Развитие эмоциональной сферы ребенка сказкотерапией
Краткое описание документа:
Опыт работы воспитателя ДОУ ИльницкойТатьяны Борисовны
на тему: «СКАЗКОТЕРАПИЯ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА»
Введение
Недаром дети любят сказку. Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку уже предчувствует душа.
И на любые испытанья согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье благополучного конца.
В. Берестов
В дошкольном возрасте происходит становление эмоционально — потребностной сферы ребенка дошкольника, его нравственных ценностей и установок. В системе методов и средств воспитания положительных чувств не последнюю роль играют сказки. Это и понятно. Сказки детям понятны, доступны. Дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примером для подражания. Только важно направить мысли и чувства малышей в нужное русло.
И поэтому я определила для себя тему «Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей детей посредством «сказкотерапии». Работать над данной темой я начала в сентябре 2016 года.
Цель:ввести ребёнка в сложный мир человеческих эмоций, открывая те знания, которые живут в душе и являются психотерапевтическими.
Задачи:
1. Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние.
2. Выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации посредством – сказкотерапии.
3. Создавать условия для развития внутреннего потенциала и творческой активности ребенка.
Прежде чем приступить к определению основных методов и форм работы сказкотерапии в развитии эмоциональной сферы,проанализировала ситуацию в старшей группе методом наблюдения. В своей работе использовала проективную методику «Волшебная страна чувств» — Тест «Домики» Цель этой методики — исследование психоэмоционального состояния ребенка. Психологическая диагностика проводилась в форме трех индивидуальных заданий по раскрашиванию.
Наблюдая за детьми в процессе игры, во время образовательной деятельности, в свободной деятельности, заметила, что там, где надо мобилизовать своё внимание, память, дети не могут раскрепоститься — нет уверенности в своих силах. Творческая активность снижена, с трудом перевоплощаются в любимых героев сказок, не могут образно выразить свою мысль. Заметила, что на развитие речи плохое влияние оказывают различные страхи у детей. Страхи повышают тревожность, что ведёт к понижению самооценки и выражается в нежелании общаться, проявлять свои способности. Так же заметила, что у детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, отклонение в развитии движений пальцев рук.
Я познакомилась и изучила различную литературу и меня заинтересовали программы по методу сказкотерапии (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, О. Ф. Васькова, С. В. Крюкова). Программы включают в себя конспекты коррекционных занятий для детей 4-7 лет. Сказки, игры и упражнения, входящие в программы воздействуют на эмоционально-поведенческие проблемы детей, способствуют снижению уровня тревожности, оптимизируют формы общения детей со сверстниками, формируют более благоприятное отношение детей к себе.
Анализируя методические аспекты развития эмоциональной сферы средствами сказкотерапии, выделила три этапа работы:
1. Подготовительный этап (подбор и изучение методической литературы, составление перспективного плана, конспектов занятий)
2. Основной этап (проведение нод, беседы, консультации, обогащение предметно- развивающей среды)
Непосредственная работа:
— на специально организованных занятиях,
— в театрализованной деятельности,
— в сюжетных играх.
3. Заключительный этап (диагностический)
— анализ данных и обработка результатов;
— формулирование выводов.
На подготовительном этапе провела определенную работу с родителями. Для них оформила папку-передвижку «Роль сказки в жизни ребенка», провела беседы «Читаем вместе с детьми», «Для чего нужно читать детям сказки на ночь», «Мамины сказки» «Воспитание сказкой», где показала возможности воспитания средствами сказки. В группе оформила уголок сказки. При этом стремилась создать обстановку, которая бы заинтриговала, заинтересовала, вызывала бы у детей желание познать сказку, поиграть в сказку.
Для ознакомления родителей с методом «сказкотерапии» было проведено родительское собрание, на котором была дана информация о том, что такое «сказкотерапия», какие проблемы решает, и объяснила, что, только в совместной деятельности ребенка, родителей и педагогов ДОУ работа будет успешной. Привлекла родителей в оформление среды, изготовление атрибутов к сказкам, приобретение художественной литературы.
На основном этапе использовала карты Проппа, выполенные в сюжетной манере. Некоторые символы придумывали сами дети, что способствовало лучшему запоминанию и осознанию. Знакомство с картами Проппа происходило постепенно, в определенной последовательности:
1. Рассказывание сказки и соотнесение с определенной функцией.
2. Целостное освоение сказочных функций.
3. Сочинение сказок.
На основе рекомендации Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д. составила алгоритм работы со сказками:
1.Просмотр фильма-сказки;
2.Чтение сказки;
3.Анализ сказки и соотнесение с определенной функцией;
4.Пересказ сказки (или групповое рассказывание) с опорой на карты Проппа;
5.Обсуждение сказки: в чем смысл сказки, подбор функции сказки;
6.Сочинение сказки по картам Проппа;
7.Придумывание продолжения сказки;
8.Обыгрывание сюжетов, игры-драматизации, кукольный театр;
9.Сказочные путешествия;
9.Психогимнастика;
10.Сочинение новой сказки;
11.Организация сюжетных игр по сказке.
Прежде чем приступить к проведению полноценных занятий по сказкам, потренировала детей в умении правильно сидеть, расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции. Мы с детьмирисовали и лепили сказки; сочиняли сказки; изготавливали кукол; драматизировали сказки.
Сказки очень приятно слушать, и не менее приятно их рассказывать. использовала разные формы работы:
а) Групповое рассказывание сказок.
С детьми занятие мы начинаем так: «Сегодня мы отправимся в волшебную страну Рассказию. А попасть в страну может только тот, кто умеет рассказывать сказку. Вы умеете рассказывать сказку? (да!). Тогда в путь-дорогу! Далее их встречает сказочный персонаж и требует рассказа сказки. Дети по очереди рассказывают по 2-3фразы (по кругу). Когда сказка рассказана, сказочный герой устраивает для детей сюрприз: дети могут переодеться в костюмы, послушать сказочные звуки, либо поиграть в занимательную игру. Часто мы используем прием «путешествие»: попадая в сказку, дети превращаются в лесных зверят, в героев сказки и тд.
б) Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения.
Этот метод сходен с предыдущим. Интересен тем, что дети могут по своему усмотрению придумать конец сказки. Также мы предлагаем придумать разговор двух сказочных героев.
в) Групповое придумывание сказок.
Дети любят придумывать сказки. Используя этот метод, мы садимся по кругу, и дети сочиняют по одному-два предложения, связанные по сюжету с предыдущими, придуманным другим ребенком.
Таким образом, различные формы рассказывания сказок позволяют решать следующие задачи:
— выявление эмоционального состояния ребенка,
— развитие фантазии и воображения,
— умение слушать и слышать своих товарищей,
— развитие способности к умению встать на место другого, посмотреть на мир с разных сторон.
В игровом процессе использовала сказки, которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией и подаются с различными «соусами»
Сказка — анализ – мы анализируем положительных и отрицательных персонажей, добрые – злые, жадные – щедрые, грустные – веселые, обсуждаем концовку сказки: понравилась ли сказка; как бы ты поступил; сравниваем героев с детьми: а есть ли в нашей группе такие герои?
Сказка — рассказывание – мы используем разные виды рассказывания – рассказ по очереди, по цепочке, сказка наоборот. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, т.к. при этом взрослый может наблюдать, что происходит в процессе общения с ребенком.
Сказка – сочинение -сочиняем сказку вместе с детьми, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно. Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем.
Сказка — рисование – после этого сказку рисуем, лепим или представляем в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли, тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.
Сказка – имидж — повышаем самооценку с помощью сказки, создаем новый образ.
Сказка – театр – здесь используюразные виды театров, драматизации знакомых произведений.
Театрализованные игры разыгрывала по заранее подготовленному сценарию, в основе которого содержание стихотворения, рассказа, сказки. Легко драматизируются любимые детьми сказки “Репка”, ”Колобок”, “Теремок”, “Три медведя”, «Лиса и заяц» и другие. Особенно интересны сказки, где действующие лица – звери. Роли зверей служат прекрасным поводом для освобождения, раскрепощения мышц, эмоционального развития. Детям легче представить себя зайкой, собачкой и т.д.
После неоднократного проигрывания знакомой сказки, предлагала детям изменить сказку, сыграть ее по-своему. Здесь особенно важно проследить, как изменится их поведение, когда они «ведут» кукол, являющихся отрицательными персонажами сказки: перестроятся ли они настолько, что поступки героев станут нравственными, или же их герои поступят жестоко, неблагородно и т.д. Чтобы действие такого творческого спектакля не зашло в тупик, предлагала всевозможные повороты событий. Такой прием ярко выявляет пристрастия и представления о нравственных ценностях детей. На первых порах трудно проводить такую работу, так как не сразу приходит умение быстро и творчески реагировать на эмоциональные отклики и актеров и зрителей, четко ориентироваться в затруднительных моментах и незаметно направлять весь спектакль. Но со временем это умение пришло, и такие спектакли доставляют огромное удовольствие не только детям, но и взрослым. При проведении творческого спектакля обращала внимание на выявление прежнего эмоционального опыта детей и формирование нового. Это помогало дошкольникам понимать друг друга, заострять внимание на сильных и слабых сторонах характера, проникнуться переживаниями. Такая атмосфера – благоприятная почва для устранения неэтических, эгоистических тенденций детей, воспитания отзывчивости, чуткости к добру и непримиримости к злу.
Для активизации речи детей использовала: игрушки для настольного театра (объемные, плоскостные), пальчиковый театр, шапочки-маски, ширму для кукольного театра, диски для прослушивания сказок, музыку, направленную на релаксацию.
Для закрепления положительных эмоций от работы, конечно, дети еще и проявляли свое творчество и фантазию в рисунках к сказкам на темы «Сказочная страна», «Любимый сказочный герой», «Жил-был человечек», «Сказочные животные и птицы» и т.д.В работе с психокоррекционными сказками особое внимание уделяла страхам детей. Дети рисовали страхи, складывали их в «волшебный сундучок» и я уносила все страхи детей.
Итак, в своей работе по формированию эмоциональной сферы использовала такие направления сказкотерапии, как рассказывание сказок, сочинения сказок с использованием карт Проппа, и театрализованная деятельность. Все сказанное выше свидетельствует о том, что сопереживание персонажам сказок представляет собой комплекс чувств, в состав которого входят такие эмоции, как сострадание, осуждение, гнев, удивление и др.
Методы и приемы сказкотерапии способствуют у детей формированию необходимого эмоционального отклика на события сказки и поступки героев.
На заключительном этапе, я увидела, что работа по сказкотерапии дала хорошие результаты. Дети научились думать, уважать мнение друзей и прислушиваться к нему, научились вставать на место другого, сопереживать. Дети стали более раскованными, уверенными, они свободно вступают в контакт со взрослыми и сверстниками. Научились фантазировать, сами организовывать игры по сказкам, их речь стала более образной, выразительной.
В конце провела повторную диагностику и увидела, что в процессе работы были замечены такие изменения:
— Дети научились оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
— стали лучше понимать эмоциональное состояние других людей и своих сверстников, стараются прийти им на помощь, проявляют внимание;
-более эмоционально дети стали передавать различные эмоциональные состояния в играх, театрализованной деятельности;
— умеют разыгрывать небольшое сказочное произведение, находить интонационную канву для передачи речевых особенностей персонажей; передавать эмоциональное состояние различных сказочных героев.
-у детей преобладают положительные эмоции.
Исходя из анализа опытаработы, можно прийти к выводу, что работа по развитию эмоциональной сферы эффективна, если:
— педагоги будут заинтересованы в работе по формированию чувств у детей,
— будет проводиться специально-организованная работа по развитию эмоциональной сферы средствами сказкотерапии.
Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни.
Через сказки и их драматизацию можно работать над развитием речевой системы, воспитать умение сопереживать, понимать, поэтому я хочу продолжать начатую работу, искать новые приемы, способы обучения, совершенствоваться.
Список литературы.
1. Данилина Т.А. В мире детских эмоций. – М.: Айрис-пресс, 2007.- 160с.
2. Данилина Т.А. Зедгенидзе В.Я. Степина Н.М. В мире детских эмоций, М.: Айрис Пресс. 2004. — 160 с.
3. Довгая Н., Перелыгина О. Об особенностях развития эмоциональной сферы. // Ребёнок в детском саду. – 2005 – №5
4. Зинкевич‐Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии – СПб.: Речь, 2006.
5. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика. — М.,2004.
6. Капшук О.Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя / О.Н. Капшук – Изд. 2–е. Ростов н/Д: Феникс, 2011.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург,2004.
8. Миляева Н.В. Сказкотерапия в ДОУ и семье [Текст] / Н.В. Миляева, С.Н. Толстикова, Н.П. Целикина. – М.:Сфера, 2010.
9. Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. – СПб.: Речь, 2006.
10. Соколов Д. Сказки и Сказкотерапия. – М.: Эксмо‐Пресс, 2001.
11. Стрелкова Л.П. Роль игры-драматизации в развитии эмоций у дошкольников //Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М., 1978.
12. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста – М.: Просвещение, 2003.
13. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. — М.: Генезис, 2003.
14.Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. – Ростов-на-Дону, 2005.
15. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 160 с.: ил. – (Театр и дети)
Источник
Сказкотерапия, как средство развития эмоциональной сферы детей.
Подготовила: педагог-психолог
МБДОУ детский сад комбинированного вида №7
«Золотая рыбка»
Макарова Марина Александровна
г. Выкса 2013г.
Сказкотерапия, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Из курса литературы известно, что сказка — один из фольклорных жанров. Сказочные сюжеты, по мнению К.Г. Юнга, являются своеобразными матрицами, отражающими основные душевные конфликты человека, суть которых неизменна на протяжении всей истории человечества. Независимо от того, признают или не признают люди эти конфликты, их действия от этого не уменьшаются. Сказка же в этом случае — способ вывода противоречия изнутри во внешний мир — предлагает способы его разрешения, это естественное, интуитивно применяемое лекарство
Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребёнка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от «напастей», учили их жизни. Это сегодня, опираясь на многовековой педагогический опыт, мы говорим, что подобные истории являлись не чем иным, как основой сказкотерапии. Излечивающая способность сказки была положена в основу целого направления современной психотерапии, названного сказкотерапией.
Метод сказкотерапии появился на рубеже 60-70-х годов ХХ века, обоснованный М. Эриксоном и в дальнейшем развитый его учеником В. Росси. В России метод сказкотерапии начал использоваться с начала 90-х годов И.В. Вачковым, Д.Ю. Соколовым, С.К. Нартовой-Бочавер. Сказкотерапия, построенная на некоторых механизмах арттерапии в целом и библиотерапии как вида арттерапии в частности, направлена на решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем ребёнка. Сказкотерапия применяется в работе с агрессивными, тревожными, застенчивыми, неуверенными детьми.
Термин «сказкотерапия» у педагогов и психологов имеет положительную окраску, видимо, потому что является самым древним методом воспитания и учения. Сказкотерапия, конечно, наиболее детский метод, так как она обращена к чисто детскому началу каждого человек. Через восприятие сказок мы воспитываем ребёнка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даём знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки. На занятиях и тренингах с использованием сказкотерапии психологи, работая с конкретными проблемами, находят их первопричину и помогают пациенту достичь внутренней гармонии, потому что и в сказке, и в жизни гармоничная личность выступает как созидатель, а дисгармоничная — как разрушитель. Любая сказка — это победа созидателя над разрушителем, то есть добра над злом. Таким образом, задача психолога, или иначе, сказкотерапевта, — изобрести метод обучения для тех, кто хочет познавать, и метод гармонизации для тех, кто ощущает хаос в душе и внутренний дискомфорт.
Сказки – необходимый элемент духовной жизни ребенка. Входя в мир чудес и волшебства, ребенок погружается в глубины своей души, в которой творится хаос – ведь он растет, его переполняет целая гамма эмоций. Это естественные этапы, которых взрослый не должен бояться. Сказки приводят в движение внутреннюю жизнь и это особенно важно, когда она запутана, стеснена или загнана в угол. Сказка «смазывает петли и засовы», вызывает прилив адреналина, указывает выход наружу, открывает пути в царство внутреннего мира к любви и знанию, к справедливости и гармонии.
Блуждая в своей душе – в дремучем сказочном лесу, маленький человек, знакомясь с разнообразными персонажами своей психики, осваивает скрытое от его сознания пространство. И когда ребенок возвращается в реальный мир, то чувствует себя более уверенным в своих силах. Он уже может справиться и с самим собой, и с жизненными трудностями.
Сказочный мир требует от ребенка активного, хорошо развитого воображения, умения свободно, не страшась опасностей и приключений, импровизировать. Чтобы всего этого добиться, ребенку необходимо много сказок и благожелательное отношение родителей к сказкам и постоянным «походам» в сказочный мир.
Метод учитывает эмоциональный интерес ребёнка к восприятию сказки как специфической для данного возраста деятельности. В свою очередь, этот интерес стимулирует эмоциональное включение ребёнка в сказку и становится основой для идентификации с её героями. Таким образом, сказка становится средством, которое позволяет ребёнку присваивать нормы, смыслы, ценности, модели поведения в различных сложных ситуациях. Идентификация ребёнка с героями сказки также помогает понять, что у других имеются такие же, как и у него, проблемы и переживания. Важно, что ребёнок отождествляет себя с положительными героями, так как их положение в сказке, как правило, преподносится более ярко, эмоционально. Поэтому метод сказкотерапии способствует личностному росту ребёнка.
Если ребёнок с раннего возраста начнёт осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: « Чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
«Почему герой так поступил?» — то есть более активная работа с текстом, где обсуждение поведения и мотивов персонажа служит поводом к обсуждению ценностей и поведения человека. Вводятся оценки и критерии «хорошо» — «плохо».
Проигрывание эпизодов сказки. Участие в этих эпизодах дает возможность ребенку или взрослому прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации и «сыграть» эмоции.
Вопрос 1. Что такое сказкотерапия?
Это методика работы с детьми и взрослыми, в которой главным обучающим, развивающим, терапевтическим материалом являются различные сказочные истории. Это и традиционные народные «Колобок» и «Репка», и хорошо всем знакомые с детства классические сказки, такие как «Золушка» или «Красная шапочка», и специально созданные для решения отдельных задач развития и обучения «Малютка автобус, который боялся темноты» и «Сказки о буквах и словах». Репертуар таких сказок чрезвычайно широк, выбор зависит от конкретной программы развития и возраста.
Вопрос 2. Чем сказкотерапия отличается от обычного чтения сказок родителями детям?
Одно не заменяет другое. Принцип метода не только в прочтении, проговаривании и обсуждении сказок, но и в их проигрывании. «Примеряя» на себя ту или иную роль, преодолевая вместе с героями сказки трудности или делая открытия, ребенок развивает в себе отдельные качества характера, усваивает новую информацию. Обсуждая поступки героев и события, учится ориентироваться в сфере человеческих взаимоотношений и моральных понятий. Вспоминая и пересказывая сказку, развивает мышление, память и т. д. Рисуя самые запомнившиеся моменты сказки или её героев, выражает в цвете свои эмоции, освобождается от тревожных переживаний и просто развивает воображение, образное мышление, мелкую моторику. Все это происходит в ненавязчивой игровой форме и, как правило, очень нравится детям любого возраста. Кроме того, при современных темпах жизни и возросших требованиях к уровню развития детей, этап чтения и рассказывания сказок родителями детям очень сокращается, если не отсутствует вовсе. Родителей – «рассказчиков», очень часто заменяет телевизор, что искажает развитие ребенка. Но это уже другая тема.
Вопрос 3. Для какого возраста показана сказкотерапия?
В каждом возрасте методика решает свои задачи. Для ребенка раннего возраста (до 3-х лет) и младшего дошкольника – это увлекательная развивающая игра вместе с другими ребятами и с взрослым ведущим. Это возраст активного развития восприятия, речи, воображения, образного мышления, крупной и мелкой моторики. В возрасте 4-5 лет возникают и развиваются моральные понятия, различные стороны мышления, взаимодействие со сверстниками в играх по правилам и далее, в возрасте 5-6 лет, в сюжетно- ролевой игре. В более старших возрастах методика помогает в решении проблем развития, поднимает и помогает осмыслению сложных морально-этических вопросов. Для взрослых – притча, своевременная и точная метафора способствует «озарениям» при разрешении внутренних противоречий, нахождению правильного «пути» и врачует душу.
Обобщая, можно сказать, что сказкотерапия – универсальная методика, объединяющая в себе возможности терапевтические, обучающие и развивающие. Сама по себе она не заменяет систематического обучения или обращения к специалисту при разрешении возможных проблем, но является эффективным методом содействия гармоничному развитию и сохранению душевного здоровья и воспитания.
Источник