Развитие конструктивной деятельности с ребенком 6 лет

Развитие детей в конструктивной деятельности

В дошкольном возрасте развиваются различные виды продуктивной деятельности детей, в том числе конструирование, поскольку оно направлено на получение определенного продукта.

Детское конструирование, в силу самой его созидательно — преобразующей природы, при определенной организации обучения может носить подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом, возникновения ярких и «умных» эмоций, что и позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития творчества у дошкольников.

Целостную развивающую систему обучения конструированию разработала Л. А. Парамонова. В процессе творческого конструирования из разных материалов у детей формируются обобщенные средства построения деятельности. Ее исследования доказали, что конструирование в дошкольном возрасте может быть подлинно творческой, развивающейся и развивающей деятельностью, если в ее процессе у ребенка формируется универсальная способность к построению новых конструкций и наделению их индивидуальным смыслом. По ее мнению, формирование творческого подхода к конструированию предполагает разработку целостной системы обучения, детей двух — семи лет. В которой: реализуется общая направленность обучения от общего к частному; создаются условия для самостоятельного экспериментирования с различными материалами; организуется обучения в разных формах в зависимости от вида конструирования; обеспечивается связь конструирования с другими видами детской деятельности.

Взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности (игрой, сочинением сказок и др.) и включение его в широкий спектр событий детской жизни.

Выделяются два вида конструирования: техническое и художественное.

В техническом конструирование дети в основном отображают реально существующие объекты, а также свои ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют основные структурные и функциональные признаки объектов и образов; здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т. п. Существует множество наборов деталей для всех возрастных групп детского сада: настольных, для игр на полу, во дворе. Среди них есть наборы тематические («Архитектор», «Подъемные краны», «Юный кораблестроитель», «Мосты» и другие, которые используют как самостоятельный вид материала для конструирования, а иногда и в качестве дополняющих основной строительный набор, где отдельные элементы накладывают друг на друга или приставляют один к другому. Кроме строительных наборов рекомендуются конструкторы, имеющие более прочные способы соединения.

Использование крупногабаритных мягких модулей, появившихся сравнительно недавно в качестве средства конструирования, наиболее соответствует умственным и физическим возможностям детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Крупные модули делятся на два типа: объемные и плоскостные, что позволяет создать крупномасштабные как объемные, так и плоскостные конструкции. В отличие от мелких настольных материалов крупногабаритные модули позволяют детям создать конструкции для игр, спортивных соревнований и т. п., соответствующие их росту. Переключение внимания детей с игрушек на людей (самих себя, других детей, взрослых) существенно влияет на изменение характера самих конструкций – в них предусматриваются прочность, удобство.

Конструирование из крупных цветных мягких модулей является лишь относительно плоскостным, поскольку все его блоки имеют небольшую высоту. Однако создание конструкций из таких блоков отображает один из видов объемной фигуры. Поэтому детям необходимо четко определить характер их деятельности: они выкладывают из блоков ни сам объемный предмет, а только его изображение. Такое конструирование способствует развитию у детей не только комбинаторных навыков, но и умение видеть в плоскостном изображении фигуры и ее объемность, что важно для успешной дизайнерской деятельности и компьютерного конструирования.

Природный материал (песок, снег, вода) для строительной деятельности можно использовать в играх детей уже с младших групп. Дети с удовольствием занимаются конструированием на прогулке, используя, как разный природный материал, таки всевозможные упаковки, пенопласт, пластиковые бутылки и т. п.

В педагогической практике используются и другие виды конструирования- компьютерное, из плоскостных геометрических форм. Компьютерное конструирование, а также создание конструкций из бросового материала могут носить как технический, так и художественный характер. Это зависит от цели, которую ставит перед собой сам ребенок либо взрослый перед ним.

На современном этапе развития технологии конструктивной деятельности появилась тенденция к объединению художественного и технического конструирования. Ярким примером синтеза технического и художественного конструирования может служить искусство оригами.

Детское конструирование, особенно техническое, тесно связано с игровой деятельностью. Дети сооружают постройки и играют с ними, неоднократно перестраивая их по ходу игры.

Динамика взаимосвязи игры и конструирования на протяжении всего дошкольного периода была выявлена Л. А. Парамоновой. Сначала, в раннем возрасте, конструирование слито с игрой; затем игра становиться побудителем к конструированию, которое начинает приобретать самостоятельное значение для детей; в старшем дошкольном возрасте сформированное полноценное конструирование стимулирует развитие сюжетной линии игры и само иногда приобретает сюжетный характер (создавая несколько конструкций, объединенных одним сюжетом).

Читайте также:  Воспитание ребенка с задержкой умственного развития

Учет особенностей игры и конструирования, и взаимосвязи этих разных видов детской деятельности. Так, требования к качеству конструкций, предъявляемые даже старшим детям в процессе ролевой игры, неоправданны, поскольку это может ее разрушить, существенно изменить характер. И наоборот, нельзя довольствоваться только примитивными детскими постройками, поделками и не формировать целенаправленно полноценное конструирование как деятельность- это существенно обедняет развитие детей.

В своей работе с детьми, в возрасте от 5 до 7 лет, мною используются следующие формы организации обучения технического конструирования. При их характеристике я опираюсь на работы Л. А. Парамоновой:

конструирование по образцу;

конструирование по модели;

конструирование по условиям;

конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам;

конструирование по замыслу;

конструирование по теме.

Каждая программа по конструированию оказывает развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности формируют их готовность к творчеству. Однако, я понимаю, что это возможно при определенных условиях:

наполнение новым развивающим содержанием каждой формой обучения с учетом специфики вида конструирования (из деталей конструкторов, бумаги, из природного материала и др.) ;

обеспечение органической взаимосвязи всех форм обучения с целью разработки целостных взаимообогащающих видовых подсистем конструирования и выстраивание на этой основе общей системы формирования детского творческого конструирования.

Каждый вид конструирования имеет свою специфику, связанную с особенностями материала, из которого дети создают конструкции. Учет этой специфики позволяет, во — первых, разработать развивающие технологии обучения детей для каждого вида конструирования; во- вторых, определить существенные взаимосвязи видов с целью создания целостной системы формирования технического конструирования.

В работе с детьми я также отталкиваюсь от характеристик технического конструирования:

создание «образов» (конструкций) – их количество, вариативность, новизна, оригинальность, выразительность, степень удаленности создаваемого «образа» от исходных данных;

умение строить разные «образы» на одной основе, видеть целое раньше частей;

интеллектуальная активность и увлеченность детей поисковой деятельностью, их эмоциональная включенность;

Выяснила, что формирование технического конструирования строится на основе трех взаимосвязанных составляющих:

развитие самостоятельного детского экспериментирования с новыми деталями;

развитие образного мышления и воображения;

формирование обобщенных способов деятельности.

Не последнее место занимает воспитание дружеских взаимоотношений в коллективном конструировании. В своей работе с детьми я поняла, что этот фактор стоит не на последнем месте, поэтому уже в старшей группе формирование взаимоотношений в коллективной деятельности приобретает особенно важное значение. В условиях хорошо организованных процессов дошкольники должны быть более дисциплинированными, организованными, способными контролировать свое поведение и поступки товарищей, правильно оценивать результаты деятельности. В подготовительной к школе группе воспитание дружески отношений в строительной игре находится в тесной связи с занятиями по обучению стройки. Поэтому, у меня в планах предложить детям учиться коллективно, выполнять постройки, используя умения, полученные ранее.

На первых занятиях в этой группе я планирую предложить дошкольникам несложные по возможности симметричные постройки для выполнения вдвоем («театр», «домик для куклы»).

Чтобы закрепить умение строить один объект вдвоем, втроем и т. д., можно использовать постройки сказочных домиков. Интересные по оформлению, они напоминают детям о любимых героях, вызывают желание организовывать игры — драматизации.

Для лучшего усваивания принципов конструирования одной подгруппе будет предложено понаблюдать за строительной игрой другой группы. Затем все вместе будем обсуждать результат конструирования (пояснять, что построили, можно ли всем интересно играть и как именно). Я раскрою тему, связывающую будущей игрой и в своих объяснениях буду излагать краткий план этой игры.

В результате наблюдения и работы, у детей складывается мнение, что любая постройка, которая выполнена коллективно, получается наиболее интересной и красивой. И мое мнение по поводу того, что игры со строительными материалами, занятия по конструированию требуют согласованности действий, совместного обслуживания, умения считаться с мнением товарищей, подтвердится. Отсюда, я считаю, начинается коллективное творчество.

Источник

Методическое обеспечение по развитию конструктивно — модельной деятельности у детей 6-7 лет  по теме

«Фабрика новогодних игрушек»

Выполнил:

Плотникова А.М., воспитатель д/с № 173

Тольятти, 2017

Содержание

1. Конспект совместной деятельности педагога и детей по теме «Ювелирная мастерская»

2.Проект развивающей предметно – пространственной среды по организации самостоятельной конструктивной деятельности детей по теме «Ювелирная мастерская».

3.Литература.

4. Приложение.

КОНСПЕКТ

совместной деятельности педагога и детей

по теме:  «Фабрика новогодних игрушек»

Образовательные задачи

1. Формировать представления о фабрике игрушек, о материалах которые используют для изготовления новогодних  игрушек

2.  Вызвать  интерес к  процессу изготовления новогодних игрушек

3.  Стимулировать   желание  к процессу изготовления новогоднихигрушки…

4.        Формировать умение моделирования простых предметов, изучать конструкцию, анализировать ее основные части, функциональное назначение каждой из них.

Читайте также:  Задания на развитие памяти ребенка

5.        Формировать умения определять возможные методы решения проблемы самостоятельно, совершенствовать практические навыки работы конструирования из бросового материла, фетра, соленого теста, применение техники декупаж, бумаги  и т.д.

6.        Формировать умение договариваться, формировать правила коллективного взаимодействия — стимулировать умение обсуждать проблему, вести диалог, учитывая мнения партнера.

Виды деятельности:

Материалы и оборудование (наименование, количество)

Стимульный материал:

– Видеописьмо от Деда Мороза;

– Новогодние игрушки из разных материалов;

– Альбом по истории новогодней игрушки, каталог новогодних игрушек,                          выполненных из различных материалов.

Материалы для деятельности детей:

1)материалы для представления результатов деятельности:

– Пиктограммы

2)материальные средства для деятельности детей:

— коллекция готовых новогодних игрушек;

— клеенка;

— фартук;

— коллекция бумажных салфеток

— формочки;

— баночки для воды;

— деревянные палочки;

— кисточки;

— салфетки;

—  бумага;

— простой карандаш;

— клей;

— соленое тесто;

— краски;

— коллекция бусин;

— ленточки;

— пайетки;

— фетр

Дидактический материал:

–  Алгоритм действий дизайнера по изготовлению новогодних игрушек;

— Алгоритм действий упаковщика игрушек

– Алгоритм изготовления игрушек из разных материалов.

Оборудование (техническое обеспечение):

– телевизор;

— видеозапись с посланием от Деда Мороза

Конструктор совместной деятельности педагога и детей

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

мотивациионно-целевой

Продумывает мотивацию.

Проводит беседу о предстоя-щем празднике «Новый год»

Воспитатель включает на телевизоре видео письмо от Деда Мороза, с просьбой помочь изготовить новогодние игрушки для украшения елки, и в помощь Дед Мороз отправляет коробку с материалом для изготовления игрушек. Он просит изготовить игрушки,  которые при транспортировке по почте не бьются, не мнутся и будут легкими.

Педагог предлагает воспитанникам для накопления необходимых знаний, впечатлений, чувств, эмоций стимульный материал: фотографии, коллекции новогодних игрушек из разных материалов.

Дети увлекаются перспективой интересного и полезного дела, расширяют свой объем знания через ознакомление со стимульным материалом. Обсуждают тему работы, материал, дизайн изделия.

проектировочно-организационный

Педагог формирует представление о предстоящей деятельности. Предлагает рассмотреть коллекцию новогодних игрушек.

Дети рассматривают коллекции новогодних игрушек.

содержательно-деятельностный

Определив тему заказа, обсуждает с детьми дизайн изделия, выбирает практическим способом материал. Организует с детьми эксперимент с целью выбора материала для новогодней игрушки, способствует формулированию проблемы и цели в виде поискового вопроса из какого материала сделать новогоднюю игрушку, чтобы она была легкой, не помялась и не разбилась при транспортировке.  Педагог предлагает детям договориться и распределить роли (дизайнер, мастер, упаковщик)

Проговаривает действия дизайнера, мастера и упаковщика, предлагает алгоритмы и схемы работы для каждой роли.

Оказывает практическую помощь при необходимости, направляет и конкретизирует осуществление продуктивной деятельности.

Координирует деятельность детей, консультирует по возникающим вопросам, подсказывает, как быстрее и рациональнее использовать тот или иной материал.  По ходу выполнения напоминает о всех правилах безопасности и следит за их соблюдением. Руководит процессом согласования действий партнеров, следит за выполнением действий согласно выбранной роли.

Дети знакомятся с проблемной ситуацией, обсуждают ее, выдвигают пути решения. Дети доказывают, какой материал отвечает всем требованиям (легкий, не бьется, не мнется). Дети договаривается, выбирая роли  (дизайнера, мастера, упаковщика).  Дети определяют место для работы, отбирают  необходимые материалы. Самостоятельно выполняют свою операцию по алгоритму действий.

Дети презентуют свою работу.

оценочно-рефлексивный

Организует выставку готовых новогодних игрушек в группе. И предлагает детям презентовать свою новогоднюю игрушку. Осуществляет по ходу работы конструкторского бюро оценку правильности выполнения в соответствии с алгоритмом, образцом. Педагог мотивирует детей на завершении работы.

Дети обращаются за помощью к воспитателю по мере надобности, а также помогают друг другу в соответствии с взятой на себя ролью.

Методы и приемы

  1. Методы мотивации и стимуляции деятельности детей:

– демонстрация нового

– демонстрация игрового персонажа

– создание проблемной ситуации;

– предъявление требований к выполнению задания

  1. Методы организации деятельности:

– словесные (рассказ, беседа, чтение),

– наглядные (демонстрация натуральных, художественных, графических, символических объектов, показ способа действия, наблюдение),

– аудиовизуальные (сочетание словесных и наглядных методов),

– практические (упражнение, поручение),

– наглядно-практические (эксперимент, опыт, моделирование, оказание дозированной помощи: с опорой на алгоритм).

  1. Методы контроля и оценки деятельности детей:

– вербальная оценка результатов выполнения заданий,

– взаимоконтроль,

– коллективный смотр,

– самопроверка с помощью нормирующих средств (сравнение с образцом, карта самопроверки и т.п.),

       – рефлексия деятельности.

ПРОЕКТ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПО ТЕМЕ «ЮВЕЛИРНАЯ МАСТЕРСКАЯ»

Читайте также:  Актуальное и ближайшее развитие ребенка

Название центра (микро-центра)

Материальный компонент среды

Организационный

компонент среды

(ГДЕ и КАК

ПРЕДСТАВЛЕНЫ?)

Личностный компонент среды

(ЧТО ДЕЛАЮТ?)

Перечень материалов

(ЧТО?)

Характеристика материалов

(КАКИЕ?)

Познавательный центр

Каталог новогодних ирушек

На печатной основе с яркими иллюстрациями

На полке.

Рассматривают, сравнивают по различным признакам (размер, цвет, форма, материал).

Познавательный центр

Картинки с профессиями

Д/и «Кому, что нужно для работы?»

На печатной основе с яркими иллюстрациями

На подставке.

Играют индивидуально или парами, рассматривают.

Изобразительный центр

Карточки с изображением новогодних игрушек

На печатной основе с яркими иллюстрациями

В органайзере.

Рассматривают. Соотносят название предметов с  изображением новогодних игрушек.

Изобразительный центр

Эскизы новогодних игрушек

На печатной основе ламинированные

В  папке

Рассматривают. Дополняют и разукрашивают фломастерами.

Познавательный центр

Алгоритмы работы дизайнера,  мастера, упаковщика.

На печатной основе

В коробочке

Составляют описательный рассказ и выполняют действия.

Конструктивный центр

Алгоритм украшения новогодних игрушек, завязывания бантов, создания основ для новогодних игрушек.

На печатной основе с цветными иллюстрациями.

В настольной папке с прозрачными кармашками.

Рассматривают, изучают, выбирают подходящий, дополняют своё, предлагает свой вариант.

Познавательный центр

Энциклопедия истории создания новогодних игрушек.

На печатной основе с яркими иллюстрациями

На полке.

Рассматривают и читают энциклопедию.

Познавательный центр

Коллекция новогодних игрушек

Из различных материалов: фарфор,   дерево, бисер, пластик.

В шкатулке.

Рассматривают, обследуют.

Познавательный центр

Коллекция упаковочного материала

Деревянная, пластиковая, бумажная, картонная.

На полке

Рассматривают, презентуют, классифицируют.

Познавательный центр

Значки с изображением дизайнера, мастера, упаковщика

Ламинированные.

На полке

Прикалывают  на одежду.

Конструктивный центр

Пазлы с изображением новогодних игрушек.

Ламинированные, среднего размера.

В пластиковом контейнере

Складывают.

Конструктивный центр

Бисер, бусины, пайетки, фетр, соленое тесто.

Пластиковые.

В малых пластиковых контейнерах

Рассматривают, используют в творчестве, приклеивают к заготовке, складывают по размерам и цветам.

Конструктивный центр

Наборы для бисероплетения и рукоделия

Пластиковые.

В малом пластиковом контейнере

Рассматривают, используют в творчестве, сортируют по цветам и форме, нанизывают, плетут, приклеивают.

Конструктивный центр

Фартуки, колпачки, нарукавники

Плащевые.

На вешалках.

Одевают для ролевой игры.

Познавательный центр

Лупа  с подсветкой

Пластик.

В контейнере.

Одевают на голову и исследуют.

Изобразительный центр

Заготовки новогодних игрушек.

Соленое тесто, пластик, бумага, фетр, картон.

В 3х ярусном малом комоде.

Разукрашивают,  декорируют.

Приложение 1

Загадки про новый год:

  1. Если лес укрыт снегами,

Если пахнет пирогами

Если елка в дом идет,

Что за праздник? ………

  1. Он приходит в зимний вечер,

Зажигать на елке свечи.

Он заводит хоровод –

Это праздник …

  1. Он живет совсем немного,

А сейчас ждет у порога.

Кто в двенадцать к нам войдет?

Ну конечно ……

Загадки о новогодних игрушках:

  1. Зимой, в часы веселья,

Вишу на яркой ели я

Встанет елочка в углу

У окошка на полу.

А на елке до макушки

Разноцветные…..(игрушки)

  1. На елке все, что хочешь, есть:

Игрушек там – не перечесть.

Конфеты, дождик и хлопушки,

Гирлянды, звезды и верхушка.

Среди блестящей мишуры

Сверкают круглые …. (шары)

  1. Колесико простое

Стало лентой витою. (серпантин)

  1. И верхушку украшая,

Там сияет, как всегда,

Очень яркая, большая

Пятикрылая ….. (звезда)

  1. У гирлянды есть сосед.

Он в хвойной зелени сверкает

И новогодней встречи свет

Стеклянным боком отражает. (елочный шар)

Приложение 2

Правила дидактической игры «Новогодняя елочка с игрушками»

Эта развивающая игрушка выполнена в виде «новогодней елочки», на которой присутствуют различные сочетания игровых элементов. Она поможет в игровой форме развивать мелкую моторику, развивать логику, изучать цвета и формы, осваивать счет, знакомиться с различными вариантами застежек.

Варианты использования игры:

  1. «Наряди елочку». Новогодние игрушки съемные, крепятся на пуговицы(петля воздушная и прорезная).
  2. «Подбери цвета». На елке нашиты разноцветные пуговицы. По заданию нужно надеть игрушку определенного цвета на пуговку такого же цвета. Игрушки разные.
  3. «Веселый счет». Можно посчитать игрушки, поговки на елке, веточки ели. На верхушке расположены макушка и звезда.

Приложение 3

Литература

1. Веракса, Н.Е.  ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст]  /  Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. –  335с.

2. Шайдурова, Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности/ Н.В. Шайдурова// Творческий центр. – М., 2008.

3. Дыбина, О.В. Предметно-развивающая среда интегрированной деятельности детей дошкольного возраста: понятие, принципы, компоненты/ О.В. Дыбина, О.П. Болотникова, А.Ю. Кузина, Е.А. Сидякина// Вектор науки Тольяттинский госсударственного университета. – 2014. — №1.

4. Сидякина Е.А. Конструкторское бюро: учебно-методическое пособие/Е.А. Сидякина, Е.А. Колосова, В.М. Калинкина; под ред. О.В. Дыбиной. – Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2015. – 96 с.

Источник