Развитие личности ребенка диплом
Теоретические основы развития личности в педагогической психологии, этапы ее формирования. Типичные факторы, влияющие на авторитет родителей, его виды. Сущность инструментальной и целевой агрессивности. Особенности нравственного воспитания дошкольников.
Подобные документы
Теоретические основы формирования личности младших школьников посредством родительского авторитета, его основные виды и мера влияния на ребенка. Принципы педагогического такта, методика и основные факторы воспитания и развития школьника в семейной среде.
курсовая работа, добавлен 10.11.2014
История становления вопроса о решающей роли нравственного воспитания в развитии личности. Условия формирования нравственного сознания и поведения детей. Психолого-педагогичеcкая характеристика дошкольного возраста в контексте нравственного воспитания.
курсовая работа, добавлен 23.10.2013
Теоретические основы развития физической культуры как важного фактора гармоничного развития личности дошкольников. Анализ психолого-педагогической литературы. Особенности физического развития детей дошкольного возраста. Педагогические условия развития.
курсовая работа, добавлен 17.01.2016
Общие условия семейного воспитания. Особенности умственного развития ребенка. Основные принципы нравственного развития. Роль и задачи всестороннего воспитания ребенка, родительский авторитет (расстояния, подавления, чванства, педантизма, резонерства).
реферат, добавлен 28.05.2015
Понятие социализации как условия развития личности. Характеристика и иерархия факторов социализации и формирования ребенка дошкольного возраста. Диагностика особенностей семейного воспитания дошкольников и взаимоотношений родителей и детей в семье.
контрольная работа, добавлен 27.03.2015
Рассмотрение роли семьи, родителей в процессе воспитания ребенка, становления его личности. Рассмотрение условий воспитания ребенка и влияние внутрисемейных отношений на развитие личности ребенка. Факторы, влияющие на процесс социализации ребенка.
статья, добавлен 01.04.2019
Понятие нравственности, морали, критерий нравственного воспитания. Периодизация развития морального сознания личности. Нравственное воспитание среди подростков. Критерии нравственного развития личности. Этапы нравственного развития ребенка (по Колбергу).
реферат, добавлен 26.05.2012
Пять основных элементов развития детей дошкольного возраста. Социальные факторы в развитии личности ребенка. Основные принципы организации процесса социального воспитания. Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания личности ребенка.
курсовая работа, добавлен 09.09.2016
Содержание нравственного воспитания на современном этапе и суть генезиса нравственного воспитания. Педагогические условия повышения уровня нравственного развития детей, критерии и уровни нравственной воспитанности дошкольников в детских учреждениях.
дипломная работа, добавлен 22.10.2012
Понятие, сущность и значение социального воспитания, роль и место родителей в формировании личности ребёнка. Характеристика, классификация типов семейных отношений и стилей воспитания. Особенности всестороннего развития и становления личности ребенка.
курсовая работа, добавлен 31.01.2018
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Источник
Развитие
дисциплинированности, организованности
и других качеств, помогающих дошкольнику
управлять своим поведением, в
большой мере зависит от степени
его восприимчивости к требованиям
взрослого как носителя социальных норм
поведения. Среди факторов, обусловливающих
развитие этого рода восприимчивости,
важное место занимает характер взаимоотношений
ребенка и взрослого, овладение содержанием
требований взрослых посредством «словесных
инструкций, знаковых средств» (67, с.
151)
- Ведущая
деятельность детей дошкольного возраста
Сюжетно-ролевая
игра в дошкольном возрасте является
одной из ведущих деятельностей.
В
зарубежной психологии игра трактуется
как деятельность по природе инстинктивно-биологическая.
В отечественной психологии она, социальна
по содержанию, т.е. возникает из социальных
условий жизни ребенка в обществе.
Игра
— это воссоздание человеческой деятельности,
при котором выделяется социальная
человеческая суть — ее задачи и нормы
отношений между людьми. Д.Б. Эльконин
предлагает различать сюжет и содержание
игры. Сюжет — это та сфера действительности,
которая моделируется и воспроизводится
в игре. Содержание игры — то, что именно
воспроизводится в сюжете. Психологическое
содержание игры — это моделирование социальных
отношений и ситуаций.
Она
представляет собой иллюзорную реализацию
нереализуемых тенденций и возникает
из столкновения двух тенденций: формирования
обобщенных аффектов, связанных с
желанием реализовать мотивы, которое
пока не могут найти своего выражения
в силу особенностей психического развития
ребенка и сохранения прежней тенденцией
к немедленной реализации желания. Игра
выступает как способ участия ребенка
в жизни взрослых, благодаря которому
становится возможным развитие новых
социальных потребностей и мотивов Д.Б.
Эльконин различает следующие структурные
компоненты игры: роль, игровые действия;
игровое употребление предметов, реальные
отношения между играющими детьми. Игра
представляет собой школу произвольности,
воли и морали. Игровое употребление предметов
— замещение — важнейшая характеристика
сюжетно-ролевой игры. Особенность игры
состоит в том, что она представляет собой
воображение в наглядно-действенной форме.
Игровое употребление предметов — замещение
— важнейшая характеристика сюжетно-ролевой
игры.
Д.Б.
Эльконин выделил четыре уровня развития
сюжетно-ролевой игры:
I
уровень: центральным содержанием игры
являются предметные действия. Роли не
определяют действия, не называются детьми,
а обозначаются после совершения игрового
действия. Действия однообразны и повторяемы,
их логика легко нарушается.
II
уровень. На передний план выдвигается
соответствие игрового действию
реальному. Роли называются детьми.
Логика действия определяется
их последовательностью в реальной
жизни. Расширяется число и виды игровых
действий.
III
уровень. Основным содержанием игры является
выполнение роли и связанных с нею действий.
Роли ясные и четкие, называются детьми
до начала игры. Роль определяет логику
и характер действий. Появляется специфическая
ролевая речь.
IV
уровень. Основным содержанием
игры является выполнение действий,
отражающих отношение к другим
людям. На протяжении всей игры
ребенок ясно проводит одну
линию поведения. Действия развертываются
в четкой последовательности, логичны,
разнообразны. Сюжетно-ролевой игры в
дошкольном возрасте, определяет развитие
всех существенных сторон личности ребенка,
подготавливает переход в новый период
развития. «Игра — источник развития и
создает зону ближайшего развития».
Д.Б.
Эльконин выделил также четыре линии влияния
игры на психическое развитие ребенка:
Развитие
мотивационно — потребностной сферы.
Преодоление
познавательного «эгоцентризма» ребенка.
Развитие
идеального плана.
Развитие
произвольности действий.
Основные
новообразования развития мотивационно-потребностной
сферы определяются эмоционально-действенной
ориентировкой ребенка в мире социальных
отношений, мотивов, задач и смыслов человеческой
деятельности.
Л.С.
Выготский главное значение детской
игры выдел в формировании опосредования,
в отрыве значений от вещи, в формировании
идеального блага сознания. Д.Б. Эльконин,
опираясь на идеи П.Я. Гальперина, рассматривает
игру как естественную стихийно сложившуюся
практику поэтапной отработки и умственных
действий на основе развития игровых действий
от развернутых и выполняемых с реальными
игрушками к умственным действием. Действия
в уме, составляют основу идеального плана,
раскрывают путь к развитию наглядно-образного
мышления, высших форм перцептивной деятельности,
воображения.
Основным
условием психического развития ребенка
является его собственная активная
деятельность. А.Н. Леонтьев ввел в психологию
развития понятие ведущей деятельности.
Он подчеркивал, что главным процессом,
который характеризует психическое
развитие ребенка, является специфический
процесс усвоения или присвоения им достижений
предшествующих поколений людей. Этот
процесс осуществляется в деятельности
ребенка по отношению к предметам и явлениям
окружающего мира, в котором воплощены
эти достижения человечества. Именно в
активной мотивированной деятельности
самого ребенка происходит формулирование
его личности. Причем это формирование
происходит прежде всего под влиянием
той деятельности, которая на данном этапе
онтогенеза является ведущей, обуславливающей
главные изменения в психических процессах,
в психологических особенностях личности
ребенка (общение, игра, учение, труд).
Ведущая
деятельность — это такая деятельность,
развитие которой обуславливает
главнейшие изменения в психических
процессах и психологических особенностях
личности ребенка на определенной стадии
его развития. При переходе на новый уровень
развития предыдущая деятельность не
исчезает, но теряется ее определяющая
роль в развитии.
Игра
— это ведущая деятельность дошкольника,
но играют и школьники, и взрослые люди.
Признаком перехода от одной возрастной
стадии к другой является именно изменение
типа ведущей деятельности ведущего отношения
ребенка к деятельности. Ведущей называется
деятельность способствующая развитию
психики и личности ребенка на данном
возрастном этапе. Ведущая игровая деятельность
создает условия для развития способностей
и личности ребенка, обеспечивающих ему
возможность достойного вхождения в учебную
деятельность.
В
дошкольном возрасте ведущей деятельностью
является игра. В игровой деятельности
впервые формируются и проявляются потребность
ребенка воздействовать на мир. Все игры
обычно воспроизводят те или иные самым
отвечают потребности ребенка принять
участие в жизни и деятельности взрослых.
Но ребенок становится взрослым лишь в
воображении, мысленно. Различные формы
серьезной деятельности взрослых служат
образцами, которые воспроизводятся в
игровой деятельности: ориентируясь на
взрослого как на образец, взяв на себя
ту или иную роль, ребенок подражает взрослому,
действует как взрослый, но только с предметами-заместителями
(игрушками) в сюжетно-ролевой игре. В игре
для ребенка существенны не только свойства
предметов, сколько отношение к предмету,
отсюда возможность замещения предметов,
что способствует развитию воображения.
Играя, ребенок также овладевает соответствующими
действиями.
Игровая
деятельность к концу дошкольного
возраста дифференцируется на такие
формы, как сюжетно-ролевые игры,
игры драматизации, игры с правилами.
В игре развиваются не только познавательные
процессы, речь, общение, поведение, но
и личность ребенка. Игра в дошкольном
возрасте является универсальной формой
развития (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин,
К.Н. Подьяков, СИ. Карпова, А.С. Списаковская
и другие) она создает зону ближайшего
развития, служит основой для становления
будущей учебной деятельности. Основной
смысл выделения ведущей деятельности
заключается в понимании сущности ее воздействия
на психическое развитие растущего человека
в дошкольных образовательных учреждениях
большое место занимают методы словесного
воспитания. Переоценка словесных методов
в воспитании приводит к нравственному
формализму в обучении и формальном усвоении
знаний Е.А. Рубинштейн отмечал, что всякая
попытка взрослых «внести» в ребенка познание
и нравственные нормы, минуя его собственную
деятельность по овладению ими, подрывает
самые основы здорового умственного развития
ребенка, воспитывая его личностные свойства
и качества (27).
- Игра в развитии личности у детей
дошкольного возраста
Игра
— это основной вид деятельности
ребенка, в которой он получает из окружающего
мира впечатления и знания. В ней ярко
проявляются особенности мышления и воображения,
развивается потребность в общении. Игра
— подлинная социальная практика для ребенка,
его реальная жизнь в обществе сверстников.
Она, как важная деятельность ребенка,
должна выполнять общевоспитательные
и социальные функции.
Игра
используется в целях всестороннего
воспитания и формирования нравственной
стороны личности, она позволяет
лучше понять и глубже пережить эту
действительность, позволяет воспитывать
высокие человеческие качества. Игра как
формы организации жизни и деятельности
характеризуется:
Игра
носит самостоятельный характер
в старшем дошкольном возрасте способствует
обогащению сюжета и развитию ролевых
отношений. Игра является средством всестороннего
развития ребенка. Игра выполняет свои
функции, способствует умственному развитию
детей. Дети через игру знакомятся с окружающим
миром, с предметами. Она влияет на физическое
развитие, имеет свои особенности:
—
носит общественно-исторический характер;
—
творческая деятельность, в игре
дети создают свой мир не
похожий на реальность.
—
является свободной деятельностью;
—
является отражательной деятельностью.
Дети отражают взаимодействие
людей, природы, жизни.
—
игра — средство социализации ребенка
(69).
Подобно
учению, игра возникла в ходе человеческой
истории как форма подготовки
детей к жизни в обществе и
труду, играющие дети напоминают играющих
детенышей животных. Играющий ребенок
представляет себе, что кукла это
младенец, а, например, котенок, гоняясь
за клубком шерсти видит в нем чего-то
похожего на мышь. Ему от рождения свойственны
«охотничьи» движения. Когда-то совсем
маленькие дети участвовали в труде вместе
со взрослыми, выполняя посильную для
них работу. Знаменитый русский ученый
и путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай,
изучивший жизнь папуасов на Новой Гвинее
в то время, когда там еще существовали
примитивнее, первобытные орудия и виды
труда, описывая, например, обработку почвы,
в которой принимают участие мужчины,
женщины и дети. Мужчины большими заостренными
кольями поднимают глыбы земли. За ними
на коленях движутся женщины и деревянными
лопатками размельчают землю. А сзади
следуют дети разного возраста и растирают
землю руками. Участия маленьких детей
в труде стало невозможным, когда усложнились
орудия и способы труда. Взрослые стали
делать уменьшенные орудия (луки и стрелы,
копья и т.д.), и дети, подражая взрослым,
тренировались в их использовании. Так
появились игры — упражнения, сочетавшие
в себе игру, учение, труд. Оригиналы не
могли использоваться по назначению и
поэтому игра начала отделяться от учения
и труда. Наступил период, когда дети не
могли прямо участвовать в жизни взрослых
и основной деятельностью становится
сюжетно-ролевая игра. Разыгрывая роли
взрослых, изображая их поведение в разных
ситуациях, дети начинают проникать в
смысл жизни взрослых, устраивать представления
о правилах поведения людей в обществе.
У
ребенка в дошкольном возрасте предпосылки
к игровой деятельности начинаются
с младенчества. В период хватания
в четыре с половиной — пять месяцев он
свободно достает, захватывает и удерживает
висящую игрушку, во втором полугодий
уточняется движение руки к предмету.
Схватывание и удерживание предмета пальцами
совершенствуется до конца года.
Затем
идет манипулирование предмета — лиц, от
простых действий к более сложным, перемещение
игрушки в пространстве, ее приближение
и удаление, бренчание, сжимание и т.д..
К концу первого — начало второго полугодия
проявляется устойчивая направленность
на результат, Далее младенец начинает
действовать не с одним, а одновременно
с двумя предметами, повторяет действия
(42).
Источник
Воспитательные возможности семьи в формировании личности ребенка через взаимоотношения родителей и детей. Типы семьи, характеристика ее функций. Трудности семейного воспитания. Составление социального паспорта семьи, проведение тестов, анкетирование.
Подобные документы
Особенности российской семьи и семейного воспитания. Анализ воспитательного потенциала семьи, ее педагогической культуры. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании подростка. Влияние семьи на становление личности ребенка. Работа педагога с семьей.
курсовая работа, добавлен 22.10.2010
Семья как социальный институт формирования личности ребенка. Роль семьи в воспитании ребенка. Общение родителей и детей как детерминант развития ребенка. Психолого-педагогическая работа по изучению и коррекции детско-родительских отношений.
курсовая работа, добавлен 14.12.2006
Значение воспитания родителей на первых возрастных этапах ребенка. Условия успешного воспитания детей в семье. Факторы тенденции ослабления семейных связей. Коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей в совместном воспитательном процессе.
реферат, добавлен 13.03.2015
Психолого-педагогические основы семейного воспитания, его влияние на формирование личности ребенка. Восприятия родителями ребенка как личности и типы взаимоотношений в семье Опытно-экспериментальная работа по анализу семьи как педагогической системы.
курсовая работа, добавлен 03.12.2009
Нарушения в поведении и развитии ребенка. Содержание семейного воспитания. Взаимодействие семьи и школы. Роль классного руководителя в воспитании школьника. Практические методики диагностики семейного воспитания. Педагогическая культура родителей.
курсовая работа, добавлен 30.11.2010
Изучение влияния семьи, как социального института, на формирование личности ребенка. Школа, как координатор совместной деятельности школы и семьи. Пути и способы повышения воспитательного потенциала семьи. Способы педагогического просвещения родителей.
курсовая работа, добавлен 18.02.2011
Семья и ее социальные функции. Стили, типы и виды семейного воспитания и его проблемы. Воспитание детей в различных по структуре семьях. Семья как фактор формирования личности и ее роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.
курсовая работа, добавлен 26.07.2009
Неблагополучная семья как институт десоциализации ребенка. Принципы семейного воспитания. Особенности личностного развития ребенка в дисфункциональных семьях. Психологические механизмы социализации личности. Ее зависимость от семейного благополучия.
дипломная работа, добавлен 13.01.2014
Особенности формирования личности в дошкольном возрасте. Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в процессе социализации ребенка на примере ДОУ №22 «Родничок». Особенности работы с молодыми родителями по проблеме нравственного воспитания детей.
курсовая работа, добавлен 29.07.2010
Сущность и содержание семьи, ее назначение и выполняемые функции, специфика внутрисемейных отношений. Особенности семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи. Определение роли семьи в развитии ребенка. Участие семьи в коррекции речевого развития ребенка.
реферат, добавлен 04.02.2011
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Источник