Развитие личности ребенка дошкольного возраста формы взаимодействия с
Алия Марданова
Взаимодействие детского сада и семьи в процессе развития личности ребенка
Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, уважать, радоваться, сочувствовать, получает первые навыки общения. Любая педагогическая система без семьи – чистая формальность. Семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка, здесь формируется нравственный опыт маленького человека.
Родители являются основными социальными заказчиками услуг ДОУ. Именно поэтому так необходимо взаимодействие между родителями и педагогами. Полноценное воспитание ребенка происходит в условиях одновременного влияние семьи и дошкольного учреждения.
Актуальность проблемы взаимодействия детского сада с семьей не подлежит сомнению. Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми. Открывать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить или запугать ребёнка.
К настоящему времени в отечественной и зарубежной педагогике разработаны разнообразные формы взаимодействия детского сада с семьей. Многие из них уже показали свою эффективность. Вместе с тем имеются и нерешенные проблемы в этой области. Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о проблемах родителей и детей. Одной из таких проблем является кризис семьи. Поэтому необходимо «вернуть» родителей в семью, помочь им осознать свой родительский долг перед детьми, увидеть свои педагогические возможности. С каждым годом у нас в городе все больше становиться «проблемных детей», семей «группы риска». Педагогам трудно общаться и взаимодействовать с родителями. Традиционные формы работы – родительские собрания и т. д. не оправдали себя. Посещаемость стала все меньше и меньше. Поэтому надо искать новые формы, наполнять их педагогически эффективным содержанием. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
Целью моей работы является:
— создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями;
— установление доверительных и партнерских отношений с родителями;
— вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Одной из важнейших задач своей работы я считаю вовлечение родителей в жизнь детского сада.
Чтобы решить эту задачу, необходимо изучить интересы и потребности семьи, информировать родителей о том, что происходит в группе и в детском саду, заниматься психолого-педагогическим просвещением, вовлекать семью в совместную деятельность.
В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм взаимодействия с семьями воспитанников. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.Я в своей работе использую формы:
— информационно-аналитическое
— познавательное
— наглядно – информационное, или мастер класс
— досуговая, или по-современному «семейная ассамблея».
Информационно-аналитические
Цель
Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.
Форма работы
Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик».
Познавательные
Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей.
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-
просветительские
Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.
Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек.
Досуговые
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми.
Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках.
Коротко о каждом направлении:
1.Информационно-аналитическое:
Работу с родителями я начала с анкетирования. Родительский курс — на основе этих анкет я получила реальную картину семей и развития каждого ребенка, выработала тактику своего общения с каждым из родителей. Анкета «Наш детский сад 2013» — которая лучше помогла мне ориентироваться в педагогических потребностях семьи их возможных предложениях по улучшению работы д/с, следующим шагом в знакомстве с родителями было посещение семьи. По результатам таких посещений я оформила психолого-педагогическую характеристику каждой семьи. Кроме того, я считаю, что наиболее доступная форма установления связи с семьей это беседы. Целью бесед может быть оказание родителям своевременной помощи по тем или иным вопросам воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам. На следующем этапе я пригласила родителей к нам в группу «Будьте, как дома», так как взрослые часто проявляют робость, неуверенность, осторожность — стремилась к тому, чтобы родители раскрылись и доверились мне, для создания новой большой семьи — под названием «Второй Дом наших детей».
2. Познавательное — обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
В моей группе созданы условия для тренинга, в этом мне помогают заведующая д/с, методист, музыкальный руководитель. Тренинги в наше время приобретают все большую популярность.
Для скоординированной работы ДОУ и родителей поставила перед собой следующие задачи:
— установление доверительных отношений с родителями.
— вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
— активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
— работа в тесном контакте с семьями воспитанников.
— поощрение родителей
Для этого использую следующие формы и методы работы:
— общие и групповые собрания,
— занятия с привлечением родителей,
— дни посещения,
— работа с родительским комитетом,
— совместное создание предметно-развивающей среды,
— совместное оформление альбомов, газет, фотовыставок «Наша дружная семья»
— телефон доверия
Родители активизировались, научились взаимодействовать друг с другом.
3.Наглядно — информационное или мастер класс:
— родительские уголки,
— вернувшиеся папки передвижки,
— семейно — групповой альбом «жили-были»,
— фотовыставка к праздникам,
Форма работы через «Родительские уголки» традиционна, для того чтобы она стала действенной,я предложила родителям самим вести две рубрики: — «Что говорят малыш дома», и «Носики — курносики» — где родители делятся друг с другом событиями и полезными советами.
4. Досуговая, или по современному «семейная ассамблея»: — развитие культуры взаимопониманий.
В современных условиях д/с трудно обойтись без поддержки родителей, именно поэтому у нас в группе многое сделано руками мам и пап наших воспитанников, это и пособия для занятий, и одежда для кукол, вязаные коврики и дорожки, много игрушек соответствующих младшему возрасту.
Родители участвуют в праздничных утренниках, совместно с детьми драматизируют сказки, принимают участие в изготовлении декораций и атрибутов для игр драматизаций.
Традиционно в нашей группе проводятся дни рождения детей с хороводом, караваем, но я привлекаю в этот праздник и родителей, ведь это главный праздник в семьях воспитанников. В праздничный день приходит мамочка, иногда с папой или бабушкой и мы вместе с детьми смотрим семейный альбом, мама рассказывает семейные случаи про своего ребенка. Все вместе мы садимся за стол, где готово угощение. Общение на таких праздниках между мною и родителями получается непринужденным и доверительным.
Одной из результативных форм являются выставки совместного творчества. Перед этим я показываю детям уже готовые работы, побуждаю к созданию совместных с родителями композиций. Родители проявляют интерес, увлекаются, создают много разнообразных совместных с детьми поделок, рисунков, фотогазет, активно участвуют в выставках.
Для реализации содержания этой работы я использую коллективные и индивидуальные формы деятельности. Эти формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем, важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и дома.
Новое в практике работы детского сада с семьёй это использование письменных форм общения с родителями. Так, первым шагом к взаимопониманию может стать письмо, которое приходит родителям, ещё стоящим на очереди в детский сад. В этом письме воспитатель рассказывает о том, как родители могут облегчить предстоящую адаптацию ребенка в детском саду, прививая необходимые навыки, психологически подготавливая к ежедневному расставанию. Так, в знакомых всем родительских уголках создаются новые рубрики, так на стенде «Какое у вас настроение» родители и дети каждое утро цветными фишками отмечают настроение друг друга. Это служит первой темой разговора воспитателя с детьми в начале дня и учит детей и родителей быть внимательными друг к другу.
Семья и Детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхождения маленького человека в большой мир.
Взаимоотношения родителей и ДОУ редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый. Хочется верить, что мне это удастся. Я не останавливаюсь на достигнутом, ищу новые пути и сохраняю наработанное.
Источник
Юлия Новикова
Социально-личностное развитие дошкольников в процессе взаимодействия ДОУ и семьи
Аннотация. В статье раскрывается сущность социального развития дошкольника, его включение в систему общественных отношений. Описывается процесс социально личностного развития дошкольников в условиях взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.
Ключевые слова: социализация, дети дошкольного возраста, социально-личностное развитие, социально-коммуникативное развитие, педагогическая деятельность, дошкольное образование, игровая деятельность.
Социальное развитие (социализация) — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений,который состоит из:
• трудовых навыков;
• знаний;
• норм, ценностей, традиций, правил;
• социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.
Проблема социализации является особо актуальной в настоящее время, так как общество сегодня предъявляет высокие требования к уровню сформированности социально-коммуникативных качеств личности ребенка. Современное общество нуждается в активных, инициативных, коммуникабельных личностях, способных на самостоятельные поступки и конструктивному принятию решений, гармонично взаимодействующих с окружающим миром.
Комплексные исследования последних лет (Г. М. Андреева, Ю. Н. Галагузова, И. С. Кон, М. Мид, А. В. Мудрик, В. Д. Семенов и др.) выявляют актуальность проблемы социального развития ребенка и потребность инноваций в процессе педагогического управления им. Выготский Л. С., в теории культурно-исторического развития психики, обращал внимание на то, что «социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение определенного периода. Она определяет те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное развитие становится индивидуальным» [2, с. 103].
Особый социальный феномен на исторически разных этапах развития общества раскрывается в теоретико-методологических трудах психологов Е. А. Аркина, Л. Б. Эльконина и др. Влияние социальной среды на развитие личности ребёнка и раскрытие сущности и структуры явления социализации освещены в трудах В. В. Абраменковой, Н. Ф. Головановой, И. С. Кона, А. В. Мудрика и др.
Условия и истоки успешной социализации личности кроятся в детском возрасте, когда особую актуальность приобретают тесное сотрудничество семьи и детского сада, их взаимодополняемость для эффективного процесса социализации ребенка-дошкольника. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.
Целью нашей работы является: исследование эффективности взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в вопросе социально-личностного развития дошкольников.
Социализация личности начинается с первых лет жизни. В раннем возрасте, в процессе взаимодействия с близкими ему взрослыми ребенок постигает первые уроки социализации, формируются начальные представления об обществе, правилах поведения в социуме. Семья является главной общественной площадкой, на которой непрерывно происходит передача социальных и культурных ценностей, формируются первичные моральные и нравственные качества личности. Неоспоримо, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. О. В. Солодянникова отмечает, что ребенок перенимает от родителей множество личностных смыслов, которые становятся фундаментом для его дальнейшего самоопределения и идентичности. Однако данные представления о мире и себе не всегда являются для него конструктивными. В ситуациях неправильного взаимодействия родителей с ребенком (например, без учета его личностных особенностей) у него возникает негативный образ себя, вследствие чего искажается и его мировосприятие [7,38].
Первым институтом социализации для ребенка является детский сад. Именно в дошкольном учреждении ребёнок получает первый опыт общения с чужими взрослыми, учиться взаимодействовать с группой сверстников.
Дошкольное образование в Республике направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста[1, п. 1.8]. Одна из основных задач в ДОУ — это создание социально-благополучной среды для каждого воспитанника. Одна из главных целей — способствовать успешной социализации ребенка.
Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» нацеливает педагогов ДОУ на формирование у дошкольников представлений о нормах и ценностях, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников [2,22].
Процесс социализации ребёнка и знакомство его с культурой происходят под влиянием ряда факторов, определяющих направленность, динамику и характер ознакомления с социальной действительностью. Их учёт позволяет эффективно осуществлять управление процессом воспитания в ДОУ, а также прогнозировать траектории социального развития ребёнка.
Опираясь на возрастные особенности дошкольников педагоги ДОУ проводят целенаправленную и систематическую работу по формированию и развитию социально-коммуникативныхкачеств и потребностей ребенка: интерес к знаниям, любовь к природе, умение жить в коллективе, считаться с его интересами, дорожить ими. Этот процесс имеет большую эффективность при расширении использования в работе с дошкольниками игровой деятельности. Так как именно игровая деятельность позволяет расширить социальный кругозор жизни ребенка, создать больше условий для проявления им самостоятельности, активизации его познавательных способностей, коррекции недостатков личностного развития, формировании умения ориентироваться в социальной действительности и интеллектуально осваивать всю систему человеческих отношений. Игровая деятельность — это «школа» социальных чувств, коллективных навыков, которая способствует овладению способами постижения социальной действительности, накоплению опыта познания своих резервных возможностей, обеспечивает развитие и реализацию потенциала ребенка как творческого субъекта социальной действительности [5,477].
Благодаря игре личность ребёнка совершенствуется:
• Развивается мотивационно — потребностная сфера;
• Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм;
• Развивается произвольность поведения;
• Развиваются умственные действия.
К сожалению, из результатов анкетирования, индивидуальных бесед мы можем сделать вывод, что родители, имеют слабое представления о ценности игры, в силу каких-либо причин сами они редко играют с детьми дома. Главной задачей дошкольного образования родители видят в обучении детей, как можно раньше, счету и чтению. А. С.Макаренко отмечал: «у ребенка есть страсть к игре и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь это игра». Принятие родителями этого высказывания как истины, как девиза для совместной деятельности с детьми, Является
Семья и ДОУ — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции разнятся, но для полноценного развития ребёнка требуется их взаимодействие. Чтобы положительно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и каждого её члена.
К сожалению, современные семьи не всегда педагогически грамотны, они остро нуждаются в квалифицированной поддержке и помощи различных специалистов. Педагогу необходимо использовать следующие принципы организации работы с семьей:
• открытость детского сада для семьи;
• сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
• отсутствие формализма в организации работы с семьёй;
• создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
Доверие родителей к педагогу базируется на уважении к его опыту, знаниям, компетентности в вопросах воспитания и, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, доброта, чуткость). Родители станут взаимодействовать с педагогом, когда будут уверены в хорошем отношении к своему ребенку, его человеческих и профессиональных качествах.
Взаимопонимание и сотрудничество редко возникает сразу. Это долгий процесс, требующий терпения, взаимоуважения, признания роли каждого из участников воспитательного процесса в становлении и развитии личности ребенка.
В нашем дошкольном учреждении используются различные формы и методы взаимодействия с семьями воспитанников:
• Наглядная пропаганда. Как театр начинается с вешалки, так и детский сад начинается с раздевалки, в которой организован родительский уголок. Информационное наполнение уголка яркое, привлекающее внимание. Педагоги ДОУ регулярно обновляют консультативную информацию,создают стенды: «Наше творчество», «Наши достижения», фото отчеты проведенных совместных мероприятий и акций.
• Родительские собрания проходят в группе, используются различные формы организации (круглые столы, педагогические гостиные). Так на февраль текущего учебного года в нашей группе (1 младшая группа) запланировано родительское собрание, в ходе которого родителям будет предложено поиграть в сказку «Мишка в детском саду». Целью проведения театрализованной игры является снижение тревожности родителей в период адаптации детей к условиям ДОУ.
• Дни открытых дверей у нас проводятся регулярно. В эти дни родители имеют возможность присутствовать на любом занятии, прогулке, принимать участие в разных мероприятиях дошкольного учреждения.
• Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов, детей и родителей, как совместный досуг (Веселые старты, День Нептуна, Новогодняя сказка и др., где последние выступают полноправными участниками. Родители принимают активное участие в пошиве костюмов, изготовлении декораций, большая работа проводится по разучиванию стихов, песен, изготовлению подарков. С большим удовольствием все большее количество родителей принимает участие в районных конкурсах рисунков, творческих работ и др. Нами была организована и проведена экологическая акция «Берегите птиц!» в ходе которой родители совместно с детьми изготавливали из бросового материала кормушки для птиц.
• Так как современные родители не на минуту не выпускают из рук всевозможные гаджеты, мною было принято решение о создании консультативной, информационной группы в интернет ресурсе ВКонтакте, что способствует сплочению и неформальному общению родителей.
Семья и дошкольное учреждение – это два кита, совместная эффективная деятельность которых способствует успешному социально-личностному развитию ребенка.
Ни один человек не рождается готовым членом общества. Несформированная в дошкольном возрасте социальная компетентность может привести к отчужденности, тревожности, низкой успеваемости в школе, эмоциональной глухоте, враждебности, агрессивности, применению физической силы. Поэтому только грамотно спланированная совместная работа педагогического коллектива и родителей воспитанников по социализации дошкольников способна дать плодотворные результаты.
Наша общая задача — воспитание активной творческой личности, способной к самореализации, умеющей устанавливать гармоничные отношения с другими людьми, с самим собой.
Источник