Развитие компетенций у ребенка в дополнительном образовании детей
Формирование ключевых компетенций через исследовательскую деятельность
в учреждениях дополнительного образования детей
Хасанова Л.Б., зав. отделом
Зименс М.Ф., методист
Саражакова Л.М., методист
ГБОУ РХ ДОД «РЦДОД»,
г. Абакан
« Если ученик в школе не научился
сам ничего творить, то и в жизни
он будет только подражать, копировать»
Л.Н. Толстой
В современных условиях развития рыночной экономики, в которой основным ресурсом становится мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал, в России идет становление новой системы образования, вводятся новые стандарты обучения. В основе новых стандартов лежит модульно — компетентностный подход. И чтобы мы смогли работать по этим стандартам, мы должны иметь представление о компетентностном подходе в образовании. В качестве главного результата образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества.
Важными целями образования должны стать развитие у учащихся умение действовать и быть успешными, формирование таких качеств, как профессиональный универсализм, способность менять сферы деятельности, способы деятельности на достаточно высоком уровне. Востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, умение усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми.
Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной жизненной ситуации, уметь самостоятельно добывать необходимые ему в данный момент знания и использовать их по назначению.
Таким образом, «компетентностный подход проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность» (И.Д.Фрумин).
Дополнительное образование сегодня – это необходимое звено в воспитании многогранной личности, в её образовании и профессиональной ориентации. Оно предназначено для свободного выбора и освоения детьми дополнительных образовательных программ, которые близки их природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворять интересы, адаптироваться в современном обществе, развивать интеллект, творческий потенциал и пр. Именно дополнительное образование является одной из тех сущностных основ, которая позволяет формировать универсальные знания, самостоятельность мышления и деятельности.
В условиях модернизации Российского образования ребёнку помогают стать компетентным — использование новых технологий, которые направлены на мыслительную деятельность, и коммуникативность.
Наиболее успешными являются технологии, связанные с различными формами интерактивного обучения, исследовательской, проектной деятельностью.
Формированию ключевых компетенций в Центре дополнительного образования детей способствуют республиканские мероприятия: конкурсы проектов — «Город мастеров», «Техносалон», «Молодое поколение выбирает»; конкурсы исследовательских работ учащихся — «Человек и Космос», «Ветеран живет рядом», «Моя семья в истории Хакасии – эхо далекой войны», «Мой город (район, село) в военное лихолетье», «Дом, где согреваются детские сердца», «Семейная реликвия», «Родительский дом – начало начал»; олимпиады — «Золотое перо» по журналистике, «Русь мастеровая» по декоративно-прикладному направлению.
При подготовке исследовательских работ воспитанники:
- учатся принимать решения, ставить цель и определять направление своих действий и поступков — это ценностно-смысловая компетенция;
- работать в команде, принимать и понимать точку зрения другого человека — это общекультурная компетенция;
- самостоятельно находить материал, необходимый для работы, составлять план, оценивать и анализировать, делать выводы и учатся на собственных ошибках и ошибках товарищей — это учебно-познавательная компетенция;
- детям приходится осваивать современные средства информации и информационные технологии — это информационная компетенция;
- учатся представлять себя и свою работу, отстаивать личную точку зрения, вести дискуссию, убеждать, задавать вопросы — это коммуникативная компетенция;
- ребёнок, выполняя работу над исследованием, учится быть личностью, осознавая необходимость и значимость труда, который он выполняет — это и социально-трудовая компетенция, и компетенция личностного самосовершенствования.
ГБОУ РХ ДОД «Республиканский центр дополнительного образования детей» в ноябре 2011 года организовал и провёл республиканский конкурс исследовательских работ «Ветеран живёт рядом», посвящённый 70 – летию формирования 309-й Краснознаменной Пирятинской ордена Кутузова II степени стрелковой дивизии.
При подготовке к конкурсу на первом этапе у обучающихся формировались информационно-коммуникативные компетенции. Они самостоятельно искали, анализировали и отбирали необходимую информацию (архивные материалы, статьи из газет, литературу по данной теме). Воспитанники встречались с ветеранами и их родственниками, проводили интервьюирование. Юные исследователи выступили на классных часах, школьных конференциях по защите избранных тем.
На втором этапе ребята проследили боевой путь 309-й стрелковой дивизии от Сибири до города Бреслау, изучили географическую карту городов, рек, гор и озёр России, познакомились с героическими подвигами наших земляков. На этом этапе учащиеся определялись с целеполаганием исследовательской работы, планировали свою деятельность. Проведя исследование, обучающиеся выявили, что в Республике Хакасия на сегодняшний день живёт 20 ветеранов 309-й Краснознамённой Пирятинской дивизии. На основе полученных знаний, у детей формировались учебно-познавательные компетенции.
В процессе исследовательской деятельности ребята находили интересные, неожиданные факты из семейных архивов, альбомов. Оказалось, что у некоторых ребят за Родину воевали их прадедушки и прабабушки. Это и есть общекультурная компетенция, общекультурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций.
При знакомстве с исследовательскими работами участников конкурса, можно было увидеть, что «юные исследователи» духовно обогатились, развили необходимые современному человеку личностные качества, культуру мышления и поведения, освоили способы духовного и интеллектуального саморазвития. В этом выразилась компетенция личностного совершенствования.
С целью патриотического воспитания подрастающего поколения и профориентационной подготовки школьников Центром организован и проведён республиканский конкурс исследовательских (краеведческих) работ «Дом, где согреваются детские сердца». В этом конкурсе нашла своё отражение особенность национальной культуры человека и человечества отдельных народов, их традиций — формировались общекультурные компетенции. В работе были использованы способы взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями – формирование коммуникативных компетенций. Владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности (изучали историю предков, родителей) – формировались социальные компетенции. Информационная компетентность обеспечивает навыки деятельности воспитанников с информацией, содержащейся в окружающем мире – формирование информационных компетенций.
Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способствовать к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И мы строим процесс обучения так, чтобы помочь раскрыться духовным качествам ребёнка, научить его мыслить, прививаем навыки практических действий обучающимся.
В заключение перечислим советы, которые необходимы при формировании ключевых компетенций в работе над качеством образования:
- Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а педагог своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
- На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
- Помогайте воспитанникам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите учиться.
- Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
- Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
- Приучайте воспитанников думать и действовать самостоятельно.
- Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
- Необходимо чаще показывать ученикам перспективы обучения.
- Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
- В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого воспитанника, объединяйте в дифференцированные подгруппы обучающихся с одинаковым уровнем знаний.
- Изучайте и учитывайте жизненный опыт воспитанников, их интересы, особенности развития.
- Поощряйте исследовательскую работу воспитанников.
- Учите так, чтобы воспитанник понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
- Объясняйте воспитанникам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Эти полезные советы – только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить о них, наследовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить педагогу достижение наиважнейшей цели – формирования и развития свободной личности гражданского общества.
Источник
Муниципальное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
Центр внешкольной работы
Семинар
«Ключевые компетенции обучающихся в системе дополнительного образования»
Автор: Грачева М.Н., методист
Ростов, 2019
«Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить”.
Роджер Левин
Цель: определить с участниками семинара ключевые компетенции обучающихся отвечающих федеральным государственным стандартам.
Задачи:
— ознакомиться с основными понятиями темы семинара;
— выделить ключевые (основные) компетенции обучающихся в системе ДО;
— составить идеальную модель обучающегося в соответствии с выделенными ключевыми компетенциями.
Образовательные технологии:
— ИКТ технологии;
— Технология сотрудничества;
— Технология дифференцированного обучения;
— Здоровьесберегающие технологии.
Ход семинара
Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня мы с вами рассмотрим тему ключевых компетенций обучающихся.
Дополнительное образование предоставляет человеку не столько путь расширения общего образования (его углубления, совершенствования) в рамках действующей образовательной системы, сколько право на участие в поиске смысла свой жизни.
Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания образования будут положены «ключевые компетентности». Компетентности формируются в процессе обучения, но не только в школе, а под воздействием семьи, друзей, работы, дополнительного образования и др.
Под компетенцией понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
Стоит различать, что понятие «компетенция» относится к области умений, а не знаний. «Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Компетенция не сводится ни к знаниям, ни к навыкам; быть компетентным – не означает быть ученым или образованным».
И в то же время необходимо различать компетенцию и умение (т.е. компетенция и умение это не одно и тоже). Умение – это действие в специфической ситуации, компетенция – это характеристика, которую можно извлечь из наблюдений за действиями, за умениями.
Таким образом, умения представляются как компетенция в действии. Компетенция – это то, что порождает умение, действие.
Компетентность — это качество человека ( проффесионализм) в некой области деятельности. Например: он очень компетентен в графическом дизайне (хороший специалист в этой области)
Компетенция — по сути тоже обозначает принадлженость человека к какой то области деятельности, но в контексте его ответственности.
Например: пришел педагог и попросил провести за него занятие, и я имею полное право ему отказать, т.к. это не входит в мои компетенции (т. е. я не обязан (не ответсвеннен) это делать).
Первое — когда человек может сделать что-то в силу того, что он профессионал и в этом разбирается, во втором — у него есть на то полномочия, но это не входит в круг его обязанностей.
Например: К компетенции относят самоорганизацию, самоконтроль, самостоятельность, рефлексию, саморегуляцию и самоопределение. Особенный акцент делается на то, что в основе находится знание, а также умение его использовать. Общую картину дополняет психологическая готовность сотрудничать и взаимодействовать для решения различного спектра проблем. При этом действия осуществляются с оглядкой на определённые морально-этические установки и качества личности.
Под компетентностью понимают актуальное личное качество, которое формируется на основании имеющихся знаний. При этом это базируется на интеллектуальных и профессиональных характеристиках человека
Например: Игра музыканта. Возможно ли оценить исполнительское мастерство музыканта, не послушав как он играет? Отсутствие явного результата не позволяет нам совершить такой ошибки. Что восхищает нас в асах? Это их игра. А что делает их лучшими из лучших? Увлеченность игрой (процессом). Профессионалами становятся не те, кто ориентирован на результат, а кто ориентирован на процесс, дающий результат. Это тонкая грань, почувствовать ее, и показать путь профессионального самосовершенствования, как раз и призваны функциональные «компетенции».
Часто можно встретить людей, обладающих обширными знаниями, но не умеющих мобилизовать их в нужный момент, когда предоставляется возможность. Т.е. необходимо уметь в данных условиях проявлять соответствующую компетенцию.
Пример: Николай и Константин учились на одной и той же специальности в престижном Московском вузе. Академические успехи молодых людей были на одном уровне, и даже темы дипломных работ оказались похожи. После выпуска оба пошли работать по специальности на одинаковые стартовые позиции в крупных западных компаниях.
Через год они встретились и решили сравнить успехи. Николай быстро зарекомендовал себя на работе и за год из специалиста вырос до исполняющего обязанности руководителя небольшого отдела. Менеджер Николая считает, что ему крупно повезло, что такой сотрудник пришел в компанию. Константин работает на позиции специалиста. Свою работу он выполняет достаточно хорошо, у руководителя возникают претензии к качеству выполнения, но это происходит не часто. Сам Константин понимает, что это «не его». Но «рынок пустой, хотя платят и немного, зато стабильно».
Традиционно цели образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным. Современному социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы.
Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. И в соответствии с этим внедрение компетентностного подхода является важным условием повышения качества образования. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.
Компетентности классифицируются:
1. Ключевые, включают (работа с числом, коммуникативная, информационные технологии, самообучение, работа в команде, решение проблем, быть человеком).
2. По видам деятельности (трудовая, учебная, коммуникативная, профессиональная, предметная, профильная)
3. По сферам общественной жизни (бытовая, гражданско-общественная, в искусстве, культурно-досуговая, в физкультуре, спорте, в образовании, в медицине, в политике и т.д.).
4. В отраслях общественных знаний (в математике, физике, в гуманитарных науках, в обществознании, в биологии).
5. В отраслях общественного производства.
6. По составляющим психологической сферы (когнитивная, технологическая, мотивационная, этническая, социальная, поведенческая).
7. В областях способностей (в физической культуре, умственной сфере, общественные, практические, исполнительные, творческие, художественные, технические, педагогические, психологические, социальные).
8. В областях по ступеням социального развития и статуса (готовность к школе, компетентности выпускника, молодого специалиста, специалиста – стажёра, руководителя).
Как видите компетентностей достаточно много, но как вы заметили, что среди них выделяют ключевые (основные).
Ключевые компетенции – относятся к общему (мета-предметному) содержанию образования;
Общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
Предметные компетенции – частные по отношении к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Наиболее полный набор ключевых компетенций разработал А.В. Хуторской (доктор педагогических наук):
Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, телефон, факс, компьютер, принтер, модем и т.п.) и информационными технологиями (аудио — видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно — досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
А сейчас перейдем к практической части нашего семинара.
Я предлагаю вам с помощью дидактического материала создать идеальную модель обучающегося, с использованием предложенного перечня компетенций в зависимости от выбранного направление деятельности (художественно-эстетическая, декоративно-прикладная, спортивная).
Формирование компетентностей обучающихся обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения. Перечень этих методов и технологий является довольно широким, их возможности – разноплановыми, поэтому каждый педагог выбирает наиболее целесообразные для себя и своей деятельности.
Спасибо за внимание!
Источник