Развитие коммуникативной компетентности ребенка по фгос до

Борисова Людмила
Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС до

Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

Цель: способствовать дальнейшему обновлению содержания работы по формированию речевой деятельности (развитие культуры речи, навыков общения и самостоятельности, становление нравственных основ личности, социально приемлемого поведения в обществе) как одного из условий успешного интеллектуально-познавательного развития, формирования социально адаптированной личности ребенка.

В соответствии с ФГОС ДО образовательная область «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи. Правильно организованное обучение и дидактическое общение в каждой возрастной группе позволит успешно овладеть речью, коммуникативными умениями, развить творческие способности ребенка.

«Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации…»- ФГОС ДО 2.4

Образовательные программы, на которых строится весь образовательный процесс в дошкольных учреждениях, имеют в своей основе идеи гуманной, личностно-ориентированной педагогики и психологии. Между тем иногда динамику личностного и речевого развития рассматривают обособленно. Изучение речи вне личности ограничивает возможности поиска методических путей становления коммуникативных черт характера дошкольника. Развитие языковой личности ребенка определяется совокупностью личностных, речевых и лингвистических характеристик. Общим для всех программ является то, что в них специально выделены вопросы, посвященные совершенствованию связной речи детей, созданию благоприятной речевой среды, целенаправленному формированию речевых умений.

Образовательная программа дошкольного образования «Детство» (под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, на основе которой разработана основная общеобразовательная программа дошкольного образования нашего детского сада, ориентирована на социально-личностное развитие ребенка, воспитание позитивного отношения к себе и окружающему миру. Цель педагогического процесса в этой программе определяется как развитие устной речи ребенка как универсального средства общения с окружающими людьми. Развитие речи ребенка предполагает овладение им речевой деятельностью в единстве всех ее компонентов. Центральной задачей является развитие связной речи, остальные помогают совершенствовать связную речь.

Задачи по возрастам

Младший возраст: освоение разговорной речи.

К концу 4-го года жизни дети должны уметь понимать обращенную речь с опорой на наглядность и без нее, быть активными участниками разговора, адекватно выражать свои мысли, чувства, переживания. Дети должны освоить не только рассказывание о значимых для них событиях, но и пересказ знакомых сказок по вопросам воспитателя. В программе предлагается учить детей строить высказывания из двух-трех предложений, сложные предложения (сначала бессоюзные, затем с союзами и союзными словами, устанавливать совместно со взрослым порядок событий в тексте, словесно оценивать поступки героев произведения.

Средний возраст – развитие инициативности в речевом общении со взрослыми и сверстниками, обучение монологам.

На данном этапе задачи по овладению связными речевыми высказываниями усложняются: детей побуждают к использованию объяснительной речи и речи-доказательства, пересказу литературных произведений, составлению рассказов на наглядной основе и без нее. Авторы программы, выделяя разные виды рассказов, определяют соответствующие им речевые умения. При пересказе впервые услышанных произведений внимание обращается на последовательное изложение текста по иллюстрациям, словесному выражению отношения к событиям и героям. При обучении пятилетних детей рассказыванию по картине важно формировать умение объяснять происходящее, устанавливать связи между предложениями, определять время и место событий, их причины. Для составления творческих рассказов (по аналогии, по игрушкам, придумывание конца) предлагается учить детей отбирать содержание, определять логику частей повествования. Авторы предлагают использовать приемы моделирования, совместного составления плана. На данном этапе дошкольники активно осваивают употребление разнообразных лексических средств (прилагательных, наречий, числительных, существительных, глаголов). На основе ознакомления со свойствами, качествами предметов и явлений, их временными и пространственными характеристиками предлагается подводить детей к употреблению соответствующих союзов.

Старший возраст – работа над нарастанием контекстности и выразительности речи, развитие творческой речевой деятельности, индивидуальных способностей, воспитание интереса к речи как особому объекту познания.

На данном этапе на первый план выдвигается развитие связной монологической речи. Авторы программы акцентируют внимание педагогов на специфике работы по обучению составлению описательных и сюжетных рассказов, придумыванию сказок, пересказыванию литературных произведений.

В программе «Детство» отличительной особенностью является содержательное определение речевых умений в разных видах деятельности. Описание конкретных языковых средств применительно к разным видам деятельности согласуется с коммуникативно-деятельностным подходом к речи. Авторы включают речь не только в коммуникативную, но и всякую другую деятельность (интеллектуальную, практическую). Поэтому особенно важным становится определение того, с помощью каких речевых умений и навыков возможно совершенствование мыслительной и практической деятельности ребенка, успешное овладение им сложно-организованной формой речевого высказывания.

Важным и необходимым условием для развития монологической речи является общение, предполагающее установление педагогом доверительных, партнерских форм сотрудничества, ориентированных на развитие личности ребенка.

Формирование речевых умений рассматривается не как самоцель, а как одно из средств развития базисных характеристик личности ребенка (компетентности, креативности, инициативности, произвольности, самостоятельности). Особое внимание обращается на создание условий для проявления творческой активности детей: при конструировании литературных образцов в пересказах, синтезе вербальной и невербальной выразительности в игре-драматизации, преобразовании текстов в самостоятельно составленных сказках.

Читайте также:  Заключение по итогам развития ребенка

Особое внимание заслуживает Программа

развития речи детей дошкольного возраста О. С. Ушаковой. Данная программа подготовлена на основе научно-исследовательской работы в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания под руководством Сохина Ф. А. и О. С. Ушаковой.С учетом позиций многих ученых в программе реализован принципиально новый подход: комплексное решение на одном занятии различных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетика, лексика, грамматика). Особое внимание обращается на формирование представлений о структуре разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение, обучение умению использовать разнообразные средства внутритекстовой связи, произвольный отбор необходимых лексических средств, их правильное грамматическое и звуковое оформление.В программе определена последовательность работы по развитию связной речи: обучение называнию предмета; выделение признаков, действий; составление совместного описания, затем повествования, рассуждения; придумывание творческих рассказов, сказок.

Решение каждой задачи усложняется на каждом возрастном этапе. В связной речи – это связывание предложений в высказывания; в словаре – работа над смысловой стороной слова; в грамматике – формирование языковых обобщений; в звуковой культуре речи – интонационное выделение.

Теоретический фундамент программы (представления о закономерностях речевого развития дошкольников раскрыты в трудах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. А. Леонтьева, Ф. А. Сохина, А. М. Шахнаровича)можно передать в следующих положениях:

— речь ребенка развивается в процессе обобщения языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;

— язык и речь представляют своеобразный узел, в который сплетаются разные линии психического развития – развитие мышления, воображения, памяти, эмоций;

— ведущим направлением в обучении родному языку можно считать формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи;

— ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия самостоятельных наблюдений за языком, для саморазвития речи, придает речи творческий характер.

Обучение языку, развитие речи рассматривается не только в лингвистической сфере (как овладение языковыми навыками – фонетическими, грамматическими, лексическими, но и в контексте развития общения детей друг с другом и со взрослыми (как становление коммуникативных способностей). Поэтому существенной задачей речевого воспитания является не только формирование культуры речи, но и общения.

Главное, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел их гибко применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями. Необходимо помнить, что индивидуальные различия в уровне речевого развития детей одного возраста могут быть достаточно велики.

В программе нашли отражение три основных направления психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников:

• структурное (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического);

• функциональное (развитие связной речи, речевого общения);

• когнитивное (осознание языковых и речевых явлений).

Общеизвестно, что дети и без специального обучения с самого раннего возраста создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, поэтому и необходимо целенаправленное обучение.

В программе реализуется идея многоаспектности и полифункциональности речевого развития и воспитания. Так, развитие речи органически связано с умственным воспитанием, поскольку у человека речевое, языковое, словесно-логическое мышление. Речевое воспитание тесно связано с художественной деятельностью, т. е. с эстетическим воспитанием. Владение выразительными средствами родного языка формируется при ознакомлении с фольклорными и литературными произведениями.

Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка.

Несмотря на большой интерес психологов, лингвистов и педагогов к проблеме речевого общения и коммуникативной компетентности, она в настоящее время мало разработана и слабо представлена в практике современного дошкольного образования.

Психолого-педагогические исследования переориентированы на живую речевую деятельность во всех ее проявлениях; в них рассматриваются важные стороны языковой способности, проблемно-речевых ситуаций детей дошкольного возраста. Большая роль в речевом общении отводится самой речи. «Будучи средством выражения, речь является вместе с тем и средством воздействия. Человек говорит для того, чтобы воздействовать, если не непосредственно на поведение, то на мысль или чувства, на сознание других людей» (С. Л. Рубинштейн).

Необходимо особо подчеркнуть, что общение есть прежде всего речевое взаимодействие взрослого (педагога) и ребенка, содержание которого безгранично, как и человеческое познание. Практические во всех научных исследованиях указывается на то, что общение – сложный и многоплановый процесс, выступающий как средство передачи форм культуры, общественного опыта, языка, речи. В дошкольном образовании обучение можно рассматривать как речевое общение, в процессе которого происходят познание, усвоение опыта, овладение деятельностью (игровой, учебно-игровой, усвоение языка и речи, формирование коммуникативной компетентности дошкольников. Речевые умения, знания должны быть направлены на формирование коммуникативной компетентности. Они должны помогать ребенку в элементарных формах прогнозировать общение, ориентироваться на статус собеседника (друг, педагог, родитель, незнакомый партнер как сверстник, так и взрослый, и в конечно итоге – управлять ситуацией, вводить элементы коммуникативной культуры (знание о языке, литературе). Работа по речевому развитию дошкольников, организации речевого общения в процессе в процессе воспитания и образования в ДОУ требует переосмысления. Пока в обучении и общении больше действует модель «делай, как я», а не «попробуй и подумай сам». Правильно организованное обучение и дидактическое общение в каждой возрастной группе позволит успешно овладеть речью, коммуникативными умениями, развить творческие способности ребенка.

Читайте также:  Что такое нормативное развитие ребенка

Ребенку необходимо иметь возможность выразить свои эмоции, чувства словом – образным, емким, точным. При этом воспитание культуры общения дошкольников не должно сводиться только к обучению способам и средствам взаимодействия, необходимо помнить, что главное – сформировать умение общаться со взрослыми и сверстниками в повседневной жизни.

Речевые умения – это прежде всего умение логично выстраивать высказывания, употреблять лексику, грамматические обороты, интонацию.

Коммуникативные – владение вербальной памятью, умение включаться в разговор, держать диалог, эмоционально откликаться на речь собеседника.

Особое внимание необходимо уделить воспитанию у старших дошкольников навыков культуры общения, социально приемлемого поведения в обществе, более глубоко познакомить с нормами и правилами речевого этикета, научить дошкольников пользоваться ими в зависимости от ситуации. В связи с этим важно не просто научить детей эффективному общению, но и организовать повседневную жизнь таким образом, чтобы каждый ребенок усваивал нормы речевого поведения, осознанно используя те речевые средства, которые необходимы в конкретной ситуации общения. Система занятий позволит организовать целенаправленную работу по ознакомлению старших дошкольниковс нормами речевого этикета по трем направлениям: общение, речевой этикет, техника речи. Такой подход позволит осуществлять углубленную целенаправленную работу по воспитанию у дошкольников осознанного отношения к оценке речевого поступка с точки зрения нравственных ценностей и будет способствовать развитию чувства коммуникативной целесообразности высказывания, будут активизированы потенциальные возможности детей в совершенствовании устной речи, овладении невербальными средствами общения.

Литература:

А. Арушанова. Диалогическое общение детей: обучение и самонаучение. Ж. Дошкольное воспитание № 5, 2013

Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.

И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014

Н. Захарюта. Современный подход к развитию творческой личности.

Ж. Дошкольное воспитание №3 2006

Развитие речи и творчества дошкольников /под ред. О. С. Ушаковой. / — М.: ТЦ Сфера, 2002

Т. А. Ткаченко.Речь и логика: Учебно-методическо6е пособие. — М.: Эксмо, 2006

О. С. Ушакова. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. -М.: ВЛАДОС, 2010

О. С. Ушакова. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. — М., 2001

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155

Источник

                                     Консультация для воспитателей

«Становление коммуникативной компетентности дошкольника согласно ФГОС ДО.»

Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории Иванова М.В.

Социально-коммуникативное развитие рассматривается во ФГОСДО как одно из основных направлений развития дошкольника.

 Актуальность рассмотрения этой проблемы заключается в том, что данная сфера чаще всего находится в области стихийной социализации и редко – в фокусе внимания педагогов. При этом нужно отметить, что во многом благополучная социализация ребенка определяется его успешностью в сфере общения со взрослыми и сверстниками. Многочисленными исследования доказано, что опыт общения, полученный в дошкольном возрасте, значительно определяет успешность человека в сфере общения на протяжении всех последующих этапов развития. Современное общество предъявляет строгие и многочисленные требования к коммуникативной сфере человека. Поэтому становление коммуникативной компетентности и приобретение коммуникативного опыта должны стать сферой пристального и целенаправленного внимания педагога  и, конечно, роль воспитателя в формировании коммуникативной компетентности ребенка трудно переоценить.

Проблема коммуникативного развития в дошкольном  возрасте широко представлена в современных образовательных стандартах.

ФГОС ДО включает:

— совокупность обязательных требований к структуре, содержанию образовательной программы в области социально-коммуникативного развития;

— обязательные требования к условиям реализации программы в области социально-коммуникативного развития;

— требования к результатам освоения образовательной программы в области социально-коммуникативного развития.

В требованиях к программе дошкольного образования в области социально-коммуникативного развития указано, что образовательная программа должна быть направленна:

-на развитие общения со  взрослыми и сверстниками;

— эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу взрослых и детей в детском саду.

В требованиях к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования  выделены целевые ориентиры. Предполагается, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок:

— обладает установкой положительного отношения к другим людям;

-способен проявлять инициативу и самостоятельность в общении;

— активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх;

— договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам, старается разрешать конфликты.

Рассмотрим основные требования к условиям реализации программы в области коммуникативного развития:

— учет возрастных особенностей развития общения дошкольников;

— опережающая инициатива взрослого в формировании коммуникативной компетентности;

— создание условий для эмоционального благополучия ребенка в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками с целью формирования у дошкольников положительного образа взрослого и сверстника как субъектов общения;

— создание условий для получения позитивного опыта общения и  становления различных форм взаимодействия со взрослыми и сверстниками с целью полноценного психического развития и позитивной социализации ребенка.

Читайте также:  Ребенок к двум годам развитие

Для реализации и достижения целевых ориентиров Стандарта необходимо учитывать некоторые возрастные закономерности развития сферы общения ребенка и становления коммуникативной компетентности. Знание основных возрастных особенностей развития общения дошкольника – необходимое условие реализации Стандарта.

Обозначим закономерности развития общения, которые определяют коммуникативную компетентность дошкольников.

В рамках личностно-деятельностного подхода открыты многие закономерности развития общения детей. Большой вклад в понимание данных законов внесли М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова.

Общение выступает и условием, и результатом развития дошкольника для полноценного развития познавательной сферы. Также общение оказывает определяющее влияние на эмоциональную сферу ребенка, его эмоциональное благополучие, развитие самосознания и познавания других людей.

Коммуникативное развитие в дошкольном возрасте можно условно разделить на две качественно отличающиеся основные области: развитие общения со взрослыми и развитие со сверстниками.

Через общение со взрослыми ребенку обеспечиваются защита и безопасность, внутренняя базовая модель общения, познание социальных норм.

Общение со сверстниками отличается равноправием, нестандартностью коммуникативных средств, в этой области приобретаются навыки, ребенок учится сотрудничать, обеспечивается чувство эмоционального благополучия.

М.И. Лисина доказала, что потребность в общении со взрослыми формируется в первом полугодии жизни ребенка, а потребность в общении – на втором, третьем году жизни ребенка.

Выделяются четыре критерия сформированности потребности в общении:

— внимание и интерес к другому человеку;

— эмоциональное отношение к нему;

— стремление привлечь к себе внимание другого, инициативность;

— чувствительность к воздействиям другого.

В дошкольном возрасте ребенок проходит несколько стадий развития общения со взрослыми. Данные стадии М.И. Лисина определила как формы общения .

Этапы развития общения со взрослыми

(по М.И. Лисиной)

Форма общения

Время появления

Содержание потребностей

Мотивы

Средства

Ситуативно-личностное

2 – 6 мес.

Внимание и доброжелательность взрослого

Личностный

Экспрессивно-мимические

Ситуативно-деловое

3 мес. – 3 года

Сотрудничество со взрослым

Деловой

Предметно-действенные

Внеситуативно-познавательное

3 – 5 лет

Уважение взрослого

Познавательный

Речевые

Внеситуативно-личностное

6 – 7 лет

Сопереживание и взаимопонимание взрослого

Личностный

Речевые

На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно меняется по всем параметрам: содержанию потребности, мотивам и средствам общения.

Сверстники – личности, которые в данный период действуют на сходном уровне сложности поведения (табл.2).

Этапы развития общения со сверстниками

(по А.Г. Рузской)

Форма общения

Время появления

Содержание потребности

Особенности общения

Эмоционально-практическое

2 – 4 года

Стремление привлечь внимание к себе и получить оценку своим действиям

Общение в виде стремления к соучастию в совместных практических занятиях (действия с игрушками, манипуляции, переодевание, убегание).

Дети мало слушают друг друга, главное – демонстрация себя. Дети часто действуют рядом, а не вместе.

Общение способствует развертыванию инициативы в общении и становлению самосознания через взгляд на свои возможности.

Основные средства общения – локомоции или экспрессивно-выразительные движения. Контакты отличаются крайней ситуативностью.

Ситуативно-деловое

4 – 6 лет

Стремление получить признание и уважение ровесника

Сверстник становится предпочитаемым партнером общения.

Формируется сюжетно-ролевая игра.

Содержание общения – деловое сотрудничество.

На этом этапе для дошкольника важен не результат, а процесс. Взаимодействие носит ситуативный характер.

Ребенок постоянно сравнивает себя со сверстником, пристально интересуется всем, что делает последний.

Основное средство общения – ситуативная речь.

Внеситуативно-деловое

6 – 7 лет

Стремление получить признание и уважение ровесника, потребность в самовыражении

Возникают избирательная привязанность, дружба, более устойчивые и глубокие отношения между детьми.

Обращения к сверстнику в этом возрасте приобретает внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о событиях своей жизни, обсуждают свои и чужие поступки.

Все больше контактов на уровне реальных отношений и все меньше – на уровне ролевых.

Образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от ситуации.

Межличностные отношения к сверстнику также претерпевают существенные изменения (Е.О. Смирнова). От индифферентного отношения в младшем дошкольном возрасте (сверстник еще не часть самосознания ребенка) к формированию предметного, конкурентного отношения к сверстник в среднем дошкольном и становлению личностного типа отношения в старшем дошкольном возрасте, где формируется чувство общности со сверстниками и наблюдается преобладание бескорыстного типа отношения к другому.

На основе данных закономерностей к концу дошкольного возраста формируется коммуникативная компетентность дошкольника.

Коммуникативная компетентность – умение успешно общаться, система внутренних ресурсов, необходимых для достижения эффективного общения в определенных ситуациях.

Коммуникативная компетентность, в отличие от коммуникативных умений и навыков, предполагает наличие качеств, позволяющих человеку самостоятельно создавать средства и способы достижения его собственных целей общения в различных ситуациях.

Важно отметить, что существует целый ряд предпосылок для формирования коммуникативной компетентности дошкольника в общении со сверстниками.

В основе коммуникативной компетентности лежа предпосылки, основные из которых – возрастные особенности развития (социальная ситуация развития, ведущая деятельность, особенности психического развития ребенка) и индивидуальные особенности самого ребенка (индивидуальный опыт).

Важно отметить, что коммуникативная компетентность формируется исключительно в процессе реального взаимодействия, совместной деятельности.

                                             Литература

  1. «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения»

 № 2 2015г.

Источник