Развитие личности ребенка дошкольного возраста курсовая
Психологические новообразования и личностные характеристики ребенка дошкольного возраста. Эмоционально-волевая и мотивационная сферы дошкольника. Развитие нравственно-этических и социально-значимых представлений и ценностей, межличностных взаимоотношений.
Подобные документы
Психологические особенности детей дошкольного возраста. Воспитательное значение сюжетно-ролевой игры, ее место в деятельности дошкольника. Формирование эмоциональной сферы личности ребенка и развитие отношений со сверстниками во время ролевых игр.
курсовая работа, добавлен 01.03.2019
Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста. Значение эмоций в процессе становления личности ребенка. Анализ методов и приемов, направленных на формирование эмоциональной сферы дошкольников, порядок диагностики данного процесса.
курсовая работа, добавлен 20.01.2011
Особенности и закономерности развития детей дошкольного возраста. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте. Новообразования дошкольного возраста. Психологическая готовность дошкольника к школе. Психическое развитие детей дошкольного возраста.
курсовая работа, добавлен 07.05.2018
Место детства в развитии личности. Роль социальных факторов и общения с людьми и его влияние на развитие личности. Личностные новообразования младенчества. Речь и становление личности. Формирование основных личностных качеств у ребенка дошкольника.
курсовая работа, добавлен 19.02.2010
Особенности процесса детско-родительских взаимоотношений. Роль семьи в развитии личности дошкольника. Организация, методы и результаты исследования влияния детско-родительских отношений на развитие различных сторон личности ребенка дошкольного возраста.
дипломная работа, добавлен 20.04.2015
Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте. Предметная деятельность и игра. Восприятие, внимание, память дошкольника. Воображение и мышление дошкольника. Развитие личности в дошкольном возрасте. Эмоционально-мотивационная регуляция поведения.
реферат, добавлен 07.04.2015
Составляющие структуры личности по Фрейду. Личностные характеристики детей от 3 до 6 лет. Обзор социально-психологических предпосылок и условий развития личности ребенка дошкольного возраста. Инициативность вместо чувства вины. Интервью как метод оценки.
реферат, добавлен 25.11.2013
Характеристика, психологические причины и проявления «кризиса 3-х лет». Сущность игры по Л.С. Выготскому. Ведущая деятельность ребенка к концу раннего детства, центральные новообразования. Развитие восприятия, мышления и речи ребенка дошкольного возраста.
реферат, добавлен 28.03.2012
Кризис трех лет — формирование целостного феномена «Я сам». Предметная деятельность дошкольника, значение игры в его развитии. Влияние социальных институтов на развитие личности. Психологические новообразования дошкольного возраста, готовность к школе.
контрольная работа, добавлен 04.09.2010
Психическое развитие ребенка младенческого, дошкольного возраста. Развитие познавательной сферы детей. Начальные этапы формирования личности ребенка. Организация режима дня, учебной деятельности. Особенности ребенка, проявляющиеся в первый месяц обучения.
лекция, добавлен 22.03.2018
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Источник
Министерство образования и
науки РФ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Рязанский государственный университет
имени С. Есенина»
Институт психологии,
педагогики и социальной педагогики
Кафедра педагогики и педагогического
образования
Контрольная работа
по курсу: «Психология»
на тему: Развитие личности
в дошкольном возрасте.
Студентки 2 курса гр.4246
ОЗО по специальности
«Педагогическое (дошкольное)
образование»
Трофимовой О. А.
Преподаватель:
Митина Марина Анатольевна
Рязань 2013г.
Содержание
Введение
Развитие эмоциональной и мотивационной
сферы детей дошкольного возраста.
Развитие самосознания и самооценки
ребенка.
Особенности возраста.
Социально-психологические предпосылки
и условия развития личности ребенка дошкольного
возраста.
Деятельность как фактор развития личности.
Заключение.
Литература
Введение
Личность (человек как личность) – в отечественной
психологии это: субъект социальных отношений
и сознательной деятельности, носитель
психосоциальных свойств человека; системное
качество индивида, формирующееся в совместной
деятельности и общении.[7 с. 408]
Развитие личности как процесс «социализации
индивида» осуществляется в определённых
социальных условиях семьи, ближайшего
окружения в определённых социально-политических,
экономических условиях региона, страны,
национальных традициях того народа, представителем
которого он является. Это макро ситуация
личностного развития. В то же время на
каждой фазе жизненного пути, как подчеркивал
Л. С. Выготский, складываются определённые
социальные ситуации развития как своеобразное
отношение ребёнка к окружающей его социальной
действительности. [1 с. 315]
По мнению А. В. Петровского вхождение
ребенка как социального существа в жизнь
общества предполагает прохождение трех
фаз: адаптации к действующим в обществе
нормам, формам взаимодействия, деятельности;
индивидуализации как удовлетворения
«потребности индивида в максимальной
персонализации» и интеграции личности
в этой общности. [6 с.49]
Дошкольный возраст – период познания
мира человеческих отношений и период
первоначального становления личности.
Возникновение эмоционального предвосхищения
последствий своего поведения, самооценки,
усложнение и осознание переживаний, обогащение
новыми чувствами и мотивами эмоциональной
сферы – вот неполный перечень особенностей,
характерных для личностного развития
дошкольника.
К семи годам характеристики личности
становятся более содержательными: существенно
повышается уровень произвольности и
свободы поведения, что связано с возросшими
возможностями ребёнка, его уверенностью
в своих силах. Появляется более адекватная
оценка успешности в разных видах деятельности
и стойкая мотивация достижения.
Если по отношению к развитию познавательных
процессов можно сказать, что дошкольный
возраст является решающим в их формировании,
то это тем более верно в связи с развитием
личности. Почти все основные свойства
и личностные качества человека складываются
в детстве, за исключением тех, которые
приобретаются с накоплением жизненного
опыта и не могут появиться раньше того
времени, когда человек достигнет определённого
возраста.
Важно отметить, что каждый возраст, а
особенно дошкольный, вносит свой существенный
вклад в развитие личности. Завершается
процесс развития личности после школы
приобретением социально-психологической
самостоятельности и независимости, а
также чувства внутренней свободы, характерного
для высокоразвитой личности.
Дошкольный возраст занимает важнейшее
значение в становлении личности человека:
расширяется объём деятельности, закладываются
основы сознательного поведения, формируются
нравственные представления.
Развитие эмоциональной
и мотивационной сферы детей дошкольного
возраста.
Дошкольный возраст, как писал А.Н.Леонтьев,
– это « период первоначального фактического
склада личности». Именно в это время происходит
становление основных личностных механизмов
и образований. Развиваются тесно связанные
друг с другом эмоциональная и мотивационная
сферы, формируется самосознание. [3 с.
218]
Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных (эмоциональных) вспышек и конфликтов по незначительным поводам.
Появление представлений дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации, у него возникают переживания, с ней не связанные, а сиюминутные затруднения воспринимаются не так остро, теряют свою прежнюю значимость.
Однако день дошкольника остается настолько насыщен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения.
В дошкольном возрасте желания, побуждения
ребенка соединяются с его представлениями,
и благодаря этому побуждения перестраиваются.
Механизм эмоционального предвосхищения подробно описан А.В. Запорожцем. Он считал,
что еще до того, как дошкольник начинает
действовать, у него появляется эмоциональный
образ, отражающий и будущий результат,
и его оценку со стороны взрослых. Эмоционально
предвосхищая последствия своего поведения,
ребенок уже заранее знает, хорошо или
дурно он собирается поступить. Если он
предвидит результат, не отвечающий принятым
нормам воспитания, возможное неодобрение
или наказание, у него возникает тревожность
— эмоциональное состояние, способное
затормозить нежелательные для окружающих
действия. Предвосхищение полезного результата
действий и вызванной им высокой оценки
со стороны близких взрослых связано с
положительными эмоциями, дополнительно
стимулирующими поведение. [8 с.219]
Изменяется в период дошкольного возраста и структура самих эмоциональных процессов.
Помимо вегетативных и моторных компонентов входят теперь и сложные формы восприятия, образного мышления, воображения. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать. Переживания становятся сложнее и глубже.
Важно появление у дошкольников таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание, — без них невозможны совместная деятельность и сложные формы общения детей.
Вся деятельность дошкольника является эмоционально насыщенной. Игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах — должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно.
По выражению А. Н. Леонтьева самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. С этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности.[4 с. 215]
Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких. Вскоре он уже может подавить свои непосредственные побуждения, например не реагировать на привлекательный предмет. Это, по мнению К. М. Гуревича, становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль «ограничителей». [5 с. 318]
Сдерживанию непосредственных побуждений ребенка способствует присутствие взрослого или других детей. Сначала ребенку нужно, чтобы кто-то был рядом, контролировал его поведение, а оставшись один, он ведет себя более свободно, импульсивно.
Благодаря развитию механизма соподчинения мотивов старшие дошкольники легче ограничивают свои непосредственные желания, чем младшие, но эта задача остается достаточно сложной на протяжении всего периода.
Зарубежными психологами показано, что усвоение этических норм и социализация нравственного поведения ребенка протекают быстрее и легче при определенных отношениях в семье. У ребенка должна быть тесная эмоциональная связь, по крайней мере, с одним из родителей. Дети охотнее подражают заботливым родителям, чем безразличным.
Кроме того, они принимают стиль поведения и установки взрослых, часто общаясь и включаясь в совместную с ними деятельность.
В общении с безусловно любящими их родителями дети получают не только положительные или отрицательные эмоциональные реакции на свои поступки, но и объяснения, почему одни действия следует считать хорошими, а другие плохими. Все это приводит к более раннему осознанию этических норм поведения.
Усвоение норм морали, так же как эмоциональная регуляция действий, способствует развитию произвольного поведения дошкольника.
Развитие самосознания
и самооценки ребенка.
Психическое развитие, становление личности
связано с формированием самосознания —
осознанием себя и отношением к себе как
к физическому, духовному и общественному
существу.
Выдающийся советский психолог С. Л. Рубинштейн
подчеркивал, что движущая сила развития
самосознания — в «растущей реальной
самостоятельности индивида, выражающейся
в изменении его взаимоотношений» [6 с.
49 ].
В дошкольном возрасте ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются и новые мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием — мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества, с усваивающимися моральными нормами.
Ребенок учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания.
Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки — других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные.
Постепенно эмоциональное отношение и этическая оценка начинают дифференцироваться. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки.
Старшие дошкольники начинают судить о поступках не только по их результатам, но и по мотивам; их занимают такие сложные этические вопросы, как справедливость награды, возмездие за причиненное зло.
Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает. Возникает первичное чувство долга, проявляющееся в наиболее простых ситуациях. Оно вырастает из чувства удовлетворения, которое испытывает ребенок, совершив похвальный поступок, и чувства неловкости после неодобряемых взрослым действий. Начинают соблюдаться элементарные этические нормы в отношениях с детьми, хотя и избирательно. Ребенок может бескорыстно помогать сверстникам, которым симпатизирует, и проявлять щедрость по отношению к тому, кто вызвал у него сочувствие.
К 6 годам ребенок становится
значительно самостоятельнее, независимее
от взрослого, расширяются, усложняются
его отношения с окружающими.
Это дает возможность для более
полного и глубокого осознания
себя, оценки достоинств и недостатков
как своих, так и сверстников.
Активно развивается в этот период и самооценка — важная форма
проявления самосознания.
Самооценка шестилетнего ребенка в одном
виде деятельности может отличаться от
его самооценки в других. В оценке своих
достижений, например, в рисовании ребенок
может оценивать себя правильно, в овладении
грамотой — переоценивать, в пении — недооценивать
себя. Критерии, используемые ребенком
при самооценке, в значительной степени
зависят от педагога. Ведь, как справедливо
заметил Б. Г. Ананьев, оценочное суждение
ребенка, «непрерывно переплетается с
оценочными отношениями к нему со стороны
товарищей и особенно воспитательницы».[5
с. 320]
Итак, оценки и самооценки шестилетних
детей оказались в высокой степени связанными
с оценками педагогов, как в детском саду,
так и в школе. Наиболее тесная связь между
оценками и самооценками детей и педагогов
в системе межличностных отношений.
Это связано с возрастающим к концу дошкольного
возраста стремлением ребенка к взаимопониманию,
совпадению своего отношения и оценки
окружающего с оценкой и отношением взрослого.
Этой особенностью шестилетних детей
следует умело пользоваться как воспитателям,
так и учителям, родителям при формировании
самооценки ребенка.
На основе самооценки складывается и
уровень притязания — тот уровень достижений,
который, по мнению ребенка, ему по силам.
Педагогу, работающему с детьми шестилетнего
возраста, важно не только учитывать самооценку
и притязания своих маленьких воспитанников,
но и активизировать их самооценку, способствовать
поднятию их уровня притязания. Однако
важно при этом избежать другой крайности
— сформировать чрезмерно завышенную
самооценку, что может привести к возникновению
высокомерия, зазнайства, агрессивности,
упрямства, и других нежелательных качеств.
Источник
Буянова Светлана Валентиновна ДОЗ11 III курс
Дисциплина Детская психология
Преподаватель: Жуковская Ирина Анатольевна
Реферат
Тема: «Развитие личности дошкольника»
Старший дошкольный возраст является дальнейшим продолжением сеизетивного периода в личностном развитии. Этот период благоприятен для овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми и сверстниками. Этот возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения. У ребенка старшего дошкольного возраста в содержание представлений о себе входит отражение или своих свойств, качеств, возможностей.
Накопленные данные о возможностях, представления о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией получаемой в процессе общения. Контактируя с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает знания о самом себе. У ребенка в старшем дошкольном возрасте развивается сложный компонент самосознания — самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе.
Особенности самооценки взаимосвязано с оценкой окружающих. В исследовательских работах Б.Г. Ананьевой, Л.И. Ботович, А.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.Р. Чаматы, И.И. Чесноковей, Е.В. Шороховой проанализировали вопрос о становлении самосознания в проблеме развития личности. Исследования А.А. Бодалева заострили внимание в связи познания других людей и самопознания. А.Г. Спиркин дал понятие «Под понятием «Я» имеется личность, освещенная светом своего собственного самосознания «Я» — это самоконтрольная сила духа. И.И. Чеснокова в структуре самосознания выделяет три взаимосвязанных компонента: самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегулирование поведения личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности. И.С. Кон считает, что самооценка тесно связана с уровнем притязания на признание. Уровень притязания — это желаемый уровень самооценки личности. Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от оценки его взрослости. Старшие дошкольники оценки взрослых преломляют через призму тех установок и выводов, которые подсказывает им их опыт.
В этом возрасте ребенок отделяет себя от оценки другого. При обмене оценочным к воздействиями возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами. Очень высокого уровня достигает умение сравнивать себя с товарищами. У старших дошкольников богатый опыт индивидуальной деятельности помогает критически оценивать воздействия ровесников. В 6-7 лет моральные нормы осознаются дошкольниками точнее и относятся к людям более широкого окружения (не драться, слушаться, со всеми дружить, принимать в игру, угощать всех, помогать младшим, не обзываться, не врать, никого не обижать, уступать место старшим). Старший дошкольник понимает, что хвастать нельзя и некрасиво, стремиться быть хорошим, выделиться. С возрастом самооценка у ребенка становится правильной. В 5 — 7 лет дошкольники обосновывают положительные характеристики самих себя с точки зрения наличия каких-либо нравственных качеств. К семи годам происходит важное преобразование в плане самооценки. Ребенок делает выводы о своих достижениях в разных видах деятельности. К семи годам дети правильно себя оценивают, намечается дифференциация двух аспектов самосознания — познание себя и отношение к себе. Старшие дошкольники пытаются осмыслить мотивы своих и чужих поступков, они начинают объяснять собственное поведение, опираясь на знания и представления, почерпнутые от взрослого, и собственный опыт. Старшего дошкольника интересуют и некоторые психические процессы, происходящие в нем самом. Ребенок осознает себя, во времени просит взрослых рассказать о том, каким он был маленьким, его интересует и прошлое близких людей. Осознание своих умений и качеств, представление себя во времени, открытие для себя своих переживаний — все это составляет начальную форму осознания ребенком самого себя, возникновение «личного сознания».
Ядром самосознания являются самооценка и связанный с ней уровень притязаний. Под уровнем притязания понимается степень трудности целей, которые человек ставит перед собой. Самооценка развивается в дошкольном возрасте по следующим направлениям:
1) возрастает число качеств личности и видов деятельности, которые оценивает ребенок;
2) самооценка от общей переходит к дифференцированной;
3) Оценка себя во времени. Главным достижением этого возраста является четкая, уверенная, в целом эмоционально положительная самооценка.
Особенности развития самосознания в старшем дошкольном возрасте.
возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника;
складывается самокритичность, способность мотивировать самооценку;
появляется личное сознание.
В старшем дошкольном возрасте дети глубже осознают сущность этих правил и норм. Ребенок уже регулирует себя и переносится на управление социальными действиями и поступками. Складывается определенная нравственная позиция, у ребенка возникает качественное стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих людей, возникает потребность в достижении успехов, целеустремленности, чувства уверенности в себе, самостоятельности.
Формируются такие важные качества личности как ответственность и чувство долга. Формируются личностное качества связанные с отношением к людям, переживаниям, успехам и неудачам. Старшие дошкольники уже разумно могут объяснять свои поступки. Дети учатся таким эмоциям и чувствам, которые помогают устанавливать продуктивные отношения со своими сверстниками и со взрослыми. Формируется ответственное отношение к результатам своих действий и поступков. Ответственных старших дошкольников пробуждает чувство сопричастности к общему делу. Ребенок шести семи лет способен понимать нравственный смысл ответственности. Эмоционально положительное отношение к самому себе, лежащее в основе структуры самосознания личности нормально развивающего ребенка, ориентирует его на притязание положительного этического эталона. Потребность соответствовать этому эталону поведения, приобретает личностный смысл, у ребенка появляется ответственность как черта личности. Ребенок шести — семи лет может самостоятельно выбирать способы правильного поведения, отстаивать свое мнение, брать на себя ответственность за свою позицию и проявлять независимость. Правильное поведение в присутствии взрослого — первый этап морального развития поведения ребенка. Потребность вести себя по правилам приобретает личностный смысл. Потребность в признании проявляется в стремлении ребенка утвердиться в своих моральных качествах, он хочет, чтобы люди испытывали к нему благосклонность, благодарность, признавали и ценили его хороший поступок. У детей старшего дошкольного возраста имеется ненасытная потребность обращаться к взрослым за оценкой результатов своей деятельности и достижений. Ребенок усваивает эталоны социальных норм поведения. В нравственном развитии становятся знания норм общения и понимание их ценности и необходимости. За период старшего дошкольного детства ребенок проходит большой путь личностного развития, а также в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения в числе личностных отношениях со взрослыми и детьми. Ребенок осваивает правила адекватного лояльного взаимодействия с людьми и в благоприятных для себя условиях может действовать в соответствии с этими правилами.
Обо всем выше сказанном можно сказать, что у детей самопознание и самоотношение рождают деятельность самооценивания, в результате которой формируется самооценка, как компонент самосознания ребенка отношение к своим личностным свойствам, переживаниям и мыслям.
Самооценка бывает:
адекватная; когда ребенок критически правильно оценивает свои возможности, родители его не балуют и не замечают самооценку.
неадекватная; когда ребенок недооценивает себя, родители своим давлением и порицанием типа: «ты никто», «ты ничего не можешь!», «ты дурак» сильно занижают самооценку ребенка
завышенная: когда ребенок переоценивает свои возможности вследствие вседозволенности сюсюканья родителей
Основные новообразования личности дошкольника
Дошкольный возраст — самый длительный и сложный с точки зрения психического развития этап раннего онтогенеза. Сложен он и как объект психологического исследования. Как показывает анализ научной литературы, многообразие событий, происходящих в психической жизни детей этого возраста, обладает разной степенью привлекательности для ученых, в связи, с чем дошкольный возраст исследован крайне неравномерно. Наименее изученным он остается со стороны процессов, интегрирующихся по его завершении в личностном новообразовании кризиса семи лет.
Одну из главных причин этого можно увидеть в том, что существующее в науке многообразие теоретических концепций кризисных фаз детского развития опирается на явно недостаточную экспериментальную базу.
Не отрицая наличия «переходных периодов», «скачков», «переломов в развитии» как особых моментов в психике ребенка, ученые стараются избегать самого термина «кризис» для их обозначения. Последний понимается как тяжело, неверно протекающий перелом в развитии
4. Подобный сдвиг в терминологии, замена термина «кризис» на «перелом», «скачок» приводит к тому, что в отдельных работах критический период оказывается утраченным, поглощенным стабильным периодом, а в других, там, где он преимущественно связывается с негативной симптоматикой в детском поведении, он фиксируется в нетипичных для него возрастах, например в 5,5 лет .
Наметившиеся расхождения в позициях исследователей обусловлены слабой теоретической проработкой проблемы кризисов и не разработанностью критериев, по которым можно судить, является ли то или иное проявление психической активности формой существования личностного новообразования или мы имеем
Проблема кризисных этапов и центральных новообразований личности, складывающихся в эти периоды, остается в значительной мере открытой.
Личность понимается как «особое сверхчувственное качество», формирующееся при жизни ребенка, как система отношений, общественных по своей природе и обращенных к предметному миру, к другим людям и к себе. Линия отношения к себе является определяющей в системе отношений субъекта к миру, задающей смысловые ориентиры жизнедеятельности человека.
Общение со взрослым является ведущим фактором развития ребенка в первые шесть — семь лет его жизни и, в том числе, становления его самосознания и личности. В ходе общения у ребенка складываются образ другого человека и образ самого себя, которые выступают как сложное аффективно-когнитивное образование, отражающее онтогенез самопознания и самооценки ребенка. В образе себя отражается весь опыт индивидуальной деятельности ребенка и его коммуникативный опыт, которые в совокупности определяют содержание психического облика ребенка и целостной системы его отношений к миру, т.е. его личности.
С учетом вышесказанного можно связать содержание развития в критические периоды с кардинальной целостной перестройкой личности ребенка, обнаруживающей себя в специфических возрастных новообразованиях. Их отличие от новообразований стабильных возрастов состоит в интеграции отношений, конституирующих личность, в усложнении их структуры и приобретении ими все более опосредствованного характера.
Преобразованные отношения задают направление развития всех сфер психической активности ребенка и, прежде всего, процессов его самопознания.
Своеобразие этих процессов на этапе кризиса состоит в том, что они
разворачиваются не во внутреннем плане, как акт самоанализа (интроспекции), а имеют развернутый вовне характер оценки своего достижения и сопоставления своей оценки с оценкой окружающих, а тем самым себя с другими. Присвоенные точки зрения окружающих на себя как источник успеха или неуспеха в деятельности ложатся в основу отношения ребенка к себе, к своей личности, становятся критериями его конкретной самооценки. Самооценка ребенка, его образ себя выступают той сферой, в которой важно проследить возрастные изменения, объективирующиеся в личностном новообразовании кризиса развития.
В кризисном периоде, когда складывается личностное новообразование, происходит перестройка и взаимопроникновение периферических и ядерных структур образа себя: значимые знания и представления получают выраженную аффективную окраску и включаются в ядро образа; в свою очередь какие-то аспекты отношения к себе, содержащиеся в ядре, становятся незначимыми, теряют аффективную окраску и перемещаются на периферию образа себя. Наиболее значимой для формирования общей самооценки ребенка на определенном возрастном этапе выступает соответствующая ему ведущая деятельность.
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Однако, накопление индивидуального опыта в дошкольном возрасте осуществляется не только в игре, но и во многих других, сугубо детских деятельностях: рисовании, конструировании, посильном труде, действиях по самообслуживанию, общении со сверстниками. Переживание успеха и неуспеха в этих видах деятельности, несомненно, вносит свой вклад в отношении ребенка к себе, а значит и в его личностное развитие.
Однако остается неясным, как соотносится опыт, приобретаемый ребенком в разных видах дошкольной деятельности с такого рода образом себя, с опытом его игровой активности и с содержанием личностного новообразования кризиса семи лет, в котором объективируются преимущественно социальные параметры личности ребенка.
Ведущее положение игры в становлении отношения ребенка к себе ученым удалось проследить на коротком промежутке времени от 5 до 5,5 лет. Возможно, что лишь на этом этапе игра выполняет функцию ведущей деятельности как фактор выстраивания отношений ребенка с другими, поскольку в остальных возрастах она не связана прямо с отношением ребенка к себе. Вместе с тем сфера социальных отношений детей с окружающими в той или иной мере детерминирует особенности ядерных и периферических структур образа себя на протяжении всего дошкольного детства и к семи становится основным фактором, определяющим отношение ребенка к себе.
Максимально увязанной со школьными типами деятельности оказывается способность ребенка-дошкольника к ролевой форме самоорганизации в осуществлении социальных и в этом смысле субъективно значимых для него задач, условно называемых реальным ролевым поведением. Оно обеспечивает в школьном возрасте не только дальнейшее развитие сферы социального взаимодействия детей с окружающими его взрослыми (учителями) и сверстниками, но и значимо коррелирует с его успеваемостью. Этот результат может свидетельствовать в пользу высказываемого в научной литературе мнения о социальных мотивах как ведущих в начале школьного обучения в отсутствие сформированных учебных мотивов, которые складываются позже и непосредственно в ходе осуществления учебной деятельности . Доминирование социальных мотивов в поведении детей, только приступивших к систематическому учению, по всей видимости, является важным условием, обеспечивающим сдвиг мотива «учиться», «ходить в школу», на цель — «знать и уметь по-настоящему», «соответствовать требованиям».
Подтверждением этому отчасти является и отсутствие значимых корреляций между уровнем интеллектуального развития ребенка до школы и его успеваемостью в конце первого года обучения. Можно полагать, что усвоенные до школы знания не обеспечивают сами по себе, вне определенной и, по всей видимости, именно социальной мотивации, успешного овладения школьной программой. И еще одна
Заключение
Психическое развитие ребенка в дошкольном детстве изучено достаточно подробно. Тем не менее раскрыть динамику развития психических процессов (восприятие, память, мышление, воображение и др.), совершенствования основных видов деятельности (труд, игра, учение) или формирования личности по годам жизни малыша очень сложно. Эти изменения заметны не всегда и порой охватывают лишь отдельные стороны общего процесса.
В дошкольном возрасте начинают формироваться личностные механизмы поведения. Складывается первичное соподчинение мотивов, поведение ребенка превращается из полевого в волевое. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве усложняется и дифференцируется. В дошкольном детстве складываются важнейшие психические новообразования. В структуре психических функций центральное место начинает занимать память, возникает возможность действовать в плане общих представлений и устанавливать связи, не данные в чувственном опыте. Для детей этого возраста наиболее характерна игровая и продуктивная деятельность. Среди игр дошкольного возраста выделяются ролевая, режиссерская, игра с правилом, дидактическая игра. В дошкольном возрасте возникает элементы учебной деятельности.
Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. Иначе говоря, формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно-практическая. Расширяются знания детей о сферах общественно полезной деятельности взрослых, не связанных непосредственно с обслуживанием ребенка. Представления о вещах, их свойствах легко соединяются в сознании ребенка с новыми знаниями о труде взрослых по изготовлению предметов. Дети узнают, что выбор материала, формы и цвета вещи определяется стремлением сделать ее максимально удобной и приятной для окружающих.
Появление таких новообразований, как трудолюбие, внутренняя позиция, адекватная самооценка, являются важными составляющими школьной готовности. В систему готовности входит и сенсомоторная координация (главным образом зрительно-моторная), помогающая ребенку одновременно слушать, смотреть на образец и рисовать или писать. Важным показателем готовности к школе является и распределение и концентрация внимания, произвольность, в том числе и умение подчинять деятельность определенному образцу или правилу, степень обобщенности и интериоризированности познавательных процессов и ориентировки, т.е. те параметры познавательного развития, о которых говорилось выше.