Развитие костной системы у ребенка в месяц
У ребенка после рождения продолжаются рост и дифференциация костной ткани, формирование скелета. В организме функции костной ткани многообразны: во-первых, это опора и защита внутренних органов, костного мозга; во-вторых, кости, по сути, являются резервуаром неорганических (кальция, фосфора, магния) и некоторых органических веществ; в третьих, костная ткань в экстремальных условиях является защитой от ацидоза, после исчерпывания функций почек и легких; в четвертых, она является «ловушкой для чужеродных веществ» (тяжелые, радиоактивные металлы и т. д.).
Архитектонику костной ткани можно разделить на два типа: трабекулярную и губчатую. Трабекулярная кость по своей структуре напоминает решетчатое строение, окружающее сосуды. Остеофиты в ней разбросаны по всей структуре. У плода и эмбриона практически все кости скелета имеют трабекулярное строение. После рождения такая структура сохраняется в позвонках, плоских костях, а также в трубчатых костях, являясь временной структурой при образовании пластинчатой кости.
Плотная кость — это окончательная структура, свойственная скелету взрослого человека. Она состоит из системы гаверсовых каналов и построена из твердого кальцифицированного матрикса. Остеофиты в ней расположены упорядоченно и ориентированы вдоль сосудистых каналов. Развитие плотной кости постепенное, по мере увеличения двигательной нагрузки.
Основными клеточными элементами костной ткани являются остеоцит, остеобласт и остеокласт. Остеогенез у человека уникален и отличается от всех представителей животного мира. Окончательная структура кости формируется после рождения, что связано с началом устойчивой ходьбы.
К моменту рождения у ребенка диафизы и эпифизы трубчатых костей уже представлены костной тканью. Из хрящевой ткани состоят все губчатые кости (кисти, стопы, череп). К рождению в этих костях образуются ядра окостенения, дающие рост плотной кости. По точкам окостенения можно судить о биологическом возрасте ребенка. Рост трубчатых костей происходит за счет ростовой хрящевой ткани. Удлинение костей происходит за счет роста хрящевой ткани в длину. Рост кости в ширину происходит за счет надкостницы. При этом со стороны костномозгового канала кортикальный слой надкостницы подвержен постоянной резорбции, вследствие чего при росте кости в поперечнике увеличивается объем костномозгового канала.
После рождения кость в своем развитии многократно перестраивается — от грубоволокнистого строения до структурной кости.
С возрастом происходит процесс остеогенеза — перемоделирования костной ткани. Плотность костей нарастает постепенно. Содержание основного минерального компонента костной ткани — гидрооксиапатита — у детей с возрастом увеличивается.
В целом в процессе костного образования выделяют три стадии:
1) образование белковой основы костной ткани; в основном оно протекает внутриутробно;
2) формирование центров кристаллизации (гидрооксиапатита) с последующей минерализацией (остеосинтез); оно свойственно послеродовому периоду;
3) остеогенез, когда происходит процесс перемоделирования и самообновления кости.
На всех стадиях остеогенеза необходимы витамин D и нормальное присутствие в пище ионов Са, Мg, Р. Непременным условием правильного формирования костной системы является пребывание на воздухе, внешняя инсоляция.
При недостатке любого из этих компонентов у ребенка развивается рахит, характеризующийся изменениями костной и мышечной системы, нарушениями со стороны центральной нервной системы.
У детей, в отличие от взрослых, чем меньше возраст, тем обильнее кровоснабжаются кости. Особенно развито кровоснабжение метафизов и эпифизов. К 2 годам формируется единая система внутрикостного кровообращения, хорошо развиты сеть эпиметафизарных сосудов, ростовой хрящ. После 2 лет число сосудов костей значительно уменьшается и снова увеличивается к пубертатному периоду.
Надкостница у детей толще, чем у взрослых. За счет нее происходит рост кости в толщину. Костномозговые полости формируются с возрастом. К 12 годам кость ребенка уже напоминает кость изрослого человека.
В развитии костей у детей можно выделить периоды, когда кости особенно чувствительны к вредным факторам.
1. Грудной период, ранний или преддошкольный период, первые 3 года жизни, когда происходят рост и кальцификация кости, насыщение и депонирование минеральных веществ (кальций, фосфор). Легко возникают различные остеопатии — рахит, рахитопо-добные состояния. Поэтому особое значение имеет рациональное вскармливание ребенка, соблюдение им режима дня.
2. Школьный и подростковый периоды, когда завершается дифференцировка и накопление массы кости. У детей наблюдаются пограничные остеохондропатии. Факторы риска нарушения костеобразования у детей — это нарушения питания, неадекватные физические нагрузки.
Череп
Череп у новорожденного состоит из множества костей. Такие швы, как стреловидный, венечный, затылочный, открыты. Их закрытие начинается к 3—4-месячному возрасту. У доношенных детей к рождению боковые роднички закрыты. Задний, или малый, родничок, находящийся на уровне затылочных и теменных костей, бывает открыт у 25% новорожденных. Он закрывается к 4—8 неделям жизни ребенка. Большой родничок находится в месте соединения теменных и лобных костей, или венечного и стреловидного швов. Он всегда открыт, и его величина у новорожденного колеблется от 3х3 см до 1,5х2 см. В норме большой родничок закрывается к 10-18 месяцам.
Форма головы у детей может быть различной, но чаще она округлая, симметричная. Лицевой череп развивается с возрастом.
Позвоночник
Позвоночник человека — уникальное костное образование, способствующее его прямохождению, которое формируется параллельно росту ребенка. Постепенно, с возрастом позвоночник приобретает свои изгибы, принимающие на себя перемещение центра тяжести идущего или стоящего человека.
Первые изгибы позвоночника появляются с начала удержания головы и плечевого пояса, и к 2—4 месяцам формируется передний изгиб шейной части позвоночника. После развития умения прямостояния и ходьбы формируются изгиб кпереди в поясничной части позвоночника и почти одновременно грудной изгиб позвоночника. Неравномерность роста отдельных сегментов тела, позвоночника, головы и конечностей приводит к тому, что центр тяжести тела в процессе роста детей существенно перемещается. Так, если у новорожденного в вертикальном положении центр тяжести находится на уровне processus xyphoideus, то у ребенка более старшего возраста он перемещается вниз, но не достигает уровня пупка. В возрасте 5—6 лет центр тяжести уже ниже пупка, а к 13 годам — ниже уровня гребешков подвздошных костей.
У детей, в отличие от взрослых, фиксация позвоночника неустойчивая, несовершенная, и под влиянием внешних факторов (неправильная поза) могут возникать стойкие деформации костей позвоночника (сколиозы и патологические осанки).
Грудная клетка
Чем меньше ребенок, тем его грудная клетка относительно шире и короче, при этом ребра располагаются горизонтально. Грудная клетка ребенка более округлая, чем у взрослого человека. Поперечный ее размер у новорожденного больше среднепродольного на 25%, грудная клетка у них находится в состоянии как бы вдоха. В дальнейшем происходит рост грудной клетки в длину, при этом ребра опускаются, образуя с позвоночником тупой угол, интенсивно растет ее передний диаметр. В 3 года формируется эффективное реберное дыхание. К 12 годам грудная клетка переходит в состояние максимального вдоха, а к 15 годам завершается окончательное увеличение ее поперечного диаметра.
Кости таза у детей раннего возраста напоминают воронку. Формирование половых различий таза начинается в пубертатном возрасте.
Методы исследования костной системы и суставов
Данные по анамнезу заболевания костной системы обычно собирают со слов родителей, ближайших родственников или лиц, занимающихся воспитанием ребенка. Дети старшего возраста могут сами существенно дополнить историю заболевания. При расспросе обращают внимание на сроки появления тех или иных изменений. Во-первых, выявляют наличие болей (артралгий, миалгий, осалгий), во-вторых — изменения конфигурации костей и суставов, в третьих — состояние подвижности в суставах. При жалобах на боли отмечают их локализацию, симметричность, характер и интенсивность, продолжительность, периодичность. Затем расспрашивают о факторах, способствующих усилению или исчезновению болей (тепло, покой, лекарственные препараты). Следующий момент — установление нарушений подвижности (утренняя скованность, ограничение движений из-за боли и др.). После этого расспрашивают о связи начала и появления болей или изменений со стороны суставов, костей с каким-либо заболеванием (предшествующие инфекции, травмы).
Осмотр проводят сверху вниз (голова, туловище, конечности), при этом важно хорошее освещение. У детей раннего возраста обращают внимание на патологические изменения формы головы, которые особенно часто отмечаются при рахите. Кости черепа могут быть скошенными, асимметричными, увеличиваются лобные, теменные и затылочные бугры. Часто появляются уплотнение затылочной кости и ее сглаженность.
При врожденном сифилисе может развиваться патологическая ломкость костей черепа. У новорожденных детей деформация черепа, связанная с родовой травмой, проявляется черепицеобразным расположением костей (находят друг на друга), их вдавлением или выпячиванием, часто с последующими поднадкостничными кровоизлияниями (кефалогематомы). Могут наблюдаться и мозговые грыжи.
Голову измеряют с целью оценки физического развития или для выявления патологии (микро- и макроцефалии).
Микроцефалия развивается внутриутробно или при раннем закрытии швов (на фоне гипервитаминоза витамина D). Большая голова при макроцефалии как патологическое состояние чаще всего развивается при нарушении гемоликвородинамики — гидроцефалия. При этом роднички и даже швы всегда открыты.
При осмотре обращают внимание на возрастную пропорциональность развития лицевого и мозгового черепа.
Затем осматривают грудную клетку. Обращают внимание на ее форму, симметричность, равномерность участия в акте дыхания, различные деформации («куриная грудь», воронкообразная грудная клетка, перипневмоническая борозда Филатова—Гаррисона, сердечный горб и т. д.), свидетельствующие о врожденном или приобретенном дефекте.
Оценивают осанку ребенка в положении стоя: пятки вместе, руки по швам. При нарушениях осанки имеются боковые искривления позвоночника — сколиоз, отставание лопаток от грудной клетки, сутулость, патологический лордоз (усиление изгиба позвоночника вперед) и кифоз (усиление изгиба позвоночника назад). Особенно часто отмечаются искривления позвоночника вбок — сколиоз (это всегда патология). Подозрение на сколиоз должно быть обязательно подтверждено рентгенологически.
Необходимо исследовать болезненность позвонков при ощупывании и движении, особенно если ребенок жалуется на боли в позвоночнике.
Осмотр верхних конечностей производят с целью определения их длины и наличия деформации. Существуют нормативы развития конечностей у детей различного возраста. Длиннорукость чаще выявляют при заболеваниях соединительной ткани (болезнь Марфана). Укорочение конечностей связано с болезнью Дауна и хондродистрофией. Осматривают также и пальцы на предмет выявления симптома «барабанных палочек», остеопатий, артритов и других изменений.
При осмотре нижних конечностей у новорожденного обращают внимание на симметричность ягодичных складок, количество складок на внутренней поверхности бедер (при врожденном вывихе тазобедренного сустава складок больше), укорочение конечностей, Х- или О-образное искривление голеней (при рахите). Часто у детей старшего возраста диагностируют плоскостопие, являющееся патологическим состоянием. Для его определения проводят плантографию — изучают отпечаток стопы на листе бумаги.
Быстрому скрининговому осмотру костной системы и его протоколированию помогает следующая стандартная последовательность:
1. Осмотр в фас, руки вытянуты вдоль туловища. При этом определяют форму ног, положение головы, симметричность плеч, треугольников талии, исключают деформацию грудной клетки, симметричность бедер.
2. Осмотр сбоку. Определяют форму грудной клетки, живота, выступание лопаток, форму спины.
3. Осмотр со спины. Выявляют симметрию углов лопаток, форму позвоночника, форму ног, ось пяток.
4. В конце осмотра предлагают ребенку пройти по кабинету для выявления нарушений походки.
По результатам осмотра проводят тестирование: 1) без отклонений — по всем пунктам отрицательные значения; 2) незначительные отклонения, требующие наблюдение педиатра — при положительных ответах на вопросы 3—7; 3) значительные отклонения, требующие дообследования и лечения у ортопеда или вертебролога — положительные ответы на 5 вопросов (1, 2, 8, 9, 10).
Пальпация костей — врачебная процедура. Она направлена на Выявление размягчения костей, состояния родничков или швов черепа у новорожденных и грудных детей. Пальпируют также ребру, кости конечностей, обследуют суставы и на основании изменений их формы, размера и объема движений судят о той или Иной патологии. Если возникает необходимость, назначают рентгенологическое исследование. Его проводят при подозрении на Воспалительно-дистрофические изменения костей, суставов; при опухолях костей, для определения костного (биологического) возраста, при диагностике заболеваний, сопровождающихся остеопорозом, размягчением костей. Для диагностики заболевания костной системы применяют также лабораторные методы: определяют уровень Са, Р, щелочной фосфатазы в крови и моче.
Зубы
У детей первыми зубами являются молочные зубы. Они прорезываются в определенной последовательности.
Большое значение имеет становление прикуса молочных зубов. Он формируется к 2,5—3,5 годам и характеризуется следующими позициями:
1) малые промежутки между зубами;
2) отсутствие стертости зубов;
3) дистальные поверхности верхнего и нижнего зубных резцов расположены в одной фронтальной плоскости;
4) ортогнатический прикус, когда верхние резцы немного прикрывают нижние резцы.
Следующий период развития зубов начинается в возрасте 3,5 — 6 лет. В это время возникают междузубные щели (диастемы) — между резцами или тремы — между другими зубами. Зубы уже стираются, нижние и верхние не совпадают. Ортогнастический прикус переходит в прямой. Молочный прикус зубов имеет большое значение для формирования умения пережевывать пищу и развития речи.
Период сменного прикуса начинается с появления постоянных зубов, при этом сохраняются и молочные зубы. Первые постоянные зубы прорезываются в 5 лет — это первые моляры. Затем последовательно выпадают молочные и появляются постоянные зубы. К 11 годам прорезываются вторые моляры. Третьи моляры (зубы «мудрости») появляются в возрасте 17—20 лет, а иногда даже позже. Для оценки количества постоянных зубов пользуются следующей формулой:
Х = 4n — 20, где n — возраст ребенка, лет.
У детей любого возраста часто отмечается заболевание зубов — кариес, при котором происходит постепенное разрушение структуры зуба. Поэтому в воспитании ребенка особое место занимает профилактика кариеса.
В этом плане имеют значение рациональное питание, соблюдение принципов вскармливания ребенка грудным молоком. Особое значение придают содержанию в пище фтора, как средства, предотвращающего кариес. Дети должны чистить зубы профилактическими пастами, не содержащими фтора, но он обязательно должен содержаться в пищевых продуктах. Кроме фтора ребенку необходим также кальций.
Рациональное питание должно включать и органические малоусвояемые углеводы. Последние оказывают положительное влияние на рост нормальной флоры ротовой полости. Для правильного развития зубов, профилактики кариеса необходима диета, содержащая крахмал, гликоген, дисахариды, глюкозу. Важно учить ребенка правильно пережевывать пищу. После еды обязательно нужно полоскать рот и чистить зубы пастой, по крайней мере два раза в сутки — вечером и утром.
Источник
- Беременность от А до Я
Плод — это неродившийся ребенок, находящийся в матке матери. В медицине принято считать, что первые два месяца развивается зародыш, а потом, до рождения — плод.
Скелет плода начинает формироваться буквально с первых дней зачатия. Уже на второй день оплодотворенная яйцеклетка, которая активно делится и стремительно разрастается, образует особые клетки — эктодерму. Из эктодермы в будущем развивается костная ткань и кости скелета.
Скелет человека — крайне важная составляющая нашего организма. Кости поддерживают тело, определяют его форму и размер, защищают внутренние органы от травм. Костная ткань участвует в минеральном обмене в организме, череп защищает мозг человека, костный мозг влияет на иммунную систему, в нем происходят основные процессы кроветворения.
Общие сведения о развитии скелета плода
Кости на 70% состоят из особо прочной костной ткани, содержащей большое количество минеральных солей. В основном, это: кальций, магний и фосфор. Конечно, кроме них для правильного формирования костей скелета необходимы и другие элементы — алюминий, медь, селен, фтор, цинк, но в гораздо меньших количествах. Все эти вещества плод берет из организма матери, поэтому важно, чтобы беременная женщина питалась полноценной и разнообразной пищей, содержащей «строительный материал» для ребенка.
При необходимости врач может дополнительно прописать витамины и микроэлементы. Не стоит пренебрегать этими рекомендациями: если плод не получит нужные вещества для образования костей, скелет может сформироваться с нарушениями.
На 5-й неделе беременности визуализируются первые признаки скелета — позвоночная дуга.
В начале второго месяца у зародыша четко обозначаются будущие конечности и головка. С пятой по девятую неделю беременности закладываются хрящевые основы трубчатых костей плода (конечностей, плечевого пояса), позвоночника, тазового пояса. Конечности увеличиваются в длину, приобретают правильные контуры, хрящи принимают форму будущих костей. Развиваются бедренные, коленные и локтевые суставы. Постепенно хрящи начинают превращаться в кости.
У девятинедельного плода сформированы все части тела. На ручках и ножках обозначены крохотные пальчики, на головке появляются глаза, уши, нос, челюстные кости, рот. Размер плода достигает 4,5 см.
В начале четвертого месяца плод способен двигать руками и ногами. Конечности и суставы активно развиваются, кости увеличиваются в длине, на пальчиках образуются ногти. К концу второго триместра (28-я неделя) плод жизнеспособен, мать хорошо чувствует его движения.
На третьем триместре головка перестает быть непропорционально большой, тело полностью сформировано. Многие кости ещё мягкие — они гораздо менее плотные, чем у взрослого человека. Это нужно для того, чтобы ребенок смог благополучно родиться. Исключение составляют кости черепа и ключиц, которые имеют высокую плотность уже на момент рождения.
Чтобы головка могла пройти по родовым путям матери, кости свода черепа соединяются не прочно, а с помощью соединительной ткани, позволяющей им сдвигаться во время рождения. По размеру родничков и швов черепа можно судить о зрелости плода.
Кстати, у новорожденного костей больше, чем у взрослого, т. к. некоторые кости еще будут срастаться. Полностью формирование скелета заканчивается примерно к 24-м годам, из 277 костей останется 204–207, в зависимости от индивидуальных особенностей человека.
Ультразвуковое исследование во время беременности
В некоторых случаях, плод развивается медленнее, чем это положено. Какие же причины могут вызвать задержку развития и как определить и устранить опасность?
Причин отставания в развитии может быть несколько. Самые распространенные из них:
- врожденное заболевание, хромосомная аномалия;
- курение, наркомания, алкоголизм;
- неполноценное питание беременной женщины;
- недостаточно развитая плацента;
- перенесенная во время беременности инфекция;
- наследственные и этнические факторы.
Наиболее информативным методом диагностики состояния плода на данный момент является ультразвуковое исследование (УЗИ). Кстати, вред от УЗИ при беременности — это не более чем очередной миф. Это обследование совершенно не опасно, может проводиться на любых сроках беременности и столько раз, сколько необходимо.
Обычно, при нормальном развитии беременности, врач назначает УЗИ три раза: на 12-й неделе, между 22-й и 24-й, между 32-й и 34-й неделями. Однако по медицинским показаниям ультразвуковое обследование проводится на любом сроке беременности. Что это даёт?
- До 6-й недели можно определить маточная беременность или внематочная.
- По размерам костей скелета можно уточнять сроки беременности. Особенно эффективно УЗИ для этих целей на начальных сроках, когда размеры зародыша у всех примерно одинаковы.
- Исследование на 11–12 неделе показывает наличие или отсутствие кости носа у плода — её отсутствие может свидетельствовать о синдроме Дауна.
- УЗИ в последнем триместре беременности позволяет врачам определиться со способом родоразрешения. Например, врач может увидеть, что пуповина обмотала шею ребенка и решить, что в данном случае необходима операция — кесарево сечение.
- Кроме того, при подозрениях на задержку развития, наиболее информативны регулярные измерения размеров плода, окружности головы, костей конечностей, чтобы изучить динамику роста.
- Ультразвуковые исследования назначаются и для того, чтобы выяснить, соответствует ли сроку беременности уровень развития внутренних органов и скелета. Кстати, именно с помощью УЗИ можно заранее узнать и пол ребенка.
Уточнение диагноза задержки внутриутробного развития (гипотрофии) производится с помощью сравнения фетометрических показателей и нормативных данных, полученных для конкретного срока беременности. Для этого могут назначаться расширенные ультразвуковые исследования с замером большего количества параметров, чем при штатном УЗИ.
* Фетометрия — это метод измерения размеров плода с помощью ультразвука.
Размеры костей плода помогают диагностировать врожденные заболевания
Скелет играет большую роль в жизни человека, поэтому очень важно убедиться, что кости у плода сформировались правильно. Кроме того, совсем недавно медики выяснили, что патология скелета плода на определенном сроке беременности может свидетельствовать о каком-либо врожденном заболевании.
Современные ультразвуковые аппараты становятся все более совершенными. Они позволяют измерять не только основные параметры плода: вес, рост, окружность головки, окружность живота, частоту сердечных сокращений. С помощью УЗИ врач может рассмотреть форму кистей, стоп, измерить длину бедренной кости плода, кости голени, лучевой кости, плеча, предплечья, носовой кости.
Изучение скелета является одной из составляющих различных обследований, которые проводятся для выявления врожденных пороков развития.
Например, если на УЗИ в 11–12 недель у плода носовая кость не видна, то это повод провести анализы на наличие синдрома Дауна и некоторых других заболеваний. Длина носовой кости — это так называемый «ультразвуковой маркер хромосомной патологии», который с вероятностью 50–80% свидетельствует о наличии синдрома Дауна.
Что делать, если ребенок развивается неправильно?
В некоторых случаях, даже если скелет ребенка формируется с задержкой, это можно скорректировать, и к моменту рождения у малыша уже будет всё в порядке.
Как правило, беременной женщине рекомендуются:
- полноценное питание, богатое микроэлементами и кальцием;
- отказ от вредных привычек: курения, алкоголя, наркотиков;
- специальные препараты, содержащие те или иные вещества, необходимые плоду и плаценте;
- комплексы физических упражнений;
- физиотерапия;
- при необходимости, проводится лечение инфекции — если именно она стала причиной гипотрофии.
К сожалению, некоторые патологии развития опорно-двигательного аппарата не совместимы с жизнью. Правда, такие патологии встречаются крайне редко — примерно 2–3 случая на 10 тысяч новорожденных.
Если такое серьезное врожденное заболевание обнаруживается на ранних сроках, то женщина имеет возможность прервать беременность. На поздних сроках некоторые патологии развития скелета являются показаниями для кесарева сечения и экстренной медицинской помощи родившемуся ребенку.
Нормативные данные УЗИ при беременности
В этом разделе приведена сводная таблица фетометрических параметров для каждой недели беременности. Все данные приведены для 10-й процентили. Только нормы носовой кости плода даны для 5-й.
*10-я процентиль означает, что более низкие значения могут наблюдаться только у 10% обследуемых.
Рекомендации по пользованию таблицей
Эти данные не предназначены для уточнения срока беременности — для этого используются совсем другие таблицы. Вы можете самостоятельно найти их в сети.
Назначение данной таблицы — примерно сориентироваться соответствуют ли данные вашего УЗИ нормам развития ребенка. Именно «примерно» — потому что самостоятельно расшифровать свои показатели достаточно сложно. Это — задача профессионального врача, который будет учитывать массу других факторов:
- ваш рост;
- национальность;
- образ жизни;
- данные предыдущих УЗИ и других анализов;
- особенности развития от начала наблюдений.
К тому же, следует учесть, что на разных ультразвуковых аппаратах результаты измерений могут немного отличаться.
Итак, на УЗИ, как правило, измеряются:
- длина носовой кости плода;
- длина бедренной, плечевой костей, голени, предплечья;
- окружность головы;
- БПР (бипариетальный размер — измеряется между височными костями);
- лобно-затылочный размер (ЛЗ).
Дополнительно для уточнения диагноза задержки развития могут определяться:
- длина большой берцовой кости;
- длина лучевой и локтевой кости;
- размер ключицы и лопатки;
- размер и строение кистей и стоп;
- соединения костей черепа, структура позвоночника.
Таблица сравнений:
Срок беременности | Длина носовой кости | Окружность головы | Бипариетальный размер | Лобно-затылочный размер | Бедренная кость | Кость голени | Плечевая кость | Кости предплечий |
11 неделя | менее 2 | 53 | 13 | 3.4 | ||||
12 неделя | 58 | 18 | 4 | |||||
13 неделя | 2,9 | 73 | 20 | 7 | ||||
14 неделя | 84 | 23 | 9 | |||||
15 неделя | 3.6 | 97 | 26 | 13 | ||||
16 неделя | 112 | 31 | 41 | 17 | 15 | 15 | 12 | |
17 неделя | 5–5,2 | 121 | 34 | 46 | 20 | 17 | 17 | 15 |
18 неделя | 131 | 37 | 49 | 23 | 20 | 20 | 17 | |
19 неделя | 5,5–5,7 | 142 | 41 | 53 | 26 | 23 | 23 | 20 |
20 неделя | 154 | 43 | 56 | 29 | 26 | 26 | 22 | |
21 неделя | 5,8–6,1 | 166 | 46 | 60 | 32 | 29 | 29 | 24 |
22 неделя | 178 | 48 | 64 | 35 | 31 | 31 | 26 | |
23 неделя | 6,5–6,9 | 190 | 52 | 67 | 37 | 34 | 34 | 29 |
24 неделя | 201 | 55 | 71 | 40 | 36 | 36 | 31 | |
25 неделя | 7,2–7,6 | 214 | 58 | 73 | 42 | 37 | 39 | 33 |
26 неделя | 224 | 61 | 77 | 45 | 41 | 41 | 35 | |
27 неделя | 8,2–8,5 | 235 | 64 | 80 | 47 | 43 | 43 | 37 |
28 неделя | 245 | 67 | 83 | 49 | 45 | 45 | 39 | |
29 неделя | 8,6–8,7 | 255 | 70 | 86 | 50 | 47 | 47 | 40 |
30 неделя | 265 | 71 | 89 | 52 | 49 | 49 | 42 | |
31 неделя | 8,9 | 273 | 73 | 93 | 54 | 50 | 51 | 44 |
32 неделя | 283 | 75 | 85 | 56 | 51 | 52 | 45 | |
33 неделя | 9 | 289 | 77 | 89 | 58 | 53 | 54 | 46 |
34 неделя | 295 | 79 | 101 | 60 | 55 | 55 | 48 | |
35 неделя | 299 | 81 | 103 | 62 | 56 | 57 | 49 | |
36 неделя | 303 | 83 | 104 | 64 | 57 | 58 | 50 | |
37 неделя | 307 | 85 | 106 | 66 | 59 | 59 | 51 | |
38 неделя | 309 | 86 | 108 | 68 | 60 | 60 | 52 | |
39 неделя | 311 | 88 | 109 | 69 | 61 | 60 | 53 | |
40 неделя | 312 | 89 | 110 | 70 | 62 | 61 | 54 |
Если показатели вашего УЗИ не соответствуют нормам, приведенным в данной таблице, или вам после исследования поставили диагноз «задержка развития плода», или даже «синдром Дауна» — это не повод для паники!
Резюме
Помните, что результаты УЗИ всегда зависят от множества факторов — опыта специалиста, точности аппаратуры и даже от позы, в которой плод находился при исследовании. Врач мог ошибиться или просто, чего-то не разглядеть. Дождитесь другого УЗИ, других анализов, обратитесь к специалисту в другой клинике.
Но даже, если врач не ошибся, то следует знать, что ни один из параметров УЗИ не свидетельствует о заболевании со стопроцентной вероятностью. Желаем вам и вашему ребенку здоровья!
Девочки! Давайте делать репосты.
Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки 😉
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше 😉
Gnomik.ru
©
Источник