Развитие координации у ребенка 1 год

Возраст от года до полутора называется исследовательским. В этом возрасте ваш малыш очень много двигается, совершенствует свои навыки хождения, открывает все возможные дверцы, залезает во все шкафы и ящики. Именно в этот период закладываются основы понимания и видения мира. В разрезе развития координации и вестибулярного аппарата необходимо значительно расширить вариации как физических упражнений, так и перемещения в пространстве.

Именно с возраста 1 года стоит приучать ребенка делать простейшую зарядку вместе с вами. Пусть он еще может сделать все упражнения, но такие базовые вещи, как разминка шеи, конечностей и спины нужно уверенно освоить к полутора годам. В рамках развития вестибулярного аппарата стоит уделить внимание наклонам головы влево-вправо и вперед-назад, кружению на месте. Также рекомендуется несильно подбрасывать малыша, чтобы он мог ощутить мгновения полной свободы. Последнее упражнение также поможет избежать страха высоты в будущем.

Помните, что в этом возрасте ребенок хочет все потрогать и все попробовать. Эта тяга ко всему неизученному заложена природой как экспресс-курса самообучения. Поэтому вам нужно постараться предоставить малышу как можно больше недорогих и разнообразных развивающих игрушек. Особое внимание стоит уделить тем видам игрушек и детских аксессуаров, которые направлены на ритмичное перемещение головы ребенка в пространстве, в то же время дающие ему полную свободу тела в пространстве. Обратите внимание на следующие категории детских игрушек:

  1. Толокар – это каталка, напоминающая велосипед без педалей или машинку. Ребенок садится на толокар сверху, как в седло, держит руль руками и перемещается по полу, отталкиваясь ножками. Эти каталки отлично тренируют не только координацию, но и опорно-двигательный аппарат.
  2. Качалка-каталка – классическая детская игрушка в виде животного, обычно в образе лошади. Также бывает в виде слоника, собаки, уточки и других представителей одомашненной фауны. Бывает с колесиками или стационарная, обычно крепится на съемном поддоне. Самый популярный вид – качалка-каталка в виде лошадки. Принцип действия игрушки следующий: ребенок усаживается на лошадку и дальше он может качаться вперед-назад, стимулируя свой вестибулярный аппарат или передвигаться как на толокаре, отталкиваясь ножка – для этого вам нужно будет снять специальный поддон для качания.
  3. Подвесные качели – специальные детские сиденья с веревками для подвешивания на карабинах. Такие качели идут в комплекте с большинством игровых комплексов, которые понадобятся в возрасте от 3-х лет. Однако их можно купить и отдельно и повесить в удобном месте как в городской квартире, так и в частном доме или на даче.
  4. Сухие бассейны – набор из ёмкости или замкнутой в кольцо ограды и большого количества легких пластиковых шариков. Сухой бассейн не научит ребенка плавать, но значительно повлияет на развитие вестибулярного аппарат. Чем больше и глубже сухой бассейн, тем больше эффекта от его применения.

Помните, что в возрасте от 1 до 1,5 лет ребенку уже нужна максимальная физическая свобода. Позаботьтесь о том, чтобы ему была полноценная возможность регулярно испытывать самые различные положения своего тела в пространстве, а также не забывайте про ритмичные перемещения, способствующие ускоренному развитию вестибулярного аппарата и мозжечка.

Источник

Зачем работать над координацией движений?

Развитая координация помогает ребенку двигаться ловко и уверенно, а также способствует правильной осанке. Разумеется, координация не формируется за короткий срок — на это уход не один год, поскольку в процессе задействован вестибулярный и мышечный аппарат, а также органы зрения.
Развитая координация предполагает не только слаженные телодвижения, но и согласованное взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Это условие обязательно для отточенной работы центральной нервной системы. Именно поэтому у гиперактивных малышей часто возникают проблемы с координацией.

На занятиях физкультурой в детских садах и школах детям обязательно дают специальные упражнения для формирования координации. Впрочем, каждый ребенок с легкостью может выполнять их дома или на детской площадке под присмотром родителей.

Требования к упражнениям и техника безопасности

Все упражнения для развития координации можно разделить на статистические и динамические. Первые учат малышей сохранять равновесие в заданной позе, например, стоять на одной ноге или удерживать легкий груз на голове. Вторые упражнения — это ходьба по скамейке, изменение направления при беге и т. д. Хотя развитию координации также прекрасно способствуют командные подвижные игры (баскетбол, волейбол, футбол), катание на коньках, лыжах и велосипеде, теннис.

Главный принцип выполнения упражнений — давать нагрузку, посильную ребенку и соответствующую его возрасту. При статистических упражнениях желательно, чтобы родители подстраховывали малыша, исключая возможность падения. Если ребенок еще дошкольного возраста, лучше давать ему упражнения в игровой форме. Используйте мячи, шары, скакалку — все, что сделает занятие веселее в глазах крохи.

Ежедневно вполне достаточно делать упражнения в течение 5-7 минут на детской площадке перед тем, как ребенок присоединится к играм со своими сверстниками. Впрочем, очень хорошо, когда есть возможность задействовать в «тренировке» и других детей. Если они решили побегать по площадке с мячом, можете считать, что «дневная норма» упражнений уже выполнена! Не заставляйте малыша заниматься, когда он уже проявляет признаки усталости. В таком состоянии ему будет еще сложнее следить за координацией своих движений, а значит, развивающий эффект будет минимален.

Развитие координации движений в раннем возрасте

Координацию необходимо развивать уже в самом раннем возрасте. В результате, постепенно появляется согласованная мышечная активность. Происходит соединение отдельных движущих частей в единое целое действие. Координация движений продолжает развиваться примерно до 18-летнего возраста, по мере формирования скелета. В ее развитии участвуют многие органы.

Особое значение придается мозжечку, активное развитие которого начинается в возрасте от полугода и заканчивается к 4-5 годам. Именно этот орган влияет на умения и способности малыша, начинающего сидеть с шести месяцев, ползать с 8-9 месяцев, вставать  на ножки в 9-10 месяцев, делать первые шаги уже к 11-12 месяцам. Примерно с полутора лет начинается вполне уверенная ходьба. Мозжечок продолжает развиваться и постепенно переходит на более высокий уровень. В 3-4-летнем возрасте происходит качественное совершенствование моторных функций. Обучаемость ребенка значительно улучшается, он способен выполнять новые, более сложные задачи.

Координация движений во многом зависит от вестибулярного аппарата. Развитие данной функции начинается еще во внутриутробном периоде, а окончательно формируется в процессе развития примерно к 12-15 годам. Основная роль вестибулярного аппарата заключается в обеспечении прямой походки человека. Именно с его помощью осуществляются первые шаги, а различные отклонения и нарушения могут вызвать неуверенную, так называемую «пьяную» походку.

Для детей 2-3 лет

Для таких маленьких деток все занятия лучше всего совмещать с прогулкой на детской площадке, ему будет так намного интереснее:

  • обычная ходьба (пусть ходит самостоятельно, согласовывая движения рук и ног);
  • ходьба с препятствием (перешагивайте бордюры, песочницы и т. п.)
  • наклоны и приседания (например, за игрушками);
  • повышайте сложность выполнения, выполняя ходьбу по брёвнам, скамейкам, бордюрам и т. п.
  • покорение вертикальной лестницы.

Важно! Обязательно находитесь рядом с малышом, чтобы в любой момент его можно было подхватить и, таким образом, уберечь от ненужных травм.

Для детей 4-5 лет

В этом возрасте дети контролируют своё тело намного лучше, поэтому можно повышать уровень сложности:

  • научите малыша спрыгивать с бревна (скамьи), а затем сходить сначала одной ногой, затем другой;
  • ходьба по ровной линии с поднятыми руками (спина ровная, руки подняты в сторону и удерживаются в таком положении, делается несколько шагов, затем руки поднимаются вверх, ходьба продолжается и т. д.)
  • удерживание груза на голове, например, книги, в положении стоя, когда будет хорошо получаться, можно добавить ходьбу по прямой.

Для детей 6-7 лет

В таком возрасте рекомендуются более сложные занятия, в том числе с различными предметами:

  • упражнения с мячом (ребёнок берёт в руки мяч, держит правильную осанку, подбрасывает мяч вверх, затем ловит);
  • ходьба по бревну (скамье) с поворотами, руки при этом постоянно меняют положение: в стороны, вверх, за спиной, на талию;
  • бег вперёд, назад, с поворотами
  • прыжки со скамьи и на скамью

Важно!Дети не любят однообразия, поэтому меняйте разные виды занятий почаще, чтобы они не заскучали. Очень хорошим примером будет, если вы будете заниматься вместе!

Как работать со старшими дошкольниками?

Старшие дошкольники, дети 6-7 лет, уже имеют достаточно развитые координационные способности, поэтому упражнения для них должны быть подобраны такие, которые смогут повысить четкость выполнения движений с сохранением устойчивости тела во время сложных маневров (прыжков, приседаний и пр.)

Большинство упражнений для детей в этом возрасте динамичны, выполняются с использованием бревна или скамьи. Положение рук малышей можно изменять, предлагая им попробовать варианты с руками по сторонам, на поясе или за головой. Все упражнения должны быть разнообразными и не слишком продолжительными, вызывающими у детей интерес и желание заниматься.

Для детей 8-10 лет

В таком возрасте можно приступать к выполнению комплекса для улучшения координации, который рекомендуют не только детям, но и взрослым:

  • вращение руками, согнутыми в локтях (положение стоя, руки согнуты в локтевых суставах, а пальцы дотрагиваются плеча, вращайте руками в разных направлениях)
  • рисование воображаемых фигур (руки вытянуты вперёд и одновременно описывают разные фигуры, например, левая – круг, а правая – квадрат);
  • прыжки по классикам (делаем прыжок одной ногой, затем двумя и так чередуем дальше);
  • стойка на одной ноге (положение стоя, одна нога согнута, руки в сторону и удерживаем равновесие секунд 10-15, меняем ноги);
  • стойка на одной ноге с поднятием на носок (положения стоя, руки на талии, одна нога сгибается в колене и отводится в сторону, теперь поднимитесь на носок и удерживайте равновесие, повторите в другую сторону).

Также можно делать уже знакомые упражнения на бревне, скамье, шведской стенке, кольцах, постепенно их усложняя.

Общие игры на координацию

Приучайте детей быть активными. Можно их отвести в спортивную секцию (футбол, плавание, гимнастика, акробатика) или в танцевальный коллектив. Очень хорошим видом занятий, которые помогут ребятишкам стать ловкими, являются различные игры как статические, так и динамические:

  • дети начинают танцевать под музыку и по команде (например, хлопку) замирают в позе, которой находились, начинать можно с нескольких секунд «замирания», а затем удлинять это время;
  • делаем «ласточку» и соревнуемся кто простоит дольше всех;
  • изображаем и аиста, который очень любит стоять на одной ноге и как можно дольше;
  • бег со сменой траектории по условленной команде;
  • прыжки на батуте.

Дети любят играть, им это весело и интересно. Поэтому находите те игры, которые больше всего нравятся конкретному ребёнку и включайте их в ежедневные тренировки, если хотите, чтобы малыш вырос ловким и смелым. И теперь, зная, как улучшить его координацию, сделать тело послушным, а движения согласованными, осталось дело за малым – все это делать ежедневно.

«Пляшут малыши»

Цель: обучение ритмичным движениям, умению слушать простую мелодию.

Форма проведения: групповая.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках кружком, и взрослый предлагает одному их них сплясать: «Миша сейчас спляшет, а ребятки ему похлопают!» Ребёнок выходит на середину круга, а взрослый поёт (на мотив «Ах вы, сени…»):

Вот наш Мишенька встаёт,

Он плясать сейчас начнёт.

Будет Мишенька плясать,

Всех ребяток забавлять!

Миша, Миша, попляши,

Нашим деткам помаши.

Выбирай других плясать

И ребяток забавлять!

Ребёнок пляшет, дети хлопают в ладошки.

Игра на развитие бега «Догонялки»

Цель: обучение ориентироваться в пространстве, развитие навыков бега на небольшие расстояния, тренировка умения быстро выполнять простейшие команды по ходу игры.

Форма проведения: групповая.

Ход игры: Один ребёнок сидит на стуле, к нему подходит взрослый с другими детьми, они говорят:

Мы веселые ребята,

Любим бегать и играть!

Ну, попробуй нас догнать,

Раз, два, три, четыре, пять!

При слове «Пять» все бегут, а ребёнок, сидящий на стуле, встаёт и догоняет. Тот, кого он поймал, садится на стул, и игра повторяется.

«На горку»

Цель: развитие координации движений, равновесия, укрепление мышц стоп.

форма проведения: индивидуальная.

Ход игры: взрослый сидит или стоит, а ребёнка ставит перед собой, поддерживая за кисти рук, приговаривая: «Взбираемся на горку», стимулирует перемещение стоп ребёнка по ноге взрослого. Когда ребёнок поднимается высоко, взрослый читает русскую потешку:

Ой, ребята, та-ра-ра!

На горе стоит гора,

А на той горе дубок,

А на буде воронок!

Колокольчик

◈ Вы заняты или вам нечем занять ребенка?

◈ Повесьте над дверным проемом веревку, привязав к ней колокольчик. Ребенок должен ползать под ней туда — обратно, не задев колокольчика. Если колокольчик зазвенел, значит, ребенок проиграл.

◈ Можно использовать и две веревки с двумя колокольчиками, привязав их концами к спинкам стульев. Расстояние между веревками должно быть не менее 50 см. Пусть ребенок пробует перелазить между ними, стараясь, чтобы колокольчики не зазвенели.

Достань-ка

◈ Привяжите к дверному проему колокольчик, шарик или любую другую игрушку. Малыш должен подпрыгнуть и достать предмет. Дайте ему задание — дотронуться до игрушки 5 раз. Если получилось — значит, победил.

Попадай-ка

Игра учит попадать в цель с расстояния.

Необходимый инвентарь: тазик, небольшой мяч или еловые шишки, желуди.

◈ Как играем: поставьте тазик на пол. Предложите ребенку с расстояния в 20-30 см бросать туда мяч. Если попал — значит, ловкий, победил. Бросать можно и мячики, и шишки, и желуди.

◈ Закрепляем: на прогулке начертите на асфальте круг — ребенок должен бросить в него мелкий предмет, например, мячик или камушек. Можно устроить соревнование — кто больше закинет предметов в круг, тот и победитель!

Источники

  • https://schoolofcare.ru/articles/kak-razvivat-koordinatsiyu-dvizheniy-u-detey/
  • https://shop-kid.ru/razvitie-koordinacii-dvizhenij-u-detej
  • https://lifegid.com/bok/3813-uprazhneniya-na-koordinaciyu-dvizheniy-dlya-detey.html
  • https://rebenkoved.ru/fizicheskoe-razvitie/uprazhneniya-i-gimnastika/uprazhneniya-na-razvitie-koordinatsii-dvizhenij-dlya-detej.html
  • https://school2len.ru/zdorove/uprazhneniya-na-razvitie-koordinatsii-dvizhenij-dlya-detej-chto-nuzhno-znat.html
  • https://sportsselection.ru/razvitie-koordinaciu-dvizhenyia/
  • https://azbyka.ru/deti/igry-na-razvitie-koordinatsii-dvizhenij-dlya-detej-doshkolnikov-3-4-let

Источник

Развивающие игры для детей группы раннего возраста

А ну-ка, догони

Вам потребуется: мяч.

Покатите мяч в другой конец комнаты, попросите ребенка догнать его и принести вам. Повторите несколько раз.

Прогулка

Вам потребуются: кукольная коляска или тележка.

Дайте ребенку коляску или тележку и отправьте на «прогулку» по квартире.

Зайчик

Предложите ребенку поиграть в зайчиков. Показывайте ребенку движения и просите его повторять их за вами. «Какие у зайчика ушки?». Приложите руки к голове, покажите заячьи ушки, подвигайте кистями рук над головой. «А как зайчик держит передние лапки?». Покажите.

«А какой у зайца хвостик?». Сложив пальцы, покажите размеры хвостика. «А как зайчик прыгает?». Подпрыгните. «А теперь давай попрыгаем с заячьими ушками», подпрыгните, подняв руки над головой и так же с лапками и хвостиком. Подпрыгнув несколько раз на одном месте, пригласите ребенка прыгнуть вперед, если у него не получается, поддержите его под руки, прыгните еще раз.

Игра способствует развитию координации движений, моторики, укрепляет икроножные мышцы, мышцы ступни.

Заинька, улыбнись

Пойте русскую народную песенку и просите ребенка делать то, о чем в этой песенке поется:

Заинька, улыбнись, серенький, улыбнись,

Вот так, вот сяк улыбнись!

(Улыбнитесь ребенку.)

Заинька, поклонись, серенький, поклонись,

Вот так, вот сяк поклонись!

(Покажите, как надо поклониться.)

Заинька, повернись, серенький, повернись,

Вот так, вот сяк повернись!

(Повернитесь с разведенными руками.)

Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой,

Вот так, вот сяк топни ножкой!

(Топайте по очереди каждой ногой.)

Повторить 2—3 раза.

Игра способствует развитию координации движений, внимания, расширению словарного запаса, навыков аудирования.

Мишка

Прочитайте малышу русскую народную потешку:

Мишка косолапый по лесу идет.

Шишки собирает и в карман кладет.

Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб.

Мишка рассердился и ногою — топ!

Обыграйте этот сюжет с малышом.

Повторить 2—3 раза.

Игра способствует развитию координации движений, речи.

Медведь

Покажите ребенку, как ходит медведь на четырех лапах. Попросите его повторить ваши движения.

Игра способствует развитию координации движений.

Поиграем в ладушки

Научите ребенка делать хлопки ладошами. После того, как он освоит это упражнение, играйте с ним в ладушки каждый день по несколько минут: сядьте перед ребенком, хлопая ладошами, читайте русскую народную потешку:

— Ладушки, ладушки,

Где были?

— У бабушки.

— Что ели?

— Кашку.

— Что пили?

— Бражку.

Кашка вкусненька,

Бражка сладенька,

Попили, поели,

Кыш, полетели!

Когда ребенок научится ритмично хлопать в ладоши, хлопайте поочередно: перед собой, над головой, за спиной.

Игра способствует развитию координации движений, учит выполнять команды, развивает чувство ритма, речевые навыки.

В поход

Вам потребуются: 4 стула.

Расставьте стулья по прямой линии так, чтобы между ними оставалось свободное пространство. Двигайтесь вместе с ребенком вперед, обходя каждый стул по кругу. При этом можно напевать песенку Винни-Пуха:

Куда идем мы с Пятачком —

Большой-большой секрет!

И не расскажем мы о нем

Да-да, верней, нет-нет».

Б. Заходер

Через некоторое время малыш сможет самостоятельно проделывать этот путь, напевая песенку без слов.

Игра способствует развитию координации движения, вестибулярного аппарата.

За игрушкой

Вам потребуются: кегли.

Расставьте кегли в два ряда так, чтобы между ними мог пройти ребенок. В конце дорожки положите яркую игрушку. Попросите малыша принести вам игрушку, пройдя между рядами так, чтобы не сбить кегли. Первое время оставляйте достаточно широкое пространство, сужая его по мере адаптации ребенка.

Во время занятия можно читать стишок и ритмично хлопать в ладоши:

По дорожке мы пройдем

И игрушку принесем.

Игра способствует развитию координации движений, учит двигаться по прямой линии.

Играем в мяч

Вам потребуется: мяч.

Сядьте на пол напротив ребенка, покатите ему мяч, объясните, что он должен сделать то же самое. Покатав мяч по полу, покажите малышу, как можно кидать мячик. Дайте ему свободу действий. При этом можно читать стихотворение:

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

А. Барто

Игра способствует развитию координации движений, речи.

Мячик прыг

Вам потребуется: мяч.

Покажите ребенку, как мяч отскакивает от пола при ударе, пусть он попробует повторить ваши действия. Хлопая мяч о пол, читайте стихотворение:

Мячик — прыг, мячик — скок,

Быстро прыгнул за порог.

Закатился за кусты,

Мячик, мячик, где же ты?

С. Михалков

Игра способствует развитию координации движений, укрепляет мышцы рук.

Ехали мы, ехали

Подбрасывайте ребенка на коленях, приговаривая потешку и изменяя движения соответственно тексту.

Ехали мы, ехали,

В лес за орехами

На бочке, на бочке

По ровненькой дорожке,

Темной-темной ночкой

По кочке, по кочке.

Утром — по оврагам,

Днем — по ухабам,

Заехали на горку,

И в ямку бух!

Игра способствует развитию координации движений, вестибулярного аппарата, речи.

На лошадке, на коровке

Подбрасывайте ребенка на коленях, приговаривая потешку.

Едем-едем на лошадке

По дорожке гладкой-гладкой.

Как кричит наша лошадка? (Иго-го)

А по кочкам ловко-ловко

Мы проедем на коровке.

Как мычит корова наша? (Му-у-у).

На собаке — по оврагам (Гав-гав-гав),

А на кошке — по ухабам (Мяу).

Мы скакали, мы скакали,

А теперь скакать устали.

В ямку — бух!

Шведская народная песенка.

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

В гости нас звала соседка

Кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду,

А соседки дома нет.

Две собачки у порога

Нам сказали очень строго:

— Ав-ав-ав!

(Два цыпленка у порога… кря-кря, две коровки, две лошадки, два козленка и т.д.).

А ну-ка, отними

Поднимите над головой ребенка яркую игрушку. Попросите ее достать. Игрушка должна находиться на такой высоте, чтобы малышу пришлось подпрыгнуть для того, чтобы дотянуться до нее.

Достань игрушку

1.

Положите игрушку на дальний конец дивана, чтобы ребенку пришлось залезть на диван, достать игрушку, а потом слезть с него. Попросите малыша принести вам эту игрушку.

2.

Положите игрушку так, чтобы малыш достал ее после того, как пролез под стулом на четвереньках. Попросите достать игрушку.

3.

Положите игрушку под диван у стены, чтобы ребенок прополз за ней на животе. Попросите достать игрушку.

Учимся перешагивать

Разложите на полу предметы, через которые надо перешагивать (крупные игрушки, палку и т.д.). Предложите малышу поиграть в «прогулку по квартире». «Гуляйте», держа его за руку, помогайте крохе перешагивать разложенные вами предметы.

Одна из трех

Вам потребуются: яркая игрушка, три коробки.

Поставьте перед ребенком 3 коробки. В течение игры наблюдайте за малышом, обращая внимание на то, куда он смотрит. Покажите ребенку игрушку, на его глазах положите ее под одну из коробок, вытащите и положите под другую коробку, затем — под третью, оставьте игрушку там. Спросите у ребенка, где игрушка. Прежде чем он покажет, проследите за его взглядом — малыш должен посмотреть на ту коробку, под которой находится игрушка. Повторите игру, поместив предмет под другую коробку. Если ребенок указывает не на ту коробку, поднимите ее, покажите, что там ничего нет. Когда игрушка будет найдена, похвалите кроху.

Игра способствует развитию внимания, поисковых навыков.

Найдешь ли ты?

Вам потребуются: яркий мелкий предмет, три коробки.

Положите предмет себе на ладонь и сожмите ее, так, чтобы ребенок это видел. Просуньте руку под одну из коробок, вытащите, не разжимая кулака и не показывая ребенку, есть ли в руке игрушка. Просовывая руку поочередно под каждую из коробок, под одной из них оставьте игрушку. Покажите малышу пустую руку, предложите поискать игрушку. Поднимите коробку, заведомо зная, что там пусто: «Посмотри, здесь нет игрушки, может быть, она под другой коробкой? Давай посмотрим». Коробку, под которой лежит игрушка, поднимайте в последнюю очередь. Побуждайте малыша к самостоятельному поиску.

Игра способствует развитию навыков систематического поиска.

Преодолей препятствие

Поиграйте с любимой игрушкой малыша. Во время игры создайте перед игрушкой препятствие (перевернутый стул, большая коробка, подушка и т.п.), для преодоления которого ребенку потребуется некоторое усилие. Если малыш не справляется, покажите ему, как можно достать игрушку. Делайте это в игровой форме: «А где наш мишка? Ух ты, куда он забрался! Ты сможешь его достать? Нет? Ну тогда я попробую», — продемонстрируйте. Продолжайте игру.

Игра способствует развитию логического мышления, координации движений.

Обойди препятствие

Играя с ребенком, положите игрушку за препятствие, которое придется обойти (дверь, диван, кресло и т.п.). Попросите малыша достать игрушку: «Бедный-бедный мишка, он упал за дверь и не может с нами поиграть, достань его, пожалуйста». Играйте как можно чаще в эту игру, пусть ребенок учится преодолевать различные препятствия разными способами.

Игра способствует развитию координации движений, поисковых навыков.

За стеклом

Вам потребуются: любое прозрачное «препятствие» (ширма из прозрачного пластика, закрепленная пленка, стеклянная банка), яркая игрушка.

Поиграйте с малышом в игрушку и спрячьте ее за прозрачный барьер. Попросите кроху достать предмет, понаблюдайте за ним: поймет ли он, что и видимая игрушка может находиться вне пределов досягаемости. Покажите, как можно ее достать. Играйте, используйте разные прозрачные барьеры, каждый раз объясняя ребенку, как достать игрушку.

Игра способствует развитию логического мышления, поисковых навыков.

Тяни-толкай

Вам потребуется: детская машина (пластмассовый шарик) на длинной веревочке.

Разместитесь с ребенком на полу. Покажите ему, как можно толкать машинку или шарик от себя, после чего подтягивать к себе за веревочку. Дайте малышу поиграть самостоятельно.

Игра помогает изучить свойства предметов, развивает координацию движений.

Попал!

Вам потребуются: большой мяч, маленький мяч.

Сядьте на пол. Поместите большой мяч на расстоянии 1—1,5 м от себя. Катите по полу маленький мяч, стараясь попасть им в большой. Комментируйте происходящее: «Смотри, маленький мяч попал в большой и столкнул его с места — большой мяч тоже покатился». Пусть малыш попробует повторить ваши действия. Обращайте его внимание на то, что чем быстрее катится маленький мячик, тем сильнее он ударяет большой и, следовательно, тем дальше тот откатывается. Экспериментируйте, меняйте мячи местами. Объясняйте ребенку все, что вы делаете.

Игра способствует развитию глазомера, координации движений, логического мышления, знакомит ребенка с поступательным движением.

Кегли

Вам потребуются: кегли, большой мяч.

Расставьте кегли на некотором расстоянии от ребенка. Расставляя, не забывайте называть цвет каждой игрушки. Покажите малышу, как мячом можно сбивать кегли. Обозначайте цвет каждой упавшей кегли. Меняйте расстояние между кеглями, увеличивайте их количество. Расставляйте их в разном порядке: в виде прямой линии, в виде круга, в два ряда, беспорядочно и т.д. Экспериментируйте с мячами разного размера, весело комментируйте все происходящее, хвалите малыша, когда он собьет кеглю.

Игра способствует развитию глазомера, координации движений.

Цилиндры

(по методике М. Монтессори)

Вам потребуются: цилиндры разной величины и разных цветов, коробка с отверстиями разного диаметра для цилиндров.

Эта игра разработана на основе методики Монтессори. Цилиндры могут быть как деревянными, так и склеенными из цветного картона, в последние можно класть колокольчики, крупу, монетки, пуговицы и т.п.

Для цикла игр потребуется несколько групп цилиндров по 5 штук одного цвета, но разных по размеру.

Игра развивает навыки сопоставления предметов по размеру, учит систематизировать предметы по одному или нескольким признакам, развивает мелкую моторику.

1 игра

Достаньте группу цилиндров одного цвета, рассмотрите их, обозначьте цвет, скажите ребенку, как называются эти предметы, опишите их: «Это цилиндр, посмотри, на что он похож?». Найдите в комнате предметы цилиндрической формы (ножки стула, банки, бутылки и пр.). Покажите, как можно катать цилиндры по полу, как их можно ставить и класть что-нибудь на их плоскую сторону. Пусть ребенок поиграет с фигурами самостоятельно.

2 игра

Покажите ребенку как вставлять цилиндры в отверстия коробки. Объясняйте, что большие цилиндры не войдут в отверстия для маленьких. Продемонстрируйте. Предоставьте ребенку самостоятельность. Первое время ребенок может засовывать маленькие цилиндры в отверстия для больших, мягко указывайте ему на неточности.

3 игра

Вам потребуются: группа желтых цилиндров и группа синих цилиндров.

Смешайте цилиндры, возьмите цилиндр желтого цвета и попросите ребенка подобрать еще один такой же. Поправляйте кроху, если он ошибается: «Этот? Нет, этот цилиндр синего цвета, а нам нужен желтый — вот такой». Пусть малыш попробует еще раз. Не заостряйте внимания на цилиндрах другого цвета, маленькому ребенку еще очень трудно ориентироваться сразу в двух цветах. Группировать предметы по двум и трем цветам можно после того, как ребенок освоит каждый цвет по отдельности.

4 игра

Вам потребуются: цилиндры одного цвета, различающиеся по размеру.

Поставьте рядом самый большой и самый маленький цилиндры. Покажите их ребенку: «Смотри, какой большой цилиндр, самый большой, он больше всех остальных. А этот совсем маленький, он меньше. Большой (покажите), маленький». Покажите на маленький цилиндр: «Что-то я забыла, это — большой цилиндр?». Достаньте остальные цилиндры этой группы. Подключите к игре кого-нибудь из членов семьи, дружно и весело обсуждайте размеры цилиндров, постоянно обращаясь к ребенку.

5 игра

Вам потребуются: цилиндры одной цветовой группы.

Возьмите три цилиндра разного размера. Постройте их в порядке убывания. Объясните ребенку: «Большой цилиндр — папа, средний цилиндр — мама, а самый маленький — это ты». Повторите, показывая: «Большой, поменьше, самый маленький». Пусть ребенок поиграет. Расставьте цилиндры беспорядочно, спросите: «Где самый большой цилиндр-папа? (далее «мама» и т.д.)». В дальнейших играх присоединяйте еще по одному цилиндру, сравнивая его по размеру с остальными. Предложите малышу построить забор из цилиндров.

Игра способствует развитию навыков сопоставления.

6 игра

Вам потребуются: группы цилиндров красного и синего цветов.

Предложите ребенку найти два одинаковых по размеру цилиндра. Берите в руки по два цилиндра и сравнивайте их, прикладывая друг к другу. Научите малыша делать то же самое.

В дальнейшем можно использовать цилиндры из трех-четырех групп.

7 игра

Вам потребуются: две группы цилиндров.

Разделите цилиндры, отдав малышу группу одного цвета. Объясните, что вы будете строить забор по очереди: «Я ставлю желтый цилиндр, а ты — красный» (покажите). «У нас получился красивый двухцветный заборчик». Строить такие заборы можно по принципу: «большой—маленький», «маленький—средний», «маленькие разных цветов» и т.д.

8 игра

Когда ребенок освоит основные принципы игр с цилиндрами, усложняйте задания. Например, предложите построить забор только из больших цилиндров (маленьких, средних и т.д.), из цилиндров одного (двух, трех) цветов.

9 игра

Если вы сделали цилиндры из картона, заполнив их различными предметами, обращайте внимание ребенка на то, какие звуки издает тот или иной цилиндр, проводите аналогии: «Этот цилиндр звенит, как колокольчик, а этот шуршит, как мышка».

Рекомендуем посмотреть:

Колыбельные песни для детей до года

Развивающие игры про животных для детей 1-2 лет

Игры на развитие логического мышления у детей 1-2 лет

Игры на кухне с малышом пока мама готовит

Игры на эмоциональное развитие дошкольников 2-3 лет

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник