Развитие личности ребенка диплом

Теоретические основы развития личности в педагогической психологии, этапы ее формирования. Типичные факторы, влияющие на авторитет родителей, его виды. Сущность инструментальной и целевой агрессивности. Особенности нравственного воспитания дошкольников.

Подобные документы

  • Теоретические основы формирования личности младших школьников посредством родительского авторитета, его основные виды и мера влияния на ребенка. Принципы педагогического такта, методика и основные факторы воспитания и развития школьника в семейной среде.

    курсовая работа, добавлен 10.11.2014

  • История становления вопроса о решающей роли нравственного воспитания в развитии личности. Условия формирования нравственного сознания и поведения детей. Психолого-педагогичеcкая характеристика дошкольного возраста в контексте нравственного воспитания.

    курсовая работа, добавлен 23.10.2013

  • Теоретические основы развития физической культуры как важного фактора гармоничного развития личности дошкольников. Анализ психолого-педагогической литературы. Особенности физического развития детей дошкольного возраста. Педагогические условия развития.

    курсовая работа, добавлен 17.01.2016

  • Общие условия семейного воспитания. Особенности умственного развития ребенка. Основные принципы нравственного развития. Роль и задачи всестороннего воспитания ребенка, родительский авторитет (расстояния, подавления, чванства, педантизма, резонерства).

    реферат, добавлен 28.05.2015

  • Понятие социализации как условия развития личности. Характеристика и иерархия факторов социализации и формирования ребенка дошкольного возраста. Диагностика особенностей семейного воспитания дошкольников и взаимоотношений родителей и детей в семье.

    контрольная работа, добавлен 27.03.2015

  • Рассмотрение роли семьи, родителей в процессе воспитания ребенка, становления его личности. Рассмотрение условий воспитания ребенка и влияние внутрисемейных отношений на развитие личности ребенка. Факторы, влияющие на процесс социализации ребенка.

    статья, добавлен 01.04.2019

  • Понятие нравственности, морали, критерий нравственного воспитания. Периодизация развития морального сознания личности. Нравственное воспитание среди подростков. Критерии нравственного развития личности. Этапы нравственного развития ребенка (по Колбергу).

    реферат, добавлен 26.05.2012

  • Пять основных элементов развития детей дошкольного возраста. Социальные факторы в развитии личности ребенка. Основные принципы организации процесса социального воспитания. Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания личности ребенка.

    курсовая работа, добавлен 09.09.2016

  • Содержание нравственного воспитания на современном этапе и суть генезиса нравственного воспитания. Педагогические условия повышения уровня нравственного развития детей, критерии и уровни нравственной воспитанности дошкольников в детских учреждениях.

    дипломная работа, добавлен 22.10.2012

  • Понятие, сущность и значение социального воспитания, роль и место родителей в формировании личности ребёнка. Характеристика, классификация типов семейных отношений и стилей воспитания. Особенности всестороннего развития и становления личности ребенка.

    курсовая работа, добавлен 31.01.2018

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам

Источник

     Развитие 
дисциплинированности, организованности
и других качеств, помогающих дошкольнику 
управлять своим поведением, в 
большой мере зависит от степени 
его восприимчивости к требованиям
взрослого как носителя социальных норм
поведения. Среди факторов, обусловливающих
развитие этого рода восприимчивости,
важное место занимает характер взаимоотношений
ребенка и взрослого, овладение содержанием
требований взрослых посредством «словесных
инструкций, знаковых средств» (67, с.
151)

    1. Ведущая
      деятельность детей дошкольного возраста

     Сюжетно-ролевая 
игра в дошкольном возрасте является
одной из ведущих деятельностей.

     В
зарубежной психологии игра трактуется
как деятельность по природе инстинктивно-биологическая.
В отечественной психологии она, социальна
по содержанию, т.е. возникает из социальных
условий жизни ребенка в обществе.

     Игра
— это воссоздание человеческой деятельности,
при котором выделяется социальная
человеческая суть — ее задачи и нормы
отношений между людьми. Д.Б. Эльконин
предлагает различать сюжет и содержание
игры. Сюжет — это та сфера действительности,
которая моделируется и воспроизводится
в игре. Содержание игры — то, что именно
воспроизводится в сюжете. Психологическое
содержание игры — это моделирование социальных
отношений и ситуаций.

     Она
представляет собой иллюзорную реализацию
нереализуемых тенденций и возникает 
из столкновения двух тенденций: формирования
обобщенных аффектов, связанных с 
желанием реализовать мотивы, которое
пока не могут найти своего выражения
в силу особенностей психического развития
ребенка и сохранения прежней тенденцией
к немедленной реализации желания. Игра
выступает как способ участия ребенка
в жизни взрослых, благодаря которому
становится возможным развитие новых
социальных потребностей и мотивов Д.Б.
Эльконин различает следующие структурные
компоненты игры: роль, игровые действия;
игровое употребление предметов, реальные
отношения между играющими детьми. Игра
представляет собой школу произвольности,
воли и морали. Игровое употребление предметов
— замещение — важнейшая характеристика
сюжетно-ролевой игры. Особенность игры
состоит в том, что она представляет собой
воображение в наглядно-действенной форме.
Игровое употребление предметов — замещение
— важнейшая характеристика сюжетно-ролевой
игры.

Читайте также:  Признаки нормального развития ребенка до года

     Д.Б.
Эльконин выделил четыре уровня развития
сюжетно-ролевой игры:

     I
уровень: центральным содержанием игры
являются предметные действия. Роли не
определяют действия, не называются детьми,
а обозначаются после совершения игрового
действия. Действия однообразны и повторяемы,
их логика легко нарушается.

     II
уровень. На передний план выдвигается 
соответствие игрового действию 
реальному. Роли называются детьми.
Логика действия определяется 
их последовательностью в реальной
жизни. Расширяется число и виды игровых
действий.

     III
уровень. Основным содержанием игры является
выполнение роли и связанных с нею действий.
Роли ясные и четкие, называются детьми
до начала игры. Роль определяет логику
и характер действий. Появляется специфическая
ролевая речь.

     IV
уровень. Основным содержанием 
игры является выполнение действий,
отражающих отношение к другим 
людям. На протяжении всей игры 
ребенок ясно проводит одну 
линию поведения. Действия развертываются 
в четкой последовательности, логичны,
разнообразны. Сюжетно-ролевой игры в
дошкольном возрасте, определяет развитие
всех существенных сторон личности ребенка,
подготавливает переход в новый период
развития. «Игра — источник развития и
создает зону ближайшего развития».

     Д.Б.
Эльконин выделил также четыре линии влияния
игры на психическое развитие ребенка:

     Развитие 
мотивационно — потребностной сферы.

     Преодоление
познавательного «эгоцентризма» ребенка.

     Развитие 
идеального плана.

     Развитие 
произвольности действий.

     Основные 
новообразования развития мотивационно-потребностной
сферы определяются эмоционально-действенной
ориентировкой ребенка в мире социальных
отношений, мотивов, задач и смыслов человеческой
деятельности.

     Л.С.
Выготский главное значение детской 
игры выдел в формировании опосредования,
в отрыве значений от вещи, в формировании
идеального блага сознания. Д.Б. Эльконин,
опираясь на идеи П.Я. Гальперина, рассматривает
игру как естественную стихийно сложившуюся
практику поэтапной отработки и умственных
действий на основе развития игровых действий
от развернутых и выполняемых с реальными
игрушками к умственным действием. Действия
в уме, составляют основу идеального плана,
раскрывают путь к развитию наглядно-образного
мышления, высших форм перцептивной деятельности,
воображения.

     Основным 
условием психического развития ребенка 
является его собственная активная
деятельность. А.Н. Леонтьев ввел в психологию
развития понятие ведущей деятельности.
Он подчеркивал, что главным процессом,
который характеризует психическое 
развитие ребенка, является специфический
процесс усвоения или присвоения им достижений
предшествующих поколений людей. Этот
процесс осуществляется в деятельности
ребенка по отношению к предметам и явлениям
окружающего мира, в котором воплощены
эти достижения человечества. Именно в
активной мотивированной деятельности
самого ребенка происходит формулирование
его личности. Причем это формирование
происходит прежде всего под влиянием
той деятельности, которая на данном этапе
онтогенеза является ведущей, обуславливающей
главные изменения в психических процессах,
в психологических особенностях личности
ребенка (общение, игра, учение, труд).

     Ведущая
деятельность — это такая деятельность,
развитие которой обуславливает 
главнейшие изменения в психических 
процессах и психологических особенностях
личности ребенка на определенной стадии
его развития. При переходе на новый уровень
развития предыдущая деятельность не
исчезает, но теряется ее определяющая
роль в развитии.

     Игра
— это ведущая деятельность дошкольника,
но играют и школьники, и взрослые люди.
Признаком перехода от одной возрастной
стадии к другой является именно изменение
типа ведущей деятельности ведущего отношения
ребенка к деятельности. Ведущей называется
деятельность способствующая развитию
психики и личности ребенка на данном
возрастном этапе. Ведущая игровая деятельность
создает условия для развития способностей
и личности ребенка, обеспечивающих ему
возможность достойного вхождения в учебную
деятельность.

     В
дошкольном возрасте ведущей деятельностью 
является игра. В игровой деятельности
впервые формируются и проявляются потребность
ребенка воздействовать на мир. Все игры
обычно воспроизводят те или иные самым
отвечают потребности ребенка принять
участие в жизни и деятельности взрослых.
Но ребенок становится взрослым лишь в
воображении, мысленно. Различные формы
серьезной деятельности взрослых служат
образцами, которые воспроизводятся в
игровой деятельности: ориентируясь на
взрослого как на образец, взяв на себя
ту или иную роль, ребенок подражает взрослому,
действует как взрослый, но только с предметами-заместителями
(игрушками) в сюжетно-ролевой игре. В игре
для ребенка существенны не только свойства
предметов, сколько отношение к предмету,
отсюда возможность замещения предметов,
что способствует развитию воображения.
Играя, ребенок также овладевает соответствующими
действиями.

Читайте также:  Речевое развитие ребенка зпр

     Игровая
деятельность к концу дошкольного 
возраста дифференцируется на такие 
формы, как сюжетно-ролевые игры,
игры драматизации, игры с правилами.
В игре развиваются не только познавательные
процессы, речь, общение, поведение, но
и личность ребенка. Игра в дошкольном
возрасте является универсальной формой
развития (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин,
К.Н. Подьяков, СИ. Карпова, А.С. Списаковская
и другие) она создает зону ближайшего
развития, служит основой для становления
будущей учебной деятельности. Основной
смысл выделения ведущей деятельности
заключается в понимании сущности ее воздействия
на психическое развитие растущего человека
в дошкольных образовательных учреждениях
большое место занимают методы словесного
воспитания. Переоценка словесных методов
в воспитании приводит к нравственному
формализму в обучении и формальном усвоении
знаний Е.А. Рубинштейн отмечал, что всякая
попытка взрослых «внести» в ребенка познание
и нравственные нормы, минуя его собственную
деятельность по овладению ими, подрывает
самые основы здорового умственного развития
ребенка, воспитывая его личностные свойства
и качества (27).  

    1. Игра  в развитии личности у детей
      дошкольного возраста

     Игра
— это основной вид деятельности
ребенка, в которой он получает из окружающего
мира впечатления и знания. В ней ярко
проявляются особенности мышления и воображения,
развивается потребность в общении. Игра
— подлинная социальная практика для ребенка,
его реальная жизнь в обществе сверстников.
Она, как важная деятельность ребенка,
должна выполнять общевоспитательные
и социальные функции.

     Игра 
используется в целях всестороннего 
воспитания и формирования нравственной
стороны личности, она позволяет 
лучше понять и глубже пережить эту 
действительность, позволяет воспитывать
высокие человеческие качества. Игра как
формы организации жизни и деятельности
характеризуется:

     Игра 
носит самостоятельный характер
в старшем дошкольном возрасте способствует
обогащению сюжета и развитию ролевых 
отношений. Игра является средством всестороннего
развития ребенка. Игра выполняет свои
функции, способствует умственному развитию
детей. Дети через игру знакомятся с окружающим
миром, с предметами. Она влияет на физическое
развитие, имеет свои особенности:

     — 
носит общественно-исторический характер;

     —
творческая деятельность, в игре 
дети создают свой мир не 
похожий на реальность.

     —
является  свободной деятельностью;

     —
является отражательной деятельностью. 
Дети отражают взаимодействие 
людей, природы, жизни. 

     —
игра — средство социализации ребенка
(69).

     Подобно
учению, игра возникла в ходе человеческой
истории как форма подготовки
детей к жизни в обществе и 
труду, играющие дети напоминают играющих
детенышей животных. Играющий ребенок 
представляет себе, что кукла это 
младенец, а, например, котенок, гоняясь
за клубком шерсти видит в нем чего-то
похожего на мышь. Ему от рождения свойственны
«охотничьи» движения. Когда-то совсем
маленькие дети участвовали в труде вместе
со взрослыми, выполняя посильную для
них работу. Знаменитый русский ученый
и путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай,
изучивший жизнь папуасов на Новой Гвинее
в то время, когда там еще существовали
примитивнее, первобытные орудия и виды
труда, описывая, например, обработку почвы,
в которой принимают участие мужчины,
женщины и дети. Мужчины большими заостренными
кольями поднимают глыбы земли. За ними
на коленях движутся женщины и деревянными
лопатками размельчают землю. А сзади
следуют дети разного возраста и растирают
землю руками. Участия маленьких детей
в труде стало невозможным, когда усложнились
орудия и способы труда. Взрослые стали
делать уменьшенные орудия (луки и стрелы,
копья и т.д.), и дети, подражая взрослым,
тренировались в их использовании. Так
появились игры — упражнения, сочетавшие
в себе игру, учение, труд. Оригиналы не
могли использоваться по назначению и
поэтому игра начала отделяться от учения
и труда. Наступил период, когда дети не
могли прямо участвовать в жизни взрослых
и основной деятельностью становится
сюжетно-ролевая игра. Разыгрывая роли
взрослых, изображая их поведение в разных
ситуациях, дети начинают проникать в
смысл жизни взрослых, устраивать представления
о правилах поведения людей в обществе.

Читайте также:  Карта индивидуального маршрута развития ребенка в доу по фгос

     У
ребенка в дошкольном возрасте предпосылки 
к игровой деятельности начинаются
с младенчества. В период хватания
в четыре с половиной — пять месяцев он
свободно достает, захватывает и удерживает
висящую игрушку, во втором полугодий
уточняется движение руки к предмету.
Схватывание и удерживание предмета пальцами
совершенствуется до конца года.

     Затем
идет манипулирование предмета — лиц, от
простых действий к более сложным, перемещение
игрушки в пространстве, ее приближение
и удаление, бренчание, сжимание и т.д..
К концу первого — начало второго полугодия
проявляется устойчивая направленность
на результат, Далее младенец начинает
действовать не с одним, а одновременно
с двумя предметами, повторяет действия
(42).

Источник

Воспитательные возможности семьи в формировании личности ребенка через взаимоотношения родителей и детей. Типы семьи, характеристика ее функций. Трудности семейного воспитания. Составление социального паспорта семьи, проведение тестов, анкетирование.

Подобные документы

  • Особенности российской семьи и семейного воспитания. Анализ воспитательного потенциала семьи, ее педагогической культуры. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании подростка. Влияние семьи на становление личности ребенка. Работа педагога с семьей.

    курсовая работа, добавлен 22.10.2010

  • Семья как социальный институт формирования личности ребенка. Роль семьи в воспитании ребенка. Общение родителей и детей как детерминант развития ребенка. Психолого-педагогическая работа по изучению и коррекции детско-родительских отношений.

    курсовая работа, добавлен 14.12.2006

  • Значение воспитания родителей на первых возрастных этапах ребенка. Условия успешного воспитания детей в семье. Факторы тенденции ослабления семейных связей. Коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей в совместном воспитательном процессе.

    реферат, добавлен 13.03.2015

  • Психолого-педагогические основы семейного воспитания, его влияние на формирование личности ребенка. Восприятия родителями ребенка как личности и типы взаимоотношений в семье Опытно-экспериментальная работа по анализу семьи как педагогической системы.

    курсовая работа, добавлен 03.12.2009

  • Нарушения в поведении и развитии ребенка. Содержание семейного воспитания. Взаимодействие семьи и школы. Роль классного руководителя в воспитании школьника. Практические методики диагностики семейного воспитания. Педагогическая культура родителей.

    курсовая работа, добавлен 30.11.2010

  • Изучение влияния семьи, как социального института, на формирование личности ребенка. Школа, как координатор совместной деятельности школы и семьи. Пути и способы повышения воспитательного потенциала семьи. Способы педагогического просвещения родителей.

    курсовая работа, добавлен 18.02.2011

  • Семья и ее социальные функции. Стили, типы и виды семейного воспитания и его проблемы. Воспитание детей в различных по структуре семьях. Семья как фактор формирования личности и ее роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.

    курсовая работа, добавлен 26.07.2009

  • Неблагополучная семья как институт десоциализации ребенка. Принципы семейного воспитания. Особенности личностного развития ребенка в дисфункциональных семьях. Психологические механизмы социализации личности. Ее зависимость от семейного благополучия.

    дипломная работа, добавлен 13.01.2014

  • Особенности формирования личности в дошкольном возрасте. Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в процессе социализации ребенка на примере ДОУ №22 «Родничок». Особенности работы с молодыми родителями по проблеме нравственного воспитания детей.

    курсовая работа, добавлен 29.07.2010

  • Сущность и содержание семьи, ее назначение и выполняемые функции, специфика внутрисемейных отношений. Особенности семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи. Определение роли семьи в развитии ребенка. Участие семьи в коррекции речевого развития ребенка.

    реферат, добавлен 04.02.2011

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам

Источник