Развитие личности аномального ребенка

Развитие личности аномального ребенка thumbnail

Л. П. Носкова

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ В РАЗВИТИИ

КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ПУТЕЙ

ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ АНОМАЛЬНОГО РЕБЕНКА

…При исследовании обучения аномального ребенка полнее раскрываются закономерности развития нормальных детей, подтверждаются или опровергаются установившиеся взгляды на этот процесс. Анализ проблем воспитания детей с различными отклонениями в развитии позволяет более тщательно разрабатывать пути и средства педагогического воздействия применительно к нормальному ребенку на каждом возрастном этапе…

…Подход к системе коррекционного обучения аномальных детей дошкольного возраста, ориентированной на формирование личности ребенка, может на первый взгляд показаться неоправданно смелым и нереальным применительно к данному возрастному этапу и к столь тяжелым категориям аномальных детей, как глухие, слабослышащие, умственно отсталые. Сами представления о личности с позиций изучения развития аномальных детей могут оцениваться как упрощенческие. Однако если педагоги, осуществляющие коррекционное воспитание, т. е. (по существу) формирование и развитие всех психических функций, не ставят перед собой цели создания совокупности каких-то новых качеств, достижения гармоничности…

…Один из пробелов, или пустых мест, в натуральном развитии аномального ребенка раннего возраста, до его специального обучения, — его эмоциональное недоразвитие, которое обусловлено как биологическим дефектом, так и социальными связями со взрослыми, неумелым подходом родителей к воспитанию такого младенца уже с первых дней его жизни. Отсюда особая актуальность разработки подхода, при котором используются все возможности для эмоционально-эстетического и эмоционально-нравственного воспитания детей, для восполнения недостатков аффективной сферы. Решить эти задачи в полной мере можно опять-таки лишь в русле тех видов деятельности, которые присущи каждому возрастному этапу…

…В качестве одного из путей эмоционально-эстетического и умственного воспитания намечено развитие у детей чувства ритма, образующего композиционную структуру произведений и музыкальных, и изобразительного творчества. Без сформированного чувства ритма невозможно как эмоциональное восприятие произведений искусства, так и собственное творческое проявление. Чувство ритма — необходимый компонент развития речедвигательной системы человека, а также любой разумной деятельности. Таким образом, формирование чувства ритма, влияя на аффективную и интеллектуальную сферы психики, имеет непосредственное отношение к характеристике личностного развития человека.

В работах по дошкольной педагогике и в программах дошкольного воспитания проводится мысль о необходимости такого комплексного подхода, при котором происходит взаимопроникновение разных деятельностей, их иерархическая соподчиненность. Это позволяет при обучении детей рисованию и лепке развивать у них умственные способности, а во время занятий физической культурой не только осуществлять физическое развитие, но и воспитывать волю, нравственные качества, чувство красоты…

…Отличительная особенность коррекционного обучения — беспредельное насыщение всей организованной и просто бытовой деятельности знаками. В обучении дошкольников с отклонениями в развитии, особенно с нарушениями слуха, используются специальные виды наглядности и способы подачи материала, которые практически опредмечивают всю передаваемую информацию. На занятиях постоянно привлекаются часы и их макеты, разнообразные календари, схематическое и картинное изображение времен года и суток, вводятся условные изображения погодных явлений, даются представления о плане, карте, глобусе, применяются разного рода шкалы, графики, диаграммы.

Обучение языку детей с недостатками слуха базируется на вспомогательных средствах — письменной и дактильной формах речи, используется звукоусиливающая аппаратура и опора на особые движения — фонетическую ритмику…

…Применительно к обучению аномального ребенка необходимо подчеркнуть, что средствами специальной педагогики с величайшими трудностями удается подогнать его развитие под соответствующий возрастной этап, учитывая при этом массу особенностей в самом процессе воспитания, в этапах развития ребенка, в становлении мотивации, в результатах направленных воздействий. Важнейшее требование к организации специального обучения детей с нарушениями слуха и интеллекта и отличительная особенность педагогических условий, на которые рассчитана коррекция аномального развития, — обучение детей в коллективе. Коллективное обучение детей отличается от индивидуального прежде всего изменением мотивации деятельности. Обоснование коллективных форм воспитания аномальных детей в условиях специального детского сада, где группы сформированы из дошкольников одного возраста и с одинаковыми дефектами в развитии, мы находим в характеристиках детских коллективов (в основном школьных)…

…Разрабатывая пути нравственного воспитания умственно отсталых дошкольников, мы пришли к выводу, что оптимальные условия для формирования морального облика могут быть созданы в деятельности, моделирующей реальные отношения людей в трудовой и общественной жизни. Такой деятельностью для дошкольника становится в первую очередь сюжетно-ролевая игра. Игра, а также труд создают благоприятные условия для воспитания у детей особой нравственной мотивации, которая лежит в основе так называемых внутренних этических инстанций…

Читайте также:  Младенческий возраст развитие ребенка в младенческом возрасте

В кн. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л.П.Носковой; Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогіка, 1989. – 176 с.

Источник

Отечественный и мировой опыт свидетельствует, что количество маленьких пациентов с разнообразными отклонениями развития неуклонно возрастает. Общество в целом и отдельные семьи дестабилизируются, в ряде случаев отсутствуют нормальные экономические, гигиенические и экологических условия для матерей и детей разных возрастов. Неблагоприятные факторы приводят к различным отклонениями в развитии и заболеваниям.

Понятие «аномальный ребенок»

К аномальным относятся дети, психические отклонения которых приводят к нарушению нормального развития. Отклонения могут быть физическими или психическими. Дефект нарушает развитие только при определенных условиях. Несмотря на то что воспитание, обучение, введение в профессиональную деятельность и нормальную социальную жизни аномальных детей является сложной педагогической задачей, развитие действительно серьезно нарушается далеко не во всех случаях.

нормальное и аномальное развитие ребенка

Понятие предполагает наличие отклонений в развитии, вызванных, как правило, влиянием болезни и обуславливающих необходимость создания специальных условий обучения и воспитания. В процессе одни дефекты могут полностью корректироваться, другие подлежат только частичной реабилитации. Имеются в развитии аномальных детей общие закономерности, характерные для всех детей, так и ряд особенных закономерностей.

Группу аномальных составляют сложные и разнохарактерные пациенты. Аномалии по-разному отражаются на социальном развитии, познавательных способностях и возможностях в обучении. Сложность и характер нарушений определяют специалисты во время психолого-педагогической работы.

Важно учитывать, что не каждый ребенок с дефектом является аномальным. К этой группе относят только тех детей, нарушения состояния здоровья которых приводят к целому ряду отклонений. В этом заключается важное отличие от дефекта у взрослого и ребенка.

Это значит, что, например, ребенок, потерявший слух на одно ухо или лишившийся одного глаза, чаще всего не имеет отклонений в развитии, поэтому и не является аномальным. К категории аномальных можно отнести пациентов, у которых нарушен нормальный процесс развития в связи с дефектом. То есть речь идет не об отдельном дефекте, а об общем психическом развитии аномальных детей.

психология аномального развития детей

Первичные и вторичные дефекты

Сложность воспитания аномальных детей заключается в наличии начального дефекта, вызванного каким-либо фактором, и дополнительных (вторичных) нарушений. Вторичные нарушения возникают под влиянием первичного дефекта в процессе дальнейшего развития. Это общая закономерность развития аномальных детей.

Так, интеллектуальная недостаточность, которая возникла в результате органического поражение мозга, обычно становится причиной нарушения высших процессов, определяющих развитие и взаимодействие в социуме. Вторичное недоразвитие проявляется в примитивизмепростейших психологических реакций, негативизме, завышенной самооценке, недостаточной сформированности волевых качеств.

Не только первичные отклонения влияют на вторичные симптомы. В определенных случаях вторичные отклонения оказывают влияние на первичный фактор. Например, при взаимодействии неполноценного слуха и возникших на фоне этого негативных речевых последствий возможна следующая ситуация. Ребенок не использует остаточные функции слуха, если не развивает речь. Только при условии преодоления вторичного дефекта (то есть комплексной коррекции и становления устной речи) оптимально используются возможности оставшегося слуха.

общая закономерность аномальных детей

Важной закономерностью аномального развития детей является следующее соотношение начального дефекта и нарушений, возникших в дальнейшем: чем дальше стоит симптом от первопричины, тем более он поддается коррекции. Получается, что недоразвитие высших мыслительных функций оказывается более поддающимся воздействию, чем недоразвитие элементарных процессов.

Причины, приводящие к аномалиям

В основе аномального развития лежат органические или функциональные нарушения нервной системы, периферические нарушения определенного анализатора. Причины разделяются на врожденные и приобретенные. Первичными дефектами являются нарушения зрительного или слухового восприятия, возникшие в результате повреждения зрительного или слухового аппарата ребенка соответственно, нарушения простейших интеллектуальных операций в результате поражения ЦНС и так далее.

Нарушения могут быть вызваны различными факторами. Неблагоприятное воздействие возможно в период внутриутробного развития (пренатальные нарушения), родовой деятельности (натальные), после рождения (постнатальные). Сочетание внутриутробной патологии и нарушения в родах называется перинатальным повреждением.

Вызвать отклонения могут различные факторы, влияющие во внутриутробный период: отягощенная наследственность, отклонения генетического кода, хронические заболевания родителей или острые состояние матери во время беременности, злоупотребление родителей наркотическими веществами, алкоголем и курением, физические травмы и психические нарушения у женщины во время беременности, конфликт по резус-фактору, неблагоприятная экологическая обстановка, профессиональный вред.

Читайте также:  Ребенок в 5 месяцев развитие и режим дня таблица

обучение аномальных детей

Наследственная отягощенность проявляется через структуры половых клеток родителей. Хромосомы передают информацию о признаках аномалий развития, что приводит к умственной отсталости, нарушениям речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата у ребенка и так далее. Согласно медицинской статистике, на тысячу новорожденных приходится пять-семь детей с хромосомными аномалиями.

Другую группу причин составляют патологии родовой деятельности: стремительные роды, слабая родовая деятельность, длительные роды со стимуляцией, обвитие ребенка пуповиной при условии развития асфиксии, несвоевременное родовспоможение, природовые травмы. Прижизненные факторы нарушения: инфекционные болезни с осложнениями на головной мозг, травмы черепа, контузии, сотрясения мозга, опухоли, нейроинфекции и так далее. В некоторых случаях отмечается влияние нескольких патологических факторов — полиэтиология.

Категории детей с аномалиями

Дефектология классифицирует аномальное развитие ребенка:

  1. Дети с тяжелыми речевыми отклонениям.
  2. Дети с выраженными нарушениями слуховой функции (слабослышащие, позднооглохшие, глухие).
  3. Дети с нарушениями развития на основе поражения ЦНС (умственно отсталые).
  4. Дети с глубокими нарушениями зрения (слабовидящие, слепые).
  5. Дети с комплексными нарушениями развития (слепоглухонемые, слепые умственно отсталые).
  6. Дети с нарушениями работы опорно-двигательного аппарата.
  7. Дети с психопатическим поведением.

Некоторые исследователи выделяют и другие группы аномалий: дети с сенсорной неполноценностью (сюда относятся нарушения функций опорно-двигательного аппарата, зрения, речи, слуха, сенсомоторики), с астеническим или реактивным состоянием и конфликтными переживаниями, с психопатоподобными формами поведения, с задержкой психического развития, умственно отсталые (ибецилы, идиоты, олигофрены в степени дебильности), дети с начальными проявлениями психических заболеваний (эпилепсия, истерия, шизофрения) или с искажениями развития.

психическое развитие аномальных детей

Раннее поражение слухового аппарата

Вторичное нарушение является результатом аномального развития. Так, например, ребенок может потерять слух в раннем возрасте вследствие перенесенного менингита. При воспалении оболочек мозга в процесс, как правило, вовлекаются черепномозговые нервы. Если воспаление поражает слуховой нерв, у ребенка нарушает слух. В сложных случаях можно наблюдать отсутствие слуха. Глухота нарушает нормальный процесс развития маленького пациента.

Слуховой анализатор имеет исключительно значение в развитии речи. Это ближайшая функция, которая зависит от слухового анализатора. При ранней глухоте не развивает речь. Немота в этом случае является вторичным дефектом, возникшим в результат нарушенного развития. Овладение речью является возможным только при условии специального обучения. Произношение нередко оказывает недостаточным, словарный запас накапливается медленно, лексические значения усваиваются неточно.

Поражение зрительного анализатора

Ранее поражение зрения тоже приводит к ряду отклонений, возникающих в процессе развития. У слепого ребенка другие (отличные от нормальных) представления о мире, пути и формы психологической деятельности. Самым известным вторичным проявлением аномального развития является недостаточность ориентирования в пространстве. Еще более характерно наличие ограниченного круга предметных представлений.

категория аномальных детей

Вторичным проявлением у детей, рано потерявших зрение, является изменение моторики, а особенно манеры походки. Это связано с необходимостью ориентирования в пространстве с помощью кинестетической чувствительности и осязания. Для слепых также характерна слабая выразительность мимики лица. Все это является для аномальных детей закономерностями в развитии.

Интеллектуальные дефекты

Наибольшее количество вторичных дефектов развивается при умственной отсталости, вызванной органическим повреждением мозга. Для этой категории аномальных детей характерны недоразвитие памяти, и мышления, возникающие по мере роста и с попытками социального взаимодействия со сверстниками.

Чаще всего среди различных типов отсталости встречается олигофрения или общее психическое недоразвитие. Олигофрения составляет группу разнообразных патологических состояний, общим признаком которых является приобретенный в раннем детстве или врожденный дефект азвития психики с интеллектуальной недостаточностью. При таких аномалиях нарушается не только интеллект, но и эмоционально-волевая сфера, процесс формирования характера.

Глубина умственной отсталости

Аномальное развитие ребенка с умственной отсталостью специалисты разделяют на три степени по глубине дефекта. Самой глубокой является идиотия. При этом практически отсутствует речь, пациент не узнает окружающих, лицо не выражает никаких эмоций, а внимание практически невозможно привлечь. Наблюдается снижение чувствительности.

Имбицильность легче по глубине отсталости, чем идиотия. Такие дети обладают некоторыми возможностями к обучению, со значительным трудом и при условии специального обучения, но овладевают речью, усваивают отдельные трудовые навыки и навыки самообслуживания, речевой запас очень бедный.

Читайте также:  Загадки для развития ребенка 5 лет

Самая легкая степень отсталости — дебильность. Сниженный интеллект в сочетании с отставанием психики в целом не позволяют детям с дебильностью овладеть общеобразовательной программой обычной школы. Нередко наблюдаются дефекты речи вроде аграмматизма, шепелявости, сигматизма.

Нарушения развития у детей

Отдельно выделяют задержанное психическое развитие. Задержка развития предполагает наличие синдромов временного отставания психики в общем или отдельных ее частей, замедленный темп реализации свойств организма, закодированных в генотипе. У аномального ребенка задержка может иметь конституациональное происхождение, соматогенное, психогенное или церебрально-органическое.

Искаженное психическое развитие представлено по большей части синдромом детского аутизма, который от всех остальных аномалий отличается наибольшей выраженностью как психологической структуры нарушений, так и клинической дисгармоничности. Аутизм проявляется в погруженности во внутренний мир, отсутствии или значительном сокращении контактов с родными и сверстниками.

Дисгармоничное развитие аномальных детей закономерности имеет следующие: нарушенное развитие, которое характеризуется дисгармонией в волевой и эмоциональной сферах, аномалии характера. Основными признаками психопатии являются неуправляемость личности, патологическое изменение характера, агрессивность, конфликтность, немотивированная жестокость, отказ от помощи и лечения. В период ярких проявлений это может представлять опасность как для самого ребенка, так и для окружающих.

закономерности аномального развития детей

Классификации психопатий

Общепринятой в настоящее время считается следующая систематика психопатий: эпилептоидная, истероидная, шизоидная, психастеническая, циклоидная психопатии. Ребенок с шизиодной психопатией похож на аутиста, эмоциональная сфера характеризуется отсутствием гармонии между чувствительностью и ранимостью в отношении собственного внутреннего мира, холодностью и безразличием в отношении переживаний окружающих.

При циклоидной психопатии имеет склонность к перепадам настроения. В раннем возрасте такое отклонение диагностируется редко. Эпилептоиодная психопатия имеет много общих черт с эпилепсией, но отличается отсутствием судорог и слабоумия. Речь идет о стойких особенностях в виде напряженности влечений и эмоций, немотивированных колебаниях настроения.

Психастеническая психопатия характеризуется наличием у аномального ребенка страхов и тревожных опасений, возникающих по любому поводу. Другие симптомы: боязнь всего нового, незнакомого, чрезвычайная нерешительность, затрудненная адаптация. Истероидная психопатия отличается эгоцентризмом, то есть стремлением ребенка обращать на себя внимание и всегда быть в центре событий.

Психопатии, как правило, связаны с поражением нервной системы в раннем возрасте или при внутриутробном развитии. Влияют неблагоприятные внешние факторы: алкоголизм или наркомания родителей, длительные конфликтные ситуации, агрессивность и насилие в семье, ссоры. Воздействие психотравмирующих факторов может привести к необратимой перестройке личности в целом.

Обучение и воспитание

На конечный результат развития познавательной деятельности аномального ребенка влияет характер нарушения умственного и физического развития. Образовательный уровень может резко различаться. Одни дети овладевают только элементарными знаниями и навыками самообслуживания, другие имеют большие возможности.

Психология аномального развития детей в настоящее время изучается многими специалистами (врачами, дефектологами, психологами, педагогами). Этому способствует развитие медицины и психологии. Сегодня существуют специальные учреждения для умственно отсталых детей и детей с дефектами слуха, речи, зрения, где специалисты стремятся гармонизировать аномальное и нормальное развитие ребенка.

общая закономерность развития аномальных детей

Организация специальных образовательных и воспитательных учреждений изначально развивалась от благотворительных заведений и частных фондов. Сегодня процесс уже пришел к государственной системе воспитания и обучения аномальных детей. В обычных школах даже открыты смешанные классы, где дети с незначительными отклонениями могут обучаться совместно с ребятами без каких-либо отклонение.

Педагогические принципы

При работе с пациентами важен поиск оптимальных коррекционно-воспитательных средств и возможностей компенсации дефекта. Но стоит учитывать, что педагогическое воздействие на развитие аномального ребенка тем успешнее, чем меньше биологическое нарушение.

Дефект должен быть обнаружен на ранних этапах развития. Сразу же организуется оптимальная для конкретного случая воспитательная работа и коррекция. Слепого ребенка нужно научить самостоятельному передвижению, самообслуживанию, для глухих детей важно ранее обучение речи, что позволяет нормально развиваться психологическим функциям.

воспитание аномальных детей

Для умственно отсталого ребенка основными условиями, обеспечивающими более или менее нормальное дальнейшее развитие, будут посильные задания и разумные требования, стимулирующие трудовую деятельность, познавательные интересы, развивающие самостоятельность, формирующие характер, эмоционально-волевую сферу и психические процессы. Основной задачей обучения является последовательное и постепенное расширение зоны ближайшего развития и зоны актуального развития.

Источник