Развитие культуры личности ребенка

У хороших родителей, как правило, вырастают славные дети. Это утверждение можно услышать часто, но найти объяснение понятию «хорошие родители» сможет не каждый. Будущие мама и папа уверены, что для того, чтобы стать хорошими родителями, достаточно изучить специальную литературу и овладеть некоторыми методами воспитания. 

Безусловно, знания психологии и педагогики нужны, но одной теоретической базы, к сожалению, недостаточно. Кто такие «хорошие» родители? Может быть те, которые ни секунды не сомневаются в собственной правоте и всегда знают, что можно и нельзя их ребенку, при этом они с абсолютной точностью могут предсказать не только поведение своего ребенка в разных ситуациях, но и его будущее? А может быть «хорошие» родители часто пребывают в тревожных сомнениях, теряются, если сталкиваются с переменами в поведении ребенка, не знают, следует его ли наказать, а после свершившегося наказания, в ту же минуту уверены, что поступили неправильно?

Все новое в поведении ребенка тревожит их, они думают, что теряют родительский авторитет, иногда сомневаются в любви собственных детей. Нередко подозревают своего ребенка в наличии вредных привычек, беспокоятся о его будущем, пытаются оградить от дурных примеров, отрицательного влияния «улицы», могут сомневаться в психическом здоровье ребенка. Но ни тех, ни других родителей нельзя причислить к категории «хороших». Уверенность, и, наоборот, лишняя тревожность не способствуют успешности родителей.

При оценивании любой деятельности следует отталкиваться от определенного идеала или нормы. В воспитательном деле, скорее всего, абсолютной нормы нет. Мы учимся в теории и на практике быть родителями, точно так же, как учимся быть супругами, как постигаем тайны мастерства и профессионализма в каждом деле. В труде родителей, как и в любом другом, вероятны и ошибки, и колебания, и неудачи, которые со временем сменяются победами. Семейное воспитание — это повседневная жизнь, и наше поведение и даже чувства к ребенку порой сложны, переменчивы и двойственны. К тому же все родители и дети не похожи друг на друга. Отношения с ребенком, как и с взрослым человеком, индивидуальны и неповторимы. Родители представляют собой начальную социальную среду для своего ребенка. Специфика чувств, которые возникают между детьми и родителями, главным образом определяется тем, что родительское внимание и забота жизненно необходимы для ребенка. А потребность в любви родителей — важнейшая нужда маленького человечка. Любовь ребенка к родителям безусловна и безгранична. И если в первые годы детской жизни любовь к родителям обеспечивает собственное существование и безопасность, то для взрослеющего человека родительская любовь все больше исполняет функции поддержания и безопасности психологического мироощущения.

Любовь родителей – это источник и гарантия человеческого благополучия, сохранения телесного и душевного здоровья. Поэтому главная задача родителей — создать у ребенка уверенность в том, что он любим. Ни при каких условиях ребенок не должен усомниться в родительской любви. Тем не менее, в нашей жизни многое зависит от обстоятельств. Иногда взрослые дети расстаются со своими родителями. Расстаются они в психологическом, моральном смысле, когда теряются эмоциональные связи между близкими людьми. Психологи утверждают, что за проблемой алкоголизма и наркомании среди подростков часто стоят не любящие родители. Основное требование к воспитанию в семье — это потребность в любви. Но тут важно понимать, что нужно не только любить ребенка и придерживаться этой любви в повседневных заботах о нём, в собственных усилиях по его воспитанию, надо, чтобы ребенок чувствовал эту любовь, несмотря на проблемы и конфликты в детско- родительских отношениях. У ребенка, который не сомневается в родительской любви, происходит правильное формирование психологического мира, только на базе любви можно развить нравственное поведение, потому что лишь любовь может научить любви.

Большинство родителей считают, что нельзя демонстрировать любовь к детям, считая что, ребенок, который хорошо знает о том, что его любят, вырастает избалованным и эгоистичным. Забудьте это утверждение! Все негативные личностные черты возникают при дефиците любви, когда возникает нехватка эмоций и ребенок лишен крепкого фундамента непременной привязанности родителей. Внушение ребенку чувств любви и заботы не зависит ни от времени, которое уделяют ему родители, ни от того аспекта, воспитывается ребенок в домашних условиях или с младшего возраста посещает детский сад. Не зависит это и от материальных условий семьи. Более того, не всегда заметная заботливость других родителей способствует достижению самой важной воспитательной цели.

Устойчивая психологическая связь с ребенком — это универсальное воспитательное требование, которое в равной степени может рекомендоваться всем родителям. Глубокий контакт необходим в развитии каждого ребенка любого возраста. Собственно самоощущение контакта с собственными родителями дают ребенку возможность осознать любовь мамы и папы, их искреннюю заботу и привязанность. Для сохранения контакта с ребенком необходима искренняя заинтересованность во всем, что с ним происходит, неподдельное любопытство к его детским проблемам, стремление понимать, желание наблюдать за изменениями, которые возникают в душе и сознании маленького человека. Вполне нормально, что определенные формы и проявления детско-родительского контакта широко варьируются. Но нужно задуматься и над закономерностями эмоционально-психологического контакта между родителями и детьми в семье. Контакт не возникает сам собой, его нужно выстраивать даже с новорожденным. Когда речь заходит о взаимопонимании, психологическом контакте в детско-родительских отношениях, подразумевается некий диалог, прямое взаимодействие взрослого человека и ребенка.

Читайте также:  Развитие речи у ребенка с нормальным интеллектом и с нарушением

Источник

Татьяна Милованова
Формирование общей культуры, развитие нравственных качеств личности дошкольников возраста на основе национальных традиций

Описанный опыт по нравственному воспитанию обращает нас на мудрую, проверенную веками народную педагогику. Её формами были праздники, обряды, а методами игры, загадки. Пословицы, поговорки, потешки, песенки несли в себе богатство знаний об окружающем мире в интересной образной легкой для познания форме и понятной, близкой детям. Сказки увлекательно и неназойливо учили азам нравственности и морали. Именно фольклор сохранил для нас наш национальный дух и культуру с традициями.

В работе разработаны перспективные планы по ознакомлению детей с историей русской культуры, обычаями, праздниками, устным народным творчеством, традиционными народными промыслами, по воспитанию нравственных чувств и пониманию моральных норм в обществе. Также включена работа с родителями по укреплению семейных уз, продолжению преемственности поколений, повышению интереса к совместному творчеству, народным промыслам.

Данный педагогический опыт показывает, как можно на основе национальных традиций воспитывать и развивать высоконравственную личность, смотрящую на жизнь с оптимизмом, добром и любовью.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Глава 2. Содержание и методика нравственного воспитания детей дошкольного возраста через использование элементов традиционной народной культуры.

Глава 3. Опыт педагогической деятельности по нравственному воспитанию дошкольников путем использования элементов народной культуры в воспитательно – образовательном процессе.

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

«Русский народ не должен терять

своего нравственного авторитета

среди других народов — авторитета,

достойно завоёванного русским искусством,

литературой. Мы не должны забывать

о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…

Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

Д. С. Лихачёв.

В многовековой истории России можно увидеть много примеров тяжелых испытаний на прочность нашей государственности, попыток изменить нашу культуру, традиции, завоевать и истребить русский народ. Но мы смогли победить и выстоять. Россия всегда гордилась сплоченностью народа, крепостью русского духа, широтой русской души. Лишь политика смены культурных приоритетов смогла нанести ощутимый вред и внести смятение в умы и души русских людей.

Самый ближайший пример испытаний и глубоко врезавшийся в память это момент распада Советского Союза и начало американизации и свободы нравов. Именно тогда, почему — то и кто — то решил что все русское не модно и неправильно. Шла пропаганда всего западного. Увы, наша страна осталась без основы, фундамента, что привело к потере целого поколения молодежи 90-х годов.Сменились приоритеты: если ранее ценились доброта, щедрость, взаимовыручка, толерантность, воспитанность, уважение к старшему поколению, то в 90 — е стали цениться и ставиться во главу материальные блага, связи и все зарубежное. Молодежь смеялась и порицала людей живущих по принципам нравственности и морали, не забывавших русскую культуру. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности», — слова А. С. Пушкина. Нравственность, духовность, мораль – это как якори, которые помогают держаться и не уплыть по течению пороков, жестокости, зла, ненависти. Как нельзя лучше об этом сказал Белинский В. Г.: «Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести, — ничего, чем человек есть человек». Отказ от своего культурного наследия привел к потере и деморализации целого поколения молодежи 90-х годов.

Отрадно видеть, что мы, россияне, снова повернулись навстречу гуманности, нравственности и духовности. Наконец, поняли важность сохранения национальной культуры и традиций, как основы процветания нашей нации. Очень важно, что и политика правительства помогает укреплению позиций народности в культуре, образовании. Это видно из слов Президента РФ В. В. Путина.

«В Конституции общенародная ответственность за Родину перед нынешними и будущими поколениями провозглашается как фундаментальный принцип российской государственности. Именно в гражданской ответственности, в патриотизме вижу консолидирующую базу нашей политики.

В мире XXI века на фоне новой расстановки экономических, цивилизационных, военных сил Россия должна быть суверенной и влиятельной страной. Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией.

На улицах наших городов и посёлков мы видим сегодня результаты того, что происходило в государстве, в обществе, в школе, в СМИ, да и в наших головах в последние, в предыдущие 15–20 лет. Это и понятно. Тогда были отброшены все идеологические штампы прежней эпохи. Но, к сожалению, тогда же были утрачены и многие нравственные ориентиры.

Сегодня российское обществоиспытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились.

Сегодня российское обществоиспытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились.

Мы должны всецело поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение. Закон может защищать нравственность, и должен это делать, но нельзя законом установить нравственность. Мы должны действовать не путём запретов и ограничений, а укреплять прочную духовно-нравственную основу общества. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодёжной политики.

Читайте также:  Школа развития для ребенка в закамске

Эти сферы – это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного гармоничного человека, ответственного гражданина России». (Послание президента В. В. Путина Федеральному Собранию 2012г. «О духовно-нравственном и военно-патриотическом воспитании детей и молодежи»).

Наступающий 2014 год объявлен в России Годом культуры. Он призван стать годом истинного просветительства, обращения к нашим культурным корням, к вопросам патриотизма, нравственности и морали.

Мы знаем всеохватывающую, объединяющую роль культуры, истории, русского языка для нашего многонационального народа и с учётом этого должны выстраивать государственную политику, в том числе в сфере образования.

Сегодня во многих странах пересматриваются нормы морали и нравственности, стираются национальные традиции и различия наций и культур. И мы знаем, что в мире всё больше людей, поддерживающих нашу позицию по защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную, нравственную основу цивилизации,каждого народа: ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной, жизни не только материальной, но и духовной, ценностей гуманизма и разнообразия мира.

Конечно, это — консервативная позиция. Но, говоря словами Николая Бердяева, смысл консерватизма не в том, что он препятствует движению вперёд и вверх, а в том, что он препятствует движению назад и вниз, к хаотической тьме, возврату к первобытному состоянию. (Послание президента В. В. Путина Федеральному Собранию 2013г. «О духовно-нравственном и военно-патриотическом воспитании детей и молодежи»)

Опора на национальную культуру, исторические корни и традиции помогут россиянам встать, как и раньше крепкой, дружной нацией. Именно нравственно-патриотическое воспитание в народных традициях подрастающего поколения является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

Фольклор, древние пласты культуры, традиции в целом, это как неисчерпаемый источник воспитания и развития в ребенке нравственных качеств, положительных моральных приоритетов, патриотизма и гордости за свою страну, национальность. Это связано с глубокой духовностью и мудростью народного творчества. Содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт и мудрость, просеянные через сито веков, духовный мир, мысли, чувства, наших предков. Русский танец, русская песня, русская музыка, должны стать частичкой жизни ребёнка.

«Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления», — писал В. Г. Белинский.

В дошкольном возрасте весь мир ребенка окрашен в яркие эмоции, которые помогают понимать ему других людей, переживать и давать понять взрослым о своем эмоциональном состоянии. Произведения устного народного творчества легки для восприятия, эмоциональны, веселы, образны и несут много знаний об окружающем мире. Фольклорные праздники и развлечения полны играми, песнями и хороводами, что очень близко детям дошкольного возраста.

Эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста тесно связано с развитием его нравственных представлений и чувств. К 4-5 годам ребенок уже может управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму. Особенности эмоционально-нравственного развития детей дошкольного возраста обуславливают использование элементов фольклора в воспитании и образовании детей.Поэтому актуальна в наши дни тема: «Нравственное воспитание дошкольников путем использования элементов народной культуры в воспитательно – образовательном процессе».

Цель работы: Обобщение опыта работы по формированию общей культуры, развитию нравственных качеств личности детей дошкольного возраста на основе национальных традиций.

Задачи работы:

— показать теоретическое обоснование формирования общей культуры и развития нравственных качеств личности детей в дошкольном возрасте на основе национальных традиций;

— раскрыть организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного пространства детского сада;

— познакомить с формами, методами и приемами ознакомления с элементами народной культуры, воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста;

— познакомить с формами работы с родителями детей дошкольного возраста.

Источник

 «,,, Необходимости возрождать традиции  народа,

  широко внедрять их в общество и  семью»

В. А. Сухомлинский

Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования педагогическая деятельность в детском саду  должна быть ориентирована на «… формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных…» и других качеств личности воспитанника.

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного нравственно – эстетического  развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воспитание состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации участия родителями в жизнедеятельности детского сада и  содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает положительные результаты. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом.

В нашем детском саду  решаются задачи по приобщению детей к культурному наследию  Среднего Поволжья: татарского, чувашского, мордовского  и  русского  народов нашей многонациональной России.  Для решения этих вопросов  проводились с детьми знакомства с этнической культурой , включением мульти культурного  материала во все виды детской деятельности, и, безусловно, взаимодействие с родителями в процессе сотрудничества и сотворчества в  реализации всех задач.

Для того, чтобы выяснить степень осведомленности родителей по представленной проблеме, мы провели анкетный опрос.

Читайте также:  Игры для ребенка 2 лет для развития мелкой моторики

С помощью анкетирования были получены следующие результаты:

  • 25 % родителей не придают значения своей национальной принадлежности  
  • 71 % родителей  знают и уважают свои национальные корни
  • 4 % соблюдают все традиции и обычаи своей национальности.

Проанализировав данные анкеты, мы определили проблемное поле, направленное  на формирование этнокультурной  социализации ребенка в обществе и взаимодействия работы с родителями и педагогами детского сада.

Одной из форм работы с родителями, направленной на повышение компетентности родителей в вопросах  толерантного  развития ребенка, стало вовлечение родителей в организации  народных праздников в нашем детском саду. Развитие культуры современного подрастающего поколения — проблема, которая требует поиска оптимальных и эффективных путей её решения в воспитательно-образовательном процессе. Одним из действенных средств приобщения дошкольников к культурным ценностям своего народа,  к культуре в целом,  являются фольклорные праздники, так как именно они обладают большими воспитательными возможностями.

Именно праздники открывают возможности для включения большего числа детей и взрослых с различными интересами и духовными запросами в активную мыслительную деятельность, помогают в воспитании всесторонне развитой личности, содействуют развитию взаимоотношений в коллективе и формируют позитивное отношение к жизни, являясь одним из средств воспитания, обучения и развития детей.

Фольклорные праздники сегодня способствуют поддержанию благоприятного психологического климата в детском коллективе, являются своеобразной формой духовного самовыражения и обогащения личности.

Развлечения и  праздники в детском саду проводятся в соответствии с традиционным народным календарем. Для  разработки  сценариев тематических праздников, развлечений  были привлечены и заинтересованные родители, бабушки и дедушки, которые знают традиции своего народа: в тесном содружестве педагогов детского сада и родителей были разработаны сценарии и проведены квест – путешествия по деревням г.о. Тольятти. Дети и взрослые были в гостях в  татарской  деревне Бритовка, мордовском  поселении  Шантала, русском  селе  Васильевка, чувашской  деревне Выселки. На «каждом дворе» всех  гогстей  встречали «хозяева» — родители в национальных костюмах, с песнями, играми, стихами.  Дети водили хороводы, играли и получали положительные эмоции от увиденного и услышанного.

Всем запомнилось народное гулянье в нашем саду «Масленица», где роль Масленичного Генерала сыграл папа Арсения. К родителям мы обратились с просьбой сшить девочкам  сарафаны, а мальчикам – рубахи, которые можно было надеть на куртки. Так все дети были наряженными, мамы и бабушки пришли в шалях, кокошниках, а дедушка Алисы  принес баян.  Праздник закончился блинами и чаепитием, и всеобщим удовольствием.

. Проведение таких мероприятий сегодня является особенно актуальным, так как они играют огромную роль в приобщении дошкольников, родителей  к духовным ценностям народной культуры, воспитывают патриотические чувства в детях.

Так же в детском саду проводился фольклорный праздник «Капустные посиделки» по гендерному воспитанию, где дети имели возможность познакомиться с традиционным воспитанием мальчиков и девочек, а так же роли матери и отца в русской семье, с семейно-бытовыми традициями и обрядами России, с народными песнями и танцами, промыслами и ремёслами, загадками и пословицами. В подготовке к этому развлечению была отведена большая роль в домашнем задании: дети и родители «получили» задание – узнать и выучить поговорки и пословицы на родном языке: чувашском, татарском, мордовском и русском.  Конечно, это невозможно было сделать без знания своего родного языка.  Задание было трудное, но и интересное, некоторые родители признавались, что не так часто говорят на родном языке, но многие хорошо знают свой родной язык, и на празднике мы услышали веселые стихи, частушки и песни о капусте на разных языках народов Среднего Поволжья. Этот фольклорный праздник мы провели в форме лаунж – кафе (тематическое кафе),  В  своеобразной форме  проведения праздников гармонично сочетаются элементы театрализации и игровые моменты, музыка и хореография, а так же многое другое. Все это не может не вызывать у детей положительных эмоций, живого отклика на происходящее, а так же способствует формированию и развитию у детей навыков общения. А участие родителей во всех играх, песнях, танцах только еще больше усиливает восприятие действия у всех вместе: детей и родителей.

Придавая в воспитательной работе с детьми большое значение фольклорным праздникам, следует подходить к этой форме организации детской деятельности творчески, с учетом интересов и возрастных особенностей детей.

Литература

1.Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к национальной культуре // Дошк. воспитание.-1992.-№5-6.

  2. Былеева Л. Русские народные игры – М., 1998.

   3. Воспитание детей в старшей группе детского сада /Сост.: Г.М. Лямина. –М.: Просвещение, 1984.

6. Детские народные подвижные игры: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей / Сост. А.В. Конеман, Т.Т. Осокина. – М., 1995.

7. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под. ред. Т. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб., 1996.

8. Детский праздник / Сост. А. Савина. – СПб., 1997.

9. Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Педагогическое общество России, 2000..

11. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М.: Просвещение, 1960.

12. Николаева Э.Ф., Смолякова Е.В., Кривошеева О.В. «Дети земли Поволжской» — культура народов Среднего Поволжья в этносоциализации детей дошкольного возраста – Тольятти, 2012.

Источник