Развитие личности ребенка через чтение

Развитие личности ребенка через чтение thumbnail

Формирование личности ребёнка через семейное чтение.

   Семейные традиции — один из основных способов воспитания, потому что ребёнок познаёт себя и идентифицирует именно в семье. Тем сильнее потребность выработать свои собственные традиции, помогающие семье чаще собираться вместе,  чтобы люди, живущие под одной крышей, чувствовали себя единым целым. Такие обычаи содействуют сближению членов семьи, способны поднять самооценку ребёнка, когда он осознаёт,  что дом — это место, где можно поделиться своими переживаниями, новыми впечатлениями. Всё это скажется на формировании личности ребёнка, будет способствовать её гармоничному развитию.

   Традиции семейных чтений в наше время, к сожалению, подменены телевидением, Интернетом. Семейное чтение способствует установлению более близких  контактов, оно является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений.  Хорошая книга в руках родителей и их ребёнка – добрый знак того, что в этой семье будут царить читательская атмосфера, духовное единство. Важно не растерять эту связь семьи и книги, необходимо укреплять её так, чтобы она передавалась из поколения в поколение, чтобы чтение стало делом семейным. Из этого следует, что важный фактор, влияющий на развитие детского чтения в нашей стране – это, безусловно, семья.  Именно в ней формируется личность ребёнка, его изначальное отношение к различным видам деятельности, в том числе и к чтению.

     На современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестаёт быть темой для разговора. Чтение всё больше утрачивает свою культурную и образовательную роль в обществе, превращаясь в источник получения информации и средство развлечения. Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию ребёнка-читателя. Следовательно, на сегодняшний день возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития детей является одной из важнейших задач социума.

     Семейное чтение как процесс приобщения современных детей и подростков к чтению должен решать следующие основные задачи: формировать умение общаться с книгами, вырабатывать навыки самостоятельного раскрытия смысла произведений; обогащать словарь теоретических знаний о литературе; переходить от привычки читать к потребности в чтении; создавать духовную близость с родителями. Главная особенность семейных чтений заключается в том, что родители с помощью книги начинают по-настоящему заниматься духовным развитием собственного ребёнка, формированием его нравственности. Создать условия для познавательной деятельности ребёнка, стимулировать её, направлять его размышления – вот главная задача родителей, которой определяется их ведущая роль в организации семейных чтений. Семья в определённой степени руководит чтением детей,  здесь ребёнок получает информацию о книгах. У детей, чьи родители любят читать, скорее разовьётся вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не уделяют времени общению с книгой. Читающий ребёнок быстрее развивается, легче устанавливает контакты, находит своё место в жизни. Формирование духовной культуры личности всегда осуществляется через чтение: книга служит не только источником информации, но и пищей для души, сердца, служит средством общения с близкими людьми, с миром.

    В век новых технологий книги останутся не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности, потому что они обеспечивают интеллектуальное и эмоциональное формирование, способствуют социальному и образовательному развитию, влияют на социализацию личности. Необходимо предоставить детям возможность  всеми путями развивать своё чтение и помочь сформировать любовь к книгам, ведь это важная ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Литература

  1. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993.
  2. Левидов В.А. Художественная классика как средство духовного возрождения. Санкт- Петербург: Петрополис, 1996. 
  3. Тихомирова, И.И. Читать – значит творить / И.И.Тихомирова // Начальная школа: плюс-минус. – 2001. –№ 5. – С.56 – 60

Источник

РОЛЬ ЧТЕНИЯ В РАЗВИТИИ И ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ.

Это давно уже не новость, что художественная литература – учебник жизни, но развитие цифровых технологий во многом изменило наш быт и наши привычки.

«Положи твоё сердце у чтения» — эту заповедь оставил потомкам египтянин Кхорди более 5500 лет тому назад. [1, с. 3].

Умение читать подразделяется на несколько взаимосвязанных уровней: на первом, человек учится узнавать буквы и складывать их в слова, на втором – читать вслух, на третьем — читать про себя и на последнем – рефлектировать по поводу прочитанного, критически его осмысливать. И, освоив все эти четыре уровня навыка чтения, ты становишься полноценным, грамотным читателем. Культура личности во многом складывается из культуры чтения, которая отражает многие составляющие развития личности. Чтение формирует качества наиболее развитого и социально-ценного, востребованного человека. В последние годы в трудах педагогов, особенно Т.Г. Галактионовой, профессора кафедры педагогики Герценовского университета, чтение анализируется как важнейшее средство сохранения интеллектуального и культурного потенциала общества, преемственности знаний и существенного фактора социокоммуникативного развития человека, как способ развития нравственного потенциала подрастающего поколения. [2, с. 331-332].

 Чтение – сложнейший процесс, в котором задействованы оба полушария головного мозга, поэтому, если одна из зон «пробуксовывает», весь процесс теряет смысл. Чтение из наслаждения превращается в жуткое наказание. Ребенок напряженно складывает буквы в слова, но не понимает сути и смысла. Поэтому и пересказ текста не удается или в нем появляются какие-то новые герои и повороты сюжета, то есть образ либо отсутствует совсем, либо искажается. Если ребенок мало играл в раннем детстве, если палочка для него никогда не превращалась в лошадку – значит, его фантазия не развита в достаточной степени. А какое удовольствие от чтения можно получить, не представляя себя на месте Руслана, летящего на бороде Черномора? Хорошее воображение – необходимое условие успешного и заинтересованного чтения. Причем чтение и фантазирование – вещи, не просто связанные друг с другом, а взаимовлияющие.

Опыт и практика всей мировой цивилизации показывает, что без чтения нет человека, нет личности. В чем же причина того, что наши дети и внуки лишают себя этого удовольствия? Почему о существовании «Трех мушкетеров» они узнают по фильму, а о «Двух капитанах» и «Соборе Парижской Богоматери» – по мюзиклам?

В раннем возрасте дети начинают понимать, что думают и чувствуют персонажи книг. И вот здесь – то родители должны помочь своему ребёнку понять мысли, взгляды и желания других людей, которые могут отличаться от их собственных. Проведённое вместе время за книгой благотворно влияет на эмоциональное состояние малыша. Огромное значение будет иметь качество выбранных книг и, что будет загружаться в сознание ребёнка. Старые добрые сказки дают прекрасную почву для полёта фантазий и развития речи. Сказки полезны и добрые, и злые, главное, разъяснить в момент чтения, какие черты героев мы можем примерить на себя. Сказка помогает познать – что есть добро и зло, благородство и подлость. Надо уметь находить зерно мудрости и нравственности, заложенное в сказке нашими предками. «Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как мы можем сделать наших детей умнее. Его ответ был простым и мудрым. Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, сказал он, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок». 

 О прочитанных книгах нужно разговаривать с ребенком. Нельзя контролировать его и требовать отчета (что прочитал, что понял, что запомнил), нельзя навязывать свои взгляды. Любую прочитанную книгу необходимо обсуждать, оценивать поступки героев, просить высказывать суждения о героях и сюжете. Позволить ребёнку воображать и мечтать.

Младший школьный возраст – время поиска ответов на множество вопросов. Психологи утверждают, что маленький ребенок за день просит ответить на 200 вопросов. С возрастом их количество уменьшается, но сами вопросы становятся более сложными.  Ребёнок должен видеть, что родители находят ответы на его вопросы в книгах, перед ним должна быть читающая модель, то есть близкий человек, увлеченный чтением. Он должен ощущать, что жизнь его родителей немыслима без книг, – тогда и в его жизнь они войдут. И если вечером, обычно перед сном, мама присядет хоть на полчаса с книгой в руках, ее дитя постепенно тоже привыкнет забавлять себя чем-нибудь книжным на сон грядущий.

Обсуждая с ребенком его школьные дела, всегда можно найти какую-то параллель в литературе. «Слушай, это прямо как у Чехова», «Помнишь, как у Кассиля Оська вышел из подобной ситуации?», «По-моему, твой одноклассник повел себя недостойно, как какой-нибудь Мальчиш — Плохиш». Постоянно обращаясь к книжным примерам, мы стимулируем процесс чтения. Ребенок привыкает искать ответы на свои вопросы у великих писателей, на страницах книг.

Необходимость в чтении есть не только у детей, но и взрослых. Чем больше человек читает, анализируя и оценивая поведение и поступки героев произведения, тем больше и лучше формируется его характер и индивидуальность.

Читайте хорошую художественную литературу, Развивайтесь сами и прививайте здоровую привычку к чтению книг своим детям. Не зря говорят учёные, что люди делятся на две категории: тех, кто читает книги и тех, кто слушает тех, кто читает.

Список литературы:

  1. Слово о книге (афоризмы, изречения)./ Сост. Е.С. Лихтенштейн. М., 1984. С. 3.

  2. Чтение как фактор культурной преемственности. //Гуманитарные проблемы современной цивилизации: Международные Лихачёвские научные чтения. 26-27 мая 2006г. СПб., 2006. С.331-332

Источник

«Роль чтения в формировании психически         и нравственно здоровой личности» 

РОЛЬ ЧТЕНИЯ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Отраженье исчезнувших лет,
Облегченье житейского ига,
Вечных истин немеркнущий свет –
Это – книга…

  Детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в  детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала.

Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.

Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.

Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.

Чтение – это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения.

Человек читающий умеет пользоваться информацией и исследовать ее.

Особое место в начальной школе занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книги.

При восприятии литературного произведения дети, прежде всего, обращают внимание на героев, их интересуют внешность персонажа, его действия, поступки. Они переживают все, что происходит с героем: бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом.

  Круг чтения  у младших школьников составляют главным образом произведения русского фольклора. Это детский фольклор – частушки, потешки, песенки, игры. Эти произведения наилучшим образом соответствуют потребностям младшего школьника, так как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения.

В жанрах детского фольклора, где в простых, незатейливых, коротких стихотворениях ребенок читает и о правилах личной гигиены (Например, «Водичка, водичка, умой мое личико»), и о правилах жизни среди людей, и о том высоком, что должно быть в человеке, что делает его человеком нравственным. Эти произведения ему уже говорят о том, что ждет его в будущей взрослой жизни.

С помощью фольклора не только передаются представления о жизни, о нравственности, но решаются задачи развития ребенка. Фольклор оказывает психофизиологическое воздействие на детей: вызывает радостные эмоции, заставляет двигаться, развивать речь. Детский фольклор также способствует эстетическому развитию детей и необходим детям для тренировки интеллекта.

 Ребенку младшего школьного возраста свойственно внеконтекстное восприятие искусства. В своих представлениях о происходящем в произведении он выходит далеко за пределы самого текста: одушевляет неодушевленное, не соотносит описываемые события с реальным временем и местом, изменяет произведение по-своему, делая его героями самого себя, своих друзей и знакомых, персонажей ранее прочитанных книг. Детская книга, понравившаяся ребенку берет его в плен настолько, что он не отделяет себя от происходящего в ней, погружаясь в нее, до мелочей представляя события и процесс своего участия в изображаемом. Такие качества свойственны детям 1-2 класса. Таким образом идет воспитание таких чувств как сострадание, осуждение, гнев, удивление и так далее. При чтении стихотворений ребенок развивает и совершенствует художественно-речевые исполнительские навыки, а читая книги о веселых приключениях ребенок учится обладать чувством юмора.

Художественная литература играет не мало важную роль в развитии социального опыта школьника.

В художественной литературе, особенно, в сказках, имеются сюжеты, в которых дети оказываются одни, без родителей, описываются испытания и невзгоды, которые в связи с этим выпадают на их долю, и очень эмоционально представлены стремления детей-персонажей вновь обрести дом и родителей.

Очень многие произведения, которые написаны для детей школьного возраста, формируют у них правильное отношение к природе, умение бережно обращаться с живыми существами; формируют положительное отношение к труду, формируют знания о труде взрослых, об организации трудовой деятельности. Все это способствует воспитательным возможностям обучения детей трудовым навыкам. Овладение навыками поднимает трудовую деятельность на более высокую ступень развития, позволяет ребенку ставить и достигать цель; обеспечивает более полное и успешное использование трудовой деятельности как средства нравственного воспитания.

Читатель в ребенке вырастет тогда, когда литература, книга соответствуют его мировоззрению, его запросам, его душевным побуждениям, когда в книге находится ответ на вопрос, еще зреющий в сознании, когда предвосхищены эмоции. Круг детского чтения – это круг тех произведений, которые читают (или слушают чтение) и воспринимают сами дети.

Круг чтения школьников особенно быстро меняется. Здесь фактически каждому году жизни ребенка соответствуют свои произведения. И то, что звучало для дошкольника и понималось им, школьнику будет неинтересно или будет переосмыслено им. Для детей 7-9 лет необходимы более объемные книги, требующие чтения с продолжением, имеющие многоходовой сюжет, большое количество действующих лиц, сложные художественные приемы.

Таким образом, подбор литературы для детского чтения зависит от возраста ребенка, от его пристрастий и предпочтений, но не только…

На подбор литературы для детского чтения большое влияние оказывает то историческое и нравственное время, в которое живет читатель-ребенок. Выбирая книгу для чтения ребенку сегодня, мы обязательно должны думать о ее направленности на формирование позитивных эмоций ребенка, позитивной деятельности. Природа искусства такова, что оно вдохновляет любого человека на какие-то свершения, дела, действия.

Вибирая книгу ребенку следует помнить и о тематическом многообразии произведений. В детском чтении должны быть представлены все темы: тема детской игры и игрушки; тема природы, животного мира; тема взаимоотношений детей и взрослых, взаимоотношений в детском коллективе; тема семьи, долга перед родителями, родственниками; тема детства; тема чести и долга; тема войны; историческая тема и многие другие. Все эти темы желательно представлять ребенку и как вечные, и как остросовременные.

Необходимо также помнить и о многообразии авторских имен, которое покажет ребенку многообразие подходов к изображению чего-либо или, наоборот, один и тот же подход, который будет восприниматься как единственно верный по отношению к изображаемому.

Правильный подбор литературы для детского чтения предполагает учет половых различий детей. Это не значит, что мальчики и девочки должны читать совершенно разную литературу. Это значит, что взрослый, подбирающий литературу для чтения детям, обязан учитывать, что девочкам в большей степени нужно читать те книги, где говорится о женских добродетелях, о ведении дома, о женском предназначении. Мальчикам будет интересна литература о сильных, мужественных людях, о путешествиях, изобретениях, поведении человека в нештатных ситуациях и так далее.

Логично помнить о сезонном принципе в подборе литературы для чтения, ибо в жаркую летнюю пору читать о том, как «белый снег пушистый падает-кружится», неуместно.

В круг детского чтения должны входить произведения, проникнутые гуманистическими идеями, несущие вечные ценности добра, справедливости, равенства, труда, здоровья и счастья, мира и покоя для всех и каждого. Произведения нравственные, но не нравоучительные. Литература для детей не должна ставить перед собой задачу исправления нравов. Она призвана изначально говорить с ребенком о том, что такое идеал и каковы пути его достижения, что такое вечная истина и как ей следовать, что такое ценности истинные и что – ложные. Ее задача – научить ребенка думать над происходящим вокруг, анализировать и делать выводы. Она должна развить его ум и душу.

Таким образом, можно сделать вывод, что роль чтения в развитии ребенка школьного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-школьнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность школьника.

Все эти приоритеты, заложенные в школьном возрасте, гармонично развивают ребенка как полноценную личность. 

Источник