Развитие эмоциональной сферы ребенка в подвижной игре
ТАТЬЯНА ЛОБАНКИНА
Подвижные игры как средство формирования эмоциональной сферы детей в условиях ДОУ
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Лобанкина Т. В. воспитатель 1-ой категории МДОУ№52 Раменского района
Современные потребности общества характеризуются ориентацией на гуманизацию человеческих взаимоотношений. Воспитание отзывчивого, готового прийти на помощь молодого поколения является одной из важнейших задач современного образования. На современном этапе развития психолого-педагогических технологий, актуальным становится вопрос направленности, способов и средств развития эмоциональной сферы ребенка. Существующие на данный момент программы, как правило, реализуют частные задачи эмоционального развития ребенка, тогда как эффективность воздействий в первую очередь обусловлена комплексным воздействием на эмоциональную сферу ребенка в целом. Необходимость интеграции существующих подходов, к эмоциональному развитию детей определяет высокий исследовательский потенциал данной проблемы, как в научно-теоретическом, так и в прикладном аспектах. В период дошкольного детства развитие идет как никогда бурно и стремительно. Получают развитие все стороны психики ребенка, закладывается фундамент для дальнейшего роста. Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников с отклонениями в эмоциональной сфере. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Пора детства связана, прежде всего, с играми. Игровая деятельность выступает своего рода полигоном, на котором «будущий взрослый» осваивает всё многообразие форм человеческой деятельности. Таким образом, усваивая весь спектр сложных социальных ролей. К младшему школьному возрасту ребенок способен самостоятельно задавать сюжеты, правила и выступать во множестве ролей. Потому как играет ребенок можно судить о его задатках и способностях. Таким образом, можно говорит о диагностической и развивающих функциях игры. В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных, до самых сложных. В игре у ребенка начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. Сознательная цель выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета — он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большой мере способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений. В тоже время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в подвижной сюжетно — ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяет стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение. Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в него ребенка определенного уровня развития речевого общения. Необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие связной речи. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Для того чтобы игра происходила успешно, ребенок должен обладать умениями, которые были охарактеризованы А. П. Усовой как качества «общественности». К таким умениям,она относила: умение действовать сообща, устанавливать связи с другими детьми, умение найти свое место среди играющих, проявить инициативу и убедить других, чтобы они в игру приняли, быть внимательным к сверстникам, умение не только оказывать влияние на детей, организуя их, но и подчиняться определенным требованиям сверстников, считаться с их мнением. В игре при решении коммуникативных организационных вопросах могут возникать ссоры, конфликты. Как отмечает Н. С. Пантина, дети часто ссорятся не потому, что реализация игровой деятельности вызывает у партнеров много различных представлений относительно действий того или иного участника, а характер конфликтов в игре свидетельствует о ее развитии как совместной деятельности. Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления. Рефлексия — способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей. В игре возникают предпосылки к рефлексии как чисто человеческие способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания с действиями, потребностями и переживаниями других людей.
Ученые рекомендуют психологам, педагогам использовать движения как важнейшие средство умственного развития детей. Подвижная игра – это сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил. Отсутствие же эмоций ведет не только к пассивности мыслительных процессов, но и к двигательной пассивности. Физическая культура способствует развитию, обеспечивает не только физическое, но и духовное здоровье человека. Физиологи, занимаясь изучением развития мозга и его функций, объективно доказали, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг.Игра активизирует: дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствует движения, развивает их координацию, формирует быстроту, силу, выносливость, учит детей действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменяющийся игровой ситуации, познавать окружающий мир, активизирует память, представления, развивает мышление, воображение, пополняет словарный запас и обогащает речь детей, учит действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям, формирует честность, справедливость, дисциплинированность, учит дружить, сопереживать, помогать друг другу, развивает чувство ритма, способствует овладению пространственной терминологии. Во второй половине девятнадцатого века появляются работы виднейших педагогов Н. И. Пирогова, позднее Е. Н. Водовозовой, П. Ф. Каптерева, в них подчеркивается первостепенное значение подвижной игры как деятельности, отвечающей возрастным потребностям ребенка.
Интегрируя положения отечественных и зарубежных исследователей эмоциональной сферы ребенка (А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. С. Золотнякова, О. В. Гордеева, С. Дональдсон и Н. Вестерман, Дж. Рассел, эмоциональное развитие понимается, как комплексный закономерный процесс усложнения и обогащения эмоциональной сферы в контексте общей социализации ребенка. Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный психолого-педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей. Одной из самых серьезных социальных проблем, которой сталкивается в дошкольном возрасте, является нарушение коммуникативных навыков. Так же недостаточное развитие эмоциональной сферы детей, что обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Многие педагоги, психологи (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. А. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, Я. З. Неверович, А. П. Усова, Т. А. Маркова и др., утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Но чрезмерное воздействие отрицательных эмоций разрушает мозг и психику ребенка.
При помощи различных игр, таких как подвижно — ролевые, подвижные, а также ряд техник можно развивать эмоциональную сферу ребенка 5-7 лет,однако нужно учесть следующие правила:
1) чтобы внимание испытало ощущения его нужно правильно направить;
2) умелое сравнения и различие эмоциональных ощущений поможет определить характер ощущений;
3) внимание направлять на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, которые сопровождаются любыми собственными эмоциями и эмоции, которые испытывают окружающие.
Подвижные игры используются на занятиях с группой детей.
При групповых занятиях работа идет по таким направлениям как:
1) Аксиологическое направление формирует у ребенка умения, помогает принимать и оценивать свои и чужие достоинства и недостатки. 2)Инструментальное направление формирует личностную рефлексию.
3)Потребностно-мотивационное направление формируют умения, нахождения выхода из реально сложных ситуаций. Если будет трудно бороться за свою жизнь, правильно сделать выбор из создавшийся ситуации. Также формирование эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения.
На занятиях используются следующие методические средства:
1) Подвижные и ролевые игры основываются на понимании социальной роли ребенка в обществе. Основным нарушением ролевого развития у детей, является ролевая ригидность — неумение переходить из роли в роль, ролевую аморфность — неумение принимать любую роль, отсутствие ролевой креативности — неумение изображать новые образы, неумение принятие любую ролей.
2) Психогимнастические игры, игры основаны на специальных тренинговых программах.
3) Коммуникативные игры:
4) Игры и задания, направленные на развитие произвольности, осознание таких понятий, как «хозяин своих чувств» и «сила воли».
5) Игры,направленные на развитие воображения: вербальные игры, невербальные игры и «мысленные картинки».
6) Задания с использованием «терапевтических» метафор.Систематическое предъявление детям метафор приводит к усвоению ими основной идеи метафоры: «безвыходных ситуаций не бывает», тем самым у ребенка формируется «механизм самопомощи».
7) Релаксационные методы — использование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации, дыхательные техники, визуально — кинестетические техники.
8) Использование эмоционально-символических методов.
Соответственно организованная психолого — педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии. Осваивая социальную обусловленность эмоций, дети овладевают нормативными категориями, эталонами их проявления, что способствует начальному становлению эмоциональной культуры личности. Ребенок с развитыми эмоциями легче преодолевает эгоцентризм, лучше включается в учебно-познавательные ситуации, успешнее самореализуется в деятельности.
Правильно подобранная система подвижных игр, может оказать значительное влияние на эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста, и на повышение самооценки. Дети моделируют в игре своё отношения с окружающим миром, проигрывают различные ситуации: в одних они лидируют, в других – подчиняются, в- третьих – осуществляют совместную «кооперативную» деятельность с другими детьми и взрослыми. Дети становятся более дружелюбными, внимательными друг к другу, проявляют сочувствие, помощь, что имеет положительное значение во всестороннем развитии личности ребенка. Используя подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами, способствует формированию гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, к развитию нравственных чувств, и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности. Проведение подвижных игр всегда сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы. Поэтому подвижные игры оказалась, наиболее понятными, доступными средствами развития эмоциональной сферы ребенка дошкольника. Развитие эмоциональной сферы личности в любом возрасте ведет к личностному росту, более глубокому пониманию человеком себя и других людей, расширению эмоциональной коммуникации.
Литература:
1. Агафонова И. Н. Развитие эмоциональной сферы дошкольника: Учебно-методическое пособие/ И. Н. Агафонова.- СПб: АППО, 2006.–82 с.
2. Данилина Т. А., В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ/Т. А. Данилина. – М.: Айрис – пресс, 2004. – 160с.
3. Запорожец А. В., Неверович Я. З., Колелева А. Д. Эмоциональноеразвитие дошкольника: Пособие для воспитателей детского сада/А. В. Запорожец., Я. З. Неверович., А. Д. Колелева. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.
4. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду/Т. И. Осокина – М.: Просвещение, 2006-137с.
Периодические издания
5. Далингер В. А. Развитие игровой деятельности // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 5. — С. 25.
6. Изотова Е. И. Эмоциональное развитие детей в условиях дошкольного учреждения // Дошкольное воспитание. -2007.-№1.-С. 57.
Источник
Введение
Роль игры для развития детей
Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил. Игра активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствует движения, развивает их координацию, формирует быстроту, силу, выносливость, учит детей действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменяющейся игровой ситуации, познавать окружающий мир, активизирует память, представления, развивает мышление, воображение, пополняет словарный запас и обогащает речь детей, учит действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям, формирует честность, справедливость, дисциплинированность, учит дружить, сопереживать, помогать друг другу, развивает чувство ритма, способствует овладению пространственной терминологией. В дошкольном возрасте чувства и эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им окраску и выразительность. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими людьми, а значит, и успешность его социального развития. Эмоции и чувства формируются в процессе взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Среди различных способов развития эмоциональной сферы, игры занимают существенное место. Игра эмоционально ярко насыщена, привлекательна и интересна детям. Развивающиеся в процессе игры чувства любви к родным, сочувствия близким, дружеской привязанности, изменяясь обогащаются и становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств. В игре ребенок пополняет свой арсенал эмоциональных проявлений, Специфика подвижных игр состоит в том, что отношения в них определяются не ролями, а правилами и нормами. Это обстоятельство по-разному можно использовать в работе с детьми и вести желаемые правила взаимоотношений, к которым ребенок не привык. Подвижные игры создают у детей общее радостное настроение, вызывают чувство удовольствия, что положительно влияет на развитие дружеских отношений. В играх ребенок попадает в такие ситуации, когда ему самому приходится решать, как действовать, чтобы достичь цели. Характер движений во многих играх заставляет действовать быстро, проявлять сообразительность и умения преодолеть препятствия. Это является стимулом для развития способности подчинять свои действия и желания интересам коллектива, чувства ответственности за свои поступки.
Цели и задачи
Объект исследования:
— педагогический процесс, направленный на развитие личности ребенка.
Предмет исследования:
— использование методов и приемов подвижной игры, направленных на развитие эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста.
Цель исследования :
развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольника используя подвижные игры.
Задачи исследования:
Изучение и анализ литературы по данной проблеме. Определение методики диагностики. Создание системы подвижных игр в разных формах работы. Проведение развивающей работы с детьми.
Методы исследования:
анализ, наблюдение, беседа.
Теоретическая часть
Анализ разработок и опыта работы
Регулирование эмоций (их осознание, умение называть и адекватным способом выражать) – это одна из сторон детского психосоциального развития, которая формируется на протяжении всего дошкольного возраста и становится наиболее осознанной только к 5-6 годам. В этом возрасте эмоциональный мир ребенка становится богаче и разнообразнее – от базовых эмоций он переходит к более сложной гамме чувств. Ребенок становится более уравновешенным и способным самостоятельно оценить свое поведение, назвать переживаемые эмоции, а также владеет навыками эмоционального предвосхищения своих действий и поступков окружающих его людей. Дети осуществляют речевое планирование, обдумывают ситуацию, ставят цели и контролируют полностью свое поведение. Установлено, что физическая культура, спорт и подвижные игры представляют огромные возможности для эмоциональных проявлений положительного характера, разнообразных по качеству и силе, формируют дисциплину, целеустремленность, самооценку, саморегуляцию. В связи с этим важно подчеркнуть, что телесное и духовное развитие в процессе физического воспитания выступает как социально значимая деятельность, способствующая развитию у дошкольников положительных эмоциональных свойств и волевых проявлений. Таким образом, можно сделать следующие выводы: — эмоции и чувства тесно взаимосвязаны с собственно волевыми действиями детей дошкольного возраста;
— подвижные игры для дошкольников являются наиболее насыщенным переживаниями видом деятельности, который способствует развитию эмоционально-волевой сферы детей.
Подвижная игра имеет столь широкий диапазон воздействия на организм и личность, что создает неограниченные возможности влияния на все сферы жизнедеятельности детей. Смысл детских игр заключается в том, что они, функционально нагружая весь организм, все его ткани, органы и системы, структурно их создают, формируют и совершенствуют (В. М. Лебедев). Целенаправленная эмоциональная игровая нагрузка оказывает стимулирующее воздействие на организм ребенка и больше, чем другие средства, соответствует удовлетворению естественной потребности в движении. Подвижная игра не только противодействует гипокинезии, но и способствует восстановлению утраченного здоровья, укреплению всех функций организма, развитию физических способностей. В подвижных играх используются знакомые и доступные виды естественных движений: ходьба, бег, лазанье, прыжки, упражнения с мячом, несложной техники и тактики, а правила всегда можно изменить соответственно физическим и интеллектуальным возможностям ребенка. Желание играть — главный стимул, побуждающий ребенка к игровой деятельности. Замечено, что во время игры дети охотно и с интересом выполняют то, что вне игры кажется неинтересным и трудным, поэтому в игре легче преодолеваются психические и эмоциональные проблемы. Особая ценность подвижных игр для детей заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферу. Быстрая смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакции и нестандартности действий. Игры вынуждают мыслить наиболее экономно, реагировать на действия партнеров, приспосабливаться к обстановке. Играющему ребенку приходится выбирать и совершать из множества операций одну, которая, по его мнению, может принести успех. Чем разнообразнее информация поступает в мозг, тем интенсивнее включаются психические процессы. Именно поэтому с помощью игры у ребенка развивают восприятие, мышление, внимание, воображение, память, моторику, речь, повышая умственную активность, а, следовательно, познавательную деятельность в целом. Эффект этот достигается за счет полифункциональности подвижных игр, когда коррекция двигательных нарушений (пространственной ориентировки, точности, ритма, согласованности движений, равновесия и др.) инициирует активную деятельность мозга, сохранных анализаторов, психических функций, вегетативных систем, обеспечивающих движение. Особенно ярко эта взаимосвязь проявляется в реализации межпредметных связей, когда целенаправленные двигательные действия, организованные в форме игровых композиций, эстафет, ролевых и имитационных игр, выполняемых под стихи, загадки, потешки, скороговорки, с решением простейших математических задач, облегчают усвоение счета, понятий о количестве, форме, величине, направлении, амплитуде; активизируют речевую деятельность, правильное звукопроизношение; обогащают словарный запас, развивают память, внимание, моторику мелких мышц рук. Поэтому сама игровая деятельность, вызывающая у детей интерес и содержащая в себе необходимые компоненты развития личности, является средством духовного развития. В игре складываются отношения между детьми, вырабатываются привычки, правила поведения. Дети больше узнают друг друга, взаимодействуют между собой, познают нехитрые игровые ситуации, проявляют самостоятельность, подражают, радуются, фантазируют, т. е. в игре идет активное формирование личности, имеющее большое социальное значение. При подборе подвижных игр важно учитывать эмоциональное состояние, характер, поведение детей. Эмоциональное напряжение, усталость могут вызвать внутренний дискомфорт, который чаще выражается в нарушении поведения, капризах, ссорах, драках. Иногда они могут вызвать обратные реакции: пассивность, нежелание вступать в контакт. Преодолевать эмоциональное напряжение можно с помощью подвижных игр. При подготовке к проведению подвижных игр педагог должен учитывать следующие моменты:
1.содержание игр (сюжет, правила, двигательные действия, физическая нагрузка) должно быть доступным и соответствовать возрасту, уровню интеллектуальных и двигательных возможностей, эмоциональному состоянию и личностным интересам детей
2.подвижные игры предполагают варианты усложнения, но процесс насыщения моторными действиями должен осуществляться постепенно по мере овладения простыми формами движений
3.содержание игр должно предусматривать комплексный характер воздействия- коррекцию физических качеств, координационных способностей, укрепление и оздоровление всего организма в целом
4.в процессе игры необходимо стимулировать познавательную деятельность, активизировать психические процессы, творчество и фантазию ребенка.
Таким образом, подвижная игра, выступая первоначально как детская забава, развлечение, позволяет ненавязчиво решать множество коррекционно-развивающих задач, инициируя активность самих детей. Соединение в подвижной игре трех компонентов — физического упражнения, эмоционального тренинга и умственной нагрузки — приближает ребенка к естественной жизни, освоению элементов социальных навыков и взаимоотношений, развитию личности в целом.
Педагогические принципы развития эмоциональной сферы детей.
Единство социального, эмоционального и физического компонентов.
Главным составляющим компонентом в отношениях между людьми являются эмоции, чувства и социальный мир, который не может существовать отдельно, а использование физических упражнений, и в частности подвижных игр, является рациональным путем для развития этих сфер.
Безоценочность. Чтобы не вызывать негативное эмоциональное состояние, в процессе занятий с детьми должно быть невербальное общение (мимика, пантомимика, жесты), которые способствуют безоценочному взаимодействию.
Присутствие соревновательного момента. Необходимо постепенно к 5-6 летнему возрасту вводить в образовательный процесс игры с соревновательной направленностью, которые развивают волевые качества личности.
Чувство общности и эмпатия является тем фундаментом, на котором строится социально-нравственное отношение к людям. Цель развития эмоционально-волевой сферы дошкольников – научить детей понимать свои эмоции и эмоции окружающих их людей, научить их выражать и управлять ими.
Источник