слабовидящих ослаблена. У детей с нарушением зрения отсутствует или затруднена возможность зрительного контроля. Им приходится запоминать информацию об ориентирах в пространстве, о том, где находятся предметы.
У слепых и слабовидящих детей снижены интересы, потребности, мотивационная сфера, активность. В то же время нарушение зрения не оказывает влияния на их убеждения, мировоззрение, темперамент, характер.
Образование
Система образования для слабовидящих и слепых детей охватывает все возрастные группы. Существуют дошкольные и школьные учреждения. В дошкольных учреждениях не только воспитывают ребенка. Там также проводят лечебно-восстановительные мероприятия, развивают зрительные функции, двигательную и познавательную сферы, личность ребенка в целом.
Школьные учреждения для слабовидящих и слепых детей – школы-интернаты, в которых дают среднее образование. В таких школах низкая наполняемость классов – 10-12 человек. Кабинеты оборудованы специальной техникой. Используются особые приемы и методы обучения, например, наглядные пособия большого размера с высоким контрастом и четким изображением. При обучении строго соблюдаются гигиенические требования для зрительной работы.
В старших классах много внимания уделяется профориентации, чтобы ученик выбирал профессию, учитывая особенности своего здоровья. Проводятся занятия по социальной реабилитации, на которых детей готовят к самостоятельной жизни в обществе. С этой целью в школьную программу включены уроки по лечебной физкультуре, домоводству, пространственному ориентированию. Основная задача спецшколы – коррекция нарушений зрения, развитие полноценной личности, обеспечение среднего образования (такого же уровня, как и в обычной школе), проведение трудовой подготовки и развитие индивидуальных способностей ребенка.
Дети с нарушением зрения нуждаются в повышенном внимании и заботе. Их развитие замедленное, по сравнению со здоровыми сверстниками. Правильный домашний уход за таким ребенком и обучение в специализированном учреждении помогут ему максимально подготовиться к предстоящей самостоятельной жизни.
Источник
Особенности личности ребенка при дефектах зрения
Учитель-логопед Якименко И.Ю.
Формирование личности ребенка зависит от многих факторов (социальных, физиологических и т. д.) и говорить о том, что нарушение зрения не откладывает свой отпечаток конечно нельзя.
В тифлопедагогике доказан тот факт, что нарушение зрения оказывает влияние на различные компоненты структуры личности.
В связи с тем, что одни черты и качества личности оказываются в значительной зависимости от дефекта зрения, другие в меньшей в тифлопедагогике сложилось несколько точек зрения на эту проблему.
Так, Ф.И.Шоев считал, что тифлопсихология как наука не нужна, так как психика слепого ничем не отличается от психики зрячего. Теория А. Адлера о сверхкомпенсации, утверждала, что поражение зрения оказывает положительное влияние на развитие личности. К. Бюркленом выдвигалась идея о специфическом развитии слепого как человека особого типа, мир которого несходен с внутренним миром зрячего[3]. На самом деле, психика и все психические процессы слепых и слабовидящих развиваются по тем же законом, что и у нормально видящих людей. Но мы опять же возвращаемся к тому, что первичный дефект накладывает на развитие личности свой отпечаток.
Дефект — это физический или психический недостаток, влекущий за собой отклонения от нормального развития. Эти отклонения называются вторичными.
Впервые сущность дефекта и обусловленное им аномальное развитие были проанализированы Л.С. Выготским.
При любом физическом и психическом дефекте автоматически включаются биологические компенсаторные функции организма.
По Павлову И.П. компенсация является «физиологической мерой организма» в ответ на какое-либо нарушение его функций.
Физиологическая компенсация при слабовидении не может быть достаточной, и для нормальной жизнедеятельности человека, необходима специальная коррекционная помощь.
Любой первичный дефект (с ним работает врач) влечёт за собой вторичные отклонения (с ними работает уже педагог).
Для гармоничной коррекционной помощи слабовидящим детям, для усиления социального фактора необходимо понимать иерархию вторичных отклонений, являющихся следствием первичного дефекта.
Вторичные отклонения
Снижен запас представлений об объектах и явлениях окружающего мира. Этот недостаток приводит к вербализму. Вербализм у детей — использование слов без опоры на конкретные представления и понятия. А в процессе обучения — преобладание словесного способа сообщения знаний. Недостаточность информации об окружающем мире так же снижает познавательный интерес.
Затруднена или отсутствует возможность овладения предметно — практическими действиями по подражанию. Следствия — слабая моторика пальцев рук, трудности в скоординированных движениях рук, самообслуживании, выполнении различных предметно-практических действий социально-бытового назначения.
Трудности ориентировки в пространстве. Следствия — снижена мобильность, отставание в физическом развитии, угловатость движений, плохая координация, стереотипность движения, это когда двигательная деривация преодолевается простыми движениями, которые хорошо знакомы. Избавиться в последствии от которых очень сложно.
Затруднена коммуникативная деятельность.
Здесь несколько причин:
первая- дети плохо видят партнера по общению. Сверстники не принимают их в коллективные игры, так как зрительная недостаточность делает этих детей менее успешными в практической деятельности (совместная деятельность нарушена). Уменьшение контактов с окружающими приводят к замкнутости, необщительности, уходу ребенка в свой внутренний мир.
вторая — дети с нарушениями зрения еще в дошкольном возрасте начинают понимать свое отличие от нормально видящих детей, а в подростковом — по- настоящему переживать свое физическое несовершенство. Наличие у них недостатков зрения и осознание своего отличия от нормально видящих приобретает личностный смысл и могут стать серьезной проблемой [1].
Все эти отклонения могут привести к тому что ребенок приобретает негативные характерологические особенности, такие как эгоизм, замкнутость, необщительность, упрямство, снижение любознательности, тревожность, застенчивость, скованность, неуверенность в себе, несамостоятельность, повышенная раздражительность, неадекватность реакций, некоторое безразличие к окружению, инертность, пассивность и др.
Задача педагога построить так коррекционную работу, чтобы свести к минимуму вторичные отклонения. Эта работа должна проводиться не только на уроках, но и во внеурочное время, и конечно же в семье, где ребенок находится большую часть времени.
Компенсация слабовидения но своей сути не являются замещением одних функций другими.
Она представляет собой создание на каждом этапе развития ребенка новых сложных систем связей и взаимоотношений сенсорных, моторных, логических структур, позволяющих воспринимать и использовать информацию из внешнего мира для адекватного отражения и поведения в соответствии с условиями жизни и деятельности [2]
Таким образом, можно говорить о том. что нарушения зрения оказывают влияние на формирование всей психики человека, включая и личность. Однако эго влияние нивелируется коррекционным воздействием и окружающими условиями в семье, в учебном учреждении.
Литература:
Денискина В.3. лекция: «Первичный дефект и вторичные отклонения в развитии детей с нарушение зрения».
Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. М.: Просвещение.
1973.
Статья: «Личность и особенности ее развития при нарушениях зрения» Л. И. Солнцевой в соавторстве с Р. А. Курбановым.
Психология воспитания детей с нарушением зрения /Под ред. Л.И. Солнцевой и В.З. Денискиной. М.: Налоговый вестник. 2004.
4
Источник
ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.
Весельева Л.Н.
учитель – логопед МКОУ «СОШ №5»
г. Нововоронеж
Известно, что у слабовидящих детей имеется ряд специфических нарушений познавательных процессов, связанных со зрительным дефектом. Зрительное восприятие характеризуется замедленностью обзора, не точностью, пропуском деталей изображения. При этом отражаются лишь некоторые, часто второстепенные признаки объектов, в связи с чем возникающие образы искажаются и часто бывают неадекватны действительности ( Ю.А. Кулагин, 1967).
Невозможность или сложность получения ряда чувственных данных препятствует тонкому различению и дифференцировке объектов, а следовательно, и их сравнению. Пробелы в чувственном опыте ребенка значительно затрудняют формирование мыслительных операций. Например, операция сравнения осуществляется либо по несущественным, либо по слишком общим, генерализованным признакам. При операциях обобщения и классификации используются единичные признаки (Н.Г. Цветков, 1975). Однако эти недостатки не делают мышление слабовидящего ребенка неполноценным. В процессе обучения и воспитания в значительной мере устраняется основная причина замедленного развития – пробелы в сфере чувственных, конкретных знаний. Направляя и организуя восприятие, расширяя и уточняя круг представлений, формируя на их основе полноценные понятия, можно успешно развивать мыслительную деятельность слабовидящих.
Наблюдение за слабовидящими детьми свидетельствует о недостаточном уровне развития их внимания. Уменьшенное количество раздражения при нарушениях зрения снижает устойчивость внимания. В то же время длительное воздействие преимущественно слуховых раздражителей быстро утомляет и ведет к рассеиванию внимания (Л.А. Фомина, П.М. Румянцева, 1955).
Память слабовидящих младших школьников характеризуется меньшей продуктивностью в сравнении с нормой, снижением объема запоминания наглядного материала, недостаточным уровнем развития логического запоминания. Эти особенности памяти обусловлены недостаточной полнотой, четкостью и стойкостью представлений, их низким уровнем обобщенности ( А.И. Зотов, 1981).
У слабовидящих школьников слабее, чем у нормально видящих, проявляется действие «закона края». Наиболее продуктивно они запоминают лишь начальный ряд материала, что, вероятно, объясняется их повышенной утомляемостью.
Отмеченные выше особенности познавательных процессов у слабовидящих детей накладывает специфический отпечаток на их учебную деятельность. Например, при чтении часто возникают оптикогностические нарушения, основными причинами которых являются нерасчлененность зрительного восприятия, смешение сходных форм, несформированность представлений ( Н.Б. Лурье, 1968). Выявлено также отрицательное влияние снижения зрения на формирование графических навыков письма. Дети часто не различают строку в тетрадях, допускают искажение элементов букв, их неправильное расположение относительно друг друга в словах, строках (М.И. Земцова, 1973).
У слабовидящего обычно слабее, чем у других детей, осуществляются контакты с окружающими. Слабовидящие сравнительно меньше играют в подвижные игры, ограниченно или совсем не занимаются спортом, в силу чего их физическое развитие часто не соответствует возрасту (Б.В.Сермеев, 1983).
Нарушение социальных контактов приводит к ряду отклонений в формирование личности. Сюда относятся некоторые изменения в динамике потребностей (например, недоразвитие перцептивных потребностей), связанных с затруднением их удовлетворения: сужение круга интересов, обусловленное ограничениями в сфере чувственного отражения; редуцированность способностей к видам деятельности, требующим визуального контроля; отсутствие или резкая ограниченность внешнего проявления внутренних состояний. В результате формируется ряд отрицательных черт характера: моральных (эгоцентричность, эгоизм, отсутствие чувства долга, товарищества), волевых (отсутствие самостоятельности, внушаемость, упрямство, негативизм), эмоциональных (отсутствие любознательности, чувства нового).
Таким образом, отмеченные специфические особенности познавательной деятельности и наличие ряда вторичных негативных проявлений личности у слабовидящих детей требует организации психокоррекционных мероприятий.
Формы организации занятий должны учитывать психофизиологические особенности слабовидящих детей (в частности, повышенную общую и зрительную утомляемость), носить охранительный характер. С этой целью необходимо использовать смену различных видов деятельности, подвижные игры, всевозможные физминутки (в том числе для снятия зрительного утомления).
Источник